Формирование краеведческой культуры личности в муниципальной сельской библиотеке (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Формирование краеведческой культуры личности в муниципальной сельской библиотеке (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области)

Статья посвящена изучению деятельности сельских библиотек Томской области по формированию краеведческой культуры читателей. Исследованы междисциплинарные аспекты краеведения в структуре базисной культуры личности. Показано значение краеведческого образования и воспитания в контексте формирования личности. Приведены особенности формирования краеведческих фондов сельских библиотек традиционными и электронными документами. Рассмотрены направления, формы и результаты краеведческой библиотечной деятельности в соответствии с направлениями формирования базисной культуры личности.

The formation of personal local studies culture in municipal rural libraries (on the material of the activities of the l.pdf Современное общество, важнейшими характеристиками которого являются как поликультурность и тенденция к глобализации, так и сохранение самобытности культуры локальных этнических групп, нуждается в формировании личности нового социокультурного типа. Культурологическая подготовка современного гражданина предполагает развитие личностно-ориентированного отношения к действительности; ее главный показатель - уровень сформи-рованности гармоничной личности, ее духовности, интеллектуально-нравственной свободы, творческой индивидуальности, социальной активности. Идеальный тип личности настоящего и ближайшего будущего в современных исследованиях представляется следующим образом: это самостоятельный, предприимчивый, ответственный, коммуникабельный, толерантный человек, способный видеть и решать проблемы автономно, а также в группах, готовый и способный постоянно учиться новому в жизни и на рабочем месте, самостоятельно и при помощи других находить и применять нужную информацию, работать в команде. Общекультурная компетентность личности предполагает знание особенностей национальной и общечеловеческой культуры, духовно-нравственных основ жизни человека и человечества, отдельных народов, а также культурологических основ семейных, социальных явлений и традиций, влияния науки и религии на человека и мир в целом. Культурологическая компетентность возникает как следствие формирования базисной культуры личности. Базисная культура личности - это фундаментальные свойства и качества личности, позволяющие индивиду развиваться гармонично и в согласии с той культурой, в которой он живет, не вступая с ней в противоречие, а внося посильный вклад в ее развитие. Базисная культура личности включает в себя: культуру жизненного самоопределения и семейных отношений; экономическую, политическую, правовую, экологическую, бытовую и нравственную культуру; интеллектуальную, художественную и физическую культуру; культуру межнационального общения и труда [1]. Данное понятие является одним из центральных в культурологической парадигме развития личности XXI в. Оно направлено на формирование базовых оснований (знаний, навыков, отношений) той культурной среды, в которой люди родились, живут и будут жить. В контексте данного исследования представляется оправданным показать значение краеведческой деятельности в формировании базисной культуры личности. Академик Д. С. Лихачев высоко оценивал краеведение в культурологическом контексте, отмечая, что «краеведение оценивает значительность происходящих на данной территории событий и связанных с этой территорией людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей, редкость и важность природных данных. С этой точки зрения, "моральная отдача" краеведения, его культу-рообразующая и воспитательная роль исключительно велика» [2]. Понятие «краеведение» трактуется в современной справочной литературе как изучение природы, населения, хозяйства, истории и культуры какой-либо части страны, административного или природного района, населенных пунктов, осуществляемое главным образом силами местного населения [3]. Таким образом, мы видим, что краеведение является междисциплинарным понятием и прослеживается практически во всех аспектах базисной культуры личности. Так, нравственная культура предполагает формирование гуманистической морали, культуры общения, отношений повседневного морального поведения не только к Родине и государству в целом, но и к своей малой родине, объекту эмоциональной привязанности конкретного человека. Гражданская культура требует знания и выполнения гражданских обязанностей и долга, разумного использования своих гражданских прав, соблюдения законов не только государства в целом, но и того региона, где человек живет и работает. Культура межнационального общения представляет собой совокупность специальных знаний и действий, проявляющихся в межличностных контактах и взаимодействии представителей различных этнических общностей, позволяющих быстро и безболезненно достигать взаимопонимания и согласия в общих интересах. Экономическая культура включает в себя формирование знаний, потребностей, интересов и стиля мышления, соответствующих природе, принципам и нормам рационального хозяйствования и организации производства, распределения и потребления как на уровне государства, так и своего региона в частности. Также необходимы знания основных законов рыночной экономики, умение осмысливать