Чтение в жизни российских церковных историков XIX - первой четверти XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 390.

Чтение в жизни российских церковных историков XIX - первой четверти XX в.

Рассматривается роль чтения в жизни церковных историков XIX - первой четверти ХХ в. - периода наивысшего развития церковно-исторической науки в России. Изучены подходы к чтению, круг читаемой российской и зарубежной литературы, периодических изданий; деятельность по пополнению и сохранению библиотечных фондов, по воспитанию культуры чтения у студентов духовных семинарий и академий. Новые факты углубляют представление о церковных историках как об исследователях с широчайшим спектром научных интересов.

Reading in the life of the Russian church historians in the 19th - first quarter of the 20th centuries.pdf Церковные историки XIX - первой четверти ХХ вв. оставили след в российской исторической науке как исследователи, создавшие непревзойденные сочинения, сформировавшие собственную церковноисторическую школу. В русле интеллектуальной истории - одного из актуальных направлений в исследовании исторической мысли, для того чтобы в полной мере понять концепции и подходы историков, помимо анализа содержания их трудов, важно исследовать обстоятельства их создания, рассмотреть контекст возникновения содержащихся в них идей. В качестве одного из компонентов этого контекста можно выделить характеристику церковных историков как читателей. Чтение является ключевой деятельностью для исследователей-гуманитариев, именно чтение во многом формирует их. Поэтому рассмотрим, как складывались читательские предпочтения церковных историков, какую литературу они читали, что советовали читать другим, каким образом они способствовали сохранению книжных редкостей, а также ряд других вопросов. Изучение интересов читателей минувшей эпохи становится возможным благодаря выявлению нужной нам информации из переписки, автобиографических и деловых документов, анализу библиографических ссылок в их сочинениях. Обратимся к воспоминаниям, письмам, заметкам, а также самим трудам историков: митрополита Евгения (Болховитинова), архиепископа Филарета (Гумилевского), митрополита Макария (Булгакова), А.В. Горского, Н.П. Гилярова-Платонова, Е.Е. Голубинского, В.В. Болотова, М.Э. Поснова и др. Значительную роль в формировании церковных историков как читателей сыграли годы учебы - период непрерывной работы над собой, время постоянного самообразования. В ходе проведенной в России в 1808-1814 гг. реформы была создана четырехступенчатая система духовного образования. Первым звеном в этой цепи являлось уездное духовное училище, в котором вместе с обучением чтению, письму и счету велось ознакомление с церковнославянским языком и основами богословия. Следующая ступень - епархиальное училище, дававшее неполное среднее образование с богословским уклоном. Далее следовала духовная семинария, выпускники которой получали среднее богословское образование, по своему уровню более близкое неполному высшему образованию. Наконец, завершающим звеном становилась духовная академия, где обучались студенты, окончившие духовную семинарию с отличием. Чтение сопровождало каждую из этих ступеней, но именно в духовных семинариях и академиях оно в большей степени формировало образ мышления, выступало в качестве источника духовнонравственных идеалов. Анализ прочитанного занимал существенную часть автобиографических воспоминаний церковных историков, что говорит о значимости роли чтения в процессе их личностного становления. Дневниковые записи часто помогали упорядочить мысли по поводу прочтенной литературы, способствовали формированию читательской культуры: «И сегодня много я разных разностей читал; и сегодня я сказал себе: надобно разнородное это множество приводить к единству; пеструю толпу новоприбывающих мыслей делить по их классам и класть на них клеймо своего мышления» [1. С. 26]. Наряду с беседами, прогулками, домашними спектаклями чтение заполняло досуг студентов. Популярным было чтение исторической литературы. Из записок студента Московской духовной академии: «После всенощной читал российскую историю от Петра до настоящих времен, - размышлял о пагубных следствиях честолюбия, о действах его, об усилиях его в истощении всех средств для удовлетворения себя» [2. С. 326]. Таким образом, историческая литература предоставляла богатый материал для изучения человеческих характеров и человеческого поведения, воистину оправдывая свое звание «magistra vitae». Большое количество исторических сочинений приобреталось для семинарских библиотек. Например, в библиотеку Тобольской духовной семинарии в 1906-1907 гг. были выписаны сочинения М.