История Буковинской православной епархии архипресвитера Кассиана Богатырца | Библиотека журнала «Русин». 2015. № 1 (1).

История Буковинской православной епархии архипресвитера Кассиана Богатырца

Статья посвящена известному общественно-политическому и церковному деятелю Буковины о. Кассиану Богатырцу, одному из лидеров старорусинской партии в австрийской части Буковины. В 1916 г. во время Второго венского политического процесса за свои убеждения он был приговорен к смертной казни. В последние годы жизни о. Кассиан работал над историей православной церкви Буковины. В «Истории Буковинской епархии» им был описан период с древнейших времен до 1943 г., причем, помимо церковной, изложена и история края. Останавливаясь на периоде австрийского господства, о. Кассиан уделяет внимание общественно-политической обстановке, гонениям на представителей русского движения Буковины со стороны австрийских властей. Также он подробно освещает церковно-религиозную жизнь на Буковине в годы Первой мировой войны, описывает репрессии австрийских властей против православного духовенства за сочувствие России.

The History of the Bukovinian Orthodox Diocese by Archpriest Kassian Bogatyrets.pdf В первом номере журнала «Библиотека журнала "Русин"» выходит первая публикация рукописи труда доктора богословия архипресвитера Кассиана Богатырца, посвященная истории Буковин-ской православной епархии. Эта монография заслуживает внимания прежде всего потому, что представляет первый на Буковине опыт обобщающего исследования прошлого церковно-историче-ской жизни края и написана коренным буковинцем-руснаком. До него изучением истории Буковинской православной епархии занимались почти исключительно австрийские, румынские и отчасти российские исследователи1. А украинская историография проблемы была представлена лишь фрагментарными и отрывочными публикациями таких буковинских авторов, как С. Дашкевич, Э. Воробквич, Е. Пигуляк и И. Ткачук2. Надо отметить, что о. К. Богатырец в полной мере использовал в работе значительное научное наследие своих предшественников, в большей или меньшей мере затронувших церковную историю Буковины. Он обращался к опубликованным и неопубликованным документам, материалам прессы, устным свидетельствам участников событий. Он был человеком нескольких эпох, смена которых в свете геополитических изменений в Европе конца Х1Х - первой половины ХХ в. оказала существенное влияние как на политическое положение Буковины, так и на судьбу ее жителей, в частности и самого К. Богатырца. Он появился на свет 5 ноября 1868 г. в с. Кабин3 Сторожинецкого уезда4 австрийского коронного края Буковина. Родители его, Дмитрий и Ксения, принадлежали, очевидно, к окрестьянившимся резе-шам-земледельцам. По документальным источникам доподлинно известно, что представители довольно многочисленного резешского рода Богатырцов проживали и владели отчинными участками земли в Кабине еще во второй половине XVIII в., то есть в период, когда край принадлежал Молдавскому княжеству. Эти земельные участки, правда, уже сильно подробленные между многочисленными родственниками, Богатырцы сохранили за собой и тогда, когда край перешел под скипетр австрийских Габсбургов. Так, в документах, датированных 1772 и 1783 гг., среди кабинских резешей упомянуты Ион Бoгатырец, а также Константин Богатырец - зять резеша Василия Браги5. Характерно, что в ведомостях переписи населения Молдавской земли за июнь 1774 г. среди жителей с. Кабинул Черновицкой волости Ион Бахатерицу, Василий - брат его и Косташ, сын Бахате-рицу записаны как рупташи, владевшие отчинными грунтами6. Надо отметить, что к упомянутой категории, как правило, принадлежали потомки священнослужителей, которые, подобно резешам, владели мелкими вотчинами и платили налог - рупту. Таким образом, род Богатырцов изначально принадлежал в социальном плане к резешам, которые, обеднев, в XIX в. превратились в обычных земледельцев. Это, очевидно, послужило для о. Кассиана Богатырца основанием указать в формулярном списке, датированном 1944 г., в графе «социальное происхождение» - «сын