Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.

Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании

Рассматривается влияние такого явления, как социальные медиа, на политическую сферу жизни Великобритании. Помимо того, что автор подробно рассматривает понятие социальных медиа, их классификацию, влияние на психологию человека, особое внимание уделяется роли явления в политических событиях Великобритании на примере уличных погромов в 2011 г. Приводится анализ реакции на указанные события правительства страны.

The role of social media in the political life of modern Great Britain.pdf В связи с проведением различных протестных акций в мире в последнее время все чаще говорят о влиянии социальных медиа на политическую жизнь. Роль и функции медиа необратимо меняются, а технологии коммуникаций развиваются потрясающими темпами. На смену «оранжевой», «бархатной» и прочим «цветным революциям» приходят революции Ближнего Востока, организованные с помощью социальных медиа, таких как Twitter и Facebook. Пока в России измеряют влияние цены нефти на экономику, в Европе пытаются измерить влияние на экономический рост социальных сетей. Сотни тысяч людей по всему миру находят работу своей мечты через социальные сети, а шоу-бизнес открывает для себя новых «звезд» с помощью YouTube. Еще в 2009 г. в Соединенных Штатах Америки специалисты в сфере средств массовой коммуникации предсказывали, что когда-нибудь социальные медиа полностью заменят американцам телевидение как основной источник новостей. Майк Элган, журналист, пишущий на тему технологий, бывший редактор журнала Windows, сказал в 2009 г., что такой момент уже наступил. Он привел в пример нашумевшую историю о вынужденной посадке американского самолета на реке Гудзон 15 января 2009 г. [1], когда информация распространялась по Twitter и другим социальным медиа намного быстрее, чем по телевидению. Социальные сети, впервые появившись в 2003 г., с каждым годом становились все популярнее. Билл Тансер, глава подразделения по глобальным исследованиям ведущей мировой компании Experian Hitwise и автор книги «Click: What Millions of People are Doing Online and Why It Matters» («Что делают миллионы пользователей в Интернете и почему это имеет значение»), еще несколько лет назад заявил, что социальные медиа уже занимают первое место по популярности в Интернете, опередив даже порнографические сайты [2]. Количество пользователей социальных медиа растет в геометрической прогрессии, но влияние данного феномена на общество еще не полностью изучено, что позволяет говорить об актуальности дальнейших исследований этого явления. Понятие «социальные медиа» появилось сравнительно недавно в связи с появлением ряда новых технологий (RSS, блоги и т.д.) и интернет-ресурсов (онлайновые социальные сети, видеохостинги и т. д.). Хотя процесс формирования социальных медиа начался еще в середине 1990-х гг. и ознаменовался появлением первых блогов, социальные сети в своем современном виде существуют сравнительно недавно - с 2003 г., когда была запущена онлайновая социальная сеть MySpace. На данный момент самыми популярными, по мнению автора, социальными медиа являются: социальная сеть Facebook, сервис мик-роблогов Twitter, сервис видеохостинга YouTube и фотохостинга Flickr. Несмотря на то что на современном этапе своего развития социальные медиа занимают в жизни людей все большее место, в настоящее время понятие «социальные медиа» научно не определено, имеет хождение в среде интернет-профессионалов и встречается в бизнес-литературе по данной тематике. Можно выделить два наиболее часто встречающихся подхода к понятию «социальные медиа»: как к технологиям и как к разновидности интернет-сайтов. В действительности технологии тесно переплетены с функционирующими с их помощью виртуальными пространствами. В рамках данной работы под социальными медиа понимается категория веб-сайтов, предоставляющих возможность публикации, обмена и обсуждения контента широким кругом пользователей. Основная особенность социальных медиа состоит в том, что контент создается самими пользователями, из чего следует, что временной промежуток между производством и публикацией материала исчисляется секундами, в отличие от традиционных медиа (радио, телевидение, газеты). Социальные медиа способны собирать аудиторию, сопоставимую по численности с аудиторией традиционных медиа. Так, аудитория десяти наиболее популярных аккаунтов сервиса микроблогов Twitter на май 2013 г. составляла в совокупности более 290 млн «последователей», регулярно следящих за обновлениями своих кумиров [3], а социальная сеть Facebook на март 2013 г. насчитывала 1,11 млрд активных пользователей по всему миру ежемесячно [4]. Несмотря на ряд общих черт, средства интернет-коммуникаций, входящие в категорию социальных медиа, могут значительно различаться по функциям и возможностям, которые они дают пользователям, а также принципам и нормам, действующим на «территории» каждого конкретного сайта. Социальные медиа могут быть разделены по степени анонимности на две категории: сайты, не требующие раскрытия своих персональных данных, и сервисы, где пользователю так или иначе придется открыть свою личность, так как смысл использования такого типа социальных медиа состоит именно в возобновлении и поддержании социальных связей, приобретенных в реальной жизни (например, Facebook). Также социальные медиа можно условно разделить по их назначению. Некоторые сайты созданы для индивидуального самовыражения (блоги), в то время как другие основаны на коллективном сотрудничестве множества пользователей (Wikipedia). Другая классификация основана на том, что часть социальных медиа служит для хранения и размещения контента (Flickr), в то время как другая часть - преимущественно для того, чтобы поделиться им с другими пользователями (Facebook, Twitter). Но эта классификация является не самой удачной, так как некоторые социальные медиа (YouTube) могут вполне успешно выполнять одновременно