Структура управления почтовой связи в России в 1991-2010 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Структура управления почтовой связи в России в 1991-2010 гг

Исследуется структура управления почтовой связи в России в постсоветский период. Выделяются два основных этапа изменений модели управления связи: децентрализованный (1991-2002 гг.) и централизованный (2002-2010 гг.). Приводятся организационные структуры Томского областного производственно-технического управления связи, Управления федеральной почтовой связи Томской области и ФГУП «Почта России». Обосновываются причины предпочтительности централизованной структуры управления почтовой связи перед децентрализованной.

The management structure of post service in Russia in 1991-2010.pdf В начале 1990-х гг. положение в стране было достаточно напряженным: распад СССР, экономическая нестабильность, смена политической системы и становление новой российской государственности. В этих условиях возникла необходимость пересмотра существующих моделей управления как отдельными организациями, предприятиями и учреждениями, так и отраслями в целом. Почта, являясь социально значимым объектом инфраструктуры, требовала тщательного подхода к организации управления. Под влиянием внешних факторов структура почтовой связи на протяжении 1991-2010 гг. видоизменялась, пройдя два основных этапа: 1) 1991-2002 гг. - децентрализация почтовой системы и создание самостоятельных управлений федеральной почтовой связи в субъектах Российской Федерации; 2) 2002-2010 гг. - реструктуризация почтовой связи и создание единого государственного оператора связи - Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) «Почта России». На первом этапе в соответствии с Государственной программой приватизации государственных и муниципальных предприятий [1] начался процесс перевода предприятий связи из государственной в частную собственность. Изменения были направлены на создание децентрализованной модели управления связи, гибкой и адаптивной структуры с преобладанием экономических способов воздействия на объекты управления [2]. В соответствии с программой демонополизации отрасли связи [3] были поставлены следующие задачи: 1. Разукрупнение единой монопольной структуры, разделение отрасли связи на организационно независимые сферы - почту, радиосвязь, радио- и телевещание, прочие виды электрической связи. 2. Отказ от централизованной системы управления, изменение функций Министерства связи РФ, расширение самостоятельности региональных операторов связи. 3. Приватизация имущества государственных предприятий электросвязи. 4. Увеличение числа хозяйствующих субъектов, действующих на рынке связи. По состоянию на 1992 г. в отрасли связи функционировали 247 государственных предприятий и организаций, в том числе 145 предприятий и организаций, относящихся к основной деятельности [2]. В Томской области эта сфера была представлена областным производственно-техническим управлением связи, которое контролировало почту, электросвязь, радио- и телевещание (рис. 1). После 1993 г. отрасль связи была разделена на независимые организации - Федеральное управление почтовой связи, ОАО «Ростелеком», государственное акционерное общество «Телерадио», ОАО Агентство «Роспечать» и др. С одной стороны, такой шаг позитивно повлиял на дальнейшее развитие электросвязи, но, с другой стороны, усугубил финансовое положение почты. Кроме того, разделение отрасли связи нарушило единую коммуникационную систему, разрывая сложившиеся организационные и структурные связи. В итоге в процессе децентрализации на территории страны было создано 85 самостоятельных управлений федеральной почтовой связи (УФПС), организованных по территориальному принципу [5]. Каждое из управлений являлось юридическим лицом с правом ведения хозяйственной деятельности и предоставления услуг почтовой связи только в определенном субъекте Российской Федерации. В подчинении УФПС Томской области остались городской почтамт, городские и районные узлы связи, отделение перевозки почты и автобазы (рис. 2). Однако изменение структуры управления почтовой связи не обеспечило стабильную работу почты. Сокращение доходов почты, вызванное разделением отрасли связи, сокращением доли отчислений от доставки пенсий и появлением частных операторов связи, привело к ухудшению качества услуг (снижение скорости доставки почтовых отправлений) и обслуживания (закрытие нерентабельных отделений связи, в основном сельских, и сокращение числа сотрудников почтовой связи). Комплекс проблем, с которыми в результате