Концепция «христианского социализма» как модель общественного идеала у С.Н. Булгакова | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 400.

Концепция «христианского социализма» как модель общественного идеала у С.Н. Булгакова

Исследуются историко-философский аспект концепции «христианского социализма» С.Н. Булгакова, идеи и взгляды философа на проблему общественного идеала. Анализируется совокупность религиозно-философских, публицистических работ философа и осуществляется попытка показать взаимосвязь проблем человека и общества, проблемы культурно-исторического развития России.

The concept of Christian socialism as a reconstruction of the social ideal in the works of S.N. Bulgakov.pdf Проблема общественного идеала как одна из острых находилась в центре внимания в творчестве С.Н. Булгакова, который подходил к данной проблеме с точки зрения культурно-исторических условий своего времени. Реалии конца Х1Х - начала ХХ в. в России, а также совокупность культурно-исторических условий философского творчества определили содержание философских, публицистических, исторических книг и статей С. Н. Булгакова. Н. Бердяев в «Русской идее» писал: «Русская философия охватывала все вопросы духовной культуры, и даже принципиальные вопросы социальной жизни. С. Булгаков был центральной фигурой в движении русской мысли к православию» [1. С. 231]. В своих работах С.Н. Булгаков отражает особенную точку зрения в спорах о судьбах России. Взгляды философа на социально-политическое развитие России и на проблему общественного идеала изложены в его концепции «христианского социализма». В России одними из первых и одними из немногих, затронувших в своих трудах концепции «христианского социализма», были в первую очередь В. Соловьёв, С. Булгаков, С. Франк, Н. Бердяев. Именно эти представители религиозно-философской мысли XIX в. пытались совместить в своём сознании социализм как социально-экономическую доктрину с религиозно-нравственным сознанием общества на основе христианской социальной этики. Философская концепция «христианского социализма» представляется С. Н. Булгакову идеальной моделью российского общества. В работах С.Н. Булгакова «Неотложная задача» (1905), «Карл Маркс как религиозный тип» (1906), «Христианство и социальный вопрос» (1906), «Два града» (1911), «Свет невечерний» (1917), «Душа социализма» (1937) и ряде других изложены его мысли о судьбах России, основанные на идее «христианского социализма». Следует отметить, что в эпоху С. Н. Булгакова популярной была идея атеистического социализма, и социальный вопрос не имел религиозного оттенка, так как находился под влиянием идей марксизма. Вера в прогресс была господствующим фактором. В студенческие годы С. Н. Булгаков увлекался марксизмом, но остался им разочарован. Он критиковал марксистскую идею, главная цель которой заключалась в развитии идеала социального общества, превращающего человека в функциональное средство для достижения идеала социальной среды. Но именно благодаря изучению марксистской теории он приходит к новому идеалу - идеалу философско-этическому, идеалу православного христианского социализма. В статье «Карл Маркс как религиозный тип», опубликованной в 1906 г., Булгаков в размышлениях о природе современного социализма называет Маркса духовным отцом «научного социализма». Элементами теории социализма и материалистического понимания истории у Маркса, с одной стороны, являются фейер-баховская доктрина воинствующего атеизма, с другой - факторы экономической и политической действительности. Булгаков пишет: «Круг его теоретических интересов и занятий, насколько мы можем определить его по его сочинениям и его собственным показаниям о себе, суживается и сосредоточивается преимущественно, чтобы не сказать исключительно, на политической экономии и текущей политике. Однако любопытней всего это то, что в это время теоретические притязания Маркса отнюдь не ограничиваются политической экономией, но распространяются на универсальную область философии истории» [2. С. 66]. Теорию социализма у Маркса Булгаков не считает «открытием», так как она «не являлась следствием нового теоретического углубления, а представлена как новая формула, догматически выставленная и на веру принятая, а не плод научного исследования» [Там же. С. 67]. Булгаков считает, что «научный социализм» у Маркса является лишь средством для решения всемирно-исторической задачи - человеческой самоэмансипации, систему которого Маркс разрабатывает в своей научной деятельности. Позже в статье «Душа социализма», опубликованной в 1937 г. в журнале «Новый град», Булгаков подробно рассматривает понятие социализма и его составные элементы в различных аспектах. В широком смысле, понятие социализма рассматривается как стихийно совершающаяся коллективизация хозяйства и стандартизация жизни, как модель коммунизма, который наступает «в недрах централизованного капиталистического хозяйства, но затем частично или сразу разрывает его индивидуалистическую оболочку» [3. С. 49]. Социально-экономическое движение есть, по мнению С. Н. Булгакова, форма выражения социализма. Социализм как этическая проблема характеризуется философом с точки зрения социальной этики христианства. В «Душе социализма» С.