Конституционно-правовой статус и органы государственной власти Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики | Русин. 2018. № 3 (53). DOI: 10.17223/18572685/53/17

Конституционно-правовой статус и органы государственной власти Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики

Молдавская Автономная Советская Социалистическая Республика была образована в октябре 1924 г. Идея выделения районов на левом берегу Днестра с молдавским населением в автономную республику в составе УССР, выдвинутая группой молдавских и румынских коммунистов, была поддержана советским руководством, прежде всего по политическим соображениям. При этом Конституция Украины 1919 г. не содержала положений об образовании автономных образований в ее составе. Главной целью создания молдавской автономии было оказание влияния на Бессарабию и Румынию. Но немногочисленность молдавского населения на левом берегу Днестра не позволила образовать союзную республику в составе СССР. Основы конституционно-правового статуса МАССР были определены Конституцией МАССР 1925 г. и закреплены в Конституции Украинской ССР 1929 г. В соответствии с Основным законом МАССР обладала всей системой центральных и местных органов власти и управления, бюджетом, имела право самостоятельно принимать законы по вопросам, отнесенным к ее компетенции. После присоединения Бессарабии к СССР МАССР была ликвидирована. Шесть районов МАССР вместе с центральными уездами Бессарабии образовали новую Молдавскую ССР, остальные районы остались в составе Украины.

The constitutional status and the state organs of the Moldavian Autonomous Soviet Socialist Republic.pdf История образования Молдавской АССР и разработки ее Конституции не раз становилась объектом изучения как историков,так и правоведов. Начиная с 20-х гг. XX в. эта тема нашла отражение в работах С.Я. Аф-тенюка, Н.В. Бабилунги, Б.Г. Бомешко, М.Н. Бочачера, Б.В. Виленского, О.С. Галущенко, В.О. Дембо, А.А. Карлова, A. M. Лазарева, А.В. Репиды, А.Т. Романа, А.В. Сурилова, К.В. Стратиевского, Г.К. Федорова и др. Однако указанные авторы в основном сосредоточивали внимание на исторических процессах, а особенности конституционного статуса республики не были предметом должного изучения. Известно, что вопрос создания молдавского национально-государственного образования стал активно обсуждаться с февраля 1924 г., причем разброс мнений был крайне широким: это и создание Молдавской республики в рамках Союза ССР, автономной республики, автономной области или округа в рамках Украины. Процесс создания молдавской автономии подробно освещен еще в работах советских исследователей (Сурилов 1963; Афтенюк 1971; Лазарев 1974; Репида 1983). Многие из них считают, что определяющим фактором основания Молдавской республики было стремление создать политический антипод оккупированной Румынией Бессарабии (Галущенко 2014: 202218), образец, который стал бы точкой притяжения для Бессарабии и Румынии, а также Балкан и Галиции. Поэтому форма национального строительства должна была обладать признаками государственности, и, следовательно, такие формы, как национальные область или округ, были неприемлемы. Необходимо отметить, что идея молдавской государственности получила широкую поддержку среди населения левобережья Днестра, о чем свидетельствуют многочисленные архивные документы (Сурилов 1963: 46-49; Советское строительство 1977: 333-345). Однако молдавское население этого региона было относительно малочисленно и составляло немногим более 30 % местных жителей (Бомешко 1998: 20-21), общая численность которых не превышала 400-500 тыс. чел. В этих условиях наиболее оптимальной формой национального строительства стала автономная республика в составе советской Украины. Позднее, обобщая опыт советского национально-государственного строительства, И.В. Сталин сформулировал критерии, позволявшие национальному образованию претендовать на статус союзной республики. Это, во-первых, окраинное положение республики, во-вторых, компактное большинство представителей национальности, дающей имя республике, и, в-третьих, количество населения, превышающее миллион человек (Сталин 1952: 567). Таким образом, подтверждалась обоснованность выбора советским руководством формы национально-государственного строительства. Решение об образовании Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики (МАССР) в составе Украинской ССР было принято 12 октября 1924 г. на III сессии VIII созыва Всеукраинского Центрального исполнительного комитета. Создание МАССР, как и любой новой государственности, потребовало определить границы территории, структуру и полномочия органов власти, столицу и символы государства - флаг и герб, решить вопрос о государственном языке. В