Значение самореализации в процессе становления обучающегося в вузе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.

Значение самореализации в процессе становления обучающегося в вузе

Статья основана на концепции творческого саморазвития академика В.И. Андреева (Казанская научная школа). Описана готовность студентов к овладению навыками самостоятельной работы и к самообразовательной деятельности, рассмотрены этапы формирования творческой самостоятельности студентов, мотивация к деятельности, ее функции и критерии, представлены преимущества и недостатки использования информационно-коммуникативных технологий в процессе обучения, показано значение творческого саморазвития личности преподавателя.

Value of self-realization in university student's formation.pdf В настоящее время в первую очередь востребован специалист мыслящий, знающий, способный самостоятельно не только приобретать, но и применять полученные знания. Подготовка именно таких специалистов и является первоочередной задачей высшей школы. Для решения данной задачи постоянно осуществляется поиск форм, методов и средств обучения, которые предоставляют широкие возможности саморазвития и самореализации личности. Соответственно, актуальным становится овладение студентами навыками самостоятельной работы, готовность к самообразовательной деятельности. Важно, чтобы студенты, приобретая в период обучения новые знания и способы их получения, понимали, что только знания, полученные в результате собственной познавательной активности, могут считаться подлинным достоянием личности [1]. Важнейшим компонентом современной системы подготовки в вузе является самообразовательная деятельность студентов. Знание и понимание законов творческого саморазвития человека для самосовершенствования трудно переоценить. В понятиях современной педагогики были сформулированы базовые законы творческого саморазвития личности (учащихся, студентов, педагогов) в условиях субъект-но-ориентированного образования: 1. Закон системной взаимосвязи элементов (базовых компонентов) творческого саморазвития личности. Суть этого закона: если один из базовых элементов творческого саморазвития личности начинает активно развиваться, это оказывает позитивное влияние на развитие всех остальных элементов «самости». Например, если повышается эффективность самоуправления личности в различных ситуациях учебно-исследовательской деятельности, то это с неизбежностью влияет на творческую самореализацию и другие элементы «самости» учащегося, студента. 2. Закон эффективности самоактуализации целей, задач и проблем для творческого саморазвития личности. Чем более самостоятельно личность актуализирует соответствующие ее силам и способностям цели, задачи и проблемы и добивается их решения, тем выше ее эффективность в творческом саморазвитии. Следует заметить, что закон эффективности самоактуализации целей, задач и проблем для творческого саморазвития личности был обоснован и сформулирован не только с опорой на наши собственные исследования, но он вытекает и, по крайней мере, не противоречит результатам исследований Абрахама Маслоу, содержательно раскрытых в его монографии «Мотивация и личность». 3. Закон эффективности самопознания для творческого саморазвития личности. Чем более глубоко и всесторонне личность познает себя и учитывает в своей жизнедеятельности свои сильные и слабые качества, в том числе и в образовательной деятельности, тем большей эффективности личность достигает в своем творческом саморазвитии. Роль и значение самопознания личности для творческого саморазвития исключительно важны и эффективны для любой деятельности, в том числе и в образовательной. 4. Закон эффективности самоопределения для творческого саморазвития личности. Чем более самостоятельно, мотивированно и осознанно осуществляется личностное и профессиональное самоопределение в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе в образовательной деятельности личности, тем большая эффективность достигается в ее творческом саморазвитии. Исключительно велика роль самоопределения не только на стадии выбора профессии, но и в самом процессе вузовского образования. 5. Закон эффективности самомотивации в различных ситуациях образовательной деятельности личности для ее творческого саморазвития. Чем чаще возникает и ярче проявляется самомотивация, направленная на достижение успеха в условиях глубоко осознанной, лично значимой и приоритетной цели в процессе решения все более сложных задач и проблем, в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и в образовательной деятельности, тем выше эффективность творческого саморазвития личности. Для стимулирования и самомотивации учащихся и студентов в образовательной деятельности очень эффективна методика коучинга. 