Организация процесса становления педагогической деятельности в подготовке студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 393.

Организация процесса становления педагогической деятельности в подготовке студентов

Рассматриваются некоторые аспекты исследования проблемы становления педагогической деятельности. Формулируются теоретические основания организации процесса становления педагогической деятельности. Выделяются вертикальная и горизонтальная структуры организации процесса. Вертикальная структура представляет этапы и логику становления педагогической деятельности студентов. Горизонтальная структура - условия, средства и результаты, имеющие особенности на каждом этапе становления педагогической деятельности. В работе сформулирован результат организации первого этапа становления педагогической деятельности в подготовке, которым является актуализация предметности педагогической деятельности.

Organization of establishing pedagogical activity in students' education.pdf Анализ теории и практики показывает, что на сегодняшний день основная задача педагогического вуза (и предмет исследований) - подготовка к педагогической деятельности, а это значит, что задача становления самой деятельности не является актуальной в деятельности педагогического вуза. В этой связи можно констатировать, что изменения в современном высшем профессиональном педагогическом образовании обострили ряд противоречий в подготовке студентов педагогических вузов к педагогической деятельности: - между новыми требованиями в подготовке студентов к педагогической деятельности и прежними подходами к её содержанию и организации; - необходимостью становления педагогической деятельности и ориентацией на подготовку и (как результат) готовность к педагогической деятельности; - прежними подходами к подготовке студентов к педагогической деятельности и отсутствием научно обоснованной концепции становления педагогической деятельности; - сложившимися представлениями о содержании подготовки (как готовности) к педагогической деятельности и необходимостью ориентации на становление педагогической деятельности как содержание и организацию подготовки; - сложившимися формами подготовки к педагогической деятельности, характерными для трансляционной модели организации образования, и необходимостью реализации компетентностного подхода для становления педагогической деятельности. Преодоление выявленных противоречий обусловило постановку проблемы исследования, которая заключается в необходимости становления педагогической деятельности в подготовке студентов. Исследование проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов позволило зафиксировать следующие ее аспекты: - необходимость изменений в подготовке к педагогической деятельности; - подготовка студентов к педагогической деятельности связывается с формированием готовности к ней, но не с открытиями, смыслами, отношениями; - обоснование подготовки как становления педагогической деятельности; - выделение и обоснование образовательных событий как условия становления педагогической деятельности; - обоснование влияния образовательных событий на качество подготовки к педагогической деятельности. Для решения проблемы становления педагогической деятельности в подготовке студентов были выделены теоретические основания: - Педагогическая деятельность в подготовке студентов - процессуальное понятие, она не может быть заданной и присвоенной студентами как данное, «застывшее». Педагогическая деятельность открывается, порождается, становится в процессе подготовки студентов. - Процесс становления педагогической деятельности - это открытие студентами предметности педагогической деятельности; порождение личностных смыслов педагогической деятельности; формирование ценностно-смысловых отношений; накопление и обогащение опыта личных действий; порождение рефлексии в педагогической деятельности. - Становление педагогической деятельности для студента является образовательным процессом, поскольку, участвуя в процессе становления, будущий педагог образует личностные смыслы, личное отношение к педагогической деятельности. - Образовательные события выступают условием становления педагогической деятельности, поскольку (как показывает эмпирическое исследование) именно в образовательных событиях студент открывает предметность педагогической деятельности, её смыслы. В результате феноменологического анализа Гуманитарной школы установлено, что определённая организация взаимодействия участников совместной деятельности, их вовлечённость в организацию такого рода деятельности может выступать образовательным событием для её участников. - Событийное проектирование выступает средством организации образовательных событий. Мы вводим понятие «событийное проектирование» с целью различения с понятием «педагогическое