Начало христианизации Карпато-Днестровской Руси | Русин. 2015. № 4 (42).

Начало христианизации Карпато-Днестровской Руси

Вопрос о времени крещения Руси (древнерусского населения) до сих пор вызывает многочисленные споры. Христианство, вернее, его «правильное учение» (православие), с давних времен было одной из основных составляющих русской этничности. Возникший позже второй этноним русинов - «руснак» («русняк») - являлся противопоставлением этнониму «поляк» (русняк-православный (либо униат) - поляк-католик). Процесс принятия христианства предками русинов можно разделить на три этапа. Первый - c I по VIII в., когда славяне, анты, а позже племена уличей и тиверцев контактировали на северо-западе Причерноморья с античным миром. Речь в этом случае, вероятно, идет об ограниченном количестве крещеных. Второй этап связан с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия в Великой Моравии (вторая половина IX в.), охватившей население Карпатской Руси. И заключительный этап - завершение крещения населения Карпато-Днестровских земель, введенных в состав Древней Руси князем Владимиром.

The beginning of Christianization of Carpatho-Dniestrovian Rus'.pdf Вопрос о начале христианизации Руси (древнерусского населения) до сих пор является проблемным. Постоянно поднимается (в том числе и на страницах международного исторического журнала «Русин») тема принятия христианства населением Карпато-Дне-стровских земель1 - региона этногенеза русинов до официального акта крещения Руси (см., напр.: Юрасов 2005; Жих 2009; Поп 2009; Боднарюк 2014; Жих 2015). Христианство, вернее, его «правильное учение» (православие), с давних времен было одной из основных составляющих русской этничности. Не случайно в Далимиловой хронике - первой исторической хронике на чешском языке, написанной в начале XIV в., при упоминании о крещении вышеградским архиепископом Мефодием чешского князя Борживоя I подчеркнуто: «Ten arcibiskup Rusin biese, msiu svu sLovensky srnziese» («тот архиепископ, русином2 будучи, службу божию по-славянски служил») (Rymovana Kronika 1877: 40). В данном случае это обозначало не этническую принадлежность, а исповедуемое им христианство восточного обряда (Кузьмин 1986: 207-208). В то времена считалось, что в Карпато-Днестровских землях православными могли быть только русины. Возникший позже этноним руснак (русняк)3 являлся противопоставлением этнониму поляк (русняк-православный (позже - и униат) - поляк-като лик). Долгое время конфессиональный компонент способствовал сохранению этнической идентичности всех ветвей русского народа, волею судеб оказавшихся со времен Средневековья в составе различных государств (Древней Руси/Московской Руси/России, Великого княжества Литовского, Русского и Жемойтского, Польши, Венгрии, Молдавии). Позднее Подкарпатская (Угорская) Русь (с конца XVII в.), Галичина и Буковина (с конца XVIII в.) были присоединены к Австрии. Несмотря на принятие под давлением католических владык Польши и Венгрии унии (Брестская уния 1596 г. в Речи Посполитой, Ужгородская в 1649 г. и Мукачевская в 1664 г. унии в Венгрии), прихожане по-прежнему продолжали считали свою веру «русской», так как долгое время в ней соблюдался восточный литургический обряд, а богослужение велось на церковнославянском языке. Русины - население Карпатской Руси - являются коренными жителями Карпато-Днестровского региона, предками которых были анты, а затем тиверцы, уличи и хорваты. Из-за постоянных нашествий кочевников большая часть восточнославянского населения этого региона вынуждена была отступить к Карпатам. Процесс принятия христианства предками русинов можно разделить на три этапа. Первый - c I по VIII в., когда славяне, анты, а позже племена уличей и тиверцев контактировали на северо-западе Причерноморья с античным миром. Речь в этом случае, вероятно, идет о небольшом количестве крещеных. Второй этап связан с миссионерской деятельностью Кирилла и Мефодия в Великой Моравии (вторая половина IX в.), охватившей население Карпато-Днестровской Руси. И заключительный этап, связанный с крещением Руси князем Владимиром, являл собой массовый переход в христианство населения Карпато-Днестровских земель, вошедших в состав Древнерусского государства. Славяне соприкоснулись с античным миром в I в., появившись в низовьях Днестра и Дуная и выйдя к границам Римской (впоследствии - Восточной Римской) империи. Тогда о них впервые стали упоминать латинские и греческие авторы, называя их «венедами» (Мишулин 1939: 300; Латышев 1948a: 232-235; Латышев 1949: 278-279, 285; Филин 1962: 51; Рикман 1975: 327). Появившиеся позже славянские племена антов (IV-VII вв.), сформировавшиеся при участии иранского (сарматского) компонента (подробнее о влиянии скифов и сарматов на этногенез и культуру предков русинов см.: Суляк 2014b), жили на территории между Прутом и Днепром. Основная масса антов обитала в Поднестровье, особенно заселен был север Прутско-Днестровского междуречья и долины прилегающих левых притоков Днестра (Серет, Збруч) (Алексеев 2008: 143). Первой епархией, появившейся на землях, занятых предками русинов, была Скифская епархия. Ее резиденцией был г. Томы (современный г. Констанца, Румыния). Располагалась она на территории так называемой Малой Скифии и не только охватывала черноморское побережье к югу от Истра (Дуная), но и, как полагали некоторые исследователи, простиралась за северный рукав Дуная. Впервые скифский епископ Евангелик упоминается в последней четверти III в. (Макарий 1994: 105-106). Позже готский епископ Вульфила, проповедовавший арианство на территории Великой Скифии (регион к северу от Дуная, который охватывал часть территорий нынешних Румынии, Молдавии и Украины), имел свою кафедру (до гонений на христиан со стороны готов в 348 г.) (Мыршану 2005: 29; Артюх 2006: 131-132; Карташев 2009: 26). В то время антами были заняты земли Северо-Западного Причерноморья вплоть до Дуная (Державин 1939: 282; Суляк 2004: 30). Регион их обитания - территорию между Прутом и Днепром - академик А.А. Шахматов назвал «прародиной русского народа» (Шахматов 1916: 46). О том, что часть антов к V в. уже приняла христианство, написал в своей «Церковной истории» (ок. 444 г.) Гермий (Эрмий) Созомен, адвокат из Константинополя: «Когда таким образом церковь увеличивалась по всей Римской империи, христианская религия проникла даже и к варварам. Уже исповедовали христианскую веру племена, живущие по Рейну, кельты и крайние галаты, живущие по побережью океана, а также готы и племена, жившие раньше по соседству с ними по берегам реки Истра (по соседству с готами жили анты. - С.С.), давно уже приняв веру во Христа, изменили свои обычаи на более кроткие и разумные...» (Латышев 1948b: 303; Брайчевський 1988: 13). Проанализировав известия о христианстве среди народов Северного Причерноморья, М.Ю. Брайчевский пришел к выводу, что термин «скиф» в античной литературной традиции имел собирательное значение, в понятие «скифы» вкладывался географический смысл (жители страны Скифия). Причем в данном случае речь идет не о готском обращении 70-х гг. IV в. (готы приняли не православие, а арианство, т. е. считались еретиками), а о процессе, охватившем значительную территорию Восточной Европы (Брайчевський 1988: 11-18). Эпифаний (314-403), епископ (с 367 г.) кипрского города Констанции, писал, что «Скифией древние обыкновенно называют всю северную страну, где живут готы и давны (Gothi et Dauni), а также венны (Venni) и арии (Arii) до пределов германцев и амазонок» (Латышев 1948b: 247-248). Как считал М.Ю. Брайчевский, давны - скорее всего, даки, венны - венеды (славяне), до пределов германцев - на западе и амазонок - на востоке (Брайчевський 1988: 15). Можно согласиться с мнением ученого, что начало древнерусского христианства относится к первой половине IV в. (Брайчевський 1988: 18). Уже в III-IV вв. в нижнем течении Дуная жили христиане (Бабий 1988: 7), и христианство распространялось на левый берег Нижнего Дуная и северный берег Дуная (Рафалович 1975: 9). Е.