Роль купечества в строительстве православных храмов в Томске в XVIII-XX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/24

Роль купечества в строительстве православных храмов в Томске в XVIII-XX вв.

Период с конца XVIII до начала XX в. был временем активизации городского строительства в Сибири. Наряду с сооружением административных и общественных зданий, особняков и доходных домов, возводились и новые церкви. Важная роль в строительстве церквей принадлежала томскому купечеству. В строительстве и украшении местных церквей принимали участие Петр Михайлов, Степан Валгусов, Алексей Еренев, знаменитый род Кухтериных и другие представители томского торгового класса.

Contribution of the merchant class to the construction of Orthodox churches in Tomsk in the 18th - early 20th centuries.pdf Период с конца XVIII до начала XX в. был временем активизации городского строительства в Сибири. Строительству в Томске способствовало то, что с 1775 г. город получил статус уездного, с 1804 г. стал губернским, а с 1834 г. - центром новой епархии в православной церкви России. В 1773 г. был утвержден первый план, регулирующий застройку Томска. Особенно активным строительство каменных зданий было в XIX и начале XX в. Несмотря на это деревянная архитектура еще долго определяла облик Томска. Наряду с сооружением административных и общественных зданий, особняков и доходных домов, возводились и новые церкви. С конца XIX в., в связи с массовым переселением в Сибирь крестьян из южных губерний и европейской части России и ростом численности населения, интенсивно строятся сельские церкви. Храмовое строительство в дореволюционной России велось частично или полностью за государственный счет и за счет частных пожертвований. В сельской местности обычно инициатором и организатором строительства церкви выступала местная община. Крупные пожертвования поступали от состоятельных лиц: богатых дворян, крупных чиновников, представителей торгового класса. Важная роль в строительстве церквей принадлежала томскому купечеству, и не только в силу имевшихся у него материальных и финансовых возможностей. Для купеческого сословия, сохранявшего некоторые черты патриархального менталитета и традиционного уклада жизни, участие в возведении и украшении храма продолжало оставаться основным видом благотворительной деятельности, мотивация которого была как религиозной, так и социальной. Участие частных лиц в церковном строительстве заключалось как в его финансировании, так и в последующем благоустройстве храма: создании интерьера и в практике так называемых вкладов (пожертвований в виде икон, церковных книг, облачений и утвари). Зачастую купец становился старостой церкви, возлагал на себя обязанности ее попечителя, а иногда и сам брал подряд на какое-либо церковное строительство или ремонт храма, извлекая из этого выгоду. Архивные документы, старые публикации, а также сохранившиеся до нашего времени церкви Томска хранят историческую память об этих людях. Один из старейших храмов Томска - Богоявленский собор, ставший кафедральным в возрожденной в 1994 г. Томской епархии. Двухэтажная церковь начала строиться в 1777 г. Смотрителями за строительством приходом были избраны священник Иоанн Сапожков, купец Федор Шадрин и мещанин Иван Рочин. В 1784 г. нижний Богоявленский этаж церкви был окончен. Старостой храма был избран купец Николай Панов [1. Л. 3, 4]. Строительство второго этажа церкви затянулось надолго. В 1799 г. духовенство и староста жаловались на строителя купца Григория Зеленцова, забросившего строительные работы, отчего верхний этаж «в недостройке состоит. И хотя на трапезе своды у оной сделаны назад тому два года, но за непокрытием оных тесом от снегова и дожей дрябнут и разваливаются, а в нижней Богоявленской церкви хотя божественная служба и производится, но весма с крайнею опасно-стию, ибо во святом олтаре и в церкве из сводов кирпичи от размытия сверху дождем падают. А паче во святом олтаре на горнем месте, а и тово опаснее, чтобы вся та церковь вовсе не развалилась и не пала и тем не причинила б людем и церковному имуществу какого повреждения» [2. Л. 2]. Освящен верхний придел в честь пророка Илии лишь в 1817 г. К этому можно добавить, что в те годы случались обвинения строителей в халатности и различных злоупотреблениях. Так, в 1791 г. священник Василий Медведков писал в Томское духовное правление, что купец Петр Шихов, строитель Спасской церкви в селе Спасском, получив сборные книги, не дает по ним никакого отчета и саму церковь строить не спешит, при том «кирпичу тысяч до семнадцати отдал в винокуренной Вороновской завод на сделание в нем печек содержателю оного заводчику Дмитрею Лобанову» [3. Л. 