Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.): малое государство на геостратегическом разломе | Русин. 2017. № 4 (50). DOI: 10.17223/18572685/50/8

Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.): малое государство на геостратегическом разломе

В статье рассматривается постсоветская история внешней политики Белоруссии сквозь призму эволюции ее отношений с Россией. Цель исследования - определить, какая из внешнеполитических стратегий, опробованных Белоруссией на практике, в наибольшей степени соответствует национальным интересам страны. Научная значимость работы заключается в применении концептуального аппарата, разработанного теорией международных отношений для объяснения внешней политики «малых государств», к анализу внешней политики Белоруссии как малой страны, оказавшейся косвенно вовлеченной в конфликт между Россией и ЕС. Практическая значимость материала - в попытке оценить последствия внешней политики Минска для будущего российско-белорусских отношений. Методологически исследование опирается на неореалистическую теорию международных отношений. Использованы политико-описательный метод, наблюдение, анализ документов и политического дискурса. В результате исследования авторы выделяют три периода постсоветской истории российско-белорусских отношений. В 1991-1993 гг. Белоруссия стремилась к военно-политическому нейтралитету. В 1994 г. основой ее внешней политики стал военно-политический союз и экономическая интеграция с Россией. При всех проблемах и противоречиях этот курс проводился до 2014 г. В 2014-2017 гг., в условиях резкого обострения отношений между Россией и Западом, Белоруссия перешла к политике лавирования между РФ и ЕС. Признавая, что эта стратегия приносит Минску тактические дивиденды, авторы приходят к выводу, что она не соответствует долгосрочным национальным интересам страны и чревата рисками для белорусской государственности. Проведенное исследование позволяет предположить, что в международных ситуациях повышенного риска стратегический выбор малых стран может отклоняться в сторону более рискованного внешнеполитического поведения. Авторы прогнозируют нарастание отчужденности и обострение противоречий в российско-белорусских отношениях.

The foreign policy of Belarus (1992-2017): a small state at the geostrategic break.pdf Белоруссия - малое европейское государство с населением 9,5 млн чел., не имеющее выхода к морю и располагающее очень ограниченной природно-ресурсной базой. Ее соседи, Россия и Европейский союз, несоизмеримо превосходят Белоруссию по экономическим, политическим и военно-силовым параметрам; третий сосед, Украина, переживает затяжной политический и социально-экономический кризис. Внешние условия формирования и развития белорусской государственности, таким образом, объективно ограничивают Минск в возможностях реализации автономного внешнеполитического курса. Как показывает внешнеполитическая практика, малые страны выбирают, как правило, одну из трех внешнеполитических стратегий: стремятся к нейтралитету, становятся «младшими партнерами» великих держав либо пытаются уравновесить влияние крупных держав, вступая в альянс с другими малыми и средними странами (The National Security 1997: 180-182). За четверть века независимости Белоруссия предпринимала попытки реализации каждой из этих стратегий. Внешняя политика республики является предметом ожесточенной дискуссии ученых, публицистов, политиков, которые пытаются выяснить, соответствует ли объявленная многовекторность национальным интересам этой страны (Шарапо 2006; Многовекторность 2016; Баранчик 2017). Данная статья - это краткий очерк современной истории внешней политики Белоруссии и попытка определить, какая из внешнеполитических линий, проверенных Минском на практике, наиболее соответствует национальным интересам Белоруссии. Безусловно, краеугольный камень внешней политики Белоруссии -отношения с Россией. Особые отношения диктуются не только общей историей и этническим родством народов, но и совпадением многих политических и экономических интересов. Белоруссия глубоко интегрирована в российскую экономику через прямые связи с регионами, создание совместных предприятий,эксплуатацию