земледельцев»7, а в послужном списке - что он по происхождению «сын крестьян»8. После обучения в народной школе9 он получил образование в Первой императорско-королевской немецкой государственной гимназии в Черновцах, которую c отличием закончил в 1889 г.10 Затем обучался на православном богословском факультете Черновицкого университета Франца Иосифа I, который также закончил с отличием в 1893 г.11 В 1897 г. получил степень доктора богословия12. Параллельно изучал историю и славистику. Как наиболее способного выпускника доктора К. Богатырца прочили преподавателем на кафедру пастырского богословия в Черновицком университете, но австрийское Министерство культов и образования не сочло возможным удовлетворить это предложение деканата богословского факультета университета, согласованное с митрополитом Буковины и Далмации Аркадием (Чуперковичем), из-за принадлежности кандидата к русофильскому кружку13. Вместо него был утвержден священник-украинофил Дионисий Еремийчук-Еремиев (уроженец с. Новые Мамаевцы на Буковине), предложенный президентом края. 11 мая 1897 г. доктор богословия К. Богатырец женился на девице Стефаниде, дочери священника из с. Ошихлибы Александра Вели-горского и его жены Февронии (урожденная Драбык). Таинство венчания совершил священник Е. Андрийчук из Новых Мамаевцев14. 28 июня 1897 г., после хиротонии в диакона, митрополит Аркадий хиротонисал о. Кассиана в иерея15. В том же году Богатырец был назначен администратором (заведа-телем) прихода в Садогуре (теперь район в пределах г. Черновцы). В 1898 г. он был отмечен похвальным декретом за службу на прежнем месте и переведен администратором прихода в с. Оршевцы. В 1899 г. определен администратором прихода в Верхних Станивцах, а в 1901 г. стал настоятелем упомянутого прихода16. Будучи сельским священником, о. К. Богатырец при ревностном исполнении своих пастырских обязанностей неутомимо трудился над повышением культурного и экономического уровня своей паствы, основывая читальни и кооперативные общества и редактируя популярные издания для народа17. Он также активно занимался общественно-политической деятельностью, принимал участие в русофильских обществах, играя главную роль в руководстве «Народной Рады», занимался предвыборной агитацией18. За пастырскую деятельность в 1908 г. о. Кассиан был возведен в сан экзарха (иконома)19. В том же году по линии общественно-политической деятельности он посетил Санкт-Петербург, где прочитал лекцию по буковинской истории. Поскольку поездка не была согласована с духовным руководством, а во время выступления Богатырец допустил антиавстрийские высказывания, против него по возвращении на Буковину было начато дисциплинарное расследование. В итоге в 1910 г. решением Министерства культов и образования о. Кассиан был лишен места настоятеля прихода в Верхних Станивцах и переведен на низшую должность - помощником настоятеля прихода в Веренчанке20. В том же году австрийские власти начали наступление на старорусинские организации. Несколько из них было закрыто, а графу В. Бобринскому, который прибыл из России и ездил по Буковине, выступая с антиавстрийской агитацией, был запрещен въезд в пределы Австро-Венгрии. Все это вызвало негодование как в Российской империи, так и за ее пределами. Так, в Черновцах пророссий-ски настроенные русины устроили протесты. В частности, съезд «мужей дверия» организовал шествие и направил делегацию с петицией-протестом к краевому президенту. Наряду с другими видными буковинскими деятелями русинского движения в состав делегации вошел и о. К. Богатырец21. В 1911 г. он баллотировался от «Народной Рады» в Буковинский сейм, но не прошел туда. 1 октября 1911 г. на последнем общем собрании общества «Народная Рада» К. Богатырца снова избрали его председателем22. Усиление преследования русофилов в Австро, Венгрии в начале 1914 г., Христосъ воекресъ! в частности арест по об_ Глын -IfJIIUHII СЛОВАМИ. яртыия PUKI* Н вставП.фветшешп DMUQUMLO D I I I П\Л Г\ U n\|/Q D ни/ы Н4тчгт> itiLi., iHfH'ii'i румнЛ прйгч-слиий Bauv и-р^ь ВИ НспИ Ю В ШПИОНяЖс В nnlirr.il. н 1(Г1С1р01«"-1Ы

