Роль игровых практик в формировании жизненных стратегий поколений | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 394.

Роль игровых практик в формировании жизненных стратегий поколений

Раскрывается философско-антропологический аспект игровых практик, оказывающих влияние на выбор жизненных стратегий поколений. Выбираемые и предпочитаемые игры указывают на социокультурный тип личности, уровень ее духовного и нравственного развития. Люди одного поколения, прошедшие через одни и те же игры, обладают сходным типом мышления и восприятия окружающего мира, близкими аксиологическими координатами и жизненными стратегиями.

Playing practices as ways of developing generations' life strategies.pdf В современной науке выдвинуто и доказано немало положений о значении игры в становлении человеческой культуры, ее роли в социализации, передаче накопленного опыта, адаптивных возможностей и т.д. С изменением социокультурной ситуации меняется не только сама игра как действие и качество, но и жизненные стратегии играющих, так как через игровое действие, как правило, проявляются жизненно важные цели человека. Выбираемые и предпочитаемые игры указывают на социокультурный тип личности, возможности его духовного и нравственного развития. Изначальное игровое познание мира не только помогает с легкостью принять социальность, адаптироваться к определенным условиям, усвоить нормы и правила конкретного исторического процесса, но, главное, без видимых усилий изменяет как саму личность, так и окружающее пространство. В культурологической среде не раз были предприняты попытки представить игру как форму бытия, являющуюся мотивацией для удовлетворения потребностей, формирующих конкретные жизненные стратегии. Так, известна типология игр Ю. Громыко, базирующаяся на деятельностном факторе, через триаду: play - game - perfomance. По стратегическому принципу классифицирует игру известный французский философ, социолог Р. Кайуа: игра-mimicry, игра-аgon, игра-alee, игра-ilinx. Й. Хейзинга на своей знаменитой культурологической триаде: «paidia» -

Ключевые слова

игра, игровые практики, идентификация, жизненные стратегии, game, playing practices, individual's and generation's identity, life strategies

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Новикова Оксана НиколаевнаУральский государственный лесотехнический университет (г. Екатеринбург)канд. пед. наук, зав. кафедрой философииoksnovi@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Савельева И.М., Полетаев А.В. История и время: в поисках утраченного. М. : Языки русской культуры, 1997. 800 с.
Strauss W., Howe N. The Fourth Turning: An American Prophecy.What the Cycles of History Tell Us About America's Next Rendezvous with Destiny. N.Y. : Broadway Books, 1997. 367 p.
Беляева Л.А., Новикова О.Н. Игра как способ конструирования личностной идентичности // Образование и наука. 2012. № 5(94). С. 73-82.
 Роль игровых практик в формировании жизненных стратегий поколений | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 394.

Роль игровых практик в формировании жизненных стратегий поколений | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 394.