Е. Голубинский тоже согласен с точкой зрения, что анты, а затем племена тиверцев и уличей получили христианство от греков (Голубинский 1901: 3-6). В V-VI вв. византийские историки пишут о крупных византийских военачальниках антского происхождения, которые, скорее всего, были христианами. В 425 г. императоры Феодосий II и Валентиниан III издали эдикт, обращенный к префекту Галлии Аматию. Согласно ему иудеям и язычникам запрещалось заниматься судебной деятельностью и состоять на государственных должностях Corpus 1844: 458). Хотя данный закон и не всегда соблюдался, в данном случае все же речь шла о крупных военачальниках. В 469 г. фракийские войска империи возглавлял ант Анангаст, позже другой ант, Всегорд, тоже стал крупным византийским полководцем (Рыбаков 1939: 328; Рыбаков 1943: 79). Упоминаний становится больше после того, как в 533 г. император Юстиниан принял титул Антский, т. е. анты признали сюзеренитет империи (Свод 1994: 262; Вернадский 2000: 187; Алексеев 2008: 158). В 531 г. Юстиниан назначил magister miLitum (командующим) Фракии своего приближенного, «очень находчивого в военных делах» Хильбуда (Хилвудия, Хильбудия) (Рыбаков 1939: 328; Рыбаков 1943: 79; Свод 1994: 215; Вернадский 2000: 184; Алексеев 2008: 157). Был он, как писал Прокопий Кесарийский, «близкий к императорскому дому, в военном деле человек исключительно энергичный и настолько чуждый жажды стяжательства, что вместо величайших богатств он не приобрел никакого состояния». Далее он указывает: «Хильбудий настолько был страшен варварам, что в течение трех лет, пока он был облечен званием военачальника, не только никто из варваров не осмеливался перейти Истр для войны с римлянами, но сами римляне, неоднократно переходя под начальством Хильбудия в земли по ту сторону реки, избивали и забирали в рабство живших там варваров». После того как Хильбудий пал в одной из битв, «река навсегда стала доступной для переходов варваров по их желанию и римская область совершенно открытой для их вторжения. Таким образом, оказалось, что все могущество Римской империи в этом деле совершенно не может равняться доблести одного человека» (Прокопий 1950: 294-295). В 550-х гг. упоминается полководец (таксиарх) Дабрагез (Добро-гаст). Он крестился и женился на гражданке империи, его сын носил греческое имя Леонтий (Агафий 1953: 93; Свод 1994: 294-297, 308; Алексеев 2008: 158). Наличие христианского населения в Пруто-Днестровском междуречье подтверждено археологическими данными. На некоторые изменения в деталях обряда погребений с трупоположением за время существования черняховской культуры (II-IV вв.) обратил внимание Г.Б. Федоров. На всей территории черняховской культуры был распространен биритуализм - сочетание обрядов трупосожжения и трупо-положения. Позже в деталях обряда погребения с трупоположением происходят изменения, скорее всего, связанные с проникновением христианства. В погребениях могильные ямы становятся значительно глубже - до 3 м (в ранний период их глубина равнялась 0,40-1,20 м); вещей в них очень мало, а иногда и совсем нет, умерших кладут головой на запад (также с отклонениями). Это подтверждается на материалах черняховских могильников в Молдавии (Малаештский, Балцатский I и II могильники и др.) (Федоров 1958: 236). Некоторые погребения (ряд захоронений могильника у хутора Одая (Черновицкая область Украины) тоже выполнены с христианской регламентацией: голова обращена к западу, а ноги направлены к востоку (Никитина 1996: 25). На основании «христианского» характера захоронений Г. Федоров предположил, что в Пруто-Днестровском междуречье христианство появилось раньше, чем в Поднепровье (Федоров 1958: 236). Подобные характерные признаки замечены и в других элементах черняховской культуры. В орнаменте посуды, на днищах некоторых сосудов помещены кресты и квадратные фигуры, выполненные врезанными и лощеными линиями (Будешты, Квитки, Кирилловна - 2, Лески, Неслухов, овчарня совхоза Приднепровского) (Сымонович 1964: 344). В поселении близ с. Черновка (Черновицкая область) найдена формочка для отливки нательных крестиков (Брайчевський 1988: 20, Вой-наровський 1998: 334) и другие предметы, связанные с христианством (Войнаровський 1998: 334). Предметы с христианской символикой найдены и в черняховском поселении в с. Комарове (Черновицкая область) (Сымонович 1964: 344; Пивоваров 2001: 14-16). Также зафиксированы многочисленные находки крестиков (например в составе Ласковского клада на Волыни) (Тихонова 1960: 196, 203). С мнением, что часть населения черняховской культуры приняла христианство, согласны и другие археологи, в частности Э.А. Рикман (Рикман 1975: 251-252), В.Н. Войнаровский (Войнаровський 1998: 333-335), С.В. Пивоваров (Пивоваров 2001: 13), В.С. Артюх (Артюх 2006: 133). В 70-х гг. IV в. в Северном Причерноморье появились гунны. Большая часть их в начале V в. отошла на территорию Паннонии. Свидетельства древних авторов наводят на мысль о далеко зашедшем гунн-ско-антском этнокультурном симбиозе. Это видно из описания Приска Паннийского, побывавшего в 448 г. в ставке Аттилы (Латышев 1948c: 249, 253-255, 259). К этому же мнению пришли Д.И. Иловайский (он считал, что речь идет о влиянии восточных славян - русских) и Л. Нидерле (Иловайский 1881: 26-34; Нидерле 2001: 50-51). С появлением гуннов в Северном Причерноморье среди них начинает распространятся восточное христианство. В 527 г. «находящийся близ Боспора предводитель гуннов по имени Грод присоединился к тому же василевсу. Он пришел в Константинополь и был [там] крещен. Сам василевс стал его восприемником и, богато одарив, отпустил его домой с тем, чтобы он охранял области римлян и Боспор» (Ioannis MaLaLae 1829: 431; Иоанн Малала 1998: 469; Иванов 2003: 88). Тот же Иоанн Малала пишет, что «пришли гунны, грабя ее (Мизию) вплоть до Фракии. Против них выступили стратилат Константиол, Годила и стратилат Иллирии гунн Аскум, восприемником которого при святом крещении был василевс Юстиниан» (Ioannis MaLaLae 1829: 431; Иоанн Малала 1998: 472; Иванов 2003: 88). В начале VI в., как упоминает сирийская «Хроника» Захария Ритора, Кардост, армянский епископ Арана (Азербайджан), вместе с семью священниками пришел в кочевья гуннов, и они не только стали проповедовать среди пленных христиан, но и окрестили много гуннов, а также перевели писание на гуннский язык. Он проповедовал в стране гуннов 7 лет. Через 14 лет после ухода Кардоста в этих землях стал проповедовать другой армянский епископ - Макар, который построил церковь из кирпича (Пигулевская 1941: 165-166; Артамонов 1962: 92-93). В VII-IX вв. Карпато-Днестровские земли населяли антские племена хорватов, тиверцев и уличей. Согласно «Повести временных лет» уличи и тиверцы «сидели по Днестру и соседили с Дунаем». Тиверцы жили в Пруто-Днестровском междуречье до Дуная, а часть уличей, вероятно, после взятия их племенного центра Пересечена Свенельдом в 940 г., переселилась в междуречье Буга и Днестра. Северными соседями тиверцев и уличей были хорваты, жившие в Прикарпатье4 (более подробно см.: ПСРЛ I: 5; Суляк 2004: 44-47; Суляк 2014a). Константин Багрянородный, описывая область расселения печенегов в середине X в., упоминает о пустых крепостях «по сю сторону реки Днестра, в краю, обращенном к Булгарии», где «обнаруживаются некие признаки церквей и кресты, высеченные в песчанике» (Константин Багрянородный 1989: 157). В конце IX в. печенеги вытеснили венгров из степей Северного Причерноморья в Пруто-Днестровское междуречье - регион проживания тиверцев и уличей, с которыми у мадьяр сложились добрососедские отношения. Затем под натиском печенегов венгры вынуждены были мигрировать в Карпатскую котловину (Грот 1881: 281, 303; Юрасов 2007: 23-24). С венграми в Паннонию ушла и часть «рутенов» (Юра-сов 2007: 23). В 948 г. прибыли послы князя мадьяр Файза, а в 953 г., как рассказывает Скилица (XI в.), их князь Вулосуд (Булчу), притворившись, будто полюбил христианскую веру, прибыл в Константинополь. Он был крещен, император Константин Багрянородный стал его восприемником. Через некоторое время в Константинополе был крещен Гилас (Дюла), правитель восточной части средневековой Венгрии и Трансильвании. Константинопольский патриарх Феофилакт рукоположил монаха Иерофея епископом Туркии (Венгрии) (Кузнецова 2002: 342, 345; Иванов 2003: 191-192). Епископство просуществовало не менее 50 лет. Принял крещение в Видине (Болгария) Айтонь - другой правитель Восточной Венгрии (Кузнецова 2002: 345). Археологические сведения подтверждают распространение восточного христианства среди венгров (раскопанные у Сегеда остатки церкви Кишзомбор, найденные у слияния Тисы две ротонды византийского стиля, более 40 обнаруженных (из них 15 относятся к середине X - середине XI в.) византийских реликварных крестов (Иванов 2003: 193). Венгерский исследователь И. Тот обратил внимание на то, что, несмотря на раннюю миссионерскую деятельность византийской церкви среди венгров, в ранней христианской терминологии отсутствуют слова греческого происхождения (Тот 1986: 53). То есть венгры прибыли в Подунавье и Трансильванию уже в той или иной степени христианизированными, причем христианство они восприняли от славян (Кузнецова 2002: 341). В венгерском языке сохранилось большое количество славянских заимствований, относящихся к церковно-религиозной сфере5 (Шушарин 1997: 297). О. Степан Пап считает, что речь идет о заимствовании венграми русской (русинской) христианской терминологии (Пап 2001: 190). Это тоже одно из доказательств контактов венгров с русинами-христианами как в Пруто-Днестров-ском междуречье, так и Паннонии. На наличие русских поселений в Венгрии на всей ее территории - от австрийской границы до Тран-сильвании - с X в. указывают многочисленные известия (Назаренко 1978: 303). Позже, когда печенеги закрепились в низовьях Дуная и Днестра, в Карпаты отошла часть тиверцев и уличей (Юрасов 2007: 23-24; Юрасов 2008: 239). О том, что они из-за набегов кочевников мигрировали в Трансильванию и Северную Венгрию, положив начало Семиградской Руси6, писал Л. Нидерле (Нидерле 2001: 172-173). Они усилили проживавший в этом регионе восточнославянский элемент, мигрировавших ранее дулебов и хорватов. В 561-567 гг. авары завоевали Волынь и заставили большую часть дулебов, которые возглавляли волынский союз племен, перебраться на запад, где они со временем стали чешскими, паннонскими, карин-тийскими дулебами (Войтович 2010: 10). Аварское завоевание части Великой Хорватии7 в середине VI в. заставило уйти значительную часть хорватов в Паннонию и Далмацию. В этом переселении приняли участие хорваты не только бассейна Тисы, но и бассейнов Днестра и Сана (Войтович 2010: 31). В «Житии Панкратия Тавроменийского» описывается, как он крестил множество пленных авар (Иванов 2003: 118). В аварском могильнике VI в. на Балатоне найдены посеребренный крест с надписью 0QZ ZOH («свет жизни») и серебряная капсула с изображением св. Петра и надписью ПЕТРО1, а у Завода, в погребении VII-VIII вв., - крест с неясной греческой надписью (Иванов 2003: 191). Второй этап христианизации Карпато-Днестровских земель относится ко второй половине IX в. Дореволюционные российские исследователи критически относились к латиноязычным источникам, упоминавшим «русских» на территории Великой Моравии, Чехии, Польши, Венгрии. Это можно объяснить недостаточными в то время сведениями по истории Карпатской Руси. Митрополит Макарий писал, что «некоторые ревнители папства старались утверждать, будто русские обращены при Владимире к вере не греческими проповедниками, присланными из Константинополя, а римскими, посланными от папы, именно епископом Бруно и архиепископом Вонифатием» (Макарий 1995: 118). В.Н. Татищев упоминал, что «о руссо-славянах Бароний рассказывает, якобы руссы чрез Войцеха и Вонифатия [Бонифация], папистских проповедников, первую проповедь получили, но это не так, ибо он, гуриан за руссов приняв, погреши... Другие иных проповедников римских описывают» (Татищев 2005: 45). А.В. Карташев в подглавке «Западный миф о крещении Руси» указывал: «униатские историки русской церкви, на основании своих западных житийных материалов, строят концепции создания русского христианства силами западных миссионеров», имея в виду сообщение кардинала Петра Дамиани, епископа Остийского в житии св. Ро-муальда, хронику францисканского монаха Адемара, где повествуется о деяниях Адальберта (Войтеха), архиепископа Пражского, а также Бруно-Бонифация о том, как «он обратил к вере провинцию Венгрию и другую, которая называется Russia» (Карташев 2009: 125-126). В последнее время в научный оборот было введено немало источников по истории Карпатского региона и его коренного населения - русинов, активизировалось изучение истории этого этноса в различных странах. Однако современные российские историки часто по-прежнему продолжают игнорировать саму возможность существования в средние века вне Древней Руси, на территории ряда государств, русских анклавов. Вероятно, в этом присутствуют определенные идеологические мотивы, в частности приверженность некоторых из них норманской теории происхождения Руси. Моравский князь Моймир (818-846) принял христианство, чтобы обезопасить княжество от Франкского государства. В административном отношении христианская церковь в Моравии подчинилась зальцбургскому и пассаускому епископам. Племянник Моймира Ростислав, стремясь создать самостоятельную церковь, обратился к византийскому императору Михаилу III с просьбой отправить в Моравию христианских проповедников, знавших славянский язык. Предложение Ростислава было поддержано императором и патриархом Фотием. В 863 г. к Ростиславу были направлены два брата -Константин и Мефодий (История Чехии 1947: 8, 10). Миссионерская деятельность братьев также охватывала Нитран-ское (на западе современной Словакии) и Блатенское княжества (Нижняя Паннония - территория между Дунаем, Дравой и Рабом и вокруг озера Блатно (Балатон)). Основным населением этих территорий, находившихся в вассальной зависимости от Восточно-Франкского королевства, были славяне (Шушарин 1997: 38, 40-41). А.Ф. Гильфердинг полагал, что власть Великой Моравии во времена Святополка (Святоплука) простиралась на восток до северных притоков Тисы и Карпатских гор, в том числе и на северный их склон (вероятно, в состав державы входил и Краков) (Гильфердинг 1868: 75). Туда входили также Моравия, Словакия, часть Чехии, Малая Польша, Лужица, земля бодричей (Бернштейн 1984: 77). А Болгарское царство в начале IX в. при Круме распространило свою власть к востоку от среднего Дуная и Тисы на равнины и горы, занятые разбросанными поселениями аваров, болгар, славян и во-лохов (ныне это Восточная Венгрия, Банат, Валахия, большая часть Трансильвании, т. е. земли между Дунаем и Тисой («от Тителя до пределов русских и польских») (Гильфердинг 1868: 75-76). Венгерский Аноним писал в XII в.: «Землю же между Тисой и Дунаем занял великий Кеан (Крум), вождь Болгарии, предок вождя Салана, до границ рутенов и поляков и заставил там жить славян и болгар. А землю между Тисой и лесом Идьфон, которая простирается до Трансильвании, от реки Марош до реки Самош, занял вождь Марот (антропоним, возникший под пером Анонима от старого венгерского названия мораван)...» (Юрасов, Матузова 2013: 83-84). На то, что славянское население Трансильвании, Валахии и Восточной Угрии было зависимо от Моравского княжества (Белая Хорватия) и частично от Болгарии, указывал Грот (Грот 1881: 85, 87, 136-137). С точкой зрения, что нынешние Закарпатье, Галичина (Лемковщи-на, Бойковщина, Надсанье до Буга и Стира на Волыни) с !Х - первой половины Х в. были под властью Великой Моравии (потом - частично Пражского княжества) и частично Первого Болгарского царства, согласен Б.М. Боднарюк (Боднарюк 2014: 124). На вероятность подчинения части хорватов в IX в. князю Святополку Моравскому и на проживание хорватов на территории до Верхнего Прута и Карпат указывали средневековые восточные авторы (Войтович 2010: 20). Энеа Сильвио Бартоломео Пикколомини (1405-1464), Папа Римский Пий II, в своей «История Богемии» упоминает среди подданных Святополка неких Russani (Aeneas SiLvius 2005: 92). В.