Системный подход к исследованию управления социокультурным обслуживанием населения как двухуровневой системой | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 388. DOI: 10.17223/15617793/388/10

Системный подход к исследованию управления социокультурным обслуживанием населения как двухуровневой системой

Социокультурное обслуживание - многоуровневый и многоаспектный объект - рассматривается как общественная подсистема, для которой характерны функции самоорганизации и организации. Системный подход к распределению функций и задач позволяет представить управление данным социальным объектом как систему и как процесс. Структура системы включает процессы, связи (иерархические, функциональные, межфункциональные), а также формальные и неформальные отношения. Характеристика нормативной системы (правила и нормы) обеспечивает ее устойчивость.

Systems approach to the study of control over the sociocultural service of population as a two-level system.pdf Социокультурное обслуживание населения как подсистема охватывает блок обслуживающей деятельности в духовной и социальной сферах. К социокультурному обслуживанию в этом случае относятся услуги: лечебные, образовательные, воспитательные, оздоровительные, культурные, познавательные, развлекательные, туристические и др. Общее, что объединяет эти услуги, - особая социальная значимость, так как они непосредственно связаны с человеком, его потребностями и духовным миром, т.е. их потребление влияет на духовное возрождение общества и на социализацию каждого отдельного человека. В российской практике такие услуги, как образовательные, медицинские, культурные, принято относить к социальной сфере. Они объединены общей целью, которая достигается с помощью социальной политики. С точки зрения государства и общества главный принцип, согласно которому выстраивается социальная политика, - это обеспечение элементарных прав человека на получение образования, оказание медицинской помощи [1]. В России в настоящее время наблюдается глубокая дифференциация в объемах и структуре потребления услуг по регионам и территории проживания. В структуре потребления практически отсутствуют услуги социально-культурного характера, а для большинства россиян характерен минимальный уровень их потребления. При этом наиболее уязвимыми оказались представители старшего поколения, для которых обеспечивается минимальный уровень жизни. В обществе нарушение баланса интересов различных социальных групп сопровождается, с одной стороны, дифференциацией модели поведения в социальных практиках, с другой - повышением социальной напряженности и нарастанием социальных конфликтов. В организации социокультурного обслуживания наиболее актуальны проблемы участия государства, на наш взгляд, по следующим причинам: 1) нужно исходить из российской специфики, обусловленной природными, социальными, структурными, демографическими особенностями; 2) на протяжении многих лет только государство занималось поставкой социальных услуг; 3) наличие в настоящее время в России проблемных городов и целых регионов. Тенденция децентрализации управления обусловливает перевод полномочий на нижний уровень. Именно на местном уровне необходимо обеспечить доступность социокультурных услуг, особенно для социально уязвимых категорий населения, с помощью государственных дотаций. При этом государство стремится освободиться от функции непосредственного предоставления гражданину социальных услуг, отводя себе роль законодателя и посредника [2]. В системе управления социокультурным обслуживанием необходимо учитывать следующие положения. Важность развития социокультурного обслуживания в границах определенной территории или сообщества (страны, региона, города, поселка и т.д.). Именно в крупных сообществах (городах) с развитой инфраструктурой имеются широкие возможности использования инновационных элементов в обслуживании, а также в трудовой и общественной жизни населения (переподготовка и повышение квалификации персонала и др.). Широкая демократизация управления обусловливает сочетание методов государственного регулирования с методами общественной регуляции и саморегуляции граждан. В системе управления необходимо учитывать реальные условия и социокультурное своеобразие территории, ее ресурсный потенциал, уровень развитости инфраструктуры, кадровую обеспеченность, уровень готовности субъектов деятельности к реализации новаций и т.д. В развитии обслуживания приоритетно активное участие самих граждан, общественных организаций, творческих союзов, фондов, профессиональных сообществ и др. В этом случае управление социокулътурным обслуживанием приоритетно осуществлять не верхними звеньями, а нижними уровнями, причем с привлечением тех субъектов, чьи интересы затрагивают результаты управленческих преобразований. Вопросы социального управления рассматривали в своих работах Аристотель, Н. Макиавелли, Г. Гегель, К. Маркс, а также современные авторы М. Марков, Г.И. Петров, В.И. Франчук, А.В. Сергейчук. В самом общем виде социальное управление определяется как один из основных видов управления, основная функция которого заключается в обеспечении реализации потребностей общества и его подсистем. Расширенное понятие приводит А.