Рефлексивно-тренинговая технология в психологической профилактике состояния психического выгорания студентов-медиков | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 383. DOI: 10.17223/15617793/383/29

Рефлексивно-тренинговая технология в психологической профилактике состояния психического выгорания студентов-медиков

Представлено обоснование рефлексивно-тренинговой технологии в психопрофилактике состояния психического выгорания студентов-медиков. Разработка рефлексивно-тренинговой технологии основывается на результатах исследования закономерностей трансформации состояния психического выгорания в свойства и закономерностей психологических механизмов, ее обеспечивающих.

Reflective training technology in psychological prevention of the mental burning out condition of medical students.pdf Социально-экономические преобразования, произошедшие в России за последние годы, предъявляют определенные требования к построению системы высшего медицинского образования и реализации новых здоровьесберегающих образовательных технологий в профессиональной подготовке будущих специалистов-медиков. Известно, что успешная профессиональная подготовка студентов-медиков относится к числу эмоционально напряженных видов деятельности, что отражается на уровне их психического и соматического здоровья. Интенсивные учебные нагрузки, частые эмоционально напряженные ситуации зачетов и экзаменов, нарушения режима труда, отдыха и питания, с одной стороны, психовегетативные особенности, низкий уровень коммуникативных способностей и навыков саморегуляции - с другой, приводят к тому, что значительная часть студентов-медиков испытывает психосоматические проблемы [1], а также подвержена стресс-обусловленным расстройствам адаптации, среди которых одно из первых мест занимает психическое выгорание [2, 3]. По данным трехлетнего исследования распространенности психического выгорания, депрессии и поведенческих расстройств среди студентов семи американских медицинских колледжей, у более чем 52% респондентов выявлены его симптомы разной степени выраженности [4]. Частота психического выгорания среди студентов медицинских вузов Голландии, Англии достигает 24-26% [5]. Приведенные аргументы подтверждают актуальность и объясняют цель настоящего исследования, которая состоит в разработке ре-флексивно-тренинговой технологии: образовательной и здоровьесберегающей, ориентированной на профилактику психического выгорания студентов-медиков. В настоящее время основные инновационные образовательные технологии связаны с применением интерактивных моделей обучения: использованием ролевых игр, совместным решением проблем, моделированием жизненных ситуаций, опорой на групповой опыт и обязательную обратную связь, где каждый студент становится активным субъектом взаимодействия. Преподаватель (ведущий) создает среду образовательного общения, характеризующуюся открытостью, взаимодействием участников, равенством их аргументов, накоплением совместного знания, возможностью взаимной оценки и контроля, организует индивидуальную, парную и групповую работу, использует проектную работу, работу с различными источниками информации. Наиболее эффективной формой организации интерактивных занятий, на наш взгляд, является тренинг. Согласно Е.В. Сидоренко, тренинг представляет собой обучение технологиям действия на основе определенной концепции реальности в интерактивной форме [6]. В связи с этим интерактивность является основой обучения в процессе тренинговых занятий. Опираясь на позицию Е. В. Сидоренко, мы понимаем интерактивность как собственную активность и как активное взаимодействие с другими людьми и получение от них обратной связи. Интерактивность предполагает право на ошибку и поиск новых, заранее не предусмотренных путей, в результате чего лучшим может оказаться то, что возникло благодаря совместной деятельности в тренинге: в этом и состоит принципиальное отличие интерактивной формы обучения от всех прочих [Там же]. По мнению С. Гладышева, специфика проведения тренинга как особого метода получения знаний заключается в том, что все его участники учатся на собственном опыте настоящего момента в специально созданной благоприятной среде, где каждый может понять, какие личностные качества необходимы и какие профессиональные навыки надо развивать. Поскольку ситуация тренинга учебная, каждый из участников приобретает и использует новый опыт. Любой навык или качество на обучающем тренинге моделируются, анализируются и проверяются в