Создание объединенных органов партийно-государственного контроля в Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/17

Создание объединенных органов партийно-государственного контроля в Сибири

Анализируется процесс постепенного объединения органов партийного и государственного контроля. Выделены этапы этого процесса. На первом этапе (март 1923 - апрель 1924 г.) с инициативой об объединении выступали губернские отделения рабоче-крестьянской инспекции. Второй этап начинается в апреле 1924 г. и заканчивается в феврале 1925 г. Происходит объединение краевых и губернских партийных и советских контрольных органов. В результате объединения рабоче-крестьянская инспекция была поставлена под непосредственный контроль партии. Основной задачей реорганизованных контрольных органов стало совершенствование государственного аппарата. Перед ними была поставлена задача: помочь партийному и советскому руководству сделать аппарат эффективным, простым и дешёвым.

Establishment ofjoint party-state control bodies in Siberia.pdf В настоящее время все острее встает вопрос о действенном контроле над расходованием бюджетных средств. Возрастает интерес к историческому опыту в данной сфере. В начале 20-х гг. основным контрольным органом Советского государства была рабоче-крестьянская инспекция (РКИ). Функции ее были широкими и разнообразными. Она должна была контролировать выполнение законов и распоряжений правительства, осуществлять постоянное наблюдение за целесообразностью проведения всех хозяйственных операций, деятельностью организаций и предприятий, проверять результативность работы всех органов советской власти, обучать рабочих и крестьян приемам управления государством. Параллельно с РКИ в стране действовали контрольные комиссии (КК) -органы партийного контроля. В задачи контрольных комиссий «входит борьба с вкрадывающимся в партию бюрократизмом, карьеризмом, злоупотреблениями членов партии своим партийным и советским положением, с нарушением товарищеских отношений внутри партии, с распространением неосновательных и непроверенных, позорящих партию или отдельных членов ее слухов и инсинуаций и других подобных сведений, нарушающих единство и авторитет партии» [1. С. 224]. В работе автор поставил задачу на основе опубликованных и архивных источников показать процесс создания объединенных органов партийно-государственного контроля в Сибири. Данная проблема рассматривалась сибирскими историками в плане деятельности партийных организаций в этом направлении. Работы были опубликованы в середине 60-х -начале 80-х гг. [2-5]. Учитывая специфику общественно-политической жизни в этот период, некоторые аспекты данной проблемы не могли быть рассмотрены. Вопрос о необходимости реорганизации РКИ стал подниматься в начале нэпа. Осенью 1921 г. в стране разворачивается дискуссия о месте РКИ в системе государственной власти и методах ее работы. Она вносила элементы дезорганизации в деятельность рабоче-крестьянской инспекции. Губернские отделения РКИ хотели знать, что с ними будет и как вести работу, центр давал противоречивые указания и откладывал созыв Всероссийского съезда РКИ [6. С. 11]. Споры о месте РКИ в системе государственной власти и методах её работы были в основном завершены с выходом работ В.И. Ленина «Как нам реорганизовать Рабкрин» и «Лучше меньше да лучше», опубликованных в январе - марте 1923 г. Руководство страны положило в основу реорганизации РКИ идеи, изложенные в этих работах. В них В.И. Ленин определил новые стержневые задачи, которые должна была решать рабоче-крестьянская инспекция. Отчасти те предложения, которые выдвигались в ходе дискуссии, как в центре, так и на местах, соответствовали ленинским предложениям. Основным направлением деятельности рабоче-крестьянской инспекции стала работа по усовершенствованию государственного аппарата [7. С. 15]. По частным вопросам - о количестве членов президиума ЦКК и о методах взаимосвязи ЦКК и НК РКИ - споры продолжались [6. С. 11]. В проекте реорганизации, который с февраля 1923 г. по поручению ЦК РКП(б) разрабатывала комиссия под руководством Ф.