столкнулась почтовая отрасль в 1990-х гг., вызвал снижение спроса на традиционные услуги, рельефно отразив кризисную ситуацию отрасли. Кроме того, сокращение доходов почты было связано с ухудшением финансового положения населения. В 1992 г. темпы инфляции в России достигали 25% в месяц, в результате чего наблюдалось резкое увеличение цен. В 1993 г. потребительские цены в Томской области выросли в 11,9 раза, а денежные доходы населения - в 11 раз [Там же. С. 730]. Так, количество отправленных писем за 1991-2001 гг. в России сократилось в 3,3 раза (с 3 964,2 до 1 188,5 млн штук), а количество отправленных посылок - в 9,6 раз (с Таким образом, почтовая связь в 1991-2002 гг., как в России, так и в регионах, характеризовалась как неустойчивая и не обеспечивающая бесперебойность работы коммуникационной системы. В начале 2000-х гг. структура почты всё чаще стала демонстрировать свою неэффективность и необходимость трансформации. Среди проблем децентрализованной структуры почтовой связи выделялись: 1) отсутствие единых принципов управления в рамках федеральной почтовой связи; 2) отсутствие единой стратегии развития, приведшее к низкой технической оснащенности объектов связи и низкой заработной плате сотрудников; 3) отсутствие единого стандарта оказания услуг; 4) неблагоприятная ситуация с доходами и рентабельностью организаций федеральной почтовой связи. В частности, только за три года (с 2001 по 2003 г.) количество убыточных УФПС увеличилось с 17 до 46 [8. С. 21]; 5) снижение объёма традиционных услуг. Таким образом, децентрализованная структура управления была признана неэффективной и непригодной для проведения масштабных программ модернизации инфраструктуры, улучшения качества работы почтовой связи, а также затруднявшей стандартизацию услуг почтовой отрасли. Кроме того, децентрализованная модель управления привела к доминированию местных хозяйственных и финансовых интересов над общесистемными, что противоречит основному принципу функционирования государственной почтовой связи - обеспечение единой надежной и качественной связи в пределах всей страны. На втором этапе существовавшая модель управления почтовой отрасли была пересмотрена. В целях реорганизации почтовой сети в 2002 г. была разработана «Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи» [9], главной задачей которой было сохранение функционирования почтовой структуры, выполняющей важнейшую социальную функцию - обеспечение эффективной коммуникации между людьми посредством предоставления качественных почтовых услуг. 129,7 до 13,4 млн шт.) [7]. В Томской области в этот пе- 3,3 раза (с 21,4 до 6,4 млн шт.), а посылок - в 10 раз (с 1 риод объем письменной корреспонденции уменьшился в до 0,1 млн шт.) [6. С. 741]. Рис. 1. Структура Томского областного производственно-технического управления связи в 1980-1992 гг. [4. Л. 3] Рис. 2. Управление федеральной почтовой связи Томской области по состоянию на 1993 г. [6. С. 733]. Для построения оптимальной структуры управления почты был проведён анализ реформирования иностранных государственных операторов почтовой связи. Из международного опыта следовало, что для большинства стран Европы наиболее оптимальной являлась организационная структура по видам деятельности с сохранением централизованного управления. В рамках государственного оператора почтовой связи создавались подразделения, каждое из которых отвечало за предоставление одной услуги (например, экспресс-почта). При этом отделения могли иметь свою внутреннюю структуру. Однако применение подобной структуры в России было невозможно. Территориально распределенная сеть филиалов, неоднородность спроса на услуги и уровня конкуренции, характерные для России, требовали индивидуального подхода к управлению федеральной почтовой связью в различных регионах. Таким образом, наиболее выигрышной организационной структурой для России являлась централизованная модель, соединяющая в себе элементы географической организационной структуры и структуры по видам деятельности [9]. Процесс централизации управлений почтовой связи начался в 2002 г. путём их слияния и создания ФГУП «Почта России» [10], а завершился в 2010 г. присоединением ФГУП Управления почтовой связи «Татарстан Почтасы». В составе ФГУП «Почта России» по состоянию на 31 декабря 2010 г. значилось 86 филиалов, в том числе 82 территориальных УФПС, в подчинении которых находятся почтамты и отделения почтовой связи; «EMS Почта России» - филиал, отвечающий за экспресс-доставку почтовых отправлений; «Russian Post» - филиал ФГУП «Почта