Гендерные различия структуры психологического отношения предпринимателей к деловому взаимодействию | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 383. DOI: 10.17223/15617793/383/30

Гендерные различия структуры психологического отношения предпринимателей к деловому взаимодействию

Рассматриваются результаты сравнительного анализа структурных компонентов психологического отношения предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин к деловому взаимодействию. Анализируются выявленные в ходе эмпирического исследования особенности субъективных отношений предпринимателей к различным сторонам конкуренции и делового партнерства, выступающих основными формами делового взаимодействия в бизнесе. Эмпирическое исследование проводилось методом стандартизированного интервью. В исследовании приняли участие 114 предпринимателей (сфера деятельности респондентов - оптовая и розничная торговля, сфера обслуживания и производство). В результате кластерного анализа выявлено, что взаимосвязи компонентов в структуре психологического отношения мужчин и женщин к сторонам делового взаимодействия различны.

Gender differences in the structure of entrepreneur's psychological attitude to business interaction.pdf Интерес к гендерной проблематике, наблюдающийся в социальных и гуманитарных науках в последние десятилетия, связан с необходимостью изучения новых форм социального взаимодействия мужчин и женщин, возникающих вследствие устаревания традиционного распределения между ними социальных ролей. Становление научных исследований в этой области определяет то, что психологические аспекты гендерного поведения продолжают относиться к категории малоизученных, в том числе это относится к гендерным особенностям экономического поведения и деятельности предпринимателей в частности. Актуальность проводимого нами в течение целого ряда лет исследования [1-3] определяется сложившимися в современном обществе противоречиями: между важностью роли предпринимательства в развитии экономики российского общества и дефицитом знаний о специфике предпринимательской деятельности мужчин и женщин, традиционно различающихся своей социально-экономической функцией в обществе (Е.В. Ануфриева, Т.А. Волкова, В.А. Геодакян и др.); между доминированием в сфере предпринимательства маскулинных моделей деловой активности (С.А. Авто-номова, Л.В. Бабаева, О.Н. Кричевская, Е.Ю. Мещер-кина, Г.В. Турецкая, А.Е. Чирикова и др.) и неуклонным ростом доли женщин, занятых в этой сфере российской экономики. Научный интерес к изучению гендерных особенностей в деловом взаимодействии вызван тем, что конкуренция и партнерство признаются основными формами взаимодействия в сфере экономики, вместе с тем имеется дефицит знаний об их субъективной стороне, выступающей психологической предпосылкой успешности. В свою очередь, специфика субъективного восприятия сторон делового взаимодействия определяет особенности реализации предпринимательской деятельности, обусловливает приоритеты, устанавливаемые предпринимателем в его экономической деятельности и в отношениях с другими ее участниками. Несмотря на общий рост гендерных исследований в психологии, как фактор делового взаимодействия гендерные различия изучаются достаточно редко. В то же время ген-дерная принадлежность, выступая ключевым проявлением соответствующей идентичности личности и отражением самоидентичности, согласно интерпретационному подходу [4. С. 58], обеспечивает устойчивость человека в меняющемся мире, что приобретает особую значимость в условиях предпринимательства, отличающегося высоким уровнем неопределенности и изменчивости социально-экономических условий деятельности. Характеризуя состояние изученности психологических аспектов делового взаимодействия, отметим, что в более ранних наших публикациях были представлены результаты эмпирических исследований отношений к конкуренции и партнерству в деятельности предпринимателей, социально-психологические типы предпринимателей; проанализировано влияние гендерной принадлежности на конкурентное и партнерское взаимодействие субъектов экономической деятельности в сфере малого и среднего бизнеса [1-3, 5]. Психологические отношения к деловому партнерству также изучались в исследовании Т. С. Вавакиной и В.П. Познякова, в котором деловое партнерство рассматривается как форма деловой активности, как вид взаимодействия, сочетающего в себе элементы сотрудничества и конкуренции. Эмпирически выделены социально-психологические типы психологического отношения к партнерству в деловом взаимодействии, различающиеся, в частности, ориентацией на ресурсное и ценностное взаимодействие. В ходе исследования среди качеств, предпочтительных для делового партнера, предпринимателями были отмечены такие, как умение общаться с разными людьми; принципиальность и щепетильность в вопросах чести и личного достоинства; увлеченность своей работой; способность успешнее других осуществлять власть, требовать исполнительности; высокая работоспособность [6. С. 220]. В диссертационном исследовании Е.