явления экономической жизни и понимание экономической специфики конкретной территории, определяющие возможность внести личный вклад в ее развитие. Трудовая культура проявляется в развитии общетрудовых умений и способностей, психологической готовности к труду, в сознательном выборе профессии, востребованной и актуальной в той местности, где человек планирует жить. Экологическая культура предполагает формирование системы знаний о природе своего края, гуманного ответственного отношения к ней как к национальной и общечеловеческой ценности, готовности к природоохранительной деятельности, а также бережного личного отношения к местной природе, любви к ней, умения наслаждаться ее красотой. Художественная культура личности определяется формированием на общемировом и региональном материалах потребности в высоких культурных и духовных ценностях и в их дальнейшем обогащении, развитии творческих способностей; также предполагается знание образцов местного литературного и художественного творчества, знакомство с их авторами - своими земляками. Культура семейных отношений - это совокупность знаний, представлений, ценностей и традиций устройства семьи и взаимоотношений в ней, понимание ее назначения и функций, умение выстроить гуманные и гармоничные семейные отношения. Данный элемент общей культуры формируется прежде всего на примере позитивных образцов семейной жизни, входящих в ближнее социальное окружение личности: своих знакомых, соседей, родственников. В процессе исследования мы опираемся на рабочее понятие «краеведческой культуры личности», сформированное нами на базе общепринятых понятий «базисная культура личности» и «краеведение» и определяющее фундаментальные личностные свойства, позволяющие человеку гармонично развиваться в рамках территориально ограниченной социально-культурной среды, изучая ее специфику, формируя эмоционально положительное отношение к ней, внося посильный вклад в развитие и процветание своего края. Понятие «краеведческая культура», таким образом, является обобщающим и включает краеведческие аспекты гражданской, нравственной, экономической, трудовой, семейной, художественной, интеллектуальной культуры, составляющие структуру базисной культуры личности. Задачи формирования краеведческой культуры реализуются в процессе краеведческого образования. Понятие «краеведческое образование» всесторонне рассмотрено в трудах Г.П. Пирожкова и трактуется им как «совокупность систематизированных знаний и навыков, полученных в результате обучения краеведению; процесс развития и саморазвития личности, связанный с овладением социально значимым опытом, накопленным жителями отдельных территорий страны, воплощенным в знаниях, умениях, творческой деятельности и эмоционально-ценностном отношении к природе, человеческому сообществу, государству в лице местных властных структур; необходимое условие сохранения и развития материальной и духовной культуры». Автор также оперирует понятием «краеведческая культура», понимая его как «совокупность достижений человеческого сообщества определенного края» [4]. Краеведческое образование, в свою очередь, включает в себя процессы обучения, т. е. «совместную деятельность учителя и учащихся, в ходе которой осуществляются целенаправленная передача общественно-исторического опыта, формирование и развитие личности» [5] и воспитания, традиционно понимаемого как «целенаправленное развитие человека, включающее освоение культуры, ценностей и норм общества» [6]. Краеведческую культуру личности в современном обществе формируют различные социальные институты. Прежде всего это - учреждения системы образования, к которым относятся дошкольные и школьные организации, средние специальные учебные заведения, учреждения высшего и послевузовского, основного и дополнительного образования. Помимо этого, большое влияние на личность оказывает семья, изучение семейной истории в контексте развития государства и своего края. И, наконец, важнейшее значение имеет деятельность учреждений сферы культуры - музеев, клубов и библиотек. Библиотека является информационным центром, хранилищем, организатором краеведческой деятельности региона. Одна из ее основных задач - формирование, хранение и предоставление пользователям массивов документов в традиционной и электронной форме, содержащих сведения по истории и современному состоянию своего региона. Библиотеки традиционно ведут как просветительскую работу, популяризируя культурное наследие края, так и научно-информационную деятельность, обеспечивая информационное и библиографическое сопровождение территориальных народнохозяйственных, научных, воспитательных и других программ, выявляя, изучая и упорядочивая местные краеведческие ресурсы. Библиотечное краеведение стремится к духовно-культурной интеграции всех категорий читателей, что опосредованно способствует понижению социокультурной и политической напряженности в регионе, обеспечивает устойчивость и относительную гармонию духовного единства и возможностей взаимодействия населения. Организуя краеведческую деятельность, библиотека основывается на различном уровне сформированности краеведческой культуры читателей. В практике работы выделяются следующие уровни: нулевой (отсутствие практических и теоретических знаний о крае); эмпирический (наличие практических, житейских познаний о местности); теоретический (сформированы лишь теоретические понятия о специфике данного региона); теоретико-эмпирический (предполагающий сочетание и взаимодействие теоретических и эмпирических знаний о крае) [7. С. 172-173]. Организации краеведческой деятельности библиотек посвящено значительное количество литературы. Наиболее актуальными можно назвать труды И.