Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты

Авторы обращаются к проблеме развития современного искусства в регионах России в контексте глобальных проектов и институций, устанавливающих «правила игры» в области современной культуры. Рассматривается опыт организации работы с современным искусством в рамках деятельности Государственного центра современного искусства и других организаций. В качестве примера оригинальной региональной эстетики рассмотрен так называемый сибирский иронический концептуализм. Делается вывод, что заявленная проблема может решаться в рамках конкретных выставочных проектов и кураторских решений, которые направлены на поиск различных форм встречи (диалог, конфликт, дополнение), региональной самобытности и глобальных трендов.

Regional development of contemporary art in Russia: global contexts and local projects.pdf Нарастающий интерес исследователей и публики к динамичным тенденциям и проблемам современного искусства в России неразрывно связан с развитием различных проектов и институций, занимающихся поддержкой современного искусства не только в столичных городах, но и в регионах. Достаточно сказать, что одна из самых консервативных художественных институций России - Государственный Эрмитаж - не только полностью посвятил современному искусству новые площади в здании Адмиралтейства, не только стал организатором одного из крупнейших европейских фестивалей «Манифеста», но и планирует открытие профильного филиала в Москве. Но это пример последних трех лет. Есть и более исторически важные и давние примеры. Один из ярких и масштабных - деятельность Государственного центра современного искусства (ГЦСИ), который является музейно-выставочной и научно-исследовательской организацией и имеет семь филиалов в регионах России. 25 марта 2013 г. в Томске был открыт Сибирский филиал ГЦСИ. За два года своего существования СФ ГЦСИ организовал и реализовал немало заметных выставочных и образовательных проектов с участием художников и экспертов международного уровня - Д. Булатова, Гай Бен-Ари, Е. Шерстобоевой, Д. Пиликина, И. Чубарова, Л. Бугаевой, Д. Галкина и др. Несколько проектов отметились на российском и международном уровнях. Выставка «Манифест ТРИВА» в 2013 г. вошла в шорт-лист престижной всероссийской премии в области современного визуального искусства «Инновация», а выставка «Случайные совпадения. Существует ли российское современное искусство?» в апреле 2014 г. вошла в параллельную программу европейской биеннале современного искусства «Манифеста 10» в Санкт-Петербурге. Одной из главных тем, разрабатываемых Сибирским филиалом ГЦСИ, является изучение современного искусства в Сибири и сибирской идентичности. Манифестом и главным проектом в этом направлении стала масштабная выставка сибирских художников «Соединенные штаты Сибири» (11 июля 2013 г.). Куратор Вячеслав Мизин смело заявил о существовании такого художественного направления, как «сибирский иронический концептуализм». Деятельность Сибирского филиала ГЦСИ в целом отражает тенденцию последних десятилетий: активные попытки найти модели развития современного искусства не только в столицах, но и в региональных городах. Эту тенденцию отражают и региональные проекты Центра современной культуры «Гараж», и масштабный проект «Пермь - культурная столица России». У всех инициатив разная судьба. Однако все они отсылают к непростой культурологической и искусствоведческой проблеме. С точки зрения теории, развитие современного искусства в регионах России глубинно противоречит ситуации, когда эта область художественной жизни функционирует как международный глобальный культурный механизм, связанный с масштабными институциями и фестивалями, знаменитыми художниками и кураторами, арт-рынком и глобальными СМИ, которые задают все параметры того, что является современным искусством. С точки зрения практики, возникает проблема выработки стратегии реализации выставочных проектов современных художников в региональном контексте, которые могли бы претендовать на свой голос в мире современного искусства. В данной статье мы постараемся более подробно разработать эту проблематику и представить анализ / обоснование перспектив развития современного искусства в регионах России с точки зрения разработки и реализации конкретных выставочных проектов. Отчасти нами движет желание заполнить тот исследовательский вакуум, который сегодня существует в этой области. Если суммировать базовые тезисы, которые мы постараемся развить относительно завяленной проблематики, то они могут звучать следующим образом: 1. Работа в области современного искусства в регионах России становится все более активной и масштабной практикой, связанной с интересами и деятельностью различных институций. 2. Развитие современного искусства в регионах сталкивается с противоречием между трансляцией глобального международного контекста (престижные выставки, институции, кураторы, аукционы) и поиском самобытных региональных (местных) оснований. 