Фотодокументы как источник по истории сибирской науки: на материалах фотоархива СО РАН | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/22

Фотодокументы как источник по истории сибирской науки: на материалах фотоархива СО РАН

Изложены новые подходы к работе с историческими источниками, основанные на методе исторической фактографии. Показаны результаты работы над проектом «Электронный фотоархив СО РАН» (http://www.soran1957.ru), которые получены в ходе его выполнения в 2005-2010 гг. Обоснована необходимость создания электронных архивов с открытым доступом. Рассмотрены возможности использования фотодокументов как источников по истории науки в Сибири.

Photographic documents as a source on the history of Siberian academic science: Photo archive of the Siberian Branch of .pdf В условиях современного информационного бума, когда встают проблемы не только количества, но и качества получаемой исследователем информации, актуализируется задача обеспечения информацией научного сообщества. Для этого создаются специализированные информационные системы, которые способствуют систематизации информации для профессиональных, в том числе научных, сообществ. Электронные каталоги и базы данных стали неотъемлемой частью функционирования этих сообществ в 1990-е гг. Появились и такие специализированные информационные системы (ИС), которые содержали и позволяли систематизировать исторические источники. Были разработаны метод и технология исторической фактографии, которые позволяли создавать специальные ИС, размещать в них массивы документов, систематизировать их путем установления связей между сущностями, отраженными в документах. Технология исторической фактографии дает возможность тиражирования и обеспечения доступности информации, ее осмысления. Осмысленная информация может перейти в категорию знания. Создание и наполнение информационных систем оправдывают ожидания исследователя через определенный промежуток времени: предстоит длительный этап разработки и заполнения системы. Качество наполнения системы зависит от эксперта - информационного специалиста. Достоверность информации потребует дополнительной верификации. Но эти трудности не ставят под сомнение перспективность технологий исторической фактографии. Удобный интерфейс и возможность оперировать значительными объемами искупают затраченные усилия. Впервые технология исторической фактографии в ИСИ СО РАН была применена при создании электронного архива академика А.П. Ершова (http://ershov.iis.nsk.su) и предназначена для архивных, музейных систем и цифровых библиотек, систем поддержки электронных публикаций, малых систем научного и образовательного делопроизводства. Она развивалась позднее на основе концепции Semantic Web, собственных наработок в этом направлении, на опыте, полученном в результате выполнения ряда проектов музейно-архивной направленности («Хроника Сибирского отделения РАН». URL: http://chro-nicle.iis. nsk.su; Исторический портал ММФ НГУ. URL: http://glo-balmmf.ru; Электронный архив по проблеме Тунгусского метеорита. URL: http://tunguska.tsc.ru/ru; Портал ресурсов «Математическое дерево». URL: http://www.mathtree.ru и др.). Созданные ИС позволяют осуществлять систематизацию документов по тематическому признаку, персоналиям, организациям, а также контекстный поиск по персонам, организациям и ключевым словам, устанавливать хронологические маркеры. Одной из систем, созданных для развития технологии исторической фактографии, стала ИС «Электронный фотоархив СО РАН». Известно, что около 90% информации человек получает посредством зрения. Количество визуальной информации в ее графической форме трудноисчислимо, но если предположить, что все предметы окружающего мира графичны, то именно графическая информация будет преобладать в познавательной деятельности человека. К наиболее распространенному типу графической информации мы относим фотографию. Распространение этого вида документальности сегодня обеспечено доступностью технических средств. Тем ценнее такие документы, отражающие периоды, когда использовать фототехнику имели возможность преимущественно профессионалы. Фотография как исторический источник, как инструмент этнографии, как иллюстративный материал, произведение искусства, элемент культуры в широком смысле - вот неполный перечень характеристик данного артефакта. Уникальность фотографии как явления культуры этнограф И. В. Октябрьская видит в ее триединстве: она рассматривает фотографию как способ документирования реальности, как средство ее описания и как средство ее конструирования [1]. В этом триединстве выступает любая фотография, будь она документальной или художественной. В любом случае субъективного влияния человека, держащего в руках камеру, избежать невозможно: он выбирает объект и ракурс съемки. Трансформация фотографии как