Организационные основы туристской отрасли Приморского края (1989-2000 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.

Организационные основы туристской отрасли Приморского края (1989-2000 гг.)

Рассматриваются организационные основы и условия формирования системы управления сферой туризма в Приморском крае. Анализируются причины структурных преобразований органов управления, обозначаются особенности формирования новой государственной политики в области туризма. Дается оценка материально-технической базе предприятий и их экономической составляющей. Автор обращает внимание на отсутствие определенности в выделении туризма в отдельную структуру, а также во взаимосвязи с конкретными отраслями хозяйствования.

Organizational principles of the tourism industry in Primorsky Krai (1989-2000).pdf Конец 1991 г. был ознаменован распадом российской государственности. Страна осталась в глубоком финансовом кризисе, неудачные попытки правительства скрыть инфляцию за счет поднятия цен только усиливали дефицит, усугубляли положение и создавали условия для развития черного рынка. Вместе со всеми отраслями страны, которые были задействованы в развитии государства, страдал, конечно, и туризм. Кризисная ситуация отразилась на всех отраслях экономики, однако, несмотря на сложный период, который переживала страна, туризм планомерно развивался, создавая новые рабочие места и формируя материальную базу. На момент распада Советского Союза руководство сферой туризма осуществлял Всесоюзный центральный совет профессиональных союзов (ВЦСПС). В период середины 1960-х гг. создаются центральные советы по туризму и экскурсиям (ЦСТЭ) на местах. В рамках ЦСТЭ было создано Главное экскурсионное управление. Для точечной проработки экскурсионных программ и контроля за их выполнением создаются бюро путешествий и экскурсий. Таким образом, туристская отрасль обрастала рабочими местами и материально-технической базой, превращаясь в крупную отрасль по обслуживанию населения. Докризисный период развития туризма в Советском Союзе был охарактеризован массовым вовлечением граждан страны в различные виды туризма, в походы, экскурсии. Спрос на услуги существенно превышал предложение, и это с учетом того, что Всесоюзной научно-исследовательской лабораторией по туризму и экскурсиям был разработан Перспективный ассортимент туристско-экскурсионных услуг, который включал в себя около 700 наименований [1]. Государством предусматривалось создание мощной материально-технической базы, повышение квалификации кадров, расширение отделений бюро по путешествиям и экскурсиям. В 1980-1990 гг. управление сферой туризма осуществлялось тремя организациями-монополистами -Центральным советом по туризму и экскурсиям, Госком-интуристом СССР, Бюро международного молодежного туризма «Спутник». Основные направления развития туризма и его регулирования закладывали высшие органы власти ЦК КПСС, ВЦСПС, Министерство культуры СССР, Госкоминтурист СССР. Важным документом, послужившим в дальнейшем основой для развития туризма в стране, стала программа «Основные направления экономического и социального развития СССР на 1986-1990 гг.». На XXVII съезде КПСС было озвучено, что необходимо продолжать развивать и совершенствовать организацию отдыха трудящихся, т. е. туризм. С 1980 по 1990 г. развитие законодательства о туризме происходит в рамках именно Центрального совета по туризму и экскурсиям, и в Дальневосточном регионе действовали краевые, областные, городские и районные советы по туризму и экскурсиям, подведомственные ЦСТЭ. Совет по туризму Центрального туристско-экскурсионного управления являлся общественным органом и ставил перед собой цель привлечь широкую общественность и специалистов, а также организации и ведомства к работе по дальнейшему развитию массового туризма. В задачи Совета входило рассмотрение и внесение рекомендаций по разработке типовых проектов туристских сооружений и новых типов оборудования, по расширению сети туристского хозяйства и строительству