3. Данное противоречие может быть отчасти разрешено в конкретных выставочных проектах и кураторских решениях, которые направлены на поиск различных форм встречи (диалог, конфликт, дополнение) региональной самобытности и глобальных трендов. Проблемы и опыт регионального современного искусства в России В фильме «Современное искусство: великий мыльный пузырь» английский журналист и режиссер-документалист Бен Льюис называет современное искусство самым раздутым и самым живучим из всех мыльных пузырей, объясняя данное высказывание тем, что оно оправдало ожидания во многом благодаря активной деятельности музеев и стало неуязвимым в отличие от других отраслей экономики [1]. Современное искусство синтетично, оно соткано из множества разноцветных нитей: литературы, живописи, музыки, экологии, виртуального пространства и т.д. Поэтому современные художественные объекты несут не только эстетическую нагрузку, но и наполнены новыми идеями и смыслами. Куратор Международного фестиваля кибернетического искусства в г. Санкт-Петербурге Марина Колдобская сравнивает современное искусство с мифом о Вавилонской башне - языки перемешались, уже несколько поколений художников, начиная с поп-арта, используют язык массовой культуры и политики, социологии и психоанализа, глянцевого фото и традиционной живописи и т.д. [2. С. 8]. Этот экспериментальный художественный язык изобретен и развивается в контексте европейского авангарда начала ХХ в. и идеологии модернизма. Еще в 20-е гг. XX в. испанский философ и социолог Орте-га-и-Гассет обнаруживает тенденцию к дегуманизации искусства, он пишет: «... художник не ошибается и не случайно отклоняется от "натуры", от жизненно-человеческого, от сходства с ним, - отклонения указывают, что он избрал путь, противоположный тому, который приводит к "гуманизированному" объекту... Он ставит целью дерзко деформировать реальность, разбить ее человеческий аспект, дегуманизировать ее» [3]. И действительно, в стремительно развивающихся течениях исчезает сам предмет искусства, размываются границы вещей, смыслов, практик, контекстов. Художник превращает в произведение искусства любую вещь, будь то ржавая консервная банка, бутылочное стекло или мусорный пакет. Наравне с использованием различных утилитарных предметов искусством становится и действие само по себе. Нарастающий зрительский и научный интерес к динамичным тенденциям и проблемам современного искусства не случайно растет вокруг активно проводимых по всему миру биеннале, фестивалей, выставок, конференций, музеев. Но должно ли быть современное искусство заметным, масштабным, глобальным? Тогда получается, что только мероприятия глобального уровня определяют, что такое современное искусство. Или мы можем говорить о том, что есть современное искусство в регионах и благодаря различным организациям существует потенциал для его развития? В России проблемами развития современного искусства занимается ряд институций. По мнению авторитетного теоретика искусства Бориса Гройса, с одной стороны, число музеев современного искусства растет, в них вкладываются деньги, им делается реклама. С другой стороны, к подобным художественным институциям в настоящий момент относятся с недоверием. Гройс пишет: «Динамичное развитие художественных институций и, прежде всего, музеев современного искусства, происходит параллельно процессу стирания явных различий между рукотворными и технически произведенными вещами» [4]. Но все же в наше время музей остается последней возможностью отличить истинное искусство от неискусства. Поэтому и мы сосредоточим основное внимание на деятельности таких российских культурных центров, как Государственный центр современного искусства (ГЦСИ), «ГАРАЖ», музей современного искусства «PERMM». Они занимаются поддержкой современного искусства не только в Москве, но и в регионах, предполагая, что эта деятельность является крайне важным условием развития художественной культуры в целом. Государственный центр современного искусства -музейно-выставочная и научно-исследовательская организация, деятельность которой направлена на развитие современного отечественного искусства в контексте мирового художественного процесса, формирование и реализацию программ и проектов в области современного искусства, архитектуры и дизайна в стране и за рубежом [5]. ГЦСИ постоянно расширяет географию своей деятельности и на данный момент объединяет работу семи филиалов - в Калининграде, Владикавказе, Нижнем Новгороде, Екатеринбурге, Самаре, Томске и Санкт-Петербурге. Это самая большая и активная региональная сеть институций современного искусства в России. Среди основных направлений работы филиалов внедрение современного искусства в общественное пространство города, активная образовательная, аналитическая, исследовательская, научно-информационная деятельность, динамичная выставочная деятельность, арт-резиденции и разнообразные экспериментальные формы работы с художниками и