Н. Булгаков пишет: «Социализм есть я мировоззрение или, точнее, жизнечувствие, в котором проявляются разные стороны человеческого существа» [3. С. 51]. Однако мыслитель понимает, что социализм имеет не только свой исторический контекст, но и свои составные части, входящие в нечто целостное, социализм есть часть «не только теоретического, но и практического мировоззрения» [Там же. С. 51]. Такими элементами являются, во-первых, особая антропология, характерные черты которой, по мнению автора, - социологизм и экономизм. «В основе обеих лежит жизненный опыт или узрение, нарочито доступное нашему времени. Социологизм исходит из родового характера человеческого существа, экономизм есть общее признание зависимости человеческой личности от природы, причем эта зависимость и осуществляется, и преодолевается трудом, создающим ценности или богатства, а в них и с ними и всю человеческую культуру. Экономизм имеет свое предельное выражение в марксизме с его так называемым «экономическим материализмом», который правильнее, однако, называть материалистическим экономизмом» [Там же. С. 52]. С.Н. Булгаков характеризует материалистический экономизм Маркса как противоречащий духовному началу человека. Философ критикует идеи марксизма, которые содержат в основе своей антихристианскую направленность. Социализм как модель преобразования общества должен стоять перед религиозным сознанием, иметь, прежде всего, основу духовную, «по-казующую христианский смысл совершающегося» [3. С. 55]. С.Н. Булгаков убеждён, христианская мысль способна преодолеть материалистический экономизм и спасти человека от его духовной смерти, ибо в христианстве содержится истина. Своеобразие философской позиции С.Н. Булгакова заключается в том, что центральной идеей его концепции является религиозная направленность. Религиозность, по мнению мыслителя, есть глубоко нравственное чувство, способное пробудить в людях активность и ответственность за происходящие события. В своей статье «Неотложная задача» (1905 г.) философ анализирует социализм не только как политическое, социальное движение, но, прежде всего, как религиозно-философское. Он писал: «Философская почва, на которой вырос современный социализм, есть атеистический гуманизм, религия человечества, но без Бога и против Бога» [4. С. 26]. При этом важно отметить, что С. Н. Булгаков различает три формы социализма: «материалистический», «атеистический» и «христианский». В статье «Неотложная задача» представлен диалектический анализ моделей социализма, вошедших в концепцию «христианского социализма» С.Н. Булгакова. Под «материалистическим» социализмом С.Н. Булгаков понимает «экономический рай», освобождающий человека от хозяйственной заботы путём социалистического способа производства и распределения труда. Целью материалистического социализма являются, прежде всего, удовлетворение материальных потребностей и благ человека, достижение человеком экономического благополучия, безбедной жизни на земле, но жизни без Бога. Для материалистического социализма религия есть сугубо личное дело каждого человека. С.Н. Булгаков приравнивает материалистический социализм XIX в. по своим целям к капитализму и подвергает его резкой критике. «Атеистический» социализм - социализм во имя человекобожества - философ противопоставляет «христианскому» социализму - социализму во имя Богочеловечества: «Атеизм, понимаемый как челове-кобожество, есть религия демократов, именно из этой религии проистекает демократизм и социализм, которые являются не самостоятельной ценностью, но лишь средством для атеизма, для борьбы с религией Богочеловечества во имя религии человекобожества» [4. С. 43]. Наряду с этим, по мнению С.Н. Булгакова, «существует и должен существовать и христианский социализм, - социализм не во имя человекобожества, но во имя Богочеловечества» [Там же]. С.Н. Булгаков рассматривает различия между атеистическим и христианским социализмом в тех требованиях, которые они выдвигают. Христианский социализм имеет религиозную основу, и его требования заключаются в исполнении заветов Христа. Атеистический социализм призван оградить жизнь от потребности в религии. Идеал атеистического социализма заключается в устроении царства земного, основанного на достижении личностных интересов. Христианский социализм, социализм Богочеловечества, имеет цель в достижении высшей правды и справедливости. Философ замечает, что идейный фундамент современного («атеистического») социализма далёк от христианства. Он содержит в себе «начало антихри-стовое», лишающее людей религиозной веры, а значит, и духовного усовершенствования. Идеалом же христианской политики служит цель абсолютного усовершенствования человека. Христианский социализм представляется С. Н. Булгакову идеалом свободной личности во всех отношениях - и политических, и экономических. В стремлении к этому идеалу и заключается, по его мнению, главная задача христианской политики. Формирование мировоззренческой позиции философа происходило под влиянием исторических реалий его эпохи. От статьи к статье взгляды философа меняются, он ведёт диалог с самим собой, рассуждая и полемизируя над задачами христианской социальной политики. В тот период, когда революция в России перешла в активные формы своего развития, С. Н. Булгаков ясно ощутил бесперспективность христианского социализма. Но философ оставался верен до конца своим теоретическим взглядам, сформулированным в концепции «христианского социализма», который, по сути, есть свободный и демократический социализм. Христианский социализм С. Н. Булгаков воспринимал как новый усовершенствованный образ общественного строя и новый образ Церкви. Идея «христианского социализма» у С. Н. Булгакова есть идея боговоплощения, признание всех общечеловеческих ценностей. Социализм, по С. Н. Булгакову, есть хозяйственная организация, имеющая своей целью общественный прогресс. Но в этой организации заключена христианская идея - «социальная любовь». Христианская социальная политика делает открытой Церковь, стремится к сотрудничеству со всеми людьми доброй воли. Социализм и христианская этика есть две главенствующие основы христианского социализма. Христианская социальная этика может и должна стать ориентиром и мотивирующим звеном в области социальной политики как для отдельно взятого человека, так и для общества в целом. С.