Э. Дзержинского, вопрос об объединении местных партийных и советских органов не рассматривался [8. С. 45]. В подготовленных комиссией тезисах были сформулированы задачи, методы и формы работы реорганизованных ЦКК и НК РКИ. Тезисы с дополнениями, внесенными 30 марта 1923 г. на пленуме ЦК РКП(б), были опубликованы в «Правде» 13 апреля 1923 г. [9]. В Сибири сотрудники рабоче-крестьянских инспекций знали о предстоящей реорганизации, и их волновал вопрос, к каким последствиям лично для них приведет ее осуществление. Руководство губернских отделений интересовала информация о штатах и методах работы. Рядовые сотрудники думали прежде всего о том, насколько прочным является их положение на службе, будут ли они соответствовать требованиям, предъявляемым к работникам реорганизованной РКИ, не пора ли им искать другую работу. Обстановка неопределенности оказывала отрицательное влияние на работу сибирских инспекций. Руководителями сибирского областного отделения (СибРКИ) в феврале - марте 1923 г. было отправлено в НК РКИ несколько запросов с просьбой дать информацию о предстоящем объединении РКИ и партийных контрольных комиссий в губерниях. В ответ на эти запросы в начале апреля 1923 г. заместитель наркома РКИ В. А. Аванесов направил секретное письмо временно исполняющему обязанности уполномоченного НК РКИ по Сибири И.А. Итунину. В нём осуждались местные РКИ, которые, не получив указаний из центра о реорганизации, приступили к ее проведению по собственной инициативе. В письме сообщалось, что реорганизация местных отделений РКИ и контрольных комиссий РКП(б), в результате которой будет происходить их объединение, преждевременна. Вопрос о сроках и порядке объединения местных органов РКИ и КК будет решаться на XII съезде РКП(б). Руководству местных РКИ в связи с этим необходимо в ближайшее время не проводить практических мероприятий по реорганизации. Особое внимание в письме обращалось на то, что в ходе дискуссии о местных органах РКИ на совещании в середине марта 1923 г. большинство членов коллегии РКИ высказалось за сохранение их как низовых органов НК РКИ. Сторонники передачи функций рабоче-крестьянской инспекции местным губисполкомам оказались в меньшинстве. Поэтому сотрудники местных отделений РКИ не должны волноваться - те, кто справляется с обязанностями, без работы не останутся. Наркомат рабоче-крестьянской инспекции предложил привлечь к обсуждению вопроса о роли и функциях местных органов РКИ не только ответственных работников РКИ, но и руководителей хозяйственных и административных органов и сделать это до проведения местных партийных конференций [10. Д. 52. Л. 10, 11]. В принятых в марте 1923 г. коллегией НК РКИ тезисах о РКИ местные органы РКИ не упоминались потому, что окончательное решение об их сохранении должен был принять XII съезд партии. К тому же руководство наркомата РКИ считало, что первоначально необходимо получить опыт совместной работы ЦКК и НК РКИ. Затем на его основе определить, в каких формах и в каком виде будет проводиться реорганизация местных органов РКИ в плане сближения их с местными партийными органами и регулярной связи с губернскими контрольными комиссиями (ГубКК). На основе информации, полученной от В.А. Аванесова, И.А. Итунин направляет секретный циркуляр руководителям губернских инспекций. Ознакомив их в общих чертах с информацией, полученной из Москвы, он обращает внимание на то, что затянувшееся разрешение вопроса о реорганизации может привести к неправильной оценке намечающихся преобразований. В связи с этим возможно снижение темпов ревизионной работы. Поэтому необходимо «четко проводить линию прежней работы, опираясь на то, что она не будет кардинально изменена в ближайшее время, а органы РКИ, в связи с усилением их членами ЦКК, будут значительно более авторитетны и прочны. Во что бы то ни стало, сохраняйте свой аппарат и ведите его работу по прежнему руслу, не допуская расхлябанности в ожидании ликвидации или коренного изменения в методах практической работы» [10. Д. 52. Л. 15]. На проходившем с 17 по 25 апреля 1923 г. XII съезде РКП(б) было принято решение о реорганизации центральных аппаратов РКИ и ЦКК. В