И. Михлиной «Краеведческая библиография в системе российской библиографии: теоретические основания» (Краснодар, 2003), А.Н. Масловой «Краеведение и библиотека» (СПб., 2010), а также работы регионального уровня, например Г.А. Володиной «Краеведение в современной библиотеке» (2009), Е.В. Бей-линой «Краеведческая работа библиотек. Региональные программы», Г.Н. Захаровой «Трансформация краеведческой деятельности библиотек Белгородчины в условиях социально-экономических реформ». Особенности краеведческой деятельности в условиях детской библиотеки исследует Т. Н. Сомова в диссертации «Детская библиотека: специфика краеведческой деятельности» (М., 2003). Результатом теоретического осмысления стал терминологический словарь «Библиотечное краеведение», составленный В.С. Крейденко и А.В. Мамонтовым (СПб., 1998). Актуальные проблемы библиотечного краеведения обсуждаются на конференциях различного уровня, в частности на ежегодных заседаниях секции «Краеведение в современных библиотеках» в рамках конференций Российской библиотечной ассоциации (РБА), а также Межрегиональном научно-практическом семинаре «Библиотечное краеведение в мегаполисе» (М., 2014), региональном вебинаре «Проблемы краеведческой деятельности современных библиотек» (СПб., 2014), XVIII Международной краеведческой конференции (Владимир, 2013), Всероссийском научно-практическом семинаре «Краеведение в детской библиотеке» (Архангельск, 2012) и др. Особенное значение краеведческая деятельность приобретает в сельских библиотеках, являющихся одним из немногих общедоступных бесплатных социальных институтов малых территорий, занимающихся сбором, упорядочиванием и предоставлением информации об истории и современном состоянии соответствующей местности. Предметом исследования данной статьи является деятельность сельских библиотек Томской области по формированию краеведческой культуры личности. Территориальные границы исследования включают Верхнекетский, Тегульдетский и Чаинский районы, что определяется сферой научных интересов кафедры библиотечно-информаци-онной деятельности Института искусств и культуры Томского государственного университета. Источни-ковой базой исследования являются материалы библиотечных сайтов, аналитические отчеты о деятельности библиотек за 2011-2014 гг., представляющие актуальную информацию о современном состоянии и направлениях библиотечной работы. Краеведческая деятельность сельских библиотек регламентируется организационно-методическими документами международного, федерального и регионального уровней. Так, Руководство Международной федерации библиотечных ассоциаций (ИФЛА) гласит, что «публичная библиотека (в число которых входят и муниципальные сельские библиотеки) должна быть одним из главных учреждений местного сообщества по сбору, хранению и популяризации достижений местной культуры во всем ее многообразии. Это может быть достигнуто самыми разными способами, например путем сбора и хранения местных исторических документов, организации выставок, вечеров воспоминаний. Эффективными методами также являются публикация материалов, интересующих местное население, проведение культурно-просветительских программ, освещающих местную тематику» [8. С. 21]. Конкретизирует данные положения «Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек», принятое РБА в 2005 г., в котором определены цели краеведческой библиотечной деятельности: обеспечение доступности краеведческих информационных ресурсов, распространение краеведческих знаний, формирование и развитие краеведческих информационных потребностей. В документе также отмечается, что работа с краеведческими документами создает основу для использования краеведческих знаний в современной практической, научной, образовательной, общественной деятельности; формирует документную базу для будущих исторических исследований. Работа по выявлению, собиранию, хранению и библиографическому отражению местных изданий служит целям создания репертуара местной печати, создает источниковую базу для краеведческой деятельности [9]. Закон «О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области» утверждает порядок пополнения библиотечных фондов местными изданиями, являющимися источниковой базой для осуществления краеведческой деятельности [10]. Организацию проектных краеведческих работ, нацеленных на получение муниципальными библиотеками поддержки из областного бюджета, рассматривает Государственная программа Томской области «Развитие культуры в Томской области на 2013-2017 гг.» [11]. Методическое руководство краеведческой деятельностью сельских библиотек осуществляет Томская областная универсальная научная библиотека им. А.С. Пушкина (ТОУНБ). Результаты и опыт работы сельских библиотекарей в сфере краеведения находят свое частичное отражение в продолжающемся издании «Панорама библиотечной жизни Томской области» (2004-2014 гг.). Сборники практического опыта, методические разработки различных мероприятий, проведенных на региональном материале и отражающих краеведческие аспекты, издаются также на базе Томской областной детско-юношеской библиотеки по итогам областных тематических научно-практических конференций и семинаров (в частности таких, как «Непрерывное экологическое образование: проблемы и перспективы», «Формирование духовности и патриотизма в молодежной среде», «Создание эффективных инструментов позиционирования библиотек» и др.) [12]. Отдельные аспекты краеведческой деятельности сельских библиотек Томской области рассмотрены в трудах сотрудников кафедры библиотечно-информационной деятельности Томского государственного университета К. А. Кузоро [13], Е.