М. Щербатова, «Записки» императрицы Екатерины II, «Записки» княгини Е.Р. Дашковой, «История государства Российского» Н.М. Карамзина, «Курс русской истории» В.О. Ключевского, «Происхождение самодержавия в России» Н.А. Рожкова. Выписывались книги, посвященные острым политическим и социальноэкономическим вопросам, такие как «Падение крепостного права в России» И. И. Иванюкова, «Социализм и сельское хозяйство» К. Каутского, «Классовая борьба во Франции от 1848 до 1850 гг.» К. Маркса [3. Л. 73, 220]. Распространенным увлечением в среде студентов семинарий и академий было чтение художественной литературы. Студенты читали всё, что читало образованное общество, увлекаясь как русскими, так и зарубежными произведениями. Среди семинаристов большой популярностью пользовались произведения Л.Н. Толстого, М.Е. Салтыкова-Щедрина, И.С. Тургенева, Н.А. Некрасова, Ф.М. Решетникова, Н.Г. Помяловского, С.Я. Надсона, В.Г. Короленко, А.П. Чехова, Д.Н. Мамина-Сибиряка, А. Додэ, Э. Золя, Ги де Мопассана [4. С. 112]. Несмотря на строгие запреты (вплоть до исключения из семинарии), читали литературу революционно демократического направления: сочинения В. Г. Белинского, Д.И. Писарева, Н.Г. Чернышевского, Н.А. Добролюбова. Круг внеучебного чтения студентов академии был охарактеризован в автобиографических воспоминаниях историка и публициста Н.П. Гилярова-Платонова следующим образом: «Платон и Гердер, Гегель и Фейербах с предшественниками, Юм, Кант и Спиноза с Лейбницем, затем Луи Блан, Прудон, Леру, Конт и далее Фурье, Сен-Симон, Бентам, Адам Смит и Рикардо, наконец, Вильгельм Гумбольдт, Лессинг, Гиббон, Лео, Ранке, Мишле. В чередовании множества философов, экономистов, историков была связь, один писатель подзывал к другому» [5. С. 345, 346]. По воспоминаниям богослова М.Д. Муретова, учившегося в середине 1870-х гг. в Московской духовной академии, «студенты читали в русском переводе Тэна, Фюстель де Куланжа, Дрэпера и Гизо» [6. С. 669]. У молодых людей возникала потребность не просто читать, но и объединяться для обсуждения прочитанного. В феврале 1816 г. студенты первого курса Московской духовной академии «с целью взаимного обмена мыслей, возникавших по поводу изучения той или другой науки», учредили общество под названием «Ученые беседы» [7. С. 1]. В этом обществе они могли «с дружеской свободой и откровенностью говорить, что каждый думал о предметах их учений»; «иногда читали друг перед другом свои сочинения и судили о них» [Там же. С. 3]. В период обучения в семинариях и академиях у студентов формировались эстетические требования к книге. В воспоминаниях Н.П. Гилярова-Платонова читаем: «Большинство духовно-учебных книг и даже вообще казенных учебников страдают неприглядностью и причина для меня ясна: души не приложено к изданию, не сам автор издает, не книгопродавец, который смотрит на книгу все-таки как на родное детище и наряжает ее в то, что ей к лицу. Не заинтересованный фактор казенной типографии равнодушно определяет формат и шрифт, и выйдет она из типографии, а потом из переплетной, с бессмысленным, нисколько не интересным видом» [5. С. 39]. Студенты читали книги на иностранных языках. Протоиерей Д. И. Кастальский - выпускник, а затем профессор Московской духовной академии в посвященных студенческим годам воспоминаниях писал об особенно запомнившихся ему книгах: «Помню, что на младшем курсе меня весьма занимали философские идеи Гердера, которые я читал на немецком. Но я читал их довольно медленно, потому что не очень бойко мог читать на немецком, и жалел, что не мог прочитать всю книгу и ознакомиться с нею вполне» [8. С. 93]. Для того чтобы иметь возможность читать иностранную литературу, порой приходилось изучать новый для себя язык. Так, Н. П. Гиляров-Платонов, осознав, что для изучения философии и богословия ему необходима европейская литература, принялся за изучение французского, английского и немецкого языков. Сам же он давал уроки русского языка иностранцам, получая при этом как опыт разговорной практики, так и деньги на иностранные книги, которые он покупал «на Сухаревке по воскресеньям» [5. С. 66]. Значительную долю читаемой литературы составляли литературные, общественно-политические, исторические, богословские журналы. Среди популярных изданий того времени - «Московский телеграф», «Вестник Европы», «Русская мысль», «Русская старина», «Отечественные записки», «Странник», «Христианское чтение», «Богословский вестник» и др. Журналы, как светские, так и духовные, были доступны и выписывались представителями городского и сельского духовенства, приходами и братствами, духовными образовательными учреждениями, библиотеками. Стесненные в средствах студенты духовных академий выписывали один журнал на несколько человек. По воспоминаниям Д.