Ключевые слова

русины, православие, православная церковь, Буковина, Буковинская епархия, Австрия, Россия, Первая мировая война, Кассиан Богатырец, Rusins, Orthodoxy, Orthodox Church, Bukovina, Bukovinian diocese, Austria, Russia, WWI, Kassian Bohatyrets

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чучко Михаил КонстантиновичЧерновицкий национальный университет им. Юрия Федьковича (Украина)mychailo_chuchko@rambler.ru
Суляк Сергей ГеоргиевичПриднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко (Молдова); Общественная ассоциация «Русь» (Молдова)президентsergei_suleak@rambler.ru
Всего: 2

Ссылки

Wickenhauser F. A. MoLda oder Beitrage zur Geschichte der MoLdau und Bukowina. Bd. 4. Geschichte des Bistum Radautz und des KLoster Grofc-Skit, Bd.1. Czernowitz, 1890; Kaindl R. F. Geschichte der Bukowina von den aLtesten Zeiten bis zur Gegenwart. Czernowitz, 1904; Onciul I. de. FonduL reLigionariu gr.-or. aL Bucovinei. SubstratuL, formarea, desvoLtarea §i starea Lui de fa^a. Reproducere separata de'n CandeLa 1889-1891. Cernau^i, 1891; German L. ProbLema istorica bisericei din Bucovina. Bucure§ti, 1914; Dan D. Cronica episcopiei Radau^i cu apendice de documente sLavone originaLe §i mai muLte iLustratiuni. Viena, 1912; Dan D. RoLuL preo^imei Bucovinene in men^inerea RomanismuLui de La robirea (1775) - La desvobirea Bucovinei (15/XI-1918). Un adaos La istoria bisericii romane. Cernau^i, 1925; Nistor I. Istoria bisericii din Bukowina §i a rostuLui ei nationaL-cuLturaL in via^a romaniLor bucovineni. Bucure§ti, 1916; Голубинский Е. Краткий очерк истории православных церквей: Болгарской, Сербской и Румынской, или Молдо-Валашской. M., 1871; Мордвинов В. Православная церковь в Буковине. СПб., 1874; Арсений, enu-скоп Псковский. Исследования и монографии по истории Молдавской церкви. СПб., 1904.
Daszkiewicz S. Die Lage der gr.-or. Ruthenen in der Bukowiner Erzdiocese. ZugLeich Antwort auf die "ApoLogien" des Bukowinaer gr.-or. MitropoLiten SiLvestru Morariu-Andriewicz. Czernowitz, 1891; Воробкевич Э. Е. Радовецкое правосл. епископство и его церковь. Ист.-арх. студ. // CandeLa. Foaie bisericeasca-Literara. AnuL 1897. Cernau^i, 1897. Pp. 251-259
Поточний архiв Чершвецько-Буковинсько! епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсчерея Кассiяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 2. Зв. 6, 9.
В 1903 г. это село вошло в состав вновь образованного Вашковского уезда (позднее Вашковского района); ныне с. Ясены Сторожинецкого района Черновицкой области.
Documente bucovinene / Teodor BaLan. Bucure^^i, 1942. VoL. VI. P.p 82, 83.
Молдавия в эпоху феодализма: переписи населения Молдавии в 1772-1773 и 1774 гг. Кишинев, 1975. Т. VII. Ч. 1. С. 444.
Поточний архiв Чершвецько-Буковинсько! епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсчерея Касаяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 9.
Там само. Арк. 2 зв.
Мирович Р. Апологет православия перед австрийским военным судом. К 100-летию со дня рождения митрофорного протоиерея д-ра Кассиана Дмитриевича Богатырца (1868 - 1968) // Русин. Международный исторический журнал. Кишинев, 2009. № 1 (15). С. 91.
Wurzer R., prof. Zur Geschichte des k.k. 1. Staatsgymnasiuma in Czernowitz. Czernowitz, 1908. S. 30.
Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсчерея Кассiяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 2 зв.
Там само. Арк. 4-4 зв.
Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця // Питання кторп УкраТни. Збiрник наукових статей. Чернiвцi, 2003. Т. 6. С. 275.
Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протоiерея Кассiяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 3, 5, 6.
Там само. Арк. 9.
Там само. Арк. 6, 9
Мирович Р. Апологет православия перед австрийским военным судом.. С. 91.
Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 276; Добржанський О. Нацюнальний рух украшав Буковини дру-гоТ половини XIX - початку ХХ ст. Чершвш, 1999. С. 221.
AnuaruL mitropoLiei Bucovinei pe anuL 1937. Cernau^i, 1937. P. 105.
Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 276; Добржанський О. Нацюнальний рух украТн^в Буковини дру-гоТ половини Х1Х - початку ХХ ст. С. 402; Поточний архiв Чершвецько-Буко-винськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсчерея Касаяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 6, 9.
Добржанський О. Нацюнальний рух украТн^в Буковини другоТ половини Х1Х - початку ХХ ст. С. 400.
Там само. С.403-405.
Мирович Р. Апологет православия перед Австрийским военным судом.. С. 92-94.
Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 276.
AnuaruL mitropoLiei Bucovinei pe anuL 1937. Cernauti, 1937. P. 105; Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протснерея Касаяна Дмитровича Богатирця (1868-1960). Арк. 5.
Ткачук I. Церковно-релтйне життя. С. 747.
Там само.
Moraru P. Bucovina sub regimuL Antonescu (1941-1944). P. II. PoLitica. Invatamint. CuLtura. Chisinau, 2007. P. 45-46; Ткачук I. Церковно-релтйне життя. С. 752.
Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсчерея Касаяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 6.
Там само.
Там само. Арк. 9, 35.
Яремчук С. Православна церква на Буковиш у радянську добу (дер-жавно-церковш взаемини). Чершвш, 2004. С. 38.
Поточний архiв Чершвецько-БуковинськоТ епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсчерея Касаяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 9, 10.
Там само. Арк. 2 зв.
Там само. Арк. 19, 30.
Там само. Арк. 28-29, 53.
Там само. Арк. 6.
Там само. Арк. 12-12 зв.
Там само. Арк. 19-19 зв.
Там само.Арк. 7, 22.
Там само. Арк. 13, 14-18, 20-21.
Там само. Арк. 38.
Там само. Арк. 51.
Там само. Арк. 25, 51.
Там само. Арк. 42, 43, 44-44 зв., 52-52 зв., 53-53 зв.
Яремчук С. Життевий шлях православного священика Касаана Богатирця. С. 280.
Мирович Р. Апологет православия перед Австрийским военным судом.. С. 94.
Mihaescu R. Bucovina si Basarabia: (pornind de La numeLe Lor). Ia§i, 2000. P. 47.
Масан О.М. Буковина як об'ект мiжнародних вщносин з давшх чаав до 1774 р. // Буковина в контекст европейських мiжнародних вщносин (з давшх чаав до середини XX ст.) [Кол. моногр.] / В.М. Ботушанський, С.М. Гакман, Ю.1. Макар та ш. За заг. ред. В.М. Ботушанського. Чершвш, 2005. С.140-141; Mihaescu R. Bucovina §i Basarabia (pornind de numeLe Lor). Ia§i, 2000. P. 53.
Поточний архiв Чершвецько-Буковинсько! епархп УПЦ. Архiвна справа митрофорного протсчерея Касаяна Дмитровича Богатирця (18681960). Арк. 19.
Там само. Арк. 19 зв.
Там само. Арк. 19 зв.
Piguliak H. Die Kirchenfrage in der Bukowina. Czernowitz, 1914; Ткачук I. Церковно-релтйне життя // Буковина - ii минуле i сучасне/ пщ ред. Д. ^тковського, Т. Бриндзана, А. Жуковського. Париж-Фiлядельфiя-ДЬройт, 1956, С. 725-757.
 История Буковинской православной епархии архипресвитера Кассиана Богатырца | Библиотека журнала «Русин». 2015. № 1 (1).

История Буковинской православной епархии архипресвитера Кассиана Богатырца | Библиотека журнала «Русин». 2015. № 1 (1).