Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.

Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни»

Раскрывается содержание категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни». Показана роль условий среды как субъективного компонента образа жизни. Раскрыт принцип единства деятельности человека и условий среды в рамках воспроизводства образа жизни. Определена специфика деятельности как субъективной составляющей здорового образа жизни в контексте различных подходов к его пониманию.

Issues of theoretical comprehension of the categories "way of life" and "healthy lifestyle".pdf Становление здорового образа жизни как социального феномена связано с преодолением биомедицинского подхода к пониманию здоровья, включением в поле зрения важнейшей характеристики жизнедеятельности человека - его образа жизни как фактора здоровья. Усиление данной тенденции, нашедшее выражение в смене типа доминирующей патологии, привело к повышению научного интереса к проблеме здорового образа жизни. Основными разрабатываемыми вопросами стали: выработка прикладных поведенческих рекомендаций, методика пропаганды и популяризации здорового образа жизни населения, проблемы его реализации отдельными социальными группами. Однако само понятие «здоровый образ жизни» в силу его многогранности и недостаточной разработанности проблемы не было определено однозначно. Несколько размытое понимание привело к сложности его воспроизводства как на индивидуальном уровне, так и на уровне социума. Обращение к здоровому образу жизни зачастую определяется лишь обнаружением тесной взаимосвязи здоровья с поведенческими факторами и выражается в виде реализации круга определенных поведенческих предписаний. Данная взаимосвязь могла найти выражение в формулировке некой концепции «здоровой жизнедеятельности» или «здорового поведения». Тем не менее именно здоровый образ жизни стал важнейшим социокультурным феноменом, обозначающим особую поведенческую концепцию, в центре которой находится забота о здоровье. Он выходит за пределы конкретных поведенческих предписаний и не обусловлен лишь взаимосвязью здоровья с поведенческими факторами. Особую смысловую нагрузку в данном понятии имеет категория образа жизни, и лишь рассмотрев ее сущность и содержание, является возможным определить, что такое здоровый образ жизни. Образ жизни человека издавна являлся объектом философского осмысления. Вопросы о том, как должен жить человек, поднимались в каждой человеческой культуре. В древних культурах они находили свое выражение в религиозных текстах, затрагивали морально-нравственные, правовые, бытовые аспекты жизнедеятельности, регулировали межличностные отношения. В более поздние периоды истории образ жизни человека стал объектом научных исследований и философского познания. На протяжении всей истории человечества образ жизни отчасти регулировался социальными, правовыми, культурными особенностями общества. Социум как бы прорисовывал облик человека, в котором нуждался: христианский аскет Средневековья, человек-творец эпохи Возрождения, свободомыслящий интеллектуал Нового времени или же активный потребитель и производитель эпохи капитализма. Безусловно, такое описание является весьма грубым и не может полностью характеризовать особенности образа жизни человека той или иной культуры. Более того, социальные, политические, культурные особенности не исчерпывают круг факторов, оказывающих влияние на образ жизни человека. Важно другое: на протяжении всей истории человечества происходило осмысление того, каким образом человек должен организовывать свою жизнь. Первые попытки осмысления природы человека, его роли и места в мире в определенной степени затрагивали проблему здоровья, его сохранения и восстановления. Понимание природы человека, характера его взаимосвязи с окружающим миром определяло содержание средств и методов сохранения и восстановления здоровья. Различные исторические периоды демонстрировали свою специфику в понимании причин здоровья и болезни, в том числе и в аспекте факторов образа жизни. Существуют яркие исторические примеры, представляющие различные временные периоды, разработки особой концепции образа жизни, с учетом его значения в сохранении и восстановлении здоровья. Среди них необходимо отметить концепцию образа жизни, разработанную в рамках пифагорейского союза, где особым способом организованный образ жизни рассматривается как средство духовного и физического самосовершенствования, а также предписания Гиппократа относительно коррекции образа жизни, имеющие терапевтическую направленность. Однако образ жизни как философская и социологическая категория был включен в научный оборот лишь в 70-е гг. XX в. в СССР, именно тогда шло активное осмысление его онтологического статуса, разрабатывались подходы к определению его содержания. Образ жизни как научная категория был призван обратить внимание на неэкономические факторы, характеризующие жизнь человека, в противовес категории «качество жизни», активно использующейся в капиталистических странах. Именно поэтому основным направлением исследований являлось рассмотрение образа жизни как социального феномена и особенностей социалистического