обстановке, максимально приближенной к действительности [7]. В настоящее время сложилось научное представление, согласно которому психическое выгорание представляет собой состояние физического, эмоционального и умственного истощения, проявляющееся в профессиях социальной сферы и включающее в себя три составляющих: эмоциональное истощение, деперсонализацию и редукцию личных достижений [8, 9]. Существует значительное количество объясняющих его природу научных подходов, и наиболее значимые среди них - структурный, процессуальный, структурно-процессуальный [813]. С позиций используемого нами структурно-процессуального подхода психическое выгорание представляет собой динамичную структуру, характеризуется фазностью и имеет свою специфику, общую для представителей профессий помогающего типа [8, 11-13]. Опираясь на результаты исследований К.К. Платонова о взаимосвязи друг с другом и взаимопереходе всех трех уровней форм психических явлений: психических процессов, психических состоянии и свойств личности [14] - и следуя структурно-процессуальной логике, мы выдвинули предположение о том, что с каждым переходом из одной фазы состояния психического выгорания в другую наблюдается усиление взаимосвязей между всеми его структурными элементами. Повторяющиеся в каждой фазе структурно-динамические изменения состояния психического выгорания рассматриваем как закономерности его трансформации. В фазе «истощение» состояния психического выгорания ожидается наличие самой высокой степени интегрированности взаимосвязей его структурных элементов между собой, что позволяет выдвинуть предположение о его переходе в другую группу психических явлений - группу свойств. Изучение закономерностей трансформации состояния психического выгорания, а также закономерностей психологических механизмов, ее обеспечивающих, осуществлялось в 2011 г. на базе Курского государственного медицинского университета среди 133 студентов 2-го курса лечебного факультета с использованием следующих психодиагностических методик: «Диагностики уровня эмоционального выгорания» (В .В. Бойко) и опросника на выгорание MBI (C. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) [15], опросника «Индивидуальный стиль саморегуляции» В.И. Моросановой [13], теста смысложизненных ориентаций Д. А. Леонтьева [16], методики определения уровня рефлексивности А.В. Кар-пова, В.В. Пономарёвой [17]. Результаты исследования средних значений показателей фаз психического выгорания студентов лечебного факультета, полученные с помощью методики «Диагностика уровня эмоционального выгорания» В.В. Бойко [15], соответствуют среднему уровню выраженности: «напряжение» - Хср = 37,44±15,71 и «истощение» - Хср = 45,37±15,4. Средние значения фазы «резистенция» достигли уровня сформированности: Хср = 66,98±15,74. Изучение средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания студентов лечебного факультета осуществлялось с использованием опросника на выгорание MBI (С. Maslach, S.E. Jackson, в адаптации Н.Е. Водопьяновой) и указало на средний уровень их выраженности: «эмоциональное истощение» -Хср = 24,30±8,53, «деперсонализация» - Хср = 12,01±5,53, «редукция личных достижений» - Хср = 29,48±7,00. Сравнительный анализ средних значений показателей структурных элементов состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета в его различных фазах позволил установить следующие общие тенденции в его динамике (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Средние значения и значимость различий показателей структурных элементов состояния психического выгорания студентов лечебного факультета в его различных фазах (U-критерий Манна - Уитни, р < 0,05; U эмп < икр) \ Фазы \ выго-\рания СтрукХ турные \ элементы\ Фаза «напряжение» (1) | Фаза «резистенция» (2) Фаза «истощение» (3) Хср ± Ox Качественный (1)-(2) Хср± Ox Качественный (2)-(3) Хср± Ox Качественный (1)-(3) Цэмп р иэмп р Цэмп Р Эмоциона льное истощение 21,72 ± 6,53 Средний уровень выраженности 3429,5* 0,047 24,28 ± 8,59 Средний уровень выраженности 5736,0* 0,027 26,88 ± 7,02 Средний уровень выраженности 2134,0* 0,0001 Деперсонализация 10,06 ± 3,84 Средний уровень выраженности 3435,5* 0,049 11,98 ± 5,57 Средний уровень выраженности 5729,0* 0,026 13,52 ± 4,93 Средний уровень выраженности 2135,5* 0,0001 Редукция личных достижений 27,33 ± 6,58 Средний уровень выраженности 3421,5* 0,044 29,43 ± 7,05 Средний уровень выраженности 5736,5* 0,027 31,67 ± 5,08 Средний уровень выраженности 2129,0* 0,0001 * Значимость различий. Исследование показало умеренный уровень выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех фазах; увеличение уровня выраженности средних значений показателей всех структурных элементов: «эмоциональное истощение», «деперсонализация» и «редукция личных достижений» в фазе «истощение»; преобладание более высоких средних значений показателей всех структурных элементов в фазе «истощение»; статистически значимые различия в уровнях выраженности средних значений показателей всех структурных элементов состояния психического выгорания во всех его фазах. Изучение динамики взаимосвязей структурных элементов состояния психического выгорания между собой у студентов лечебного факультета осуществлялось с использованием корреляционного анализа Пирсона, по результатам которого были выявлены закономерности структурно-динамических изменений в фазе «истощение»: значимое увеличение уровня выраженности структурного элемента «эмоциональное истощение», самые тесные и интегрированные взаимосвязи между структурными элементами «эмоциональное истощение» и «деперсонализация», самые интегрированные взаимосвязи всех структурных элементов между собой (см. табл. 2-4), что позволяет подтвердить предположение о его трансформации в другую группу психических явлений - свойства. В соответствии с полученными результатами исследования структурно-динамических изменений состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета возникает вопрос об общих и специфических закономерностях психологических механизмов, его обеспечивающих. Т а б л и ц а 2 Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «напряжение» у студентов лечебного факультета Наименование элемента 1 2 3 1. Эмоциональное истощение 1,00 0,51* - 2. Деперсонализация 0,51* 1,00 - 3. Редукция личных достижений - - 1,00 * Статистическая значимость при р < 0,05. Т а б л и ц а 3 Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «резистенция» у студентов лечебного факультета Наименование элемента 1 2 3 1. Эмоциональное истощение 1,00 0,52** 0,33* 2. Деперсонализация 0,52** 1,00 - 3. Редукция личных достижений 0,33* - 1,00 * Статистическая значимость при р < 0,05; ** статистическая значимость при р < 0,01. Т а б л и ц а 4 Значимые коэффициенты корреляции структурных элементов состояния психического выгорания в фазе «истощение» у студентов лечебного факультета Наименование элемента 1 2 3 1. Эмоциональное истощение 1,00 0,81** 0,61** 2. Деперсонализация 0,81** 1,00 0,83* 3. Редукция личных достижений 0,61** 0,83* 1,00 * Статистическая значимость при р < 0,05; ** статистическая значимость при р < 0,01. В ходе исследования с помощью опросника «Индивидуальный стиль саморегуляции» В. И. Моросановой [13], теста смысложизненных ориентаций Д.А. Леонтьева [16], методики определения уровня рефлексивности А.В. Карпова, В.В. Пономарёвой [17] множественного регрессионного анализа (обратного пошагового метода) у студентов лечебного факультета выявлены как общие закономерности, сохраняющие свое действие во всех фазах состояния психического выгорания, так и специфические, проявляющие свое влияние лишь в определенных фазах. Общие закономерности проявлений психологических механизмов состояния психического выгорания представлены содержательно-структурными характеристиками рефлексивно-смысловых, а специфические - стилевых особенностей саморегуляции и ценностно-мотивационных механизмов. Рефлексивно-смысловые механизмы трансформации состояния психического выгорания включают показатели ретроспективной рефлексии и цели в жизни как смысложизненной ориентации: в фазе «напряжение»: (Р = -0,85 при р = 0,000), (R = 0,77, F = 11,15, КМД = 0,59, df = 5,60, p = 0,000) и (Р = -1,1 при р = 0,042), (R = 0,73, F = 4,06, КМД = 0,54, df = 6,59, p = 0,002) соответственно; в фазе «резистенция»: (Р = -0,90 при р = 0,0003), (R = 0,75, F = 5,47, КМД = 0,56, df = 5,60, p = 0,0003) и (Р = -0,71 при р = 0,016), (R = 0,73, F = 2,33, КМД = 0,54, df = 6,59, p = 0,043) соответственно; в фазе «истощение»: (Р = -1,1 при р = 0,000), (R = 0,92, F = 66,53, КМД = 0,85, df = 5,60, p = 0,000) и (Р = -1,1 при р = 0,000), (R = 0,70, F = 9,37, КМД = 0,49, df = 6,59, p = 0,000) соответственно. Таким образом, отсутствие четкой жизненной цели, склонности к анализу выполненной в прошлом деятельности, предпосылок, мотивов и причин произошедшего, а также результатов и допущенных ошибок рассматриваются как механизм возникновения, реализации и трансформации состояния психического