транспортных коммуникаций. Более половины внешнеторгового оборота страны (по итогам 2015 г., 39 % экспорта и 57 % импорта) приходится на РФ (CIA 2017). Стороны заинтересованы друг в друге и в сфере безопасности: России важно иметь доступ к стратегическому пространству Белоруссии, а Белоруссии - опираться на российскую военную мощь и политическую поддержку. Историю взаимоотношений независимой Белоруссии и России можно разделить на три периода: 1) декабрь 1991 г. - конец 1993 г.; 2) 1994-2013 гг.; 3) с 2014 г. до настоящего времени. В первый период, когда у власти в Белоруссии находились либералы-реформаторы, Минск рассчитывал на присоединение к Европейскому союзу. Этой политике соответствовало сближение с Литвой. В октябре 1991 г. была подписана белорусско-литовская Декларация о принципах добрососедских отношений, обязывавшая стороны соблюдать права этнических меньшинств, а в марте 1993 г. - Соглашение о свободной торговле. В русле этой политики лежали действия председателя Верховного Совета С.С. Шушкевича, направленные на роспуск СССР и создание СНГ, на присоединение Белоруссии к Договору о нераспространении ядерного оружия в качестве неядерного государства. Шушкевич весьма неохотно шел на военно-политическое сотрудничество в рамках СНГ, подчеркивая стремление страны к нейтральному статусу. В конце 1993 г. Верховный Совет, преодолевая сопротивление националистов и либералов, проголосовал за присоединение к Договору о коллективной безопасности от 15 мая 1992 г., положив конец нейтралистским устремлениям белорусской либеральной элиты. Непопулярность внешней политики Шушкевича стала одной из причин смещения его в январе 1994 г. с поста председателя Верховного Совета. Внешняя политика Белоруссии кардинально изменилась с избранием в июле 1994 г. А.Г. Лукашенко главой государства. Началось сближение позиций Белоруссии и России во внешней политике. В то же время произошло резкое охлаждение отношений Минска с западными странами и евроатлантическими структурами. 6 января 1995 г. было заключено российско-белорусское Соглашение о таможенном союзе, в феврале 1995 г. - Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве на 10 лет с последующим автоматическим продлением (Договор 1995). В мае 1995 г. состоялось торжественное открытие свободного движения через российско-белорусскую границу. 2 апреля 1996 г. был заключен Договор об образовании Сообщества Белоруссии и России, нацеленный на политическую и экономическую интеграцию двух стран. Были созданы межгосударственные структуры: Высший Совет в составе глав государств, Исполнительный комитет, Парламентское собрание Сообщества (Договор 1996). 2 апреля 1997 г. был подписан Договор о создании Союза Белоруссии и России. 23 мая того же года был принят Устав Союза Белоруссии и России, который вводил понятия гражданства Союза, предусматривал формирование бюджета, введение единой валюты, судебной системы. Сформированные ранее межгосударственные органы Сообщества стали органами Союза (Устав 1997). 8 декабря 1999 г. организационно-правовая форма российско-белорусской интеграции вновь претерпела изменения: был подписан Договор о создании Союзного государства Белоруссии и России. Были созданы Высший государственный совет Союзного государства, Совет министров и Парламентское собрание. Постоянный комитет Союзного государства, возглавляемый государственным секретарем, является рабочим органом Совета министров Союзного государства. Окончательно структуру и статус высших органов власти Союзного государства должен был установить конституционный акт, ссылка на который содержится в тексте договора (Договор 1999). Содержание конституционного акта стало предметом длительных дискуссий. Белоруссия предлагала создать союз государств на равноправной основе, российские предложения предусматривали передачу Белоруссией части суверенитета на наднациональный уровень. В итоге вопрос о принятии конституционного акта был фактически снят с повестки дня. В 2000-е гг. стало очевидным, что российско-белорусская интеграция, достигнув на первых этапах реальных результатов, зашла в тупик. Тупиковость ситуации является результатом существования в Белоруссии и