6. Закон самоусложнения целей, задач и проблем для творческого саморазвития личности. Когда учащийся, студент систематически в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и в образовательной деятельности, разумно и оптимально, с учетом своих сил и способностей усложняет себе цели, задачи и проблемы и при этом добивается успеха в их решении, это создает благоприятные условия для его творческого саморазвития. Суть этой закономерности заключается в том, что самоусложнение целей, задач и проблем создает необходимое эмоциональное и интеллектуальное напряжение сил и творческих способностей учащихся, студентов, что позволяет вывести их познавательную и разнообразную творческую деятельность в зону ближайшего творческого саморазвития личности. 7. Закон эффективности овладения приемами и методами самоуправления для творческого саморазвития личности. Чем более целенаправленно учащийся, студент овладевает и систематически совершенствует применение разнообразных приемов и методов самоуправления в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и в образовательной деятельности, тем большей эффективности он достигает в своем творческом саморазвитии. 8. Закон эффективности самосовершенствования своих личностных и профессиональных качеств для творческого саморазвития личности. Чем более целенаправленно и осознанно личность опирается на свои сильные качества и совершенствует слабые качества в различных ситуациях жизнедеятельности, в том числе и в образовательной деятельности, тем большая эффективность достигается в ее творческом саморазвитии. 9. Закон эффективности периодической мобилизации и релаксации для творческого саморазвития личности. Если в решении особо сложных и трудных задач и проблем периодически используются приемы и методы мобилизации и релаксации, это приводит к повышению эффективности творческого саморазвития личности. 10. Закон эффективности резонанса внутренних сил и способностей с внешними условиями для творческого саморазвития личности. Чем чаще достигается своеобразный резонанс между внутренними силами, способностями и личностными качествами, с одной стороны, и внешними условиями, требованиями, трудностями и сложностями творческой задачи -проблемы, с другой стороны, тем выше эффективность творческого саморазвития личности. 11. Закон эффективности влияния неравномерности развития интуитивного и логического, эмоционального и рационального и других качеств и способностей для творческого саморазвития личности. Чем более проявляется, а главное учитывается в различных ситуациях жизнедеятельности, в решении творческих задач и проблем неравномерность развития интуитивного и логического мышления, эмоционального и рационального и других качеств и способностей, тем большая эффективность достигается для творческого саморазвития личности. 12. Закон эффективности сотрудничества и сотворчества для творческого саморазвития личности. Чем большая продуктивность достигается в процессе сотрудничества и сотворчества, как с отдельной личностью, так и в групповой учебной, профессиональной, разнообразной творческой деятельности, тем в большей степени это способствует повышению эффективности творческого саморазвития личности в образовательной деятельности. 13. Закон эффективности конкуренции и самоконкуренции для творческого саморазвития личности. Чем большая результативность достигается в процессе конкуренции и самоконкуренции (в стремлении превзойти свой прежний результат), в различных ситуациях соревновательной деятельности, в том числе и в образовательной деятельности личности, тем большая эффективность достигается в ее творческом саморазвитии. 14. Закон фазового перехода образования в самообразование, воспитания в самовоспитание, развития - в творческое саморазвитие личности. Образование в том случае достигает гарантированного качества, если образование переходит в самообразование, воспитание в самовоспитание, а развитие - в творческое саморазвитие личности [2]. Подчеркнем, что сформулированный выше закон не отвечает в деталях на вопрос, как осуществить фазовый переход от образования к самообразованию, от воспитания к самовоспитанию, от развития к творческому саморазвитию личности. Этот закон лишь указывает на то, что фазовый переход - это одновременно и цель, и наиважнейшее педагогическое условие гарантированности качества образования. Таким образом, педагог-мастер отличается от неэффективного педагога тем, что создает такие условия, которые оказывают стимулирующее действие для перехода обучения в самообучение, воспитания - в самовоспитание, развития - в творческое саморазвитие личности. В современных условиях жизни актуальным становится развитие такой личности, которая способна к