резолюции оговаривалось, что на местные органы ЦКК и РКИ реорганизация не распространяется. Съездом было поручено ЦКК и РКИ «в месячный срок разработать и внести в ЦК на утверждение проект о работе местных органов РКИ и ГубКК, которые до разрешения этого вопроса в указанном порядке работают на прежних основаниях» [1. С. 448, 449]. Осторожность в отношении реорганизации местных органов РКИ была вызвана отсутствием опыта работы по-новому. Предполагалось, что сначала необходимо опробовать принципы взаимоотношений, формы и методы взаимосвязи ЦКК и НК РКИ, а затем распространить их на местные организации [11. Д. 4. Л. 5, 5 об.]. Трудовые коллективы местных организаций РКИ ожидали, что после окончания съезда к ним поступят инструкции о проведении подготовительных мероприятий для осуществления реорганизации. Однако из центра по этому вопросу информации не было. Руководители губернских рабоче-крестьянских инспекций обратились за разъяснениями в СибРКИ. В конце мая И.А. Итунин направляет в НК РКИ запрос, в котором отмечает, что в связи с неопределенностью в вопросе реорганизации местных РКИ значительная часть работников этих учреждений крайне обеспокоена своим будущим. Он просит дать указание о том, какие шаги следует предпринять для подготовки к реорганизации и какие изменения в направления и методы работы внести. В начале июня на его запрос из НК РКИ приходит ответ, в котором сообщалось, что в настоящее время проходит реорганизация центральных органов (ЦКК и НК РКИ). Местные организации должны вести свою работу, как это было запланировано до начала реорганизации. В НК РКИ СССР создана специальная комиссия, которая готовит проект новой схемы и структуры местных РКИ. По окончании ее работы будет принято решение о порядке, принципах и направлении реорганизации местных РКИ [10. Д. 52. Л. 16, 16 об.]. Первые указания о реорганизации, которые местные инспекции получили в августе 1923 г., были связаны с изменением численности сотрудников. По директивам НК РКИ был резко сокращен штат губернских РКИ - на 75% - и изменена их структура: вместо трех отделов они должны были состоять из двух -ревизионного и управления делами. Что же касается перехода к новым формам и методам работы, то он должен был проводиться в строго индивидуальном порядке лишь при наличии соответствующих сил и возможностей и только с разрешения ЦКК-РКИ [12. С. 27; 13. С. 127]. Между тем ряд местных РКИ, центральных и южных регионов РСФСР, не дожидаясь инструкций из центра, начинает устанавливать связь с парторганизациями. В одних губерниях РКИ отчитывались перед губкомом в своей деятельности и получали от него общие указания. В других ГубКК направляли своих членов для работы в РКИ. В ряде губерний заведующие ГубРКИ включались в состав ГубКК. В нескольких губерниях все важные мероприятия РКИ согласовывались с ГубКК [14. Д. 35. Л. 101]. В местных органах РКИ Сибири также начинается движение по сближению с ГубКК. Заведующие Иркутской ГубРКИ С.В. Огнетов, Новониколаевской - О.Я. Один были введены в состав ГубКК. Это облегчало им координацию с руководством ГубКК работы возглавляемых ими инспекций. В Алтайской губернии для координации работы ГубРКИ и ГубКК по рекомендации губкома РКП(б) председатель ГубКК Ф.Д. Ильиных в ноябре 1923 г. был назначен на должность заместителя заведующего ГубРКИ на условиях совместительства [2. C. 45; 10. Д. 89. Л. 1 об.]. Сближение ГубРКИ и ГубКК, проходившее вопреки указаниям из центра, вызвало отрицательную реакцию руководства ЦКК и НК РКИ. 26 октября 1923 г. губернским РКИ и губернским КК было направлено совместное частное письмо «О взаимоотношениях ГубРКИ и ГубКК», подписанное председателем ЦКК и наркомом РКИ. В письме сообщалось, что обсуждение вопроса об изменении функций местных контрольных комиссий пленумом ЦКК отложено. Обращалось внимание на то, что некоторые контрольные комиссии без санкции ЦКК делегировали своих членов для совместной работы в РКИ, причем в ряде случаев члены КК осуществляют ревизионно-инспекционную работу, не имея соответствующей подготовки и помимо аппарата РКИ. Делегированные в РКИ члены контрольных