Отражение религиозной идентичности в семейной обрядности томских татар | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Отражение религиозной идентичности в семейной обрядности томских татар

Рассмотрена идентичность татар, проживающих на территории Томской области. Анализируются формирование мусульманской идентичности и её трансформация с течением времени. Ставится вопрос о том, какое влияние ислам оказал на формирование комплекса семейной обрядности. Прослежено проявление религиозной идентичности томских татар в проведении родильного, свадебного и похоронного обрядов.

Reflection of religious identity in family ceremonialism of Tomsk Tatars.pdf Актуальность работы заключается в выяснении того, как в условиях глобализации, разнообразия социальных связей и создания новых форм социализации современной России сохраняется религиозная идентичность одной из этнических групп Сибири -томских татар. Религия ислам - одна из главных идентификационных характеристик современного татарского этноса в Российской Федерации. В Томской области, по данным переписи населения 2010 г., проживает 17 029 татар. Процесс исламизации у тюрков шёл с конца XIV в. На формирование мусульманской идентичности татар оказывали влияние многие факторы: миссионерская деятельность проповедников из Средней Азии, миграция поволжских татар, которые проникали в Сибирь для торговли с купцами с Востока начиная с XVI в. [1. С. 199]. Распространение ислама у сибирских татар знаменовало собой важные изменения в их политической и этнической структурах. Во второй половине XVI в. Сибирское ханство превратилось в самостоятельное государство. В этот период происходит и формирование самостоятельных татарских этнических групп [2. С. 17]. В процессе этногенеза томских татар шла трансформация их этнической идентичности. Сначала они существовали как мелкие тюркские группы: эуштин-цы, басандайцы, евагинцы. Затем на эту территорию подкочевали чаты и калмаки, постепенно они консолидировались под общим названием «томские люди» (этим термином их называли русские), позднее -«томские татары». Центром духовной жизни томских магометан была мечеть, которая выполняла не только духовную, но и социализирующую функцию [1. С. 200]. На протяжении XIX - начала XX вв. шло стремительное умножение мечетей в самых населённых центрах чатов, эуш-тинцев, телеутов (калмаков), что свидетельствовало об усиленной их исламизации к первой половине XIX в. [3. C. 210-211]. В 1883 г. в Томской губернии было 38 деревянных мечетей, а в начале XX в. их количество кратно увеличилось. Одновременно началось строительство каменных мечетей. В Томске в этот период было построено две мечети в 1904 и 1915 гг. Строительство мечетей и молитвенных домов говорило как об увеличении численности мусульманского населения, так и об устойчивых позициях ислама [1. C. 200-201]. Государственная внутренняя политика невольно ускоряла исламизацию томско-татарского населения, облегчая консолидацию трёх разнородных основных групп томских тюрков (эуш-тинцев, чатов и калмаков) в единую этническую общность, куда неизбежно включались рассеянные по юртам бухарцы и татары-переселенцы - сначала уголовные ссыльные, потом добровольно покинувшие Поволжье, Приуралье и в целом Европейскую Россию [3. C. 210-211]. Ислам послужил фактором, объединившим эти разрозненные группы, но до конца консолидации не произошло. Современные томские татары знают, что есть группа калмаков, которая сегодня территориально расположена в соседней Кемеровской области. Ислам играл определяющую роль в духовной сфере и быте томских татар, формируя образцы поведения в семейной и общинной жизни мусульман [1. C. 201]. Однако известно, что до обращения в мусульманство на данной территории был распространён шаманизм. Языческие верования бытовали среди томских татар ещё в конце XIX - начале XX в. Смешанный характер религиозных представлений проявился и в том, что частично язычество вошло в их мусульманские воззрения [4. C. 174]. В рамках анализа влияния факторов духовной жизни на этническую идентичность татар Томской области И.Г. Комарова (Поправко) выделила три основных аспекта: религиозный, моральный и культурно-коммуникативный. Одним из способов проявления идентичности являются семейные обряды, на формирование современного облика которых оказал влияние ислам. Согласимся с И.