России» в Германии; Главный центр магистральных перевозок почты (ГЦМПП) и Автоматизированные сортировочные центры [11. С. 20-21] (рис. 3). Рис. 3. Структура ФГУП «Почта России» по состоянию на 2010 г. [11. С. 28-29] Вместе с тем внедрение единых систем управления выдвинуло новые задачи в области организации сети отделений связи. В 2005 г. была начата внутренняя оптимизация филиальной сети [12. С. 15, 17], в рамках которой были реализованы следующие мероприятия: 1. Структура аппаратов управления филиалов была приведена к единому стандарту, что позволило повысить качество управления филиалами по основным направлениям деятельности. Кроме того, за счёт ликвидации дублирующих функций в различных подразделениях численность центрального аппарата сократилась почти на 30% [13. С. 42], а эффективность работы выросла. 2. За счет укрупнения (слияния) почтамтов удалось повысить доходность подчиненных им почтовых отделений связи. 3. В целях увеличения количества отделений почтовой связи (ОПС) и повышения доступности почтовых услуг в городах ОПС стали открываться в новостройках, а также в супермаркетах и торговых центрах. 4. Для повышения рентабельности сельских ОПС обслуживание потребителей в сельской местности стало переводиться на новые форматы: передвижные ОПС и обслуживание почтальонами близлежащих отделений [11. С. 42]. В результате реструктуризации повысилось качество услуг и обслуживания почтовой связи, увеличились доходы почты. Кроме того, увеличение спроса на услуги связи было связано с ростом благосостояния населения России в 2002-2010 гг. С 1995 по 2010 г. удельный вес численности населения России с денежными доходами ниже величины прожиточного минимума в общей численности населения уменьшился с 30,6 до 17,4% [14]. Среднедушевой доход населения Томской области вырос с 2 070 руб. в месяц в 2000 г. до 15 070 руб. в месяц в 2010 г. [15]. Так, количество писем, отправленных за 2002-2010 гг. в России, возросло в 1,3 раза (с 1 230 до 1 608,7 млн шт.). Объём оказанных населению услуг в России к 2010 г. вырос в 4,6 раза в сравнении с 2000 г. (с 4 662,4 до 21 686,9 млн руб.) [16]. В Томской области в 2009 г. письменной корреспонденции было отправлено в 1,5 раза больше (с 6,8 до 10,2 млн шт.), посылок - в 2,2 раза больше (с 64,6 до 142,6 млн шт.), чем в 2000 г. [17]. Основную статью доходов почты в стране в 2009 г. составляли финансовые (40,7%) и почтовые (45%) услуги. В условиях новой модели управления почте удалось найти баланс между выполнением социальной функции и необходимостью рентабельного функционирования. Так, доходы, получаемые от финансовых и торговых услуг, почта стала направлять на субсидирование убытков, связанных с предоставлением регулируемых государством почтовых услуг, а также на развитие новых сервисов и внедрение современной техники [11. С. 8]. В 2009 г. почте удалось выйти на уровень положительной рентабельности [13. С. 61]. Итак, на втором этапе развития почтовой связи (2002-2010 гг.) центробежные тенденции управления почтой сменились центростремительными. Процесс централизации отделений связи позволил создать единую почтовую сеть, обеспечивающую гарантированное предоставление услуг вне зависимости от региона России. Консолидация организаций отрасли позволила реализовать комплекс мер, направленных на повышение финансово-экономических показателей почты; разработать и внедрить пакет новых высокотехнологичных сетевых услуг; внедрить единую систему мониторинга эффективности деятельности по оказанию услуг почтовой связи [11. С. 17]. Удалось также повысить эффективность закупочной деятельности за счет экономии на объемах и унификации модельного ряда приобретаемого оборудования - транспортных средств и вычислительной техники [10. С. 24-25]. Таким образом, организационная структура почтовой связи на протяжении 1991-2010 гг. дважды изменялась. Принятая в начале 1990-х гг. децентрализованная система управления почтой являлась вынужденной. Дробление оказало негативное влияние на эффективность деятельности почтовой отрасли. Почтовая связь в силу своей социальной значимости нуждалась в централизованном управлении и контроле. Поэтому со сменой политической и экономической обстановки в России в начале 2000-х гг. и преодолением острой фазы кризиса система управления почтовой отраслью была пересмотрена. Выдвинув задачи повышения рентабельности почтовых отделений и объединения филиалов, руководство отрасли вернулось к централизованной системе организации почтовой сети, которая позволила повысить качество услуг и обслуживания.

