Событийный менеджмент в работе муниципальных сельских библиотек (на примере Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.

Событийный менеджмент в работе муниципальных сельских библиотек (на примере Томской области)

Рассмотрен опыт применения концепции событийного менеджмента в работе современных сельских библиотек Томской области. Среди организуемых и проводимых библиотеками мероприятий - литературные вечера, творческие встречи, выставки, конкурсы, благотворительные акции, презентации собственных изданий, детские праздники и др. Событийный менеджмент представляет собой перспективное направление деятельности библиотек, позволяющее укрепить их положение в системе социокультурных институтов, привлечь и удержать внимание читателей.

Event-management in municipal rural libraries of Tomsk Oblast.pdf Событийный менеджмент (англ. event-management - управление событиями) - относительно новое понятие в экономике российского рынка, характеризующее деятельность по созданию специальных мероприятий и приданию им конкретной направленности в интересах заказчика. В числе организуемых в русле данной концепции мероприятий - деловые, образовательные, культурно-досуговые, научные, спортивные, рекреационные и другие. Главная задача событийного менеджмента заключается в том, чтобы «сделать из мероприятия событие, которое участники будут долго вспоминать и после его окончания» [1. C. 9]. Несмотря на то что организация мероприятий как специфическая форма деятельности существует с незапамятных времен, в самостоятельную отрасль она выделилась не так давно. Стимулом развития данной отрасли послужил рост корпоративного сектора: растущим компаниям потребовались услуги для организации деловых конференций, выставок, корпоративных праздников и т.д. Процесс разработки и проведения мероприятий оказывался для них не всегда выполнимой задачей, что дало возможность профессионалам в этой области создать отдельную сферу бизнеса. В Европе и США небольшие фирмы, составившие основу будущей организационной индустрии, были созданы в 1970-1980-х гг. Само словосочетание «event-management» появилось в 1990-х гг., в России же о нем заговорили в начале 2000-х гг. [2. C. 137]. Сегодня как коммерческие, так и некоммерческие организации сталкиваются с проблемой: как в условии множества информационных потоков завладеть вниманием аудитории. По оценкам специалистов, многие компании уже оценили преимущества событийного менеджмента, поскольку грамотная организация событийных коммуникаций положительно влияет на увеличение продаж, повышает лояльность клиентов, узнаваемость бренда [3. C. 250]. Важно, чтобы мероприятие соединяло в единое целое время, место и атмосферу, способствуя адекватному восприятию информации потребителем. Эффективное мероприятие - это хорошо спланированное, организованное и исполненное мероприятие, учитывающее состав и интересы избранной целевой аудитории, провоцирующее участников к действию, несущее новые смыслы и ценности. В основе событийного менеджмента лежит механизм создания и управления специальными событиями, которые в зависимости от специализации конкретной организации и поставленных задач могут использоваться как инструмент маркетинговых коммуникаций или как самостоятельный продукт - результат творчески-производственного процесса. Событийный менеджмент и событийный маркетинг неразрывно связаны между собой: менеджмент является организационным средством достижения маркетинговых целей, а непосредственно маркетинговый элемент работает на этапах позиционирования проекта события и оценки его эффективности. Среди зарубежных специалистов в области событийного менеджмента и маркетинга следует отметить одного из лидеров данного направления, автора первого учебного курса и тренинговой программы Дж. Голдблатта [4], а также У. О'Тула, Р. Харриса, Я. МакДоннелла, Г. Боудина, Д. Аллена [5]. В отечественной литературе теоретические аспекты событийного менеджмента и маркетинга освещены в работах Е.А. Кондратенко [1], А.Н. Романцова [6], Н.