туристских баз, организации туристских маршрутов, организации и проведению всесоюзных мероприятий по туризму, безопасности туристских походов и путешествий, организации международных туристских связей. В Приморском краевом совете по туризму и экскурсиям велась управленческая, плановая работа в сфере туризма, соответствующая установленным нормативам ЦСТЭ. В условиях централизации краевой совет по туризму и экскурсиям стал ведущим опорным звеном в системе дальнейшего развития и совершенствования туризма и экскурсий. Волна реорганизационных преобразований государственного аппарата докатилась и до регионов Дальнего Востока, и Постановлением Всесоюзного совета профессиональных союзов в 1990 г. Центральный совет по туризму и экскурсиям был переименован в Республиканский совет по туризму, а Приморский краевой совет по туризму и экскурсиям - в туристско-экскурсионную фирму «Приморсктурист». К концу 1980-х гг. деятельность ЦСТЭ перестала соответствовать реалиям, сложившимся в туристской отрасли. Одним из ярких проявлений сложностей в новых рыночных условиях стал ряд обращений руководства ТЭФ «Приморсктурист» к местным органам власти в лице райисполкомов, горисполкомов, крайисполкомов, Совета народных депутатов. Приморская туристско-экскурсионная фирма «Приморсктурист», как и другие предприятия социальной сферы, не только осуществляла обслуживание приморцев, но и задействовала значительное количество высвобождающихся из других отраслей в кризисный период граждан. В связи с изменением розничных цен и последовавших за ними компенсационных выплат, а также налогов с продаж платежи в стабилизационный фонд и прекращение финансирования со стороны Центрального и Российского советов по туризму и экскурсиям фирма и ее отделения попали в число предприятий, оказавшихся на грани банкротства. Введение компенсационных выплат работникам привело к росту цен на путевки туристско-экскур-сионного обслуживания, что, в свою очередь, привело к снижению спроса и реализации. По сравнению с первым полугодием 1990 г. количество обслуженных туристов за этот же период в 1991 г. сократилось на 40%, особенно на сокращение повлиял резкий спад обслуживания школьников, учащихся ПТУ, студентов [2. Л. 26]. В результате недополученной прибыли не произошло должного отложения в бюджете на развитие туризма: строительство, реконструкцию туристских объектов, приобретение оборудования, автотранспорта. В связи с этим ТЭФ «Приморсктурист» не смогла реализовать Постановление Совета министров РСФСР и Совета Федерации независимых профсоюзов № 216 «О неотложных мерах по организации летнего отдыха детей и подростков в 1991 году». Таким образом, очевидно, что слабое взаимодействие ЦСТЭ с такими органами, как Министерство путей сообщения, Министерство гражданской авиации, привело к тому, что планы перевозок туристов перестали включаться в планы министерств, тем самым не подпадая под государственный заказ. Тем временем, несмотря на положительные и оптимистичные показатели и прогнозы, ситуация на рынке постоянно менялась и требовала корреляции. В первую очередь это проявилось в том, что ТЭФ «Приморскту-рист» в 1991 г. вступила в Российскую ассоциацию социального туризма (РАСТ), включив в свою стратегию целую программу по развитию семейного туризма [3. Л. 45]. Наработки в области развития семейного отдыха были озвучены еще в 1990 г., но свое применение в полной мере нашли только при вступлении в РАСТ. Собрание коллегии Приморского краевого совета по туризму отмечает, что туристские предприятия проводили определенную работу по развитию семейного отдыха. Положительный опыт был накоплен на турбазе «Тихий океан», которая осуществляла комплексное обслуживание семейных пар, родителей с детьми, предлагала ряд платных дополнительных услуг, специальные маршруты и т.