И. Остащенко деловое взаимодействие изучалось с позиции регуляции его посредством личностных и организационно-культурных факторов. Среди наиболее устойчиво влияющих на эффективность делового взаимодействия факторов автором выделяются такие, как личный профессиональный опыт субъектов взаимодействия и их ценностные ориентации, актуализируемые при разрешении конфликтных ситуаций [7. С. 9]. Результаты представленного в данной статье эмпирического исследования отражают субъективное содержание психологических отношений к деловому взаимодействию, оценочных представлений о деловом взаимодействии, свойственных представителям разных тендерных групп - предпринимателям-мужчинам и предпринимателям-женщинам. Это позволяет понимать, чем руководствуются мужчины и женщины в построении делового взаимодействия в бизнесе, что является параметрами для оценки успешности их взаимоотношений. В связи с вышеизложенным, целью нашего исследования стало изучение структурных особенностей психологического отношения к деловому взаимодействию в предпринимательской деятельности. Объект исследования - предприниматели, ведущие экономическую деятельность в сфере малого и среднего бизнеса. Предметом исследования являются гендерные различия в структуре психологических отношений к деловому взаимодействию в предпринимательской деятельности. В основу исследования легла гипотеза о том, что взаимосвязи компонентов психологических отношений к деловому взаимодействию в предпринимательской деятельности различны у предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин. Мы основываемся на следующем понимании делового взаимодействия в предпринимательской деятельности: Предпринимательство - это вид экономической деятельности по производству товаров и услуг, основанной на распоряжении материальными, финансовыми, трудовыми ресурсами и направленной на получение дохода (прибыли), в рамках которой субъект выступает собственником и организатором производства товаров и услуг, а также пользователем наемного труда; оно осуществляется посредством делового взаимодействия предпринимателей с другими участниками экономических отношений - предпринимателями, клиентами, чиновниками и др. [8]. Деловое взаимодействие определяется нами как деятельность предпринимателей по обмену ресурсами (сырье, рынки сбыта, технологии производства, власть, социальные связи, деньги) с целью приобретения ресурсов, отсутствующих у предпринимателя, и / или преумножения имеющихся. При этом предприниматель исходит не только из наличных ресурсов, но также из предполагаемых возможностей их развития для получения прибыли. Для характеристики специфики ресурсов в предпринимательской деятельности будет уместным обратиться также и к категории темпоральности, системно описанной в работах О.В. Лукьянова [4, 9]. Поскольку именно переходный (с позиции категории времени) характер ресурсов в деятельности предпринимателя, который выражается в том, что предприниматель мыслит, действует, распоряжается ресурсами, в которых сочетается оценка имеющихся у него в настоящее время, оценка имевшихся в прошлом и потенциально возможных в будущем, собственно и отражает природу предприимчивости как качества личности, связанного со способностью увидеть возможности и использовать их для реализации предпринимательской идеи. Это же свойство ресурсов обеспечивает практически неограниченное количество возможных их комбинаций, тем самым определяя конкурентоспособность предпринимательской деятельности. Основными видами делового взаимодействия в предпринимательской деятельности выступают партнерство и конкуренция. Содержание делового взаимодействия может быть охарактеризовано в зависимости от того, какая ориентация в организации экономической деятельности в большей мере свойственна предпринимателю - ориентация на экономические ресурсы или на взаимоотношения (разновидность социальных ресурсов), и от того, какие процессы - интеграции или дифференциации - определяют развитие экономической деятельности в конкретном случае. В ходе проводимых ранее исследований нами были выделены следующие виды делового взаимодействия в предпринимательской деятельности: конкуренция за экономические ресурсы, конкуренция-соревнование за личные достижения, технико-экономическое партнерство и личностно-ориентированное партнерство [2]. Свою экономическую деятельность предприниматели-мужчины и предприниматели-женщины реализуют во взаимодействии друг с другом, выступая представителями двух больших социальных