А. Анашкиной [3], А. А. Манихина [2]. Ряд научных статей посвящен изучению применения технологий событийного менеджмента и маркетинга в различных сферах: культуре [7], спорте и туризме [8], избирательных кампаниях [9], автомобильной индустрии [10], книготорговле [11], библиотечно-информаци-онной деятельности [12]. В современном мире человек встречается с многочисленными потоками информации, под действием увиденного и услышанного порой он теряет способность адекватно ее воспринимать, не говоря уже о выборе для себя каких-либо приоритетов. Для того чтобы информация о библиотеке дошла до потенциальных читателей, необходимо приложить немало усилий, поэтому в настоящее время библиотеки начинают использовать технологии и инструменты событийного менеджмента. Рассмотрим применение концепции событийного менеджмента в работе сельских библиотек Томской области, оставшихся сегодня практически единственными общедоступными учреждениями на селе, способными бесплатно предоставить возможность приобщиться к культурным ценностям, реализовать творческий потенциал, провести свободное время. В настоящее время муниципальные сельские библиотеки функционируют во всех 16 районах области. По данным на 2014 г., их количество составляет 270, в большей части районов библиотеки объединены в централизованные библиотечные системы (ЦБС) [13. C. 8]. На фоне оттока населения из сельской местности все острее становится вопрос: как заинтересовать, привлечь и удержать читателя? Организация и проведение мероприятий - одно из решений, на которое библиотеки опираются в своей работе. Особенность рынка event-услуг заключается в том, что очень многое зависит от персонала - любое мероприятие разрабатывают и проводят, прежде всего, люди. Практически невозможно провести масштабное мероприятие в одиночку, поэтому менеджеры индустрии событий часто привлекают персонал из других областей. В организации мероприятий сельские библиотеки взаимодействуют с районными администрациями, общеобразовательными школами, профессиональными училищами, техникумами, школами искусств, музыкальными школами, музеями, домами культуры, спортивно-патриотическими клубами, обществами инвалидов, советами ветеранов, центрами социальной поддержки населения. Ряд сельских библиотек обращается за спонсорской помощью к предпринимателям и депутатам. Сотрудничество дает дополнительные возможности в поиске ресурсов, увеличении охвата аудитории, разработке новых идей и концепций. При проведении мероприятий нельзя недооценивать роль средств массовой информации, поскольку освещение события способствует его запоминаемости целевой аудиторией, обеспечивая библиотеке продвижение услуг, привлечение читателей и спонсоров. В большинстве библиотек сотрудники подготавливают статьи для районных газет, занимаются рассылкой пресс-релизов. Сельские библиотеки принимают активное участие во всероссийских акциях, таких как «Библио-ночь», «Ночь в музее», «Бессмертный полк», «Напиши письмо ветерану». Кроме того, практически в каждом районе проводятся и собственные акции: «В библиотеку всей семьей», «Лучшая детская книжка», «Читальный зал под открытым небом», «Дети за чистоту русского языка» и другие. Подобные акции, как правило, подкрепляются созданием запоминающегося зрительного образа, использованием плакатов, логотипов, корпоративного стиля одежды персонала. Интерес и поддержку населения находят инициированные библиотеками благотворительные акции. В селе Кожевниково проводятся акции «Рядом живет ветеран», «Подари добро», «День добрых дел». Сотрудники библиотеки и активы библиотечных клубов помогают пожилым людям убирать снег, заготавливать дрова, а учащиеся филиала Томского экономико-промышленного колледжа участвуют в волонтерском движении по библиотечному обслуживанию на дому пенсионеров и инвалидов [14. C. 25]. В декабре, в Декаду инвалидов, в библиотеках Первомайского района проходит ежегодная акция «Острова доброты», в ходе которой для людей с ограниченными возможностями проводятся вечера отдыха, конкурсы, познавательные программы, концерты [15. C. 24]. Организация мероприятий удовлетворяет потребности людей в общении и развлечении, взаимодействии со средой, поэтому одним из эффективных способов позиционирования себя в социокультурном пространстве является организация праздников - государственных, фольклорных, экологических и др. В первую очередь, это праздники, связанные с юбилеями районов и сел. Сотрудники библиотек осуществляют серьезную информационную подготовку к празднованиям, работая с архивными материалами, публикациями, воспоминаниями старожилов. Например, в 2013 г. село Кожевниково отмечало свой 280-летний юбилей, и библиотеки района участвовали во всех значимых мероприятиях, посвященных этой дате, оформляли выставки, проводили краеведческие часы, организовали два районных творческих конкурса «Я расскажу вам о селе» и «Чудеса своими руками»; помогали районной газете «Знамя труда» в проведении краеведческой викторины на страницах газеты и т.