В. Сергейчук: «Это социальный процесс целенаправленного взаимодействия нескольких элементов, различных в целях, в распределении результатов ее достижения, полномочий, средств, функций, составляющих целевую деятельность» [3. С. 38]. На наш взгляд, оно достаточно точно отражает подход к управлению социальными системами. Специфика управления социокультурным обслуживанием населения характеризует взаимосвязанность социальной и культурной подсистем, в которых принимаются механизм контроля и нормативная система регулирования деятельностью. Это составляет основу для системы действий, подчеркнем, как в обслуживающем процессе, так и в управленческой деятельности. Все это формирует междисциплинарный характер нашего исследования. В данном случае необходимо подойти к решению проблемы на основе системного подхода, с помощью которого управление социальной системой предполагает его всестороннее рассмотрение как системы и процесса во взаимодействии с окружающей средой. Социокультурное обслуживание в качестве объекта исследования выступает: - как общественная подсистема, в которой создаются условия для удовлетворения социальных и духовных потребностей индивидуума или социальной группы, сохраняется нормативная культурная традиция, разделяемая в той или иной степени всеми членами общества и передаваемая от поколения к поколению через различные социальные процессы; - социальная система, в которой совокупность взаимосвязанных элементов в отношениях и процессах ориентирована на удовлетворение социальных и духовных потребностей в рамках организованной деятельности (государственной и общественной). Необходимо всесторонне охарактеризовать социокультурное обслуживание как социальный объект, выявить связи, отношения, процессы и описать свойства системы в количественных и качественных показателях. Для этого приведем виды системы по разным признакам: функциональному назначению и степени общности. Первый классификационный признак - по функциональному назначению. Исходя из деления социальной сферы, выделим подсистемы: образование, здравоохранение, культура, социальная защита. Эти подсистемы можно рассматривать, в свою очередь, как системные объекты. В результате основные функции подсистем - повышение уровня образования, улучшение здоровья, создание условий для отдыха и проведения досуга и т.д. Диспропорции в развитии данных подсистем приводят к снижению реализуемости главной цели общества. Второй признак классификации - по целостности социальных систем, или степени общности. Исходя из системы организации обслуживания населения в любом государстве, возможно представить многоуровневую модель системы по схеме: государство -регион - территория (поселок, город) - организация -группа (коллектив). Первый уровень - система представляет социокультурное обслуживание на определенной территории. Территориальная общность и ее состояние влияют на характер поведения ее членов в обслуживании, которое проявляется в контактах, особенно в формальных и неформальных отношениях. Система имеет общенаучное значение в теоретическом и практическом плане, может быть объединена социальной политикой на уровне государства, региона, общества. Система представляет собой важнейший социокультурный институт общества, государства или определенной территории. Второй уровень относится к изучению в системе горизонтальных социальных связей, где осуществляются ориентировка и коммуникация индивидов в системе учреждений и институтов, происходит выбор партнеров, конкретных путей действия и т. п. На этом уровне осуществляется деятельность всех организаций и учреждений по обеспечению услугами по данным направлениям. В организационном плане услуги оказывают организации, основанные на различных формах собственности: бюджетные, коммерческие и некоммерческие. Субъектами социокультурной деятельности выступают лица, проживающие в регионе, способные направить инициативную и самостоятельную деятельность на решение конкретных программ и проектов социально-культурного значения (сохранение исторической и культурной среды, памятников истории и культуры, работа с детьми и подростками, экология культуры и др.). Однако, независимо от уровня и функционального назначения, для системы характерны общие черты: объект обслуживающего воздействия - человек; внутренняя среда включает подсистемы (деятельность, нормы и правила, взаимодействие, личность); общественные отношения с окружающей средой (факторы: социальные, природные, экономические, политические, научно-технические). Для системы также свойственны принципы самоорганизации и адаптации. За счет самоорганизации внутренние элементы сохраняют определенное постоянство среди изменяющегося окружающего мира. Функция адаптации связана не только с адаптацией системы к окружающей среде, но и ее развитием. В системе управления социальным объектом необходимо: - если акцент на процессах самоорганизации, то актуальны способы и формы социального контроля в системе обслуживания (нормативная система); - если акцент на организации и управлении, то актуально использовать целевой подход к управлению социальным объектом (цели и средства). Соотношение этих функций, изучение и учет закономерностей, оценка пределов