Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/29

Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования

Рассматривается физкультурно-спортивное образование студентов в вузе как педагогическая система, функционирующая в системе более высокого порядка, т.е. в системе высшего образования. Обосновываются концептуальные подходы к процессу физкультурно-спортивного образования, который рассматривается с системных позиций. В качестве элементов педагогической системы представлены культурологический, личностно-деятельностный, синергетический и компетентностный подходы. По- казана реализация принципов системного подхода при обосновании концептуальных подходов к физкультурно-спортивному образованию студентов.

Sports education of students as a subject of system research.pdf Известно, что любой образовательный процесс пред- ставляет собой педагогическую систему. Педагогиче- ская система физкультурно-спортивного образования студентов должна органично вписываться в систему бо- лее высокого порядка, т.е. в систему высшего профес- сионального образования, и соответствовать современ- ным тенденциям и научным подходам, реализуемым в ней в настоящее время. Е.В. Бондаревская [1] отмечает, что подход как ме- тодологическая категория связан с научной парадигмой и опосредуется через нее прежде всего в своей ценност- ной составляющей, ориентируясь также на теорию и технологию подхода. Значимость подхода заключается в том, что он является опосредующим и связующим зве- ном между методологией и теорией, отвечая на вопрос о том, как в исследовании могут быть реализованы по- ложения базовой теории. В связи с этим в научной интерпретации подход - это осознанная ориентация педагога-исследователя или педагога-практика на реализацию в своей деятельно- сти определенной совокупности взаимосвязанных цен- ностей, целей, принципов, методов исследовательской или практической педагогической деятельности, соот- ветствующей требованиям принятой образовательной парадигмы [Там же]. При выявлении сущности образовательной парадиг- мы мы исходим из предпосылки, что образование явля- ется важнейшим элементом культуры. Цель высшего образования - развитие человека, отвечающее требова- ниям того общества, в котором он живет, что находит свое отражение в связи образования и культуры, т.е. об- разование является культурным процессом, направлен- ным на духовное становление личности в обществе. В рамках каждой парадигмы образования существу- ют различные концепции обучения, обладающие об- щностью фундаментальных установок, но различающи- еся по механизмам, способам, средствам обучения. Разрабатываемая нами концепция физкультурно- спортивного образования, цель которой - формирование кинезиологической компетентности студентов, опира- ется на теоретико-методологические подходы гумани- стической педагогики, основными из которых являются культурологический и личностно-деятельностный. Для решения поставленных в исследовании задач в качестве дополнительных нами используются синергетический и компетентностный подходы, которые в совокупности рассматриваются с системных позиций. Современная концепция системного подхода бази- руется на следующих принципах: целостности, иерар- хичности, структуризации, множественности и систем- ности. Принцип системности объединяет все остальные принципы, поскольку гласит, что каждый объект может обладать всеми признаками системы. На наш взгляд, обозначенные подходы (культуроло- гический, личностно-деятельностный, синергетический и компетентностный) могут рассматриваться как эле- менты одной системы. Принцип целостности говорит о том, что все под- ходы как элементы педагогической системы представ- ляют собой единое целое, т.е. все они подчинены общим принципам, целям и задачам. Глобальной целью систе- мы высшего образования, и физкультурно-спортивного в том числе, является формирование «человека культу- ры» [2]. Формирование «человека культуры» означает разви- тие в нем и реальное использование культурных способ- ностей, которые будут вести студента к формированию себя как личности. При определении целей физкультур- но-спортивного образования его культуротворческий аспект выходит на первый план. С позиции культуроло- гического подхода физкультурно-спортивное образова- ние рассматривается как сложный культурный процесс передачи нормативно-ценностного и творческого опыта и создания условий для культурных форм самоопреде- ления, саморазвития и самореализации личности в кине- зиологической деятельности. Культурологический подход служит важным сред- ством гуманизации процесса физкультурно-спортив- ного образования студентов в высшей школе, что наи- более полно отражается в личностно-деятельностном подходе к обучению. Личностно-деятельностный подход в своем личност- ном компоненте предполагает, что в центре физкуль- турно-спортивного образования находится сам обучаю- щийся - его мотивы, потребности, цели, индивидуаль- но-психологические особенности, т.е. студент как личность. Исходя из интересов обучающегося, уровня его физкультурно-спортивных знаний, состояния здоровья, физического развития и подготовленности, преподаватель определяет учебную цель занятия и формирует, направляет и корригирует весь образовательный процесс в целях развития личности обучающегося. Вторым составляющим компонентом личностно-де-ятельностного подхода к физкультурно-спортивному образованию является категория «деятельность». В психологии известно, что акт любой деятельности, в том числе и кинезиологической, всегда имеет сознательную цель и мотивационную обусловленность. Мы считаем, что обучать кинезиологической деятельности - это значит делать учение мотивированным, учить студента самостоятельно ставить перед собой цель и находить средства ее достижения (т.