д. [16. С. 18]. Интересен опыт проведения сотрудниками библиотек этнографических праздников. В селе Нёготка Каргасокского района в августе 2014 г. состоялся праздник «Легенды Севера», направленный на сохранение обычаев коренного народа - селькупов: «... завершился праздник национальными играми, гонками на обласке и общим костром, вокруг которого собравшиеся дружно водили хоровод, приветствуя друг друга и представителей всех селькупских родов, проживающих в Нёготке» [17. C. 39]. Библиотеки обеспечивают информационную подготовку к таким значимым районным мероприятиям, как открытие памятников. В 2014 г. в селе Бакчар состоялось знаменательное событие - открытие памятника воинам-землякам, погибшим в Афганистане и других локальных войнах. Митинг, посвященный открытию памятника, подготовили и провели учащиеся Бакчарской школы под руководством преподавателя истории. Информация для сценария митинга, а также портреты погибших земляков были предоставлены библиотекарями [18. C. 46]. Среди событий, пользующихся вниманием жителей области, - организуемые библиотеками конкурсы. В 2014 г. в библиотеке Белого Яра проводился поэтический конкурс «Верхнекетье - моя Россия». Идея конкурса была предложена на одной из встреч поэтов района, положение о конкурсе было разработано и опубликовано в газете «Заря Севера». Все конкурсные работы присылались в центральную библиотеку, где оформлялись в едином стандарте без указания авторства и передавались членам жюри для ознакомления и оценки. Конкурсанты, набравшие наибольшее количество голосов в своей номинации, были объявлены победителями. Сборник «Верхнекетье - моя Россия» был составлен, сверстан и отпечатан на базе центральной библиотеки [19. C. 12]. Библиотеки проводят литературные конкурсы и конкурсы чтецов: «Волшебное перо» (Асиновский район), «Читаем классику» (Томский район), «Эко-рифмы» (Бакчарский район). В Верхнекетском, Ко-жевниковском, Бакчарском, Парабельском районах проводились фотоконкурсы «Белый Яр - природа дивная», «В объективе - читающая молодежь», «Природа Томской области через объектив фотокамеры», «В объективе - Парабельский район». Кроме того, проводятся конкурсы гербариев и флористических работ, детских рисунков, музыкальных видеоклипов, историко-поисковых работ. Традиционным для библиотек, но от этого не теряющим своей актуальности направлением является организация выставок. Для того чтобы выставки стали событием, по-настоящему привлекающим интерес читателей, сотрудники библиотек должны постоянно менять подходы к их организации. Выставки, обладающие огромным культурно-просветительским потенциалом, часто остаются не замеченными читателями, поэтому при их организации большое внимание нужно уделять качеству информационно-рекламных материалов и их доступности, распространению информации через районную печать, сайты, группы в социальных сетях. Результативным способом продвижения выставки является ее трансформация в комплексное событие - совмещение с концертами, творческими встречами, заседаниями клубов, мастер-классами и др. В Анастасьевском филиале Шегарской ЦБС с целью популяризации литературы действуют «говорящие книжные выставки». Библиотекарь отбирает литературу, которую несколько школьников должны будут представить своим одноклассникам: рассказать об авторе, пересказать краткий сюжет и свое отношение к нему. В такой форме книжной выставки есть два плюса: во-первых, школьник, который готовит представление, сам прочитает книгу, а во-вторых, дети с большим интересом и доверием относятся к советам сверстников [20. C. 16]. В современном мире люди уже не хотят быть наблюдателями, гораздо важнее стать участниками событий, поэтому сотрудники библиотек сопровождают выставки интерактивными элементами. Например, в центральной библиотеке Шегарского района на выставке книг и журналов «Светлое Христово Воскресение» была организована выпечка куличей и приготовление других традиционных пасхальных блюд [Там же]. В декабре 2014 г. в Бакчарской