аудиторией. В каждом из филиалов разработаны уникальные программы и проекты, направленные на развитие и популяризацию современного искусства в регионе. Уральский филиал ГЦСИ, который начал работу в 1999 г., реализует следующие программы: «Artist-in-residence» (арт-резиденции - приглашенные художники реализуют проекты в филиале), «Арт-исследование», «Искусство. Наука. Технологии», «Культурная журналистика», «Образование», «Опыты междисциплинарности», «Сотрудничество», «Урал- Регионы», «Уральские заводы: индустрия смыслов». Также в рамках деятельности Центра издается журнал создателей и потребителей искусства «ZAART», который сегодня пытается формировать культурную географию НеМосквы. Главным и самым масштабным проектом Уральского филиала заслуженно считают Уральскую биеннале современного искусства. Среди постоянных резидентов УФ ГЦСИ такие звезды российского современного искусства, как стрит-художник Тимофей Радя и яркие представители технологического искусства в России группа «Куда бегут собаки». Основные программы Балтийского филиала ГЦСИ включают: «Наследие в актуальном контексте», «Современное искусство и современное общество», «Современная архитектура, пространственное развитие и дизайн среды», «Искусство и наука в эпоху постбиологии», «Звук и видео: feed back», выставочную программу «На мансарде», программу «Художник в резиденции», образовательную программу «Арт-классики» (в том числе детско-юношеская студия цифрового искусства), издательскую программу «рН». Балтийский филиал регулярно проводит популярный фестиваль экспериментальной музыки «Sound Around Калининград», ставший его визитной карточкой. Кроме того, благодаря научной и кураторской работе Дмитрия Булатова филиал бесспорно является одним из центров развития в России так называемого science art. Приволжский филиал ГЦСИ, открытый в 1997 г. на базе общественной организации «Нижегородский центр современной культуры "Кариатида"», своеобразен тем, что на его базе сформированы видеоархив и коллекции видеоарта, на основе которых делается цикл телевизионных передач «Арсенал современного искусства». Большой интерес представляет работа по художественному осмыслению культурного наследия, которая реализуется в оригинальных выставочных проектах (например, нашумевший в 2014 г. проект «Ниже Нижнего»). Еще одна уникальная составляющая деятельности нижегородцев - разработка образовательных программ для детей и школьников. Сегодня (после масштабного ремонта) филиал располагается в здании Арсенала на территории нижегородского Кремля и занимает важное место в культурном ландшафте региона. Северо-Западный филиал ГЦСИ в Санкт-Петербурге был открыт в 1995 г., помимо реализации различных художественных и культурных проектов занимается репрезентацией зарубежного актуального искусства в Петербурге и России, а также российского искусства - за рубежом. Здесь также функционирует довольно известная программа арт-резиденций (базируется в Кронштадте), которая тесно связана с работой филиала в области художественных экспериментов в городской среде. В 2013 г. резиденцию посетили 25 художников из России и 17 стран мира. Итоговые работы художники представили на выставке в виде фотографии, видео, инсталляции, арт-объектов, живописи и графики, раскрывающих уникальную ауру города-острова, его историю и современный уклад жизни. Таким образом, кронштадтская резиденция ГЦСИ может послужить примером развития региональных арт-проектов вне крупного города. С 2010 г. региональная структура ГЦСИ расширилась на Кавказ. Новый филиал начал работу в г. Владикавказе и быстро обратил на себя внимание благодаря форуму «Арт-Кавказ» и арт-симпозиуму «Ала-ника», в котором сочетаются выставочные, образовательные и научно-исследовательские элементы. Говоря о деятельности филиалов ГЦСИ, нельзя не сказать, что в различных регионах были реконструированы и находятся в стадии реставрации архитектурные памятники, полученные ГЦСИ в оперативное управление для создания государственного музея современного искусства. Так, в Калининграде завершается восстановление башни и части мансардных помещений казармы «Кронпринц» - памятника истории и культуры XIX в. А в Нижнем Новгороде восстановлено здание Арсенала Нижегородского кремля, и с 1 мая 2015 г. после масштабной реконструкции новый Арсенал открыт для публики. В Томске объявлено о начале реконструкции здания, в котором будет располагаться филиал так называемых Гороховских складов архитектора Крячкова на набережной Томи [5]. В нашем обзоре Сибирский филиал ГЦСИ занимает особое место, именно поэтому мы начали нашу статью именно с него (см. выше) и еще уделим ему отдельное внимание. ГЦСИ - не единственная институция в этой сфере современной российской культуры. Его важная особенность в том, что здесь уже более двадцати лет ведется последовательная и систематическая работа по развитию филиальной системы в регионах России. В ГЦСИ сложилась и функционирует полноценная институциональная