выгорания. Специфические закономерности механизмов саморегуляции как механизмов возникновения состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета представлены содержательно-структурными и динамическими характеристиками. Содержание структуры стилевых механизмов регуляции состояния психического выгорания в фазе «истощение» характеризуется таким стилем, как программирование (Р = -0,53 при р = 0,001), (R = 0,76, F = 11,10, КМД = 0,57, df = 7,58, p = 0,000). Таким образом, неумение и нежелание продумывать последовательность своих действий выступает механизмом трансформации состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета. Структура рефлексивно-смысловых механизмов возникновения состояния психического выгорания представлена следующим образом: в фазе «напряжение» - показателем локус контроля-Я (Р = -0,90 при р = 0,006), (R = 0,73, F = 4,06, КМД = 0,54, df = 6,59, p = 0,002), в фазе «резистенция» - показателями актуальной (Р = -0,53 при р = 0,008), перспективной (Р = -0,57 при р = 0,030), коммуникативной (Р = -0,83 при р = 0,001) рефлексии, а также общей рефлексивностью (Р = 1,80 при р = 0,003) (R = 0,75, F = 5,47, КМД = 0,56, df = 5,60, p = 0,0003). Таким образом, возникновение состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета в фазе «напряжение» обусловлено убежденностью в том, что жизнь неподвластна сознательному контролю, неверием в свои силы контролировать события собственной жизни. Отсутствие достаточной степени сформированности коммуникативных качеств, актуальной рефлексии, характеризующейся непосредственным самоконтролем поведения в текущей профессиональной ситуации, требующей срочного анализа происходящего и принятия решения с минимальным временем на его обдумывание, соотнесение своих действий с ситуацией и их координация в соответствии с изменяющимися условиями и собственным состоянием; перспективная рефлексия, характеризующаяся анализом предстоящей деятельности, тщательным планированием и прогнозированием вероятных исходов лечения; степень сформированности коммуникативных качеств влияет на реализацию состояния психического выгорания в фазе «резистенция». Т а б л и ц а 5 Технологическая карта программы психопрофилактики состояния психического выгорания Структура личности Условия реализации Задача Психологический механизм Тренинг Методы Мотивационная Информированность о феноменологии, генезе, детерминации, способах психопрофилактики состояния психического выгорания через организацию Формирование стремления к личностному росту и профессиональной самореализации Активизация интереса и творческой активности к профессиональной деятельности: развитие навыков постановки жизненно важных целей во временной перспективе развития личности, расстановки приоритетов личных ценностей и целей Личностный рост и профессиональная самореализация Телесно-ориентированная терапия; игровая терапия; когнитивно-поведенческая терапия; арт-терапия; позитивная терапия Интеллектуальная Развитие умений и навыков самоанализа, рефлексии Обучение рефлексивным умениям: осознание собственных жизненных установок и развитие позитивной установки относительно себя и других Рефлексивные способности Игровая терапия; когнитивно-поведенческая терапия; арт-терапия; позитивная терапия Аффективная Реализация традиционных (лекции, беседы) и инновационных (научно-практические семинары, дискуссии, Оптимизация стилей саморегуляции и мобилизация ресурса произвольности в регуляции состояний Обучение навыкам психологической самопомощи: осознание собственных эмоций, собственной личности, формирование субъектной позиции в отношении своего психологического здоровья Саморегуляция Телесно-ориентированная терапия (мышечная релаксация; дыхательная гимнастика; идеомоторная тренировка; визуализация и сюжетное воображение); арт-терапия; позитивная терапия Поведенческая анализ проблемных профессиональных ситуаций и т.