воздействия функции самоорганизации будут характеризовать систему управления социальным объектом и ее эффективность. Совокупность конкретных функций на любом уровне системы характеризуется как социальная деятельность. Первоосновой для выделения социальных функций является формулирование целей и задач каждого уровня системы. В результате формируется вектор целей подуровня, который согласуется с векторами вышестоящего уровня. Среди основных задач общества любого государства наиболее приближенной к удовлетворению граждан в социокультурном обслуживании можно считать: - создание и поддержание благоприятных условий и воспроизводства рабочей силы; - получение образования, социализация для нормального развития личности и формирования творческой личности; - осуществление контроля за использованием природных ресурсов и состоянием окружающей среды [1]. Выделим в многоуровневой системе «социокультурное обслуживание» основные компоненты, которые рассмотрим как предмет управления. Для этого важно проанализировать отношения с окружающей средой (социальной, экономической, политической, культурной) и процессы, происходящие в системе. В качестве подсистем мы выделили социальную, экономическую, политическую, которые, в свою очередь, служат внешней средой для подсистем более низкого уровня. В таком варианте используется схема (подобно «цепи»): социальные отношения - функции - задачи: 1-я система - социальная, характеризует отношения равенства и различия в положении (статусе) различных социальных групп. Оно выражается в различиях потребления услуг жизнеобеспечения, а также социально-культурного характера. К этому можно отнести социальные нормативы, показатели уровня и качества жизни, занятость, доходы, социальную защиту населения и др.; 2-я система - экономическая, характеризует связи и отношения по поводу собственности и ее использования, обмена, распределения и потребления товарно-денежных ресурсов. Система обслуживания населения имеет собственную материальную базу, где протекают процессы обслуживания (учреждения образования, здравоохранения, культуры, организации социальной помощи населению, реабилитационные, оздоровительные комплексы); 3-я система - политическая, характеризует отношения, связанные с властью, ее овладением, удержанием, распределением и использованием. Как подсистема обеспечивает реализацию демократии, прав и свобод граждан, формирование трудовой мотивации людей, развертывание социального партнерства, формирование социального законодательства и т.д.; 4-я система - управления, характеризует отношения с другими сферами, осуществляя их интеграцию. Связи и процессы рассматриваются как организационно-управленческая подсистема, в которую, с точки зрения теории управления, входят представительные и исполнительные органы управления. В каждой из них формируются социальные отношения и, соответственно, функции и задачи: - реагирование на внешнюю среду и изменение потребностей, т.е. это функция социальной связи, отвечающая за поддержку существующих в обществе образцов, ценностей и норм потребления; - планирование цели, обеспечение условий для удовлетворения потребностей людей, т. е. функция, удовлетворяющая потребности в обществе и мире; - обеспечение их согласования с потребностями и интересами других социальных групп, т. е. функция согласования общих и частных интересов, поддержания социального порядка, формирования нормативной системы; - координация взаимоотношений всех элементов, т.е. функция управления отношениями всех функциональных подсистем. Каждую из этих функций (задач) в системе выполняют определенные внутренние подсистемы (элементы): адаптации - социальная подсистема; целеполага-ния - экономическая; согласования - политическая; интеграции - управляющая (регулирующая) подсистема. Необходимо сформировать систему управления, в которой надо предусмотреть выполнение этих функций. Основная задача - интеграция отношений и внутренних процессов, в которой управление предполагается рассмотреть как систему и как процесс. Как система - это механизм способов, с помощью которого система на практике проводит политику по улаживанию разного рода противоречий: индивидуальных, групповых, национальных, территориальных, классовых и т.п.; создает условия и способствует удовлетворению социальных, культурных потребностей разных групп населения. Как процесс - это деятельность, связанная с реализацией удовлетворения потребностей, властных полномочий субъектами обслуживающей деятельности (регламентирует нормы и правила), а также управленческие действия, которые логично связываются друг с другом, обеспечивая достижение поставленных целей [4]. При реализации этих функций социальная система должна стремиться к состоянию равновесия и гармонизации общества, поддерживать единство и внутреннюю координацию своих частей, иметь средства для определения достижения целей и мобилизации собственных ресурсов, приспосабливаться к своему окружению. На каждом уровне системы содержание функций обусловлено спецификой задач, которые выполняются на соответствующем уровне. Следует учитывать ряд отличительных особенностей системы как на макро-, так и микроуровне, которые проявляются в распределении функций и