образа жизни. На сегодняшний день большинство авторов, разрабатывающих проблему теоретического осмысления образа жизни, сходятся в том, что образ жизни есть определенный способ жизнедеятельности людей, или тип социальной жизни. Однако многие теоретические вопросы феномена «образ жизни» не являются проработанными до конца или не являются определенными однозначно. Новейший философский словарь дает следующее определение: образ жизни - понятие отечественной социологии, характеризующее конкретные социокультурные интерьеры (типичные формы, способы и механизмы) жизнедеятельности социальных субъектов [1. C. 476]. Данное определение подчеркивает следующие важные характеристики образа жизни: - актором образа жизни является социальный субъект, т. е. образ жизни фиксируется в социальной реальности, его онтологические структуры имеют социальную основу; - по своей сути образ жизни представлен жизнедеятельностью, наиболее типичными ее формами, способами, механизмами. Типичность в аспекте жизнедеятельности определяется повседневностью, повторяемостью, характерностью, свойственностью отдельных аспектов деятельности. Характеристика типичности в образе жизни определяет невключенность в него отдельных действий и форм деятельности, реализуемых человеком эпизодически, несистемно. Анализ существующей литературы, в рамках проблемы теоретического осмысления образа жизни, позволил выявить отсутствие однозначности в понимании роли условий среды. Здесь можно выделить два подхода: 1. Условия среды не включены в образ жизни, а являются факторами, его обусловливающими (А. П. Бу-тенко, Ю.П. Лисицын). 2. Условия среды являются составляющей образа жизни наряду с его жизнедеятельностью (Г. С. Баты-гин, И.В. Бестужев-Лада, Т.М. Дридзе, Д.А. Изуткин, Г.Э. Глезерман). В рамках первого подхода происходит разграничение того, как человек живет, как организует свою жизнедеятельность и где эта деятельность протекает, что ее окружает. Так, Ю.П. Лисицын пишет: «Условия жизни - материальные и нематериальные факторы, воздействующие на образ жизни; образ жизни -деятельность, активность людей, которые определенным образом реагируют на условия жизни, используют их» [2. C. 48]. Безусловно, влияние внешних условий на деятельность человека является очевидным фактом. Однако характер взаимоотношений элементов системы «деятельность - условия» куда более сложен. Условия среды не просто оказывают влияние на жизнедеятельность человека, в структуре образа жизни они оказываются вовлечены в нее. Деятельность не просто реализуется в условиях или обусловливается ими, она выстраивается на их основе, направлена на их преобразование. Деятельность человека всегда реализуется в условиях, которые, в свою очередь, воздействуют на нее. Каждое действие человека соотнесено с целым комплексом условий: социальных, экономических, политических, экологических, физиологических, культурных. Условия же сами по себе, как некая объективная субстанция, существующая вне человека и независимо от него, представляет нечто бескачественное. Качествами условия среды наделяет человек, реализуя в них свою деятельность, в том числе и деятельность по их преобразованию. Условия среды проявляют свою сущность лишь в контексте человека, его деятельности. Взаимосвязь и взаимовлияние деятельности и условий - основа воспроизводства образа жизни. Условия среды проявляются тогда, когда они вступают во взаимосвязь с человеком, воздействуют на него, и в этой взаимосвязи раскрывают истинное бытие: приобретают качества, оценку, оказывают воздействие на поступки и действия людей. Следовательно, именно второй подход отражает всю сложность характера взаимосвязи деятельность -условия в рамках рассмотрения феномена образ жизни. Образ жизни представляет собой единство жизнедеятельности и условий, и в этом единстве раскрывается его онтологический статус. Д. А. Изуткин характеризует данную взаимосвязь следующим образом: «В образе жизни надо учитывать определенное соотношение собственно деятельности и ее условий. К условиям жизнедеятельности относится, прежде всего, вещно-внешняя среда (различные постройки, транспортные средства, бытовая обстановка и т. д.). Однако более непосредственно образ жизни связан с социальной средой, т. е. с теми общественными и материальными отношениями, которые определяют те или иные способы жизнедеятельности людей в различных сферах» [3. C. 196]. Рассматривая взаимосвязь элементов системы «деятельность - условие» в структуре образа жизни, необходимо отметить ее диалектический характер. Прежде всего, он обнаруживается в том, что образ жизни реализуется человеком при единстве деятельности и условий, и в этом единстве обнаруживаются его качества. Наряду с этим деятельность и условия друг другу противопоставлены, подобно тому как противостоят друг другу философские категории свободы (активной творческой деятельности человека) и необходимости (объективно заданных условий). Деятельность человека сама по себе является продуктом свободного творчества. Человек свободен от инстинктов, он обладает разумом, посредством которого человек самостоятелен в своих действиях. Э. Фромм пишет: «Человеческую жизнь нельзя прожить путём