11]. В 1857-1860 г. к нижней церкви Богоявленского собора на средства купцов П. Михайлова и С. Петрова был пристроен Михайло-Архангельский придел. Петр Михайлов, будучи старостой храма, отремонтировал верхнюю церковь пророка Илии [4. С. 34], а также в 1876 г. построил «изящную церковь с иконостасом прекрасной живописи» в селе Чердатском [5. С. 14]. Умерший в 1869 г. крестьянин Иван Васильевич Виноградов завещал 20 тыс. руб. на постройку третьего Сильвестровского придела к Богоявленскому собору, но по предложению его душеприказчика, томского купца Николая Батурина, средства эти были потрачены на строительство отдельного храма в местности, называемой «Пески». Не сохранившаяся до наших дней церковь называлась Сретенской, один ее придел был посвящен святителю Сильвестру [6. Л. 5]. Каменная Казанская церковь Богородице-Алексеевского монастыря построена вместо сгоревшей в 1779 г. третьей по счету деревянной монастырской церкви, возведенной в 1760 г. [7. С. 80], которая строилась после пожара в монастыре, случившегося в 1754 г., при помощи купца Алексея Верхотурова [8. Л. 9]. Новый каменный храм в 80-х гг. XIX в. был отремонтирован за счет томского купца II гильдии Андрея Петровича Карнаухова [9. С. 18]. Одной из достопримечательностей города является Воскресенская церковь, построенная в конце XVIII - начале XIX в., вероятно, по образцу Тобольской Захарьевской церкви (один из престолов которой тоже освящен во имя Воскресения Христова, отчего ее иногда также называли Воскресенской). В 1807 г. ее старостой был купеческий сын Иван Захарьев [10. Л. 3]. Много лет старостой церкви был купец II гильдии Аким Акимович Пилясов [11. Л. 18]. В 18941895 гг. верхний этаж был отремонтирован и переделан из холодного в теплый на средства купцов Петра Шумилова и старосты Алексея Кухтерина, были переписаны иконы и устроен новый иконостас [4. С. 34]. Томская Троицкая церковь до революции была единоверческой. Она была построена в 1884 г. для привлечения старообрядцев в Синодальную православную церковь. В 1876-1887 гг. бывший городской голова купец первой гильдии Дмитрий Иванович Тец-ков устроил в нем придел в честь великомученика Дмитрия Солунского, почитающегося покровителем Сибири [7. С. 121]. На окраине Томска находится однопрестольная каменная Петропавловская церковь. Построена и освящена она была в 1908 г., о чем свидетельствует и памятная доска, найденная в 1990-е гг. рядом с храмом, ныне занимающая почетное место внутри церкви. Церковь была построена для рабочих спичечного завода, принадлежавшего торговому дому «Е.Н. Кухтерин и сыновья». Автором проекта этой церкви был известный архитектор К.К. Лыгин, построивший в Томске немало зданий, часть которых сохранилась до нашего времени. Среди них: общественное собрание, окружной суд, коммерческое училище [12. С. 116]. Сын Евграфа Николаевича, купец II гильдии Александр был церковным старостой и попечителем церковно-приходской школы [13. С. 198]. В склепе церкви в 1911 г. были погребены Алексей Евграфович и Иннокентий Евграфович Кух-терины. В годы советской власти Петропавловская церковь (на Спичфабрике) была закрыта ранее всех городских церквей (в 1920 г.). В 1991 г. в ней снова стали совершаться службы. Евграф Кухтерин также состоял ктитором Воскресенской церкви [14. С. 300]. А.Е. Кухтерин в 1912 г. заново отделал Иверскую часовню, построенную на Базарной площади в 18581859 гг. купцом С.П. Петровым [15. С. 934, 935]. Род Кухтериных единственный из купеческих семейств Томска не оказался забытым. В 1851 г. купец III гильдии Алексей Лаврентьевич Еренев вместе с сыном Иваном Алексеевичем Ерене-вым вознамерились построить каменную одноэтажную церковь для женского монастыря, на земле, приобретенной в Знаменском приходе г. Томска [16. Л. 5, 6]. В 1871 г., после смерти Алексея Еренева, была окончательно построена и освящена трехпрестольная Успенская церковь Иоанно-Предтеченского женского монастыря [17. Л. 3, 4]. В 1865 г. на пожертвования купца Я.И. Петрова (тестя И.