комиссий должны совместно с руководителями местных органов РКИ осуществлять общее руководство всей работой РКИ, поручая выполнение ревизий и обследований профессиональному аппарату РКИ [14. Д. 316. Л. 31]. Организационное и функциональное сближение органов партийного и советского контроля в Сибири ускорилось после принятия 21 декабря 1923 г. постановления Сиббюро ЦК РКП(б). В нем отмечалось, что полное слияние контрольных комиссий и рабоче-крестьянской инспекции в Сибири преждевременно. В данный момент необходимо объединить их усилия в решении задач по улучшению государственного аппарата. Для решения этой задачи и постепенного организационного сближения необходимо следующее: а) введение заведующего ГубРКИ при выборах в состав ГубКК; б) пополнение РКИ коммунистами; в) периодические доклады о работе РКИ на заседаниях ГубКК; г) направление недостаточно загруженных работой в ГубКК сотрудников для участия в ревизионной деятельности в ГубРКИ [4. С. 212; 15. Д. 1383. Л. 3]. Одной из причин медленного объединения ГубРКИ и ГубКК в Сибири было стремление местных властей до объединения произвести изменения в составе аппарата контрольных комиссий: увеличить численный состав ГубКК, избрать в эти органы коммунистов, обладающих не только большим партийным стажем и авторитетом (что было до 1923 г. основными условиями), но и знающих госаппарат и научную организацию труда. В начале января 1924 г. в сибирские ГубРКИ поступили материалы к Всесоюзному совещанию руководителей РКИ и представителей контрольных комиссий «О связи местных органов РКИ с местными контрольными комиссиями». Совещание должно было состояться во второй половине января. В материалах содержались положения, созвучные с постановлением Сиббюро ЦК РКП(б) от 21 декабря 1923 г. В середине января сибирские инспекции, не создавая совместную коллегию с контрольными комиссиями, приняли решение о более тесных взаимоотношениях с ними. Для знакомства членов КК с работой РКИ было решено два раза в месяц проводить совместные заседания администрации РКИ с прикрепленными представителями ГубКК. Во время нахождения заведующего ГубРКИ в командировке его должен был замещать один из членов губернской контрольной комиссии. Реализация материалов, полученных в ходе ревизий, должна была осуществляться только после согласования с ГубКК [10. Д. 141. Л. 1; Д. 192. Л. 134; 16. Д. 66. Л. 24; 17. Д. 101. Л. 773]. К началу 1924 г. реорганизация центрального аппарата РКИ, в основе которой лежало изменение задач и организационное слияние с ЦКК, в основном завершилось [18. С. 15]. В этот период руководство объединенного контрольного органа считало, что обьединение ГубРКИ и ГубКК преждевременно. Первой директивой центра, фактически разрешающей сближение ГубРКИ и ГубКК, можно считать резолюцию «О контрольных комиссиях». Она была принята на совместном заседании Политбюро ЦК РКП(б) и Президиума ЦКК РКП(б) и подтверждена 18 января 1924 г. на XIII конференции РКП(б). В ней подчеркивалось, что «помимо ЦКК, вопросами государственного аппарата должны заняться и контрольные комиссии на местах, в губерниях и областях... таким образом, вопрос о расширении функций местных контрольных комиссий должен быть поставлен на очередь дня» [1. С. 504; 19. С. 56]. В данном постановлении речь идет не об организационном сближении КК-РКИ, а о расширении функций контрольных комиссий. Таким образом, эта резолюция фактически предусматривала, что перед объединением ГубКК и ГубРКИ члены контрольных комиссий должны получить определенные навыки работы по совершенствованию государственного аппарата, чтобы после объединения они могли осуществлять общее руководство работой РКИ. На Всесоюзном совещании руководителей РКИ и представителей контрольных комиссий, состоявшемся в феврале 1924 г., была отмечена слабая связь центра с местными органами РКИ. В принятом на совещании постановлении предлагалось до объединения ГубРКИ и ГубКК осуществить мероприятия по их сближению. Большинство из предлагаемых мероприятий сибирские инспекции уже провели в январе 1924 г. [10. Д. 141. Л. 37, 435, 436]. Важным этапом на пути объединения органов РКИ и КК в Сибири было Всесибирское совещание работников РКИ и КК, проходившее с 20 по 25 марта 1924 г. На совещании было принято решение о переходе к составлению общих планов работы органов рабоче-крестьянской инспекции и контрольных комиссий. В ходе совещания 24 марта 1924 г. состоялось заседание фракции РКП(б), на котором выступил секретарь Сиббюро ЦК РКП(б) С.