Н. Булгаков рассматривал социализм как реформу общественного строя, которая диктуется культурно-историческими реалиями современной ему жизни. Социализм борется с бедностью и насилием, но не способен их полностью искоренить, а значит, социализм не может существенно изменить жизнь общества. Тогда социализм как общественная реформа не избавляет человечество от страданий, от смерти, от зависти и ненависти, от тщеславия, от страстей и пороков. Духовная сила человека способна достигаться всё также только личным усилием каждого. Социализм, по мнению С. Н. Булгакова, есть отдельный исторический эпизод, который способен изменить экономическую сферу человеческого общества, но не способен изменить самой человеческой природы. Историческое значение христианства мыслитель видит в противоборстве добрых и злых начал. В эпоху С.Н. Булгакова христианство и социализм рассматривались как противоречивые понятия. Социализм стремится вытеснить христианство как религию, становясь сам религией. Социализм заменяет веру в Бога на веру в человека как в Бога, законы экономического развития заменяют промысел Божий. Социализм есть попытка человечества добыть рай земной «и окончательно забыть об утраченном Эдеме, о небе» [4. С. 231]. С. Н. Булгаков считал христианский социализм производной составляющей духа православия, воплощением любви и социального равенства, противопоставлением социализму безбожному, основанному на корысти, равнодушии и безразличии к вопросу о человеке и социальном обществе. Булгаков не только видел будущее для России в христианском социализме, но и с христианской точки зрения пытался дать ответы на социальные проблемы современного ему времени. Концепция «христианского социализма» С.Н. Булгакова включает в себя христианские и социально-экономические аспекты, основывается на исполнении христианских обязанностей, даёт полное осознание прав и обязанностей человека, вменяет ему личную и общественную ответственность, призывает общество к очищению от социальных пороков. В основе социализма, как считает С. Н. Булгаков, должна лежать христианская идея - идея социальной любви: «Должна быть только христианская проповедь задач социализма и христианское истолкование его действительных целей. Поэтому в целях фактического преобразования существующего строя на началах социализма и приближения его к воплощению справедливости и любви в экономических отношениях христиане должны стать в общую запряжку истории» [5. С. 139]. Сила христианства заключается в религиозном утверждении нравственной свободы человека. Задача христианства - помочь человеку осознать себя как индивидуальность. Социализм же, по мнению мыслителя, имеет для христианской политики лишь практическое значение. Для того чтобы определить своё место в общественной жизни, человеку необходимо познать себя изнутри, ощутить себя частью целого общества. С. Н. Булгаков считает, что познать свою духовную глубину человек может лишь в условиях общественных реалий. При этом социальная среда не должна быть для человека давящей и угнетающей силой, а должна быть «прозрачным покровом, под которым ощутимо будет движение соков всечеловеческого тела» [6]. В этом и состоит задача идеи «христианского социализма» С.Н. Булгакова. Важно подчеркнуть, что основная мысль «христианского социализма» С. Н. Булгакова показывает положительное соотношение христианства и социализма. Христианство является духовной основой для социализма, а социализм есть средство для выполнения христианской любви, правды и веры. Мыслитель подчёркивает, что социализм как социальная политика не противоречит христианской морали. Отсюда философ делает вывод: «Принципиально христианский социализм вполне возможен» [4. С. 228]. Сила христианской политики заключается в любви, сострадании и милосердии. Христианство силой «верующего терпения» способно положительно влиять на прогрессивное развитие социального общества, имея в основе своей и властные требования и призывы к общественной совести, и идеалы духовного счастья. С. Н. Булгаков глубоко убеждён в том, что христианский социализм может и должен стать благовестником для современного общества, который призван создать новое измерение в общественном сознании, основанное на исключительной свободе и признании прав человеческой личности. Политика христианского социализма способна распространить принципы христианской любви с индивидуального уровня на социально-общественный. С помощью религии можно положительно воздействовать на политические и экономические системы социального общества. Философ рассматривает христианский социализм как глобально действенный общественный идеал с универсальной философско-этической доктриной, проповедующей нравственную ответственность человека не только за себя, но и за всё общество в целом.