резолюции «Об образовании Молдавской Автономной ССР», принятой III сессией Всеукраинского Центрального исполнительного комитета (ВУЦИК), границы республики были определены следующим образом: «а) с северо-запада - по северо-западной границе населенных пунктов Грушка и Окница Велико-Косницкого района Тульчинского округа Подольской губернии, затем по границам Каменского района Тульчинского округа Подольской губернии, оставляя в стороне с. Болганы и м. Загнитков, следуя далее в направлении сел Писаревка, Петровка Крутянского района Балтского округа Одесской губернии и в направлении станции Борщи и сел Гидирим, Пасицелых, Осиповка; б) с востока - по восточной границе с. Михайловка в направлении г. Ананьева, сел Валегоцулов, Антоновка, Еленовка, Ново-Александров-ка, Слобода, Плоское, Граденица, г. Тирасполя, хутора Слободзейский, далее по Кучурганскому лиману, через озеро Плоское в направлении хутора села Троицкое; в) с запада и юго-запада - по государственной границе СССР» (Бочачер 1926: 52). В 1926 г. к МАССР присоединили еще несколько населенных пунктов и уточнили линию границы. Первоначально территория республики была разделена на 12 районов: Балтский, Алексеевский, Бирзульский, Рыбницкий, Ставровский, Ананьевский, Крутянский, Каменский, Дубоссарский, Григориопольский, Тираспольский, Слободзейский. Согласно постановлению ВУЦИК и СНК УССР от 13 марта 1925 г. Ставровский район был расформирован, Алексеевский с административным центром в с. Красные Окна переименован в Красно-Окнянский, Крутянский -в Кодымский. Впоследствии границы районов и названия не раз корректировались. Как уже отмечалось, на западе и юго-западе граница Молдавской республики совпадала с государственной границей СССР. Но Днестр был линией фактического разграничения с Румынией. Советское государство никогда не признавало права Румынии на Бессарабию, рассматривая ее как временно оккупированную территорию (Дембо 1925; Татару 1932). Известный советский государственный и политический деятель Х.Г. Раковский сформулировал эту позицию так: «права, которые Румыния присвоила себе по отношению к Бессарабии, являются чистейшей узурпацией» (Раковский 1925: 41). Показательна в этом отношении и карта Молдавской республики, напечатанная в брошюре Бочачера (рис. 1). Рис. 1. Карта Молдавии. Таким образом, Бессарабия рассматривалась как потенциальная часть Молдавской АССР. Временной столицей МАССР стал город Балта. В 1929 г. столица республики была перенесена в Тирасполь как более тесно связанный с территорией автономии. Позднее статус Тирасполя как столицы молдавской автономии был закреплен в статье 113 Конституции МАССР 1938 г. (Советские конституции 2015c: 223). Окончательно основы конституционно-правового статуса Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики были определены Конституцией МАССР 1925 г. и закреплены в Конституции Украинской ССР 1929 г. (далее - УССР). Конституция МАССР была одобрена 23 апреля 1925 г. I Всемолдавским съездом Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов и утверждена 10 мая IX Всеукраинским съездом Советов. Особенностью конституционного процесса было то, что Конституция МАССР была единственной конституцией автономных республик, которая была утверждена высшим органом союзной республики, хотя такая процедура была предусмотрена, например, в Конституции РСФСР. Примечательно, что действовавшая на то время украинская Конституция 1919 г. не содержала положений о территориально-административном устройстве и возможности создания в ее составе автономных образований (Советские конституции 2015a: 56-59). Конституция МАССР была одной из первых Конституций советских автономных республик, принятых после образования СССР. Это создавало определенные сложности при ее разработке, особенно при определении компетенции органов государственной власти и управления автономии и союзной республики. Народный комиссар юстиции Украины Н.А. Скрыпник в докладной записке в Конституционную комиссию от 19 ноября 1924 г. писал: «...Проект Конституции МАССР приходится строить в значительной мере самостоятельно, исходя лишь из тех общих начал, которые нашли себе выражение в законодательстве или в практике других союзных республик, поскольку они известны» (Карлов 1965: 5). Конституция МАССР закрепила основные принципы общественного и государственного строя Молдавской АССР: власть трудящихся, политическую основу МАССР в виде Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, структуру, порядок формирования и компетенцию органов государственной власти и управления. В соответствии с Конституцией МАССР обладала всей системой центральных и местных органов власти и управления, бюджетом, имела право самостоятельно принимать законы по