проектирование» и выделения особенностей первого. Характеристиками (особенностями) событийного проектирования выступает совместная деятельность участников, вовлечённость участников в эту деятельность, инициирование своих действий, выбор позиции участия в деятельности; рефлексия собственной образовательной деятельности. - Результатом становления педагогической деятельности студентов выступает изменение качества подготовки студентов. Качество подготовки характеризуется: изменениями представлений и отношения студентов к предметности педагогической деятельности; открытием личных смыслов педагогической деятельности; порождением опыта личного действия; порождением рефлексии в педагогической деятельности. Теоретические основания исследования, эмпирический анализ [1] позволяют предположить, что подготовка студентов должна быть организована как становление педагогической деятельности. Мы попытались представить процесс организации становления педагогической деятельности вертикальной и горизонтальной структурами. Вертикальная структура отражает последовательность (этапы, логику) становления педагогической деятельности в процессе подготовки студентов. Горизонтальная структура - условия, средства, результаты становления педагогической деятельности в подготовке. Вертикальная структура организации становления педагогической деятельности. Традиционно в подготовке студентов к педагогической деятельности логика построения учебных курсов по педагогике имеет линейный характер. Дисциплина «Педагогика» относится к базовой части профессионального цикла ООП. Профильной для данной дисциплины является педагогическая профессиональная деятельность бакалавров. В соответствии с учебным планом по направлению подготовки 050100.62 «Педагогическое образование» дисциплина Б. 3.1.3 «Педагогика» изучается в течение 4 семестров и включает в себя следующие учебные модули: 1-й курс, 1-й семестр - «Введение в педагогическую деятельность. Теория обучения»; 2-й курс, 3-й семестр - «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика»; 2-й курс, 4-й семестр -«Педагогические технологии. Управление педагогическими системами»; 3-й курс, 5-й семестр - «История педагогики и педагогической мысли». Кроме того, учебный план по направлению «Педагогическое образование» включает три (6, 8, 9-й семестры) производственные (педагогические) практики. На наш взгляд, данная логика освоения педагогических дисциплин не учитывает содержание (характеристики) педагогической деятельности, не включает такую форму организации взаимодействия студентов, как образовательные события, а потому не способствует становлению педагогической деятельности в подготовке студентов педагогического вуза. В контексте исследования проблемы становления педагогической деятельности мы изменили линейную логику построения педагогических дисциплин по направлению подготовки «Педагогическое образование». В образовательный процесс были введены: семестровые сессии Гуманитарной школы (образовательные события); проектирование в рамках самостоятельной работы студентов; «сопровождающий» курс «Событийное проектирование» (к учебному модулю «Педагогические технологии», 3-й курс); «обобщающий» курс для студентов 5-го курса «Педагогическая деятельность: предметность, смыслы, личный опыт»; студенческая научно-исследовательская лаборатория «Методология проектного обеспечения образовательной практики». В основание логики, этапов подготовки студентов мы полагаем те характеристики педагогической деятельности, которые актуализируются у студентов под влиянием образовательных событий и характеризуют становление педагогической деятельности [1]. На каждом этапе становления педагогической деятельности ведущей выступает какая-то одна характеристика педагогической деятельности, порождаемая образовательной событийностью. Другие характеристики являются «сквозными», сопровождающими, например: опыт личных действий, порождение рефлексии в педагогической деятельности, ценностно-смысловые отношения, личностные смыслы. На каждом последующем этапе становления уже проявившиеся характеристики педагогической деятельности обогащаются, расширяются; приобретают характер полных, обобщённых. Этапы становления педагогической деятельности: 1-й этап - актуализация предметности педагогической деятельности студентами-первокурсниками. Целью 1-го этапа становления педагогической деятельности выступает формирование представлений студентов о предметности педагогической деятельности, порождение первого опыта личных действий. Результаты эмпирического исследования показали, что образовательное событие изменяет (открывает) предметность педагогической деятельности [1]. В исследовании доказывается, что предметом подготовки к педагогической деятельности становится не изучение теоретических курсов, а сам студент, его место в педагогическом