А. Масяйкиной [14]. Краеведческая деятельность реализуется на основе специализированного библиотечного фонда, представляющего собой «упорядоченное множество документов, связанных с краем по содержанию и происхождению, многоаспектно отраженных в справочно-поисковом аппарате библиотеки» [15. С. 43-44]. Видовой состав краеведческого фонда сельской библиотеки достаточно разнообразен и включает книги, брошюры, периодические и продолжающиеся издания, карты и атласы, плакаты и открытки, электронные документы, а также собственные издания. Объем фондов краеведческих документов, как правило, относительно невелик и составляет в процентном отношении 1,1-1,6 от общего фонда библиотеки (табл. 1) [16-27]. Объем краеведческих фондов сельских библиотек Томской области в 2011-2014 гг. Районы Томской области 2011 г. 2012 г. 2013 г. 2014 г. Краеведческий фонд библиотеки, экз. % от общего фонда Краеведческий фонд библиотеки, экз. % от общего фонда Краеведческий фонд библиотеки, экз. % от общего фонда Краеведческий фонд библиотеки, экз. % от общего фонда Верхнекетский 1 812 1,1 1 826 1,2 1 826 1,4 1 831 1,3 Тегульдетский 1 024 0,9 1 047 1,1 1 061 1,1 1 097 1,1 Чаинский 2 625 1,4 2 712 1,5 2 768 1,6 2 802 1,6 Анализируя динамику развития фондов исследуемых библиотек, мы видим, что в процентном отношении доля краеведческого фонда либо стабильно невысока, либо имеет тенденцию к снижению. Данная ситуация обусловлена различными факторами: недостаточным ассортиментом научно-популярных, литературно-художественных, информационных изданий, посвященных районам и населенным пунктам Томской области и соответствующих профилю фондов сельских библиотек; высокой стоимостью предлагаемых изданий. Тем не менее читательский спрос на краеведческие издания является традиционно высоким. Это связано как с популярностью любительского краеведения среди жителей районов, так и с включением регионального компонента в федеральные образовательные стандарты, что привело к многоаспектному изучению в школах, техникумах и вузах материалов по истории и современному состоянию своего края. Данные обстоятельства активно стимулируют развитие читательских запросов краеведческой тематики, выполняемых с помощью краеведческих информационных ресурсов, формируемых сельскими библиотеками. Так, в библиотеках Чаинского района читателям предлагаются разнообразные ресурсы, такие как электронный краеведческий каталог, раздел фактографической краеведческой информации на сайте библиотеки [28], фонд традиционных и мультимедийных справочно-библиографических изданий, содержащих сведения о Томской области, Чаинском районе и отдельных сельских поселениях. Особым вниманием читателей пользуются ресурсы, генерируемые непосредственно библиотеками, например полнотекстовая база данных «Исток», виртуальные и традиционные выставки фотографий, посвященных истории района, тематические традиционные и электронные пресс-папки [26]. Реализация краеведческих читательских запросов осуществляется посредством библиотечно-информационных услуг. Прежде всего это традиционное выполнение устных и письменных запросов, индивидуальные и групповые консультации по методике поиска краеведческой информации в библиотеках, а также оперативное информирование читателей о новых поступлениях краеведческих документов. Эффективной услугой является издание библиотеками собственной краеведческой информационной продукции: библиографических указателей, календарей знаменательных дат, литературно-художественных сборников. Особенной популярностью среди пользователей сельских библиотек пользуются культурно-просветительские мероприятия краеведческой тематической направленности. Детальный анализ планово-отчетной библиотечной документации показывает, что краеведческая деятельность сельской библиотеки является многоаспектной и охватывает практически все направления формирования базисной культуры личности, реализуя их на региональном материале. Деятельность сельских библиотек по изучению особенностей своего региона традиционно реализуется в следующих направлениях: историческое, литературное и экологическое краеведение, что соответствует формированию соответствующих аспектов базовой культуры личности. Историческое краеведение представляет собой освоение местного исторического опыта, это многоаспектная деятельность, нацеленная на выявление, сохранение и изучение культурного и природного наследия региона. В частности, сельские библиотеки Чаинского района с 2009 г. реализуют долгосрочную целевую программу «Известное и неизвестное Подгорное», целью которой является привлечение внимания общественности к истории села, в результате чего создается собственная краеведческая электронная база данных. Программа реализуется в виде постоянно действующей и регулярно обновляемой подборки фотографий, предоставляемых читателями, хранящихся в библиотеке и посвященных таким тематическим направлениям, как «История семьи», «Природа родного края», «Поэты-земляки», «История улиц Подгорного» и др. Фотовыставка, существуя как в электронном, так и в традиционном формате, послужила основой для вечера воспоминаний «Сюжеты времени», получившего большой общественный резонанс [28]. Активный читательский отклик вызвали и такие краеведческие мероприятия, как «Первые жители села Горелово - переселенцы», «Живая история села Леботер» [26. С. 21]. В 2012 г. была издана летопись «Чаинский район: вехи исторической судьбы. 