Музеефикация объектов археологического наследия в свете современного российского законодательства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/13

Музеефикация объектов археологического наследия в свете современного российского законодательства

Представлен анализ правовой обеспеченности процедуры музеефикации объектов археологического наследия комплексного характера (достопримечательное место, ансамбль) и единичных объектов (памятник) как одной из «форм» сохранения культурного наследия в условиях современного законодательства. Изложено авторское видение процедуры музеефикации одиночных объектов археологического наследия: определены этапы, перечень составляющих компонентов.

Current legislation on museumification of archaeological sites.pdf Необходимость решения проблем музеефикации объектов археологического наследия приводит к пониманию того, что одной из первоочередных задач становится анализ современных нормативно-правовых условий, позволяющий определить особенности актуальной правовой ситуации применительно к вопросам охраны и сохранения объектов культурного наследия (ОКН) и потенциально возможные действия для решения обозначенных проблем. Исследование нормативно-правовых аспектов музеефикации объектов археологического наследия осложняется тем, что термин «музеефикация» не является юридической категорией. Усугубляет ситуацию отсутствие единства определений понятия «музеефикация» в публикациях (см.: [1-9]). В качестве рабочего определения термина мы предлагаем принять следующее его толкование: музеефикация объекта археологического наследия - это многокомпонентный процесс, сущностью которого являются преобразование объекта археологического наследия в объект музейного показа на месте его исконного бытования и результат этого процесса, предполагающего этапы научного документирования; разработки проектной документации; натурных работ, направленных на реализацию проекта и этап актуализации памятника. Содержание понятия «музеефикация» в целом соответствует мероприятиям сохранения ОКН, предполагаемых «приспособлением объекта культурного наследия для современного использования». По определению ст. 44 Федерального закона «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ это «научно-исследовательские, проектные и производственные работы, проводимые в целях создания условий для современного использования объекта культурного наследия без изменения его особенностей, составляющих предмет охраны, в том числе реставрация представляющих собой историко-культурную ценность элементов объекта культурного наследия» [10]. В соответствии со ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия...» № 73-ФЗ под объектом археологического наследия (понятие введено Федеральным законом от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ [11]) понимаются «частично или полностью скрытые в земле или под водой следы существования человека в прошлых эпохах (включая все связанные с такими следами археологические предметы и культурные слои), основным или одним из основных источников информации о которых являются археологические раскопки или находки. Объектами археологического наследия являются в том числе городища, курганы, грунтовые могильники, древние погребения, селища, стоянки, каменные изваяния, стелы, наскальные изображения, остатки древних укреплений, производств, каналов, судов, дорог, места совершения древних религиозных обрядов, отнесенные к объектам археологического наследия культурные слои» [Там же]. Вместе с тем объекты археологического наследия могут быть отнесены к таким видам ОКН, как памятники, ансамбли и достопримечательные места на основании ст. 3 Федерального закона «Об объектах культурного наследия...» № 73-ФЗ [Там же]. В силу того что мероприятия по сохранению объектов комплексного характера (достопримечательных мест, ансамблей) и одиночных объектов (памятников), предполагающие их музеефикацию, с юридической точки зрения будут иметь некоторые отличия, рассмотрим более подробно правовые условия для каждой из обозначенных категорий. Объекты археологического наследия комплексного характера могут быть музеефицированы посред-ствам организации на их основе музея-заповедника. Для отечественной теории и практики сохранения и актуализации ОКН in situ подобный подход является традиционным. Это находит отражение как в исследованиях 70-80-х гг. XX в. [12-16], так и в работах современного периода [4, 5, 17-26]. По утверждению Н.