Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/32

Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов

Представлены результаты эмпирического исследования, посвященного изучению особенностей социального интеллекта у студентов первого курса, обучающихся в столичном и региональном вузах. Были выявлены, сопоставлены и описаны взаимосвязи социального интеллекта с личностными особенностями студентов разных факультетов. Были обнаружены взаимосвязи социального интеллекта с целеустремленностью, планированием деятельности, способностью к рефлексии, стремлением к самодетерминации, удовлетворенностью жизнью, самоотношением и отношением к другим людям.

A comparative research of social intelligence and personal features of students of capital and regional higher schools.pdf Актуальность исследования обусловливается практическими проблемами и новыми требованиями современного образования к подготовке выпускника высшей школы к жизни и профессиональной работе в новых условиях российской действительности. Исследования специфики развития и особенностей социальных компетенций являются особенно востребованными в ситуации постоянных социально-экономических преобразований в стране, когда увеличиваются роль и важность контактов между людьми в самых разных сферах жизни: в деловом взаимодействии, карьерном продвижении, личностном росте. Как показывают многие исследования, для успешной профессиональной и личностной самореализации недостаточно одной академической результативности, так как высокий показатель академического интеллекта выпускников университетов вовсе не является гарантом жизненного успеха и высоких достижений. В этом отношении гораздо более значимым оказывается социальный интеллект [1]. Такие данные согласуются и с нашими исследованиями, в которых была обнаружена прямая корреляция низкого социального интеллекта с отсутствием целеустремлённости и осознанным планированием у студентов [2, 3]. Исследования социального интеллекта имеют огромную практическую значимость, так как позволяют выявлять трудности в развитии социальных компе-тентностей и оказывать последующую помощь (при необходимости) в их формировании (или коррекции). Для изучения социального интеллекта нами было спланировано и реализовано эмпирическое исследование с участием 289 студентов-первокурсников. из них 70 человек - студенты факультета психологии Томского государственного университета (ФП ТГУ), 77 - студенты радиофизического факультета (РФФ ТГУ), 60 - факультета радиотехнических систем Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (ФРТС, МИРЭА) и 58 студентов-психологов, из которых 24 человека - студенты Государственного академического университета гуманитарных наук (ГУГН, г. Москва) и 35 - студенты Московского государственного университета им. М.В. Ломоносова (МГУ). Цель исследования: сравнение степени выраженности социального интеллекта (СИ) и его взаимосвязей с личностными особенностями юношей и девушек первого курса, обучающихся в столичном и региональном вузах. Было выдвинуто предположение о том, что у студентов московского вуза СИ вследствие большего количества коммуникаций в мегаполисе будет выше, чем у сверстников из небольшого провинциального сибирского города. При этом можно ожидать, что на степень выраженности различий в СИ будут влиять половые особенности и профиль профессиональной подготовки. Также можно предположить существование различий в структуре корреляционных связей между СИ и личностными параметрами в зависимости от места проживания (Москва или Томск), от пола и профиля профессиональной подготовки. Для диагностики социального интеллекта мы использовали «Опросник оценки выбора в конфликтной ситуации» (С.В. Щербаков, З.М. Аминева). Данная методика была разработана авторами на основе методики, предложенной Д.В. Ушаковым и А.Е. Ивановской [4], и теста К. Томаса. По мнению С.В. Щербакова, социальный интеллект проявляется в способности к реализации значимых целей в соответствующем социальном окружении, и в частности в ходе поиска оптимальной стратегии выхода из трудных и конфликтных ситуаций [5]. Тест содержит 20 тестовых заданий, каждое из которых предусматривает семь вариантов ответов, оцениваемых по семибалльной шкале (итого 140 пунктов). Каждый из семи вариантов ответов соответствует одной из стратегий выхода из конфликтного положения (борьба, уход, компромисс, сотрудничество, уступка, обращение к посреднику и тактика язвительного ответа). В итоге по каждому респонденту фиксируется система баллов по всем стратегиям. На основании факторного анализа нами было показано, что о степени выраженности социального интеллекта можно судить либо по высоким показателям стратегий «компромисс» и «сотрудничество», либо по низким значениям стратегий «борьба», «уход», «уступка», «обращение к посреднику» и «тактика язвительного ответа». Для изучения индивидуально-психологических особенностей использовались следующие методики: Опросник самоорганизации деятельности (Е.Ю. Манд-рикова), Методика дифференциальной диагностики рефлексивности (Д.А. Леонтьев), Шкала самодетерминации личности (Б. Шелдон; в адаптации и модификации Е.Н. Осина), Шкала удовлетворенности жизнью (Э. Динер; в адаптации Д.А. Леонтьева и Е.Н. Осина), Шкала базисных убеждений (Р. Янов-Бульман; в адаптации О. А. Кравцовой), эссе в свободной форме на тему «Какой я и какие люди меня окружают». Важно отметить, что данный комплекс методик позволяет учитывать такие личностные особенности, которые максимально связаны с отношением к деятельности и с оценкой её успешности (осознанным планированием деятельности, способностью ставить цели и их достигать, стремлением к самодетерминации). На этапе планирования исследования было выдвинуто несколько гипотез. Во-первых, предполагалось, что в двух студенческих выборках будут отчётливо проявляться различия в структуре корреляционных связей социального интеллекта с личностными особенностями. Второе предположение было о том, что в столице у студентов первого курса социальный интеллект будет выше, чем у представителей томского вуза. Такие различия могли быть обусловлены сразу несколькими факторами. Во-первых, Москва - мегаполис, который предполагает достаточно развитую систему социальных связей (взаимодействий). Во-вторых, в столице иной темп жизни, который требует более высокого уровня активности, в том числе интеллектуальной. В ходе выполнения эмпирического исследования были получены средние показатели по всем психологическим признакам (35), которые находились в пределах нормативных значений, определённых авторами и разработчиками используемых в исследовании методик. Анализ средних значений отдельно по выборкам (студентов ФРТС, студентов ФП МГУ и ГУГН, студентов ФП ТГУ, студентов РФФ ТГУ) показал, что некоторые из полученных показателей имеют тенденцию к низким баллам. Так, например, во всей выборке студентов московских вузов обнаружена выраженная тенденция к низким значениям по шкале «воспринимаемый выбор». У студентов-психологов московского вуза средние значения составили 11,37±4,07 балла (среднее значение ± стандартное отклонение), у студентов радиотехнического факультета - 11,63±4,28, в то время как у первокурсников-психологов ТГУ 19,05±3,41, а у студентов-радиофизиков 18,60± ±3,72 балла. Низкие баллы свидетельствуют о том, что большинство представителей московской выборки уступают студентам томского вуза по готовности совершать осознанный выбор в ситуациях, которые требуют серьёзного (взвешенного) решения, и нести ответственность за него. Такие значения в целом можно объяснить возрастными особенностями респондентов. Студенты первого курса только начинают осознавать себя в качестве самостоятельного (автономного от родительской опеки) члена общества, понимать себя и свои возможности наряду с пониманием своего места и назначения в жизни. Обучение на первом курсе - это начало первых шагов молодых людей к выстраиванию личностной и профессиональной траектории, когда они начинают самостоятельно принимать решения, выстраивать жизненные приоритеты и, соответственно, нести ответственность за свой выбор. Однако зафиксирован интересный факт: томские студенты, находясь в одной с московскими сверстниками возрастной группе и в такой же жизненной ситуации, в своём большинстве превосходят москвичей по данному показателю. Пристального внимания заслуживают и другие средние значения, полученные в группе московских студентов (табл. 1). Выявлено, что к низким нормативным значениям (особенно у студентов факультета психологии московского вуза) стремятся такие показатели Опросника самоорганизации деятельности, как «планомерность», «целеустремлённость» и «индекс самодетерминации». Для сравнения приведём средние значения по «индексу самодетерминации» отдельно по факультетам. У студентов-психологов московского вуза среднее значение составило 15,69±3,13 балла, у студентов радиотехнического факультета - 17,67±3,99, в то время как у первокурсников-психологов ТГУ 18,61±3,07, а у студентов-радиофизиков 19,44±3,23 балла. Таким образом, отличия достаточно существенные. Т а б л и ц а 1 Средние значения по тесту «Опросник самоорганизации деятельности» для томской и московской выборок (n = 265) Показатель Студенты ФП, МГ, ГУГН Студенты ФП, ТГУ Студенты РФФ, ТГУ Студенты ФРТС, МИРЭА Среднее значение Ст. отклон. Среднее значение Ст. отклон. Среднее значение Ст. отклон. Среднее значение Ст. отклон. Планомерность 13,5238 7,77 18,33 5,99 18,28 6,48 16,56 6,79 Целеустремлённость 26,7142 6,79 34,90 7,94 36,83 6,08 28,31 7,34 Индекс самодетерминации 15,6904 3,13 18,61 3,07 19,44 3,23 17,67 3,99 Анализ различий по t-критерию Стьюдента также показал, что межгрупповые различия (по уровню выраженности измеряемых признаков) достоверны (см. табл. 2 и 3). Низкие нормативные значения в группе студентов московских вузов по шкалам «планомерность», «целеустремлённость», «индекс самодетерминации» свидетельствуют о том, что навыки осознанного планирования у молодых людей и настойчивость в реализации поставленных задач развиты слабее, чем у студентов томских вузов. Кроме того, в изменяющихся или новых жизненных обстоятельствах они легче переключаются на новые ситуации, оставляя незавершенными предыдущие дела. Низкие значения по шкале «индекс самодетерминации» говорят о том, что студенты данной группы в своём большинстве уступают представителям томской выборки по уверенности в собственной способности к жизнетворчеству (восприятию себя «хозяином» своей жизни) и стремлению поступать в соответствии с собственными принципами и убеждениями. Таким образом, выявленные достоверные различия между московской и томской выборками в пользу второй наводят на закономерный вопрос о причине таких расхождений. И здесь, на наш взгляд, существует только два логичных объяснения. Первое связано с необходимостью преодоления студентами больших московских расстояний до места обучения. По результатам тестирования мы выяснили, например, что более 30% респондентов столичной выборки проживают в Московской области. Таким образом, чрезвычайная удалённость социальных объектов друг от друга приводит к тому, что молодые люди, чтобы добраться от дома (или фактического места жительства) до вуза, преодолевают достаточно большие дистанции. Соответственно, можно говорить о том, что студенты столичных вузов затрачивают значительное количество усилий и энергии «на дорогу» (в отличие от студентов небольшого г. Томска), в результате чего, оказавшись в месте назначения, испытывают усталость и утомление (что влияет на разные формы их активности). Важно отметить и то, что тестирование студентов столичного вуза осуществлялось в середине октября (2013 г.), т.е. выпало на период вхождения студентов-первокурсников в новую для них жизненную ситуацию - обучение в вузе, и преодоление больших расстояний, очевидно, особенно влияет на их активность. Второе объяснение низких показателей студентов столичного вуза (в сравнении с представителями томской выборки) связано с особым социально-экономическим статусом Москвы. Студенты московского вуза учатся (и проживают) в одном из самых привлекательных для молодёжи регионов Российской Федерации, который предоставляет самые широкие возможности для личной и профессиональной самореализации. Очевидно, по мнению молодых людей, жизнь в мегаполисе и обучение в столичном вузе - уже серьёзное достижение, которое, возможно, и снижает общий уровень притязаний и степень их активности. Уровень развития социального интеллекта. Расчёт коэффициента достоверности различий по t-критерию Стьюдента показал, что гипотеза о том, что у студентов столичного вуза СИ будет выше, чем у представителей томского, не подтвердилась. У молодых людей, обучающихся по специальности «психология» в московском вузе, средние значения по социальному интеллекту составили 91,04±17,43 баллов, у студентов радиотехнического факультета - 90,18±11,14, у студентов-психологов томского вуза 94,72±13,83, у студентов-радиофизиков 94,14±16,70 балла. На рис. 1 приведена гистограмма частотного распределения социального интеллекта студентов московских вузов, на рис. 2 - томских вузов. Histogram: СИ: =(v37+v38)/2 K-S d=,05286, p> .20; Lilliefors p> .20 -Expected Normal 60 80 100 X .20; Lilliefors p> .20 - Expected Normal 60 80 100 X