явления времени, кризисные явления в фотоискусстве, лакуны в фотопотоке, обусловленные идеологическими запретами, нередко являются предметом дискуссий специалистов. Профессиональный фотограф О. Климов считает, что с момента появления фототехники стимулом для массового документального фото явились значимые события в жизни планеты, такие как войны, революции; для истории отдельного государства такими значимыми событиями могут быть структурные и системные изменения в самом государстве [2]. Для Сибири в целом и для Новосибирска в частности одним из таких событий стало создание города науки -Новосибирского Академгородка (1957 г.). Фотолетопись создания Академгородка - от момента поиска места для него - появилась благодаря прозорливости его основателя академика М.А. Лаврентьева. Он пригласил фотографа Р. И. Ахмерова, который ранее уже делал снимки для ин-статутов Западно-Сибирского филиала АН СССР. Рашид Ибрагимович Ахмеров был принят заведующим кинофотоцехом Института гидродинамики. Он стал летописцем Академгородка и с помощью трофейного ЬшМа запечатлел на фотопленку строительство институтов и жилых домов, первые эксперименты в Институте гидродинамики СО АН СССР, многочисленных гостей нового научного центра, ученых. Этим он положил начало созданию фотолетописи СО АН СССР (ныне СО РАН). Еженедельник нового научного центра «За науку в Сибири» стал издаваться только в 1961 г. Фотографий в первое время было немного. Ахмеров тем временем овладел и кинокамерой, М.А. Лаврентьев оплачивал вертолет для панорамной съемки. За более чем 50-летнюю историю в СО РАН накоплен богатейший кинофотофонд, который до недавнего времени был слабо интегрирован. Лишь в 2005 г. сотрудниками Института систем информатики СО РАН был предложен проект «Электронный фотоархив СО РАН». Работа по проекту осуществлялась в двух направлениях: создание специальной информационной системы (ИС soran1957) и отбор и аннотирование фотодокументов из различных источников. Созданием ИС soran1957 руководил директор ИСИ СО РАН д-р физ.-мат. наук А.Г. Марчук. За истекшее десятилетие в СО РАН сложилось новое научное направление, связанное с использованием телекоммуникационных технологий для информационного обеспечения научных сотрудников [3], а также для создания и развития технологий научных исследований, названной технологией исторической фактографии [4. С. 3-8; 5. С. 19-23]. Последняя тенденция вытекает из ранее сложившегося направления по сохранению научного и культурного наследия посредством их оцифровки и размещения в специальных базах данных (БД). В процессе подготовки материалов для ИС soran1957 осуществлялось изучение фотофонда СО РАН (фотографии, негативы, слайды), были привлечены архивы фотодокументов научных центров СО РАН, архива Президиума СО РАН, Выставочного центра СО РАН, музеев СО РАН, еженедельника «Наука в Сибири», а также архивы старейших фотокорреспондентов СО РАН Р.И. Ахмерова, В.И. Урбазаева, В.А. Короткоручко, А.Н. Полякова и др. В процессе развития проекта, его online-публикации к наполнению фотоархива подключились настоящие и бывшие сотрудники Сибирского отделения со всех концов мира. Получены материалы по истории Новосибирского государственного университета (НГУ), который, как известно, является кузницей кадров для СО РАН, а также по проекту «Академсеть», благодаря которому в Академгородке появился Интернет. Из разных источников были собраны фотографии первого советско-американского симпозиума по дифференциальным уравнениям, который прошел летом 1963 г., первого общего собрания СО АН СССР. Фотоархив пополнялся персональными коллекциями: П. И. Масленникова, заслуженного строителя РСФСР; д-ра физ.-мат. наук Ю.Б. Румера, директора Института радиофизики и электроники СО РАН; академика М.М. Лаврентьева-ст.; академика А.Н. Скринского, директора Института ядерной физики и др. Самой сложной частью работы стало атрибутирование фотографий. К сожалению, авторы снимков, многие из которых выполняли репортерскую работу, не всегда сохраняли информацию о съемках, таких ее параметрах, как событие, дата, отраженные персонажи, место съемки. Частичное решение проблемы можно найти, обратившись к архиву еженедельника СО РАН «Наука в Сибири» (первоначальное название «За науку в Сибири»). Некоторые фотоснимки были опубликованы в газете, упоминаются события, которые могут быть запечатлены и при сопоставлении изображений и описаний могут быть идентифицированы. В настоящее время оцифрована часть архива еженедельника за 1961-1997 гг. (газеты с 1997 г. выложены на web-сайте). Существенную помощь в описании фотодокументов оказали сотрудники пресслужбы Президиума СО РАН, а также пользователи Интернета, причастные к событиям СО РАН: получены письма с информацией о содержании некоторых фото (при просмотре фотоархива пользователи имеют возможность обратной связи). В настоящее время база данных «Фотоархив СО РАН» содержит около 40 тыс. изображений отсканированных фотодокументов, относящихся к истории Сибирского отделения РАН. Можно выделить такие тематические группы фотодокументов, как история институтов СО РАН, персоналии, архитектурные сооружения и элементы застройки академгородков, научные приборы и установки, разработки институтов, научные конференции, визиты высоких гостей (глав правительств, министерств, выдающихся ученых, деятелей науки, культуры, космонавтов и астронавтов и т.