1629-2012 гг.» и подготовлен к изданию «Календарь знаменательных дат Чаинского района» [25. С. 31]. В поселке Ягодное Верхнекетского района в 2012 г. состоялся тематический вечер «Праздник в доме книг», посвященный 50-летию со дня образования сельской библиотеки. История открытия, значимые вехи развития, интересные, порой незаслуженно забытые события и факты - все это вызвало интерес не только коллег-библиотекарей, но и земляков, жителей села, для которых и была предназначена работа библиотеки [17. С. 12]. Краеведческая деятельность сельских библиотек направлена на изучение истории как ныне существующих объектов, так и уже исчезнувших. Так, в Те-гульдетском краеведческом музее, являющемся сегодня структурным подразделением Центральной районной библиотеки, прошла встреча бывших жителей исчезнувшего поселка Старо-Шумилово. Инициаторы встречи искали своих земляков, разъехавшихся в различные регионы, как с помощью личных контактов, телефонных переговоров, так и посредством социальных сетей Интернета, и в результате многие из них приехали на встречу. Краеведческим отделом библиотеки была подготовлена презентация «Родное наше Старо-Шумилово», историческая справка о поселке и его жителях, стенды с фотографиями. Специально к началу встречи Тегульдетским поэтом А. Ивановым были написаны стихи и песни о селе, впоследствии исполненные гостями и хозяевами мероприятия. «Мы как будто побывали в родных местах, прошлись по улицам поселка, окунулись в атмосферу беззаботного детства», - говорили участники встречи [22. С. 18]. Литературное краеведение, содействуя формированию интеллектуальной и художественной культуры личности, раскрывает и обогащает знания читателей о родных местах, прививает им любовь и уважение к литературному творчеству своего края, помогает полнее ощутить связь литературы с повседневной жизнью. Результатом деятельности сельских библиотек в области литературного краеведения зачастую является, в частности, издание силами библиотеки произведений местных авторов. Значительный общественный резонанс вызывают литературные встречи с земляками-писателями. Так, в Чаинском районе были проведены творческие встречи с Яковом Борисовичем Варкентиным (литературное обсуждение проекта его книги в форме медиа-презентации «По долгу памяти»), с местным поэтом Александром Максимовичем Кривоносовым, представлявшим свой сборник стихов «Размышления у таежного костра» (Подгорное, 2010). В нем - стихи разных лет, от впечатлений юности до глубоких раздумий о сегодняшнем дне, стихи-размышления о смысле жизни, о судьбе человеческой, стихи о родном крае. Стихи Александра Кривоносова были положены на музыку местных композиторов Анатолия Щербинина и Виктора Коршунова. Песни прозвучали в исполнении Людмилы Щербининой, Павла Устименко, Максима Боркова. Сотрудники районной библиотеки приняли участие в редактировании текста и оформлении книги А. Кривоносова, а впоследствии организовали презентацию этого поэтического сборника. Чаинская районная библиотека организовала также презентацию сборника стихов (включающего и произведения о Чаинском районе) томского поэта Владимира Мацкевича «.Надеяться, верить, любить» (Томск, 2008), а также встречу с томскими писателями В.М. Костиным и Н.В. Хоничевым. Большим вниманием у земляков пользуются произведения Василия Казанцева и Михаила Андреева, родившихся в Чаин-ском районе. В центральной библиотеке с 2008 г. реализуется краеведческая программа «Поселок красив людьми». В рамках этой программы была подготовлена вечер-встреча с местной поэтессой Галиной Ивановной Швецовой «Я счастлива, тем, что живу!». Галина Ивановна рассказала о себе, о людях, с которыми встречалась, о своих путешествиях. Читала свои стихи, которые пишет ещё с юности, большая часть которых адресована родному и любимому краю. Большую работу проделала Центральная Чаинская библиотека по редактированию и оформлению поэтического сборника Г.И. Швецовой «Звезда моя небесная». Некоторые стихи из этого сборника публиковались в местной газете «Земля Чаинская». Библиотекой подготовлены также два краеведческих сборника стихов «Милая добрая Родина: стихи и песни о Подгорном» и сборник стихов Я.