В. Косиор. В своем выступлении он отметил: «В Сибири полное слияние преждевременно, нет оснований проводить слияние немедленно. На предстоящих губернских партийных конференциях контрольные комиссии большого состава избирать не следует - вместо трех сотрудников, работающих в настоящее время, избрать пять человек, из которых 2-3 послать на работу в РКИ» [10. Д. 84. Л. 10]. Большинство присутствующих поддержало С.В. Косиора. С противоположной позицией выступил заведующий Омской ГубРКИ И.Д. Маслов. Он считал, что слияние нужно произвести немедленно и выражаться оно должно в совмещении одним лицом должностей председателя ГубКК и заведующего РКИ. Заведующий Новониколаевской РКИ О.Я. Один полагал, что при решении этого вопроса в губерниях возможен разный подход. Общей директивы можно не давать, объединение производить по мере готовности к нему губернских организаций РКИ и КК. В постановлении, принятом на заседании фракции, предлагалось не спешить со слиянием органов КК и РКИ в Сибири, провести подготовительную работу, избрать в КК пять человек и из них троих использовать исключительно на работе в РКИ [10. Д. 84. Л. 10, 10 об.]. 25 марта 1924 г. при подведении итогов Всесибир-ского совещания по настоянию руководства Сиббюро ЦК РКП(б) и СибРКИ было принято решение не спешить со слиянием губернских контрольных комиссий и ГубРКИ [16. Д. 73. Л. 264]. Между тем на местах стремление к объединению партийных и советских контрольных органов усиливалось. На прошедших в начале апреля 1924 г. в Иркутске и Томске губернских партийных конференциях были приняты решения, противоречащие позиции не только руководства Сибирской областной РКИ, но и секретаря Сиббюро ЦК РКП(б) С.В. Косиора. На конференциях был избран новый состав контрольных комиссий, которому было поручено в кратчайшие сроки провести окончательное объединение контрольных комиссий и рабоче-крестьянских инспекций. Председатели ГубКК были рекомендованы на должности заведующих губернскими РКИ, в Иркутской губернии губернскую контрольную комиссию и ГубРКИ возглавил С.В. Огнетов, в Томской - Э.Я. Матч [5. С. 88, 89; 10. Д. 182. Л. 124; Д. 191. Л. 170; Д. 203. Л. 83; Д. 206. Л. 70]. Решения, принятые на губернских партийных конференциях в Томске и Иркутске, запустили механизм окончательного объединения губернских советских и партийных контрольных органов. Они были своеобразным водоразделом между первым этапом реорганизации (март 1923 г. - апрель 1924 г.) и вторым (апрель 1924 г. - февраль 1925 г.). На первом этапе инициаторами объединения выступали руководители губернских властных и контрольных органов. На этом этапе управление уполномоченного НК РКИ по Сибири не смогло поставить под свой контроль данный процесс, поскольку было вынуждено следовать директивам центра. После объединения контрольных органов в Иркутской и Томской губерниях руководство Сиббюро ЦК РКП(б) было вынуждено принять постановление (от 30 апреля 1924 г.), в котором рекомендовалось сосредоточить руководство губернскими контрольными комиссиями и рабоче-крестьянской инспекцией в одних руках [10. Д. 96. Л. 149]. Принимая постановление, партийное руководство Сибири возглавило движение за окончательное объединение губернских контрольных органов. Почему этого не было сделано раньше? Руководство Сиббюро и Сибирской краевой РКИ ожидало по данному вопросу решения XIII съезда, который был намечен на 23 мая 1924 г. Решение об окончательном объединении местных органов рабоче-крестьянской инспекции и контрольных комиссий было принято на XIII съезде ВКП(б), проходившем 23-31 мая 1924 г. В резолюции «О контрольных комиссиях» констатировалось, что «...