образовании; «ребёнок», которого ему открывает образовательное событие, совместный характер деятельности. Одной из задач экспериментальной работы является организация не только локальных образовательных событий, но и учебных курсов как образовательных событий в подготовке студентов. При этом в организации учебных курсов, модулей сохраняются характеристики образовательного события. Основным средством организации образовательных событий в учебном процессе выступает событийное проектирование в самостоятельной работе. Именно такая организация образовательного процесса позволяет уже на 1-м курсе включить студента в совместную образовательную деятельность (преподаватель, студент, дети), в которой и происходит актуализация предметности педагогической деятельности. Для студентов-первокурсников началом становления педагогической деятельности, предваряющим учебные курсы по педагогике, становится образовательное событие - «Встреча с педагогической деятельностью». Далее первокурсники осваивают учебный курс, состоящий из двух модулей «Введение в педагогическую деятельность. Теория обучения». Задачей курса традиционно выступает формирование теоретических представлений о педагогической деятельности. Мы же в своём исследовании формируем у студентов-первокурсников и практические представления о педагогической деятельности на семестровом образовательном событии; в самостоятельной работе, организованной как событийное проектирование. Задачу закрепления теоретических представлений о педагогической деятельности и начала открытия предметности педагогической деятельности решает организация следующего (во 2-м семестре) образовательного события для студентов-первокурсников. Вместе с тем образовательное событие, включая студентов в совместную образовательную деятельность, порождает опыт личного действия. Для студентов-первокурсников учебный год начинается и заканчивается образовательными событиями, которые (во взаимосвязи с учебным курсом «Введение в педагогическую деятельность. Теория обучения») актуализируют у студентов предметную природу педагогической деятельности. При этом актуализацию предметности педагогической деятельности студентами-первокурсниками на 1-м этапе становления педагогической деятельности можно охарактеризовать как трудную, неполную, избирательную. Результатом актуализации можно считать открытие совместной деятельности как предмета педагогической деятельности. 2-й этап - порождение личного отношения к предметности педагогической деятельности, порождение рефлексивного отношения к педагогической деятельности, расширение опыта личных действий. Целью второго этапа становления выступает порождение личного отношения к предметности педагогической деятельности. Личное отношение студента к предметности педагогической деятельности порождается в процессе рефлексии педагогической деятельности. При этом рефлексивные умения у студентов формируются в процессе анализа их включенности как в организацию событийного проектирования в рамках самостоятельной работы при изучении учебного курса, состоящего из двух модулей «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика», так и в организацию семестрового образовательного события. На втором курсе продолжается формирование представлений (знаний, умений) о педагогической деятельности, её реализации в процессах воспитания в рамках учебных модулей «Теория и методика воспитания. Социальная педагогика». С позиций гуманитарного подхода основой педагогической деятельности в области воспитания выступает диалогическое взаимодействие между педагогом и воспитанником. Потому задачей образовательного события, завершающего освоение модуля, является формирование личного отношения к предметности педагогической деятельности (дети, совместный характер деятельности). Критерием выступает диалогический характер взаимодействия. «Диалогическое» взаимодействие выстраивается между участниками образовательного события в ходе организации совместной деятельности и при организации событийного проектирования в самостоятельной работе студентов. Вместе с тем происходит расширение опыта личного действия (личных отношений, включённости в совместную деятельность, смены позиций участник - организатор). Необходимо подчеркнуть, что опыт личного действия -характеристика педагогической деятельности, которая является «сквозной» в становлении педагогической деятельности студента в подготовке. 