Ключевые слова

социальный интеллект, личностные особенности, самодетерминация, целеустремлённость, рефлексия, social intelligence, personal features, self-determination, commitment, reflection

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Суднева Олеся ЮрьевнаТомский государственный университетмл. науч. сотр. лаборатории когнитивных исследований и психогенетики, ст. преподаватель кафедры психологии личности, профконсультант Центра содействия трудоустройства выпускникамavendus@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Пащенко Е.И. Соотношение социального интеллекта, когнитивных и психосоциальных характеристик в период ранней взрослости : дис.. канд. психол. наук. СПб., 2003. С. 168.
Щербаков С.В. Социальный интеллект и профессиональная компетентность инженерно-технических работников. Уфа : РИЦ БашГу, 2011. С. 170.
Ушаков Д.В., Ивановская А.Е. Практический интеллект и адаптация к среде у школьников // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. М. : Институт психологии РАН, 2004. С. 161-175.
Суднева О.Ю., Каракулова О.В., Богомаз С.А. Социальный интеллект в структуре личностного потенциала первокурсников // Сибирский психологический журнал. 2013. № 48. С. 118-126.
Суднева О.Ю. Социальный интеллект и его взаимосвязь с академическим интеллектом у студентов гуманитарного и технического про филя // Психология когнитивных процессов / под ред. А.Г. Егорова, В.В. Селиванова. Смоленск : Универсум, 2013. С. 107-121.
Белоконь О.В. Взаимосвязь эмоционального и социального интеллекта с лидерством : дис.. канд. психол. наук. М., 2008. С. 163.
 Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/32

Сравнительное исследование социального интеллекта и личностных особенностей студентов столичного и регионального вузов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 387. DOI: 10.17223/15617793/387/32