вполне созрела необходимость и имеются достаточные условия для реорганизации местных контрольных комиссий и РКИ на основании постановлений XII съезда партии о ЦКК и РКИ» [20. С. 58]. Особенность реорганизации контрольных органов в Сибири состояла в том, что реорганизация губернских контрольных органов началась раньше, чем краевых. Это было связано с тем, что решение о создании краевой контрольной комиссии РКП(б) (СибкрайКК РКП(б) или СибКК) было принято в марте 1924 г. Сибирская краевая контрольная комиссия была избрана на проходившей с 8 по 11 мая 1924 г. сибирской партийной конференции, а ее председатель Н.П. Ростопчин и его заместитель Я.М. Банкович были избраны 25 июня 1924 г. на пленуме СибкрайКК [10. Д. 138. Л. 56; Д. 194. Л. 5, 25; 21. С. 4]. На прошедших в мае - июле 1924 г. партийных конференциях в Новониколаевской, Омской, Енисейской губерниях были приняты решения об объединении партийных и государственных органов и о совмещении должностей председателя ГубКК и заведующего РКИ. На Алтае процесс объединения завершился позднее. 15 июля 1924 г. на пленуме ГубКК было принято решение о создании объединенного президиума ГубКК и ГубРКИ, который должен был рассматривать программы обследований, отчеты о проделанной работе, давать заключения по проведенным РКИ работам. Совмещение должностей председателя президиума ГубКК и заведующего РКИ произошло на Алтае 5 августа 1924 г. [10. Д. 137. Л. 74; Д. 191. Л. 2; Д. 203. Л. 33, 71, 72; Д. 291. Л. 119]. Объединение губернских контрольных комиссий и рабоче-крестьянской инспекции привело к значительным кадровым изменениям в составе заведующих ГубРКИ. Во всех губерниях, кроме Иркутской, появились новые заведующие ГубРКИ. Реорганизация краевых контрольных органов в Сибири затянулась до осени 1924 г. В мае 1924 г. сибирская краевая партийная конференция избрала контрольную комиссию в составе 15 членов и 3 кандидатов. Пленум СибкрайКК состоялся 25 июня 1924 г. Такой длительный срок понадобился для согласования кандидатуры будущего уполномоченного НК РКИ по Сибири и его заместителя с НК РКИ РСФСР. На пленуме был избран президиум в составе 5 человек, партколлегия - 3 человека, партследователи -4 человека. Треть состава контрольной комиссии (3 члена и 3 кандидата) были оставлены на тех рабочих местах, которые они занимали до избрания. Они должны были выполнять поручения руководства контрольной комиссии без отрыва от производства. Избранные председателями СибкрайКК Н.П. Ростопшин и Я. М. Банкович одновременно рекомендовались уполномоченным и заместителем уполномоченного НК РКИ РСФСР по Сибири [10. Д. 138. Л. 56; Д. 194. Л. 5, 25; 22. Д. 60. Л. 8]. Фактически Сибирская контрольная комиссия приступила к работе в начале августа. Люди, избранные в краевую контрольную комиссию, в том числе в президиум и партколлегию, работали в разных городах. Им было необходимо сдать дела, использовать отпуск, решить проблемы с переездом. В начале августа 1924 г., когда президиум СибкрайКК приступил к работе в полном составе, встал вопрос о разграничении полномочий между контрольной комиссией и рабоче-крестьянской инспекцией. Решение по этому вопросу было принято президиумом СибкрайКК 14 августа 1924 г. Согласно этому решению президиум утверждал календарные планы работ органов РКИ, результаты плановых ревизий и обследований, давал разрешение на проведение внеплановых ревизий. Утверждал из числа сотрудников заведующих отделами, старших инспекторов, консультантов и инспекторов. Предварительному рассмотрению из числа организационных вопросов СибРКИ подлежали следующие; определение взаимоотношений ГубКК и ГубРКИ, структура РКИ, формы взаимоотношений с профсоюзами, создание межведомственных комиссий. Все другие вопросы выносились на рассмотрение президиума контрольной комиссии по инициативе уполномоченного НК РКИ РСФСР по Сибири [10. Д. 137. Л. 60 об.; 16. Д. 73. Л. 268; 22. Д. 1. Л. 7]. При слиянии ГубКК и ГубРКИ произошло объединение секретариатов ГубКК и ГубРКИ, была создана единая информационная служба и единое секретное делопроизводство [10. Д. 194. Л. 2]. В ходе обсуждения на президиуме СибкрайКК вопросов, относящихся к компетенции РКИ, выяснилось, что часть материалов инспекционных обследований