Ключевые слова

общественный идеал, христианство, социализм, христианский социализм, религия, социальный вопрос, social ideal, Christianity, socialism, Christian socialism, religion, social problem

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Сизова Наталья ЕвгеньевнаКостромской государственный технологический университетст. преподаватель кафедры иностранных языковnsizova917@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Бердяев Н.А. Русская идея // Н.А. Бердяев Самопознание. М. : ЭКСО Пресс, 2001. 624 с.
Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. Карл Маркс как религиозный тип. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997.589 с.
Булгаков С.Н. Душа социализма. Новый град. 1937. Вып. 1. URL: http://krotov.info/library/14_n/ov_grad/01_06.htm (дата обращения: 02.02.2015).
Булгаков С.Н. Христианский социализм / ред.-сост. В.Н. Акулинин. Новосибирск : Наука, 1991. 350 с.
Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. Христианство и социальный вопрос. СПб. : Изд-во РХГИ, 1997. 589 с.
Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. URL: http://lib100.eom/book/christianity/svet_nevechernii/_ %C1%F3%EB%E3%E0%EA%EE%E2%20%D1.%CD.,%20%D1%E2%E5%F2%20%ED%E5%E2%E5%F7%E5%F0%ED%E8%E9.htm (дата обращения: 16.02.2015).
 Концепция «христианского социализма» как модель общественного идеала у С.Н. Булгакова | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 400.

Концепция «христианского социализма» как модель общественного идеала у С.Н. Булгакова | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 400.