А. Еренева) была построена Иннокентьевская церковь [18. С. 67]. В 1881 г. Иван Еренев, купец I гильдии, захотел возвести на собственные средства церковь Богоматери Всех Скорбящих Радости при мужском духовном училище. Проект церкви был рассмотрен губернским архитектором Гоняевым в присутствии строительной комиссии и признан составленным «в техническом отношении правильно» [19. Л. 47]. Несмотря на это проект, предусматривавший строительство пятиглавой церкви с колокольней, был сочтен неудобным, и вместо него в 1885 г. появился двухэтажный корпус, первый этаж которого занимала больница, а второй -церковь Стефана Савваита. Еренев, с 1870 г. состоя почетным блюстителем при духовном училище, активно помогал школе [20. С. 22]. Известным благотворителем был купец I гильдии, томский потомственный почетный гражданин Симен Степанович Валгусов. Имя его неоднократно встречается на страницах Томских епархиальных ведомостей. Его трудами были перестроены Одигитриевская церковь села Зоркальцево, ограда вокруг Знаменского храма, отреставрирована в 1889 г. Преображенская церковь на Басандайке, снесенный в 1929 г. памятник томской архитектуры [21. С. 9]. Наиболее известным из не сохранившихся храмов являлся Троицкий кафедральный собор. В его строительстве, в силу сложившихся в то время обстоятельств затянувшемся более чем на полвека, принимали посильное участие многие видные люди Томска. Среди них и купцы. В 1843 г. в состав первого «Комитета по постройке в Томске кафедрального собора» входили I гильдии купеческий сын Николай Евтихиевич Филимонов, потомственный почетный гражданин, II гильдии купец Александр Михайлович Серебренников и III гильдии купеческий сын Николай Иванович Верещагин [22. С. 41]. Жертвователями на возведение и украшение собора были Андрей Алексеевич Попов (в 1846 г. пожертвовал золотой крест, украшенный 126 бриллиантами, 110 изумрудами и яхонтами, 105 голландскими розами, стоимостью 1 261 руб.) [Там же. С. 48], С.В. Ерлыков, С.Ф. Хромов, известный меценат и покровитель просвещения З.М. Цибульский, Н.И. Верещагин (колокол, по завещанию своей матери Домны Ивановны), С.Е. Сосулин, Е.Д. Бобков, А. С. Родюков, И. П. Свешников, проживавший в Томске нарымский купец А.А. Попов, М.И. Шумилов и др. [Там же. С. 95, 154, 177, 180-183]. В 1883 г. в состав нового комитета из купечества вошли П.В. Михайлов, Ф.Х. Пушников и А.П. Карна-ков. Об этой стороне деятельности Петра Васильевича Михайлова, градоначальника Томска, I гильдии купца, известного мецената, строительный комитет в 1889 г. отзывался следующим образом: «...пятилетняя деятельность П.В. Михайлова, по отношению ее к достройке Троицкого кафедрального собора в г. Томске, показала комитету, что невозможное стало возможным и желаемое настоящим он все время был самым ревностным и действительным пособником комитету в его нуждах; и материальные и денежные средства доставлялись им немедленно, благодаря чему комитет ни разу не испытывал в своем деле каких либо затруднений» [22. С. 380]. История остальных томских храмов, уже не существующих, связана с историей местных купеческих родов. Духосошественская церковь на «Песках» -правый Покровский придел, был сооружен на средства купца Петра Ненашева во второй половине XVIII в., левый, Воздвижения, - в в 1841 г. Михаилом Неупокоевым. Преображенская церковь была заложена С.В. Ерлыковым и окончена в 1868 г. Е.И. Королевым [4. С. 34]. Уже упоминавшийся Степан Егорович Сосулин выстроил на даче «Степановка», находившейся тогда в трех верстах от города, красивую церковь, спроектированную Г.Р. Батеньковым [7. С. 22]. В 1851 г. он вступил в должность старосты Благовещенского собора, который заново отремонтировал, вызолотил иконостас и расписал стены [22. С. 177]. На месте также не сохранившейся до наших дней каменной Вознесенской церкви стояла деревянная кладбищенская церковь с тем же названием, освященная в 1787 г. Ее строителем был томский купец Яков Скворцов [23. Л. 5]. Старостой Никольской (Христорождественской) церкви в 1852 г. был купец Матвей Шабалин [24. Л. 15]. При его участии, а также участии священнослужителей церкви в 1856-1857 г. купец Гавриил Игнатьевич Елисеев выстроил для храма новую колокольню, а купцы Евграф и Всеволод Королевы пожертвовали 80 тыс. руб. на строительство нового каменного храма, освященного в 1900 г. [7. С. 27]. Томское купечество также оказывало помощь в строительстве и украшении храмов сельским общинам. Иван Стефанович Вильянов, I гильдии купец, построил в 1882 г. деревянную Троицкую церковь в селе Каргалинском Богородской волости Томского округа [25. Л. 21, 22, 34], купец А.П. Карнаков - Архангельскую церковь в селе Нелюбино [26. С. 12]. Томский купец II гильдии И.Г. Богомолов построил каменный молитвенный дом в деревне Завьяловой Барнаульского округа. Сообщения о строительстве и ремонте купечеством сельских церквей и молитвенных домов, об участии в их украшении также были нередки на страницах местной церковной периодики. Поэтому нельзя не признать тот вклад, который внесло купеческое сословие г. Томска в формирование архитектурного облика города и губернии, ныне, к сожалению, во многом утраченного. В наши дни, когда происходит возвращение традиционных ценностей, нам стоит вспомнить о людях, органично сочетавших деловую хватку и прагматизм с искренней, хотя и народной, простой религиозностью и твердыми семейными устоями.