д. [2. Л. 151]. Не менее важным событием в развитии социального туризма в крае стало создание 16 апреля 1991 г. Союза туристов Приморья, работа которого должна была облегчить переход самодеятельного туризма к новым условиям хозяйствования [4. Л. 126]. Стоит отметить, что период 1989-1992 гг., ознаменованный переходом к новой системе хозяйствования, не сопровождался новыми нормативными актами в сфере туризма, поскольку существовала несогласованность законодательных актов на высшем государственном уровне. Система управления туризмом распалась вместе с государством. Из-под контроля вышли профсоюзный, самодеятельный, внутренний туризм. Политический и экономический кризис начала 1990-х гг. заставил государство пересмотреть свою политику в отношении туристской отрасли. И уже в марте 1992 г. Указом Президента РФ № 311 было утверждено Положение о Министерстве культуры и туризма РФ с одновременным упразднением Министерства культуры РСФСР [5]. При этом утвержденное министерство не выступало правопреемником Государственного комитета СССР по иностранному туризму в связи с тем, что он был ликвидирован еще во времена перестройки совместно с «Интуристом», а имущество Госкоминтуриста СССР поделено между фрагментами его дочерних организаций. В процессе разработки Министерством культуры и туризма новой концепции развития туризма, с разной периодичностью, относили либо к экономической сфере, либо к спортивной. Данная неопределенность тормозила формирование системы органов управления туризмом в регионах. Тем не менее административно туризм был «выделен» в отдельную структуру. Через два месяца, 30 сентября 1992 г., был образован Комитет Российской Федерации по туризму (Роском-туризм). И, как ни странно, Правительство решило закрепить имущество Госкоминтуриста СССР за Роскомтуризмом с помощью Постановления Правительства РФ в 1993 г., тем самым установив, что Роскомтуризм является правопреемником Госкомин-туриста. Пока проходили структурные формирования органов исполнительной власти в сфере туризма, страна все же была задействована в туристском процессе, которой не останавливался ни на день. Проводимая с конца 1992 г. массовая приватизация породила сотни новых туристских фирм и агентств, а снятие ограничений со стороны государства на выезд российских граждан за границу способствовало росту выездного туризма быстрыми темпами. Так, одним из способов совершенствования структуры управления ТЭФ «Приморсктурист» стал процесс по созданию акционерного общества, который нашел свое отражение в Приказе № 28 от 6.02.1992 [6. Л. 43]. Ликвидация государственной монополии происходила на основании рекомендаций Совета Федерации профсоюзов Приморского края и комиссии РАСТа. Таким образом, пока строилось новое суверенное государство, росла и туристская отрасль, изначально ориентированная на развитие и массовость международного выездного туризма. В подчинении ТЭФ «Приморсктурист» к концу 1991 г. находились 5 туристских баз, 8 экскурсионных отделений, 4 туристских гостиницы, 1 специализированная автобаза, 1 предприятие питания [7. Л. 13]. Помимо основных фондов, на балансе фирмы имелся центральный склад, контрольно-спасательная служба. Но решением фирмы № 4-2 от 27.07.1991 г. заявлено о ликвидации Шмаковского отделения турфирмы, и к началу 1992 г. в ТЭФ «Приморсктурист» входит уже 4 туристские базы [7. Л. 1]. Так, к 1992 г. в состав фирмы «Приморсктурист» входят 14 отделений: автобаза «Турист», гостиница и ресторан «Амурский залив», турбазы «Тихий океан», «Лазурный берег», «Горные ключи», «Владивостокская», бюро путешествий и экскурсий «Владивостокское», «Находкинское», «Уссурийское», «Спасское», «Дальнереченское», «Арсеньев-ское», «Артемовское». Медленной и неслаженной работе туристских объектов между собой способствовали существующие разногласия. В основном споры касались процесса выхода из-под владений ТЭФ «Приморсктурист». Особенно ярым сторонником выхода из организации стала гостиница «Амурский залив». Как отмечала сама директор гостиницы на депутатской комиссии по физической культуре, спорту и туризму, в 1990 г. гостиница вышла на прибыльный уровень, и перевыполнение плана составило 300%. Особенностью данной