Проблема субъекта в педагогике и в педагогике физической культуры и спорта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 393.

Проблема субъекта в педагогике и в педагогике физической культуры и спорта

Без осмысления методологии, предмета, задач и ряда смежных вопросов педагогики физической культуры невозможно ее дальнейшее развитие и становление. Автор обосновывает идею о том, что развитие физической культуры и других педагогических наук неизбежно приведет к новому витку дифференциации и интеграции в педагогических, социальных и естественных науках. Основное внимание акцентировано на вопросе применения категории «субъект». Категория субъекта в науке понимается неоднозначно, следует эксплицитно обозначать понимание термина в любом контексте, а с точки зрения педагогики человек воспринимается и как субъект, и как объект.

The problem of the subject in pedagogy and in pedagogy of physical culture and sports.pdf Актуальность темы, обозначенной в названии статьи, обусловлена несколькими причинами. Во-первых, термин «педагогика физической культуры и спорта» является лишь названием учебного предмета в физкультурных вузах, и его выделение как самостоятельной науки в настоящее время, по нашему мнению, процесс закономерный и необходимый. Вместе с тем без философского осмысления методологии, предмета, задач и целого ряда смежных вопросов «набирание научного веса» указанной дисциплины будет существенно затруднено. Во-вторых, любая образовательная практика, в том числе и касающаяся вопросов физического воспитания, нуждается в идеологической подоплеке, которая основывается на философских учениях. Весьма значимым нам кажется вопрос применения отдельных общенаучных категорий, в частности категории «субъекта», в отношении физической культуры и спорта. В первую очередь необходимо рассмотреть вопросы появления и предполагаемого развития педагогики физической культуры и спорта. Вопрос о педагогике физической культуры и спорта как науки до настоящего времени остается открытым. На начальном этапе его изучения представляется возможным отметить несколько основных тенденций. Во-первых, в современной научно-методической литературе педагогика физической культуры и педагогика спорта рассматриваются как отдельные области знания. Во-вторых, педагогика спорта как самостоятельная наука оформилась только в ряде восточноевропейских стран, в России же она еще не приобрела статус науки. В-третьих, оформление педагогики физической культуры и спорта в самостоятельную учебную дисциплину требует определения собственного предмета изучения. Появление педагогики физической культуры и спорта как особой отрасли исследований было предопределено, на наш взгляд, несколькими предпосылками. В первую очередь это выход России в мировое образовательное пространство и необходимость интеграции мировых научных знаний: одни и те же теоретические обобщения имеют различные названия. Это развитие теории и методики физической культуры и других педагогических наук, которое неизбежно должно привести к новому витку дифференциации и интеграции в педагогических, социальных, а также связанных с ними естественных науках. Кроме того, в конце 90-х гг. прошлого столетия многими авторами стали отмечаться кризисные явления в теории и методике физической культуры. Помимо перечисленного, определенное значение имеют социальное развитие российского общества и необходимость осмысления происходящих в нем изменений с точки зрения науки. Второй аспект, подлежащий анализу в данной статье, связан с философской «палитрой» современной России. Наибольшие дискуссии, начиная с 90-х гг. прошлого столетия, вызывает диалектический материализм. В ходе анализа учебной литературы можно сделать вывод о том, что авторами учебников по педагогике либо игнорируется вопрос о методологической базе педагогической науки, либо предлагается все тот же диалектический материализм, либо вводятся новые (для педагогики) термины: диалектическая логика, диалектическая теория, неомарксизм. В учебниках по философии рассматриваются взгляды Чаадаева, Герцена, Соловьева, Лосского и др. Нам близка точка зрения В. Н. Лавриненко, касающаяся неомарксизма - развития взглядов Маркса на основе идей З. Фрейда, М. Вебера и др. Тем не менее еще рано говорить о какой-либо устоявшейся методологической концепции как общей педагогики, так и педагогики физической культуры и спорта. Обращаясь к вопросу понимания категории «субъект» в физической культуре и спорте, остановимся на следующих положениях. Практически все современные авторы, имплицитно либо эксплицитно, делают выводы о едином рассмотрении тела и души человека, противопоставлявшихся в советской, а затем в российской науке на протяжении всего двадцатого века. Очевидно, что восходя к гегелевской формуле «тезис-антитезис-синтез», пройдя очередной виток научных изысканий, современная наука должна выйти на новые просторы изучения человека и его отношений с окружающим миром. В современной философской литературе появляется новая категориальная пара -человек-мир, претендующая на вытеснение пары субъект-объект, в то время как в психологии категория субъекта продолжает активно разрабатываться. Поэтому одним из самых злободневных вопросов является изучение субъекта, причем как с позиции философского и психологического осмысления, так и с практической точки зрения, т.е. воспитания субъекта, критериев определения его качества. Понятие «субъект» широко распространилось в современной научной литературе, в данной работе мы пытаемся сопоставить различные мнения об указанном понятии, чтобы определиться в возможности применения категории «субъект» в научном отражении физической культуры и спорта. В отечественной философии одним из первых предпринял попытку современного осмысления категории «субъект» выдающийся ученый наших дней -М.С. Каган [1]. Он анализирует несколько точек зрения, относящихся к субъекту, и указывает, что А.П. Шептулин ввел категориальную пару «субъект-объект» в систему основных философских категорий. Самим М.С. Каганом указанная пара рассматривается в трех вариантах: «субъект-объект», «объект-объект», «субъект-субъект». Последний вариант «облюбовали» для себя педагоги-гуманисты, говоря о взаимоотношениях участников педагогического процесса. В таком виде данная пара пришла в двадцать первый век, но стала подвергаться нападкам со стороны некоторых философов. Так, например, А. С. Арсеньев [2] считает, что так называемое субъект-субъектное отношение в принципе невозможно, так как субъект-человек выступает лишь в определении по отношению к объекту, более того, ученый говорит, что сводить личность человека к субъекту - это выдавать часть или сторону за целое, субъект не имеет в себе единого центра, единого личностного «Я». В.