И. Кастальского, «.студенты выписывали в складчину три журнала: “Отечественные записки”, “Современник” и “Библиотеку” (“Библиотеку для чтения”. - К.К.). Книжки разделялись на тетради, чтобы многие вдруг могли читать книгу, и передавались из номера в номер в определенные сроки. Таким образом, русская современная литература была нам знакома» [8. С. 93]. Будущий церковный историк оканчивал обучение, становился преподавателем, занимался научной работой, принимал священный сан. Рассмотрим, какое место теперь занимало чтение в его жизни. В круг читаемой историками литературы входила богословская, философская, историческая и художественная; церковные и светские журналы. В списке книг, выданных профессору Е.Е. Голубинскому в библиотеке Московской духовной академии, содержались Новый Завет, Псалтырь, Евангелие, журнал «Христианское чтение», греческая грамматика, первый том «Истории России с древнейших времен» С. М. Соловьева, «Истинно-древняя и истинноправославная Христова церковь» митрополита Григория (Постникова) [9. Л. 3, 4]. Не избегая влияния читательской моды, церковные историки интересовались всеми популярными новинками выпускаемой литературы. К примеру, даже известный своими консервативными взглядами митрополит Московский Филарет (Дроздов) «читал все, что читал тогда весь просвещенный Петербург»: «Юнга-Штиллинга, Франсуа Фенелона, Карла фон Эккартсхаузена; общался с известными мистиками и масонами И. В. Лопухиным, А. Ф. Лабзиным, графом А. К. Разумовским и обсуждал с ними, например, аллегорические толкования Священного Писания немецкого мистика-богослова Мейстера Экхарта» [10. С. 68]. Дошедшие до нашего времени письма церковных историков говорят о том, что и в переписке значительное внимание они уделяли чтению. В середине XIX столетия при пока еще недостаточном развитии в России специализированных научных периодических изданий переписка ученых между собой служила одним из важнейших средств для обмена информацией. Об этом нам говорит переписка А.В. Горского [11], митрополита Макария (Булгакова) [12], Е.Е. Голубинского [13]. Среди адресатов церковных историков - С.М. Соловьев, И.И. Срезневский, Н.Г. Устрялов, М.П. Погодин, О.М. Бодянский, Ф.И. Буслаев, А.Ф. Гильфердинг и многие другие исследователи. В письмах ученые делились мнениями о прочитанной литературе, переписывали друг для друга различные статьи и главы из книг, сообщали сведения о наличии в библиотеках тех или иных изданий, обменивались книгами, авторами которых являлись сами. Среди личных документов Е.Е. Голубинского сохранились списки адресатов, которым он рассылал свои новоизданные книги. Например, первый том «Истории русской церкви» был отправлен 33 адресатам, среди них В.О. Ключевский, А.П. Лебедев, А.Н. Пыпин, А.А. Дмитриевский, К.П. Победоносцев [14. Л. 1]. Следует отметить, что книги самих церковных историков не только рассылались, но и успешно продавались, пользуясь постоянным спросом у издателей и книгопродавцов - И. Д. Сытина, А.С. Суворина, М.О. Вольфа, Н.П. Карбасникова [15]. С уникальными изданиями и рукописями знакомились историки в зарубежных командировках, так называемых ученых путешествиях. При отправлении в поездку от научных советов духовных академий всем командируемым давалась своеобразная «инструкция» с примерным маршрутом и три задания: «научное» - ознакомиться с основными направлениями преподаваемого предмета в западной науке; «методологическое» - уяснить положение этой науки среди других богословских наук, ее внутреннюю структуру и применяемые методы; «источниковедческое и историографическое» - ознакомиться с доступными источниками и лучшими пособиями, составить каталог и по возвращении рекомендовать академической библиотеке [16. С. 197, 198]. В мае 1872 г. Е.Е. Голубинский отправился в «ученое путешествие» в Грецию и славянские православные земли «для ближайшего ознакомления с внутренним бытом современной и памятниками исторической церковной жизни православных народов» [17. С. 3]. За полтора года историк побывал в Вене, Белграде, Константинополе, Иерусалиме, на Афоне, в Афинах, Риме. В течение своего путешествия Е.