Управление временем в гуманитарном знании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.

Управление временем в гуманитарном знании

Рассматриваются некоторые свойства времени как достижения теоретического знания. Описывается параллель с результатами практической дисциплины, тайм-менеджмента, выраженными в максимах, в призыве к конкретным действиям. Тем самым показано, что коммуникация между различными областями знания позволит обогатить решение проблемы. Идея полихронности как культурного сконструированного времени, перенесенная на социальный и индивидуальный уровни, скрывает в себе потенциал для познания времени.

Time management in the humanities knowledge.pdf Мы так поздно замечаем, что абсолютно не справляемся со временем, потому что оно невидимо и неосязаемо, бесформенно, неуловимо, эфемерно. Метафора субстанции поможет осознать время как реально существующее. Человек есть во времени до того, как он определит свое отношение к нему, время же к человеку безразлично. Человек временен - не из-за некоей случайности конституции, но в силу внутренней необходимости. Временность и субъективность целиком и полностью переплетены и неотделимы друг от друга [1]. Целостность временности превращает ее, таким образом, из атрибута в субстанцию. Каждый человек всегда движется к тому моменту, когда он потребит, растратит, истребит, израсходует время до конца. Независимо от того, в каких условиях начнется трата времени и как она будет происходить, она в некоторый момент завершится. Теория систем называет это свойство эквифинальностью. Несмотря на универсальность и абсолютность смерти, она в то же самое время всегда уникальна и единственна. Как пишет Ж. Деррида в «Даре смерти»: «Смерть есть единственная ситуация человеческого существования, в которой данный конкретный индивид оказывается незаменимым, когда он полностью идентифицируется с самим собой в том смысле, что он не может передать свою смерть кому-то другому. Никто не может умереть за меня, вместо меня, это я, тот, кто умирает; только в этой ситуации я остаюсь наедине с собой, мир уходит, и я наконец обретаю самого себя» [2. С. 48-49]. Будучи ответственным перед самим собой, мы сталкиваемся с необходимостью оптимально распоряжаться своим временем, чтобы не жалеть о том, что мало путешествовали и мало любили. Никому, кроме вас, не построить вашу жизнь. Идея изменить свою жизнь, свой способ обращения со временем может столкнуться с внутренними препятствиями. Осознание ограниченности времени впереди и сожаление о прошлом могут помешать изменению. На пути к самосовершенствованию для начала нужно будет простить себя за потраченное время. Человек приходит к проблеме времени, к вопро-шанию о времени либо вместе с конкретной проблемой нехватки времени, которая сказывается на эффективности и производительности, либо вместе с более абстрактным вопросом о наполненности жизни смыслом. Не будем фокусировать внимание на первом вопросе, он связан больше с объектами, а не с субъектами реальности. Здесь не следует говорить о таких вещах, как списки, расписания, ежедневники и др., потому что они служат только средствами. Кроме того, окружающие люди, да и сам субъект, начинают восприниматься как объекты манипуляций. Методы. В качестве метода исследования был выбран компаративный анализ, который по своей сути является междисциплинарным методом. Результаты. Для того чтобы работать со временем, необходимо разобраться в других ресурсах, необходима их предсказуемость, неподвижность, стабильность для прогнозирования будущего, которое затем повлияет на настоящее. Человек всегда «окружен» относительно автономными конечными областями смысла. Каждая область не противоречива сама по себе, но необходимо их гармоничное взаимодействие. «Реальность такова, что качество жизни, по природе своей, взаимозависимо» [3. С. 165]. Время - самый главный ресурс, он первичен, производит все остальные. Время - непроизведенный нематериальный актив, который производит другие активы. Например, круглосуточный или удлиненный режим работы разнообразных заведений десинхронизирован с работой общественного транспорта. Не так давно было время, когда магазины не работали по выходным, вечерам и в обед, т. е. время, свободное для похода за покупками, практически не совпадало со временем работы магазина. Также здоровье может очень сильно влиять на время. Иногда оно может быть отрицательно приоритетным, но и в этом случае нужно действовать согласно принятым решениям, ценить каждую секунду. Первым шагом на пути управления временем будет расстановка приоритетов. Она важна не только в работе, но и в жизни. В управлении временем эта максима формулируется в таких понятиях, как главное дело на день, концентрация внимания, принцип полета орла [4]. Для жизни его лучше переформулировать в «управление по принципу "изнутри наружу"» [5] или «каждому свое», будь то семья, друзья, здоровье, деньги, карьера и т.