самоорганизации, самосознанию, самореализации и самоконтролю. Проблема самореализации студентов вуза сегодня приобретает особенно актуальное звучание. В центре внимания находится личность обучающегося, его индивидуальность, его возможности самовыражения и саморазвития. Усиление внимания к проблеме самореализации сопряжено с пониманием ее определяющей роли в развитии личности, что диктует необходимость создания условий, позволяющих студенту раскрыть и реализовать внутренний потенциал. Процесс самореализации индивидуален и может осуществляться различными путями и в разных сферах деятельности, однако именно учебная деятельность играет значительную роль в жизни студента и служит важной сферой его самовыражения. С точки зрения психологов и педагогов, внутренней причиной разочарований, неудач в учебе зачастую служит отсутствие возможности для самореализации студентов. Изучение современной практики обучения позволило выявить ряд противоречий между требованиями к современному образованию, где в центре внимания находится личность, и направленностью процесса обучения на освоение обучающими определенной суммы знаний; потребностью в самостоятельной творческой деятельности и преобладанием репродуктивных методов обучения; осознанием важности и необходимости процессов саморазвития и самореализации со стороны студентов и педагогов и отсутствием в практике необходимых для них педагогических условий; необходимостью использования активных форм работы, способствующих развитию творчества и их самореализации. При анализе литературы по педагогике можно встретить ряд понятий, используемых для обозначения близких по значению явлений, таких как самостоятельная работа, самостоятельная деятельность, самообразовательная деятельность, самовоспитание, самообразование, самоорганизация. Наиболее часто встречается термин «самостоятельная работа». Определения, представленные в литературе, следующие: - работа, выполняемая по заданию преподавателя в указанные сроки, но без его участия (Б.П. Есипов); - деятельность обучающихся по усвоению информации без посторонней помощи, способность рефлексии и трансформации усвоенного материала (Ю.Г. Юшко); - деятельность личности, которая выступает категорией и психологии, и педагогики (Т.Д. Речкина); - учение, определяемое способностью учащихся ставить перед собой задачи, осуществлять их и рефлексировать (Е.В. Змиевская); - определенная обязательность, стимулируемая преподавателем (Л.И. Наумченко, О.А. Зуева); - целенаправленная, внутренне мотивированная и корригируемая деятельность личности (И.А. Зимняя); - деятельность обучаемого, направленная на применение опыта и знаний для решения новых задач (О.А. Карамина); - средство закрепления изученного материала (К.Н. Корнилов, А.Г. Ковалев); - разнообразная индивидуальная и коллективная деятельность учащихся, выполняемая как на занятии, так и дома (А. Д. Климентенко, А. А. Миролюбов) [3]. Проанализировав этот ряд определений, можно отметить, что понятие «самостоятельная работа» соотносится с понятием «самостоятельная деятельность», они рассматриваются как синонимичные и, соответственно, составляют базовый этап в формировании творческой самостоятельности студентов. Первый этап обучения в вузе направлен на развитие техник изучения учебного материала. Работа с учебно-методической и научной литературой, умение составлять план, конспектировать полученные знания, строить структурно-логические темы - основные составляющие данного этапа. Навыки самоконтроля и взаимоконтроля, полученные на данном этапе, формируют минимальную познавательную самостоятельность. Второй этап предполагает овладение методикой изучения профилирующих предметов. Это дает возможность целенаправленно сформировать методические знания и умения студентов. Данный этап позволяет студентам достигнуть уровня познавательной самостоятельности. На третьем этапе достигается такой уровень самостоятельности, когда лишь в исключительных случаях студенты обращаются за помощью к преподавателю, т.е. данный этап позволяет добиться полной познавательной самостоятельности [4]. Самообразование способствует развитию интеллектуальной, волевой, эмоциональной сферы и других качеств личности, т.е. выступает средством самосовершенствования молодого человека. Создание необходимого образовательного пространства для реализации самообразовательной деятельности будущего обучающегося является важнейшей задачей высшей школы. В работе И.