простого повторения образцов поведения, свойственных виду; человек должен жить сам» [4. C. 31]. Жить самому - значит творить деятельность, согласуя её с разумом, быть свободным вне зависимости от своего желания и в этой свободе выражать свои жизненные цели, интересы, предпочтения, свою индивидуальность, быть творцом собственной жизни. Свобода деятельности не означает её оторванности от условий, ей всегда присуща закономерность, целепо-лагание. Человеку дана способность к деятельности, поскольку существуют потребности, которые необходимо удовлетворять. Любой деятельности предшествует какая-либо необходимость, но это не отрицает её свободы. Однако границы творческой деятельности не безграничны, они очерчены объективными условиями. Так, социальная, экономическая, культурная и политическая среда формирует поведенческие нормы, определяет невозможность некоторых форм деятельности, их несовместимость с некоторыми аспектами жизни человека и общества. С момента рождения человек оказывается погруженным в окружающую его действительность. Человек одновременно испытывает влияние различных её аспектов: физиологических - человек имеет физические и морфологические характеристики, специфические черты внешности, различные атрибуты его биологической сущности; социальных - человек приобретает атрибуты социальности, вступает в социальные отношения, принимает существующие нормы; культурных - деятельность человека связана с традициями, образцами поведения, соотнесена с особенностями духовной жизни общества; политических - человек имеет определенный политико-правовой статус, вступает во взаимодействие с различными политическими институтами; климатических и экологических - жизнедеятельность человека осуществляется непосредственно на конкретной территории, которая обладает различными климатическими и экологическими характеристиками; экономических - человек является участником экономических отношений, выступает носителем трудовых ресурсов, потребителем и производителем экономического продукта. Совокупность условий, в которые погружен человек, определяет его несвободу. Условия среды выступают в качестве некой границы свободы человека, в рамках которой он осуществляет активную, творческую деятельность. Понимание образа жизни как единства жизнедеятельности, наиболее типичных ее видов и условий, вовлеченных в неё, раскрывает его субъектно-объектное содержание. Активная творческая деятельность человека, определяющей причиной которой является сам человек, его интересы, ценности, потребности, выступает субъективной его стороной, в то время как условия среды, выступающие пространством реализации деятельности и частично обусловливающие её, - объективной. Наиболее часто используемый в разработке теоретических вопросов образа жизни сферный подход, также исходит из положения, что условия являются его составляющей. Выделение различных сфер образа жизни исходит от их обнаружения в объективной среде, в условиях человеческой жизнедеятельности, и последующего соотнесения с ними видов и способов человеческой деятельности, деятельности различных социальных групп, всего социума. Взаимосвязь деятельности и условий этой деятельности в структуре образа жизни имеет универсальный характер. Рассмотрение данной взаимосвязи может быть использовано в рамках исследования субъектно-объектного содержания здорового образа жизни. Если в рамках обыденного понимания феномена «здоровый образ жизни» прослеживается определенная однозначность, то на уровне научного осмысления существуют очевидные различия. Обилие существующих определений не позволяет в рамках данного исследования проанализировать каждое. Рассмотрим некоторые из них. Согласно Ю.П. Лисицыну под здоровым образом жизни понимается «деятельность наиболее характерная, типичная для конкретных социально-экономических, политических, экологических и прочих условий, направленная на сохранение и улучшение, укрепление здоровья людей» [2. C. 57]. Д. А. Изуткин определяет здоровый образ жизни как «способы активной биосоциальной жизнедеятельности людей в непосредственной и максимальной степени, сохраняющие и укрепляющие потенциал индивидуального и общественного здоровья при наличии благоприятных социальных и экологических условий» [3. C. 256]. Л.В. Доброрадова определяет его следующим образом: «Здоровый образ жизни целесообразно рассматривать как совокупность внешних и внутренних условий жизнедеятельности человеческого организма, при которых все его системы работают достаточно долговечно, а также совокупность рациональных методов сохранения здоровья, гармонического развития личности» [5. C. 34]. Несмотря на существенные различия приведенных определений, в частности в аспекте роли условий и деятельности человека в воспроизводстве здорового образа жизни, можно выявить наличие общих черт. Прежде всего, необходимо отметить, что здоровый образа жизни, согласно данным определениям, выходит за границы деятельности человека, он неразрывно связан с условиями этой деятельности, более того, он отчасти ими определяется. Очевидно, что реализация здорового образа жизни предполагает наличие активной человеческой деятельности, определим ее как деятельность