д. Максима легла в основу названий книг по тайм-менеджменту: «Главное внимание главным вещам» Стивена Кови и «Больше времени для существенного» Лотара Зайверта [6]. Этому же посвящена знаменитая речь Брайана Дайсо-на, бывшего СЕО Coca-Cola. Сферы жизни - работа, семья, здоровье, друзья и душа - обладают разной ценностью, что-то достаточно легко возвращается в норму, а что-то никогда не будет таким, как раньше. Марисса Майер, исполнительный директор компании «Yahoo!», которая с 2008 по 2011 г. была включена в список 50 самых влиятельных американских женщин в бизнесе по версии журнала Fortune, советует ставить приоритетные дела в самое начало [7]. Это может относиться не только к работе, но и к жизни в целом. Банально, но если больше всего вы хотите развиваться в спорте, то зачем вы концентрируетесь на работе, думаете о том, как пойдете на нее с утра. Поставьте в списке дел сначала посещение спортивного комплекса. Иначе, возможно, вы не доберетесь до конца списка. Расстановка приоритетов основывается на оценке времени. «Измерение времени тревожит, поскольку привязывает нас к социальным обязанностям, но и действует успокоительно, поскольку превращает время в субстанцию и разделяет его на порции, словно некий предмет потребления» [8. С. 28]. Заключение времени в систему вещей позволяет нам его потреблять, это успокаивает, дает чувство защищенности, будто бы мы владеем временем по-настоящему. Время обладает потребительской стоимостью, на этой функциональной, практической ступени время становится объектом потребления в виде средства для других потребностей. Его потребительская стоимость очевидна в удовлетворении простейших потребностей, в поддержании жизни. Однако первичной для времени выступает меновая экономическая стоимость, основанная на логике эквивалентности. «Время - товар редкий, драгоценный, подчиненный законам меновой стоимости» [9. С. 195]. Время в процессе труда обменивается на другой товар - на деньги. Следуя логике символического обмена, время должно обладать и символической стоимостью. «Настоящая потребительная ценность времени, та, которую безнадежно пытается восстановить досуг, -это свойство быть потерянным» [Там же. С. 197]. Если его удается привязать к символу, оно не является потерянным до конца, остается возможность его вновь актуализировать. Тогда его можно подарить, пожертвовать другому, «подаренный предмет обладает символической меновой стоимостью» [10. С. 40]. Время в таком случае становится уникальным и единственным. В процессе труда время также обменивается на символы престижа, власти и др. То, что не может войти в логику дара, в логику символического обмена, являет собой знак. Время превращается в знак, подчиняясь логике стоимости / знака, когда разговор заходит о досуге (не считая созидания). И только время смерти по-настоящему может быть частной собственностью, тогда и только тогда время может быть по-настоящему потеряно. Время очевидно асимметрично, но эту асимметрию скрадывает возможность из соображений будущего действовать в настоящем. Асимметрия времени восстанавливается через образ будущего. Теперь будущее влияет на настоящее, что есть заботливое забегание вперед и при этом возвращение к собственному прошлому и настоящему, проектирование самого себя. Расстановка приоритетов также помогает убирать лишнее, несрочное, неважное. Важно, однако, не только расставлять приоритеты, но и периодически их пересматривать в зависимости от масштаба связанных дел. Бюджет времени необходимо делится на рабочее и нерабочее (в том числе домашний труд и удовлетворение бытовых потребностей; удовлетворение физиологических потребностей; свободное время). Но время является непрерывным, нельзя (трудно) разложить его в две отдельные коробки достать, открыть, использовать, закрыть одну и, самое главное, не задеть другую коробку. Человек частично погружен во время, то погружен, то нет, погружен частями в разные времена, время - это то, что составляет его целостность, один из видов целостности. Нельзя отрицать непрерывность времени как его свойство, с одной стороны, выходящее из самой его сущности, а с другой - из форм его существования - например, повсеместного распространения графика круглосуточной ежедневной работы. Можно «составить собственный график, внося свой вклад в движение к неупорядоченному времени» [11. С. 93]. Непрерывность времени ведет к его ускорению. Так как скорость - это изменение пространства во времени, а количество времени принято за константу, и пространство в связи с развитием технологий «сжимается», т.