модель, чего нельзя сказать о других примерах регионализации современного искусства. Обратимся к региональным амбициям Центра современной культуры «Гараж». Он был основан в 2008 г. Дарьей Жуковой в Москве с целью развития и популяризации современной культуры. Данная независимая культурная институция обладает уникальным научным архивом, обширной выставочной программой зарубежных и российских художников, образовательной и издательской деятельностью, которая формирует качественную среду для создания новых идей и проектов. Кроме того, «Гараж» занимается разработкой и внедрением инновационных методик детского и семейного образования; поддержкой профессионалов в сфере искусства и культуры. Деятельность Центра современной культуры «ГАРАЖ» не ограничивается проведением столичных выставок и фестивалей. 22-25 мая 2013 г. по заказу Министерства культуры Российской Федерации центром был проведен семинар «Дом новой культуры: конструируем будущее». В самом названии проекта легко уловить желание переформатировать традиционный и привычный провинциальный Дом культуры и найти новые современные формы функционирования. Проект создания Домов новой культуры или ДНК-центров был нацелен на распространение знаний и передовых технологий в сфере культуры и организации жизни, а также создание среды, благоприятной для творчества и самореализации молодых жителей городов с населением от 50 000 до 500 000 человек (в отличие от ГЦСИ, филиалы которого базируются в крупных региональных центрах). Пилотные Дома новой культуры планировалось построить в городах Калуге, Первоуральске и Владивостоке при содействии региональных органов власти и частных партнеров проекта [6]. И первым делом к их созданию были привлечены опытные специалисты в области современного искусства (включая ГЦСИ), а также современные художники из России, Европы и США. Суть Домов новой культуры (ДНК) выразил Александр Ослон, глава фонда «Общественное мнение», сказав следующее: «Мы действительно верим, что если создать людям условия для развития и самореализации, то это принесет свои плоды» [7]. Автор статьи придерживается точки зрения, что за экономическим развитием следует культурная потребность. Однако были общественные группы людей, которые выражали недовольство по поводу внедрения подобных современных домов культуры, считающие, что если вы за новую культуру, то вы против старой. Анна Гор, директор Приволжского филиала ГЦСИ: «... найдется много людей в регионе, которые вам скажут: не надо никакой нам новой культуры, мы будем сохранять традиции» [Там же]. К сожалению, данный проект закрыт и переформатирован. В 2015 г. специальная рабочая группа Министерства культуры предложила не только переименовать их в РКЦ, - региональные культурные центры, - но и кардинально сменить назначение: вместо современного искусства и культурных инноваций эти учреждения будут заниматься патриотическим и духовным воспитанием жителей малых городов [8]. В итоге «Гараж» продолжит борьбу за достойное место на глобальной сцене современного искусства (на собственной новой базе в Москве в Парке Горького) в качестве исключительно столичной институции. Здесь мы должны вернуться к нашему основному вопросу: а нужно ли развивать современное искусство в регионах России? Существует ли уж такая необходимость? Современное искусство - это стиль жизни нового поколения, оно согласуется с пространством, в котором общество в настоящий момент обитает. И это пространство глобальных городов. Хороший художник из провинции всегда может уехать и добиться успеха в столице (как когда-то ехали становиться художником в Париж). Любители современного искусства также могут время от времени посещать столичные фестивали и выставки. Однако международная практика культурного развития говорит о том, что современное искусство активно идет в регионы. Это происходит в Европе (конкурс «Культурная столица») и даже в Китае. Современное искусство становится одним из ресурсов успешного развития городов (хрестоматийный пример - испанский Бильбао и музей Гугенхайма). Проблему отсутствия культурной идентичности и культурного бренда различных городов можно решить за счет развития современного искусства в регионе, что немедленно сказывается на привлекательности города для инвесторов, туристов и так называемого «креативного класса». Качественная культурная среда становится крайне важной для осознания качества жизни самими горожанами, что не менее важно, чем привлечь бизнес или туристов. Такие смелые и новаторские проекты предполагают риск и возможность провала. По мнению Ч. Лэндри, «в большинстве организаций, особенно государственных, к риску относятся неодобрительно, а неудачи считают непозволительными... Боязнь риска нередко значит, что в организации нет аналитического механизма, предотвращающего будущие неудачи» [9]. И в данном случае вполне понятный риск может оправдывать средства. Ведь положительные результаты деятельности таких культурных центров, как