А. Мальцевой, «именно музеи в полном объеме своих институальных функций способны обеспечивать на высоком научном и методическом уровнях решение вопросов, связанных с охраной, сохранением, изучением и популяризацией недвижимых памятников материальной культуры» [27. С. 45, 46]. Понимание основополагающей роли музеев-заповедников в процессе актуализации ОКН является определяющим вектором при обсуждении проблем сохранения культурного наследия на государственном уровне [28]. В 2006 г. сотрудниками Российского научноисследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева была разработана «Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко-культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации» [29]. Приложение № 6 стратегии содержит перечень археологических музеев-заповедников, создание которых представляется наиболее целесообразным в настоящее время на территории 28 субъектов федерации, в том числе в Ханты- Мансийском автономном округе - Югре (далее ХМАО - Югра). Несмотря на то что термин «музей-заповедник» достаточно давно вошел в обиход, в правовое поле это понятие было введено Федеральным законом от 23 февраля 2011 г. № 19-ФЗ [30], внесшим поправки в Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ [31]. Статья 26.1 последнего раскрывает содержание таких понятий, как «музейзаповедник», «территория музея-заповедника», и уточняет виды деятельности, которые музеизаповедники имеют право осуществлять. В соответствии с определением федерального закона музейзаповедник - музей, которому в установленном порядке (п. 1 ст. 20 Земельного кодекса Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ [32]) предоставлены земельные участки с расположенными на них достопримечательными местами, отнесенными к историко-культурным заповедникам или ансамблями. Иными словами, организация музеев-заповедников становится возможной только в случае возникновения необходимости сохранения и актуализации памятников комплексного характера. Вместе с тем ни Федеральный закон «О музейном фонде...» № 54-ФЗ [31], ни Федеральный закон «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10], как и современное законодательство в целом, не дают определения понятию «историко-культурный заповедник». Пункт 1 ст. 57 последнего лишь указывает на то, что «в отношении достопримечательного места, представляющего собой выдающийся целостный историко-культурный и природный комплекс, нуждающийся в особом режиме содержания, на основании заключения историкокультурной экспертизы может быть принято решение об отнесении данного достопримечательного места к историко-культурным заповедникам» [Там же]. На основании ст. 28 Федерального закона «О музейном фонде.» № 54-ФЗ [31] в Российской Федерации музеи учреждаются в законодательно установленном порядке: в соответствии со ст. 120 Гражданского кодекса Российской Федерации (части первой) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ [33], ст. 41 «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09 октября 1992 г. № 3612-I [34], ст. 13 Федерального закона «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ [35]. На основании п. 3 ст. 58 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10] порядок организации историко-культурного заповедника федерального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются Правительством Российской Федерации по представлению федерального органа охраны объектов культурного наследия, согласованному с органом государственной власти субъекта Российской Федерации, определенным законом субъекта Российской Федерации, на территории которого располагается данный заповедник. В соответствии с п. 4 указанной статьи порядок организации историкокультурного заповедника регионального значения, его граница и режим его содержания устанавливаются в соответствии с законом субъекта Российской Федерации, а на основании п. 5 порядок организации историко-культурного заповедника местного (муниципального) значения, его граница и режим его содержания устанавливаются органом местного самоуправления по согласованию с органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченным в области охраны объектов культурного наследия. В ХМАО -Югре порядок организации историко-культурного заповедника регионального значения, установления его границ и режима содержания утвержден Постановлением Правительства ХМАО - Югры от 19 декабря 2008 г. № 265-п [36]1. Таким образом, если для комплексных объектов определена одна из форм музеефикации (создание музея-заповедника) и установлен порядок ее организации в пределах субъекта федерации, то применительно к одиночным памятникам археологии подобная форма не определена2. Более того, вопрос музеефикации одиночных памятников археологии является одним из наименее разработанных аспектов как отечественной теории музеефикации, так и практики. В условиях действующего российского законодательства полный цикл мероприятий по сохранению одиночного памятника археологии, предполагающих его музеефикацию in situ, выглядит следующим образом. Этап первый - научное документирование - предполагает сбор сведений о предмете музеефикации -объекте(-ах) археологического наследия, их обработку и анализ: а) проведение архивных изысканий; б) научное обследование территории с целью первичного изучения или получения уточняющих данных о ранее выявленном(-ых) памятнике(-ах) археологии; в) подготовку отчета по результатам научноисследовательских работ (натурные научно-исследовательские работы и отчет по результатам их проведения должны соответствовать требованиям Положения о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной отчетной