И. Ламанский считал, что речь идет о Карпатской Руси (Ламанский 1859: 60). М.К. Юрасов предположил, что Пикколомини использовал более раннюю, не дошедшую до нас хронику (Юрасов 2005: 50). На то, что в состав Великой Моравии, где Кириллом и Мефодием было введено христианство по восточному обряду, входили собственно Моравия и в значительной части сопредельные с ней Венгрия, Богемия, Белая и Червонная Хорватия (Малая Польша), Верхняя Силезия и Червонная Русь, указывает Х.Ф. Фризе (Фризе 1895: 12). Церковная юрисдикция и граница Моравского архиепископства простирались до Малой Польши и Карпатских гор (Фризе 1895: 34). В «Хронографе» западнорусской редакции (в котором была использована «Хроника всего света» Мартина Бельского) под 890 г. записано: «Святоплуг, Моравский кроль, христианин, научен от Кирилла, был паном великим, в то время держал русские земли» (Хронограф 1914: 255). Там же говорится, что Святоплуг с боярином русским крестил чешского князя Борживоя (Хронограф 1914: 256). После прекращения миссионерской деятельности Кирилла и Ме-фодия христианизация русинов продолжилась Великой Моравией и Первым Болгарским царством после принятия им в 864 г. в качестве официальной религии христианства (Голубинский 1871: 347, 371; Цухлев 1910: 263; Опенко 1942: 10; Боднарюк 2014: 124-125). С конца IX в. их миссионеры составили конкуренцию немецким латинским миссиям, монахам-бенедиктинцам и ирландским (Боднарюк 2014: 124). Однако вскоре после смерти Мефодия (885 г.) новый паннонский архиепископ немец Вихинг и его сторонники добились у папы Стефана V запрещения богослужения на славянском языке. Князь Святополк изгнал учеников Мефодия из своих владений. К тому времени в епархии Мефодия было около 200 священнослужителей (Робинсон 1984: 377). Их Святополк передал немецкому духовенству. Одних продали в рабство в Венеции (их впоследствии выкупил и пригласил в Константинополь византийский император Василий), других заточили в тюрьмы. Горазд и некоторые ученики возвратились в Моравию. После ее захвата венграми Горазд ушел в Польшу, остальные - в Богемию (Тахиаос 2005: 156-157). О том, что после княжеского суда «иных православных бесчеловечно пытали, дома других подвергались ограблению» и франки «продали иудеям наиболее молодых среди пресвитеров и диаконов» (до 200 человек), а Горазд, Климент и другие учителя «вместе со многими именитыми людьми были закованы в железа и заперты в темницу», упоминается в «Пространном житии Климента Охридского» (Пространное житие 2000: 186). В «Житии Наума» говорится о том, «как много мучили их еретики, а других пресвитеров и диаконов продали евреям», которые повезли их в Венецию, где по поручению императора Василия, узнавшего об этом, пленников выкупили и доставили в Константинополь: «И устроили их снова в их чине и сане пресвитеров и диаконов, как и раньше было, и дали им содержание» (Житие Наума 2000: 286-287). Вышеизложенное показывает, что в описываемое время в Моравии служило большое количество священников, продолжавших дело Кирилла и Мефодия, что свидетельствует о широком распространении византийского христианства. Как правильно заметила Е.И. Витте, «...во второй половине IX в. идеи и учреждения восточной церкви одержали блестящую победу над идеями и учреждениями западной на всем пространстве от Кракова до Праги, от Черного до Адриатического моря, и от Седьми-градских Альп до Чешского леса. Моравия и Паннония были тогда средоточием славянской церкви; оттуда распространялась деятельность солунских братьев на четыре стороны: в Чехию и Лужицы, в Хорутанию и Хорватию, земли сербские и болгарские, в Польшу и Прикарпатскую Русь. Нечего говорить, что вся земля Угрии затронута была славянскими проповедниками, - было, таким образом, полное объединение славян одною церковью и одним церковным языком. Деятельность латинских миссионеров была на время совершенно парализована. Правда, к концу IX в. неразумием Святополка латино-немецкие прелаты снова утверждаются в подкарпатских и подунай-ских странах» (Витте 1908: 40). О том, что рутены (русины), как и другие народы Паннонии, были христианизированы Кириллом и Мефодием, писал в 1799 г. И. Бази-лович, протоигумен мукачевского Свято-Николаевского монастыря (Brevis Notitia 1799: 74). Указав, что территория Закарпатья подчинялась Моравскому епископству, В. Пронин выдвинул предположение, что Мукачевское могло быть из семи основанных св. архиепископом Мефодием в Паннонии епископств, которое просуществовало недолго (Мефодий умер в 855 г., венгры пришли в Паннонию в 896 г.). Он утверждал, что влияние Мефодия охватывало территорию до юга Польши (Пронин 2005: 54). А. Хойнацкий считал, что влияние епархии Мефодия в конце IX ст. распространялось до Почаева (Почаевская лавра 1897: 42-43). Некоторые историки полагают, что князь Владимир взял священников из угорских (венгерских) русинов (Голубинский 1901: 167; Опенко 1942: 83-84; Гавриил 1999: 9). После разгрома Великой Моравии венграми часть земель, населенных хорватами, вошла в состав Богемского (Пражского) княжества. В 950 г. королю Германии Оттону I удалось победить Болеслава I Богемского. В 963 г. польский князь Мешко признал сюзеренитет империи (Оттон с 962 г. - император Священной Римской империи) и согласился выплачивать дань с подвластной ему территории. Оттон, продвинув границы своего государства на восток, должен был ввести в этих регионах христианство в строгие организационные рамки. После смерти Болеслава I в 967 г. его сын Болеслав II продолжал проводить дружественную Германии политику. После основания архиепископства Магдебургского Оттон Великий вступил в контакт с ним и с согласия папы подготовил учреждение епископства Пражского (Богемского). Богемское епископство, основанное, правда, уже после смерти Оттона, было включено в состав имперской церкви и подчинено Майнцу (Бульст-Тиле 2008: 85, 87, 90). За 21 год до официального крещения Руси папа Иоанн XIII (965972) специальной буллой, написанной в 967 г., разрешая учреждение Пражского епископства, запретил назначать на епископскую кафедру человека, принадлежащего «к обряду или секте» болгарского или русского народов и вести богослужение на славянском языке (Codex diplomaticus 1904-1907: 342-343). Этот отрывок приводится и в «Чешской хронике» Козьмы Пражского (обращаясь к князю Болеславу, папа пишет касательно назначения епископа: «Однако ты выбери для этого дела не человека, принадлежащего к обряду или секте болгарского или русского народа, или славянского языка, но, следуя апостольским установлениям и решениям, [выбери] лучше наиболее угодного всей церкви священника, особо сведущего в латинском языке, который мог бы плугом слова вспахать новь сердец язычников, посеять в них пшеницу добрых дел, а плоды урожая вашей веры отдать Христу») (Козьма Пражский 1962: 66), и Саксоном Анналистом8 (Саксон Анналист 2012: 184). Булла тоже показывает, что к тому времени уже было значительное количество священников-русинов. В «Чешской хронике» Козьмы Пражского приведена грамота 1086 г., где определяются границы Пражского епископства, которое «на восток имеет границы реки Буг и Стырь с городом Краковом и областью, которая называется Ваг, со всеми округами, относящимися к вышеназванному городу, каковым является Краков». В грамоте упоминаются также «хорваты и другие хорваты», живущие на севере Чехии9 (Козьма Пражский 1962: 151). А. Назаренко обратил внимание, что при описании границ в учредительной грамоте новообразованного диоцеза его восточная граница охватывала, помимо Кракова, Западной Словакии (область Ваг), также Червенские города и Перемышль (Назаренко 2001: 394). На это указывает схожесть архитектуры христианских памятников Прикарпатья с подобными сооружениями в Чехии и Моравии (Моця 1990: 97, 99-101; Цветков 2012: 148). В рассказе «О крещении Владимира» (XIV в.) летописец пишет: «Потомъ же, многимъ лЬтом минувшимъ, пришедъ ВоитЬхъ въ Мораву и въ Чохи и въ Ляхи, разруши вЪру правую и Рускую грамоту отвър-же, а Латинскую вЬру и грамоту постави и правыя вЬры епископы и попы изсЬче, а иныя разгна. И иде въ Пруськую землю, хотя и тЬх въ вЬру привести, а тамо ВоитЬх оубьенъ бысть, Латински епископъ» (Шахматов 2014: 326-327). В славянских легендах о св. Кирилле говорится, что Константин Философ создал славянскую письменность, которая распространилась у моравов, поляков и среди других народностей, а потом у руси, веру в них утвердил правоверную, книги написал «роуским» языком и хорошо научил. Потом, много лет спустя, пришел «в Моравы, и в Чехи, и в Ляхи» Войтех и «разрушил» правую веру, отверг русскую грамоту, а латинскую грамоту и веру поставил и правой веры иконы сжег, «а епископы и попы посече, а других разгнав» (Monumenta 1864: 90). Об этом же читаем в позднейшем добавлении к паннонскому «Житию св. Кирилла»: «Потом же многом лета минувшим, пришед Войтех в Мораву и в Чехы, и в Ляхы, разрушил веру правую и русскую грамоту отверже, а латинскую веру и грамоту постави» (Козьма Пражский 1962: 261). Сведения о христианском русском (русинском) населении данного региона в латиноязычных источниках встречаются и позже. Матфей, епископ Краковский, в своем «Послании к Бернарду Клервоскому» (ок. 1148) пишет: «...