вопросам, отнесенным к ее компетенции. Статья 48 Конституции МАССР закрепила право республики иметь свои государственные герб и флаг. Но их описание и изображение отсутствовали. В октябре 1925 г. был объявлен конкурс на разработку государственных символов. Многонациональный состав населения республики потребовал решить вопрос о государственном языке. Самыми распространенными языками в данном регионе были русский, украинский и молдавский. Статья 10 Конституции закрепила равные права языков всех национальностей, населявших территорию республики, и гарантировала каждому гражданину возможность пользоваться родным языком в его отношениях с государственными органами и в отношениях государственных органов с ним, а также на заседаниях съездов советов, всех официальных мероприятиях и публичных выступлениях. Образование МАССР потребовало внесения некоторых изменений и в Конституцию Украины. Конституция УССР 1929 г. подчеркнула, что «Украинская Социалистическая Советская Республика, принимая во внимание стойко проявленную волю трудящихся молдавского народа к оформлению своего государственного бытия в составе Украинской Социалистической Советской Республики, объединяется с ним на основе образования в составе Украинской Социалистической Советской Республики Автономной Молдавской Социалистической Советской Республики» (Советские конституции 2015b: 173). Статья 18 Конституции УССР, хотя и содержала признание права всех наций на самоопределение вплоть до отделения, определяла МАССР как автономную республику в составе Украины. Несмотря на утверждения некоторых авторов, Конституция УССР 1929 г. не содержит прямого признания права выхода за МАССР. В соответствии с Конституцией МАССР через своих делегатов на Съездах Советов УССР и СССР участвовала в образовании верховных органов власти Украины, а также Совета национальностей Центрального исполнительного комитета Союза ССР. Для более тесной координации действий Молдавская республика имела своего постоянного представителя при правительстве Украинской ССР, обладавшего правом совещательного голоса во всех центральных органах УССР. Украина сохранила функции контроля за МАССР. К исключительной компетенции Всеукраинского съезда Советов относились окончательное утверждение Конституции МАССР, изменения и дополнения этой Конституции, установление границ МАССР. Всеукраинский Центральный исполнительный комитет мог приостанавливать, изменять и отменять постановления Всемолдавского и окружного съездов советов, Всемолдавского центрального исполнительного комитета и окружных исполнительных комитетов, утверждал государственный бюджет МАССР в качестве составной части бюджета УССР. В соответствии со статьей 11 Конституции МАССР верховными органами власти Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики являлись Молдавский Съезд Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, Молдавский Центральный исполнительный комитет Советов и его Президиум. Молдавский съезд Советов был носителем высшей власти на всей территории республики. Постановления съезда могли отменить только Всеукраинский Центральный исполнительный комитет или Всеукраинский съезд Советов. Очередные съезды созывались один раз в год. Чрезвычайные съезды могли быть созваны по предложению Президиума ВУЦИК, Президиума Молдавского Центрального исполнительного комитета, по собственной инициативе или по требованию местных советов, объединявших не менее одной трети всего населения республики. В период между съездами Советов высшую власть осуществлял Молдавский Центральный исполнительный комитет (МЦИК), который избирался Молдавским съездом Советов. На II съезде Советов в мае 1926 г. в его состав были избраны 83 члена и 22 кандидата. Тогда же было одобрено Положение о Молдавском Центральном исполнительном комитете Советов рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, а в феврале 1927 г. оно было утверждено ВУЦИК (Государственно-правовые 1963: 97-108). Согласно этому положению МЦИК в период между Молдавскими съездами Советов являлся высшей властью в МАССР. За свою деятельность он нес ответственность как перед Молдавским съездом Советов, так и перед Всеукраинским Центральным исполнительным комитетом. Из своей среды МЦИК избирал Президиум Молдавского Центрального исполнительного комитета, который в период между сессиями МЦИК осуществлял функции высшего органа власти, а также образовывал Совет народных комиссаров МАССР. Президиум МЦИК следил за проведением в жизнь Конституции и выполнением постановлений Молдавского съезда Советов и МЦИК, законодательства Союза ССР и УССР, готовил материалы к сессиям МЦИК. Вопросы, относившиеся к компетенции МЦИК, рассматривались на сессионных заседаниях или в Президиуме. Очередные