Г. Комаровой (Поправко) в том, что главным фактором духовной жизни, повлиявшим и до сих пор влияющим на формирование, функционирование и трансляцию татарской этнической идентичности, является религия (для подавляющего большинства - ислам) [5. C. 98]. В ХХ и начале XXI в. ислам был и остается основной религией томских татар. Проведённый опрос в 2005 г. показал, что в вопросах выбора брачного партнера и сегодня остается актуальной религиозная принадлежность татар и русских: 53% татар выступают против браков с русскими по причине несходства религии, 37% относятся лояльно к таким бракам [6. C. 51]. В жизни каждого человека наступают события, такие как свадьба, похороны или рождение ребенка. И чтобы соблюсти традиции, появляется необходимость в обращении либо к знающим людям, либо непосредственно в мечети или центры культуры для совершения таинства обрядов. Родильный обряд. XX в. внёс существенные коррективы во все сферы жизни. Формирование общесоветских форм быта, сближение с русскими, оказали влияние на изменения в обрядах родильном и наречении именем. Часть обрядов отошла сама собой, поскольку роды стали принимать в больнице. Сейчас не проводятся такие обряды, как карын цац - первое сбривание волос новорождённого на седьмой день, праздник бала туе - «праздник колыбели» [4. C. 73]. На сегодняшний день сохранился обряд наречения ребёнка именем - исем кушу. Для его проведения приглашается небольшое количество гостей, а также мулла, который читает молитву. Как правило, наречение именем проводится после 40 дней с момента рождения ребёнка, так как в последние годы утвердилось поверье, что показывать ребёнка до 40 дней нежелательно, «чтобы не сглазили» [7]. Числу 40 приписывался сакральный смысл, эти дни женщина после родов и её ребёнок переживали процесс перехода из духовного мира в земной. Магическим смыслом наделялось число 7, поскольку за 7 дней Аллах создал Землю. В течение этого срока ребёнку нужно было дать имя [8. C. 33]. Свадебный обряд. Ценность семьи значима в татарской культуре, а вступление в брак считалось естественной необходимостью. В XX в. свадебный обряд подвергся сильной трансформации. Основной элемент, который претерпел изменения начиная с 1920-х гг., -это выбор спутника жизни, он стал обоюдным желанием молодых. Жених и невеста - главные действующие лица, и этот принципиальный момент свадебного обряда к концу XX в. только усилился. Возникнув как инновация, сейчас это стало нормой жизни. В свадебном обряде произошли существенные изменения. Исчезли такие моменты, как сватовство, совет, сговор, подготовка калыма и приданного, обряд знакомства невесты с её новыми родственниками. Многие послесвадебные обряды также были утрачены. Это и подготовка к брачной ночи («брачное ложе»), развязывание невестой пояса жениха, проверка «честности» невесты. При этом к концу XX в. свадебные обряды значительно обогатились нововведениями. Появились совершенно новые обряды и традиции - торжественная регистрация брака в ЗАГСе, свадебный картеж из машин, украшение свадебного помещения, фото- и видеосъёмка. Многие обряды несут в себе шутливо-игровые элементы, например выкуп невесты, заимствованный, по мнению информантов, из свадебной обрядности русских [9. C. 117]. Несмотря на то что многие обряды и традиции отошли в прошлое (были утрачены) татарский свадебный обрядовый комплекс демонстрирует преемственность традиций. Например, также происходит оповещение родителей о намерении вступить в брак, обязательным является знакомство с родителями. Важным остаётся и религиозный компонент в проведении свадьбы: никах - мусульманский религиозный обряд бракосочетания. А.А. Ильина обращает внимание на то, что в сохранении татарского культурного наследия, как и татарской национальной идентичности, особая роль принадлежит Республике Татарстан, которая не представляет всех российских татар, но справедливо претендует на консолидирующую роль татарского этноса в российском обществе [10. C. 257]. В г. Томске существует Областное государственное автономное учреждение культуры «Центр татарской культуры», основным направлением работы которого является сохранение и развитие культурного наследия татарского народа. В условиях глобализации, когда происходит нивелирование национальных и культурных особенностей и исчезают многие традиционные элементы, национально-культурные объединения выполняют важную миссию. В первую очередь, хотелось бы отметить, что Центр татарской культуры делает все для сохранения татарского языка, поэтому татары г. Томска говорят на литературном казанско-татарском языке. Сельские жители в значительной мере сохраняют местные диалекты, но, по нашему мнению, это происходит, пока живы носители