3-й этап - открытие личных смыслов педагогической деятельности. На третьем курсе у студентов продолжаются расширение предметности педагогической деятельности, развитие рефлексивного отношения к педагогической деятельности, обогащение опыта личных действий, в целом становление педагогической деятельности. Вместе с тем усиливается практическая её составляющая. В контексте учебного модуля «Педагогические технологии» студенты овладевают методами, приёмами, средствами осуществления педагогической деятельности. В ходе освоения учебного модуля педагогу (преподавателю) необходимо акцентировать внимание на таких педагогических технологиях, которые помогают студенту открывать педагогическую деятельность (её предметность) и получать новое знание о ней. Эмпирическое исследование показало, что эти задачи продуктивно решают технология педагогического проектирования и рефлексивные технологии («кейс-стади»). Технология педагогического проектирования формирует умения студентов по организации взаимодействия педагога и воспитанника. Поскольку эмпирическое исследование показало значимость проектирования (эффекты и результаты) в становлении педагогической деятельности, мы сочли необходимым введение специального «сопровождающего» учебного модуля (курса по выбору) «Событийное проектирование». Основная задача учебного модуля - научить студентов организовывать совместную деятельность педагога и воспитанника в контексте проектирования как события. Именно через внутренние переживания посредством рефлексии студент открывает личные смыслы педагогической деятельности как центральную характеристику становления педагогической деятельности. Кроме того, студент через рефлексию собственной педагогической деятельности получает новое знание о педагогической деятельности. Становление педагогической деятельности студента в подготовке разворачивается через включённость студента в практическую педагогическую деятельность в 4-м семестре на семестровом образовательном событии и летней педагогической практике. Летняя педагогическая практика студентов педагогического вуза проходит в летних детских оздоровительных лагерях. Данная практика - первая из трёх по учебному плану (4-й семестр, направление «Педагогическое образование»). Основной задачей и характеристикой содержания педагогической деятельности педагогической практики в контексте становления педагогической деятельности выступает расширение опыта личных действий. Обогащённый к 4-му курсу опыт личных действий, личного отношения к педагогической деятельности, рефлексия педагогической деятельности позволяют студенту открывать личные смыслы педагогической деятельности. 4-й этап - порождение ценностно-смысловых отношений в контексте педагогической деятельности, обогащение личных смыслов педагогической деятельности, расширение предметности педагогической деятельности, формирование рефлексивного отношения к педагогической деятельности, расширение опыта личных действий. Порождение ценностно-смысловых отношений происходит на педагогической практике студентов 4-го курса (8-й семестр) в образовательных учреждениях города и села. Кроме того, педагогическая практика расширяет и обогащает опыт личных действий студентов. Основной задачей учебного модуля (по учебному плану направления подготовки «Педагогическое образование») «Управление педагогическими системами» в контексте становления педагогической деятельности выступает расширение и получение нового знания о педагогической деятельности (управленческий аспект). Задачу расширения знания, в частности сравнительный анализ собственного знания о педагогической деятельности и исторического знания о педагогической деятельности, решает учебный модуль «История образования и педагогической мысли». В результате освоения учебного модуля (посредством педагогической рефлексии) студент получает новое знание о педагогической деятельности (исторический аспект). Теоретические знания о педагогической деятельности, открытие предметности педагогической деятельности, открытие личных смыслов педагогической деятельности, опыт ценностно-смысловых отношений, опыт личных действий выступают основанием выполнения студентами 4-го курса курсового проектирования по педагогике. Главной задачей курсовых работ выступает формирование исследовательской компоненты в становлении педагогической деятельности в подготовке студента. Образовательное событие (по окончании 8-го семестра) создаёт условия (проектирование, инициирование педагогической деятельности, рефлексия) для обогащения личных смыслов педагогической деятельности. Вместе с тем студенты, включаясь в организацию и проведение образовательного события, расширяют опыт личных действий. 