Ключевые слова

почтовая связь, структура связи, 1991-2010 гг, Томская область, Post service, management structure of communication, 1991-2010, Tomsk region

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гашкова Ольга СергеевнаТомский государственный университетаспирант кафедры истории и документоведенияolga-gashkova@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 11.07.1992 № 2980-1 «Об утверждении Государственной программы при ватизации государственных и муниципальных предприятий в Российской Федерации на 1992 год» / Справочно-правовая система «Кон-сультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_12398/, ограниченный (дата обращения: 25.02.2015).
Постановление Правительства Российской Федерации от 25.07.1992 № 526 «О программе акционирования и приватизации в отрасли "Связь" на 1992 год (прогноз на 1993-1994 годы)» / Справочно-правовая система «КонсультантПлюс». URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_992/, ограниченный (дата обращения: 25.02.2015).
Постановление Правительства РФ от 4.09.1995 № 878 «Об утверждении программы демонополизации отрасли связи» / Ресурс «Иннова ции и предпринимательство». URL: http://www.innovbusiness.ru/pravo/DocumShow_DocumID_34370.html, свободный (дата обращения: 06.05. 2012).
Статистические отчеты о численности, составе и движении работников, занимающих должности руководителей и специалистов, за 1989 год // Государственный архив Томской области (далее ГАТО). Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1522.
Реорганизация структуры управления - эволюционный этап развития Почты России // Почта России. 2010. № 1.
Яковлев Я.А., Рассамахин Ю.К. Рассказы о томской почте. Томск, 2003.
Российский статистический ежегодник : стат. сб. Росстат // Университетская информационная система «Россия». М., 2013. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Годовой отчет ФГУП «Почта России» за 2004 год / Годовые отчеты ФГУП «Почта России». URL: http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/plans/plans/reports_god, свободный (дата обращения: 19.02.2015).
Распоряжение Правительства РФ от 28.06.2002 № 885-P «Концепция реструктуризации организаций федеральной почтовой связи» / Нормативные документы ФГУП «Почта России». URL: http://www.russianpost.ru/rp/servise/ru/home/documents/conception, свободный (дата обращения: 20.10.2013).
Распоряжение Правительства РФ от 05.09.2002 № 1227-Р «О создании федерального государственного унитарного предприятия «Почта России» / Информационно-правовой портал «BestPravo». URL: http://www.bestpravo.ru/rossijskoje/eb-instrukcii/b3k.htm, свободный (дата обращения: 30.04.2012).
Годовой отчет ФГУП «Почта России» за 2010 год / Годовые отчеты ФГУП «Почта России». URL: http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/plans/plans/reports_god, свободный (дата обращения: 19.02.2015).
Годовой отчет ФГУП «Почта России» за 2006 год / Годовые отчеты ФГУП «Почта России». URL: http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/plans/plans/reports_god, свободный (дата обращения: 19.02.2015).
Годовой отчет ФГУП «Почта России» за 2009 год / Годовые отчеты ФГУП «Почта России». URL: http://www.russianpost.ru/rp/company/ru/home/plans/plans/reports_god, свободный (дата обращения: 19.02.2015).
Регионы России. Основные характеристики субъектов Российской Федерации : стат. сб. Росстат // Университетская информационная система «Россия». М., 2012. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Регионы России. Социально-экономические показатели : стат. сб. Росстат // Университетская информационная система «Россия». М., 2013. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Российский статистический ежегодник : стат. сб. Росстат // Университетская информационная система «Россия». М., 2013. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
Связь в России : стат. сб. Росстат // Университетская информационная система «Россия». М., 2010. Доступ из локальной сети Науч. б-ки Том. гос. ун-та.
 Структура управления почтовой связи в России в 1991-2010 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Структура управления почтовой связи в России в 1991-2010 гг | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.