поступали в президиум недостаточно подготовленными. Принятие решения откладывалось до их доработки и повторного обсуждения на президиуме. Было принято решение об организации при оперативном отделе РКИ ревизионного совещания. Оно рассматривало и согласовывало с ведомствами все материалы инспекционных обследований перед их поступлением на рассмотрение президиума СибкрайКК. Вскоре возникла необходимость освободить президиум СибкрайКК от участия в разборе вопросов, связанных с повседневной деятельностью РКИ. Для решения этой задачи 27 декабря 1924 г. была создана коллегия СибРКИ. Она рассматривала проблемы текущего административного характера и результативность ревизионных обследований. Важнейшие ревизионные обследования повторно рассматривались на президиуме СибкрайКК. Ревизионное совещание было ликвидировано [10. Д. 194. Л. 2, 25; 22. Д. 1. Л. 8, 9; Д. 60. Л. 8]. Реорганизация, связанная с объединением контрольных комиссий и рабоче-крестьянских инспекций, завершилась в Сибири в начале осени 1924 г. На местах к этому времени произошло объединение технических аппаратов контрольных комиссий и рабоче-крестьянских инспекций. Объединенные органы стали работать в одном помещении. Приступил к работе и объединенный контрольный орган в Сибирском центре. Единообразия организационных форм руководства в губернских контрольных органах не было. В Енисейской губернии непосредственное руководство рабоче-крестьянской инспекцией осуществляла коллегия РКИ, в остальных - заведующий РКИ. Только в начале февраля 1925 г. на основе решения II пленума Сибирской контрольной комиссии и рабоче-крестьянской инспекции (декабрь 1924 г.) коллегии РКИ были созданы во всех губерниях [5. С. 91; 10. Д. 191. Л. 170; 22. Д. 60. Л. 8, 9]. В декабре 1924 г. на II пленуме СибкрайКК и РКИ были подведены итоги объединения. Многие делегаты в своих выступлениях отмечали, что неурядицы, связанные с реорганизацией РКИ, привели к сбоям в работе. Делегаты также отмечали, что у рабоче-крестьянской инспекции нет достаточного авторитета. Выступивший на пленуме секретарь Крайкома РКП(б) С.В. Косиор заметил, что «объединенные органы работают 6-7 месяцев, за этот срок нельзя требовать отчетливой работы. ...Настроение паники надо изжить. ... Авторитет нужно зарабатывать путем практической работы» [22. Д. 2. Л. 29]. Таким образом, в феврале 1925 г. закончился второй этап объединения. К марту 1925 г. система руководства объединенными органами партийно-государственного контроля в сибирских губерниях была следующей: персональный состав губернских контрольных комиссий избирался на губернских партийных конференциях, проходивших один раз в год. Между губернскими партийными конференциями высшим руководящим органом являлся пленум контрольной комиссии. Постоянно действующим органом был президиум контрольной комиссии, решения которого были обязательны для сотрудников контрольной комиссии и рабоче-крестьянской инспекции. Текущей работой по партийным вопросам руководила партийная коллегия, по советским - коллегия РКИ. Председатель контрольной комиссии и одновременно заведующий рабоче-крестьянской инспекцией председательствовал на пленуме и в президиуме контрольной комиссии. Он также возглавлял коллегию РКИ и принимал оперативные решения по текущим и кадровым вопросам. Реорганизация, в основе которой лежало организационное объединение партийного и государственного контроля, завершилась. Рабоче-крестьянская инспекция была поставлена под непосредственный контроль партии. Произошло сокращение аппарата рабоче-крестьянской инспекции, сократились ее функции. Основной задачей реорганизованных контрольных органов стало совершенствование государственного аппарата. Перед ними была поставлена задача помочь партийному и советскому руководству сделать аппарат эффективным, простым и дешевым. Объединенные контрольные органы сыграли значительную роль в развернувшихся вскоре чистках партийного и государственного аппарата. Началась подготовка к новой реорганизации административных органов (в том числе и контрольных), в основе которой было изменение административно -территориального деления Сибири.