центральной районной библиотеке была оформлена выставка-инсталляция «Новый год в Советском Союзе». На ней можно было увидеть елочные украшения с советской символикой, игрушки из пенопласта и стекла, ваты и картона, новогодние открытки 1950-1960-х гг. Выставка иллюстрировалась советскими фотографиями, создавая настроение уже ушедшей эпохи, возле выставки-инсталляции проходили фотосессии [18. С. 42]. Ряд выставок проводится в сотрудничестве с музеями. Например, в 2013 г. в Туендатской библиотеке работала выставка «Древние обитатели Первомайской земли». На выставке, кроме книжно-иллюстративного материала, экспонировались останки древних животных, найденные на территории Первомайского района. Экспонаты были предоставлены районным краеведческим музеем [21. C. 26]. Выставка может стать элементом социальной работы, возможностью проявить свои способности для социально незащищенных слоев населения. Ежегодно в мае в рамках районного фестиваля «Преодолей себя» Первомайская библиотека организует выставку декоративно-прикладного творчества «Добрых рук мастерство». В 2014 г. в библиотеках Первомайской ЦБС были организованы две персональные выставки работ жителей района с ограниченными возможностями: «Волшебная нить» (выставка вязаных салфеток) и «Взглянем на мир по-новому» (выставка вышитых картин) [15. C. 23]. В библиотеках проводятся литературно-музыкальные гостиные, концерты, вечера памяти известных деятелей, творческие встречи с писателями, художниками, общественными деятелями области, привлекающие внимание общественности к библиотеке и ее услугам. Темы творческих вечеров и встреч разнообразны: «С Владимиром Высоцким в XXI век» (с. Молчаново), «Детям поры военной» (д. Нестерово Парабельского района), «Писатели современной России» (с. Мельниково), «С любовью к русской деревне: творчество В.П. Астафьева» (с. Александровское) и др. Для читателей библиотек встречи с писателями, поэтами, художниками района сами по себе являются значимыми событиями. Сотрудники библиотек выступают организаторами конференций. Например, в Молчановском, Кривоше-инском, Каргасокском, Парабельском, Асиновском и других районах области на базе библиотек проходят Дни славянской письменности и культуры - духовно-исторические Кирилло-Мефодиевские чтения, включающие в свою программу лекции, выступления с докладами, викторины, фольклорно-игровые программы, работу киноклубов, выставки духовной литературы. Свой вклад библиотеки вносят в благоустройство территорий поселений. По инициативе библиотекарей проводятся субботники, высадка деревьев, благоустройство парков, уборка территорий возле памятников. В течение четырех лет актив клуба «Огородник» Молчановской центральной библиотеки продолжает акцию «Живем и помним», приводя в порядок могилы участников Великой Отечественной войны. В 2013 г. библиотека села Павлово Каргасокского района стала организатором экологической акции «Чистые берега», которая осуществлялась в рамках программы «Внимание, природа!» Учителя, работники культуры и дети убрали от мусора территорию центра села и берега у водоемов [22. С. 22]. В Зырянском и Кривошеин-ском районах сотрудники библиотек и школьники изготавливают кормушки для птиц и развешивают их на деревьях, растущих около библиотек. Такие акции имеют большое значение в формировании бережного отношения к природе у детей. Центральные районные библиотеки занимаются выпуском печатной продукции, поэтому эффективным средством событийного менеджмента является презентация изданий. Так, в 2013 г. в Каргасокской библиотеке состоялась презентация книги Л.Т. Сит-никова «Земляки - 4», открывшая Неделю старшего поколения: «1 октября библиотека принимала старших коллег, ветеранов культуры, киносети и кинопроката, многие из которых являются героями очерков, вошедших в эту уникальную по степени общественной значимости книжную серию» [22. С. 24-25]. В 2014 г. в Каргасокской библиотеке состоялась презентация еще одной книги Л.