сессии МЦИК созывались не реже трех раз в год, а чрезвычайные - по предложению Президиума ВУЦИК, Президиума МЦИК или по представлению СНК МАССР. На рассмотрение сессий вносились вопросы об изменении и дополнении Конституции, об изменении границ МАССР, ее годовой бюджет и отчет о его исполнении, вопросы местных финансов, проекты кодексов и другие нормативные акты. Молдавский съезд Советов и МЦИК решали основные задачи народного хозяйства и государственного управления. Вопросы на обсуждение сессий МЦИК вносились по постановлению самих сессий, по предложению Президиума МЦИК, Президиума ВУЦИК, СНК МАССР, СНК УССР, районных исполнительных комитетов и членов МЦИК. Для кворума заседаний сессий требовалось не менее трети членов МЦИК. Исполнительными органами власти МАССР являлись Совет народных комиссаров и народные комиссариаты. Порядок их образования и функционирования были определены в статьях 23-36 Конституции. Совет народных комиссаров республики формировался ЦИК МАССР в составе председателя СНК и народных комиссаров, возглавлявших отдельные народные комиссариаты МАССР. 9-14 мая 1926 г. Молдавским съездом Советов было одобрено и 2 февраля 1927 г. утверждено ВУЦИК «Положение о Совете народных комиссаров МАССР». Первым председателем СНК МАССР стал А.И. Строев. К компетенции СНК МАССР относились: руководство деятельностью республиканских наркоматов и ведомств, районных исполнительных комитетов, общее наблюдение за деятельностью представителей уполномоченных общесоюзных наркоматов, принятие постановлений и проведение мероприятий в области общего управления, предварительное рассмотрение проектов декретов и постановлений, вносимых на утверждение МЦИК, и т. п. Декреты и постановления СНК МАССР в пределах его компетенции были обязательны для всех учреждений, должностных лиц и граждан на территории республики и могли быть отменены лишь МЦИК, ВУЦИК и их президиумами. Постановления СНК МАССР могли опротестовать или обжаловать в Президиум МЦИК прокурор республики, члены СНК, представители уполномоченных общесоюзных наркоматов и районные исполнительные комитеты. Для предварительного рассмотрения и обсуждения законопроектов, вносимых на утверждение СНК МАССР, а также для подготовки заключений и отзывов по проектам законов СНК Украины в части, касавшейся Молдавии, при СНК МАССР была учреждена Комиссия по рассмотрению законодательных предположений. Конституция предусматривала право СНК УССР приостанавливать постановления СНК МАССР с последующим представлением в Президиум ВУЦИК об отмене этих постановлений, что закрепляло фактическую подчиненность СНК автономной республики перед СНК УССР. Статья 23 Конституции МАССР предусматривала создание Народного комиссариата внутренних дел, Народного комиссариата юстиции, Народного комиссариата просвещения, Народного комиссариата социального обеспечения, Народного комиссариата охраны здоровья, Народного комиссариата по земельным вопросам, Народного комиссариата финансов, Народного комиссариата внутренней торговли, Народного комиссариата Рабоче-крестьянской инспекции, Народного комиссариата труда, Совета народного хозяйства. Кроме того, при Совете народных комиссаров МАССР на правах объединенных народных комиссариатов учреждались Статистическое управление и Государственное политическое управление. Конституция допускала объединение функций отдельных наркоматов в одном органе. Народные комиссариаты подразделялись на необъединенные (народные комиссариаты внутренних дел, охраны здоровья, земельных дел, народного просвещения, социального обеспечения и юстиции) и объединенные с одноименными народными комиссариатами УССР. К ним относились наркоматы внутренней торговли, труда, Рабоче-крестьянской инспекции, финансов, Совет народного хозяйства, Статистическое управление и Государственное политическое управление. Народных комиссаров в необъединенные комиссариаты назначал Молдавский ЦИК. Необъединенные народные комиссариаты не были подчинены соответствующим одноименным необъединенным народным комиссариатам УССР, но должны были выполнять отдельные задания последних при условии, что они не нарушают внутренней автономии МАССР. Народных комиссаров, стоявших во главе объединенных народных комиссариатов, назначал молдавский ЦИК по согласованию с соответствующими одноименными объединенными народными комиссариатами УССР. Объединенные комиссариаты, подчиняясь ЦИК и СНК МАССР, осуществляли в своей деятельности директивы и задачи соответствующих объединенных народных комиссариатов УССР и были им подконтрольны. Конституция предусматривала, что уполномоченные представители общесоюзных наркоматов при УССР имеют при МАССР своих представителей, непосредственно им подчиненных. Указанные представители входили в СНК МАССР с совещательным голосом. Тем самым обеспечивался контроль общесоюзных органов власти за деятельностью на местах. С принятием Конституции МАССР развернулась активная работа по замене временных органов власти (ревкомов) на постоянные. В системе центральных органов государственного управления республики одним из первых был сформирован Наркомат финансов. Примерно в то же время складываются аппараты Наркомата внутренней торговли, Наркомата труда, Наркомата земледелия, формируется Центральный Совет народного хозяйства. 