филиалы ГЦСИ, очевидны. Организуются российские и международные выставочные проекты современного искусства, образовательные и исследовательские программы, включающие богатую палитру культурных мероприятий - фестивали, лекции, мастер-классы, арт-резиденции, которые помогают найти дорогу к пониманию произведений современного искусства и прививают если не любовь к нему, то, во всяком случае, вкус к современному искусству, заинтересованность им. Это не вопрос абстрактного качества жизни, а вполне конкретный способ его улучшить или хотя бы работать над его улучшением. Вот лишь несколько примеров. В мае 2014 г. в г. Томске прошел ежегодный выставочный проект «Street Vision». Стоит сказать, что это полноценное мультижанровое мероприятие, включающее в себя стрит-арт, музыкальные проекты, современную живопись, фотографию, видео-арт. Организаторы нацелены на главных обитателей студенческого Томска - молодежь - и смогли привлечь около 7000 тыс. человек. Современные художники - одни из главных героев фестиваля: стрит-художники Тимофей Радя и Покрас Лампас, арт-группы «Синие носы» и «Куда бегут собаки». Основная выставочная программа фестиваля в том, что касается современного искусства, была сформирована Сибирским филиалом ГЦСИ в рамках специального проекта «I feel U» при активном участии студентов Института искусств и культуры НИ ТГУ. В 2012 г. программа Арт-резиденций 2-й Уральской индустриальной биеннале стала масштабным выходом современного искусства за пределы Екатеринбурга в города Свердловской области. Участники проекта - семь художников из России, США и Франции - сначала должны были познакомиться с пространством как действующих, так и заброшенных заводов, изучить местную промышленную культуру, создать проект-исследование. В результате их проекты должны были актуализировать проблемы и перспективы локального индустриального контекста. Говоря о региональных проектах в сфере современного искусства, нельзя не обратиться к еще одной поучительной истории. Одним из самых масштабных и успешных проектов российского искусствоведа, галериста и куратора М. Гельмана можно назвать «Культурный альянс». «Культурный альянс» объединял 17 городов, которые подписали соглашения об обменных бюджетах. Задача этих городов -организация насыщенной культурной жизни. Сделать ее таковой с помощью собственных творцов невозможно, поэтому была разработана система обменных выставок между городами, которая позволяет расширить и наполнить новыми талантами современное культурное пространство. Гельман исходил из того, что художественная среда в России очень маленькая и главной задачей данного проекта должно быть ее резкое расширение. Или еще более амбициозно - превращение Московской художественной сцены в российскую [10]. Для этого Марат Гельман сам решил перебраться в Пермь и там в качестве директора музея современного искусства PERMM на месте предпринял попытку запустить на региональном уровне международный проект «Пермь - культурная столица» [11]. Главная идея проекта - культура способна и должна сыграть ключевую роль в социально-экономическом развитии края - была озвучена на Пятом экономическом форуме в Перми в 2009 г. и была поддержана на уровне губернатора края и Совета Федерации [12]. Прагматическая сторона превращения Перми в культурную столицу заключалась в желании создать средствами культуры более комфортные условия для молодежи края, которая в большинстве своем стремилась уехать из Перми в Москву или Екатеринбург. В Пермском крае проект вызвал огромный негативный резонанс. В результате конфликтов уже в 2013 г. последовала отставка Марата Гельмана c поста директора музея «PERMM», судьба масштабных проектов - «Культурный альянс», «Пермь - культурная столица» - оказалась под вопросом. В итоге они были свернуты властями региона. Однако музей современного искусства продолжает успешно функционировать. Таким образом, одной из проблем развития современного российского искусства является то, что в стремлении улучшить культурную ситуацию в регионе заинтересованы обособленные группы, конкретные личности, которые, находясь в конфликтных отношениях с политической элитой, становятся не способны противостоять господствующей структуре. В интервью журналу «Воздух» в 2014 г. Гельман высказал спорное утверждение, что в настоящий момент в России все идет к тому, что вновь, как в советское время, искусство будет разделено на официальное и неофициальное, а это губительно отразится на всей российской культурной сфере [13]. Поэтому, с одной стороны, именно работа в регионах таких институций, как Государственный центр современного искусства, Центр современной культуры «Гараж», музей современного искусства «PERMM», могут быть гарантом и стимулом расширения современной российской культуры в региональном контексте. Но это только институциональный срез проблемы. Привезти знаменитых западных художников в провинцию не означает развития современного искусства. И тогда возникает вопрос: а может ли развиваться самобытная региональная эстетика, быть жизнеспособной вне столицы? Эстетика сибирского иронического концептуализма Под лозунгом поиска региональной индивидуальности и самобытности пытается работать Сибирский филиал ГЦСИ. Здесь примером региональной эстетики может служить «сибирский иронический концептуализм». Он начинается с вопроса о том, существует ли вообще особая «сибирскость», пропитанная «нестерпимыми сибирскими морозами, невыносимой сибирской каторгой, несметными природными богатствами...»