человека, направленную на сохранение и укрепления его здоровья, это и будет составлять субъективную сторону здорового образа жизни. Объективной же стороной здорового образа жизни будут выступать условия объективной среды, вовлеченные в процесс данной деятельности. В связи с этим нельзя выявить принципиальные различия объективной составляющей образа жизни вообще и объективной составляющей здорового образа жизни. Это все те же условия объективного мира, включенные в образ жизни человека посредством реализации в них деятельности. Таким образом, в структуре образа жизни можно выделить условия как не изменяющиеся, так и изменяющиеся в зависимости от деятельности человека. Изменяемость условий образа жизни в зависимости от деятельности человека не отрицает их объективного характера. Она является следствием индивидуальности образа жизни, его динамичности, наличием специфических лич-ностно-детерминированных черт. Уникальность деятельности человека опосредует уникальную совокупность вовлеченных в образ жизни условий. Субъективная составляющая здорового образа жизни представляет собой деятельность, способствующую сохранению и укреплению здоровья. Такая деятельность может быть неосознанная, хотя зачастую деятельность в рамках здорового образа жизни понимают как осознанную, направленную на укрепление здоровья. Традиционное понимание здорового образа жизни как свода шаблонных действий подразумевает сознательное участие в его воспроизводстве. Согласно такому пониманию здоровый образ жизни имеет универсальный характер и понимается как некая формула жизнедеятельности, единая для всех. Вести здоровый образ жизни - значит придерживаться определенного круга поведенческих предписаний. Такое понимание способствует стиранию границ, утрате истинной первопричины здорового образа жизни, его смысла. В последнее время наибольшую популярность приобретает подход, согласно которому здоровый образ жизни представляет собой способ жизнедеятельности позволяющий сохранять и укреплять здоровье, достигать желаемой продолжительности жизни. Его главной особенностью является то, что критерием его реализации являются не особенности поведения человека, а действительное увеличение количества здоровья. Индивидуальность каждого человека определяет необходимость поиска своего собственного жизненного пути, собственного здорового образа жизни. Ориентиром данного пути выступает его конечная цель - здоровье. Если данная цель не может быть достигнута, несмотря на рациональный образ жизни, он не может определяться как здоровый. Данный подход не включает в поле зрения то, каким способом достигается здоровье. Допустима ситуация, при которой здоровье является результатом не особым образом организованной жизнедеятельности, а систематической медицинской коррекцией или физиологическими особенностями организма. Соответственно, понимание здорового образа жизни как жизнедеятельности (любых ее видов и способов), при которой человек сохраняет определенный уровень здоровья, искажает его истинное содержание. Однако данный подход имеет некоторые положительные моменты. Прежде всего, это понимание здорового образа жизни как индивидуальной стратегии жизнедеятельности, отсутствие универсальных поведенческих рекомендаций. Именно индивидуальность, воплощенная в реализации того или иного образа жизни, является основой раскрытия личностного потенциала человека, что, в свою очередь, является важной предпосылкой в сохранении душевного и социального здоровья. Ориентир на здоровье как на конкретный результат образа жизни предполагает большую эффективность мер по его сохранению и укреплению в рамках жизнедеятельности человека. Это обусловлено тем, что отсутствие поведенческих шаблонов определяет необходимость индивидуального поиска способа жизнедеятельности, при котором будет сохраняться здоровье и который будет наиболее предпочтителен, удобен для конкретного человека. Эта проблема затрагивает еще один важный аспект понимания феномена здорового образа жизни. Одним из атрибутов жизни человека является целеполагание, осмысленное выявление закономерностей и причинно-следственных связей. Воспроизводству здорового образа жизни предшествует постановка цели, как правило, она связана с желанием человека быть здоровым. При этом важной предпосылкой воспроизводства здорового образ жизни является ответ на вопрос: что такое человек? Понимание истинного пути человека, его духовного мира, социальной сущности, структуры ценностного мира, имеющихся потребностей выступает важным условием воспроизводства образа жизни, при котором физическое, душевное и социальное здоровье человека будет сохраняться и укрепляться. Это определяется тем, что любое действие человека, в том числе и в отношении его здоровья, осознанно или бессознательно соотнесено с имеющейся у него совокупностью знаний об окружающем мире и о нем самом. Именно поэтому понимание внутреннего мира человека, особенностей его взаимодействия с окружающей средой является ключом к обнаружению адекватных мер в отношении достижения важнейшей цели - здоровья. Более того, понимание сущности человека является ключом к пониманию его здоровья, а значит, и определяющим фактором формирования и воспроизводства здорового образа жизни. Т.