18 декабря 1929 г. Президиум ЦИК МАССР утвердил Положение об НКВД МАССР. Согласно положению, Наркомат внутренних дел осуществлял общее руководство административной деятельностью, охрану государственного строя и общественной безопасности, вел борьбу с уголовной преступностью, руководил исправительно-трудовыми учреждениями. В ведении НКВД МАССР находилась рабоче-крестьянская милиция в составе наружной милиции, промышленной милиции и уголовного розыска. Личный состав милиции комплектовался с учетом классового принципа, из трудящихся, обладавших избирательными правами. 7 мая 1927 г. Президиум ЦИК МАССР утвердил Положение о рабоче-крестьянской милиции МАССР. 18 декабря 1926 г. ЦИК и СНК МАССР утвердили Положение о Народном комиссариате юстиции МАССР, которое возложило на наркомат организацию, руководство, инструктирование, надзор и ревизию всех действовавших на территории МАССР судебных учреждений, прокуратуры, органов следствия и нотариата. Наркомат юстиции предварительно рассматривал вносимые на утверждение ЦИК и СНК законопроекты, давал толкование законам, публиковал законы и распоряжения правительства, осуществлял надзор за местами лишения свободы и исправительно-трудовыми учреждениями и т. п. Нарком юстиции МАССР одновременно был и прокурором республики. Важную роль в системе партийно-государственного контроля занимал Наркомат рабоче-крестьянской инспекции, работавший совместно с органами партийного контроля (контрольными комиссиями). Деятельность РКИ МАССР осуществлялась в соответствии с планами, разработанными Центральной контрольной комиссией КП(б)УРКИ УССР с учетом интересов и потребностей МАССР и согласованными с молдавским обкомом КП (б)У и ЦИК МАССР. Наркомат РКИ вел последовательную борьбу за четкое выполнение директив партии и правительства, уделяя значительное внимание вопросам повышения эффективности народного хозяйства. Огромная работа была проведена органами РКИ по приспособлению государственного аппарата к задачам социалистического строительства, вовлечению рабочих и крестьян в государственное управление. Районные контрольные комиссии РКИ опирались на многочисленный актив в лице секций РКИ при сельсоветах, «легкой кавалерии» - комсомола, рабочих бригад на заводах и т. п. Постановлением ЦИК и СНК МАССР от 31 ноября 1925 г. было утверждено Положение о Государственной плановой комиссии МАССР. Госплан МАССР являлся постоянным подготовительным и планово-регулирующим органом и был непосредственно подчинен СНК МАССР. К его компетенции относилась разработка плана развития народного хозяйства МАССР в соответствии с общим планом развития народного хозяйства УССР и перспективными планами развития отдельных отраслей народного хозяйства. Составленные Госпланом МАССР проекты представлялись на рассмотрение СНК МАССР и Государственной плановой комиссии УССР. Госплан МАССР не только разрабатывал, но и наблюдал за проведением в жизнь утверждаемых в установленном порядке планов. Органами государственной власти на местах в соответствии со статьей 37 Конституции МАССР были городские и сельские Советы рабочих, крестьянских и красноармейских депутатов, районные съезды Советов и исполнительные комитеты. Исполнительные комитеты осуществляли свои полномочия в период между районными съездами. 5 мая 1926 г. ЦИК и СНК МАССР утвердили Положение о районных съездах Советов и районных исполнительных комитетах. Районный съезд Советов состоял из делегатов, избиравшихся сельскими, поселковыми и городскими Советами района из расчета 1 делегат на 500 жителей от сельских Советов и 1 делегат на 100 избирателей от городских и поселковых Советов и общих собраний рабочих фабрик и заводов, не избиравших депутатов в городские и поселковые Советы, а также от воинских частей Красной армии и флота. Выборы в местные органы власти осуществлялись в соответствии с избирательным законодательством УССР. Районные съезды Советов созывались районными исполнительными комитетами раз в год, руководили деятельностью подчиненных им органов власти и управления, избирали районные исполнительные комитеты, ревизионные комиссии, делегатов на Всемолдавский съезд Советов. Исполнительные комитеты обладали