обе функции. Круг явлений, охватываемый понятием «социальные медиа», пересекается с рядом других понятий. В частности, «социальные медиа» не являются синонимом понятия «новые медиа». Термин «новые медиа» появился для описания средств массовой коммуникации, возникших под влиянием распространения цифровых компьютерных технологий в 1980-е гг. Они, в частности, включают в себя Интернет, компьютерные игры, спутниковое телевидение. Наряду с термином «социальные медиа» зачастую используется термин «Веб 2.0», под которым автор понимает «совокупность экономических, социальных и технологических тенденций, под общим действием которых формируется база для следующего поколения Интернета - более зрелой и обособленной среды, характеризующейся участием пользователей, открытостью и сетевыми эффектами» [5]. Все больше людей разного возраста предпочитают общаться в социальных сетях, это становится одним из самых популярных занятий в Интернете. Если не злоупотреблять использованием социальных сетей, то они оказывают в основном положительное влияние. Можно восстановить связь с давно потерянными людьми, посмотреть фотографии и видео друзей и поделиться своими, пообщаться в режиме реального времени с теми, кто далеко, или познакомиться с кем-то из любой страны. Это расширяет круг общения, делает его более доступным. В сети человек может повысить самооценку, найти друзей по интересам и единомышленников, поделиться своим опытом и т. д. В то же время частое пользование социальными медиа оказывает негативное влияние на человеческие возможности познания и усвоения информации, способности к многозадачности и фокусировке. Одним из главных симптомов, проявляющихся практически у всех пользователей Интернета, является дефицит внимания. Кроме изменений в сознании и поведении, социальные сети вызывают привыкание и на биохимическом уровне. Английский ученый, писательница, член Палаты лордов и профессор Оксфордского университета баронесса Сьюзен Гринфилд считает, что одна из главных опасностей - снижение эмпатии [6]. Вместе с тем социальные медиа уже давно приобрели массовый характер, а их аудитория продолжает расти. В мае 2012 г. сервис микроблогов Twitter насчитывал 10 млн активных пользователей из Великобритании из 140 млн человек по всему миру [7]. Результаты геолокационного анализа компании Semi-ocast подтверждают, что Соединенное Королевство в мае 2012 г. находилось на 4-м месте в мире по числу пользователей Twitter [8]. Кроме того, 27 млн британцев, что составляет более двух третей всех пользователей Интернета Великобритании, активно пользуют Facebook каждый месяц [9]. Если говорить о том, как отразилось использование социальных медиа на общественной жизни в Великобритании, то стоит отметить, что этот феномен за последние несколько лет, несомненно, существенно изменил жизнь британцев. Волнения народных масс в Великобритании в 2011 г. продемонстрировали нарастающую роль социальных медиа в современной жизни. Социальные медиа и сервисы предоставляют людям уникальную возможность почти моментального информирования большой аудитории, тем самым являясь одними из самых эффективных средств коммуникаций для разного рода протестных акций. Например, в Лондоне в августе 2011 г. для организации погромов использовались такие социальные медиа, как Twitter, Facebook, а также приложение BlackBerry Messenger смартфона BlackBerry. Значимая роль социальных медиа в погромах была признана и Правительством Великобритании, в частности, премьер-министр страны Д. Кэме-рон выступил с речью к Парламенту, в которой заявил, что вследствие погромов Правительство Великобритании рассмотрит вопрос о запрете на использование социальных медиа, так как на данный момент они являются главными инструментами распространения криминальной активности среди населения [10]. 16 августа 2011 г. в Великобритании были вынесены первые приговоры за подстрекательство к погромам в социальных сетях. Суд города Честер приговорил к четырем годам лишения свободы 21-летнего Джордана Блэкшоу и 22-летнего Перри Сатклиффа-Кинана за призывы к мародерству и беспорядкам с указанием точного времени и места, распространяемые в Facebook [11]. Они стали первыми молодыми людьми, которым за все время беспорядков, происходивших в британских городах, вынесен приговор не за непосредственное участие в грабежах и погромах, а за призывы к их организации [12]. Осознав роль социальных медиа в погромах в августе 2011 г., Правительство Великобритании попыталось ввести онлайн-цензуру и внести законопроект, расширяющий полномочия правоохранительных органов по контролю за действиями граждан в Интернете, в частности полномочия в сфере мониторинга электронной почты и аккаунтов социальных медиа [13]. Данная инициатива вызвала широкий резонанс и была холодно встречена населением. Так, в апреле 2012 г. группа хакеров Anonymous произвела взлом ряда правительственных сайтов Великобритании [14]. Предполагалось, что данный законопроект будет представлен во время послания королевы парламенту 9 мая 2012 г. [13]. Однако речь Королевы не затронула ни социальные медиа, ни Интернет в целом [15]. В силу своего дуалистического характера данное явление приносит кардинальные изменения в политическую жизнь общества. Возрастает возможность образования и мобилизации новых социальных субъектов, изменяется отношение политиков с населением и роль населения в принятии политических решений. Наряду с этим есть и другая сторона: в руках правительства появляется новый инструмент для продвижения своих интересов, влияния на население, а также обеспечения национальной безопасности. Сложно определить грань между положительным и негативным влиянием социальных медиа на политические процессы, однако нельзя не признавать, что эта тенденция набирает обороты, а общество и впредь, подобно египтянам и англичанам, будет использовать Facebook для планирования, Twitter - для координации действий и YouTube - для того, чтобы рассказать о своих успехах всему миру.