гостиницы стала возможность приема большого количества туристов - до 600 человек в день. Помимо этого, гостиница «Амурский залив» была включена в список гостиниц, имеющих право с 1991 г. принимать иностранных туристов. Л. В. Лозовой неоднократно отмечалось, что финансовой помощи от головного отделения не поступало, и гостиница была введена в состав фирмы без предварительного обсуждения [8. Л. 13, 31]. Лишение гостиницы Устава и счета в банке стало причиной невозможности заключения договоров подряда с инофирмами на ремонт гостиницы, ее переоборудование. В связи с этим коллектив гостиницы был вынужден обратиться с письмом в ВЦСПС о подчинении непосредственно Российскому совету по туризму. Такое положение дел, безусловно, приводило к авралам, отсутствию системы в работе, отсутствию слаженности в коллективе, что не только вело к замедлению всех процессов по развитию туризма в крае, но и к невозможности поддерживать текущее положение финансовых дел и состояние объектов материально-технической базы. Одним из востребованных маршрутов был железнодорожный, пропускавший через себя более 70 тыс. чел. туристского потока. Помимо этого, одними из основных катализаторов выступали гостиницы, турбазы и арендованные помещения, имевшие в 1990 г. турпоток от 70-90 тыс. чел. (рис. 1). а в на маршруты автобусные маршруты железнодорожные маршруты тенпоходные маршруты арендованные помещения туристские гостиницы, турбазы 4991 год 4990 год 0 10 20 30 40 50 60 70 80 90 100 Тысяч, чел. Рис. 1. Соотношение видов обслуживания и объема туристского потока. График составлен на основании отчетов туристско-экскурсионной фирмы «Приморсктурист» за 1990-1991 гг. Согласно приведенным данным, в 1991 г. в Приморском крае было обслужено 215 900 туристов, что составило 73% от плановых показателей. Самым активным экскурсионным учреждением стало Владивостокское отделение, обслужившее 94 000 экскурсантов, перевыполнив план на 102% [7. Л. 13]. По сравнению с предыдущим 1990 г. ТЭФ «Приморсктурист» в 1991 г. упустила порядка 79 000 советских туристов. Объем оказанных услуг за 1991 г. составил 50 939,4 тыс. руб., из них дополнительные услуги -2 762,7 тыс. руб., тем самым составив прибыль ТЭФ «Приморсктурист» 792,6% [7. Л. 13]. Такое значительное перевыполнение плана объясняется тем, что формирование плана проводилось без учета роста цен, которые сложились по факту. В течение года были заключены договоры с зарубежными фирмами, осуществлялся обмен туристскими группами, маршруты пользовались значительным спросом, поскольку в 1991 г. было зарегистрировано 210 туристских групп по краю, из них 186 - пешеходных, 12 - водных, 6 - велосипедных [7. Л. 9]. Перевыполнение плана относится в основном к гостинице «Амурский залив», туристской базе «Тихий океан», Владивостокскому отделению, автобазе «Турист». Следующий этап структурных преобразований в Приморском крае пришелся на 1993 г., когда был создан Комитет по туризму Администрации Приморского края. В течение нескольких лет Комитетом была проведена значительная работа по наведению порядка в законодательных и нормативных документах. Комитет по туризму разработал и утвердил «Временные правила организации туристских поездок и оказания услуг в сфере туризма на территории Приморского края», «Положение о страховании российских граждан, выезжающих в туристские поездки за рубеж», «Постановление Губернатора края «О мерах по регулированию пребывания граждан КНР на территории Приморского края», а также многие другие нормативно-правовые акты, определяющие место и порядок работы туристской отрасли Приморья. Все перечисленные документы были учтены при разработке федерального отраслевого закона. После структурных преобразований в 1993 г. в Приморском крае сложилась коллаборация ТЭФ «Приморсктурист» и Комитета по туризму администрации края. Акционерное общество и исполнительный орган власти вынуждены были осуществлять процесс совместной деятельности для достижения поставленных целей. Такие коренные изменения в