М. Розин полагает, что категория «субъект» должна пониматься, с одной стороны, как одна из категорий постепенно уходящего в прошлое метафизического мышления, с другой - как организованность сознания современной личности, с третьей стороны, как натуралистическое представление, нуждающееся в критике и распредмечивании [3]. Таким «распредмечиванием» как раз и занимаются несколько научных школ в психологии, главными представителями которых, на наш взгляд, являются В. А. Петровский, К.А. Абульханова, А.А. Бодалев. Анализируя работы данных авторов, мы сделали вывод, что в настоящее время в психологии не разработано единого понимания категории «субъект», и хотя с точки зрения науки накопление знаний - необходимый этап развития, для разработки конкретных педагогических технологий данный факт может восприниматься как затруднение в деятельности. Существуют объективные и субъективные факторы, определяющие потребности, интересы и мотивы включения студентов в активную физкультурно-спортивную деятельность. К объективным факторам относятся: состояние спортивной базы, направленность учебного процесса на физическую культуру и содержание занятий, уровень требований учебной программы; личность преподавателя; состояние здоровья занимающихся; частота проведения занятий; их продолжительность и эмоциональная окраска. По данным опроса студентов разных лет обучения еще в 1994 г., влияние таких субъективных факторов, как личностная значимость, удовлетворение, духовное обогащение, на формирование мотивов, побуждающих их к самостоятельным занятиям и активной физ-культурно-спортивной деятельности, от младших курсов к старшим постоянно снижается. Формирование мотивов, переходящих в потребность в физических упражнениях, происходит под воздействием научно-популярной агитации и пропаганды. В учебных заведениях эту задачу призваны решать содержание учебной программы по физической культуре, хорошая организация практических занятий, массовые оздоровительно-спортивные мероприятия, а также различные формы агитационно-пропагандистской работы. Если мотивы сформировались, то определяется цель занятий, это могут быть активный отдых, укрепление и коррекция здоровья, повышение уровня физического развития и физической подготовленности, выполнение различных тестов, достижение спортивных результатов и т. д. Конкретная направленность и организационные формы использования самостоятельных занятий зависят от пола, возраста, состояния здоровья, уровня физической и спортивной подготовленности занимающихся. Выделяют гигиеническую, оздоровительно-рекреативную (восстановительную), общеподготовительную, спортивную, профессионально-прикладную и лечебную направленности. Организационные формы самостоятельных занятий физическими упражнениями и спортом определяются их целью и задачами, однако существуют общие формы. Можно выделить три основные формы самостоятельных занятий: утренняя гигиеническая гимнастика, упражнения в течение учебного (рабочего) дня, самостоятельные тренировочные занятия в свободное время [4]. Подготовка студентов к самостоятельным занятиям физической культурой, проявление ее отдельных компонентов невозможны без рефлексии, которую понимают как форму теоретической деятельности человека, направленную на осмысление собственных действий и их законов; деятельность по самопознанию, раскрывающую специфику духовного мира человека. «Я» не существовало в действительности до тех пор, пока не начался процесс рефлексии. Принцип рефлексивной саморегуляции деятельности заключается в том, что в результате интериоризации личностью внешних форм социальных отношений между людьми человек начинает выполнять одновременно две функции: управляющую и исполнительную, причем управляющую функцию он применяет по отношению к самому себе для овладения своим собственным поведением. В результате интериоризации личностью социальных норм управления и контроля в учебной деятельности у студента будет складываться функциональная система иерархического взаимодействия между внутренним «Я-контролем» и «Я-исполнителем». Взаимодействие основано на рефлексивном отображении им самого себя, когда субъект, выступая в функции «Я-контролера», делает объектом анализа собственные действия, управляет самим собой как исполнителем. Следовательно, развитая способность к рефлексии представляется необходимой для успешного саморегулирования студента в учебной деятельности, для осуществления целеполагания, планирующих, контрольных и исполнительных действий. Спортивная культура личности понимается как интегративное личностное образование, включающее систему средств, способов и результатов физкультур-но-спортивной деятельности, направленной на восприятие, воспроизведение, создание и распространение физкультурно-спортивных ценностей и технологий. Спортивная культура личности формируется в процессе интериоризации личностью культурно-образовательного потенциала, ценностей и технологий спорта, а также в результате накопления опыта физкультурно-спортивной деятельности и наполнения ее личностным смыслом. Современная аксиология рассматривает ценности в качестве элемента структуры личности, фактора детерминации и регулирования мотивации к действию, связывает их с возможностью реализации сущностных сил человека, направленных на нравственное совершенствование. Педагогическая аксиология рассматривает ценности как специфические образования в структуре индивидуального или общественного сознания, являющиеся идеальными образцами и ориентирами деятельности личности и общества. Отдельная личность или общество в целом рассматриваются как носители ценностей, а последние мотивируют действия и поступки человека. Характер действий и поступков свидетельствует об отношении личности к окружающему миру, к самому себе. Ценности рассматриваются как положительная или отрицательная значимость объектов окружающего мира для человека, класса, группы, общества в целом, определяемая не свойствами самими по себе, а их вовлеченностью в сферу человеческой деятельности, интересов и потребностей, социальных отношений. Спорт создает культурные ценности, которые органично входят в содержание культуры [5]. В отношении физической культуры и спорта самым важным для рассмотрения в рамках темы является труд Н.Н. Визитея [7]. Ученый, проводя философский анализ человеческой телесности, приходит к выводу, что существуют внешнее тело и внутреннее тело, объективное и субъективное. Далее автор указывает, что в спорте «человек демонстрирует то, на что он способен сегодня как существо физическое», т.