Т. Ситникова - сборника очерков о жителях района «Житейские истории» и книги «Преодоление» О. Кербер, повествующей о судьбах немцев-спецпереселенцев, не по своей воле оказавшихся в конце 1930-х - начале 1940-х гг. на территории Нарымского края [17. С. 38]. Значительное место в работе сельских библиотек занимает работа с подрастающим поколением. Проводимые мероприятия рассчитаны на представителей разных возрастов - от воспитанников детских садов до студентов профессиональных училищ и техникумов. С 2009 г. в детской библиотеке села Каргасок действуют программа по привлечению детей дошкольного возраста «Я расту вместе с книгой», программа развивающего чтения для учеников начальной школы «Мир детства», цель которой - поддержка образовательной деятельности ребенка и его творческого развития. Библиотеки организуют летние площадки для детей, проводят походы, познавательные игры, викторины, спортивные эстафеты. Участие сотрудников библиотек в профессиональных конкурсах, конференциях, семинарах, форумах также является инструментом событийного менеджмента, позволяющим заявить о себе в информационном пространстве, сформировать положительный имидж. Сотрудники сельских библиотек принимают участие во всероссийских и региональных форумах «Биб-лиокараван», «Библиопрорыв», «Всероссийский лагерь сельских библиотекарей», «Томский коллайдер». В 2014 г. сотрудник Каргасокской библиотеки М.А. Мар-тынюк приняла участие во Всероссийском конкурсе «Библиотекарь года». Кроме того, в районах проводятся собственные профессиональные конкурсы, направленные на стимулирование творческих, инициативных библиотечных специалистов, выявление и распространение инновационных методов работы: «Библиотекарь года» (Кожевниковский район), «Моя судьба, мое призвание» (Бакчарский район). Информация о профессиональных конкурсах, опубликованная в районных СМИ, способствует позиционированию сотрудника библиотеки как высокоинтеллектуальной, разносторонней, творческой личности. На формирование корпоративной культуры благоприятно влияет празднование юбилеев библиотек. Следует отметить, что такие празднования нередко выходят за рамки библиотек, объединяя жителей села. Сегодня важно, чтобы мероприятие имело продолжение в сети Интернет в форме собственного сайта, страницы на сайте библиотеки или района, группы в социальной сети, рассылок информации по электронной почте. Мероприятие может быть и виртуальным в случае, если реальное мероприятие дорогостоящее или трудозатратно. Положительные стороны виртуального мероприятия - экономия времени и ресурсов, недостатки - в отсутствии прямого контакта с аудиторией. На сайтах ЦБС Асиновского, Парабель-ского, Верхнекетского, Чаинского, Каргасокского, Зырянского, Кривошеинского районов регулярно размещаются анонсы предстоящих событий, информационные материалы о прошедших мероприятиях, проиллюстрированные фотографиями. На завершающем этапе мероприятия деятельность сотрудников библиотек направлена на то, чтобы с помощью анкетирования и опросов установить обратную связь с участниками, собрать максимальное количество информации о проделанной работе. Как отмечают исследователи, оценка мероприятия должна складываться из следующих составляющих: оценка организационной эффективности, которая свидетельствует о своевременности процесса подготовки; оценка соблюдения регламента в ходе события, количества и качества привлеченной аудитории; маркетинговая эффективность или выяснение того, насколько проведение мероприятия обеспечило достижение поставленной цели. Необходимо рассмотреть такие параметры, как общее количество участников мероприятия, их активность и заинтересованность, процент отказа от участия [1. C. 113]. Яркое событие - замечательный способ привлечь внимание и повысить степень узнаваемости библиотеки за счет связанных с ней позитивных ассоциаций. Посетитель проводимого библиотекой мероприятия испытывает чувство удовлетворенности уже в ходе события и надолго запоминает то, что пережил на эмоциональном уровне. В числе преимуществ событийного менеджмента следует упомянуть также гибкость финансовой составляющей - в зависимости от бюджета можно выбирать наиболее оптимальный вариант проведения мероприятия. Нередко мероприятия с достаточно скромным бюджетом при вовлеченности и творческом подходе сотрудников могут стать гораздо эффективнее широкомасштабных акций, в которые было вложено немало средств. Событийный менеджмент представляет собой перспективное направление деятельности современной библиотеки, позволяющее укрепить ее положение в системе социокультурных институтов, создать условия для того, чтобы, посетив мероприятие, жители села пришли в библиотеку еще раз - но уже в качестве читателей.