деятельности и работоспособности ТЭФ «Приморсктурист» не могли не отразиться на финансово-хозяйственной составляющей предприятия. Одним из убыточных отделений в составе фирмы стала туристская база «Горные ключи». В деятельности турбазы были существенные недостатки и упущения. Предприятие не выполняло план по объему прибыли, помимо этого, в головное Владивостокское отделение неоднократно поступали жалобы от туристов на организацию приема и размещения в турбазах, некачественное питание, срывы экскурсионной программы, грубость водительского состава. Достаточно оценить количество туристов, обслуженных в туристской базе «Горные ключи» за 1991 г. В плане турбазы значилось, что необходимо обслужить 10 тыс. чел., в том числе по путевкам - 5 тыс. чел. Фактически турбазой план не был выполнен: было принято 6 тыс. чел., в том числе по путевкам -600 чел. [9. Л. 23]. Очевидно, что такой разрыв показателей план-факта привел к ликвидации отделения. Помимо невыполнения планов, недостаточно уделялось внимания сохранению собственности. Так, в гостинице «Амурский залив» было выявлено недостач и хищений на 7 тыс. рублей [6. Л. 10]. В 1990 г. ТЭФ «Приморсктурист» освоил объем капиталовложений на 147%. Управлением фирмы было заложено 951 тыс. руб., направленных на техническое перевооружение, приобретение оборудования, инвентаря, строительство жилья и других объектов социально-культурного назначения. Однако строительство шло медленно, особенно автопрофилактория, летних спальных корпусов турбазы «Владивостокская», очистных сооружений. Помимо этого, строились летние спальные корпуса турбазы «Горные ключи», автостоянка у гостиницы «Амурский залив» [Там же]. Основное количество объектов строительства было заложено в 1990 г., дольше всех шла стройка корпусов турбазы «Владивостокская» (с 1984 г.). Кроме жилых помещений в материально-техническую базу ТЭФ «Приморсктурист» входило автотранспортное предприятие «Турист», имеющее 106 транспортных единиц под своим контролем. В автопарк входили туристские автобусы, грузовые, легковые машины, специализированный транспорт. Период 1990-1993 гг. определяется как один из самых активных в становлении постсоветского туризма. ТЭФ «Приморсктурист» принимает активное участие во всесоюзных оптовых ярмарках «Туризм-92» и «Туризм-93» [6. Л. 52]. В тот же период турист-ско-экскурсионная фирма «Приморсктурист» получает приглашения на ярмарку-выставку по развитию экономических отношений между КНР и СССР и странами Восточной Европы в г. Харбине и на совещание по созданию Дальневосточной ассоциации делового сотрудничества туристско-экскурсионных организаций в г. Хабаровске [4. Л. 10, 219]. Организовываются один за другим круизы в Японию (Кобе, Токио) по поиску условий для сотрудничества в сфере туризма двух стран [10. Л. 170, 262]. С ответным визитом последовало несколько японских делегаций, прием которых вел «Приморсктурист», размещая их в гостинице «Амурский залив» [4. Л. 107], налаживая связи с Японией. Приморский край активно начинает сотрудничать с Китайской Народной Республикой как с самым близким по территориальным признакам соседом. Этому способствуют открытие приграничного маршрута в 1991 г. и прием китайской делегации из г. Харбина, а также решение Приморского совета по туризму и экскурсиям на организацию безвалютных приграничных маршрутов между г. Уссурийском и г. Суйфеньхэ [4. Л. 30, Л. 107]. Также особенно активно в апреле 1991 г. осуществлялись командировки в штат Аляска (США) и прием корейской делегации в целях налаживания контактов и подписания контрактов [4. Л. 117]. Заслугой работы Комитета по туризму явилась, в том числе, и продуманная кадровая политика, которая нашла свое отражение в создании Совета руководителей территориальных органов управления туризмом Дальневосточного региона. Помимо работы Совета, Комитетом устраивались выставки, семинары для работников туристской сферы, преподавателей, аспирантов, студентов. Повышение квалификации сотрудников и участников туристского