документации, утвержденного постановлением Бюро Отделения историкофилологических наук РАН от 27 ноября 2013 г. № 85 [39]); г) передачу сведений о выявленном ОКН - объекте археологического наследия в соответствующий орган охраны ОКН3 (п. 6 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10]; в ХМАО - Югре - на основании п. 5.4.4. Положения о Службе государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО - Югры, утвержденного Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2012 г. № 309-п [40]). После передачи сведений о выявленном объекте археологического наследия должны быть проведены мероприятия по оценке его технического состояния (в ХМАО - Югре оформлены актом исполнительного органа государственной власти, осуществляющего функции по контролю в сфере историко-культурного наследия) и установлению границ (в ХМАО - Югре оформлены актом установления границы территории объекта археологического наследия и приказом исполнительного органа об утверждении границ объекта); приданию статуса земель историко-культурного назначения землям, находящимся в федеральной собственности субъекта федерации или муниципальной собственности в границах территории ОКН (пп. 1-3 п. 1 ст. 8; п. 1 ст. 94 и пп. 1 п. 1 ст. 99 Земельного кодекса... № 136-ФЗ [32]) в соответствии с нормами Федерального закона «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ [41] и внесению соответствующих данных в Государственный кадастр недвижимости (пп. 13 ст. 7; п. 1, 2 ст. 15 Федерального закона «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ [42]). По их завершении должны быть проведены работы по постановке выявленного ОКН на государственный учет (п. 9 ст. 18 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10]; в ХМАО - Югре - на основании п. 5.4.3 Положения о Службе государственной охраны. [40]) и оформлению паспорта ОКН (ст. 21 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10] по форме, утвержденной Приказом Министерства культуры Российской Федерации «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» от 11 ноября 2011 г. № 1055 [43]; в ХМАО - Югре - в соответствии с п. 5.4.11 Положения о Службе государственной охраны. [40]). На основании имеющихся данных должны быть проведены работы, включающие подготовку документации по обоснованию возможности проведения работ по сохранению ОКН с последующим проведением государственной историко-культурной экспертизы в отношении данной проектной документации (пп. «д» п. 4 Положения о государственной историкокультурной экспертизе, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июля 2009 г. № 569 [44]). В том случае, если заключение государственной историко-культурной экспертизы окажется положительным, исполнительным органом должно быть выдано письменное разрешение и задание на проведение работ по сохранению ОКН (п. 1 ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10]; в ХМАО -Югре - на основании п. 5.4.8 Положения о Службе государственной охраны... [40]). Этап второй - проектные работы - включает: а) разработку проекта зон охраны ОКН (в соответствии со ст. 34 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10] и Положением «О зонах охраны объекта культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», утвержденным Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. № 315 [45]); б) разработку проектной документации на проведение работ по сохранению ОКН в соответствии с реставрационными нормами и правилами (на основании п. 4 ст. 45 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10]). С учетом основ памятникоохранительной деятельности и музейной работы, анализа теоретических и практических аспектов музеефикации, представленных в отечественных исследованиях 1965-2012 гг., проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН, предполагающих его музеефикацию, должна определять цели и задачи проекта; содержать информацию по истории исследования территории нахождения объекта; обосновывать необходимость «музеефикации» памятника и ее форму, учитывая местонахождение объекта, его физические характеристики, степень сохранности и доступности, на основании анализа сложившихся в отечественной и зарубежной теории музеефикации подходов в решении подобных вопросов и возможностей, предоставляемых действующим законодательством в сфере охраны культурного наследия в Российской Федерации; определять этапы «музеефикации» и сроки их реализации; содержать разработку архитектурно-ландшафтного решения проектируемой территории и его обоснование (с учетом размещения ограждений, смотровых площадок, информационных щитов и их инженерных решений); включать данные о методах рекультивации ландшафта и создания оптимальных условий естественного восстановления растительного покрова почвенного слоя памятника; содержать расчеты стоимости практических работ каждого из этапов и определять источники финансирования проекта. Проектная документация также должна предполагать проектирование культурно-образовательных программ, в том числе разработку тематико-экспозиционного