России различных экономических моделей и отсутствия у белорусского руководства реальной мотивации к отказу от суверенитета. В экономической сфере, несмотря на взаимозависимость экономик двух стран, так и не удалось ввести единую валюту. Трижды - в начале 2004 г., в начале 2007 г. и в июне 2010 г. - в российско-белорусских отношениях возникали «газовые кризисы»: «Газпром», требуя повышения цены на продаваемый Белоруссии газ и контроля над ее газотранспортной системой, прекращал поставки газа стране. По соглашению, подписанному в начале 2007 г., цена на газ для Белоруссии возросла с 46 долл. за тысячу кубометров до 100 долл., а с 2011 г. приравнивалась к ценам, установленным для европейских импортеров (Yafimava, Stern 2007). С 2007 г. Россия ввела пошлину на нефть, экспортируемую в Белоруссию, что лишило Минск доходов, получаемых от реэкспорта российской нефти. «Газпром», постепенно выкупая акции «Белтрансгаза», стал в 2011 г. единственным владельцем белорусской газотранспортной компании, заплатив за нее в итоге 5 млрд долл. Меньше противоречий было выявлено и больше результатов достигнуто при сотрудничестве в военной сфере. Белоруссия сохранила боеспособные, хорошо оснащенные войска. Они насчитывают около 50 тыс. военнослужащих. В Белоруссии - в Барановичах и Вилейке -действуют российские военные объекты. В 2001 г. была принята единая Военная доктрина Союзного государства, которую в 2016 г. было решено обновить с учетом современных реалий. Белорусский оборонно-промышленный комплекс фактически функционирует как часть российского ОПК. В то же время Белоруссия, будучи членом Организации Договора о коллективной безопасности, категорически исключает возможность отправки своих военнослужащих за пределы национальной территории, что противоречит ее обязательствам в рамках ОДКБ (Закон 2005). ЕС и США отреагировали на углубление российско-белорусского сотрудничества политикой санкционного давления на Минск, мотивируемого обвинениями Белоруссии в нарушении прав человека и непризнанием легитимности президента и парламента. Соглашение о партнерстве и сотрудничестве между Белоруссией и Евросоюзом, подписанное в 1995 г., не вступило в силу. В феврале 1997 г. Совет министров ЕС, не признав итоги референдума в Белоруссии о расширении полномочий президента, решил прекратить все виды помощи стране (за исключением гуманитарной) и сохранить лишь программы регионального и демократического развития, т. е. фактически стал поддерживать оппозицию. В Евросоюзе был введен запрет на выдачу виз белорусскому руководству. В июне 2007 г. ЕС вывел Белоруссию из-под действия Генерализованной системы преференций - недискриминационного торгового режима (European Commission 2007). Белоруссию, единственную из европейских стран, не приняли в Совет Европы. Администрация США ввела в 2004 г. запрет на выдачу виз белорусскому руководству и финансовые санкции в отношении лиц, причастных к нарушениям прав человека и организации «нелегитимных» выборов в Белоруссии, названной госсекретарем США К. Райс «последней диктатурой в Европе» (Rice 2005). В конце 2007 г. американские власти заморозили счета белорусской государственной нефтяной компании «Белнефтехим». В знак протеста Белоруссия отозвала в марте 2008 г. посла из Вашингтона и настояла на отъезде американского посла из Минска. Глубокий кризис в российско-американских и российско-европейских отношениях, разразившийся в 2014 г. вследствие неконституционной смены власти и вооруженного конфликта на Украине, оказал существенное влияние на внешнюю политику Белоруссии. Ее президент, давно и небезосновательно неудовлетворенный состоянием отношений с Россией, увидел в сложившейся ситуации возможность «разморозить» отношения с Западом и извлечь из всплеска напряженности в Европе политические и финансовые дивиденды. Минск не только не признал российский суверенитет над Крымом, но и занял позицию в отношении конфликта в Донбассе, колеблющуюся между подчеркнутым нейтралитетом и солидарностью с «ведущими войну за независимость» киевскими властями (Лукашенко 2017). Был налажен масштабный реэкспорт в Россию «санкционных» товаров из ЕС. Минск публично заявил, что не видит необходимости