Ключевые слова

iconostasis, building construction, cathedral, merchant class, church, иконостас, строительство, собор, церковь, купечество

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Смокотин Станислав ВладимировичТомский государственный архитектурно-строительный университетсоискатель кафедры истории России и политологииsmokwa@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

ГАТО. Ф.170. Оп. 3. Д. 2852.
ТЕВ. 1895. 15 января.
ГУТО ГАТ. Ф. И. 156. Оп. 3. Д. 1738.
ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 981.
Евтропов К.Н. История Троицкого кафедрального собора в Томске. Томск, 2008.
ТЕВ. 1889. 1 июня.
ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 1769.
ТЕВ. 1885. 1 августа.
ТЕВ. 1881. 15 октября.
ТЕВ. 1912. 1 сентября.
Дмитриенко Н.М., Зиновьев В.П. Купеческая семья Кухтериных // Предприниматели и предпринимательство в Сибири (XVIII - начало XXв). Барнаул, 1995.
Бойко В.П., Ситникова Е.В. Сибирское купечество и формирование архитектурного облика города Томска в XIX - начале XX в. Томск, 2008.
ГАТО. Ф. 170. Оп. 3. Д. 1244.
ГАТО. Ф. 6. Оп. 1. Д. 868.
ГАТО. Ф. 170. Оп. 2. Д. 339.
Залесов В.Г. Архитекторы Томска (XIX - начало XX века). Томск, 2004.
Безруких О.Е. Православные храмы Томска. Томск, 2005.
ГУТО ГАТО. Ф. И. 156. Оп. 1. Д. 1593.
ТЕВ. 1887. 1 февраля.
ГУТО ГАТ. Ф.И. 156. Оп. 6. Д. 1148.
ТЕВ. 1907. 1 октября.
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 232. Оп. 2. Д. 2075.
Томские епархиальные ведомости (ТЕВ). 1899. 15 марта.
ГУТО. ГАТ. Ф. И. 156. Оп. 5. Д. 268.
ГУТО ГАТ. Ф. И. 156. Оп. 16. Д. 49.
Государственное учреждение Тюменской области. Государственный архив Тобольска (ГУТО. ГАТ). Ф. И. 156. Оп. 3. Д. 1115.
 Роль купечества в строительстве православных храмов в Томске в XVIII-XX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/24

Роль купечества в строительстве православных храмов в Томске в XVIII-XX вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2014. № 389. DOI: 10.17223/15617793/389/24