Б. Варкентина «Тот яркий миг» (Подгорное, 2007). Большое значение для изучение истории Тегульдетского района имеют мероприятия по популяризации книг местного краеведа, Заслуженного работника культуры РСФСР, почетного гражданина Тегульдетского района Василия Андреевича Новокшонова «В тридцатые-комендатурские» (1993), «Чулымцы - аборигены района» (1995), «Переселенцы: в годы Гражданской войны» (1993), «В далеких истоках Победы» (1994), а также его поэтического сборника «Поздний свет» (2003) и др. Формировать художественную культуру, развивая литературное творчество читателей, призваны и многочисленные конкурсы районного и областного масштаба, например конкурс творческих работ читателей школьного возраста «Сказки и легенды земли Сибирской» [22]. Экологическое краеведение направлено на формирование экологической культуры личности и реализуется посредством познания природы родного края, выявления местных экологических проблем, поиска и практической реализации доступных путей их решения. Библиотека с. Новоколомино Чаинского района провела экологическое ток-шоу «Чистая правда», участниками которого стали жители села - администрация, медицинские работники, учителя, пенсионеры и школьники. В рамках мероприятия были представлены творческие работы читателей, например видеоролик «Коломинские теремочки и нежные цветочки», фотовыставка «Лучшая усадьба села Новоко-ломино», презентация «Россия начинается от твоего дома». Эффективность мероприятия продемонстрировал интерес читателей к книгам и периодике из библиотечного фонда, раскрывающим темы декоративного оформления цветников, дизайна, строительно-ремонтных работ, благоустройства окружающей среды в целом. Начиная с 1998 г. библиотеки Чаинского района реализуют долгосрочную целевую программу для школьников «Жить в согласии с природой», в рамках которой проводятся просветительские мероприятия разнообразных форм: краеведчесие чтения, уроки экологической этики, познавательные игры, викторины и др. Районная детская библиотека, начиная с 2005 г., реализует программу для дошкольников и младших школьников «Экологическая азбука» [26. С. 22]. Важный воспитательный эффект имели районные творческие семейные конкурсы, такие как «Домашний экологический музей», направленный на развитие совместной деятельности детей и родителей по созданию полезных предметов из бытового экологического мусора, и «Жалобная книга природы Чаин-ского района», целью которого было сформировать подборку фотографий, запечатлевших разнообразные экологические «проблемные места» района (стихийные свалки, неубранный мусор, результаты экологического вандализма населения) [28]. В библиотечной системе Тегульдетского района в 2013 г. были проведены районные гуманитарные конференции школьников «В краю кедровом» и «Мы - дети планеты Земля». Школьники выступали с тематическими сообщениями и презентациями. Лучшие доклады были включены в тематические пресс-досье, размещены на видео-стенде и используются в дальнейшей работе библиотеки при выполнении соответствующих информационных запросов [22]. Интересен также опыт работы детской эколого-краеведческой организации «Эдельвейс» Верхнекетского района под руководством С.В. Высотиной - инженера леса [18. С. 12]. Правовая культура личности формируется посредством взаимодействия сельских библиотек с местными органами власти. В библиотеках предоставлены читателям «Уголки правовой информации», где организован доступ к официальным документам федерального, регионального и локального масштаба. Библиотеки распространяют среди населения дайджесты «Территория» и «Молодежь-ка», выпускаемые органами местного самоуправления [Там же. С. 9]. Гражданско-патриотическая культура формируется посредством акцентирования причастности каждого жителя к героической истории своего села и района, знакомства с деятельностью земляков-героев. Так, в библиотеке-филиале с. Бундюр Чаинского района была проведена в честь Дня Победы литературно-музыкальная композиция «Мы должны их помнить», посвященная односельчанам - участникам Великой Отечественной войны. В библиотеке-филиале с. Обское был подготовлен театрализованный вечер памяти «Письма, опаленные войной», рассказавший о женщинах-односельчанках, ждавших своих родных с фронта [25. С. 32]. Центральная библиотека Чаинско-го района провела акцию в форме урока мужества для школьников «Души, опаленные Афганистаном», посвященную 25-летию вывода советских войск из Демократической республики Афганистан в 1988 г. Актуальности мероприятия способствовало то, что Чаинский район направил на службу в Афганистане 45 человек, один из которых погиб. Учащиеся местной школы представляли видеоролики и презентации о событиях этого периода, читали стихи, пели песни о героизме и отваге своих земляков, что послужило хорошим вкладом в формирование их патриотической культуры [26. С. 23]. Необычным мероприятием в Верхнекетском районе стала библиотечная акция «Запусти кораблик», во время которой школьники мастерили бумажные кораблики, называли их в честь своих земляков - участников Великой Отечественной войны и отпускали в «свободное плавание». Запуску корабликов предшествовала большая подготовительная работа, координируемая детскими отделениями библиотек. Школьники собирали информацию о своих земляках, писали сочинения, обсуждали их на «Уроках мужества» [22. С. 18]. Культура межнационального общения призвана формировать готовность личности к организации добрососедских отношений с многочисленными народностями, населяющими Томскую область, и реализуется в соответствии с программой «Общегражданский мир и межэтническая толерантность на территории Томской области (2014-2017 гг.)» [29] и «Концепцией устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Томской области» [30]. В Томской области сегодня проживает наряду с русским населением более 120 национальностей, таких как татары, чуваши, украинцы, белорусы, поляки, немцы и др., которые в процессе повседневной жизни взаимодействуют друг с другом, работают, отдыхают, создают межнациональные семьи [31. С. 935]. Формированию межнациональной культуры содействует, частности, краеведческая деятельность библиотек по организации культурного взаимодействия с