п.), праздники и бытовые зарисовки. Источниковедческий потенциал фотографий значителен. Однако они требуют дополнительной верификации, поскольку сама по себе фотография «молчит». Значительность информационного и источниковедческого потенциала фотографии зависит от контекста. Если известен хотя бы один из параметров изображения (персона, событие, дата, место), можно пытаться восстановить все остальные или некоторые из них. Для этого требуется дополнительное изучение - восстановление контекста с привлечением других исторических источников либо информантов. В случае восстановления контекста получаем достоверный исторический источник, который невозможно фальсифицировать интерпретацией. Фотографию сложно «переписать». В данном случае исключается «художественная» обработка фотографии (конструирование реальности), поскольку фотография может иметь негатив и фальсификация обнаружится. В отсутствие негатива может помочь наличие тиражированных снимков, в случае их отсутствия - другие источники верификации (документы, свидетельства информантов). Заметим, что в нашей практике, связанной с фотографией как источником по истории сибирской науки, явной фальсификации не было встречено. Возможности фотографии как средства документирования и описания реальности понятны. Рассмотрим ситуацию, отражающую процесс конструирования реальности. Имеется в виду не художественное конструирование, а документальное. Оно также не является аналогией фальсификации. Поясним на примерах. Фотокорреспондент получил задание сделать фотографии к статье, посвященной некоторому исследованию. Он приходит в лабораторию и просит участников исследовательского проекта занять место у прибора. Или: в ранних изданиях еженедельника «За науку в Сибири» можно увидеть снимки ученых, «изучающих новые материалы съезда КПСС» или «беседующих со школьниками». Нельзя сказать, что эти фотографии фальсифицированы, но они сконструированы. Элемент неестественности выявляется принужденными позами, натянутыми или отсутствующими выражениями лиц. К подобному типу конструированных фото относятся некоторые портреты, а также фото для документов. Конструируются время и событие, которое реально могло произойти в отсутствие фотокорреспондента. Выявление элемента конструирования фотографий интерпретатором зависит от вхождения в контекст процесса фотографирования и внимательного его прочтения. Он формируется на основе знаний об исторической ситуации, практике работы фотодокументалиста и идеологии печатного издания. В качестве примеров информативности фотодокументов можно привести несколько ситуаций. Так, в 1982 г. к 25-летию СО АН СССР была издана «Хроника СО АН СССР» [6]. Среди важных событий из жизни Отделения в этой книге отсутствовало упоминание двух визитов в Новосибирск и Академгородок Первого секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. В нашем распоряжении оказалось некоторое количество фотографий, относящихся к этим визитам. По литературным источникам, по свидетельствам очевидцев событий, которые еще, к счастью, живы, удалось разделить массив на две группы и отнести одну из них к визиту в октябре 1959 г., а другую - в марте 1961 г. Таким образом, была восстановлена историческая картина, которую рисуют фотодокументы. Эти визиты имели судьбоносное значение для Новосибирского Академгородка. Так, в 1959 г. Н.С. Хрущев резко критиковал высотную застройку. После этого было принято решение строить 3-4-этажные дома. Этот жилой фонд так называемых «хрущевок» уже многие годы вызывает критику. Можно представить, с какими проблемами столкнулись бы жители многоэтажных строений в стиле 1960-х гг. В массиве «Фотоархива» важное место занимают персональные фотографии. Особенно ценны фотодокументы с изображением основателя СО АН СССР академика М.А. Лаврентьева. По ряду причин личный архив академика М. А. Лаврентьева практически не сохранился. Поэтому его фотобиография особенно важна. Имеются ранние снимки, выполненные в Киеве в конце 1930-х гг. Фото его рабочего кабинета в Институте гидродинамики свидетельствуют об аскетичной обстановке, там же, как правило, проводились заседания Президиума СО АН СССР. М.