Ключевые слова

elections, electoral processes, political institutions, social media, Internet, Great Britain, выборы, электоральные процессы, политические институты, социальные медиа, Интернет, Великобритания

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Катькина Анна НиколаевнаСанкт-Петербургский государственный университетаспирант кафедры европейских исследованийanna.katkina@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Oral statement to Parliament. The Queen's Speech 2012 // The official web site of the UK Government. 09.05.2012. URL: https://www.gov.uk/government/speeches/the-queen-s-speech-2012
Anonymous claims responsibility for taking down government sites // The Guardian. 08.04.2012. URL: http://www.guardian.co.uk/technology/2012/apr/08/anonymous-taking-down-government-websites
My Clever Agency. How Are British People Spending Their Time On Facebook? [Infographic], 24.01.2013. URL: http://www.mycleveragency.com/2013/01/facebook-stats-uk-2013-infographic/
Cameron D. David Cameron's statement on disorder in England // Conservatives. 11.08.2011. URL: http://www.conservatives.com/News/Speeches/2011/08/David_Camerons_statement_on_disorder_in_England.aspx
England riots: Two jailed for using Facebook to incite disorder // BBC News England. 16.08.2011. URL: http://www.bbc.co.uk/news/uk-england-manchester-14551582
Два британца приговорены за призыв к грабежам в Facebook // BBC Русская служба. 17.08.2011. URL: http://www.bbc.co.uk/russian/uk/2011/08/110816_facebook_rioters_sentence.shtml
Booth R. Government plans increased email and social network surveillance // The Guardian. 01.04.2012. URL: http://www.guardian.co.uk/world/2012/apr/01/government-email-social-network-surveillance
Arthur C. Twitter now has 10m users in UK // The Guardian. 15.05.2012. URL: http://www.guardian.co.uk/technology/2012/may/15/twitter-ukusers-10m
Semiocast. Twitter reaches half a billion accounts. More than 140 millions in the U.S., 30.07.2012. URL: http://semiocast.com/publications/2012_07_30_Twitter_reaches_half_a_billion_accounts_140m_in_the_US
Гольман Н. Сьюзан Гринфилд: «Ребенок, воспитанный на социальных сетях, теряет способность к сопереживанию» // Theory&Practice. 21.11.2011. URL: http://theoryandpractice.ru/posts/3539-syuzan-grinfild-rebenok-vospitannyy-na-sotsialnykh-setyakh-teryaet-sposobnost-k-soperezhivaniyu
Goldsmith B. Porn passed over as Web users become social: author / Reuters, 16.09.2008. URL: http://www.reuters.com/article/2008/09/16/usinternet-book-life-idUSSP31943720080916 (дата обращения: 27.05.2013).
Twitaholic. The Top Twitter User Rankings and Stats. URL: http://twitaholic.com
Facebook. Key facts. URL: http://newsroom.fb.com/Key-Facts
Musser J., O'Reilly T. Web 2.0 Principles and Best Practices // O'Reilly Radar. November 2007. URL: http://radar.oreilly.com/research/web2report.html
McFadden R. Pilot Is Hailed After Jetliner's Icy Plunge / The New York Times, 15.01.2009. URL: http://www.nytimes.com/2009/01/16/nyregion/16crash.html?hp (дата обращения: 27.05.2013).
 Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.

Роль социальных медиа в политической жизни современной Великобритании | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 398.