е. внешнее - объективное тело [6]. Ю.А. Гагин и С.В. Дмитриев указывают, что в деятельности спортсмена, в целом «заданной» педагогом, человек превращает объективные возможности в свои способности. В.И. Столяров и О.И. Самусенков к субъектам спортивной деятельности относят не только спортсменов и тренеров, но и судей, организаторов соревнований, врачей, зрителей, средства массовой информации, отражающие какие-либо соревнования. Исходя из вышепредставленных пониманий категории «субъект», представляется возможным сделать некоторые выводы. Во-первых, категория субъекта в настоящее время в науке понимается неоднозначно: одни ученые понимают субъект шире личности, другие считают, что личность поглощает субъекта, он лишь одна из ее сторон. Существует также точка зрения, что само выделение категории субъекта мешает целостному восприятию человека, и она может существовать лишь в определенной исторической эпохе, лишь в рамках рассмотрения истории. Во-вторых, понятие субъекта настолько широко вошло в современный научный обиход и в практику, что отказаться от него невозможно, более того, следует эксплицитно обозначать понимание термина в любом контексте: философском, правовом, социологическом, психологическом либо педагогическом. В-третьих, с точки зрения педагогики в настоящее время человек воспринимается и как субъект, и как объект, вместе с тем, в свете гуманизации образования весьма актуальными становятся вопросы отношений субъектов педагогического процесса в рамках субъект-субъектного взаимодействия. Обучение в физической культуре и массовом спорте, которое, строго говоря, относится к области педагогики, в силу своей специфичности должно быть осмыслено с точки зрения развития современной философской и психологической науки. Анализируя вопросы философской рефлексии явлений физической культуры и спорта, с достаточной степенью условности их можно разделить на две группы: проблемы, касающиеся осмысления человеческого тела, и проблемы, относящиеся в целом к явлениям физической культуры и спорта. Так, И.М. Быховская выделяет следующие направления изучения человеческого тела, связанные с философской проблематикой: онтология тела и гносеологические аспекты его изучения: аксиология телесного (включая этику тела и его эстетику) и проксеми-ка; социология тела и психологический ресурс его исследования; семиотика телесности и ее этнокультурное изучение. В. И. Столяров отмечает, что в настоящее время наметился целый ряд направлений философского осмысления физической культуры и спорта - выяснение их социальной сущности и функций, анализ эстетических и нравственных проблем физкультурно-спортивной деятельности, изучение гносеологических и логико-методологических проблем познания физической культуры и спорта, анализ их практики и т. д. Подводя итог вышеизложенному, позволим сделать вывод о том, что в настоящее время философское осмысление, с одной стороны, явлений физической культуры и спорта, с другой - образования, является весьма актуальным и перспективным направлением исследования для педагогики физической культуры и спорта как новой области знаний. Кроме того, глубина и динамика демократических изменений, происходящих в российском обществе, возрастание в нём роли человеческого фактора вынуждают людей многопланово усиливать свою субъ-ектность. Активизировавшиеся в современном обществе процессы национального самосознания, возрастание меры ответственности человека за страну и за свою судьбу создают благоприятные условия для развития субъектности человека, определяющей меру его жизнетворчества и способствующей включению в социально значимую деятельность. Развитие субъект-ности обучающихся (воспитанников) образовательных организаций осуществляется в процессе педагогической деятельности по созданию и совершенствованию педагогических условий, способствующих включению детей в разнообразные виды деятельности, обогащению их субъектного опыта, освоению способов самостоятельного разрешения проблем, стимулированию рефлексивно-ценностного принятия решений относительно выбора содержания и форм дальнейшего саморазвития. Вместе с тем демократизация общества, несущая на себе позитивные тенденции, одновременно ставит обучающихся (воспитанников) перед многочисленными нравственными проблемами, разрешая которые они сталкиваются с рисками деформации личности, выбора социально неодобряемых моделей поведения, снижения социальной активности. Пространство самоопределения детей сегодня оказалось суженным: часто содержание образования не становится для них материалом развития собственной субъектности; жизненный опыт детей также недостаточен для оптимального разрешения ими возникающих трудностей (выбор образования, профессии и др.). Мы считаем, что субъектность человека, по своему сущностному истолкованию, связана со способностью индивида превращать собственную жизнедеятельность в предмет практического преобразования. Человек, занимая позицию субъекта, приобретает способность к преобразующей мир субъектной активности. При этом мы рассматриваем субъ-ектность как интегративное качество личности, а также деятельное отношение человека к самому себе и миру, которые характеризуют взаимодействие человека с окружающими людьми и его воздействие на среду. Общим в большинстве теоретических подходов к определению субъектности является признание субъекта активно действующим началом, противопоставляющим себя миру внешних объектов и обстоятельств. Однако остается известная неопределенность значения самого понятия субъектности, её онтологического статуса, морфологии; категория «субъектность» в теоретическом плане является одной из наиболее дискуссионных в отечественной педагогике. Анализ изучаемой проблемы показывает, что ещё не достигнута полнота научного знания в области психолого-педагогических оснований развития субъектности обучающихся (воспитанников); имеющиеся исследования не сведены в целостную педагогическую концепцию, объясняющую сущность и особенности педагогической деятельности, направленной на создание условий для развития субъектности детей. В связи с недостаточной разработанностью в педагогике теоретических основ и педагогических технологий развития субъектности внедрение в практику результатов исследований не носит системного характера. Поэтому возникает необходимость в разработке и тиражировании субъ-ектно-ориентированных моделей педагогической деятельности по созданию условий для развития субъектности, в которых обучающийся и педагог выступают как активно включённые в педагогическое взаимодействие субъекты; обостряется проблема интеграции различных подсистем образования в решении проблем развития субъектности детей.