мог ли бы кто-либо и искоренить нечестивые обряды и установления руси (Rutheni)» и «Народ же этот русский (gens Ruthenica) неисчислимым множеством подобен звездам, правила православной веры (orthodoxa fides) и установления истинной религии не соблюдает» (Щавелева 1976: 114). Хотя часть исследователей считает, что здесь речь идет о Киевский Руси (Ша-велева 1976: 119-121; Августин 2010: 37-38; Древняя Русь 2010: 206), правильно, на наш взгляд, соотнести это упоминание с частью Карпатской Руси - Юго-Восточной Польшей, где до сих пор проживают русины-лемки (Суляк 2004: 51). В грамоте польского князя Мешко I папскому престолу «Dagome iudex», составленной между 990 и 992 гг. для передачи Польского государства под защиту Рима, указывается: «...et fines Russiae usque in Cracoa...» («...и границы Руси вплоть до Кракова...») (Maciejowski 1846: 374; towmianski 1973: 529-597; Щавелева 1990: 28, 30; Юрасов 2012: 80-81). В.О. Ключевский упоминал об известиях XII-XIV вв. о православных церквах в Краковской области и других местностях Юго-Восточной Польши (Ключевский 1956: 284, 405). В своем послании епископ Матфей затрагивает вопрос о том, что русины не соблюдают ни православного, ни католического обряда (недостаточно почитают Христа, имеют другую обрядовую систему и принижают роль церковной иерархии), что говорит, скорее всего, о распространении среди них арианства (Введение 1987: 42-43; Крещение 1988: 40-42). Таким образом, еще раз подтверждается тот факт, что первый этап принятия христианства предками русинов пришелся на III-IV вв. (часть из них, вероятно, получила арианство от готов). В то же время на юге Польши обнаружены памятники, относящиеся к восточному христианству. В 1954 г. в Вислице найдены фрагменты небольшой церкви, в архитектурном плане схожей с церквами в Старе Место (Моравия) и в Праге (Чехия). В 1961 г. под костелом Св. Сальватора в Кракове обнаружили фундамент православной церкви X в. (Kmietowicz 1994: 21). Мариинская церковь в Кракове тоже была построена православным духовенством (Фризе 1895: 34). Значительное количество русинов - приверженцев восточного обряда - оставалось в Венгрии. В 974 г. пассауский епископ Пиллигрим писал папе Бенедикту VII, что в Паннонии христиане составляют большинство населения. А сами венгры склоны к принятию христианства. Отправленным им монахам и священникам удалось 5 000 человек из знати обратить в католическую веру. Он также свидетельствует, что христианство в Венгрии сохранилось благодаря деятельности славянских просветителей (Rerum 1849: 132; Успенский 2002: 217). Много упоминаний в средневековых источниках встречается о некой Русской марке на территории средневековой Венгрии. В «Житии Конрада, архиепископа Зальцбургского» говорится, что в 1127 г. австрийский герцог «направляет посла к [венгерскому] королю, который тогда находился в марке рутенов («Hoc responso audito, nuntius ad regem dirigitur, qui tunc in marchia Ruthenorum morabatur...») (Monumenta 1854: 74). М.С. Грушевский, В.Т. Пашуто, В.П. Шушарин, А.В. Назаренко разделяют мнение, что в данном случае речь идет не о Подкарпатской Руси (Пашуто 1968: 334; История Венгрии 1971: 122-123; Назаренко 1978: 305-306; Грушевський 1992: 488). О Русской марке (Ruzaramarcha) на территории Паннонии (Ruzaravarcha) ранее упоминается в грамоте короля Людовика Немецкого Альтайхскому монастырю (862/863) (Назаренко 1993: 53, 57). Фома Сплитский (около 1200-1268) в своей «Истории архиепископов Салоны и Сплита» писал, что император Диоклетиан, «помимо многих других сооружений, распорядился построить в Риме термы; в землях Паннонии на границе с Рутенией ("in Pannonie partibus in confinio Ruthenie" (Monumenta 1984: 10)) он возвел одно здание из порфирного камня, настолько великолепное, что и сейчас, хоть и разрушенное, оно все еще представляет собой величественное зрелище для изумленных прохожих, как можно прочесть в истории четырех венценосных» (Фома Сплитский 1997: 30). А.В. Назаренко допускает интерпретацию выражения «in confinio Ruthenie» не только как «на границе с Рутенией», но и с учетом значения слова «confinium» в ряде венгерских юридических документов -«марка». Он рассматривает известие Фомы как подтверждение существования в Венгрии некоей Русской марки в междуречье Савы и Дуная (Фома Сплитский 1997: 155). То есть правильнее перевод будет звучать так: «в Паннонии, на территории марки рутенов» (Назаренко 1978: 305). В «Хронике» Адемара Шабаннского упоминается: «Святой же Бруно (имеется в виду Бруно Кверфуртский (ок. 974-1009)) обратил к вере область Венгрию (Ungria) [и] другую, которая зовется Русью (Russia)» (скорее всего, не обратил, а перевел в католическую веру. - С.С.) (Ade-mar 1897: 152-153). Как указывает А.В. Назаренко, в представлении Адемара эта Русь составляла одну из «областей» Венгрии (Назаренко 2001: 343). В новом переводе указано: «Святой же Бруно обратил в веру Венгрию и другую провинцию, которая называется Руссия» (Адемар 2015: 195). Русская марка, полагает С. Пап, - это Потисская Русь (по мнению исследователя, в данное понятие входят все левобережье Дуная, Потисье, Семиградия (Трансильвания), позже - только Закарпатье, Пряшевщина, Татранщина) (Пап 2001: 265). Он же указал, что одновременно с Русской маркой в Потисье существовало русское Бихар-ское10 епископство, о котором упоминается в описи доходов короля и отдельных епископств во времена правления Белы III (1173-1196) (Episcopus Biarch. cuius sedes dicitur Orosiensis habens miLLe marcas) (Codex dipLomaticus 1829: 218

Ключевые слова

русин, руснак, Русь, Карпатская Русь, христианство, православие, Кирилл, Мефодий, Карпато-Днестровские земли, анты, тиверцы, уличи, хорваты, Rusin, Rusnak, Rus', Carpatho-Rus', Christianity, Orthodoxy, Cyril, Methodius, Carpatho-Dniestrovian Lands, Antes, Tivertsy, Uliches, Chorvats

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суляк Сергей ГеоргиевичТомский государственный университет; Общественная ассоциация «Русь»кандидат исторических наук, доцент, старший научный сотрудник лаборатории междисциплинарных исследований; главный редактор международного исторического журнала «Русин»; президентsergei_suLeak@rambLer.ru
Всего: 1

Ссылки

Августин 2010 - Августин (Никитин), архимандрит. Изучение личности и творчества Бернарда Клервоского (1091-1153) в русской науке // Христианское чтение. 2010. № 1. С. 34-75.
Агафий 1953 - Агафий. О царствовании Юстиниана / Пер., ст. и прим. М.В. Левченко. М.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1953. 228 с.
Адемар 2015 - Адемар Шабаннский. Хроникон. СПб.: Евразия; М.: ИД Клио, 2015. 384 с.
Артамонов 1962 - Артамонов М.И. История хазар. Л.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 1962. 523 с.
Артюх 2006 - Артюх B.C. Язичество та ранне християнство стародавньо! Галичини. Льв1в: СПОЛОМ, 2006. 200 с.
Алексеев 2008 - Алексеев С.В. Славянская Европа V-VI вв. М.: Вече, 2008. 448 с.