плана, схем экскурсионных маршрутов, составление ведущих текстов и методических разработок экскурсий, а также содержать фотографические, графические и мультимедийные приложения (модели проектируемой территории). Завершают второй этап работы по проведению государственной историко-культурной экспертизы в отношении проекта зон охраны музеефицируемой территории (в соответствии с пп. «г» п. 4 Положения о государственной историко-культурной экспертизе. [44]). При наличии положительного заключения экспертизы проект зон охраны, а также проектная документация на проведение работ по сохранению ОКН должны пройти процедуру согласования с исполнительным органом (в ХМАО - Югре - на основании п. 5.4.1 и 5.4.8 Положения о Службе государственной охраны. [40]). Третий этап составляют натурные работы, направленные на реализацию мероприятий, перечень и порядок осуществления которых определяется проектной документацией на проведение работ по сохранению ОКН (за исключением реализации культурнообразовательных программ). До начала работ третьего этапа или параллельно с ним проводятся мероприятия, предполагающие оформление права пользования ОКН, в том числе заключение договора о передаче ОКН в безвозмездное пользование учреждению, осуществляющему деятельность в сфере культуры (в соответствии со ст. 51 и п. 1 ст. 56 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10]) при условии определения предмета охраны и оформления охранного обязательства на ОКН (на основании ст. 48 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10]; в ХМАО - Югре - в соответствии с п. 5.4.2 Положения о Службе государственной охраны. [40]) с учетом требований ст. 52 Федерального закона «Об объектах культурного наследия.» № 73-ФЗ [10]. На данной стадии также должны быть определены балансовая стоимость памятника и стоимость работ по сохранению объекта археологического наследия, подлежащая взысканию в случае нарушения требований его сохранения и использования (ст. 243.1 Уголовного кодекса Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ [46]). Четвертый этап - введение музеефицируемого объекта в социокультурный оборот - предполагает а) осуществление мероприятий, направленных на реализацию культурно-образовательных программ; б) проведение плановых работ по поддержанию надлежащего экспозиционного и технического состояния объекта и инженерных конструкций, расположенных в пределах проектируемой территории. Таким образом, в условиях недостаточной правовой обеспеченности мероприятий по сохранению объектов археологического наследия с учетом того, что нормы основного отраслевого закона об охране и сохранении объектов культурного наследия в Российской Федерации имеют преимущественно бланкетный характер изложения, особую актуальность приобретает подход, основанный на рассмотрении в тесной взаимосвязи нормативно-правовых и методических аспектов музеефикации одиночных памятников археологии. В свете рассматриваемой проблематики правовые нормы определяют условия и возможные мероприятия по сохранению объектов археологического наследия. Последовательность же их применения может быть установлена лишь с позиции научной методики, основанной на отечественном практическом опыте реализации мероприятий по музеефикации памятников археологии и логики проведения работ. ПРИМЕЧАНИЯ 1 Отметим, что методика подготовки проектной документации, предполагаемой организацией музеев под открытым небом, представлена во второй части «Методических рекомендаций для подготовки предпроектной документации и проектирования музеев под открытым небом», опубликованных Министерством культуры РСФСР совместно с Республиканским научно-реставрационным объединением «Росреставра-ция» и Проектным институтом по реставрации памятников истории и культуры «Спецпроектреставрация» (см.: [37]). 2 Иными словами, мы рассматриваем проблему музеефикации одиночных памятников археологии in situ как обособленное явление и не берем в расчет иные возможности их музеефикации (при наличии). Например, не затрагиваем вопрос музеефикации памятников археологии, располагающихся на территории государственных природных парков, национальных / природных парков, основная задача которых -охрана природных комплексов и территорий [см.: 38]. 3 Исполнительным органом государственной власти автономного округа, осуществляющим функции по контролю в сфере историкокультурного наследия, является Служба государственной охраны объектов культурного наследия ХМАО - Югры (см.: [40]). СОКРАЩЕНИЯ АГУ - ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный университет» ИКОМОС - Международный совет по сохранению памятников и достопримечательных мест НИИ культуры - Научно-исследовательский институт культуры (ныне - ФГБНИУ «Российский институт культурологии») НМС - Научно-методический совет по охране памятников культуры Министерства культуры СССР РАН - Российская академия наук РГБ - ФГБУ «Российская государственная библиотека» СПбГАК - Санкт-Петербургская государственная академия культуры (наименование в период 1993-1999 гг.). Ныне - ФГБОУ ВПО «Санкт-Петербургский государственный университет культуры и искусств» ТГУ - Федеральное государственное автономное образовательное учрежедение высшего образования «Национальный исследовательский Томский государственный университет» ЧелГУ - ФГБОУ ВПО «Челябинский государственный университет»