Ф. Орехова пишет: «Человек - это природно-социально-духовное существо, развивающееся и реализующее себя в процессе активного взаимодействия с окружающим миром во всем многообразии его проявлений (миром природы, миром людей, миром культуры), а также и миром своего "Я"» [6. C. 63]. Далее автор приводит важные положения, определяющие его понимание здоровья человека: «Во-первых, тело человека имеет в определенных границах свою собственную, не зависящую от сознания и воли человека жизнь, поэтому для того, чтобы быть здоровым человеку необходимо понимать жизнь своего тела, и учитывать эту жизнь в своем сознательном, то есть целенаправленно управляемом, поведении. Во-вторых, человек как личность может управлять становлением своего здоровья в пределах осознаваемой им культурной (то есть сугубо человеческой) деятельности. В-третьих, здоровье человека как целостное состояние организма, формирующееся в социокультурной среде, допустимо исследовать как нравственно-духовный феномен» [Там же. C. 64]. Преодоление биомедицинского подхода в понимании здоровья, отрицание его как характеристики сугубо физической составляющей человека, рассмотрение здоровья через призму социокультурных обстоятельств определяют необходимость пересмотра принципов формирования здорового образа жизни как на уровне отдельной личности, так и всего социума. Рассмотрение здоровья как нравственно-культурного феномена, предложенное Т. Ф. Ореховой, отражает наличие сложных связей между различными сторонами человеческой жизни, его личности. Физическое состояние человека, его душевные переживания, особенности социальной жизни, интересы, ценности и потребности в рамках биосоциокультурного подхода в понимании здоровья становятся объектами коррекции в рамках реализации здорового образа жизни. Такое интегральное понимание здорового образа жизни, с одной стороны, значительно усложняет разработку конкретных мероприятий в рамках здо-ровьесберегающей и здоровьеформирующей деятельности, с другой стороны, оказывается более эффективным с точки зрения получения конечного результата - физического, социального и душевного здоровья, поскольку именно комплексный характер мероприятий, затрагивающий различные стороны здоровья человека, определяет устойчивость воспроизводства здорового образа жизни. Система мероприятий, ориентированных на сохранение и восстановление физического здоровья, является однозначно определенной, и, как правило, представлена в рамках пропаганды рекламной модели здорового образа жизни. Тем не менее социальное и душевное здоровье как объекты коррекции в рамках реализации здорового образа жизни не являются в достаточной степени изученными, что определяет необходимость их последующей разработки в рамках психологии, социологии, социальной философии, биологии, медицины. Однако существует однозначное понимание «нормальности» морально-нравственных ориентиров личности, её социальной жизни и душевного благополучия, что является ключом к определению мероприятий в рамках здорового образа жизни, направленных на коррекцию социального и душевного компонента здоровья. Необходимо отметить динамичный характер здорового образа жизни как на личностном, так и на со-циумном уровне. Круг детерминаций здоровья очень широк, а непрерывность социальных изменений, постоянная трансформация объективных условий жизнедеятельности, определяет необходимость беспрерывного поиска форм и способов здоровьесберегаю-щей и здоровьеформирующей деятельности. Это и определяет его истинное содержание: поиск и обнаружение человеком и обществом форм и видов жизнедеятельности, способствующей сохранению здоровья, достижению желаемой продолжительности жизни. Это органичный способ общения, взаимодействия человека и окружающего мира, который благоприятно отражается как на нем самом, так и на окружающей действительности.

Ключевые слова

conditions, activity, way of life, healthy lifestyle, условия, деятельность, здоровый образ жизни, образ жизни

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Пилюшенко Александра ВалерьевнаИжевский государственный технический университет им. М.Т. Калашниковаассистент кафедры философииChe-pi@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Орехова Т.Ф. Теоретические основы формирования здорового образа жизни субъекта педагогического процесса в системе современного общего образования : дис. д-ра пед. наук. Магнитогорск, 2005. 389 с.
Фромм Э. Здоровое общество. Догмат о Христе / сост. А. Локтионов. М. : АСТ : Транзиткнига, 2005. 571 с.
Доброрадова Л.В. Здоровый образ жизни как объект исследования в различных отраслях науки // Вестник ЧГПУ. 2009. № 5. С. 29-35.
Лисицын Ю.П. Общественное здоровье и здравоохранение. М. : ГЭОТАР-МЕД, 2002. 510 с.
Изуткин Д.А. Концептуальные основы взаимосвязи образа жизни и здоровья : дис.. д-ра филос. наук. Н. Новгород, 2005. 356 с.
Новейший философский словарь / под ред. А.А. Грицанова. Минск : Изд. В.М. Скакун, 1998. 896 с.
 Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.

Вопросы теоретического осмысления категорий «образ жизни» и «здоровый образ жизни» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.