? [14. С. 6] Сибирское искусство - сложный и малоизученный феномен. Из существующих попыток описать (или сфабриковать?) эстетику современного искусства в Сибири можно назвать интервью с сибирскими художниками и каталог выставки «Соединенные штаты Сибири», изданный Сибирским филиалом ГЦСИ в 2014 г. Один из героев в этой борьбе за самобытность -Александр Шабуров (российский художник, участник арт-группы «Синие носы»). В статье «Жизнеописание наиболее знаменитых новосибирских художников и пересказ их произведений» он утверждает, что никакой «сибирскости» не существует. «Между сибиряками, уральцами и дальневосточниками разницы нет» [Там же. С. 6]. Отличительная черта сибирского искусства в том, что здесь все художники являются «стихийными середняками евразийцами», спокойно воспринимающими людей с иной точкой зрения, вне зависимости от национальной принадлежности, с удовольствием выставляющими себя «сибирскими дикарями». У сибирских творцов схожее амплуа - все они являются «самородками и пересмешниками». Функция их искусства заключается в проверке массовой культуры на прочность, ее осмеянии и пародировании. А сутью сибирского искусства выступает консерватизм и охра-нительство «от глобализации сознания и мифов столичных СМИ» [Там же. С. 70]. Обратимся к истории формирования современного сибирского искусства, которая начала складываться в середине 80-х гг. XX в. и связана с рядом имен. В этот период начинают активно заниматься художественной деятельностью «бумажные архитекторы» и «ан-деграундные художники» - Вячеслав Мизин, Максим Зонов и Дмитрий Булныгин. Они организовывают первую выставку в 1990 г. на заводе металлоконструкций под названием «Души рабочих». В 1995 г. Мизин, называвший свой метод «художественным слабоумием», и Булныгин, впоследствии курирующий международный конкурс «Фестиваль сверхкороткого фильма», попадают в Цюрих на фестиваль «Eurokot», где знакомятся с художниками из Екатеринбурга - с О. Еловым и А. Голиздриным. В Екатеринбурге имелось достаточно развитое культурное сообщество, целая плеяда примечательных персонажей: легендарная «Уктусская школа» (во главе с Анной Таршис), Б.У. Кашкин (основатель «Общества Картинник»), Владимир Жуков (родоначальник «окказиональ-арта»), Евгений Арбенев (изобретатель «подсознательной графики») и др. Конец 1990-х гг. охарактеризован расцветом новосибирского contemporary art благодаря поддержке Фонда Сороса. В 1999 г. при содействии Фонда Кондратюка новосибирскими художниками был организован экстремальный художественный фестиваль «Beyond Time Shelter. Убежище вне времени». Художники из Польши, Украины, Словении, Грузии, России решили встретить Новый год, запершись на несколько дней в бомбоубежище. Цель фестиваля -придумать новаторское искусство в отсутствии высоких технологий. Именно благодаря этому мероприятию фактически возникла группа «Синие носы». Сознательно Вячеслав Мизин и Александр Шабуров стали арт-группой в 2003 г. на триеннале в Вильнюсе. В 2002 г. они принимали участие на биеннале в Цети-нье (Черногория), затем была Венецианская биеннале, 1-я Московская биеннале современного искусства и др. Так, художники, создавшие свой «народнический» вариант современного искусства, опирающийся на сегодняшний интернет-фольклор и образы массовой культуры, стали одними из самых известных и провокационных в стране. Однозначного отношения к творческой деятельности арт-группы нет. Бывший Министр культуры РФ А. Соколов назвал их творчество «позором России». В целом Александр Шабуров отмечает, что какой-то специфики современной культуры Сибири как таковой не существует по ряду причин. Профессиональная прослойка сформировалась сравнительно недавно, институции открывались за счет деятельности энтузиастов, от чего вполне логична их недолговечность. В связи с этим у местных художников contemporary art формировался комплекс творческой неполноценности, или «комплекс Незнайки». Несмотря на обособленность и так называемую «самобытность» была крайне важна художественная оценка извне, желательно из столицы. В любом случае требуется незаурядная исследовательская и художественная работа для анализа и развития сложившейся ситуации [14. С. 6-70]. Попыткой такого исследования стала весьма резонансная выставка «Соединенные штаты Сибири» (11 июля 2013 г., куратор В. Мизин). Выставка объединила художников, творящих на разных просторах необъятной Сибири (Новосибирск, Красноярск, Омск и