В. Ребро [5] выделяются три вида организации самостоятельной работы студентов. Первый вид - традиционный. Он позволяет закрепить и осознать знания и умения, полученные в ходе лекционных и практических занятий. Работа выполняется к определенному заранее времени самостоятельно студентом. Также данный вид получил название «домашняя самостоятельная работа студентов». Целью такой работы выступает самостоятельное рассмотрение изучаемого материала для более глубокого запоминания. К ней относят подготовку к занятиям, выполнение рефератов, докладов и курсовых работ. Второй вид - аудиторный. Он позволяет преподавателю контролировать уровень осознанности изучаемого материала в назначенное время и в определенном месте. Аудиторный вид - контролирующий самостоятельную работу студентов. Цель - более основательное рассмотрение изученного материала. К ним относятся зачеты, экзамены, коллоквиумы и консультации. Третий вид - индивидуальный. Он предполагает использование поисковых и исследовательских способностей студента. Другое название этого вида работы - исследовательская самостоятельная работа. Цель - развитие поисковой и исследовательской деятельности, формирование способности к самообразованию и самореализации. К данному виду работы относят рассмотрение материала, выходящего за рамки образовательного стандарта, представление результатов работы на лекции или конференции [5]. В университетском образовании существует тенденция к созданию условий для автономной самостоятельной деятельности студентов, когда преподаватель выступает не как компонент подготовки, а как одна из форм обучения студентов, зачастую ориентируясь лишь на выполнение студентами отдельных самостоятельных заданий [6]. Таким образом самостоятельная работа заменяется эпизодической самостоятельной деятельностью. Преподавателю целесообразно не только качественно передать студентам знания и умения по учебной дисциплине, но и систематически развивать готовность к самообразованию у будущих специалистов. Отсюда возникает необходимость обучения студентов основам научной организации умственного труда, планирования, организации и контроля самообразовательной деятельности. Одним из многообразных средств, которые позволяют стимулировать интерес студентов к самообразованию, выступает интеграция аудиторной и внеаудиторной деятельности [7]. Она дает возможность расширить и углубить содержание, формы и методы учебной деятельности, сохранить ядро учебных занятий, а также заниматься научной работой и самообразованием вне вуза. Аудиторные виды деятельности - это лекционные и семинарские занятия и часть практических занятий. Внеаудиторная деятельность представляет собой практические занятия, а также различные виды практик (производственные, педагогические и т.д.). Отдельно рассматриваются научно-исследовательская деятельность и различные виды самостоятельных творческих занятий. Особое место в интеграции аудиторной и внеаудиторной деятельности занимают авторские курсы преподавателей, которые позволяют студентам получить новейшие знания в изучаемых областях науки [8]. Систематическое консультирование преподавателем студентов позволяет обеспечить будущих специалистов реальными знаниями и методами работы в библиотеках, в интернет-пространстве. Интегрирование образовательной деятельности с самообразовательной дает возможность студенту вне стен вуза не только заниматься самообразованием, но и применять и оценивать его результаты в практической деятельности [9]. С точки зрения И. В. Ребро, можно выделить следующие функции мотивации, направленной на самостоятельную деятельность студентов: 1. Побуждающая. Потребности, мотивы и интересы вызывают необходимость в реализации себя, что в свою очередь пробуждает эту функцию. Она представляет собой основу деятельности и создает мотивационное содержание личности. Побуждение возникает из внутренних импульсов личности или под воздействием внешней среды. Внешние побуждения отражаются на внутренних посредством осмысления и анализа личностных потребностей. Побуждение может возникнуть из-за любопытства, познавательного интереса, реакции на новизну, возможности реализовать способности и т. д. 2. Стимулирующая. Поддержка и продолжение побуждения к реализации потребностей, мотивов и интересов формируют данную функцию. Основу составляет стимул, т. е. внешнее воздействие на личность, которое активизирует его мотивационную сферу, а через нее и определенную деятельность [10]. Назначение этой функции - образование и поддержка нового побуждения к деятельности до достижения определенной цели, самореализации. 