Ключевые слова

legal aspects of museumification, archaeological heritage object, museumification, нормативно-правовые аспекты музеефикации, объект археологического наследия, музеефикация

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ефремова Елена ВикторовнаСибирское отделение Российской академии наук; Историко-культурный научно-производственный центр «Барсова Гора»аспирант Института проблем освоения Севера; научн. сотр.elena_ef_@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Положение о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации. Утвер ждено Постановлением Правительства Российской Федерации от 26 апреля 2008 г. № 315. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Положение о государственной историко-культурной экспертизе. Утверждено Постановлением Правительства Российской Федерации от июля 2009 г. № 569. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Приказ Министерства культуры «Об утверждении формы паспорта объекта культурного наследия» от 11 ноября 2011 г. № 1055. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О государственном кадастре недвижимости» от 24 июля 2007 г. № 221-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» от 21 декабря 2004 г. № 172-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Положение о Службе государственной охраны объектов культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа - Югры. Утверждено Постановлением Правительства Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 30 августа 2012 г. № 309-п. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Положение о порядке проведения археологических полевых работ (археологических раскопок и разведок) и составления научной от четной документации. Утверждено Постановлением Бюро Отделения историко-филологических наук РАН от 27 ноября 2013 г. № 85. URL: http://www.archaeolog.ru
Федеральный закон «Об особо охраняемых природных территориях» от 14 марта 1995 г. № 33-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Методические рекомендации для подготовки предпроектной документации и проектирования музеев под открытым небом. Ч. II : Мето дика и последовательность подготовки проектных материалов и проектной документации. М., 1983. 36 с.
Постановление Правительства ХМАО - Югры «Об утверждении порядка организации историко-культурного заповедника регионально го значения, установления его границ и режима содержания в Ханты-Мансийском автономном округе - Югре» от 19 декабря 2008 г. № 265-п. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О некоммерческих организациях» от 12 января 1996 г. № 7-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
«Основы законодательства Российской Федерации о культуре» от 09 октября 1992 г. № 3612-1. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть первая) от 30 ноября 1994 г. № 51-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Земельный кодекс Российской Федерации от 25 октября 2001 г. № 136-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» от 26 мая 1996 г. № 54-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон “О музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации”» от 23 февраля 2011 г. № 19-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Веденин Ю.А., Шульгин П.М., Штеле О.Е. Государственная стратегия формирования системы достопримечательных мест, историко культурных заповедников и музеев-заповедников в Российской Федерации // Наследие и современность : информ. сб. М. : Изд-во Ин-та Наследия, 2006. Вып. 13. С. 4-100.
Материалы к докладу «О сохранении объектов культурного наследия народов Российской Федерации» к заседанию Правительства Российской Федерации // Материалы ИКОМОС. Консервация и реставрация. М. : Изд-во РГБ, 2005. 104 с.
Мальцева Н.А. Музеи и недвижимые памятники материальной культуры // Памятники в изменяющемся мире : материалы Междунар. науч.-практ. конф. М. : Изд-во Рос. ин-та культурологии, 1993. С. 45-49.
Степенев В.И. Проблемы управления земельными отношениями особо охраняемых территорий наследия и пути их решения // Наследие и современность : информ. сб. М. : Изд-во Ин-та Наследия, 2004. Вып. 12. С. 136-158.
НиколаеваН.С. Особенности музеефикации археологических памятников // Музей в современной культуре : сб. науч. тр. СПб. : Изд-во СПбГАК, 1997. Т. 147. С. 204-211.
Минеева ИМ. Современный зарубежный и отечественный опыт музеефикации археологических памятников // История науки и техни ки. М. : Научтехлитиздат, 2007. № 12, спец. вып. № 3. С. 173-176.
Минеева И.М. Музеефикация как фактор интеграции и социокультурной адаптации археологического наследия // Известия Алтайского государственного университета. История. Политология. Барнаул : Изд-во АГУ, 2008б. № 4-5 (60). С. 138-141.