задач. Для верхнего уровня системы (макросистемы) характерны следующие особенности: подсистемы охватывают крупные сообщества (территории); широкие и долгосрочные аспекты поведения системы (социальные проекты, программы по обслуживанию населения); глобальные стандарты, законы, нормы и правила, принимаемые и одобряемые в обществе (в определенной сфере обслуживания). Для микроуровня системы (организаций) свойственно, что подсистемы охватывают небольшие группы, сообщества; краткосрочные проекты деятельности; стандарты, нормы и правила, принимаемые в определенной сфере обслуживания или организации. В деятельности системы на каждом уровне в большей осуществляются мере функции: - макроуровень: координирование, согласование, концептуальная, целеполагания, нормативная, методологическая, регулятивная; - микроуровень: методическая, управленческая, нормативная, технологическая, диагностическая. Предоставление услуг человеку организациями имеет ряд преимуществ: позволяет учитывать разнообразные факторы (территориальные, природные, социальные), варьировать качество и объем предоставляемых услуг в соответствии с потребностями местного населения [5]. Следует отметить, что организации не всегда могут предоставлять услугу в достаточном объеме, а также принимать в расчет последствия предоставления ими услуг (широкомасштабные экологические последствия). Поэтому масштабные социальные проекты в развитии инфраструктуры обычно осуществляются с максимальным учетом интересов крупных сообществ. Однако все актуальные социальные проблемы не могут быть решены по отдельности. Их решение возможно при наличии целостной нормативной системы, которая соответствует современному этапу развития общества и активной роли в этой среде самого человека. Отношения системы с внешней средой обусловливают выполнение функций и задач, которые образуют вектор целей для нижестоящей системы, формируя отношения между уровнями системы. Поэтому необходимо рассмотреть процессы, взаимоотношения, происходящие в системе на разных уровнях, и представить структуру системы. Структура системы -это логическая взаимосвязь и взаимозависимость уровней системы и подсистем, построенная в такой форме, которая позволяет наиболее эффективно достичь цели системы «социокультурное обслуживание». Поскольку социокультурное обслуживание - это многофункциональная, многоуровневая система, то связи элементов (подсистем) могут разделяться на иерархические, функциональные, межфункциональные. Иерархические связи характеризуют отношения участников социально-культурной деятельности разных уровней системы (по вертикали), т.е. по принципу субординации. Так как распределение функций может происходить сверху вниз или снизу вверх, то в первом случае формируется централизация управления, а во втором - децентрализация управления. Распределение функций сверху происходит исходя из глобальной, целевой функции вышестоящего уровня системы с последующим формированием целей для нижестоящих уровней. Однако в этом случае возникает излишняя бюрократизация верхних уровней системы управления, в которой не учитываются условия территории, человека и его потребностей. Распределение функций снизу осуществляется исходя из конкретных местных задач (определенной территории, условий жизни и возможностей населения), требующих своего решения. Однако возникает опасность игнорирования важных стратегических целей и задач и концентрации усилий лишь на выполнении местных задач. Функциональные связи представляют собой взаимодействие подсистем, которые выполняют одни и те же функции на разных уровнях системы. Например, образовательные функции могут выполнять комитет по образованию, школа, общественные организации. При этом школа и общественные организации будут находиться на более низком уровне системы. Межфункциональные связи существуют между подсистемами одного и того же уровня (по горизонтали), т. е. по принципу координации. Организационные формы взаимодействия субъектов социокультурной деятельности разнообразны и осуществляются на договорной основе. К примеру, на региональном уровне это заключение договоров, контрактов, соглашений на проведение совместных масштабных мероприятий, грантов, целевых программ, а также благотворительная помощь нуждающимся организациям со стороны государственных органов и учреждений культуры. В данном случае взаимодействие относится к способам, с помощью которых партнеры согласуют свои цели и средства их достижения, распределяя дефицитные (редкие) ресурсы. Можно предложить различные формы взаимодействия: кооперация, конкуренция и конфликт. Отметим характерные признаки этих отношений. Так, в кооперации связи прочны и постоянны, содержательны и предметны. В конкуренции контакты носят эпизодический характер, партнеры почти не сотрудничают, работают обособленно. В конфликте партнеры борются за свои ресурсы, сотрудничество отсутствует. Взаимодействие субъектов социально-культурной деятельности предполагает их единство в решении тех или иных социальных проблем. Например, социальная реабилитация инвалидов может осуществляться с привлечением организаций здравоохранения, санаториев, пансионатов и туристических комплексов. В социологии важное значение придается