5-й этап - обогащение личных смыслов педагогической деятельности, расширение предметности педагогической деятельности, развитие рефлексивного отношения к педагогической деятельности, расширение опыта личных действий происходят на итоговой педагогической практике студентов в образовательных учреждениях города и села. По окончании итоговой педагогической практики (5-й курс, 9-й семестр) в подготовку студентов бакалавриата включён обобщающий учебный модуль (курс по выбору) «Педагогическая деятельность: предметность, смыслы, личный опыт». Именно в контексте данного учебного модуля разворачивается глубокая итоговая рефлексия становления педагогической деятельности студента за период подготовки. Ведущей стратегией выступает рефлексивная деятельность студентов. В исследовании доказано, что именно рефлексия через личные переживания проявляет личные смыслы педагогической деятельности будущего педагога. Дипломное проектирование по педагогике (10-й семестр) выступает аналитическим обобщением, в котором студент демонстрирует знания о педагогической деятельности, понимание предметности, опыт личных действий, личное отношение и личные смыслы педагогической деятельности. Горизонтальная структура организации становления педагогической деятельности - это совокупность условий, средств, результатов становления педагогической деятельности в подготовке студентов. Ведущим условием становления педагогической деятельности на всех этапах подготовки выступает организация образовательных событий. На каждом из этапов подготовки организация образовательных событий обеспечивается (характерными для каждого этапа) условиями, средствами и имеет свои результаты. В статье представлена горизонтальная структура 1-го этапа - актуализации предметности педагогической деятельности студентами 1-го курса. Кроме ведущего условия (организация образовательных событий), на первом этапе становления педагогической деятельности мы выделяем в качестве условия вовлечённость студентов в совместную деятельность в образовательном процессе. Целью первого этапа становления педагогической деятельности является формирование представлений студентов о предметности педагогической деятельности, порождение первого опыта личных действий. Средствами выступают локальные образовательные события (семестровые сессии Гуманитарной школы), событийное проектирование в самостоятельной работе студентов, рефлексия собственной педагогической деятельности. Образовательное событие «Гуманитарная школа». Гуманитарная школа была образована автором настоящего исследования при филологическом факультете Бийского государственного педагогического университета в 2005 г. [1]. Реконструкция опыта жизнедеятельности Гуманитарной школы позволила определить её как образовательное событие. На основании результатов эмпирического исследования нами сформировано понятие «образовательное событие». Во-первых, образовательное событие мы понимаем как определённым образом организованное участие (вовлечённость) в совместной деятельности, открывающее (ребёнка, «себя», совместную деятельность, «себя» в профессии), порождающее действия по созданию (личного отношения студентов к педагогической деятельности; сильных переживаний), как участие в создании «нового». Во-вторых, мы установили, что образовательное событие «открывает» педагогическую профессию. Образовательное событие является началом открытия педагогической предметности через погружение в эту предметность и рефлексию своего образования, оценку подготовки в этой области. В-третьих, исследование показало, что только такие формы, как образовательное событие, помогают понять дефицит профессионального образования как дефицит «встречи» с педагогической деятельностью. На первом этапе становления педагогической деятельности Гуманитарная школа (далее - семестровое образовательное событие) проводится в начале первого семестра. Тема первого для студентов-первокурсников образовательного события «Встреча с педагогической деятельностью». Целью выступает формирование представлений студентов о предметности педагогической деятельности, порождение первого опыта личных действий, рефлексивного отношения к педагогической деятельности. Содержанием образовательного события стала совместная деятельность всех участников по созданию и реализации проекта «Путешествие в страну Педагогику». Образовательное событие заканчивается рефлексией первого опыта вовлечённости студентов в педагогическую деятельность. Результат первого образовательного события -открытие совместной деятельности как предмета педагогической деятельности, порождение первого опыта личных действий, рефлексивного отношения к педагогической деятельности. За образовательным событием следует включённость бакалавров-первокурсников в процесс освоения первого педагогического учебного курса, состоящего из двух учебных модулей («Введение в педагогическую деятельность. Теория обучения»). Традиционно задачами учебного курса выступает формирование теоретических представлений студентов о педагогической деятельности и теоретических основаниях теории обучения. Мы (в контексте исследования) расширили задачи, включив актуализацию предметности педагогической деятельности. Средством решения «новой» задачи стало событийное проектирование в самостоятельной работе. Что собой представляет «событийное проектирование в самостоятельной работе» по освоению