этих говоров. В Центр обращаются будущие молодожены, чтобы им «провели свадьбу» по традиционным обрядам, существовавшим прежде в татарской среде. Молодым интересно узнать, какие мероприятия проводились во время свадебного обряда. Были случаи проведения свадьбы в татарском центре. Так, в 2011-2012 гг. дважды свадьба проходила в центре. Жених и невеста были одеты в нарядные свадебные костюмы, в которых подчеркивалась этническая специфика. Никах начинался с обряда встречи молодых угощением. Это мёд с маслом. Приглашался мулла, который зачитывал молитву, в ней говорится о значении семьи, ответственности супругов друг перед другом. Обязательным элементом был обряд одаривания молодых подарками. Никах завершается выступлением художественных коллективов центра. Иногда в традиционный сценарий свадьбы проникает современная плясовая музыка. В основном свадьбу проводят на татарском языке, но не все знают свой язык, и в этом случае фразу говорят как на татарском, так и на русском языках. В Центре не отказывают в проведении свадьбы и смешанным парам. Бывали случаи, когда представителя(лей) татарского центра приглашали на свадьбу для проведения конкурсов, выноса чак-чака (за 2011-2012 гг. таких случаев было два) либо просто просили на время свадебной церемонии традиционные свадебные костюмы. Центр поддерживает и помогает молодым людям, которые обращаются с просьбой научиться правильно произносить татарскую речь. Например, молодая невеста (не татарского происхождения), желая произвести впечатление на жениха (татарина), решила прочитать стихотворение. Другой случай обращения в центр - это желание выучить песню на татарском языке для мамы [11]. В нашем современном мире принято обращаться за помощью к Интернету, ведь там можно найти самые разнообразные сценарии проведения свадьбы. Достоверность информации, получаемой таким путём, всегда оценивается по степени авторитетности источника. Интернет-источники особенно трудно оценить с этой точки зрения, тем более пользователю, который не разбирается в тонкостях. Центр татарской культуры - это «дом» для большой семьи, в котором помогут разобраться в устоявшихся традициях свадебного обряда, а также в нововведениях, появившихся в XX в. Из этих небольших по количеству, но важных по значению обращений в центр видно, что свадьба - это то событие, которое подталкивает людей обратиться к традициям, узнавать обычаи и обряды, правила поведения во время свадебного обряда. Похоронный обряд. В настоящее время похоронный обряд томских татар во многом сохранил черты, сложившиеся в прошлом, хотя и подвергся некоторым изменениям. И сегодня обязательным остаётся совершение религиозного обряда по исламским канонам, с приглашением муллы и чтением молитв. Трансформация похоронного обряда во многом является следствием контактов с русским окружением и результатом тех социально-политических и идеологических изменений, которыми был богат ХХ в. К современным элементам обряда можно отнести то, что умершего одевают в обычную одежду, а потом заворачивают в саван. На городских и сельских татарских кладбищах можно встретить на памятниках таблички, фотографии, рисунки, изображение лица. Могилы огораживаются оградками. Обряды семейного цикла томских татар характеризуются достаточно выраженными исламскими чертами. В результате не только сохраняется, но и воспроизводится мусульманско-татарская идентичность всех групп татар, проживающих в Томской области, независимо от времени их появления, особенностей диалектов и сохраняющейся некоторой культурной специфики. В настоящее время ислам - одна из главных идентификационных характеристик татар. Большое влияние эта религия оказала на формирование комплекса семейной обрядности, который в целом сохранился в настоящее время, хотя и претерпел некоторые изменения под действием русского населения и общемировых тенденций. Центр татарской культуры - это хорошая основа для сохранения и возрождения национальных традиций. Он поддерживает и институализирует татарско-мусульманскую идентичность. Татары по-разному интерпретируют для себя ислам. Самое главное - соблюдать все устои, посещать мечеть, чтить традиции. Но есть случаи, когда татары не считают себя в полном смысле слова мусульманами, «лишь соблюдают некоторые традиции». Между тем хотелось бы отметить, что у большинства представителей татарского населения дома содержатся предметы для посещения мечети - тюбетейка, чётки, что является подтверждением тезиса о важности ислама как этно-консолирующего фактора томских татар.