др.). Кураторские и творческие решения неразрывно связаны с «Культурным альянсом» Марата Гельмана и эстетикой «русского бедного», которая легла в его основу. «Соединенные штаты Сибири» объединили творчество красноярца Василия Слонова с его пародийными плакатами к сочинской олимпиаде «Добро пожаловать в Сочи - 2014», омича Дамира Муратова с серией работ «Если бы они родились в Сибири...», фотоработы разных лет новосибирской группы «Синие носы», а также творчество Сергея Беспамятных с серией работ «Они сражались за родину», Константина Еременко с серией «Истерия Сибири», «История сибирского былинного партизана-сепаратиста Лыкова», работы Игоря Шерко «Ыбть чевокелом», работы фотохудожников группы «ТРИВА», фотоработы Евгения Иванова «Homo Demonstraticus» и др. Эта выставка стала манифестом, заявкой на существование такого художественного направления, как «сибирский иронический концептуализм». Что это значит с искусствоведческой точки зрения? Нам представляется, что, во-первых, концептуализм предполагает, что художника интересует не столько художественная форма, сколько содержательная сторона художественного высказывания, прорывающаяся сквозь провокационные жесты автора и обращенная к многослойному прочтению публикой. Во-вторых, сибирский иронический концептуализм близок к тому направлению в современном искусстве, которое ассоциируют с методами поп-арта и arte-povera - и по тематике, и по материалу. По итогам выставочного проекта был издан каталог. Тем самым художественное явление было задокументировано и официально представлено. В Риге (культурной столице Европы 2014 г.) в середине июня с успехом открылась выставка «На волне», представляющая актуальное искусство Латвии и Сибири. Организаторами выставки выступили Латвийский институт современного искусства, Сибирский филиал Государственного центра современного искусства и новосибирский фонд «Сибирский центр современного искусства». «Костяк» «сборной Сибири по современному искусству» составили авторы, хорошо известные по выставке «Соединенные Штаты Сибири»: Дамир Муратов (Омск), Василий Слонов (Красноярск), группа «Синие носы» (Новосибирск - Москва), Дмитрий Булныгин (Москва - Новосибирск), Константин Еременко, Сергей Беспамятных, Игорь Шерко, Константин Скотников (Новосибирск). Все эти художники были представлены как уже известными работами, так и совершенно новыми, некоторые из которых были созданы специально для выставки «На волне». А в осеннем номере русского издания «Rlgas Laiks» было опубликовано интервью с директором Сибирского филиала ГЦСИ, художником из группы «Синие носы» - Вячеславом Мизиным. В ходе интервью обсуждалась и сибирская идентичность. По словам Мизина, существует некая сибирская искренность: «Это как бы делается от души, особенно сначала.». На вопрос, является ли сибирское искусство коллективным, куратор ответил: «...когда уже серьезно к этому подошел, я обнаружил, что у них у всех присутствует особый взгляд на вещи - вот этот иронизм, критицизм, некий абсурдизм. И мне не надо было предпринимать никаких специальных шагов, чтобы объединить художников под каким-то лозунгом... сибирское искусство представляет такой вот пул художников, которые мыслят примерно одинаково и работают примерно одинаково» [15. С. 109]. Тему продолжили другие выставочные проекты на базе СФ ГЦСИ. 9 октября 2014 г. в Сибирском филиале ГЦСИ в рамках круглого стола «СоврИск made in Siberia: что это?» состоялось пресс-открытие выставки томской художницы Наташи Юдиной «Мой Кремль». Молодая, но уже достаточно известная художница решила обыграть в образе игрушечного Кремля множество деталей, заставляющих задуматься о том, что же есть Родина с очень простой, обыденной и интимно-вещной точки зрения? В рамках круглого стола обсуждали такие сложные и противоречивые вещи, как современное сибирское искусство и его представление различным аудиториям. Дискуссия сосредоточилась вокруг противоречия, заявленного нами в самом начале статьи. Кто-то настаивал на том, что современное сибирское искусство, безусловно, есть, несмотря на то что в настоящий момент сибирская идентичность всячески подавляется. Кто-то говорил, что искусство, сделанное в Сибири, ориентируется на некие международные «нормативы», приемы и техники и не является сибирским по своим корням. Для кого-то образцом сибирского искусства является та традиция, которая была заложена в сибирском панке в середине 1980-х гг. На вопрос, ассоциирует ли Наташа Юдина себя с такими сибирскими художниками, как Д. Муратов, B. Слонов, группой «Синие Носы» и с отечественной традицией contemporary art, художница ответила: «Конечно, какую-то одинаковость мысли я ощущаю. Что касается сибирской идентичности, то специально изучать я ее не берусь, но она все равно как-то... «лезет». По поводу современного искусства скажу следующее... обидно, что искусство разделилось на два лагеря - новое и старое. Новое, это не значит, что это только навязанный, тоталитарный