широкими полномочиями, решая вопросы административно-организационные, военные, финансово-налоговые, культурно-социальные, сельского и лесного хозяйства, коммунального хозяйства и благоустройства. Очередные пленарные или расширенные заседания райисполкомов проводились, как правило, открыто. Количественный состав районных исполнительных комитетов, согласно положению, был установлен следующий: в Тираспольский, Ананьевский, Балтский, Бирзульский и Рыбницкий входило по 25 членов и 7 кандидатов; в Крутянский, Дубоссарский и Алексеевский - по 21 члену и 7 кандидатов; в Каменский, Григориопольский и Слободзейский - по 17 членов и 5 кандидатов. Райисполкомы были подчинены районному съезду Советов и вышестоящим съездам Советов и их исполнительным комитетам. В мае 1926 г. II Всемолдавский съезд Советов принял Положение о сельских Советах МАССР, которое значительно расширило сферу их деятельности, наделило широкими правами в хозяйственном, культурном и социальном строительстве. Сельсоветы создавались в селах с числом жителей не менее 1 000. Населенные пункты, где проживало менее 1 000 жителей, объединялись одним сельсоветом, если они отстояли не более чем на 3 версты от центрального селения. В поселках с населением от 500 до 1 000 чел. допускалось образование отдельных сельсоветов, если по условиям местности объединение нескольких селений в одном сельсовете было сопряжено с неудобствами для населения. Сельсовет избирался сроком на 1 год проживающими на его территории жителями по нормам: 1 делегат на каждые 100 чел. от крестьян и 1 делегат на каждые 20 избирателей от рабочих промпредприя-тий, совхозов и воинских частей Красной армии, расположенных на данной территории. К ведению сельсоветов относились вопросы организационного характера, административные, сельскохозяйственные, финансовые, благоустройства, культурно-просветительной работы и др. Для вовлечения избирателей и депутатов сельсовета в его работу при сельсоветах создавались комиссии (секции) по земельным, культурно-просветительным, финансово-хозяйственным, административным, благоустройства и другим вопросам. Комиссии были подотчетны сельсовету, а текущая деятельность осуществлялась под наблюдением и руководством президиума сельсовета или его председателя. В период сплошной коллективизации перед районными исполнительными комитетами и сельскими Советами была поставлена задача проведения коллективизации и раскулачивания. Более подробный анализ развития советских органов, в частности периодизацию их истории, можно найти в работах А.Т. Романа (Роман 1981: 6-8). Отрицательное влияние на развитие советских и государственных органов МАССР оказали репрессии 30-х гг. Именно в тот период были репрессированы многие партийные и советские работники, которые стояли у истоков создания МАССР: Г.И. Старый, А.И. Строев, А.Б. Сокол, Д.А. Мороз, М.С. Аненский, И.Н. Колесников, Е.П. Воронович, Е. Алмазова и др. Структура и полномочия судебных органов устанавливались в статьях 40-43 Конституции МАССР. Она декларировала, что деятельность судебных органов республики основывается на законодательстве Союза ССР и УССР с учетом положений Конституции МАССР. Предусматривалось создание двухступенчатой судебной системы. В качестве высшей судебной инстанции в республике учреждался Главный суд МАССР. К компетенции Главного суда относились: толкование законов МАССР по делам судебной практики; пересмотр дела по вновь открывшимся обстоятельствам; пересмотр в кассаци-онно-ревизионном порядке решений и приговоров народных судов МАССР; разрешение по первой инстанции гражданских и уголовных дел своей подсудности согласно Положению о Главном суде МАССР; руководство коллегией защитников. Дела, рассмотренные по первой инстанции Главным судом МАССР, могли быть пересмотрены Высшим судом УССР в кассационно-ре-визионном порядке. К концу 1925 г. Главный суд МАССР включал председателя, его заместителя, четырех членов, двух добавочных судей и служащих аппарата суда. В качестве первой инстанции действовали районные народные суды. 1 декабря 1929 г. было введено «Положение о судоустройстве УССР». В соответствии с Положением в МАССР народные суды избирались на год в сельских районах - МЦИК, а в городах и поселках - городскими и поселковыми Советами. На этот же срок избирались так называемые добавочные судьи, пользовавшиеся всеми правами народных судей, но исполнявшие свои обязанности в каждом случае по назначению наркома юстиции. Количество добавочных судей в районах определял МЦИК, а в Тирасполе - горсовет. Кандидаты в народные судьи выдвигались Президиумом МЦИК, президиумами городских и поселковых Советов и народным комиссаром юстиции МАССР. Допускался досрочный отзыв народных судей по инициативе