Этнопсихологические особенности поведения в конфликтной ситуации в однонациональных и межнациональных русских и татарских семьях | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 400.

Этнопсихологические особенности поведения в конфликтной ситуации в однонациональных и межнациональных русских и татарских семьях

Изучается вопрос взаимоотношений в однонациональных и межнациональных русских и татарских семьях. Рассмотрены особенности поведения супругов в конфликтной ситуации. Представлены стратегии поведения в конфликтной ситуации, предложенные А. Томасом: противоборство, сотрудничество, компромисс, избегание и уступка. В ходе эмпирического исследования, организованного на репрезентативной выборке, продемонстрированы значимые различия в стратегии поведения в конфликтной ситуации в русских, татарских и смешанных семьях.

Psychological features of behavior in conflict situations in monoethnic and interethnic Russian and Tatar families.pdf Значимость рассмотрения особенностей супружеских взаимоотношений в межнациональных и однонациональных семьях объясняется тем, что, во-первых, наблюдается постоянный рост численности межнациональных семей, во-вторых, кросскультур-ные исследования в психологии приобретают все больший размах и популярность, интерес к ним в настоящее время подогревается нерешенными политическими, социальными и экономическими проблемами, вспышками межнациональных конфликтов и бытового национализма [1]. Изучение национально-смешанных семей, уровня их стабильности, а также места в общем процессе роста разводимости в стране не может быть полным без рассмотрения социально-психологических аспектов этих явлений, поскольку семья является не только социальным институтом, но и малой группой. Как свидетельствуют опыт специальных исследований и практическая реальность, в семье закладываются основы отношения личности к представителям других общностей, и от того, каким будет это отношение, зависит очень многое в жизни людей. Более того, именно в семье уже с малого возраста человек становится носителем традиций и привычек, социальных и нравственных ценностей той нации, к которой он принадлежит с рождения. А поскольку в данном случае мы имеем дело с семьей многонациональной, этот процесс проходит далеко не однозначно [2, 3]. Взаимоотношения в семье во многом зависят от традиций общения, экономического и социального состояния общества, зависимости семьи от общества, участия супругов в ведении хозяйства, в общественном производстве, от типа семьи (многодетная, бездетная, кто главенствует), от личных качеств, характера родственников. Все эти аспекты прямо или косвенно связанны с культурой, обычаями этноса каждого супруга. Русские и татары на протяжении многих веков жили рядом, в современной России оба народа имеют много общего в образе жизни и истории. Однако, как показывают многочисленные исследования [4 и др.], эти народы имеют достаточно значимую специфику, проявляющуюся, в первую очередь, на бытовом уровне. Эта специфика не может не сказаться на семейных взаимоотношениях. В качестве предмета изучения этнопсихологов семейных отношений в самом общем виде можно выделить три реальности. Во-первых, влияние национально-психологических особенностей на характер межличностных отношений между супругами, детьми и другими членами семьи в ходе совместного взаимодействия и общения, выработки принципиально важных общих решений, на специфику воспитательных и иных воздействий и т. д. Во-вторых, национальное отличие, всегда реально присутствующее в традициях и способах формирования национально своеобразной личности в моно- и разноэтничных семьях с характерными для них моральными и нравственными ценностями, формами поведения и деятельности, специфическим мировосприятием и миропониманием. При сравнении вопроса о вступлении в брак в Польше и в Чехии выяснилось, что в Польше этот вопрос решался прежде всего с родителями, даже непременно совершался обряд венчания. У чехов сохраняется обычай пробного брака: невеста до венчания уходит жить в дом жениха, а свадьба позднее может и не состояться, если они не подходят друг другу [5]. В-третьих, социально-психологический анализ факторов и причин возникновения конфликтных отношений между раз-ноэтничными членами семьи [6]. Кроме того, этнопсихология, конечно же, не может остаться в стороне от осуществления исследований, связанных с психологической диагностикой взаимоотношений в национально своеобразных семьях, а также от оказания психологической помощи семьям со своеобразным этническим составом. Причем психологическая диагностика очень часто выходит на передний план и превращается в приоритетную задачу [7]. Каждый, кто изучает национальную специфику супружеских взаимоотношений, вынужден преодолевать два ряда трудностей. Во-первых, эти отношения значительно отличаются от тех, которые присутствуют в семьях моноэтничных. Их надо предварительно очень хорошо изучить и учитывать, чтобы добиться хотя бы минимальных результатов. Во-вторых, исследователь испытывает значительный дефицит информации о том, что происходит в семейных отношениях представителей конкретной этнической общности, гораздо больший потому, что они вдвое-втрое более замкнуты. Человеческие взаимоотношения всегда предполагают взаимное влияние, столкновение характеров, интересов, потребностей, стремление навязать другому свои взгляды, суждения, оценки. Подобная ситуация является типичной и в семейных взаимоотношениях. Как известно, брак заключается для взаимного удовлетворения самых разных потребностей. Частичное или полное удовлетворение лишь некоторых из них ведет к ссорам, а затем и к хроническим конфликтам, разрушающим семью. Семья - древнейший институт человеческого взаимодействия, уникальное явление. Ее уникальность состоит в том, что несколько человек