А. Лаврентьев изображен на снимках в ходе экспедиций на Сахалин, по Западно-Сибирской низменности 1960-х гг. На основании этих фотографий можно сделать вывод, что он был неприхотлив в быту: на нем штормовка, высокие кирзовые сапоги. Из источников известно, что М.А. Лаврентьев был человеком упорным, жестким, порой несправедливым. Фото, на которых он заснят беседующим с учащимися физматшколы, с детьми из клуба «Виктория» или Клуба юных техников, говорят о совершенно другом человеке: заботливом, внимательном, настроенном на диалог. В числе первых материалов, поступивших в «Фотоархив СО РАН», можно назвать негативы, переданные нам В. Давыдовым. В марте 1968 г. он был участником фестиваля авторской песни, организованного клубом «Под интегралом» в Новосибирском Академгородке. Давыдов вел съемку фестиваля, конкурса красоты, в его архиве оказались также фотографии дискуссий и праздников, которые проходили в клубе. Это поистине уникальные документы. Поскольку клуб «Под интегралом» в то время снискал славу «рассадника вольномыслия», то никаких публикаций о нем, кроме позднейших воспоминаний участников, нет. Фотографии «рассказывают» о том, что в дискуссиях клуба, помимо молодых сотрудников СО АН СССР, принимали участие маститые ученые, в числе которых академики Г.И. Будкер, А.Д. Александров, чл.-кор. А.А. Ляпунов, д-р физ.-мат. наук Ю.Б. Румер, канд. техн. наук И.А. Полетаев и др. Председателем оргкомитета фестиваля авторской песни был чл.-кор. Д.В. Ширков, председателем худсовета - д-р геол.-минерал. наук Г.Л. Поспелов. На фестиваль бардов приехали Александр Дольский, Юрий Кукин, Сергей Чесноков и др. Но главным событием фестиваля стало участие Александра Галича. Фотографии передают дружественную атмосферу, показывают наплыв публики, вдохновенные лица участников. Портреты А. Галича, исполняющего свои песни, можно считать хрестоматийными. В 2012 г. в издательстве «Новое литературное обозрение» вышла книга М. Аронова «Александр Галич. Полная биография» с иллюстрациями В. Давыдова, хранящимися в «Фотоархиве СО РАН». В первые годы своего существования Новосибирский Академгородок посетили главы многих государств Европы, Азии, Америки, Ближнего Востока. В числе первых был президент Франции Ш. де Голль. Он был не только высокого мнения о Новосибирском научном центре, но также высказал намерение создавать нечто подобное во Франции. Недавно было получено письмо из французского города Marne-la-Vallee, архитектурная застройка которого испытала влияние Академгородка. Авторы письма просили сибирских коллег прислать несколько видов застройки Академгородка для книги о строительстве Marne-la-Vallee в 1970 г. Ряд французских архитекторов приезжали в Новосибирск, чтобы изучить особенности планировки Городка и использовать ее в своих замыслах. И это не единственное обращение к фотоархиву как историческому источнику. Материалы его используются музеями и организациями СО РАН, Новосибирским краеведческим музеем, средствами массовой информации для публикаций по истории. Таким образом, мы видим, что фотодокументы и информация о них востребованы и активно используются для исследований по истории науки, в биографике, для иллюстрации научных изданий и популяризации науки через средства массовой информации, а также в выставочной деятельности различных музеев. Решается не только давно назревшая проблема обеспечения сохранности уникальных фотодокументов, отражающих историю науки в Сибири, их корректной интерпретации и систематизации, но и проблемы пользователей, которые стремятся знать и хранить свое прошлое. Рассматривая проект в русле мировых тенденций, можно упомянуть недавно обнародованный проект компании Google, создавшей онлайн-базу фотоархива журнала LIFE (св. 20 тыс. фото, http://images.go-ogle.com/hosted/life). В ходе выполнения проекта был проанализирован междисциплинарный характер взаимодействия информатики и гуманитарных наук. Информатика являет собой классический пример универсального знания (синтез гуманитарного и естественнонаучного знания), ставшего технологией благодаря появлению компьютеров; она предлагает технологию представления информации в виде данных. Характер междисциплинарного взаимодействия определен как инструментальный: информатика предоставляет эффективный инструмент для гуманитарных наук. Познание получает дополнительное «мыслительное пространство» в виде баз данных. Представляется, что в случае с междисциплинарностью, которая до определенного момента считалась отклонением от нормы, сейчас становится понятно, что «предельным случаем являются относительно строгие дисциплинарные структуры» [7. С. 61-73.]. На наших глазах происходят события глобального масштаба, изменения в политической, социальной и культурной сферах. Исчезают целые пласты культуры, которая казалась незыблемой. Мы имеем возможность фиксировать и надежно хранить современные артефакты в любом количестве и объеме благодаря информационным технологиям.