открывать в Белоруссии вторую российскую военную базу - после того, как вопрос был, по-видимому, уже согласован (Лукашенко 2015). В конце 2016 г., на фоне введенных Россией ограничений на импорт белорусской молочной продукции и очередного «газового кризиса», из Минска прозвучали заявления о возможности выхода из Евразийского экономического союза. Последовавший за этим публичный обмен инвективами между белорусским президентом и российским премьер-министром вышел за рамки не только дипломатии, но и элементарных приличий. Конечно, Россия и Белоруссия по-прежнему остаются союзниками, скрепленными многоуровневой взаимозависимостью и структурами Союзного государства, ОДКБ и ЕАЭС, а динамика двусторонних отношений и раньше напоминала колебания маятника, хотя и не столь широкой амплитуды. Однако за 2014-2016 гг. двусторонние отношения во многом утратили доверительность и предсказуемость. Показательно появление множества новых раздражителей - от выдачи Минском Азербайджану российского гражданина, обвиненного в Баку в незаконном посещении Нагорного Карабаха, до восстановления Россией пограничного контроля с Белоруссией, предпринятого в качестве реакции на введение Минском безвизового въезда для граждан ряда европейских государств. Новые веяния в белорусской политике не остались незамеченными на Западе. ЕС и США значительно ослабили санкции в отношении Минска, а выборы 2015 г., принесшие А.Г. Лукашенко пятый президентский срок, вызвали на удивление вялую критику в Брюсселе и Вашингтоне. Евросоюз признал, что Белоруссия играет «конструктивную роль» в регионе (EEAS 2016). Было возобновлено взаимодействие между Белоруссией и Международным валютным фондом. Моментом славы для А.Г. Лукашенко стал вынужденный визит в Минск в феврале 2015 г. «грандов» европейской политики А. Меркель и Ф. Олланда для заключения договоренностей о «замораживании» конфликта в Донбассе. В 1994-2013 гг. белорусское руководство добилось весомого внешнеполитического результата: белорусская государственность с ее самобытным социально-экономическим устройством развивалась благодаря тесному сотрудничеству с Россией, а не через конфликт с ней. При этом Минск искусно избегал фундаментальных уступок РФ, что позволило Белоруссии стать одним из немногих малых государств, обладающих значительным пространством внешнеполитического маневра. В 2014-2016 гг. Белоруссия стала склоняться к политике лавирования между Россией и ЕС и уравновешивания российского влияния через тактические альянсы с Украиной и - в рамках ЕАЭС и ОДКБ - с Казахстаном. На наш взгляд, тактические выгоды, получаемые Минском от лавирования между Москвой и Брюсселем, вряд ли перевешивают ущерб, который наносится при этом российско-белорусским отношениям. Складывается впечатление, что белорусское руководство недооценивает глубину геостратегического разлома, пролегающего между Россией и ЕС вследствие украинского кризиса и санкционной войны. Дальнейшее балансирование на краю этого разлома чревато серьезными угрозами самой белорусской государственности, успешному становлению и развитию которой в значительной степени способствует своеобразное, но несомненное внешнеполитическое мастерство первого и пока единственного президента Белоруссии. Видимо, он полагает, что путь В. Януковича ему не уготован, а судьба Украины его не пугает.

Ключевые слова

белорусско-российские отношения, Союзное государство, отношения между ЕС и Белоруссией, украинский кризис, белорусско-российские отношения, Союзное государство, отношения между ЕС и Белоруссией, украинский кризис, Belarusian - Russian relations, the Union State, EU - Belarusian relations, Ukrainian crisis

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Зиновьев Василий ПавловичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор, заведующий кафедрой отечественной истории исторического факультетаvpz@tsu.ru
Троицкий Евгений ФлорентьевичТомский государственный университетдоктор исторических наук, профессор кафедры мировой политикиeft@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Баранчик Ю. Внешняя политика Беларуси: системный кризис. URL: https://regnum.ru/news/2237938.html (дата обращения: 19.07.2017).