е. оптимально организовывать свою физкультурно-спортивную активность), помогать студенту в формировании навыков контроля и самоконтроля, оценки и самооценки своей деятельности. В этом случае ориентировочной основой кинезиологической деятельности являются знания, а двигательные умения отражают способность студента осуществлять «технологическую» сторону деятельности [3]. Далее в нашем исследовании в качестве теоретико-методологического основания физкультурно-спортив-ного образования студентов рассматривается синерге-тический подход. Современный синергетический подход рассматривает человеческую личность как «суперсверхсложную» систему, способную к самоорганизации [4]. Применительно к процессу физкультурно-спортивного образования студентов это выглядит следующим образом: приобщение студентов к ценностям спорта и физической культуры в реальности представляет создание многообразия способов самоорганизации каждой личности, поскольку каждая личность как сверхсложная система уникальна в безграничном многообразии конкретных модификаций. Отсюда следует, что несмотря на спроектированный процесс физкультурно-спортивного образования студентов, каждой личности присуща самоорганизация, поскольку студенты как уникальные личности-субъекты воспринимают спорт и физическую культуру, все заложенные в них духовно-ценностные, эстетические, нравственные и творческие основания каждый по-своему, несмотря на общность принятия их основных позиций. Синергетический подход к содержанию физкультурно-спортивного образования студентов предполагает ориентацию студента на саморазвитие и самосовершенствование кинезиологического потенциала в процессе освоения ценностей спорта и физической культуры в вузе. В качестве результативной основы физкультурно-спортивного образования нами рассматривается формирование кинезиологической компетентности студентов. Таким образом, рассмотренные подходы в совокупности представляют собой единое целое и способствуют целостному развитию личности студента в процессе физкультурно-спортивного образования. Принцип иерархичности находит свое отражение в совокупности обозначенных нами концептуальных подходов, каждый из которых имеет определенное значение и подчинен другим элементам (подходам) или сам подчиняет себе другие элементы (подходы) системы. Так, культурологический подход в нашем исследовании выступает в качестве целевой основы физкультур-но-спортивного образования. Это связано с тем, что исторически ориентация российского образования на общекультурное развитие обучающихся является одной из его приоритетных позиций. Задача формирования общей культуры участников образовательного процесса является обязательной для всей системы российского образования, это его непреходящая ценность [2]. Исходя из этого, глобальной целью физкультурно-спортив-ного образования является формирование спортивной и физической культуры личности, частью которой нами рассматривается кинезиологическая компетентность. Следующим по иерархии является личностно-дея-тельностный подход, целью которого является формирование личности в деятельности. В нашей концепции данный подход рассматривается в качестве средства формирования кинезиологической компетентности в процессе физкультурно-спортивного образования, т.е. данный подход является своего рода дополнением к культурологическому. Также в качестве средства рассматривается и синергетический подход, который предполагает стимулирование явлений самоорганизации личности: самообразование, саморазвитие, самосовершенствование в процессе кинезиологической деятельности. В качестве результативной основы физкультурно-спортивного образования в нашем исследовании применяется компетентностный подход, что обусловлено прежде всего требованиями Государственного образовательного стандарта третьего поколения. По мнению И.А. Зимней (2006), данный подход - это новая парадигма результата образования, основные позитивы которой заключаются в том, что в определении результата образования были поставлены следующие акценты: - на практику применения знаний, выработку операциональной, технологической составляющих, а не только на сами знания (не только «что», но и «как»); - сложную, интегративную (когнитивно-эмоциональную, ценностно-мотивационную, регулятивную) природу результата образования; - формируемость личностного качества как сложного новообразования. В системном подходе структуризация - это объединение различных элементов системы в отдельные подсистемы по определенным признакам. Каждая из таких подсистем в свою очередь может иметь различные связи с другими подсистемами. В нашей педагогической системе основными элементами являются подходы: культурологический, личностно-деятель-ностный, синергетический, компетентностный. Каждый подход как подсистема включает в себя обязательные элементы: понятия, принципы, формы и методы построения образовательного процесса, совокупность которых также может рассматриваться как подсистема (таблица). Культурологический подход к физкультурно-спортивному образованию представлен следующими принципами: культуросообразности, продуктивности, мультикультурности. Принцип культуросообразности означает способность физкультурно-спортивного образования выражать суть спорта и физической культуры, их динамику, содержание. В системе