ЦИК МАССР, Наркомата юстиции или одного из райисполкомов, который оформлялся постановлением ЦИК МАССР. По соглашению с Наркоматом юстиции в республике устанавливалась сеть участков народных судов. При каждой камере народного суда состоял секретарь, который утверждался в должности наркомом юстиции по представлению судьи. В городах и промышленных пунктах Наркоматом юстиции по согласованию с МСПС и Наркоматом труда создавались трудовые сессии народного суда из председательствующего народного судьи и двух постоянных членов от МСПС и ЦСНХ. Состав трудовых сессий утверждался на один год: в Тирасполе - горсоветом, в остальных районах республики - Президиумом МЦИК по представлению Наркома юстиции. Наряду с трудовыми сессиями в республике создавались и другие специальные суды: арбитражные, судебно-земельные комиссии и комиссии по делам несовершеннолетних нарушителей. Так, для разрешения экономических споров в декабре 1925 г., в соответствии с постановлением СНК МАССР от 27 апреля 1925 г., была создана и начала регулярную работу Молдавская арбитражная комиссия при СНК МАССР. Разрешая имущественные споры между предприятиями социалистического сектора, арбитражная комиссия содействовала укреплению договорной дисциплины и социалистической законности в хозяйственной деятельности. В целях борьбы с не подлежащими преследованию в уголовном порядке служебными упущениями и проступками должностных лиц 4 августа 1927 г. ЦИК мАсСр принял Постановление о дисциплинарном суде МАССР. К подсудности Главного дисциплинарного суда были отнесены служебные упущения и проступки, допущенные членами Президиума ЦИК МАССР и членами СНК МАССР. Дела об упущениях и проступках этих должностных лиц направлялись в Главный дисциплинарный суд постановлением Президиума ВУЦИК и ЦИК МАССР. Хотя главной целью учреждения дисциплинарного суда было повышение служебной ответственности работников государственного аппарата, на практике наличие особых дисциплинарных судов нередко приводило к тому, что им передавались дела, которые должны были повлечь за собой уголовную ответственность. Поэтому 1 декабря 1928 г. ЦИК МАССР упразднил дисциплинарный суд МАССР. Новый этап конституционного регулирования правового статуса республики и органов власти начинается в 1936 г. с принятием на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов Конституции СССР. Новая Конституция СССР закрепила тенденцию к централизации, которая наблюдалась на всем протяжении предыдущего периода (Кукушкин, Чистяков 1987: 184-185). Необходимость привести существующую нормативную базу в соответствие положениям новой Конституции СССР потребовало разработки новых конституций союзных и автономных республик. 13 июля 1936 г. Президиум ЦИК УССР образовал конституционную комиссию для разработки Конституции УССР. В конце 1936 г. комиссия закончила свою работу и представила проект на рассмотрение Президиума ЦИК УССР. 1 января проект новой Конституции был опубликован для всенародного обсуждения, и 30 января 1937 г. Чрезвычайный XIV Всеукраинский съезд Советов утвердил новую Конституцию УССР. Конституция УССР 1937 г. содержала статьи об общественном и государственном устройстве, о высших органах государственной власти и управления, о местных органах власти и управления, о суде и прокуратуре, об основных правах и обязанностях граждан. Раздел V Конституции УССР 1937 г. уточнил полномочия и порядок формирования органов власти МАССР (Советские конституции 2015c: 208-209). В 1937 г. на сессии ЦИК МАССР была образована конституционная комиссия по составлению проекта Конституции МАССР. 14 августа 1937 г. проект Конституции МАССР был принят конституционной комиссией в окончательной редакции. После предварительного одобрения Президиума ЦИК МАССР его опубликовали для всенародного обсуждения. 6 января 1938 г. VII Чрезвычайный съезд Советов Молдавии принял новую Конституцию Молдавской АССР. Однако уже в начале августа 1940 г. автономная республика была упразднена. После присоединения Бессарабии 10 июля 1940 г. СНК СССР и ЦК ВКП (б) направили в Верховный Совет СССР предложение о создании Молдавской ССР. 2 августа 1940 г. Верховный Совет принял Закон «Об образовании Союзной Молдавской Советской Социалистической Республики». В соответствии с ним центральные уезды Бессарабии и шести районов МАССР образовали новую союзную республику СССР, а восемь районов МАССР были включены в состав Одесской области Украины (Лазарев 1974: 575; Репида 1983: 191-199). Поскольку в СССР отсутствовало разработанное законодательство о порядке образования и ликвидации национально-государственных образований, вопрос о легитимности ликвидации МАССР в настоящее время является предметом политических конфликтов и научных споров.