Ключевые слова

Siberia, history of academic science, photographic document, method of historical factography, Сибирь, история науки, фотодокумент, метод исторической фактографии

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Крайнева Ирина АлександровнаИнститут систем информатики им. А.П. Ершова Сибирского отделения Российской академии наукканд. ист. наук, науч. сотр. отдела научно-технической информацииcora@iis.nsk.su
Всего: 1

Ссылки

Касавин И.Т. Междисциплинарное исследование: к понятию и типологии // Вопросы философии. 2010. № 4.
Хроника СО АН СССР. Новосибирск : Наука, 1982. 335 с.
Марчук А.Г., Марчук П.А. Особенности построения цифровых библиотек со связанным контентом // Электронные библиотеки: перспективные методы и технологии, электронные коллекции : тр. XII Всерос. науч. конф. RCDL'2010; Казань, Россия 13-17 октября 2010 г. Казань : Казан. ун-т, 2010.
Барахнин В.Б., Федотов А.М., Шокин Ю.И. Проблемы поиска информации. Новосибирск : Наука, 2010. 196 с.
Марчук А.Г., Марчук П.А., Крайнева И.А. Технологии исторической фактографии: Электронный фотоархив СО РАН // Материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием «Интеграция музеев Сибири в региональное социокультурное пространство и мировое музейное сообщество». Улан-Удэ, 2010.
Меглинская И., Климов О. Документальная фотография в кризисе? Видеозапись дискуссии «Говорящие головы». URL: http://rodinki.newsib.ru/post2/242, свободный (дата обращения: 28.01.2013).
Октябрьская И.В. Антропологический тренд в фотографии. URL: http://rodinki.newsib.ru/post/198, свободный (дата обращения: 28.01.2013).
 Фотодокументы как источник по истории сибирской науки: на материалах фотоархива СО РАН | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/22

Фотодокументы как источник по истории сибирской науки: на материалах фотоархива СО РАН | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 379. DOI: 10.17223/15617793/379/22