Исследование базовых условий наличия акмеологической позиции у педагога | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/27

Исследование базовых условий наличия акмеологической позиции у педагога

Рассматриваются понятие акмеологической позиции педагога в условиях модернизации образования, уровни акмеологической позиции педагога и их характеристики; производится анализ исследования базовых условий наличия акмеологической позиции у педагога и обосновывается их выделение.

Research of the basic conditions of the teacher's acmeological position.pdf Характеристики педагога-профессионала высокого уровня обеспечиваются непрерывным ходом личност-но-профессионального развития (А.А. Деркач, 2007; Л.М. Митина, 2008; Н.В. Козлова, 2009; Л.Н. Горбунова, 2010; А.А. Бодалев, Н. В. Васина, 2010 и др.). Среди характеристик, способствующих личностно-профессио-нальному развитию по прогрессивному вектору, авторы называют акмеологические инварианты профессионализма, которые разделяются на общие, не зависящие от профессиональной специфики деятельности, и специфические (особенные), в определенной степени отражающие специфику профессиональной деятельности. Общими акмеологическими инвариантами профессионализма являются (А.А. Деркач, В.М. Дьячков): развитая антиципация, высокий уровень саморегуляции, умение принимать решения, креативность, высокая и адекватная мотивация достижений [1]. У профессионалов высокого уровня акмеологические инварианты профессионализма развиты в гораздо большей степени, чем у других специалистов. Именно эти характеристики обладают наибольшим «весом» в совокупности факторов обеспечения высокой результативности выполняемой деятельности, отмечают Е.Н. Богданов и В.Г. Зазыкин [2]. Анализ теоретических источников позволяет сделать вывод о том, что в условиях модернизации образования правомерно говорить об обусловленности личностно-профессионального развития педагогов таким понятием, как «акмеологическая позиция» (В.Н. Максимова, Н.М. Полетаева, 2004; Л.Е. Паутова, 2008; Н.В. Соснов-ских, 2009; Л.И. Ермакова, 2010; Н.В. Козлова, 2010; Е.Н. Вержицкая, 2011 и др.). Акмеологическая позиция характеризуется устойчивым стремлением к высоким достижениям в профессиональной деятельности, к самосовершенствованию, к саморазвитию и самопреобразованию, к самореализации творческого потенциала и жизненных сил в гуманистически оправданных видах деятельности. Акмеологическая позиция педагога проявляется в его субъектности (личностной активности), адаптивности (умении использовать условия окружающей действительности для личностного развития), стремлении реализовать свой потенциал в социуме, самореализации, готовности к дальнейшему совершенствованию профессиональной деятельности и ориентация в этой деятельности на высокие достижения [3-7]. С точки зрения Е.Н. Вержицкой [8], акмеологическая позиция, выступает в роли субъективного фактора, детерминирующего личностно-профессиональное развитие педагога в условиях модернизации образования. Содержательно акмеологическая позиция определяется автором как система отношений (позитивных) к профессиональной деятельности (и нововведениям в ней), обеспечивающей мотивацию на высокие достижения в деятельности, как акмеофактор личностно-профессио-нального развития педагога в условиях модернизации образования. В свою очередь, мы рассматриваем акмеологиче-скую позицию педагога не только как систему отношений к профессиональной деятельности и нововведениям в ней, обеспечивающую мотивацию на высокие достижения в деятельности, но и как способность к смыс-лообразованию и целеполаганию в профессиональной деятельности, видение профессиональной перспективы. Мы выделяем следующие показатели акмеологической позиции: отношение к профессиональной деятельности (жизненные ценности, активность в жизненных сферах, удовлетворенность своей профессиональной деятельностью); отношение к нововведениям (смысложизненные ориентации - уровень осмысленности жизни, уровень целей в жизни, насыщенность жизни, профессиональную перспективу); мотивацию достижения (локус контроля, уровень притязаний личности и способность к саморазвитию) [9]. Исследования акмеологической позиции педагога, проводимые нами в рамках системы дополнительного образования (повышения квалификации) в 20092013 гг., показывают, что только 43% педагогов демонстрируют наличие акмеологической позиции, у 57% педагогов акмеологическая позиция отсутствует (рис. 1). ■ акмеологичес кая позиция ■ отсутсоие акмеологичес кой позиции Рис. 1. Распределение педагогов по наличию акмеологической позиции, % На основе теоретического анализа нами были выделены уровни развития акмеологической позиции педагога и обозначены характеристики каждого уровня. Для исследования уровневой дифференциации акмеологи-ческой позиции педагога использовалась трехуровневая модель оценки выраженности компетенции - базовый, высокий и высший [10]. Были получены следующие результаты (рис. 2): 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0% 28% -

Ключевые слова

basic conditions of teacher's acmeological position, acmeological position of teacher, levels of teacher's acmeological position, personal-professional development, базовые условия акмеологической позиции педагога, уровни акмеологической позиции педагога, акмеологическая позиция педагога, личностно-профессиональное развитие

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ветрова Яна АнатольевнаИнститут повышения квалификациипреподаватель кафедры управления образованием, педагогики и психологииianavet@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Морозова Г.Б. Психологическое сопровождение организации и персонала. СПб. : Речь, 2006. 400 с.
Щеголенкова Е.С. Возможности акмеологического сопровождения специалиста в процессе повышения квалификации // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2013. № 2. С. 93-99.
Козлова Н.В., Ветрова Я.А. Характеристики акмеологической позиции педагога // Сибирский психологический журнал. 2012. № 44. С. 83-89.
Вержицкая Е.Н. Особенности личностно-профессионального развития педагогов в условиях модернизации образования : дис.канд. психол. наук. Томск, 2011. 157 с.
Козлова Н.В., Вержицкая Е.Н. Личностно-профессиональное развитие педагогов в условиях модернизации образования // Вестник Томского государственного университета. 2010. № 341. С. 178-180.
Ермакова Л.И. Развитие акмеологической позиции будущего учителя в процессе педагогической практики : автореф. дис.. канд. психол. наук. СПб., 2010. 24 с.
Сосновских Н.В. Формирование акмеологической позиции школьников в учебном процессе : автореф. дис.. канд. пед. наук. Ульяновск, 2009. 26 с. http: //www.uni.ulsu.ru
Паутова Л.Е. Акмеологические аспекты созидательной деятельности преподавателя высшей школы // Акмеология. 2008. № 1. С. 22-32.
Максимова В.Н., Полетаева Н.М. Акмеология последипломного образования педагога. Рос. акад. образования, Гос. науч. учреждение Ин-т образования взрослых. СПб. : ИОВ РАО, 2004. 227 с.
Богданов Е.Н., Зазыкин В.Г. Введение в акмеологию. 2-е изд., перераб. и доп. М. : КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. 145 с.
Деркач А.А., Дьячков В.М. Психологические характеристики госслужащих регионального управления и их личностно-профессиональное раз витие // Психология профессиональной деятельности кадров государственной службы. М., 1996. С. 39-58.
 Исследование базовых условий наличия акмеологической позиции у педагога | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/27

Исследование базовых условий наличия акмеологической позиции у педагога | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/27