Особенности публичного управления в сфере культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/24

Особенности публичного управления в сфере культуры

Рассмотрен процесс публичного управления сферой культуры с использованием программно-целевого подхода и обоснован матричный принцип осуществления государственной социально-экономической политики, в соответствии с которым культурная компонента является необходимым элементом любой целевой программы, что обеспечивает непрерывный рост культурного потенциала страны и достижения целей инновационной стратегии государства.

Features of public administration in the sphere of culture.pdf Реализация Концепции социально-экономического развития России до 2020 г., достижение целей инновационной стратегии развития России (Стратегия-2020) и стратегии национальной безопасности России до 2020 г. невозможны без скоординированных действий всех экономических субъектов, а также без развития человеческого капитала, обеспечивающего формирование экономики знаний. В этом отношении формирование культуры инновационного типа является приоритетной задачей органов государственной власти и местного самоуправления. Культура должна рассматриваться не только как один из институтов общественного сознания, но и как целостная система духовных ценностей, влияющих на все сферы государственной и общественной жизни [1]. В этом отношении следует говорить о системе публичного управления сферой культуры, поскольку только государство не в состоянии обеспечить формирование общекультурных компетенций у каждого человека. Общепринятое определение понятия «публичное управление» отсутствует, но учёные солидаризируются во взглядах, что публичное управление - деятельность государственных и муниципальных органов при непосредственном участии граждан, направленная на формирование и развитие общественных отношений в целях устойчивого развития государства, ориентированного на обеспечение прав и свобод граждан и удовлетворение их потребностей [2. С. 46-56]. Процесс публичного управления предполагает единство двух взаимосвязанных подсистем: управляющей (субъект управления) и управляемой (объект управления), при этом способность органов публичной власти к управлению движением социально-экономической системы определяется качеством человеческого капитала [3. С. 3-9], природными, финансовыми, информационными ресурсами, материально-технической базой. Публичное управление сферой культуры является важным направлением социальной политики, определяющим комфортность проживания населения на территории. Сфера культуры включает в себя деятельность как некоммерческую, так и коммерческую (платные услуги), как местного, так и международного масштаба. Бизнес и культура в обществе тесно взаимодействуют, дополняют друг друга - это сотрудничество имеет политический смысл, важный для развития и преобразования общества [4]. Публичное управление сферой культуры представляет особый интерес, поскольку оно раскрывает: - технологическое содержание управления в сфере культуры в различных организациях; - перспективы возможностей сотрудничества со сферой культуры других сфер деловой активности; - нарастание требований компетентности специалистов и работников сферы культуры. Основным регулятором публичного управления сферой культуры является правовое регулирование, так как государственное управление влияет на культурное развитие общества и человека. Основой публичного управления в сфере культуры является Закон РФ «Основы законодательства Российской Федерации о культуре», принятый в 1992 г. На территории РФ формируется сложная многоуровневая система публичного управления в сфере культуры, институциональная среда которой представлена на рис. 1. Особенности управления сферой культуры на различных уровнях следующие: - к полномочиям федерального уровня власти относится определение политики в области культуры и искусства, приоритетов реформирования отрасли, определение в федеральном бюджете необходимых финансовых средств для решения этих задач, контроль и финансирование деятельности федеральных учреждений культуры; - на уровне субъектов РФ реализуются федеральные программы в области культуры и искусства, разрабатываются особые целевые программы, а также необходимые для осуществления региональной политики нормативно-правовые и организационно-методические документы, предоставляется материально-финансовая, методическая и иная помощь учреждениям культуры и искусства; - муниципальная политика в сфере культуры строится на основе общих принципов государственной политики. Однородные совокупности институциональных единиц секторов по уровню власти и управления системы публичного управления сферой культуры Международный сектор Государственный сектор Негосударственный сектор 1 г * Федеральный уровень: Министерство культуры Российской Федерации Субфедеральный уровень: департамент культуры региона Муниципальный уровень: управления культуры администрации муниципалитета J Учреждения культуры: библиотеки, музеи, клубы, дома культуры, планетарии, театры, кинотеатры, цирки, зоопарки и др. т Международные организации на основе совместной деятельности для защиты общих интересов и достижения уставных целей в сфере культуры (Организация Объединённых Наций, Организация Объединенных Наций по вопросам образования, науки и культуры (ЮНЕСКО)) Г Индивидуальные Коммерческие и Общество и предприниматели, некоммерческие другие имеющие организации заинтересованные отношение к стороны отрасли культуры J Рис. 1. Структурное представление институциональной среды системы публичного управления сферой культуры по уровню власти и управления К ней относятся вопросы местного значения поселений и городских округов, создания условий для обеспечения жителей услугами организаций культуры, организации библиотечного обслуживания населения, охраны и сохранения объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) местного (муниципального) значения. К компетенции муниципальных районов (местного самоуправления) отнесена организация библиотечного обслуживания поселений (обеспечение услугами библиотечного коллектора) [5. С. 137-142]. Непрерывный рост культурного потенциала страны определяется культурной политикой государства (всех уровней власти) и каждой организации, а также общества и других заинтересованных сторон, в том числе домоводство (домашнее хозяйство) вплоть до семейных отношений (рис. 2). Субъект управления сферой культуры Международное Государственное Корпоративное Другие разновидности публичное и муниципальное управление управления управление управление (например, (например, (ООН и др.) (министерства, общественные должностные лица, правительство, объединения) индивидуальный мэрия и др.) предприниматель и др.) Объект управления сферой культуры J Обеспечивающая среда сферы культуры - интеллектуальный капитал; - человеческий капитал; финансовые ресурсы; - природные ресурсы; - информационные ресурсы; - материально-техническая база; - другие Г I J I Процесс управления сферой культуры Правовое регулирование Социальные отношения Экономическое регулирование Предоставление услуг Информационное обеспечение 1 г U I Достижения сферы культуры - политическая стабильность; - экономическая стабильность; - социальная стабильность; - экологическая безопасность; - технологическая безопасность; - инновационный потенциал; - научно-технический потенциал - другие J Рис. 2. Взаимодействие основных участников публичного управления сферой культуры Исходя из вышесказанного, публичное управление сферой культуры - это многосторонний процесс взаимодействия человека, государства, бизнес-сообщества и других сообществ. Развитие общества зависит от эффективности и направленности взаимовлияния культурных ценностей и жизнедеятельности человека. Для достижения эффективности результатов в сфере культуры требуется применение программно-целевого подхода, позволяющего интегрировать методы публичного управления и являющегося важнейшим инструментом осуществления государственной социально-экономической политики [6]. Это означает, что невозможно ограничиться разработкой и реализаций целевых программ развития сугубо культурных учреждений. Например, в г. Новосибирске была реализована целевая программа «О сохранении и содержании объектов культурного наследия, находящихся на территории города Новосибирска» на 20052007 гг., которая направлена на сохранение и содержание кинотеатров, памятников, театров и других культурных объектов. На субфедеральном уровне в Новосибирской области реализуется целевая программа «Новосибирск -культурная столица» на 2011-2015 гг., которая направлена на развитие деятельности библиотек, музеев, клубов и др., что обеспечит доступность и разнообразие услуг в сфере культуры и сформирует имидж Новосибирской области как культурного центра Сибирского региона. Однако, как показал анализ содержания целевых программ г. Новосибирска, лишь в очень незначительной их части в той или иной степени представлены мероприятия по созданию культурной среды и формированию целевых установок на уровне индивида, местных сообществ, общества в целом (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Примеры целевых программ, реализуемых в г. Новосибирске, с позиции наличия в них культурной компоненты Наименование целевой программы Целевая ориентация Культурная компонента программы Участие учреждений культуры Участие управления культуры мэрии г. Новосибирска Социальная сфера «Дети и город» на 2012-2016 гг. Организация отдыха на базе оздоровительных учреждений. Сопровождение выпускников детских домой - сохранение традиционной семейной культуры; - развитие системы духовно-нравственного и культурного образования семьи и подрастающего поколения; - возрождение отечественной традиционной игровой культуры Организация работы клубных формирований Участвует в организации и проведении городских и районных мероприятий Здравоохранение «Здоровый город» на 2011-2017 гг. Оптимизация деятельности и развитие учреждений здравоохранения. Проведение семинаров с участием учреждений образования и молодёжи и других мероприятий по вопросам здравоохранения - повышение санитарной культуры; - формирование культуры здоровья; - формирование культуры отдыха Проведение семинаров с представителями учреждений культуры Не принимает участие Образование «Обеспечение доступности услуг дошкольного образования в г. Новосибирске» на 2011-2015 гг. Расширение сети образовательных учреждений Культурный аспект отсутствует - Не принимает участие Физическая культура и спорт «Развитие физической культуры и спорта в г. Новосибирске» на 2012-2016 гг. Укрепление материально-технической базы, подведомственной управлению физической культуры и спорта мэрии г. Новосибирска Культурный аспект отсутствует - Не принимает участие Транспорт «Строительство объекта "Мостовой переход через р. Обь по Оловозавод-скому створу в г. Новосибирске" (этап № 1 на участке от ПК83+70 до ПК138+45,69)» на 2010-2014 гг. Повышение уровня безопасности дорожного движения, улучшение пропускной способности города и др. Культурный аспект отсутствует, несмотря на строительство автодороги в зоне парка культуры и отдыха «Бугринская роща» - Не принимает участие Теплоэнергосбережение «Газификация г. Новосибирска» на 2011-2015 гг. Газификация жилых домов индивидуального жилищного фонда Культурный аспект отсутствует - Не принимает участие По мнению автора, в целевых программах в области здравоохранения должна формироваться культура здорового питания, в области физической культуры и спорта - пропагандироваться здоровый образ жизни, в сфере транспорта - культивироваться правовое поведение участников дорожного движения, в сфере образования -толерантность и т.д. Таким образом, культурная часть должна присутствовать абсолютно во всех программах, так как культурная среда определяет успешность реализации той или иной программы и необратимость перехода на новую качественную степень развития публично-правового образования.