Ключевые слова

томские татары, религиозная идентичность, родильный обряд, свадебный обряд, похоронный обряд, Tomsk Tatars, religious identity, maternity rituals wedding rituals, funeral rituals

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Чигрина Елена ВладимировнаТомский государственный педагогический университетаспирант кафедры археологии и этнологииLena4igrina@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Маркова М. Ф. Идентичность томских татар на рубеже XIX-XX веков // Дефиниции культуры : сб. трудов участников Всерос. семинара молодых ученых. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2007. Вып. VII. С. 198-202.
Селезнёв А.Г., Селезнёва И.А. Сибирский ислам: региональный вариант религиозного синкретизма. Новосибирск : Изд-во Института археологии и этнографии СО РАН, 2004. 72 с.
Шерстова Л.И. Тюрки и русские в Южной Сибири: этнополитические процессы и этнокультурная динамика XVII - начала XX века. Новосибирск : Изд-во ИАЭТ СО РАН, 2005. 312 с.
Томилов Н.А. Очерки этнографии тюркского населения Томского Приобья. Томск : Изд-во Том. ун-та, 1983. 216 с.
Комарова И.Г. Социокультурные грани этнической идентичности татар томской области // Вестник Томского государственного универ ситета. 2007. № 302. С. 96-100.
Картасова Д.А. Современная языковая и религиозная ситуация у томских татар // Археология и этнография Приобья: Материалы и ис следования : сб. трудов кафедры археологии и этнологии. Вып. 3. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та, 2009. С. 47-55.
ПМА - ПМ Чигриной Е.В. «Беседы с представителями татарского этноса». 2009-2010 гг. г. Томск.
Маркова М. Ф. Семейные традиции и обычаи татар-мусульман Томской губернии на рубеже XIX-XX веков // Духовные ценности ислама и образование: историко-культурная традиция и современность. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2008. (Сер. Монографии. Вып. 23). С. 25-37.
Чигрина Е.В. О влиянии русского свадебного обряда на свадебную обрядность татар // Материалы I Всероссийского фестиваля науки XV Всероссийской конференции студентов, аспирантов и молодых ученых «Наука и образование» (25-29 апреля 2011 г.). Томск, 2012. С. 110-118.
Ильина А.А. Национально-культурные объединения татар и сохранение татарского языкового, культурного и духовного наследия // Этническая история и культура тюркских народов Евразии : сб. науч. трудов. Омск : Издатель-Полиграфист, 2011. С. 255-257.
ПМА - ПМ Чигриной Е.В. «Беседы с представителями ОГАУК "Центра татарской культуры"». 2013 г. г. Томск.
 Отражение религиозной идентичности в семейной обрядности томских татар | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.

Отражение религиозной идентичности в семейной обрядности томских татар | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 397.