д.) форм просветительской работы Формирование адекватного эмоционально-ценностного отношения к себе и другим; реструктуризация системы ценностей Обучение навыкам эмоционально-ценностного отношения (положительного отношения к себе, принятия других): переоценка суждений (убеждений) относительно себя, других людей, своей профессиональной деятельности и их изменение в сторону большей реалистичности и рациональности Эмоционально-ценностное отношение к себе и другим Телесно-ориентированная терапия; игровая терапия; когнитивно-поведенческая терапия; арт-терапия; позитивная терапия Динамические характеристики психологических механизмов возникновения состояния психического выгорания у студентов лечебного факультета детерминируют его наибольшую выраженность по типу «оптимума». Максимум выраженности состояния психического выгорания в фазе «напряжение» зарегистрирован при средней саморегуляции и рефлексивности, а также при низком и высоком уровне осмысленности жизни. Реализация состояния психического выгорания в фазе «резистенция» осуществляется при низкой и средней саморегуляции и среднем уровне рефлексивности. Трансформация состояния психического выгорания в фазе «истощение» происходит при средней саморегуляции, низких уровнях рефлексивности и осмысленности жизни. Разработка рефлексивно-тренинговой технологии как здоровьесберегающей, ориентированной на профилактику, коррекцию и регуляцию состояния психического выгорания, осуществлялась в логике структурно-динамических представлений о его трансформации. В соответствии с результатами проведенного исследования в роли системообразующего элемента системы психопрофилактики состояния психического выгорания выступает тренинг рефлексивных способностей, что согласуется с теоретическими основами профессионального развития личности, когда «работа рефлексивных процессов самосознания может иметь характер как регулятивного, так и интеграционного, смыслопо-рождающего механизма, определяя тем самым психологическое содержание (способы и формы активности) рефлексивного ресурса личности и индивидуальную траекторию разрешения возникающих у нее внутри-личностных противоречий» [18. С. 204]. Реализация рефлексивно-тренинговой технологии как образовательной обусловлено ее свойством максимально развивать субъектность студентов-медиков, которая выражается в самореализации, самоорганизации и самокоррекции [19] и осуществляется в их профессиональной подготовке, как здоровьесберегающей -направлена на снижение выраженности состояния психического выгорания через активизацию стилевых механизмов саморегуляции, рефлексивно-смысловых и ценностно-мотивационных механизмов возникновения и трансформации и представлена в учебно-методическом спецкурсе «Психопрофилактика состояния психического выгорания студентов-медиков». Программа учебно-методического спецкурса «Психопрофилактика состояния психического выгорания студентов-медиков» реализуется в виде научно-практических семинаров и тренинговой работы. В программу научно-практических семинаров включен курс лекций по теме психического выгорания, предоставляющий возможность ознакомиться с признаками психического выгорания, особенностями развития, внешними и внутренними факторами, способами его дифференцирования от сопряженных состояний: хронической усталости, монотонии, стресса, депрессивных состояний и т.д. В рамках спецкурса проводится также психодиагностическое обследование с целью выявления психического выгорания, с результатами которого студентов знакомят сразу. Стратегия и тактика тренинговых занятий ориентирована на разрешение конкретных задач учебно-методического спецкурса: формирование стремления к личностному росту и профессиональной самореализации через активизацию интереса и творческой активности к профессиональной деятельности; развитие умений и навыков самоанализа, рефлексии через обучение рефлексивным умениям; оптимизация стилей саморегуляции и мобилизация ресурса произвольности в регуляции состояний через обучение навыкам психологической самопомощи (психической саморегуляции, релаксации и т.д.); формирование адекватного эмоционально-ценностного отношения к себе и другим, реструктуризация системы ценностей через обучение навыкам эмоционально-ценностного отношения к себе, принятию других. Последовательность используемых методов психопрофилактики состояния психического выгорания студентов-медиков, которая адекватна стратегии и тактике психокоррекционного воздействия и включает в себя методы телесно-ориентированной, игровой, когнитивно-поведенческой, позитивной, арт-терапии, рассматриваем как технологическую карту программы (см. табл. 5). Таким образом, предлагаемая нами рефлексивно-тренинговая технология в профилактике состояния психического выгорания студентов-медиков должна осуществляться с использованием интегративного подхода, в котором объединены методы телесно-ориентированной, игровой, когнитивно-поведенческой, позитивной, арт-терапии, дополняющие друг друга, что позволяет добиться отреагирования на всех уровнях: мотивационном, аффективном, интеллектуальном и поведенческом.