Ключевые слова

proxemics, semiotics physicality, subject-subject interaction, axiology bodily, pedagogy of physical culture and sport, subject, семиотика телесности, проксемика, аксиология телесного, субъект, субъект-субъектное взаимодействие, педагогика физической культуры и спорта

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Лахтин Артем ЮрьевичБийский технологический институт (филиал) Алтайского государственного технического университета им. И.И. Ползуноваканд. пед. наук, доцент кафедры физической культурыskbpgu@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Визитей Н.Н. Физическая культура личности: методологические, социально-философские, педагогические аспекты. Кишинев : Штиинца, 1989. 147 с.
Загревская А.И., Сосуновский В.С. Ценностные ориентации как основа формирования спортивной культуры студентов в процессе физкультурно-спортивного образования // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 368. С. 119-122.
Розин В.М. Философия субъективности. М. : Библиотека тьютера, 2011.
Лахтин А.Ю. Адаптация студентов первого курса к обучению в вузе средствами физической культуры : дис.. канд. пед. наук. Барнаул, 2011. 265 с.
Арсеньев А.С. Философские основания понимания личности. Цикл популярных лекций-очерков с приложениями. М. : Академия, 2001.
Каган М.С. Некоторые вопросы взаимосвязи философии и педагогики // Каган М.С. Избранные труды : в 7 т. М. : Петрополис, 2006. Т. 3. С. 231-241.
 Проблема субъекта в педагогике и в педагогике физической культуры и спорта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 393.

Проблема субъекта в педагогике и в педагогике физической культуры и спорта | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 393.