Е. Голубинский исследовал церковную жизнь православных народов, занимался в библиотеках, читал рукописи и редкие печатные издания, изучал памятники церковной археологии. Например, во время пребывания в Вене он обращался к материалам по истории Австрии, Сербии, Далмации, к описанию городов, летописям, статистическим данным, монастырским актам [18. Л. 422]. Историк привез из путешествия немало книг для академической библиотеки на сербском, болгарском, греческом языках. Все прочитанное как в годы студенчества, так и после непременно находило отражение в сочинениях церковных историков. Анализ библиографических ссылок свидетельствует о превосходном знании историками трудов не только своих предшественников, но и современников: историков, филологов, философов. Историки не просто знали о книжных новинках, но и использовали их в исследованиях. В их сочинениях можно увидеть ссылки на самые новые и актуальные в то время монографии, статьи в периодических и продолжающихся научных изданиях. Церковные историки выполняли и такую важную миссию, как приобщение к чтению молодого поколения - студентов. Преподававшие в духовных семинариях и академиях историки рекомендовали студентам литературу для чтения, учили работать с научной литературой, воспитывали в них читательскую культуру. Могло быть и так, что церковный историк, помимо преподавательской деятельности, работал библиотекарем. К примеру, библиотекой Воронежской семинарии заведовал Евгений (Болховитинов), Вифанской семинарии - Е.Е. Голубинский. А.И. Бриллиантов занимал должность председателя библиотечной комиссии, хранителя архива и библиотеки Санкт-Петербургской духовной академии, библиотекарями в Московской духовной академии служили А.В. Горский и А. А. Спасский. В таком случае задачи по воспитанию сознательных и заинтересованных читателей удваивались. Особенно следует остановиться на личности историка, профессора, а затем ректора Московской духовной академии А.В. Горского, с 1834 по 1862 г. работавшего в академической библиотеке (с 1842 г. заведовавшего ею). А. В. Горский многое сделал для процветания библиотеки. Он лично занимался выпиской книг, пополнял фонд редкими старопечатными книгами и уникальными рукописями, в том числе из библиотеки Иосифо-Волоколамского монастыря, библиотеки Московской Синодальной типографии, Синодальной библиотеки, личных архивов. С готовностью он давал студентам нужные книги, пособия, советы и указания для самостоятельной работы, охотно делился своими знаниями со всяким, кто обращался к нему: «Большинство книг академической библиотеки того времени испещрены его пометками и замечаниями. Когда у Горского спрашивали одну книгу по какому-нибудь вопросу, он доставал и выкладывал десятки, указывал нужные листы и страницы, ночью без фонаря, ощупью, находил книгу» [19. С. 281]. Библиотека выступала своеобразной площадкой для общения, местом, где можно было встретиться с коллегами и обсудить актуальные вопросы. Из воспоминаний богослова и историка Н.Н. Г лубоковского о библиотеке Московской духовной академии: «. даже препростый помощник библиотекаря иеромонах Рафаил не ослабевал твердить о науке и будто бы писал что-то о библейских животных, давая пищу для добродушного юмора своему острословному приятелю В.О. Ключевскому, который подыскивал ему “на тему” в качестве материала какого-нибудь засохшего клопа в старинных фолиантах» [20. С. 740]. Нередко церковные историки были обладателями богатых личных библиотек, впоследствии завещанных духовным и светским учебным заведениям, монастырям и храмам. Например, в 1837 г., после смерти Евгения (Болховитинова) комиссия по распределению наследства митрополита составила описи книг, подаренных им Киеву: «. в библиотеку КиевоСофийского собора всего 3 203 рукописи, 1 342 книги, в библиотеку духовной консистории - 170 книг, в библиотеку духовной академии - 145 книг, в библиотеку духовной семинарии - 6 731 книгу» [21. С. 21]. Знакомство с кругом чтения церковных историков, их читательского поведения, культуры чтения добавляет новые штрихи к пониманию взглядов исследователей истории русской православной церкви. Знание того, что и как читал автор - верный ключ к пониманию созданных им трудов. Новые факты углубляют представление о церковных историках как об ученых с широчайшим кругом интересов и великолепной эрудицией.