Ключевые слова

Tomsk Oblast, municipal libraries, events, rural libraries, Томская область, event-management, мероприятия, сельские библиотеки, муниципальные библиотеки, событийный менеджмент

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Кузоро Кристина АлександровнаТомский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры библиотечно-информационной деятельностиclio-2002@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Первомайского района : информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2013 г. Первомайское, 2014. 56 с.
Аналитическая справка о деятельности библиотек Каргасокского района за 2013 г. Каргасок, 2014. 57 с.
Аналитическая справка о деятельности ЦБС МАУ «Культура» Верхнекетского района за 2014 г. Белый Яр, 2015. 29 с.
Деятельность библиотек Каргасокского района : аналитическая справка за 2014 г. Каргасок, 2015. 63 с.
Информационно-аналитический обзор состояния и деятельности муниципальных общедоступных (публичных) библиотек Бакчарского района за 2014 г. Бакчар, 2015. 106 с.
Аналитическая справка о деятельности библиотек Шегарской МЦБС за 2014 г. Мельниково, 2015. 37 с.
Аналитический обзор деятельности библиотек МБУ МЦБС Кожевниковского района в 2013 г. Кожевниково, 2014. 51 с.
Муниципальные общедоступные (публичные) библиотеки Первомайского района : информационно-аналитический обзор состояния и деятельности за 2014 г. Первомайское, 2015. 61 с.
Аналитический обзор деятельности библиотек МБУ МЦБС Кожевниковского района в 2014 г. Кожевниково, 2015. 57 с.
Муниципальные общественные (публичные) библиотеки Томской области : информационно-аналитический обзор состояния и деятель ности за 2014 г. / сост. Т.П. Вергановичус; ред. С.С. Быкова. Томск, 2015. 149 с.
Смирнова А.Ю. Событийный менеджмент в современной библиотеке // Библиотековедение. 2012. № 6. С. 20-25.
Филюкова Н.Ш. Нестандартные формы event-маркетинга в книжных магазинах // Университетская книга. 2012. Т. 1. С. 68-71.
Близняк Р.З. Принципы и методы, технологии и инструменты событийного менеджмента, применяемые в системе электоральных комму никаций // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. 2011. № 5 (ч. 1). С. 26-30.
Балашов А.А. Событийный маркетинг в автомобильной индустрии / А. А. Балашов, С.М. Сацик, М.А. Гайнуллин // Маркетинговые ком муникации. 2010. № 3. С. 130-141.
Васильева О.О. Событийный маркетинг в системе организации спортивных мероприятий / О.О. Васильева, И.Г. Филиппова // Инновации. Менеджмент. Маркетинг. Туризм. 2013. № 1. С. 32-35.
Мельникова Н.А. Событийный маркетинг в сфере культуры : анализ коммуникационного продвижения событий регионального музея // Наука о человеке : гуманитарные исследования. 2014. № 3 (17). С. 129-138.
Events Management : second edition / W. O'Toole, R. Harris, Ian McDonnell, G.A.J. Bowdin, J. Allen. Elsevier Ltd., 2006. 537 p.
Романцов А.Н. Event-маркетинг : сущность и особенности организации : практическое пособие. М. : Дашков и К, 2012. 116 с.
Goldblatt J. Special Events. A new generation and the next frontier : 6-th edition. Hoboken : John Wiley and Sons, 2010. 535 p.
Анашкина Н.А. Event-marketing : коммуникативный тренд в рекламе // Омский научный вестник. 2013. № 5 (122). С. 250-253.
Манихин А.А. Ткань событий. Место event-маркетинга в комплексе маркетинговых коммуникаций // Креативная экономика. 2014. № 4. С. 135-143.
Кондратенко Е.А. Событийный менеджмент. Барнаул : Азбука, 2011. 142 с.
 Событийный менеджмент в работе муниципальных сельских библиотек (на примере Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.

Событийный менеджмент в работе муниципальных сельских библиотек (на примере Томской области) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.