физкультурно-спортивного образования в вузе важно создавать условия для физкуль-турно-спортивного самоопределения, саморазвития и самосовершенствования личности, содействуя тем самым гармоничному развитию личности. Принцип продуктивности отражает способность физкультурно-спортивного образования выражать творческую, продуктивную сущность культуры, создавать условия для творческой кинезиологической деятельности студента. структурные элементы педагогической системы физкультурно-спортивного образования студентов № п/п Концептуальный подход Основные понятия Основные принципы Формы и методы (особенности) организации образовательного процесса 1 Культурологический подход Культура, культурные образцы, идеалы, нормы и ценности, образ жизни, культурная деятельность, человек как субъект культуры - культуросообразности; - продуктивности; - мультикультурности. Физкультурно-спортивное образование представляет собой культурный процесс, осуществляемый в культуросообразной спортивно-образовательной среде вуза, каждый элемент которой наполнен личностным смыслом. В центре образовательного процесса - студент как субъект спорта и физической культуры 2 Личностно- деятельностный подход Личностный смысл, внутренний потенциал личности, самоактуализация, самоопределение, смысл жизни, субъектность, субъективные свойства личности - высокой мотивированности любых видов деятельности; - обязательной рефлективности всякой деятельности; - сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности Организация и управление целенаправленной физкультурно-спортивной деятельностью студента осуществляется в соответствии с направленностью его интересов, жизненных планов, ценностных ориентаций, понимания смысла физкультурно-спортивного образования для развития кинезиологического потенциала личности. Переориентация процесса обучения на постановку и решение ими самими учебных двигательных задач 3 Синергетический подход Открытость, нелинейность, неравновесность, самоорганизация, саморазвитие - самоорганизации и саморазвития; - нелинейности; - незамкнутости Социокультурное образовательное пространство вуза рассматривается как самоорганизующаяся система образования и культуры, в которой имеется многочисленное количество импульсов - аттракторов, притягивающих в определенное время личность. Студент оказывается под влиянием двух взаимосвязанных систем: физкультур-но-спортивного образования как системы форм, средств и методов целенаправленного педагогического воздействия и социокультурной среды его жизнедеятельности, влияние которой на личность происходит стихийно 4 Компетентностный подход Компетенция, компетентность, модуль, рейтинг - целенаправленности обучения; - интеграции знаний, умений и опыта; - личностного развития Направленность физкультурно-спортивного образования на формирование кинезиологических компетенций. Создание педагогических условий для максимального проявления физкультурно-спортивной активности самой личности Принцип мультикультурности заключается в способности физкультурно-спортивного образования отражать разнообразие его воздействия на формирование различных культурных сфер личности: культуру здоровья, культуру кинезиологической деятельности, культуру общения. Культура реализует свою функцию развития личности в том случае, если она активизирует личность, побуждает ее к деятельности. Деятельность личности является и тем механизмом, который позволяет преобразовать совокупность внешних влияний в собственно развивающие изменения, в новообразования личности как продукты развития. Если личность, осваивая культуру, делает открытия в самой себе, при этом переживает пробуждение новых умственных и духовных сил, то соответствующая область культуры становится ее «миром», что позволяет узнавать себя в уже созданном и развиваться как «культурно-исторический». Именно на развитие личности в процессе деятельности и направлен личностно-деятельностный подход, который базируется на принципе высокой мотивированности любых видов деятельности, обязательной рефлективности всякой деятельности, сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности. Известно, что любая деятельность, в том числе и физкультурно-спортивная, побуждается как внешними, так и внутренними мотивами. Например, мотивы занятий студента престижным видом спорта в вузе (большой теннис) - внешние по отношению к самой физкультур-но-спортивной деятельности студента. Являясь сильными побудителями общественного поведения в целом, эти внешние мотивы сами по себе не обеспечивают включение студента в осознанную физкультурно-спортивную деятельность, направленную на усвоение учебного материала. Они не определяют принятия студентом учебно-тренировочной задачи. В этот процесс должны быть включены внутренние, познавательные мотивы. Поэтому необходимо создание педагогических условий, обеспечивающих своеобразный «переход» внешних мотивов физ-культурно-спортивной деятельности во внутренние. Важным для нашего исследования является положение личностно-деятельностного подхода к организации физкультурно-спортивного образования на основе субъ -ектно-субъектного педагогического взаимодействия, которое предполагает прежде всего свободу выбора студентом вида физкультурно-спортивной деятельности в соответствии со своими интересами, потребностями и мотивами, а также тренера-преподавателя по виду спорта. Такой подход предполагает, во-первых, создание условий личностной самоактуализации и личностного роста студента. Во-вторых, этот подход формирует активность самого студента, его готовность