рынка Приморского края затрагивало вопрос перехода к работе в условиях рыночной экономики. В целях повышения уровня обслуживания туристов и экскурсантов, совершенствования профессионального мастерства работников туристских учреждений на базе ресторана «Амурский залив» проводились всесоюзные смотры-конкурсы «Лучший по профессии». В г. Уссурийске проводилось обучение экскурсоводов по вопросам экологии окружающей среды, а во Владивостокском отделении работали семимесячные курсы подготовки руководителей туристских групп. По самодеятельному туризму в течение года проводятся обучающие семинары краевого значения. В семинарах на постоянной основе принимала участие Всемирная туристская организация, федеральные, краевые, местные органы власти, работники турфирм [11]. Таким образом, за 1990 г. квалификацию повысили 572 чел., из них по самодеятельному туризму - 290 чел., курсы контрольно-спасательной службы прошли 30 чел., а руководителей тургрупп было выпущено 89 чел. Именно период 1990-х гг. определил характер и роль территорий Дальнего Востока в структуре политических процессов в ближайшем будущем. Несмотря на предпринимаемые усилия Комитета по туризму Администрации Приморского края, Федеральная целевая программа по экономическому и социальному развитию Дальнего Востока и Байкальского региона по состоянию на 1996 г. характеризует территорию как слабую, способную генерировать только внешние потоки. Одной из заслуг Комитета по туризму Администрации Приморского края стало проведение первой на Дальнем Востоке международной туристской выставки «Дальтур-97», организованной в 1997 г. В течение нескольких лет выставка приобрела статус федеральной. «Дальтур» проводится до сих пор и собирает множество турпредприятий края, Дальневосточного региона, стран-соседей [12]. Проведение выставки способствовало формированию имиджа Приморского края как благоприятной территории для туризма. В выставке «Дальтур-2003» принимали участие 45 туристских, санаторно-курортных, транспортных, страховых предприятий. Иностранный сектор был представлен 5 турфирмами из Таиланда, 2 предприятиями Республики Кипр, 1 из которых рекламировала недвижимость на Кипре, и 1 турфирмой Республики Вьетнам [13]. Инвестиционные туристские проекты представлялись отдельным стендом. Всего участие в выставке принимали 60 экспонентов, представляющих свои туры и сувениры. В 2003 г. в работе выставки принимал участие Почетный консул Королевства Таиланд В.Г. Кулюшин. Также Приморский край активно участвует в Тихоокеанской международной туристской выставке PITE, проводящейся с 1997 г. Главной целью выставки служит привлечение иностранных туристов из стран АТР в Российскую Федерацию. Особая ставка делается на раскрытие туристского потенциала муниципальных образований края. Каждый год в выставке принимают участие порядка 220-250 участников из разных стран. Тихоокеанская выставка пользуется популярностью у стран-соседей, таких как Китай, Корея, Япония, а также Сингапур, Тайвань, Гуам (США), Таиланд, Филиппины, Соединенные Штаты Америки. Следует отметить, что год от года доля иностранных представителей на рынке по отношению к отечественным компаниям растет. Так, средний показатель последних 5 лет составляет 56% - столько иностранных представителей присутствуют на туристской выставке, судя по информационным бюллетеням. По сравнению с другими субъектами Дальневосточного округа, Приморье стало первым, кто приступил к разработке стратегий и концепций по развитию туризма. Главным шагом по улучшению состояния туризма в Приморском крае стала целевая программа «Развитие туризма в Приморском крае до 2005 года», утвержденная Постановлением губернатора края 13.09.1996 г. В программе Комитет по туризму администрации края делал упор на формирование нормативно-правовой базы и механизмов государственного регулирования, на развитие социального туризма, на создание системы подготовки кадров для туристской отрасли. В частности, в 1996-1998 гг. Комитетом вносились предложения