е. пространство за это же время изменяется сильнее, то скорость, очевидно, возрастает, что есть общая тенденция современности. Мы действуем, как будто мы бежим от времени, поэтому мы движемся настолько быстро, насколько это возможно. Даже тогда, когда это не нужно, мы действуем, думаем, чувствуем, принимаем решения со стремительностью. Этот вид состояния, в котором человек чувствует необходимость спешить, на самом деле не имея оснований, называется болезнью загнанности. Это состояние может показаться нормальным адаптивным механизмом, однако это болезнь современного мира. «Трудности начинаются тогда, когда скорость становится единственным критерием» [12. С. 31]. Скорость годится для коротких спринтерских дистанций, для марафона же нужен постоянный темп. В тайм-менеджменте рекомендуют оставлять пару свободных часов, планировать время для ничегонеделания и торопиться не спеша. Педагог коррекционного образования и мама двоих детей Рэйчел Мэйси Стаффорд в своем блоге «Жизнь-Со-Свободными-Руками» написала о том, как она пришла к этой же идее про день, когда она перестала торопиться [13]. Это был обычный день, когда она увидела, что ее способ существования наносит вред ее детям. Здесь время проявляет себя как социально сформированное. Она начала учиться не торопиться у своей младшей дочери, начала обращать внимание на действительно важное. Если первоначально управление временем было направлено на производительность и эффективность (делать больше за это же / меньшее время), то сейчас акцентируется необходимость наполнить это же время большей глубиной, смыслом. Можно сказать, что тайм-менеджмент только начал превращаться в лайф-менеджмент, но другие области знаний уже накопили опыт и информацию. Так, время как социальный конструкт занимало многих антропологов [14-17]. Обратимся к исследователю, чьи идеи остались актуальными, послужили основой для перехода между дисциплинами. Эдвард Холл в книге «Молчаливый язык» пишет: «Время говорит. Оно говорит более ясно, чем слова. Сообщение, которое оно несет, проходит насквозь громко и ясно. Потому что оно манипулирует менее сознательно, оно подлежит меньшим искажениям, чем разговорный язык. Оно может кричать правду там, где слова лгут» [18. С. 23]. Вот с чем может быть связано чувство тревоги, незащищенности, страха, грусти, внутреннее беспокойство при внешнем успехе. И далее люди культуры монохрон-ного типа «думают о времени как о чем-то фиксированном в природе, что окружает нас и чего мы не можем избежать; вездесущая часть окружающей среды, как воздух, которым мы дышим» [Там же. С. 28]. В своей второй книге «Скрытое измерение» Э. Холл повторяет идеи монохронного и полихронно-го времени в связи с пространством [19]. Полихрон-ный человек стремится работать в коллективе, общение с человеком важнее рабочего расписания, и 15-минутные дела могут растягиваться до ужина. Существуют техники, устраняющие этот недостаток. Для полихроника стирается грань не только между рабочим и нерабочим временем, но и между социальным и личным пространством. Затем полихронность стала изучаться как измерение человека, как индивидуальная переменная. Индивидуальные предпочтения могут отличаться от культурных норм. В 1999 г. А. Блюдорн и его коллеги определили полихронность как культурную переменную: «...как степень, в которой индивид, во-первых, предпочитает быть включенным в решение нескольких задач или осуществление нескольких деятельностей одновременно и, во-вторых, полагает, что именно такое запараллеливание задач является наилучшим способом вести дела» [20. С. 207]. И позднее он тематизирует полихронность как фундаментальный аспект большинства человеческих отношений, в том числе отношений вида «руководитель и подчиненный» [21]. Опыт повседневности определяется в конечном счете трудовой деятельностью. В отношениях монохронно-го руководителя и полихронного подчиненного обязательно возникнут трудности. Но это не следует понимать как желание (из вредности) доставить неудобства руководителю или некомпетентность, безответственность, лень подчиненного. Существуют разные способы делать одни и те же вещи, и то, что чей-то способ отличается от моего собственного, еще не делает его плохим. Руководителю следует сосредоточиться на результатах работы, а не на рабочем процессе, т.