3. Контролирующая. Осуществление контроля и оценка соответствия предстоящей деятельности и возможностей для реализации личностных потребностей, контроль процесса самостоятельной работы, возможное изменение направленности деятельности составляют данную функцию. Контроль в первую очередь осуществляется самой личностью либо под воздействием внешних факторов [5]. Компонентами успешной образовательной деятельности выступают: - поэтапное движение к достижению поставленных целей, контроль и оценка каждого этапа; - совершенствование образовательной среды; - создание индивидуальной образовательной траектории студента в рамках общей образовательной среды [11]. И. В. Ребро с учетом особенностей мотивационной сферы в юношеском периоде выделяет следующие критерии мотивации самостоятельной деятельности студентов (под критерием понимается признак, на основе которого производится оценка, определение или классификация чего-нибудь (от греч. kriterion -средство для суждения) [12]): - стремление к самоопределению (желание определить и критически оценить свои способности, возможности, отношения через призму своих убеждении); - стремление в самостоятельной деятельности (желание осуществлять деятельность без посторонней помощи, чтобы самому оценить свои знания и умения при достижении поставленной цели, утвердиться в своих возможностях и способностях); - стремление к свободе выбора пути достижения цели (желание проявить свои убеждения и способности без помощи и давления извне и готовность нести ответственность за свои действия); - стремление к творческой деятельности (желание проявить, показать свой неповторимый, оригинальный способ деятельности или нестандартное, отличное от других суждение); - стремление к состязательности (желание утвердиться и показать другим свои способности, возможности, знания и умения). Выделенные критерии мотивации являются взаимосвязанными и могут проявляться одновременно, но не обязательно все сразу, в зависимости от мотива, цели. Стремление рассматривается как динамическое свойство всего процесса формирования мотивации [5]. Усиление рефлексивной составляющей - еще одна из целей, которую преследует организация учебного процесса. Студенты испытывают удовлетворение от созерцания результатов собственного творческого опыта, подтверждения собственной «состоятельности». Данный факт может служить мотивом к самообучению. Рефлексия личностно-ориентированного обучения помогает не только закрепить навыки и по-настоящему понять механизмы и проблемы проделанной работы, но также и спроектировать свою будущую деятельность. А.В. Хуторский [13] рекомендует методику организации рефлексии учащихся, которая включает следующие этапы. 1. Остановка предметной (математической, физической, художественной, спортивной и иной) деятельности для анализа предшествующей деятельности. 2. Восстановление последовательности выполненных действий. 3. Изучение последовательности действий с точки зрения ее эффективности, продуктивности, соответствия поставленным задачам. 4. Выявление и формулирование результатов рефлексии, оценка способов их достижения, выдвижение гипотез по отношению к будущей деятельности. 5. Проверка гипотез в последующей предметной деятельности [14]. Развитию образовательного процесса способствует применение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ). Их использование позволяет повысить интерес к дисциплине, углубить знания и мотивировать к обучению. Объединение в одном электронном образовательном продукте красочных изображений технологических процессов, готовых образцов и сопровождение их текстовой информацией и музыкальными фрагментами оказывает эмоциональное воздействие и даёт возможность студентам получать знания в области технологий как современных, так и традиционных [15]. Новые технологии обучения на основе использования ИКТ позволяют интенсифицировать процесс образования, увеличить скорость восприятия, понимания и глубину усвоения новых знаний студентами. Сегодня с помощью компьютера в рамках учебного процесса можно создавать целостную обучающую среду. Использование мультимедиа позволяет усилить наглядность изучаемого материала, сформировать красочный, объемный образ, активизировать креативный подход к обучению, сочетать разнообразные средства обучения, насытить занятие информацией [16]. Интеллектуальные обучающие системы адаптируются к знаниям и особенностям студента, помогают выбрать оптимальное учебное воздействие, сформировать подходящий процесс обучения, определить ошибки студента. Для создания такой системы широко используются система мультимедиа, гипертексты, программы деловых игр. Также становится весьма популярной новая технология информационного взаимодействия - виртуальная реальность. Она дает возможность реализовать иллюзию присутствия в «экранном мире». Гипертексты и мульти-среды позволяют преподавателю: - идентифицировать проблему обучения или ограничить область информационных потребностей студента; - отобрать из гипертекста подмножество конкретных узлов, содержание которых соответствует информационным потребностям студента либо является полезным при поиске решения какой-либо задачи; - во множестве узлов выделить основные и