учебной дисциплины «Введение в педагогическую деятельность. Теория обучения»? Особенность организации указанных учебных модулей заключается в изменении способов их организации в контексте образовательных событий. Это означает: - организацию учебных модулей через проектную деятельность в самостоятельной работе (внеаудиторная проектная деятельность в образовательных учреждениях города); - вовлечённость студентов в совместную деятельность; - организацию рефлексивной деятельности. В самостоятельной работе студентов при освоении учебных курсов по педагогике важно проектирование рассматривать как форму организации самостоятельной работы. При этом удерживать в понимании самого проектирования три базовых линии: - замысливание проекта как коммуникации (коммуникативная деятельность, совместная деятельность) в событийных формах; - проектирование как способ решения «самим собой» поставленных задач, отрабатываемых в коммуникации (при этом все проекты сосредоточены вокруг подготовки события); - рефлексивная линия в анализе проектной деятельности студентов. Что такое проектирование как событие? Мы рассматриваем проект как процесс созидания. Участник проектирования (студент) начинает относиться к самому себе не как к «передатчику» каких-либо знаний, а как к тому, кто создаёт. Проект - это превращение опыта в деятельность. Проект - это действие, а проектирование - деятельность. Проектирование надо рассматривать событийно, т.е. образовательно. Поэтому очень важен предмет проектирования. Педагогическая дисциплина на 1-м курсе для студентов бакалавриата (по направлению подготовки «Педагогическое образование») состоит из трех модулей. По каждому из учебных модулей в рамках самостоятельной работы студенты-первокурсники разрабатывают проекты, связанные с задачами, учебным содержанием модуля и общей задачей первого этапа становления педагогической деятельности - актуализацией предметности педагогической деятельности. Самостоятельная работа студентов в учебном модуле «Введение в педагогическую деятельность» организуется через образовательные проекты «Учитель», «Детство как самоценный период развития ребёнка»; в учебном модуле «Теория обучения» - через образовательный проект «Урок как основная форма обучения». Важно, что при этом сохраняется одна предметность - новый тип отношений в совместной деятельности. Не принципиально, где и на каком содержании осуществляются проекты и что их объединяет. Критерий, объединяющий все проекты учебного курса, - совместный характер организации проектной деятельности. При этом принципиально важно удерживать при организации проектной деятельности характеристики образовательного события: открытие, порождение, новый опыт. Важным средством актуализации предметности педагогической деятельности на первом этапе становления педагогической деятельности выступает рефлексия. Рефлексия является основой педагогического проектирования на всех его этапах: от замыслива-ния цели до получения и анализа результата, что может быть представлено в виде следующей цепочки: цель педагогической деятельности - рефлексивный анализ ситуации - выбор, проектирование и конструирование средств педагогической деятельности на основе рефлексии на адекватность этих средств поставленной цели - реализация проекта - рефлексия на различение проекта и реализации (цели и результата). Первая для студентов-первокурсников рефлексия осуществляется посредством написания студентами рефлексивных текстов (сочинений, эссе). Именно в процессе рефлексии осмысливается первый собственный педагогический опыт, порождаются способы личного действия, актуализируется совместный характер деятельности как предметность педагогической деятельности. Результат организации становления педагогической деятельности (и по горизонтали и по вертикали) на первом этапе единый - открытие совместной деятельности как предмета педагогической деятельности. Общим результатом организации становления педагогической деятельности в подготовке является изменение качества подготовки студентов к педагогической деятельности.

Ключевые слова

educational event, students, education, pedagogical activity, образовательное событие, organization, establishment, студенты, подготовка, педагогическая деятельность, организация, становление

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Волкова Наталья ВикторовнаАлтайская государственная академия образования им. В.М. Шукшина (г. Бийск)канд. пед. наук, доцент кафедры педагогикиVolkovaNVI@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

 Организация процесса становления педагогической деятельности в подготовке студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 393.

Организация процесса становления педагогической деятельности в подготовке студентов | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 393.