е. на качестве работы, а не на том, работает ли подчиненный монохронно или более полихронно. Не следует понимать полихронность только как многозадачность, это одна из реализаций полихрон-ности, но не единственно возможная. Многозадачность актуализируется, если она удобна. Многозадачность должна быть правильной. Можно заполнить свободные минуты разговорами с родственниками или коллегами, как это советует Мариса Майер. Полихронность заключает в себе способность к одномоментному восприятию и оценке объектов, цельность восприятия информации, движение потоков информации, возможность работать сразу по многим каналам и, в условиях недостатка информации, восстанавливать целое по его частям. Видение целой картины, всего многообразия, всей сложности, всей полноты может указать на закономерности, на причинно-следственные связи. Для полихронности прошлое, настоящее и будущее могут сливаться в одну точку. «Спецификой нынешнего восприятия времени становится поглощение настоящим прошлого и будущего, что делает нашу эпоху исторически абсолютно самодостаточной. Человек информационного общества не чувствует своей органической связи с прошлым и не в состоянии помыслить собственное будущее» [22. С. 27]. Конечно, монохронность и полихронность - это не единственные варианты, скорее, существуют бесконечные степени, начиная абсолютной монохронностью и заканчивая абсолютной полихронностью. Не обязательно кардинально меняться и становиться не тождественным самому себе, достаточно стать чуть менее монохронным. Представьте себе человека с крайней степенью монохронности и его повседневность. Рабочий день его будет, скорее всего, включать в себя, кроме 8-часового рабочего дня с перерывом на обед, еще и дорогу от работы и до работы, которая может занимать очень много времени, все это слито в такой монолит, что невозможно представить, что его нарушит музыка, книга, случайная встреча или прекрасная погода. Но ведь когда блок работы завершен, возможности могут быть уже упущены. Несовершенные и хаотичные системы должны некоторым образом поворачивать хаос себе на пользу. Этому нет места в строгой дихотомии рабочего и нерабочего времени, в монохронном обращении со временем. Как современные организации развивают в подчиненных полихронность? Тренажерный зал, массаж, курсы иностранных языков, автоматы с напитками и едой, корпоративный отдых, некоторая подвижность рабочего дня, с одной стороны, создают комфорт, а с другой, это развивает полихронность: вы объединяете нерабочее время с рабочим, нерабочие задачи с рабочими, в то же время либо не успевая полностью выключиться из процесса (не работаете на работе), либо с мыслью, что скоро вернетесь к рабочему процессу (работаете не на работе). Одна из главных возможностей и потребностей человека - это созидание: будь то нечто материальное, абстрактное или создание, образование самого себя, своей личности. И, кажется, именно эта потребность может стать основой преодоления границы свободного и рабочего времени: если человек с помощью работы удовлетворяет не только базовые потребности (потребности выживания), но и высшие потребности, то мотивация его как работника должна возрасти. Выводы. Исходя из всего вышесказанного, можно сделать вывод о том, что образы времени, сформированные в современной философии и менеджменте, как минимум частично совпадают. Различия могут исчерпываться лексическими и стилистическими особенностями соответствующих областей, особенностями их языков. Непрерывность времени, влияние будущего на настоящее, виды стоимости времени, ускорение времени - рассмотренные свойства - влекут за собой необходимость управления временем, которое выражается в расстановке приоритетов, отбрасывании лишнего, сохранении свободного времени, удобной многозадачности. Действовать согласно этим принципам легче, находясь в режиме полихронности. И если свойства времени в основном являются результатом философских изысканий, то максимы - результат теории управления временем.