вспомогательные, детализирующие несколько уровней, и решать проблему их оформления; - снабдить отобранные узлы необходимыми связями, отсекая ненужные в данном контексте [17]. В то же время средства мультимедиа имеют некоторые недостатки. Применение и создание средств мультимедиа в настоящее время не имеют единой методологии. С одной стороны, данный аспект помогает развитию креативности. С другой стороны, требуется выполнить огромную работу, чтобы определить, как наилучшим образом организовать учебный процесс при взаимодействии с большой информационной системой [18]. Создание средств мультимедиа требует много времени. Грамотное использование готовых мультимедийный разработок также является проблемой для многих преподавателей. Некоторые обучаемые, а также и преподаватели, особенно в зрелом возрасте, не имеют навыков работы с различными средствами мультимедиа [19]. Обилие материала может вызвать рассеивание внимания: не все обладают умением сконцентрировать внимание на главном. Материал, основанный на гипертексте, способен увести обучаемого от нужного поиска, отвлечь внимание на ссылочные материалы. Часто представление материалы бывает запутанным и сложным, что может сочетаться с низким уровнем интерактивного взаимодействия пользователя с программой. Одной из проблем обучения с использованием средств мультимедиа является отсутствие необходимых аппаратных и программных ресурсов. Мультимедийные средства обучения предъявляют с каждым последующим шагом в своем развитии все более высокие требования к качеству используемых ИКТ [18]. Информатизация образования изменила роль преподавателя. Он уже не единственный источник знания. Преподаватель становится помощником в образовательном процессе. Ему необходимо разрабатывать индивидуальные стратегии обучения, которые позволяют обучающемуся выступать активным участником учебного процесса. Таким образом, одной из важнейших проблем становится подготовка педагогических кадров, готовых к работе с эффективным использованием мультимедийных средств обучения. Пока что чаще всего мультимедиа используется как простое переложение с помощью компьютерных средств стандартной программы обучения. Педагог отвечает за содержание, организацию и направление процесса формирования творческой личности студентов. Таким образом, профессиональными характеристиками педагога становятся готовность к созданию, развитию и реализации собственного творческого потенциала. Преподаватель должен обладать креативными и инновационными компе-тентностями, обеспечивающими нестандартное мышление, адаптацию к изменениям средств, методов и условий деятельности [20]. Творческое самосовершенствование и саморазвитие педагога в процессе профессиональной деятельности делают его профессию актуальной в новых условиях развития общества. Творческое саморазвитие личности - это особый вид творческой деятельности субъект-субъектной ориентации, направленной на интенсификацию и повышение эффективности «самости», т.е. самопроцессов и самоспособностей, среди которых системообразующими являются самопознание, самоопределение, самоуправление, самосовершенствование и творческая самореализация личности [21]. Анализ педагогической практики высшей школы позволяет выявить ряд причин, препятствующих профессиональному становлению педагога как саморазвивающейся творческой личности: - ориентация педагога на репродуктивные методы обучения; - несформированность навыков творческого саморазвития и самореализации в научно-образовательной деятельности; - отсутствие в вузах необходимой среды и системы стимулирования непрерывного повышения уровня творческого развития научно-педагогических кадров; - активизация процесса стандартизации образовательной деятельности вузов в связи с введением системы менеджмента качества подготовки специалистов и обязательной ориентацией на образовательные стандарты, зачастую несовершенные в части требований к компетенциям обучающегося и предполагающие доминанту воспроизводящей деятельности преподавателя, деятельности по шаблону, стандартному набору правил и требований. Важнейшей составляющей творческого саморазвития являются способности человека к творческой деятельности, т. е. творческие способности, которые формируются постепенно, в процессе деятельности, характеризуются как сложные общие способности личности и включают в себя «память; гибкое мышление; творческое воображение и интуицию; способность быстро схватывать суть проблемной ситуации, выдвигать проблему, видеть взаимосвязи, присущие проблеме; способность обнаружить возможность реорганизовать элементы деятельности для нового функционирования, для решения новых проблем; способность ясно видеть несколько способов решения проблемы и выбрать из них наиболее рациональный; способность