формальным и неформальным организациям (группам) внутри единой интегрированной системы. В формальной структуре социальные позиции и взаимосвязи между ними основаны на правилах, регламентах, положениях и закреплены в официальных документах (к примеру, в законах, положениях, стандартах, должностных инструкциях) [6]. Неформальная структура включает взаимосвязи, сформированные на основе личностных характеристик и отношениях престижа и доверия. Так как время постоянно рождает новые духовные потребности, то их практически невозможно удовлетворить только с помощью формальных структур (специальных органов и учреждений). Актуальны многочисленные социальные инициативы и начинания, непрерывно возникающие в культурной среде города и села. Они являются и результатом, и необходимым условием непосредственного общения как детей, подростков, так и старшего поколения, потребностью их участия в общественных и культурных мероприятиях. При этом необходимо формальные и неформальные отношения подчинять единым целям системы «социокультурное обслуживание» и ее организации. Связи элементов (подсистем) иерархические, функциональные, межфункциональные в целом можно определить как ролевые, поскольку в социальных системах речь идет о людях. Особое значение в социальной системе уделяется ее ролевой структуре -обобщенному социальному показателю, в котором могут быть представлены и функциональные, и иерархические структуры. Соблюдение определенных правил и норм поведения создает условия относительно обособленного функционирования и развития всей системы «социокультурное обслуживание». В целом необходимо разработать политику управления социальным объектом и сформировать нормативную систему и правила, за счет которых осуществляется управленческая деятельность и создаются условия для этого. В зависимости от характера связей внутри системы и между системой и средой нормативные формы поведения могут быть различными. К примеру, посредством достижения результатов нормам соответствуют, в первую очередь, общепринятые законы. Существуют нелегальные, не одобряемые обществом формы поведения, а также обман, в котором взаимодействие участников приводит к нарушению законов. В связи с этим вырабатываются средства воздействия, адекватные степени их нарушения. Для обеспечения нормативного единства в развитии соцокультурного обслуживания и всех составляющих элементов принципиальное значение имеют социальные стандарты. Нормативная система в этом случае включает два уровня: первый - это общие правила и нормы, законы, одобряемые в нашем обществе, государстве, а также специфические, которые включают социальные стандарты по сферам (образование, здравоохранение); второй - нормы и правила, касающиеся конкретной деятельности обслуживающих организаций. Часть правил при этом задается вышестоящим уровнем системы, а часть разрабатывается в самой организации. Поэтому необходимо создать такую нормативную систему (нормы и правила), задаваемую обществом, государством, которая разграничивает права и обязанности (власть и полномочия) между уровнями для осуществления всех функций системы. В социокультурном обслуживании Правительство РФ обеспечивает проведение единой государственной социальной политики, которая включает реализацию конституционных прав граждан в области социального обеспечения; принимает меры по реализации прав граждан на охрану здоровья; разрабатывает и осуществляет меры по развитию физической культуры, спорта и туризма, а также санитарно-культурной сферы [7]. Распределение функций осуществляется по уровням: на общегосударственном - стратегические, на уровне крупных сообществ - тактические, а на местном - оперативные в обслуживании граждан (при сохранении автономии организаций в определении обслуживающей деятельности и расходования ресурсов: трудовых, материальных, финансовых). В целом среди функций социокультурного обслуживания граждан РФ особенно значимы научная и целеполагания. Основные задачи: на макроуровне -разработка социальной политики, ее контроль, распределение полномочий и обязанностей (субъектов управления), на микроуровне - исполнение политики и осуществление контроля. Современная социальная политика проявляет особое внимание к социальным категориям населения с невысокими доходами, лицам молодого и старшего возрастов, а также способствует активизации различных слоев населения. В этих условиях в управлении системой «социокультурное обслуживание», во-первых, необходимо найти баланс рыночного механизма и государственного регулирования; во-вторых, функции - координирующие и интегрирующие - осуществляются как государственными органами, так и с помощью широкого спектра средств общественных согласований, а также при взаимодействии всех участников социокультурных отношений. Нормативная характеристика социальной сферы России позволяет увидеть общие контуры. Рассматривая систему управления социокультурным обслуживанием, важно выявить права, полномочия и обязанности и распределить их по уровням: государство - регион - город. 