Ключевые слова

управление временем, полихронность, монохронность, приоритет, измерение времени, time-management, polychronicity, monochronicity, priority, measuring time

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Попова Алена ВладимировнаТомский политехнический университетаспирант кафедры философии3niti@sibmail.com
Всего: 1

Ссылки

Мерло-Понти М. Феноменология восприятия. СПб. : Ювента, 1999. 605 с.
Derrida J. Donner la morte // Rabate J.-M., Wetzel M. (Hrsg.). L'ethique du don. Jacques Derrida et la pensee du don. P., 1992.
Кови С., Мерилл Р., Мерилл Р. Главное внимание главным вещам. Жить, любить, учиться и оставить наследие : пер. с англ. М. : Альпина Паблишерз, 2014. 325 с.
Сидорова Н.А., Анисинкова Е.Б. Тайм-менеджмент: создание оптимального расписания дня и эффективная организация рабочего процес са. М. : Дашков и Ко, 2008. 220 с.
Моргенстерн Дж. Тайм менеджмент. Искусство планирования и управления своим временем и своей жизнью. М. : Добрая книга, 2001. 264 с.
Seiwert L. Noch mehr Zeit fur das Wesentliche. Kreuzlingen, 2006. 333 s.
Marissa Mayer got this 'profound' time management advice from a college friend. URL: http://www.businessinsider.com/marissa-mayer-timemanagement-2013-12 (дата обращения: 14.12.2014).
Бодрийяр Ж. Система вещей. М. : Рудомино, 1999. 222 с.
Бодрийяр Ж. Общество потребления. Его мифы и структуры. М. : Культурная революция, 2006. 269 с.
Бодрийяр Ж. К критике политической экономии знака / пер. с фр. Д. Кралечкина. М. : Академический Проект, 2007. 335 с.
Тоффлер Э., Тоффлер X. Революционное богатство. М. : ACT, 2008. 569 с.
Зайверт Л. Если спешишь - не торопись: новый тайм-менеджмент в ускорившемся мире : семь шагов к эффективности и независимости в использовании времени / пер. с нем. Н.С. Сироткина. М. : ACT; Астрель, 2007. 255 c.
The day I stopped saying «Hurry up». URL: http://www.handsfreemama.com/2013/07/16/the-day-i-stopped-saying-hurry-up (дата обращения: 14.12.2014).
Kluckhohn Fl., Strodtbeck F.L. Variation in Value Orientations. Evenston, Ill, Elmsford, New York : Row Peterson, and comp., 1961. 437 p.
Hofstede G. Values and Attitudes across nations and Time // International Studies in Sociology and Social Anthropology. 1998. Vol. 69. Р. 16-31.
TrompenaarsF. Riding the Waves of Culture: Understanding Cultural Diversity in Business. London : Economist Books, 1993. 166 p.
Время и менеджмент: межкультурная перспектива : материалы междунар. симпозиума. Нижний Новгород : ННГАСУ, 2012. 185 с.
HallE.T. The Silent Language. N.Y. : Doubleday, 1959. 240 p.
Hall Е. Hidden Dimensiomo. N.Y. : Anchor Books, 1990. 217 p.
Bluedorn A.C., Kalliath T.J. Strube M.J., Martin G.D. Polychronicity and the Inventory of Polychronic Values (IPV): The development of an instrument to measure a fundamental dimension of organizational culture // Journal ofManagerial Psychology. 1999. Vol. 14. Р. 205-230.
Bluedorn A.C. The Human Organization of Time: Temporal Realities and Experience. Stanford, CA : Stanford University Press, 2002. 367 p.
HartogF. Rйgimes d'historiciffi. Prasentisme et expfriences du temps. Paris : Seuil, 2003. 258 p.
 Управление временем в гуманитарном знании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.

Управление временем в гуманитарном знании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.