Ключевые слова

condition of mental burnout, psychological prevention, psychological mechanisms, structural-dynamic changes, general and specific laws of transformation, reflective training technology, состояние психического выгорания, психологическая профилактика, психологические механизмы, общие и специфические закономерности трансформации, структурно-динамические изменения, рефлексивно-тренинговая технология

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Молчанова Людмила НиколаевнаКурский государственный медицинский университет д-р психол. наук, ст. преподаватель кафедры социальной работыmolchanowa.liuda@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Вазина К.Я. Рефлексивноая технология саморазвития человека. Н. Новгород : Изд-во ВГИПУ, 2009. С. 29.
Леонтьев Д.А., Рассказова Е.И. Тест смысложизненных ориентаций (СЖО). 2-е изд. М. : Смысл, 2006. 63 с.
Карпов А.В., Пономарева В.В. Психология рефлексивных механизмов управления. М. : Институт психологии РАН, 2000. 284 с.
Митина Л.М., Галина З.Н. Психологические условия и факторы совершенствования высшего профессионального образования // Педагоги ческий журнал Башкортостана. 2011. № 5. С. 202-212.
Платонов К.К. Система психологии и теория отражения. М. : Наука, 1982. 309 с.
Практикум по психологии состояний : учеб. пособие / под ред. проф. А.О. Прохорова. СПб. : Речь, 2004. 480 с.
Профессионально-личностные деформации врачей: феноменология, генезис, детерминация, измерение / В.Б. Никишина, И.В. Запесоцкая, А.Г. Дроздов, Л.Н. Молчанова ; Курский институт социального образования (филиал) РГСУ. М. : Союз, 2010. 688 с.
Никишина В.Б., Молчанова Л.Н., Недуруева Т.В. Состояние «выгорания»: детерминация, феноменология, генезис, измерение. Курск, 2007. 381 с.
Молчанова Л.Н., Старкова Е.Е. Трансформация состояния психического выгорания в личностные свойства как проявление профессиональной деформации представителей профессий помогающего типа // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. Сер. Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2013. Т. 19, № 3. С. 40-44.
Гладышев С. Как вести себя на тренинге? URL: http: //www.megapoliss.ru /statji/20081201102426.htm1
Орёл В.Е. Синдром психического выгорания личности. М. : Институт психологии РАН, 2005. 330 с.
Maslach C. Burnout. The Cost of Caring. Englewood Cliffs; Prentice - Hall, 1982. 177 p.
Бойко В.В. Синдром «эмоционального выгорания» в профессиональном общении. СПб. : Питер, 1999. 105 с.
Santen S.A., Holt D.B., Kemp J.D. Burnout in Medical Students: Examining the Prevalence and Associated Factors // Southern Medical Journal. 2010. № 103. P. 758-763.
Сидоренко Е.В. Технологии создания тренинга. От замысла к результату. СПб. : Речь,; 2008. 336 с.
Ross S., Cleland J., MacleodM.J. Stress, debt and undergraduate medical student performance // Medical Education. 2006. № 40. P. 584-589.
Юматов Е.А., Кузьменко В.А., Бадиков В.И. и др. Экзаменационный эмоциональный стресс у студентов // Физиология человека. 2000. Т. 26, № 4. С. 86-91.
Jacobs S.R., DoddD.K. Student Burnout as a Function of Personality, Social Support, and Workload // Journal of College Student Development. 2003. № 2. Р. 23-28.
Guthrie E., BlackD., Bagalkote H. et al. Psychological stress and burnout in medical students: a five-year prospective longitudinal study / // JR. Soc. Med. 1998. № 91. P. 237-243.
 Рефлексивно-тренинговая технология в психологической профилактике состояния психического выгорания студентов-медиков | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 383. DOI: 10.17223/15617793/383/29

Рефлексивно-тренинговая технология в психологической профилактике состояния психического выгорания студентов-медиков | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 383. DOI: 10.17223/15617793/383/29