Ключевые слова

Бессарабия, Молдавия, Румыния, СССР, автономия, Конституция, государственные органы, суд, Bessarabia, Moldova, Romania, USSR, autonomy, Constitution, state organs, court

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Вологдин Александр АнатольевичВсероссийская академия внешней торговликандидат исторических наук, заведующий кафедрой теории и истории государства и праваA.Vologdin.vavt@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Афтенюк С.Я. Ленинская национальная политика Коммунистической партии и образование советской государственности молдавского народа. Кишинев, 1971
Бомешко Б.Г. Образование Молдавской АССР (истоки приднестровской проблемы) // Исторический альманах Приднестровья. 1998. № 2. С. 14-23
Бочачер Н.М. Молдавия. М.; Л.: Государственное издательство, 1926
Галущенко О.С. Образование Молдавской АССР: современный взгляд историка // Проблемы национальной стратегии. 2014. № 5. С. 202-218
Государственно-правовые акты Молдавской ССР (1924-1941 гг.). Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1963
Дембо В.О. Советская Молдавия и бессарабский вопрос. М.: Моск. отд. об-ва бессарабцев «Прочь руки румынских захватчиков от Бессарабии», 1925
Карлов А.А. Разработка и принятие Конституции Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики, 1925 год // Исследования молодых историков Молдавии: сб. ст. / Редкол.: канд. филос. наук А.И. Бабий и др. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1965
Кукушкин Ю.С., Чистяков О.И. Очерки истории Советской Конституции. М.: Политиздат, 1987
Лазарев A.M. Молдавская советская государственность и бессарабский вопрос. Кишинев: Картя Молдовеняскэ, 1974
Раковский Х.Г. Румыния и Бессарабия: К семилетию аннексии Бессарабии. М.: Литиздат НКИД, 1925
Репида А.В. Образование Молдавской ССР. Кишинев: Штиинца, 1983
Роман А.Т. Участие трудящихся Молдавской АССРвдеятельности Советов (1924-1940). Кишинев: Штиинца, 1981
Советские конституции. Хрестоматия: в 4 ч. Ч. 1: СССР, 1922-1936 гг. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещ. гос. пед. ун-т, 2015
Советские конституции. Хрестоматия: в 4 ч. Ч. 2: СССР, 1922-1936 гг. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещ. гос. пед. ун-т, 2015
Советские конституции. Хрестоматия: в 4 ч. Ч. 3: СССР, 1922-1936 гг. / Сост. Д.В. Кузнецов. Благовещенск: Благовещ. гос. пед. ун-т, 2015
Советское строительство в левобережных районах Молдавии (1921-1924 гг.). Сб. док. и материалов. Кишинев, 1977. С. 333-342
Сталин И.В. О проекте Конституции Союза ССР (Доклад на Чрезвычайном VIII Всесоюзном съезде Советов 25 ноября 1936 г.). Вопросы ленинизма. М.: Госполитиздат, 1952
Сурилов А.В. История государства и права Молдавской ССР (1917-1959 гг.). Кишинев, 1963
Татару А. Бессарабия под пятой румынских оккупантов. М.: Парт. изд-во, 1932
 Конституционно-правовой статус и органы государственной власти Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики | Русин. 2018. № 3 (53). DOI:  10.17223/18572685/53/17

Конституционно-правовой статус и органы государственной власти Молдавской Автономной Советской Социалистической Республики | Русин. 2018. № 3 (53). DOI: 10.17223/18572685/53/17