распознавать, перегруппировывать, изолировать и комбинировать элементы деятельности и распределять их в последовательности; способность к быстрому и широкому обобщению объектов, отношений, действий; способность выдвигать новые гипотезы решения проблемы и видеть альтернативу известному способу решения творческой задачи; способность видеть новые функции объекта; способность действовать в "уме"» [22] и др. Структура творческих способностей предопределяет вывод, что профессиональный рост педагога зависит не только от психолого-педагогической осведомленности о творческом процессе, от усвоения неких эталонов, стандартов как основы воспроизводящей деятельности, а от мобильности и гибкости мышления при принятии оптимальных творческих решений в условиях многогранного педагогического процесса. Педагог, решая бесчисленные образовательные задачи, работает в постоянно меняющихся обстоятельствах, требующих поиска и реализации нестандартных подходов, опосредованных особенностями «объективно-субъективного созидания» в процессе педагогического взаимодействия со студентами [23]. Личностно-процессуальные аспекты творчества предполагают также наличие у личности и определенных качеств: соответствующего уровня интеллекта, притязаний и смыслов, творческой направленности, ее ориентации на саморазвитие, которая выражается в выборе преимущественно продуктивных средств и методов разных видов деятельности, осуществлении рефлексии в процессе деятельности, развитии способности к самоуправлению. В эмоционально-волевой сфере личности становятся важными способность концентрировать творческие усилия, упорство, смелость и независимость суждений, импрови-зационность, диалектичность, интегративность, мобильность, оригинальность, продуктивность, конструктивность, склонность к разумному риску и игре, оптимизм, юмор, достаточно высокий уровень самооценки личности, позитивное в целом самовосприятие и другие. Таким образом, тенденции высшего профессионального образования, формирующие необходимые условия для воспитания личности, созидающей будущее: ориентация вузов на создание развивающей образовательной среды; изменение целевой ориентации системы профессионального образования на формирование компетенций; переход от массовых, коллективных форм обучения студентов к индивидуальным, к развитию творческих способностей на основе самообразования, саморазвития, самосовершенствования; выдвижение в качестве приоритетной гуманистической направленности современного профессионального образования; обращение к научным стратегиям креативной психологии и инновационной педагогики. Отметим, что если большинство из сформулированных законов творческого саморазвития личности целенаправленно и систематически применять в субъ-ектно-ориентированном образовательном процессе, то удастся достигнуть устойчиво высокой эффективности творческого саморазвития личности, с тем чтобы в результате образования она состоялась именно как творчески саморазвивающаяся личность. А творчески саморазвивающаяся личность - это, несомненно, одна из приоритетных целей гарантированного качества образования ХХ1 в.

Ключевые слова

самореализация, самообразование, самостоятельная деятельность, самостоятельная работа, мотивация, творческое развитие личности, информационно-коммуникативные технологии, образовательное пространство, интерактивная образовательная среда, self-realization, self-education, independent activity, independent work, motivation, creative development of personality, information and communicative technologies, educational space, interactive educational environment

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Курзякова Анастасия АндреевнаКазанский технологический университетмагистрант кафедры информатики и прикладной математикиnaffoo@mail.ru
Вяткина Ирина ВячеславовнаКазанский технологический университетканд. пед. наук, доцент кафедры обучения на двуязычной основеWjatkina@mail.ru
Хайруллина Эльмира РобертовнаКазанский технологический университетд-р пед. наук, профессор кафедры моды и технологииelm.khair@list.ru
Всего: 3

Ссылки

Хайруллина Э.Р. Системная ориентация проектно-творческой деятельности на саморазвитие конкурентоспособности студентов инжене ров-технологов : дис.. д-ра пед. наук Казань, 2007. 420 с.
Андреев В.И. Законы творческого саморазвития как основания концепции субъектно-ориентированного образования // Вестник Казанско го технологического университета. 2013. Т. 16, № 16. С. 13-16.
Ларченко Н.В., Тарановская Е.А. Самообразовательная деятельность студента как средство развития познавательной самостоятельно сти // V Международная научно-техническая конференция «Информационные технологии в науке, образовании и производстве». Орел, 2012. С. 1660-1663.