групп - мужчин и женщин. Активизации межгрупповых отношений мужчин и женщин в сфере предпринимательской деятельности способствует то, что: 1) гендерная принадлежность субъектов взаимодействия, являясь одним из первичных критериев социальной категоризации в межличностных и межгрупповых отношениях, обусловливает определенность физических границ группы мужчин и группы женщин; 2) социально-психологическая плотность групп мужчин и женщин в пространстве делового взаимодействия достаточно высока, поскольку в сфере обслуживания и торговли доля предпринимателей-женщин и предпринимателей-мужчин практически одинакова, а напряженность конкуренции способствует росту интенсивности контактов представителей этих социальных групп. Теоретической основой проводимого нами исследования выступает научная концепция психологических отношений индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности и экономической деятельности, разработанная В.П. Позняковым [8]. В рамках данной концепции психологические отношения предпринимателей представляют собой эмоционально окрашенные мнения, оценки и представления о различных сторонах предпринимательской деятельности. Психологические отношения к конкуренции и партнерству являются частным случаем отношения к деловому взаимодействию и проявляются в эмоционально окрашенных представлениях и оценках, объектами которых выступают мотивы, цели, условия, результаты и субъекты делового взаимодействия. Методика и организация исследования. В исследовании приняли участие 114 предпринимателей, среди которых 42,1% женщин и 57,9% мужчин. Основные сферы деятельности респондентов - оптовая и розничная торговля, сфера обслуживания и производство. Базами для сбора эмпирических данных стали предпринимательские структуры в сфере малого и среднего бизнеса, а также школы бизнеса и другие учреждения профессионального образования, Торгово-промышленная палата Красноярского края. Исследование проводилось методом стандартизированного интервью, развернутая программа которого представлена в [2]. В соответствии с выделенными ранее аспектами делового взаимодействия [2, 3, 5, 10] гендерные различия в структуре психологических отношений к деловому взаимодействию изучались посредством сравнительного анализа психологических отношений к конкуренции и деловому партнерству в группах респондентов предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин. Психологические отношения предпринимателей к деловому взаимодействию изучались через следующие параметры: оценка отношения к конкуренции в предпринимательской деятельности по шкале наименований; оценка степени переживания напряженности конкурентных отношений в своей сфере бизнеса; оценка частоты конфликтов в отношениях с конкурентами; оценка частоты хороших отношений с конкурентами; оценка собственной конкурентоспособности; оценка степени надежности большинства деловых партнеров; оценка степени доверия предпринимателя к государственным структурам и предприятиям и к предпринимательским структурам и предприятиям; оценка частоты обмана, необязательности со стороны деловых партнеров; оценка частоты взаимопонимания и поддержки со стороны деловых партнеров; оценка роли партнерских отношений в развитии бизнеса; отношение к конкуренту - мужчине / женщине (оценка предпочтения отношений конкуренции с предпринимателем-мужчиной / женщиной; оценка успешности взаимодействия в предпринимательской деятельности между мужчинами, между женщинами, между мужчинами и женщинами); отношение к деловому партнеру - мужчине (оценка предпочтения отношений делового партнерства с предпринимателем-мужчиной / женщиной). Для определения того, с какими характеристиками предпринимательской деятельности связано отношение респондентов к конкурентам и деловым партнерам (мужчинам и женщинам), какими факторами оно обусловлено, нами был проведен анализ структурных характеристик отношения предпринимателей к деловому взаимодействию путем кластеризации первичных данных. При проведении кластерного анализа использовалась программа Statistika 6.0. Результаты и их обсуждение. В результате проведения кластерного анализа выявлено, что компоненты группового отношения мужчин и женщин к сторонам делового взаимодействия различны. Выявлено, что у мужчин-респондентов гендерная принадлежность других субъектов в рамках предпринимательской деятельности влияет на их отношение к ним и определяет эмоциональную окраску этих отношений. Анализ данных по группе предпринимателей-мужчин выявил, что в сознании мужчин отношение к мужчинам (деловым партнерам и конкурентам) отличается от отношения к женщинам (деловым партнерам и конкурентам), поскольку эти отношения располагаются в различных кластерных группах, достаточно удаленных друг от друга (см. рис. 