Бабий 1988 - Бабий А.И. Православие в Молдавии: история и современность. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1988. 84 с.
Бернштейн 1984 - Бернштейн С.Б. Константин-Философ и Мефодий. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1984. 167 с.
Боднарюк 2014 - Боднарюк Б.М. Пути и особенности процесса христианизации Карпатской Руси в конце !Х - начале Х! в. // Русин. 2014. № 1 (35). С. 121-142.
Брайчевський 1988 - Брайчевський М.Ю. Утвердження християнства на Рус1ю. КиУв: Наукова думка, 1988. 261 с.
Бульст-Тиле 2008 - Бульст-Тиле Мария Луиза, Йордан Карл, Флекенштейн Йозеф. Священная Римская империя: эпоха становления / Пер. с нем. К.Л. Дробинской, Л.Н. Неборской; под ред. И.О. Ермаченко. СПб.: Евразия, 2008. 480 с.
Введение 1987 - Введение христианства на Руси / Отв. ред. А.Д. Сухов. М.: Мысль, 1987. 302 с.
Вернадский 2000 - Вернадский Г.В. История России. Древняя Русь. Тверь; М.: Леан; Аграф, 2000. 448 с.
Витте 1908 - ВиттеЕ.И. Св. первоучители славянские Кирилл и Мефодий и культурная роль их в славянстве и России. СПб.: Общество ревнителей русской истории просвещения в память имп. Александра III, 1908. 107 с.
Войнаровський 1998 - Войнаровський В.Н. Про час i мотиви руйнацп шгу-мацшних поховань чернях1всько'| культури // Записки Наукового товариства iменi Шевченка. Т. 235 (CCXXXV). ПраЩ Археолопчно! ком1сп. Львiв: Наукове товариство iменi Шевченка, 1998. С. 318-342.
Войтович 2010 - ВойтовичЛ.В. Восточное Прикарпатье во второй половине I тыс. н.э. Начальные этапы формирования государственности // Русин. 2010. № 3 (21). С. 5-49.
Гавриил 1999 - Гавриил (Кризина), игумен. Православная церковь в Закарпатье (век ХХ). Киев: Информационно-издательский центр Украинской православной церкви, 1999. 200 с.
Гильфердинг 1868 - Гильфердинг А.Ф. История сербов и болгар // Собрание сочинений А. Гильфердинга. Т. 1: I. История сербов и болгар; II. Кирилл и Мефодий; III. Обзор чешской истории. СПб.: Печатня В. Головина, 1868. 440 с.
Голубинский 1871 - ГолубинскийЕ.Е. Краткий очерк истории православных церквей Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской. М.: В унив. тип. (Катков и К°), 1871. 734 с.
Голубинский 1901 - Голубинский Е.Е. История русской церкви. 2-е изд., испр. и доп. Т. 1: Период первый. Киевский, или домонгольский. М.: Университетская типография, 1901. 968 с.
Грот 1881 - Грот К.Я. Моравия и мадьяры с половины IX до начала X века. СПб.: Типография Императорской Академии наук, 1881. 436 с.
Грушевський 1992 - Грушевський М.С. 1стор1я Укра'ши-Руси: В 11 т., 12 кн. / Редкол.: П.С. Сохань (голова) та ш. Кшв: Наукова думка, 1992. Т. 2. 640 с.
Державин 1939 - Державин Н.С. Об этногенезе древнейших народов Дне-провско-Дунайского бассейна (к постановке вопроса) // Вестник древней истории. 1939. № 1 (6). С. 279-290.
Добрянский 1880 - Добрянский А. О западных границах Подкарпатской Руси со времен св. Владимира // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CCVIII. 1880. С. 134-159.
Древняя Русь 2010 - Древняя Русь в свете зарубежных источников: Хрестоматия / Под ред. Т.Н. Джаксон, И.Г. Коноваловой и А.В. Подосинова. Т. IV: Западноевропейские источники / Сост., пер. и ком. А.В. Назаренко. М.: Русский фонд содействия образованию и науке, 2010. 512 с.
Житие Наума 2000 - Житие Наума. Приложение. Ч. I. Введение, перевод, комментарии Б.Н. Флоря // Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб.: Алетейя, 2000. 324 с.
Жих 2009 - ЖихМ.И. О хронологии христианизации прикарпатских славян // Русин. 2009. № 3 (17). С. 21-31.
Жих 2015 - Жих М.И. Христианизация волынской земли в контексте ее социально-политического развития // Русин. 2015. № 1 (39). С. 5-10.
Иловайский 1881 - ИловайскийД.И. Вопрос о народности руссов, болгар и гуннов // Журнал Министерства народного просвещения. Ч. CCXV. Отд. II. СПб., 1881. Май. С. 1-34.
Иванов 2003 - Иванов С.А. Византийское миссионерство: Можно ли сделать из «варвара» христианина? М.: Языки славянской культуры, 2003. 376 с.
Иоанн Малала 1998 - Иоанн Малала. Хронография. Книга XVIII / Пер. А.А. Чекаловой // Прокопий Кесарийский. Война с персами. Война с вандалами. Тайная история / Пер с греч.; вступ. ст., ком. А.А. Чекаловой. СПб.: Алетейя, 1998. С. 467-496.
История Венгрии 1971 - История Венгрии: В 3 т. / Ред. Т.М. Исламов, А.И. Пушкач, В.П. Шушарин. М.: Наука, 1971. Т. 1. 644 с.
История Чехии 1947 - История Чехии / Ред. В.И. Пичета. М.: Госполитиздат, 1947. 260 с.
Карамзин 1989 - Карамзин Н.М. История государства Российского: В 12 т. М.: Наука, 1989. Т. 1. 640 с.
Карташев 2009 - Карташев А.В. Очерки по истории Русской церкви: В 2 т. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2009. Т. 1. 784 с.
Ключевский 1956 - Ключевский В.О. Курс русской истории. Ч. 1 // Сочинения: В 8 т. М.: Гос. изд-во полит. лит., 1956. Т. 1. 428 с.
Козьма Пражский 1962 - Козьма Пражский. Чешская хроника / Вступ. ст., пер. и ком. ГЭ. Санчука; отв. ред. Л.В. Разумовская и В.С. Соколов. М.: Издательство АН СССР, 1962 (Серия «Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы»). 296 с.
Константин Багрянородный 1989 - Константин Багрянородный. Об управлении империей. М.: Наука, 1989. 496 с.
Крещение 1988 - «Крещение Руси» в трудах русских и советских историков / Авт. вступ. ст. А.Г. Кузьмин; ред. кол. А.Ф. Окулов (пред.) и др. М.: Мысль, 1988. 333 с.
Кузнецова 2002 - Кузнецова А.М. Христианство в Венгрии на пороге второго тысячелетия // Христианство в странах Восточной, Юго-Восточной и Центральной Европы на пороге второго тысячелетия. М.: Языки славянской культуры, 2002. С. 340-397.
Кузьмин 1986 - Кузьмин А.Г. Спорное и бесспорное о крещении Руси // Молодежь, религия, атеизм. М.: Молодая гвардия, 1986. 216 с.
Ламанский 1859 - Ламанский В.И. Исторические замечания к сочинению «О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании» // Ламанский В.И. О славянах в Малой Азии, в Африке и в Испании. СПб., 1859. 611 с.
Латышев 1948a - Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1948. № 2 (24). С. 213-314.
Латышев 1948b - Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1948. № 3 (25). С. 217-330.
Латышев 1948c - Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1948. № 4 (26). С. 225-298.
Латышев 1949 - Латышев В.В. Известия древних писателей о Скифии и Кавказе // Вестник древней истории. Приложение. 1949. № 2 (28). С. 269-356.
Литаврин 1957 - Литаврин Г.Г. Записка греческого топарха (документ о русско-византийских отношениях в конце X в.) // Из истории средневековой Европы (X-XVII вв.). М., 1957. С. 114-130.
Макарий 1994 - Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви. Т. 1, кн. 1. История христианства в России до равноапостольного князя Владимира как введение в историю Русской церкви. М.: Изд-во Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1994. 408 с.
Мишулин 1939 - Мишулин А.В. Древние славяне и судьбы Восточно-Римской империи // Вестник древней истории. 1939. № 1 (6). С. 290-304.