1. На уровне государства: основные функции - выработка основных гарантий, разработка и обеспечение единых социальных стандартов в охране здоровья и образовании (с учетом мировых стандартов); создание правовой базы, обеспечивающей доступность социальных благ для всего населения страны; разработка концепции целевых федеральных программ; создание эффективной системы контроля и социального мониторинга. При этом контрольная функция осуществляется по отношению не только к организациям (учебным и медицинским), но и населению, состоянию его здоровья, образовательному уровню. 2. На уровне региона: органы государственной власти и управления субъектов Российской Федерации непосредственно осуществляют реализацию государственной федеральной социальной политики, а также решают собственные социально-экономические задачи с учетом территориальных интересов. В программах социально-культурного развития регионов предусматривается совершенствование отдыха людей, развлечений, концертно-зрелищной и физкультурно-оздоровительной работы, борьба с алкоголизмом, наркоманией, правонарушениями, профилактика антисоциального поведения. На этом уровне осуществляются функции: выработка государственной политики и нормативно-правовое регулирование в сфере здравоохранения, образования. Полномочия: установление региональных стандартов медицинской помощи на уровне не ниже стандартов, установленных федеральным органом исполнительной власти. 3. Местное самоуправление является основным исполнителем социально-культурной политики. Полномочия местного самоуправления в социальной сфере -это обеспечение социальной политики государства по вопросам образования, здравоохранения, социального обеспечения и защиты населения, а также культуры. Для достижения указанных задач органы местного самоуправления должны не только обладать соответствующими полномочиями, но и возможностью их реализации (наличие финансовых, материальных, инфраструктурных, трудовых ресурсов). Именно поэтому органы местного самоуправления как наиболее приближенные к населению органы власти, реализуя свои полномочия в социально-культурной области, призваны осуществлять в первую очередь поддержку социально «слабых» групп населения. Функции местного самоуправления в социальной сфере - планирование, регулирование и контроль деятельности организаций в области образования, здравоохранения, социальной защиты; обеспечение качества и доступности обслуживания, а также контроля за соблюдением государственных стандартов качества. К их исключительной компетенции относятся разработка и принятие местных нормативов (по финансированию, выдаче лицензий); проведение мониторинга здоровья человека, уровня его образованности; формирование целевых программ по проведению мероприятий: профилактических, санитарно-гигиенических, противоэпидемических и природоохранительных. Таким образом, системный подход к распределению функций, задач по уровням системы «социокультурное обслуживание» позволяет увидеть общие контуры социальной политики по уровням управления. Важно выявить права и обязанности (полномочия и обязанности), определить цели и средства, распределить их по уровням: государство - регион - город. Эффективность управления системой определяется ее соответствием структуры общества (группы) проводимым реформам и социальной политике. В результате можно строить различные модели управления системой «социокультурное обслуживание».

Ключевые слова

interrelation of the subjects of sociocultural activity, control of the system, two-level system, system approach, sociocultural service as social system, взаимоотношения субъектов социокультурной деятельности, системный подход, двухуровневая система, система управления, социокультурное обслуживание как социальная система

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Донскова Людмила ИвановнаАлтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова (г. Барнаул)канд. экон. наук, профессор кафедры сервиса и туризмаdonskovaL@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Послание Президента России Федеральному Собранию. 12 декабря 2013 г. URL: http://www.consultant.ru/ document/ cons_doc_LAW_155646 (дата обращения: 16.03.2014).
Управление и организация в сфере услуг: теория и практика : пер. с англ. 2-е изд. СПб. : Питер, 2002. 751 с.
Франчук В.И. Основы общей теории социального управления. М. : Ин-т организационных систем, 2000. 180 с.
Теория управления : учеб. / под ред. Ю.В. Васильева, В.Н. Парахиной, Л.И. Ушвицкого. 2-е изд., доп. М. : Финансы и статистика, 2005. 608 с.
Соболева И. Социальная политика как фактор устойчивого развития // Проблемы теории и практики управления. 2003. № 3. С. 67-73.
Сергейчук А.В. Социология управления : учеб. СПб. : Бизнес-пресса, 2002. 240 с.
Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года. Утверждена распоряже нием Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. № 1662-р. URL: http://www.ifap.ru/ofdocs/rus/rus006.pdf (дата обращения: 16.03.2014).
 Системный подход к исследованию управления социокультурным обслуживанием населения как двухуровневой системой | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 388. DOI: 10.17223/15617793/388/10

Системный подход к исследованию управления социокультурным обслуживанием населения как двухуровневой системой | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 388. DOI: 10.17223/15617793/388/10