по разработке и доработке отраслевого закона «О туризме», налаживались связи с другими дальневосточными регионами, принималось участие в лицензировании туристской деятельности, разрабатывался и продвигался туристский продукт на российском и международном рынке посредством организации региональных и международных выставок, а также разработки туристских инвестиционных проектов. Помимо работы над нормативно-правовой областью Комитет по туризму Приморского края содействовал развитию материальной базы, а также принимал непосредственное участие в разработке конкретных программ развития ЮжноПриморской рекреационной зоны, районов Северного Приморья, свободной экономической зоны в г. Находка. Тем не менее реструктуризация и упорядочивание органов исполнительной власти шло достаточно продолжительное время. Так, в 2000 г. Комитет по туризму принял под свой контроль санитарно-курортное дело и включил это направление деятельности в название. В том же году в составе комитета была создана Комиссия по лицензированию международной туристской деятельности. За первый квартал 2001 г. были проведены проверки по соблюдению лицензионных требований. В связи с выявленными нарушениями была приостановлена деятельность 19 турфирм (для сравнения, за 2000 г. по причинам несоблюдения лицензионных требований было закрыто 14 турфирм). Основные нарушения касались закона «О защите прав потребителей», законодательства о трудовой деятельности, межправительственного соглашения по международным безвизовым перевозкам, в результате чего многие туристы оставались невыездными из КНР. Таким образом, для каждого периода нашей истории характерен «свой туризм». Во времена Советского Союза действия правительства были сконцентрированы на развитии внутреннего туризма, а чуть позже также на том, чтобы он стал массовым. Очевидно, что государство пыталось влиять на туристскую отрасль, создавая строгую вертикаль власти. Свои коррективы в развитие отрасли и становление управленческого аппарата в сфере туризма вносили политические и экономические реалии. На сегодняшний день метаморфозы туристской отрасли не прекращаются. Это обусловлено множеством объективных факторов, включающих в себя новый международный порядок, доступность информации, научно-технический прогресс, политическое и экономическое сотрудничество между странами.

Ключевые слова

туризм, Приморский край, государственный аппарат, архивные материалы, tourism, Primorsky Krai, state apparatus, archival materials

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Оропай Ирина ПетровнаДальневосточный федеральный университет (г. Владивосток)аспирант кафедры отечественной истории и архивоведенияeditor.irenn@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Путрик Ю.С. Всесоюзная научно-исследовательская лаборатория по туризму и экскурсиям: изучаем.. отдых // Турист. 1990. № 8. С. 9.
Государственный архив Приморского края (ГАПК). Ф. 559. Оп. 1. Д. 115.
ГАПК. Ф. 559. Оп. 1. Д. 105.
ГАПК. Ф. 559. Оп. 1. Д. 113.
Российская газета. 2002. 25 июля.
ГАПК. Ф. 559. Оп. 1. Д. 122.
ГАПК. Ф. 559. Оп. 1. Д. 116.
ГАПК. Ф. 85. Оп. 9. Д. 52.
ГАПК. Ф. 559. Оп. 1. Д. 118.
ГАПК. Ф. 559. Оп. 1. Д. 106.
Гатауллина С.Ю. Оценка вклада туризма в региональную экономику // Материалы международной научно-практической конференции, посвященной 5-летию кафедры «Социально-культурный сервис и туризм» (г. Хабаровск, 27-28 марта) / под ред. А.С. Брейтмана. Хабаровск : Изд-во ДВГУПС, 2008. 192 с.
Ходили мы походами..: очерки истории туризма Приморского края / А.Г. Смирнов, А.А. Берестовой. Владивосток : Русский остров, 2009. 258 с.
Манич С.Н. Туризм в Приморском крае // Материалы Пятого международного инвестиционного форума. Секция «Туризм», г. Хабаровск. 16-17.09.2003.
 Организационные основы туристской отрасли Приморского края (1989-2000 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.

Организационные основы туристской отрасли Приморского края (1989-2000 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.