менеджмент. Хотя, современное искусство достаточно тоталитарно. Просто пришло то время, когда старых форм недостаточно, нужен концепт, идейность, возможность «включить» мозги, а не только созерцать прекрасное» [16]. Еще один важный выставочный проект был реализован в апреле 2015 г. Документальная выставка под названием «Повторение непройденного» исследует контекст сибирского искусства 1990-х гг. (куратор - C. Самойленко). В начале 1990-х гг. в Новосибирске (ПАН-клуб), Томске (Макс Батурин) и Кемерово (Макс Уколов и театр «Ложа») независимо возникли художественные движения, синтезирующие литературу, театр и визуальное искусство, практикующие художественные интервенции в городскую среду в виде перформансов. Практика этих движений во многом повторяла арт-движение «FLUXUS», хотя сибирские художники и литераторы вряд ли об этом догадывались. Художники «Флюксус» за все время существования движения старались избегать привычных артистических институций, пытаясь разрушить сами принципы искусства, они проводили хэппенинги, перформансы, занимались видеоартом, авангардной поэзией, работали в эстетике «вещи», «объекта». Основным принципом движения являлась абсолютная спонтанность, произвольность, отказ от любых ограничений [17]. В качестве примера можно привести акцию на Черной речке (70 км южнее Новосибирска), проведенную 14 февраля 1994 г. совместными усилиями газеты «Молодая Сибирь» (в лице руководителя ПАН-клуба) и драматического театра «Молодежный» (художественный руководитель - Сергей Афанасьев). Цель акции - восстановление исторической справедливости. Участники акции исполнили ритуал, на котором через 157 лет после поражения на дуэли Пушкин взял реванш у своего обидчика [18. С. 14]. Эту историю можно расценить как иллюстрацию того факта, что именно в 1990-е гг. были заложены параметры и задан вектор последующего развития современного искусства в Сибири, а участники тех движений стали ключевыми фигурами в различных сферах: визуальном искусстве, литературе, театре. Итак, благодаря ряду выставочных проектов, посвященных «сибирской идентичности», «сибирский иронический концептуализм» заявил о себе как особом художественном явлении, существующем в региональном контексте. Мы также видим попытку сформировать некий арт-бренд, прив

Ключевые слова

современное искусство, Государственный центр современного искусства, кураторская деятельность, региональное искусство, contemporary art, art curating, National Centre for Contemporary Art, regional art

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Галкин Дмитрий ВладимировичТомский государственный университетд-р филос. наук, доцент кафедры теории и истории культурыgdv_t@mail.ru
Куклина Анастасия ЮрьевнаТомский государственный университетстудентка Института искусств и культурыkuklina_1993@bk.ru
Всего: 2

Ссылки

Фильм «Современное искусство: великий мыльный пузырь / The great contemporary art bubble». «Artcontext». URL: http://www.artcontext.info/art-video/88-film-about-art/1146-bubble.html
Международный фестиваль кибернетического искусства. URL: cylandfest.com/files/Cyberfest2011-catalog.pdf
Ортега-и-ГассетХ. Дегуманизация искусства. М. : Радуга, 2000. 646 с.
Художественный журнал № 23. Борис Гройс «О музее современного искусства». URL: http://www.guelman.ru/xz/362/xx23/x2307.htm
Государственный центр современного искусства. URL: http://www.ncca.ru/articles.text?filial=2&id=11
Музей современного искусства «Garage». URL: http://garageccc.com/ru/page/about
Новости Калуги. URL: http://kaluga24.tv/pravda-o-dnk-zachem-kaluge-i-rossii-nuzhna-novaya-kultura/
ART 1. Visual daily. URL: http://art1.ru/zloba-dnya/proekt-domov-novoj-kultury-svernuli/
Лэндри Ч. Креативный город. М. : Классика-XXI, 2005. 399 с.
Видеохостинг «Youtube». URL: http://www.youtube.com/watch?v=-xidM4eJD5s
Галерея «Культурный альянс». Проект Марата Гельмана. URL: http://www.guelman.ru/
Журнал «Сноб». URL: http://snob.ru/chronicle/entry/6294
Журнал «Воздух». URL: http://vozduh.afisha.ru/art/marat-gelman-teper-ya-zanimayus-proektami-ne-v-rossii/
Соединенные Штаты Сибири: Сибирский иронический концептуализм // Каталог выставки. Томск : Сибирский филиал Государственного центра современного искусства, 2014. 238 с.
Русское здание «Rigas Laiks», осень 2014.
Группа «Вконтакте» Сибирского филиала ГЦСИ. URL: https://vk.com/club67130776
Флюксус. URL: http://visart.info/POST/flux.htm
Новая сибирская газета «Молодая Сибирь». № 7 (14) 19 февраля 1994.
«Политика поэтики : сб. ст. Б. Гройса. М. : Ад Маргинем, 2013. 400 с.
Х.-У. Обрист. Кураторство. Как бороться с перепроизводством и перерасходом ресурсов, которые захлестнули мир. URL: http://esquire.ru/ideas/hans-ulrich-obrist
Виктор Мизиано. Пять лекций о кураторстве. М. : Ад Маргинем, 2014. 256 с.
 Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Развитие современного искусства в регионах России: глобальный контекст и локальные проекты | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.