к физкультур-но-спортивной деятельности, к решению проблемных учебно-тренировочных задач на основе доверительных субъектно-субъектных отношений с тренером-преподавателем. В-третьих, личностно-деятельностный подход предполагает единство внешних и внутренних мотивов: внешним является мотив достижения, а внутренним -познавательный мотив. В-четвертых, данный подход в контексте нашего исследования означает принятие учебно-тренировочной задачи и удовлетворение от ее решения в сотрудничестве с другими обучающимися. Формирование кинезиологической компетентности личности происходит в процессе ее активной физкуль-турно-спортивной деятельности и неразрывно связано с процессами осмысления, осознания и формирования собственного личностного ценностного отношения к спорту и физической культуре, собственной физкультурно-спор-тивной деятельности, т.е. с процессом рефлексии. Принцип сотрудничества при организации и управлении различными видами деятельности предполагает создание в образовательных учреждениях условий для развития сущностных сил каждого и гармонизацию взаимоотношений между всеми участниками педагогического процесса, развитие идей сотрудничества и сотворчества преподавателя и студентов, индивидуализацию обучения, диалог. Итогом его становится готовность личности к саморазвитию, самосовершенствованию, самореализации, что находит свое отражение в реализации принципов синергетического подхода. Синергетически построенное обучение стимулирует скрытые возможности развития личности, открывает человеку самого себя, организует сотрудничество с самим собой и другими людьми, реализуя тем самым принцип самоорганизации и саморазвития личности. Синергети-ческий подход представляет физкультурно-спортивное образование как сложную открытую систему, существующую и развивающуюся в результате взаимодействия с другими системными образованиями, в которой основу формирования кинезиологической компетентности личности составляют свободные действия студента в выборе им ориентации на те или иные физкультурно-спор-тивные ценности. Система физкультурно-спортивного образования рассматривается как открытая, так как в ней постоянно идет процесс обмена информацией (знаниями) между преподавателем и студентами (обратная связь), целенаправленного добывания информации, что способствует появлению новых целей, методов и средств обучения. В связи с этим меняется содержание физ-культурно-спортивного образования, так как оно не соответствует имеющемуся уровню знаний и умений обучающихся в данный момент. Возникает нелинейность как процесса, так и результата. Постоянно увеличивающееся образовательное информационное пространство выводит систему физкультурно-спор-тивного образования из устойчивого равновесия, возникает ситуация неопределенности и возможность проектирования студентом собственной образовательной траектории. Реализация принципов компетентностного подхода (целенаправленности физкультурно-спортивного образования, связи теоретических знаний с опытом кине-зиологической деятельности и личностного развития в этом процессе) является способом формирования субъ-ектности личности и достижения нового качества физ-культурно-спортивного образования в высшей школе. Ядром проектируемой педагогической системы физ-культурно-спортивного образования являются особенности организации образовательного процесса (см. таблицу). Множественность в системном подходе предполагает использование множества различных моделей для описания каждого отдельного элемента и всей системы в целом. Исходя из того, что в качестве элементов педагогической системы нами рассматриваются концептуальные подходы, можно сказать, что каждый подход и вся система в целом могут быть описаны разными моделями. В нашем исследовании при проектировании педагогической системы будет использована компе-тентностно-культурологическая модель физкультурно-спортивного образования студентов. Таким образом, в соответствии с нашей концепцией, в результате физкультурно-спортивного образования у студента должно быть сформировано некоторое целостное качество, отражающее способность к развитию своего кинезиологического потенциала, обеспечивающего психофизическую готовность к социально-профессиональной деятельности, т.е. кинезиологическую компетентность.

Ключевые слова

principles, system, conceptual approaches, students, принципы, sports education, концептуальные подходы, система, студенты, физкультурно-спортивное образование

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Загревская Александра ИвановнаТомский государственный университетканд. пед. наук, доцент кафедры физического воспитанияA.Zagrevskaya@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Каган М.С. Философия культуры. СПб. : Петрополис, 1996. 416 с.
Загревская А.И. Кинезиологический подход к физкультурно-спортивному образованию студентов // Вестник Томского государственного уни верситета. 2013. № 374. С. 160-162.
Бондаревская Е.В. Содержание педагогического образования и возможные направления модернизации его общепедагогической составляю щей // Наука и образование. 2002. № 3. C. 14-25.
Зимняя И.А. Компетентностный подход. Каково его место в системе современных подходов к проблемам образования? (теоретико-методоло гический подход) // Высшее образование сегодня. 2006. № 8. С. 21-26.
 Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/29

Физкультурно-спортивное образование студентов как предмет системного исследования | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 380. DOI: 10.17223/15617793/380/29