Ключевые слова

unification, Control Commission of the RCP(b), the Workers ' and Peasants ' Inspection, Siberia, объединение, контрольная комиссия РКП(б), рабоче-крестьянская инспекция, Сибирь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дианов Алексей ГригорьевичСибирская государственная автомобильно-дорожная академияканд. ист. наук, доцент кафедры отечественной истории и политологииdianov_60@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

22. ГАНО. Ф. П-6. Оп. 1.
Резолюция 1-й Сибирской краевой конференции РКП(б) (8-11 мая 1924 г.). Новониколаевск : Изд-во краевого комитета РКП(б), 1924. 80 с.
ЦКК-РКИ в основных постановлениях партии. М. ; Л., 1927. 130 с.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : в 14 т. М. : Политиздат, 1970. Т. 3. 552 с.
Дианов А.Г. Создание объединенных органов партийно-государственного контроля. Ч. 1 // Омский научный вестник. 2013. № 4 (121). С. 12-15.
Центр документации новейшей истории Томской области. (ЦДНИТО). Ф. П-1. Оп. 1
Государственный исторический архив Омской области (ГИАОО). Ф. Р-460. Оп. 1.
Государственный архив новейшей истории Иркутской области (ГАНИИО). Ф. П-2. Оп. 1.
Государственный архив Российской Федерации (ГАРФ). Ф. Р-374. Оп. 4.
Иконников С.Н. Организация и деятельность РКИ в 1920-1925 гг. М. : Изд-во АН СССР, 1960. 215 с.
Куйбышев В.В. Задачи ЦКК и РКИ. М., 1924. 120 с.
Российский государственный архив социально-политической истории (РГАСПИ). Ф. П-613. Оп. 4.
9. Правда. 1923. 13 апреля.
Государственный архив Новосибирской области (ГАНО). Ф. Р-288. Оп. 1.
Поташев Ф.И. Обсуждение предложений В.И. Ленина об объединении ЦКК и РКИ в период подготовки и на XII съезде партии // Ок тябрь, 1965: тезисы докладов и статей к научной конференции Ростовской высшей партийной школы. Ростов : Ростовское книжное издательство, 1965. С. 44-46.
Дианов А. Г. Преодоление кризиса в рабоче-крестьянской инспекции в период становления нэпа // Омский научный вестник. 2009. № 3 (78). С. 12-15.
Дианов А.Г. Создание объединенных органов партийно-государственного контроля. Часть 1 // Омский научный вестник. 2013. № 3 (119). С. 11-13.
Прокопенко А.В. Подготовка и проведение реорганизации РКИ в Иркутской губернии на основе ленинских принципов (с 1923 - 1926 гг.) // Вопросы истории и методики преподавания истории в школе. Иркутск : Вост.-сиб. кн. изд-во, 1966. С. 85-104.
Горестов М.А. Ленинский план реорганизации Рабкрина и деятельность партийных организаций Сибири за его осуществление в 1923 1925 гг. // В.И. Ленин и социально-экономические преобразования Сибири за 50 лет Советской власти : тезисы докладов. Красноярск : Красноярское кн. изд-во, 1967. С. 207-211.
Анашкин А.П., Кузнецов М.С. Становление и развитие партийно-государственного контроля в Западной Сибири (1920-1929 гг.). Томск, 1982. 208 с.
Анашкин А.П. Ленинский план реорганизации рабоче-крестьянской инспекции и его осуществление на Алтае (1923-1924 гг.) // Сборник работ аспирантов кафедры истории КПСС. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1970. Вып. 6. С. 42-52.
КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК : в 14 т. М. : Политиздат, 1970. Т. 2. 543 с.
 Создание объединенных органов партийно-государственного контроля в Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/17

Создание объединенных органов партийно-государственного контроля в Сибири | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/17