Мицюк 2003 - МицюкО. Нариси з сощально-господарсько! 1сторп б[увшо!] Угорсько! ниш Пщкарпатсько! Руси. Ужгород: ВАТ Видавництво «Закарпаття», 2003. Т. 1: До друго! чверт XVI в. Факс. вид. 1936. 246 с.
Моця 1990 - Моця А.П. Погребальные памятники южнорусских земель IX-XIII вв. Киев: Наукова думка, 1990. 156 с.
Мыршану 2005 - МыршануД.Г. Вульфила // Православная энциклопедия. Т. 10: Второзаконие - Георгий. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2005. 752 с.
Назаренко 1978 - Назаренко А.В. О «Русской марке» в средневековой Венгрии // Восточная Европа в древности и Средневековье: Сб. ст. М.: Наука, 1978. 368 с.
Назаренко 1993 - Назаренко А.В. Немецкие латиноязычные источники IX-XI веков: Тексты, пер., ком. М.: Наука, 1993. 240 с.
Назаренко 2001 - Назаренко А.В. Древняя Русь на международных путях: междисциплинарные очерки культурных, торговых, политических связей IX-XII вв. М.: Языки русской культуры, 2001. 784 с. (Studia historica).
Нидерле 2001 - Нидерле Л. Славянские древности. 2-е изд. М.: Алетейя, 2001. 592 с.
Немецкие анналы 2012 - Немецкие анналы и хроники X-XI столетий. М.: Русский фонд содействия образованию и науки, 2012. 560 c.
Никитина 1996 - Никитина Г.Ф. Могильники черняховской культуры в Северной Буковине и Бессарабии. М.: Наука, 1996. 182 с.
Опенко 1942 - Огieнко 1.1. Укра!нська церква: У 2 т. Прага: Видавництво К^я Тищенка, 1942. Т. 1. 238 с.
Пап 2001 - Пап, о. Степан. 1стс^я Закарпаття: В 3 т. Т. 1: 1вано-Франювськ: Нова Зоря, 2001. 560 с.
Пашуто 1968 - Пашуто В.Т. Внешняя политика Древней Руси. М.: Наука, 1968. 474 с.
Пивоваров 2001 - Пивоваров С.В. Християнськ старожитносп у межирiччi Верхнього Пруту та Середнього Дшстра. Чершвцк Зелена Буковина, 2001. 152 с.
Пигулевская 1941 - Пигулевская Н.В. Сирийские источники по истории народов СССР. М.; Л.: Изд-во Академии наук, 1941. 172 с.
Поп 2009 - Поп Д.И. Начало хриспяшзацп Подкарпатсько! Руси и мiсiо-неры-угрорусины в Киевськув Руси // Русин. 2009. № 4 (18). С. 15-22.
Почаевская лавра 1897 - Почаевская Успенская лавра. Историческое описание (с прил. документов). Труд профессора Нежинского историко-филологического института А.Ф. Хойнацкого, испр. и доп. ГЯ. Крыжановским. Почаев: Типография Почаевской лавры, 1897. 524 с.
Прокопий 1950 - Прокопий из Кесарии. Война с готами. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 518 с.
Пронин 2005 - Пронин Владимир, архимандрит. История православной церкви на Закарпатье. Киев: Филокалия, Свято-Николаевский Мукачевский монастырь, 2005. 528 с.
Пространное житие 2000 - Пространное житие Климента Охридского. Введение, перевод С.А. Иванова. Комментарии С.А. Иванова, Б.Н. Флори // Флоря Б.Н., Турилов А.А., Иванов С.А. Судьбы кирилло-мефодиевской традиции после Кирилла и Мефодия. СПб.: Алетейя, 2000. 324 с.
ПСРЛ I - ПСРЛ. Т. I: Лаврентьевская летопись по Суздальскому и Академическому списку. M.: Изд-во восточной литературы, 1962. 578 с.
ПСРЛ II - ПСРЛ. Т. II: Ипатьевская летопись. СПб.: Типография М.А. Александрова, 1908. 573 с.
ПСРЛ III - ПСРЛ. Т. III. Новгородская первая летопись старшего и младшего изводов. M.; Л.: Изд-во Академии наук СССР, 1950. 576 с.
ПСРЛ V - ПСРЛ. Т. V. Софийская первая летопись. Вып. первый. Л.: Изд-во Российской академии наук, 1925. 245 с.
ПСРЛ VII - ПСРЛ. Т. VII. Летопись по Воскресенскому списку. СПб.: Типография Эдуарда Праца, 1856. 345 с.
ПСРЛ IX - ПСРЛ. Т. IX: VIII. Летописный сборник, именуемый Патриаршею или Никоновскою летописью. СПб.: типография Эдуарда Праца, 1862. 256 с.
Рапов 1988 - Рапов О.М. Русская церковь в IX - первой трети XII в. Принятие христианства. М.: Высш. шк., 1988. 416 с.
Рафалович 1975 - Рафалович И.А. К вопросу о степени влияния Византии на материальную культуру населения Карпато-Днестровских земель в VI-IX вв. // Карпато-Дунайские земли в Средние века / Отв. ред. Я.С. Гросул. Кишинев: Штиинца, 1975. 342 с.
Рикман 1975 - РикманЭА. Этническая история населения Поднестровья и прилегающего Подунавья в первых веках нашей эры. М.: Наука, 1975. 336 с.
Робинсон 1984 - Робинсон А.Н. У истоков славянской письменности // История всемирной литературы: В 8 т. М.: Наука, 1984. Т. 2. С. 373-377.
Рыбаков 1939 - Рыбаков Б.А. Анты и Киевская Русь // Вестник древней истории. 1939. № 1(6). С. 319-337.
Рыбаков 1943 - Рыбаков Б.А. Ранняя культура восточных славян // Исторический журнал. 1943. Кн. 11-12 (123-124). С. 73-80.
Саксон Анналист 2012 - Саксон Анналист. Хроника. 741-1139 / Пер. с лат. и ком. И.В. Дьяконова; предисл. И.А. Настенко. М.: SPSL - Руцкая панорама, 2012. 712 с.
Свод 1994 - Свод древнейших письменных известий о славянах. Т. I (I-VI вв.). 2-е изд., испр. М.: Восточная литература, 1994. 472 с.
Соловьев 1988 - Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Кн. 1, т. 1-2 // Сочинения: В 18 кн. М.: Мысль, 1988. 797 с.
Суляк 2004 - Суляк С.Г. Осколки Святой Руси. Очерки этнической истории руснаков Молдавии. Кишинев: Издательский дом «Татьяна», 2004. 240 с.
Суляк 2014a - Суляк С.Г. «Яже суть толковины»: к проблеме хозяйственного уклада древнерусского населения Карпато-Днестровских земель // Русин. 2014. № 2 (36). С. 55-75.
Суляк 2014b - Суляк С.Г. Предки русинов и кочевники: вопросы этнокультурного взаимодействия // Русин. 2014. № 4 (38). С. 152-176.
Сымонович 1964 - СымоновичЭ.А. Орнаментация черняховской керамики // Древности эпохи сложения восточного славянства. Сборник статей. (Материалы и исследования по археологии СССР. № 116) / Отв. ред. Б.А. Рыбаков, Э.А. Сымонович. М.: Наука, 1964. 363 с.
Татищев 2005 - Татищев В.П. История Российская: В 3 т. М.: АСТ: Ермак, 2005. Т. 2. 732 с.
Тахиаос 2005 - ТахиаосА.-Э.Н. Святые братья Кирилл и Мефодий, просветители славян. М.: Сергиев Посад, 2005. 391 с.
Тимощук 1982 - Тимощук Б.О. Давньоруська Буковина (X - перша половина XIV ст.). Ки!в: Наукова думка, 1982. 206 с.
Тихонова 1960 - Тихонова М.А. Ласковский клад // Советская археология. 1960. № 1. С. 196-204.
Тот 1986 - Тот И. Малоизвестный латинский источник о деятельности учеников Мефодия в Венгрии в начале XI века // Кирило-Методиевски студии. София, 1986. Кн. 3. С. 48-54.
Успенский 2002 - Успенский Ф.И. История Византийской империи. Т. 4: Отдел VI. Комнины. Отдел VII. Расчленение империи. М.: Астрель; АСТ, 2002. 496 с.
Федоров 1958 - Федоров Г.Б. О двух обрядах погребения в черняховской культуре (По памятникам Молдавии) // Советская археология. 1958. № 3. С. 234-243.