Минеева И.М. Музеефикация археологического наследия на территории музея-заповедника «Ирендык» в Башкортостане: вопросы ме тодологии // Наследие и современность. Альманах Института Наследия. М. : Изд-во Ин-та Наследия, 2006. Вып. 13. C. 132-146.
Минеева И.М. Археологическое наследие Южного Урала как уникальный компонент современного социокультурного пространства // Вестник Челябинского государственного университета. История. Вып. 24. Челябинск : Изд-во ЧелГУ, 2008а. № 15 (116). С. 5-9.
Медведь А.Н., Размустова Т.О. Проблемы сохранения археологического наследия в современной России // Экология культуры: Альма нах Института Наследия «Территория». М. : Изд-во Ин-та Наследия, 2000. С. 194-199.
КенигА.В. Состояние и перспективы использования историко-культурного наследия Ханты-Мансийского автономного округа // Ханты- Мансийский автономный округ в зеркале прошлого. Томск ; Ханты-Мансийск : Изд-во ТГУ, 2004. Вып. 2. С. 4-12.
Бобров В.В. Использование археологических памятников в системе экомузеев // Проблемы охраны и использования историко культурного наследия Сибири. Кемерово : Кузбассвузиздат, 1996. С. 100-105.
Бахтина И.К. Природно-исторический парк «Пехорка» // Археологический фактор в планировочной организации территории: материа лы семинара. М. : Изд-во Ин-та Наследия, 1997. С. 75-82.
Янин В.Л. Охрана и использование памятников археологии в СССР // Методические основы охраны и использования памятников архео логии. М. : Изд-во НМС Министерства культуры СССР, 1987. С. 5-17.
Шелов Д.Б. Экспозиция памятников археологии в условиях городской застройки // Проблемы охраны памятников археологии в насе ленных местах: материалы Всесоюзн. конф. Ереван : Изд-во Ереван. ун-та, 1980. С. 29-31.
Булатов Н.М. Археологические музеи-заповедники в системе музейного строительства в СССР // Труды НИИ культуры. М., 1978. Т. 74. С. 120-126.
Бадер О.Н. Музеефикация археологических памятников // Советская археология. М. : Наука, 1978. № 3. С. 138-153.
Бадер О.Н. Вопросы учета, охраны и использования археологических памятников // Сообщения НМС по охране памятников культуры Министерства культуры СССР. Вопросы охраны, классификации и использования археологических памятников. М. : Знание, 1974. Вып. VII. С. 4-12.
Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» от 23 июля 2013 г. № 245-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации от 25 июня 2002 г. № 73-ФЗ. Доступ из справочно-правовой системы «Консультант Плюс».
Словарь актуальных музейных терминов / сост. М.Е. Каулен, А. А. Сундиева, И.В. Чувилова и др. М. : Наука и культура, 2009. № 5. С. 47-68.
Словарь музейных терминов и определений / сост. Т.В. Дмитриевская, Е.М. Беспрозванный, М.И. Иванова и др. Челябинск : РИФЕЙ, 2000. 246 с.
Российская музейная энциклопедия. Т. I : А-М. М. : РИПОЛ классик, 2001. 416 с.
Музейное дело России / под ред. М.Е. Каулен, И.М. Коссовой, А.А. Сундиевой. М. : ВК, 2010. 676 с.
Музейные термины. Терминологические проблемы музееведения: сб. науч. тр. М., 1986. 135 с.
Медведь А.Н. Музеефикация памятников археологии. М. : ГНОМ и Д, 2004. 80 с.
Каулен М.Е. Музей-заповедник как единый экспозиционный комплекс (на материале концепции музеефикации территории и памятников музея-заповедника «Коломенское») // На пути к музею XXI в. Музеи-заповедники. М., 1991. С. 164-181.
Каулен М.Е. Музеефикация историко-культурного наследия России. М. : Этерна, 2012. 432 с.
Алексеев В.П. Музееведение, музеефикация, культура // Вестник музейной комиссии. М., 1990. Вып. 1. С. 10-19.
 Музеефикация объектов археологического наследия в свете современного российского законодательства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/13

Музеефикация объектов археологического наследия в свете современного российского законодательства | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/13