Ключевые слова

orthodox ecclesiastical seminaries and academies, reading, ohurch historical science, православные духовные семинарии и академии, чтение, церковная историческая наука

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельностиclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Рукавицына Е.И. Библиотека митрополита Евгения, подаренная Киеву // Митрополит Евгений: жизнь и творчество. Восьмые Болховитиновские чтения : сб. ст. / сост. А.М. Аббасов, В.Н. Демченко, А.В. Кожемякин. Воронеж : Фонд культуры, 1993. С. 19-21.
Глубоковский Н.Н. За тридцать лет (1884-1914) // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. М. : Тип. И.Д. Сытина, 1914. С. 737-755.
Постников П. Очерки жизни и деятельности Александра Васильевича Горского // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. М. : Тип. И.Д. Сытина, 1914. С. 252-359.
РГИА. Ф. 1628 (фонд Е.Е. Голубинского). Оп. 1. Д. 53.
Цветков П. Профессор Евгений Евсигнеевич Голубинский // Богословский вестник. 1912. № 1. С. 1-18.
РГИА. Ф. 1628 (фонд Е.Е. Голубинского). Оп. 1. Д. 466, 485, 491, 511.
РГИА. Ф. 1628. Оп. 1. Д. 554.
РГИА. Ф. 1628. Оп. 1. Д. 553.
Сухова Н.Ю. Вертоград наук духовный : сб. ст. по истории высшего духовного образования в России XIX - начале ХХ в. М. : Изд-во ПСТГУ, 2007. 384 с.
РГИА. Ф. 675 (фонд митрополита Макария (Булгакова)). Оп. 1. Д. 1-33.
Письма к А.В. Горскому // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. М. : Тип. И.Д. Сытина, 1914. С. 360-401.
Российский государственный исторический архив (РГИА). Ф. 1628 (фонд Е.Е. Голубинского). Оп. 1. Д. 391.
Яковлев А.И. Светоч Русской церкви: жизнеописание святителя Филарета (Дроздова), митрополита Московского и Коломенского. М.: Московское подворье Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, 2007. 208 с.
Из «Семейных записок» протоиерея Дмитрия Ивановича Кастальского // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. М. : Тип. И.Д. Сытина, 1914. С. 80-111.
Голубинский Ф.А. История общества, составившегося под названием «Ученых бесед» в Московской духовной академии (1816) // У Троицы в Академии. 1814-1914 гг. Юбилейный сборник исторических материалов. М. : Тип. И.Д. Сытина, 1914. С. 1-9.
Муретов М.Д. Из воспоминаний студента Московской духовной академии XXXII курса (1873-1877) // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 646-676.
Сушко А.В. Духовные семинарии в пореформенной России (1861-1884 гг.). СПб. : Изд-во СПбГМА им. И.И. Мечникова, 2010. 256 с.
Гиляров-Платонов Н.П. Из пережитого: автобиографические воспоминания: в 2 ч. М. : Изд-во М.Г. Кувшинова, 1887. Ч. 2. 347 с.
Государственный архив в г. Тобольске. Ф. 530 (фонд Тобольской духовной семинарии). Оп. 1. Д. 10.
Дневные записки 1824 г. студента Московской духовной академии Василия Зарина // Богословский вестник. 1914. № 10-11. С. 323-352.
Дневник А.В. Горского (с примечаниями С. Смирнова). М. : Тип. М.Г. Волчанинова, 1885. 195 с. (репринт. издание: СПб., 1999).
 Чтение в жизни российских церковных историков XIX - первой четверти XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 390.

Чтение в жизни российских церковных историков XIX - первой четверти XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 390.