Вяткина И.В. Основные направления формирования творческой компетентности студентов в современном техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2008. № 1. С. 170-174.
Ребро И.В. Мотивирование самостоятельной деятельности студентов как один из важнейших приоритетов при организации самостоя тельной работы // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2009. № 6. С. 133-135.
Хайруллина Э.Р. Интеграция личностно-ориентированного и акмеологического подходов с ориентацией студентов на саморазвитие кон курентоспособности // Педагогическое образование и наука. 2007. № 6. С. 18-23.
Вяткина И.В. Роль интеграции учебной и внеаудиторной деятельности в профессиональном воспитании студентов в техническом вузе // Вестник Казанского технологического университета. 2011. № 3. С. 261-268.
Хайруллина Э.Р., Низамутдинова Г.Ф., Вяткина И.В. Дополнительная профессиональная подготовка бакалавров по направлению «Ту ризм» в области информационных технологий. Казань : ООО «Центр инновационных технологий», 2014. 188 с.
Sakhieva R.S., Khairullina E.R., Khisamiyeva L.G., Valeyeva N.S., Masalimova A.R., Zakirova V.G. Designing a structure of the modular compe tence based curriculum and technologies for its implementation into higher vocational institutions // Asian Social Science. 2014. Vol. 11, № 2. Р. 246-251.
Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. Ростов н/Д : Феникс, 1998.
Третьяков Д.В. Информационные технологии как инструмент развития самообразовательной деятельности студентов // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2007. Т. 15, № 39. С. 365-368.
Большая Советская энциклопедия. М., 1973. Т. 3.
Хуторский А.В. Современная дидактика. СПб. : Питер, 2001.
Тарбокова Т.В. Технология активизации самостоятельной познавательной деятельности студентов в процессе их математической подготовки // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. 2010. № 136. С. 117-124.
Вяткина И.В., Курзякова А.А. Влияние интерактивной образовательной среды на интенсивность учебного процесса на уроках «Техноло гия» // Педагогика, психология и обществознание - 2014 : сб. стат. междунар. науч.-техн. конф. Брянск, 2014. С. 15-19.
Курзякова А.А. Преимущества применения информационно-коммуникативных технологий в современной методике обучения // Актуальные вопросы образования и науки : сб. стат. междунар. науч.-практ. конф. Тамбов, 2014. Ч. 10. С. 115-116.
Корвяков В.А. Информационные технологии в развитии умений самообразовательной деятельности студентов // Научные исследования в образовании. 2008. № 4.
Курзякова А.А. К вопросу о проблеме использования мультимедиа в образовательном процессе // Современное состояние и перспективы развития психологии и педагогики : сб. стат. междунар. науч.-практ. конф. Уфа, 2014. С. 80-82.
Колобаева Н.А., Вяткина И.В., Гарифуллина Н.К., Хайруллина Э.Р. Информационно-коммуникативные технологии как способ интенсификации образовательного процесса бакалавров в технологическом университете // Вестник Казанского технологического университета. 2014. Т. 17, № 11. С. 224-228.
Khairullina E.R., Valeyev A.S., Valeyeva G.K., Valeyeva N.S., Leifa A.V., Burdukovskaya E.A., Shaidullina A.R. Features of the programs applied bachelor degree in secondary and higher vocational education // Asian Social Science. 2015. Vol. 11, № 4. Р. 213-217.
Андреев В.И. Ретроспективный и прогностический подходы к разработке концепций субъектно-ориентированного педагогического образования для творческого саморазвития студентов - будущих педагогов // Образование и саморазвитие. Т. 5, № 33. 2012. С. 10-15.
Залуцкая С.Ю., Панина С.В. Профессиональное становление преподавателя вуза в контексте творческого саморазвития личности // Сибирский педагогический журнал. 2010. № 8. С. 213-219.
Масалимова А.Р. Корпоративное образование и внутрифирменная подготовка: особенности формальной, неформальной и информаль-ной моделей // Современные проблемы науки и образования. 2012. № 3. С. 210.
 Значение самореализации в процессе становления обучающегося в вузе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.

Значение самореализации в процессе становления обучающегося в вузе | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 396.