Ключевые слова

purpose-oriented program, sphere of culture, публичное управление, сфера культуры, целевые программы, public administration

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глущенко Роман ВалерьевичСибирская академия финансов и банковского делааспирант кафедры стратегического менеджмента и управления инновациямиo07@ngs.ru
Всего: 1

Ссылки

Цвикилевич А.В. Совершенствование управления развитием муниципального образования. М. : Академия естествознания, 2006. 138 с.
Ковалёва Л.В. Управление муниципальным хозяйством : учеб. пособие. Тюмень : ТГУ, 2005. С. 137-142.
Тульчинский Г.Л. Менеджмент в сфере культуры. СПб. : Лань, 2001. 384 с.
Глушакова О.В., Михайлов В.В. Проблемы публичного управления социально-экономическими системами переходного типа // Сибирская финансовая школа. 2011. № 1. С. 3-9.
Никифорова Л.Е., Леонов В.В. Концептуальная модель системы публичного управления социально-экономическим развитием территорий // Сибирская финансовая школа. 2012. № 4. С. 46-56.
О Федеральной целевой программе «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации (1997-1999 годы)»: Постановление Правительства РФ от 19.06.1996 № 715.
 Особенности публичного управления в сфере культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/24

Особенности публичного управления в сфере культуры | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/24