Договор о дружбе, добрососедстве и сотрудничестве между Российской Федерацией и Республикой Беларусь от 21 февраля 1995 г. URL: http://www.belrus.ru/law/act/dokumentyi_opredelyayuchie_osnov/dogovor_o_ druzhbe_dobrososedstve_i_sotrudnech.html (дата обращения: 19.07.2017).
Договор об образовании Сообщества России и Беларуси от 2 апреля 1996 г. URL: http://www.belrus.ru/law/act/dokumentyi_oprede-lyayuchie_osnov/dogovor_ob_obrazovanii_ soobschestva_rossii_i_.html (дата обращения: 19.07.2017).
Договор о создании Союзного государства от 8 декабря 1999 г. URL: http://www.soyuz.by/about/docs/dogovor5 (дата обращения: 19.07.2017).
Закон Республики Беларусь от 14 ноября 2005 г. № 60-З «Об утверждении основных направлений внутренней и внешней политики Республики Беларусь». URL: http://laws.newsby.org/documents/laws/law0361. htm (дата обращения: 19.07.2017).
Лукашенко А.Г. Речи о размещении российской военной авиабазы на территории Беларуси не велось. URL: http://www.belta.by/presi-dent/view/lukashenko-rechi-o-razmeschenii-rossijskoj-aviabazy-na-territorii-belarusi-ne-velos-165419-2015 (дата обращения: 19.07.2017)
Лукашенко А.Г. Братская Украина ведет войну за независимость. URL: https://zn.ua/WORLD/bratskaya-ukraina-vedet-voynu-za-nezavisimost-lukashenko-237170_.html (дата обращения: 19.07.2017)
Многовекторность во внешней политике Республики Беларусь: материалы международных круглых столов / Под ред. А.В. Русаковича. Минск: Изд. Центр БГУ, 2016
Устав Союза Беларуси и России от 23 мая 1997 г. URL: http://www.hrights.ru/text/belorus/souz_d/Chapter3.htm (дата обращения: 19.07.2017)
Шарапо А.В. Внешняя политика Республики Беларусь на современном этапе // Весшк Беларускага дзяржаунага ушвератэта. Сер. 3. 2006. № 3. С. 15-22
CIA World Factbook 2017. URL: https://www.cia.gov/library/pub-lications/the-world-factbook/ (дата обращения: 19.07.2017)
European External Action Service. EU - Belarus Relations, Factsheet. URL: https://eeas.europa.eu/headquarters/headquarters-homep-age/4014/eu-belarus-relations-fact-sheet_en (дата обращения: 19.07.2017)
European Commission. Press Release, 18.06.2007. URL: http://europa.eu/rapid/press-release_IP-07-844_en.htm (дата обращения: 19.07.2017)
The National Security of Small States in a Changing World. L.: Frank Cass, 1997
Rice: Belarus is «last dictatorship» in Central Europe. URL: https:// www.euractiv.com/section/med-south/news/rice-belarus-is-last-dictatorship-in-central-europe (дата обращения: 19.07.2017)
Yafimava K., Stern J. The 2007 Russia - Belarus Gas Agreement. URL: https://www.oxfordenergy.org/wpcms/wp-content/up-loads/2011/01/Jan2007-The2007Russia-BelarusGasAgreement-KatjaYafima-vaandJonathanStern-.pdf (дата обращения: 19.07.2017)
 Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.): малое государство на геостратегическом разломе | Русин. 2017. № 4 (50). DOI: 10.17223/18572685/50/8

Внешняя политика Белоруссии (1992-2017 гг.): малое государство на геостратегическом разломе | Русин. 2017. № 4 (50). DOI: 10.17223/18572685/50/8