Филин 1962 - Филин Ф.П. Образование языка восточных славян. М.; Л.: Издание Академии наук СССР, 1962. 296 с.
Фома Сплитский 1997 - Фома Сплитский. История архиепископов Салоны и Сплита. М.: Индрик, 1997 (Памятники средневековой истории народов Центральной и Восточной Европы). 320 с.
Фризе 1895 - ФризеХ.Ф. История польской церкви от начала христианства в Польше до наших времен / Пер. с нем. Бреславльского издания 1786 года; под ред. М.П. Устимовича. Варшава: Варшавское православное Свято-Троицкое братство, 1895. Т. 1. 320 с.
Хронограф 1914 - Хронограф Западно-русской редакции // ПСРЛ. Т. 22. Русский хронограф. Ч. 2. Пг.: Типография М.А. Александрова, 1914. 302 с.
Цветков 2012 - Цветков С.Э. Эпоха единства Древней Руси. От Владимира Святого до Ярослава Мудрого. М.: Центрполиграф, 2012. 478 с.
Цухлев 1910 - Цухлев Д. История на Бьлгарската цьрква. Т. 1: 864-1186. София: Печатица Св. Софии, 1911 г. Т. 1.
Щавелева 1976 - Щавелева Н.И. Послание епископа Краковского Матвея Бернарду Клервоскому об «обращении русских» // Древнейшиие государства на территории СССР. Материалы и исследования. 1975 г. М.: Наука, 1976. 213 с.
Щавелева 1990 - Щавелева Н.И. Польские латиноязычные средневековые источники. Тексты, пер., ком. / Отв. ред. В.Л. Янин. М.: Наука, 1990. 210 с.
Шахматов 1916 - Шахматов А.А. Введение в курс истории русского языка. Ч. 1: Исторический процесс образования русских племен и наречий. Пг.: Типография «Научное дело», 1916. 148 с.
Шахматов 2014 - Шахматов А.А. Жития князя Владимира. Текстологическое исследование древнерусских источников XI-XVI вв. / Подгот. текста, предисл. Н. И. Милютенко. СПб.: Дмитрий Буланин, 2014. 384 с.
Шушарин 1997 - Шушарин В.П. Ранний этап этнической истории венгров. Проблемы этнического самосознания. М.: Российская политическая энциклопедия, 1997. 512 с.
Юрасов 2005 - Юрасов М.К. Новые данные о крещении предков русинов Мефодием или его учениками // Русин. 2005. № 2. С. 46-54.
Юрасов 2007 - Юрасов М.К. Влияние поисков венграми новой родины на освоение славянами междуречья Днестра и Прута // Русин. 2007. № 2 (8). С. 20-25.
Юрасов 2008 - Юрасов М.К. Закарпатье. V в. - 1526 г. // Православная энциклопедия. Т. XIX: Ефесянам послание - Зверев. М.: Церковно-научный центр «Православная энциклопедия», 2008. Т. 19. 752 с.
Юрасов 2012 - Юрасов М. Добрянский как историк // Русин. 2012. № 3 (29). С. 78-90.
Юрасов, Матузова 2013 - Юрасов М.К, Матузова В.И. «Деяния венгров» магистра П., которого называют Анонимом (Продолжение) // Studia Slavica et Balcanica Petropolitana. 2013. № 1 (13). С. 68-104.
Ademar 1897 - Ademar de Chabannes. Chronique. III 37 / Ed. J. Chavanon. Paris: Alphonse Picard et fils. Ёditeurs, 1897. 287 p.
Aeneas Silvius 2005 - Aeneas Silvius Piccolomini. Historia Bohemica. Bd.1: Historisch-kritische Ausgabe des lateinischen. Textes. Koln: Bohlau Verl. B GmbH & Cie, 2005. 934 s.
A magyar 1901 - A magyar tortenet kOtfoinek kezikonyve. A Magyar Kir. Val-las- es kozoktatasugyi miniszter megbizasabol Angyal David es Mika Sandor kozre-mukodesevel szerk. Marczali Henrik. Budapesteni, 1901. 982 s.
Brevis Notitia 1799 - Brevis Notitia Fundationis Theodori Koriathovits Olim Ducis De Munkacs, Pro Religiosis Ruthenis Ordinis Sancti Basilii Magni, In Monte Csernek Ad Munkacs, Anno MCCCLX. Factae. Exhibens Seriem Epis-coporum Graeco CathoLicorum Munkacsiensium, cum praecipuis eorundem aLiorumque ILLustrium Virorum Gestis, e variis DipLomatibus, Decretisque Regiis, ac aLiis Documentis authenticis potissimum concinnatam. Pars. Prima. Authore R.P. Jonnicio BasiLovits, Ordinis Sancti BasiLii Magni. In vener. Monasterio de Monte Csernek ad Munkacs Proto-Hegumeno. Cassoviae, Ex Typographia ELLingeriana. 1799. Pars II-III. 214 s.
Ioannis MaLaLae 1829 - Ioannis MaLaLae Chronographia (Bonnae, 1829). Ioannis MaLaLae chronographia / ex recensione L. Dindorfii. Accedunt ChiLmeadi Hodiique annotationes et Ric. BentLeii epistoLa ad Io. MiLLium // Corpus Scrip-torum Historiae Byzantinae. Bonnae: impensis Ed. Weberi, 1831. LXXVIII, 796 s.
Codex dipLomaticus 1829 - Codex dipLomaticus Hungariae eccLesiasticus ac civiLis / studio et opera Georgii Fejer. T. 2. Budae, 1829. 464 s.
Codex dipLomaticus 1904-1907 - Codex dipLomaticus et epistoLaris regni Bohemiae. Iussu comitiorum regni Bohemiae edidit Gustavus Ffriedrich. T. I: 805-1197. Praha, 1904-1907. 567 s.
Corpus 1844 - Corpus iuris Romani anteiustiniani. Fasc. VI // NoveLLae Con-stitutiones Imperatorum Theodosii II, VaLentiniani III., Maximi, Maioriani, Severi, Anthemii. XVIII constitutions, quas Jacobus Sirmondus [Jacques Sirmond] divuL-gavit / ad Librorum manu scriptorum et edtionum fidem recognovit et annota-tione critica, instruxit Gustavus HaeneL. Bonnae: Marcus, 1844. XXXVIII s., 480 s.
Kmietowicz 1994 - Kmietowicz F. Kiedy Krakow byt «Trzecim Rzymem». Biatystok: Orthdruk, 1994. 122 s.
towmianski 1973 - Lowmiahski H. Poczgtki PoLski. Warszawa: Panstwowe Wydawnictwo Naukowe, 1973. Т. V. 629 s.
Maciejowski 1846 - Maciejowski W. Pierwotne dzieje PoLski i Litwy. Warszawa: W drukarni Komissyi Rzadowej SprawiedLiwosci, 1846. 632 s.
Monumenta 1839 - Monumenta Germaniae Historica. Scriptores (in FoLio) (SS). T. 3 [AnnaLes, chronica et historiae aevi Saxonici] / Edidit Georgius Hein-ricus Pertz. Hannoverae Stuttgart, 1839. 935 s.
Monumenta 1854 - Monumenta Germaniae Historica. Scriptores (in FoLio) (SS). T. 11 [Historiae aevi SaLici] / Edidit Georgius Heinricus Pertz. Hannoverae, 1854. 718 s.
Monumenta 1864 - Monumenta PoLoniae Historica = Pomniki dziejowe PoLski / Wydat A. BieLowski. T.1. Lwow: Naktadem wtasnym, 1864. 984 s.
Monumenta 1894 - Monumenta spectantia historiam SLavorum meridionaLi-um. Thomas Archidiaconus: Historia SaLonitana. Digessit Dr. Fr. Racki. VoL. 26. Zagrabiae: in taberna Libraria eiusdem Societatis Typographicae, 1894. 235 s.
Rerum 1849 - Rerum Hungaricarum monumenta Arpadiana / Ed. S.L. EndLicher SangaLLi: ScheitLin & ZoLLikofer, 1849. 758 s.
Rymovana Kronika 1877 - Rymovana Kronika ceska tak receneho DaLimiLa / UpraviL Jos. Jirecek. Praha: Nakadem. Matice ceske, 1877. 222 s.
 Начало христианизации Карпато-Днестровской Руси | Русин. 2015. № 4 (42).

Начало христианизации Карпато-Днестровской Руси | Русин. 2015. № 4 (42).