представителями коренных народностей. Так, Владимир Александрович Ивигин - патриот Верхнекетской земли, большой знаток ее истории, особенностей быта кочевых эвенков - собирает на общественных началах архив документов и публикаций об истории и быте местных кочевых семей. Все новые материалы он передает библиотеке, знакомит с ними читателей, формируя тематический альбом «Коренные народы Верхнекетья» [18. С. 12]. Тегульдетская районная библиотека организовала встречу представителей коренного малочисленного населения - чулымцев. С удовольствием вспоминали участники встречи свою жизнь, родных и друзей, рассматривали фотографии в тематических альбомах краеведческого отдела, вспоминали деревни, основанные чулымцами [22. С. 19]. Современные сельские библиотеки традиционно формируют интеллектуальную культуру своих юных читателей, организуя образовательные проекты с использованием регионального, местного материала. Так, в Тегульдетском районе краеведческий отдел центральной библиотеки традиционно сотрудничает со средней общеобразовательной школой, реализуя проект для младших школьников (общее число участников - 495 чел.) «Краеведческие уроки». В рамках проекта проводятся экскурсии, медиауроки, видеолекции, встречи с интересными людьми-земляками. Всеобщий интерес, в частности, вызвала встреча с участником бывшей футбольной команды «Чайка», которая участвовала в соревнованиях в 60-е гг. ХХ в. и была чемпионом Тегульдетского района и Томской области [22]. Также активными партнерами являются школьные краеведческие музеи пос. Катайга и Степановка. Совместная краеведческая деятельность предполагает организацию учебно-познавательных мероприятий для школьников, коллективное использование архивных музейных документов и библиотечных фондов [18]. Художественная культура личности формируется прежде всего в процессе сотрудничества библиотеки с учреждениями основного и дополнительного образования. Так, краеведческий отдел Тегульдетской Центральной районной библиотеки активно сотрудничает с детской школой искусств, совместно реализуя краеведческий образовательный проект «Мы - славяне. Жизнь и быт русского народа». На базе экспонатов краеведческого отдела в рамках проекта для учеников школы искусств были подготовлены и проведены уроки «История куклы», «Русская матрешка», «Свадебный обряд». На занятиях учащиеся знакомятся с историей своего народа, изготавливают своими руками украшения, игрушки, обереги, изучают фольклор. На протяжении года реализовывался выставочный проект «Мир моих увлечений»: экспонировались четыре выставки рисунков, выставка пластилиновой графики [22]. Чаинская Центральная районная библиотека в рамках цикла мероприятий «Свидание с талантом» организовала встречу с местным поэтом и музыкантом - Л.Н. Половниковой, которая не только рассказывала о своем увлечении музыкой, но и исполняла свои песни [28]. Таким образом, изученные материалы позволяют сделать вывод о том, что деятельность сельских библиотек по изучению истории и культуры своего края способствует формированию краеведческой культуры личности, являющейся важнейшим звеном базисной личностной культуры.

Ключевые слова

сельские библиотеки, Томская область, краеведение, базисная культура личности, краеведческое образование, краеведческая культура, rural libraries, Tomsk Oblast, local studies, primary personal culture, local studies education, local studies culture

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Масяйкина Евгения АнатольевнаТомский государственный университетканд. пед. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельностиeamasyaikina@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Базисная культура личности // Основы духовной культуры : энциклопедический словарь педагога. Екатеринбург, 2000. URL: http://spiritual_culture.academic.ru/ (дата обращения: 27.05.2015).
Лихачев Д.С. Краеведение как наука и как деятельность. URL: http://www.lihachev.ru/pic/site/files/fulltext /russ_kultura_12.pdf (дата обра щения: 27.05.2015).
Краеведение // Большой энциклопедический словарь. М., 2000. URL: http://dic.academic.ru/dic.nsf/enc3p/166366 (дата обращения: 27.05.2015).
Пирожков Г.П. Краеведческое образование как составляющая культурологической подготовки специалиста : дис.. д-ра культурологии. Тамбов, 2007. 387 с. URL: http://www.dissercat.com/content/kraevedcheskoe-obrazovanie-kak-sostavlyayushchaya-kulturologicheskoi-podgotovki-spetsialista (дата обращения: 27.05.2015).
Обучение // Педагогический словарь. URL: http://enc-dic.com/ozhegov/0buchenie-19604.html (дата обращения: 27.05.2015).
Воспитание // Большой энциклопедический словарь. URL: http://dic.academic.ru/ dic.nsf/enc1p/11806 (дата обращения: 27.05.2015).
Справочник библиотекаря / науч. ред. : А.Н. Ванеев, В. А. Минкина. СПб. : Профессия, 2001. 448 с. (Серия «Библиотека»).
Руководство ИФЛА / ЮНЕСКО по развитию службы публичных библиотек. СПб. : Изд-во Рос. нац. б-ки, 2002. 111 с.
Руководство по краеведческой деятельности муниципальных публичных библиотек (централизованных библиотечных систем) : принято Конференцией РБА. Санкт-Петербург, 27 мая 2005 г. URL: http://www.rba.ru/content/about/doc/ruk kraeved.php (дата обращения: 27.05.2015).
О библиотечном деле и обязательном экземпляре документов в Томской области: закон Томской области. URL: http://old.tomsk.gov.ru/ ru/search/index.html?action=search&query (дата обращения: 27.05.2015).