1). Вместе с тем отношения с мужчинами (конкурентами и партнерами) включены в число факторов, обусловливающих эффективность предпринимательства, успешность взаимодействия с другими предпринимателями в текущей экономической деятельности (здесь и сейчас), и взаимосвязаны с оценкой социально-экономических условий: напряженности конкуренции, надежности партнеров по бизнесу, уровня собственной конкурентоспособности, роли партнерства в развитии бизнеса (рис. 1). Взаимоотношения с женщинами (конкурентами и партнерами по бизнесу) оцениваются мужчинами как включенные в совокупность отношений с другими субъектами - конкурентами, партнерами, государством, предпринимателями, которыми определяется эмоциональная оценка опыта предпринимательства. Отношение к деловым партнерам и конкурентам женского пола выделено в сознании предпринимателей-мужчин в отдельный кластер. Содержание этого кластера, с одной стороны, связано с позитивными отношениями с конкурентами и партнерами (хорошие отношения, взаимопонимание), с доверием к предпринимательским организациям и отношением предпринимателей к конкуренции, а с другой стороны, дифференцировано от негативных отношений с партнерами и конкурентами (обман, конфликты) и степени доверия к государственным организациям. Таким образом, отношения с женщинами в бизнесе связаны с позитивными моментами предпринимательской деятельности, а негативные моменты в сознании предпринимателей-мужчин от гендерной принадлежности других участников экономической деятельности не зависят. Иная структура отношений свойственна предпринимателям-женщинам. В частности, отношения женщин к деловым партнерам и конкурентам разного пола являются компонентами четырех кластеров, в отличие от двух кластеров у респондентов-мужчин (см. рис. 2). Отношение к деловым партнерам-мужчинам ассоциируется у женщин с напряженностью конкуренции в их сфере бизнеса и общей ролью партнерства в развитии бизнеса. Отношение к конкурентам-мужчинам образует структурную единицу представлений вместе с переменными «успешность взаимодействия мужчин и женщин», «успешность взаимодействия мужчин». Отношение к деловым партнерам-женщинам связано в сознании респонденток с конкурентоспособностью, с надежностью партнеров по бизнесу и успешностью взаимодействия женщин-предпринимателей. В целом эти переменные образуют в сознании предпринимателей-женщин единый кластер, который характеризует предпринимательскую деятельность с точки зрения ее перспективности, успешности взаимодействия и конкурентоспособности. Отношение же к конкурентам-женщинам взаимосвязано с эмоциональным фоном предпринимательства. При этом отношение к конкурентам-женщинам ассоциируется, во-первых, с отношениями с конкурентами и деловыми партнерами (взаимопонимание, поддержка, обман, конфликты) и личным отношением ре-спонденток к участию в конкуренции. Во-вторых, отношение к конкурентам-женщинам перекликается с доверием к государственным и предпринимательским структурам, что указывает на обусловленность отношения к конкуренту-женщине личным опытом предпринимательства и доверием. 50 45 40 35 30 25 20 15 10 > ф s с £ о. о. Ф о га S И m ф S3 £ > £ С , 3 * ю О Рис. 1. Взаимосвязи отношений респондентов-мужчин к конкурентам и партнерам из разных гендерных групп с иными характеристиками делового взаимодействия 35 30 25 ::ТГ 20 15 ._i_ 10 5 о s о m о . ш 5 га н X га ^ И . ш (D X н . . > : : га X О с о С X ^ о S Ш о к S . S X о X га ь ш 5 о 3 s о о X X о о X н с га о о 5 ш 5 ю S га го О 3 о СО X m . ш га X о о > Рис. 2. Взаимосвязи отношений респондентов-женщин к конкурентам и партнерам из разных гендерных групп с характеристиками делового взаимодействия Актуальность исследования, результаты которого представлены в данной статье, состоит в том, что выявлены различия в структуре психологических отношений к деловому взаимодействию, свойственных предпринимателям разных гендерных групп. Обобщая данные проведенного нами эмпирического исследования психологического отношения к деловому взаимодействию предпринимателей-мужчин и предпринимателей-женщин, мы выявили следующие отличительные особенности их структуры у представителей изучаемых гендерных групп: 1. У респондентов-мужчин структура психологического отношения к деловому взаимодействию с предпринимателями-мужчинами характеризуется связями с успешностью социальных контактов в текущей ситуации, а также с напряженностью конкуренции и мнением о надежности партнеров по бизнесу, в то время как отношения с предпринимателями-женщинами ассоциируются с позитивным опытом в бизнесе (взаимопониманием и доверием). 