Развитие культуры в Томской области на 2013-2017 гг. : Государственная программа Томской области // Департамент по культуре и туризму Томской области : официальный сайт. URL: http://depculture.tomsk.gov.ru/ru/programm-project/DCPKultura 2013-2017/ (дата обращения: 27.05.2015).
Томская областная детско-юношеская библиотека : официальный сайт. Конференции, семинары. URL: http://odub.tomsk.ru/ForColleagues/EducationSeminarsConferencesaspx (дата обращения: 27.05.2015).
Кузоро К.А. Краеведческая деятельность сельских библиотек Томской области в начале ХХ1 в. (из опыта работы библиотек Каргасок-ского, Кривошеинского и Молчановского районов) // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2012. № 3. С. 74-82.
Масяйкина Е.А. Библиотека и музей : краеведческая деятельность Центральной библиотеки Тегульдетского района Томской области // Вестник Томского государственного университета. Культурология и искусствоведение. 2014. № 1. С. 94-98.
Мелентьева Ю.П. Сельская библиотека : проблемы развития и перспективы : науч.-метод. пособие. М. : Либерея, 2003. 96 с.
Аналитическая справка о деятельности Верхнекетской ЦБС МУ «Культура» за 2011 год / сост. А.Ф. Плегуца. Электрон. версия печат. публ. Белый Яр, 2012. 25 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2113_Verhneketskii.pdf (дата обращения: 27.05.2015).
Аналитический обзор деятельности Верхнекетской ЦБС МУ «Культура» за 2012 год / сост. А.Ф. Плегуца. Электрон. версия печат. публ. Белый Яр, 2013. 28 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2792_V-Ketskii_2012.pdf (дата обращения: 27.05.2015).
Аналитическая справка о деятельности Верхнекетской ЦБС МУ «Культура» за 2013 год / сост. А.Ф. Плегуца. Электрон. версия печат. публ. Белый Яр, 2014. 28 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3492_0tchet_CBS_za_2013_goda_.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
Информационно-аналитический отчет о деятельности Верхнекетской ЦБС МУ «Культура» за 2014 год / сост. А.Ф. Плегуца. Белый Яр, 2015. 28 с.
Отчет деятельности муниципального учреждения «Центральная библиотека с филиалами» Тегульдетской районной ЦБС в 2011 году / сост. Г. А. Соломатина. Электрон. версия печат. публ. Тегульдет, 2012. 33 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2100_Teguldet_2011.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
Отчет о деятельности муниципального казенного учреждения «Тегульдетская районная ЦБС» в 2012 году / сост. Г.А. Соломатина. Электрон. версия печат. публ. Тегульдет, 2013. 33 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2803_Teguldet_2012.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
Аналитический отчет муниципального казенного учреждения «Тегульдетская районная ЦБС» за 2013 год / сост. О.А. Лехтина. Электрон. версия печат. публ. Тегульдет, 2014. 33 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3572_AS_Teg_2013.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
Аналитический обзор деятельности МКУ «Тегульдетская районная ЦБС» за 2014 год / сост. О.А. Лехтина. Тегульдет, 2015. 39 с.
Аналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2011 год / сост. Н.А. Стукалова. Электрон. версия печат. публ. Подгорное, 2012. 39 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/ 2115_CHaino_2011.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
Аналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2012 год / сост. Н.А. Стукалова. Электрон. версия печат. публ. Подгорное, 2013. 61 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/2791 _CHaincii_Podgornoe_2012.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
Аналитическая справка о деятельности муниципального бюджетного учреждения культуры «Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района» за 2013 год / сост. Н.А. Стукалова. Электрон. версия печат. публ. Подгорное, 2014. 44 с. URL: http://prof.lib.tomsk.ru/files2/3570 _AS_Chaino_2013.pdf (дата обращения: 29.05.2015).
Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности библиотек Чаинской ЦБС за 2014 год / сост. Н.А. Стукалова. Подгорное, 2015. 66 с.
Чаинское краеведение // Межпоселенческая централизованная библиотечная система Чаинского района Томской области : официальный сайт. Электрон. дан. URL: http://libpg.tomsk.ru/kraevedenie.html (дата обращения: 29.05.2015).
Общегражданский мир и межэтническая толерантность на территории Томской области (2014-2017 гг.). URL: http://storage.esp.tomsk.gov.ru/files.pdf (дата обращения: 27.05.2015).
Концепция устойчивого развития коренных малочисленных народов Севера Томской области. URL: http://storage.esp.tomsk.gov.ru/files/54227/358-%D1%80%D0% B0 PDF (дата обращения: 29.05.2015).
Этнический состав населения // Энциклопедия Томской области. Томск : Изд-во Том. гос. ун-та, 2009. Т. 2 (Н-Я). 982 с.
 Формирование краеведческой культуры личности в муниципальной сельской библиотеке (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Формирование краеведческой культуры личности в муниципальной сельской библиотеке (по материалам деятельности библиотек Верхнекетского, Тегульдетского и Чаинского районов Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.