2. У респондентов-женщин структура психологического отношения к деловому взаимодействию с мужчинами-партнерами по бизнесу определяется субъективными оценками напряженности конкуренции и ролью партнерства для его развития в конкретном регионе, в то время как отношения с женщинами-партнерами по бизнесу оцениваются через перспективность и конкурентоспособность совместно реализуемого проекта. Структура психологического отношения к взаимодействию с конкурентами (и мужчинами, и женщинами) более эмоционально насыщенна, при этом отношение к конкурентам-мужчинам измеряется через общую успешность взаимодействия с мужчинами в бизнесе, а отношение к конкурентам-женщинам - через личное отношение к конкуренции и меру доверия к предпринимательским и государственным организациям, взаимодействие с которыми имело место быть в личном опыте респонденток. В заключение, намечая перспективы дальнейшего изучения гендерных различий делового взаимодействия, считаем актуальным выделить следующие возможные направления продолжения исследования: - конкретизация содержания психологических отношений к деловому взаимодействию у предпринимателей (мужчин и женщин) с различным уровнем маскулинности / фемининности, являющихся психологическими измерениями гендера, а также - изучение особенностей делового взаимодействия предпринимателей с различным уровнем маскулинности / фемининности (иначе говоря - предпринимателей с более мужественным или более женственным поведением), социально-психологических факторов успешности их построения; - сравнительное изучение психологических отношений к деловому взаимодействию у предпринимателей (мужчин и женщин) в зависимости от характера их предпочтений разных типов конкуренции и партнерства в бизнесе: конкуренции за ресурсы, конкуренции-соревнования за личные достижения, технико-экономического партнерства и личностно-ориенти-рованного партнерства; - сравнительное изучение гендерных различий делового взаимодействия в различных сферах жизнедеятельности личности (профессиональная деятельность, в том числе в рамках разного типа профессий, межличностные отношения).

Ключевые слова

attitude to business, partnership in business, competition, business interaction, gender, psychological relation, аттитюды в бизнесе, entrepreneurship, конкуренция, партнерство, деловое взаимодействие, психологическое отношение, гендер, предпринимательство

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Титова Ольга ИвановнаСибирский институт бизнеса, управления и психологииканд. психол. наук, зав. кафедрой психологии44058@mail.ru
Трухина Юлия ИгоревнаСибирский институт бизнеса, управления и психологиистудентка факультета психологииjulia2_92@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Титова О.И. Гендерные особенности делового взаимодействия в управленческой деятельности // Вестник КГПУ. 2011. № 4. С. 179-185.
Позняков В. П. Психологические отношения индивидуальных и групповых субъектов совместной жизнедеятельности // Психологический журнал. 2012. Т. 33, № 5. С. 5-15.
Лукьянов О.В. Экзистенциальный анализ и природа времени. Транстемпоральный характер экзистенциального опыта // Вестник Томского государственного университета. 2007. № 299. С. 164-170.
Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Гендерные особенности конкуренции и партнерства // Наука. Культура. Общество. 2008. № 4. С. 102-115.
Вавакина Т.С., Позняков В.П. Образ делового партнера в представлениях российских предпринимателей // Знание. Понимание. Умение. 2013. № 2. С. 217-224.
Остащенко Е.И. Личностные факторы регуляции делового взаимодействия руководителей : автореф. дис.. канд. психол. наук. Краснодар, 2006. 26 с.
Лукьянов О.В. Фактор времени в системе психологических интерпретаций // Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2010. Т. 7, № 2. С. 46-63.
Титова О.И. Гендерные различия в отношениях российских предпринимателей к конкуренции и партнерству : дис.. канд. психол. наук. М., 2007.
Журавлев А.Л., Позняков В.П., Титова О.И. Психологические отношения российских предпринимателей к конкуренции и партнерству: тен дерный аспект // Психологические исследования проблем современного российского общества / под ред. А.Л. Журавлева, Е.А. Сергиенко. М. : Институт психологии РАН, 2014. С. 287-310.
Позняков В.П., Титова О.И. Конкурентные и партнерские отношения российских предпринимателей: региональные и гендерные особенно сти // Проблемы экономической психологии / отв. ред. А.Л. Журавлев, А.Б. Купрейченко. М. : Институт психологии РАН, 2005. Т. 2. С. 181-204.
 Гендерные различия структуры психологического отношения предпринимателей к деловому взаимодействию | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 383. DOI: 10.17223/15617793/383/30

Гендерные различия структуры психологического отношения предпринимателей к деловому взаимодействию | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 383. DOI: 10.17223/15617793/383/30