самым тесным образом взаимодействуют в течение длительного времени, насчитывающего десятки лет, т. е. на протяжении большей части человеческой жизни. В такой системе интенсивного взаимодействия не могут не возникать ссоры, конфликты и кризисы. Ключевую роль в семейных отношениях играют супружеские конфликты. Они чаще возникают из-за неудовлетворения потребностей супругов [8]. Есть в этом и национальная специфика, опыт изучения которой свидетельствует, что конфликты в семейных отношениях представителей той или иной этнической общности могут быть: - более или менее сильными в зависимости от традиций, в которых они воспитаны; - своеобразными, поскольку на них откладывают отпечаток специфические формы взаимоотношений и поведения, принятые в их среде; - более или менее легко регулируемыми, так как каждая нация вырабатывает и накапливает опыт решения бесконечных проблем; - совершенно особыми, когда речь идет о семье, в которой объединились разноэтнические супруги. В современной социальной психологии используются различные основания для классификации супружеских конфликтов: неудовлетворенные потребности супругов, неадекватное разделение труда, разногласия в системе взаимных прав и обязанностей в семье и др. Нас заинтересовали особенности поведения в конфликтной ситуации в однонациональных и межнациональных русских и татарских семьях. Гипотеза: этнические особенности накладывают определенный отпечаток на семейные отношения в русских, татарских и смешанных семьях. Цель - дать характеристику стратегий поведения в конфликтных ситуациях в однонациональных и межнациональных русских, татарских семьях. В исследовании мы использовали опросник А. Томаса, который направлен на определение стиля поведения, изучение личностной предрасположенности к конфликтному поведению. В основании типологии конфликтного поведения К. Томаса два стиля поведения: кооперация, связанная с вниманием человека к интересам других людей, вовлеченных в конфликт, и напористость, для которой характерен акцент на защите собственных интересов. Соответственно этим двум основным стилям поведения К. Томас выделяет следующие способы регулирования конфликтов: 1. Соперничество - наименее эффективный, но наиболее часто встречающийся способ поведения в конфликтах. Человек, использующий стиль конкуренции, активен и предпочитает идти к цели, используя свои волевые качества. Он старается в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное ему решение проблемы. 2. Стиль избегания означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется. Чаще всего к данной стратегии переходят после неудачных попыток реализовать свои интересы с помощью активных стратегий. Собственно, речь идет не о решении, а об угасании конфликта. Уход может быть вполне конструктивной реакцией на длительный конфликт. Избегание применяется при отсутствии сил и времени для устранения противоречий, в стремлении выиграть время, при наличии трудностей в определении линии своего поведения, нежелании решать проблему вообще. 3. Приспособление (уступка) - это действия совместно с другим человеком без попытки отстаивать собственные интересы. В отличие от уклонения, при этом стиле имеет место участие в ситуации и согласие делать то, чего хочет другой. Это стиль уступок, согласия и принесения в жертву собственных интересов. 4. Тот, кто следует стилю сотрудничества, активно участвует в разрешении конфликта и отстаивает свои интересы, но старается при этом сотрудничать с другим человеком. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала высказываются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместного поиска новых альтернатив его решения. Среди других стилей сотрудничество - самый трудный, но наиболее эффективный стиль в сложных и важных конфликтных ситуациях. 5. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто в главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне: один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон. Опросник состоит из 60 суждений, сгруппированных в 30 пар. Чтобы определить, к какому типу склоняется испытуемый, ему предлагается, внимательно прочитав каждое из двойных высказываний, выбрать то из них, которое является наиболее типичным для характеристики его поведения. К методике А. Томаса была предъявлена инструкция: «Перед вами конфликтная, и вам нужно выбрать то решение, к которому вы чаще прибегаете, или что ближе вам по характеру». Инструкция к тесту, направленному на выявление уровня субъективного контроля, была следующей: «Вам будут предложены высказывания людей о жизни. Вы можете согласится с ними или не согласится. Если вы считаете: "Да, я думаю примерно так же", - то поставьте на листе для ответов рядом с номером высказывания плюс. Если вы считаете: "Нет, я думаю об этом иначе", - поставьте рядом с номером минус». Полученные данные по методике А. Томаса соотносятся с ключом-таблицей, подсчитывается частота проявления каждого типа поведения. Количество баллов, набранных индивидом по каждой шкале, дает представление о выраженности у него тенденций к проявлению соответствующих форм поведения в конфликтных ситуациях. Для подтверждения или опровержения выдвинутой гипотезы о наличии полоролевых различий в выборе стратегий поведения в конфликтах мы использовали временной t-критерий Стьюдента, который применяется для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга [9]. Исследование проводилось в семьях г. Набережные Челны в 2014 г. В исследовании участвовали межнациональные и однонациональные русские и татарские супружеские пары. Всего участвовало 120 семей, из них 60 межнациональных и 60 однонациональных русских и татарских пар. Возраст испытуемых варьируется от 35 до 45 лет, хотя надо заметить, что участвовало несколько пар в возрасте 20, 60 и 80 лет. В исследовании участвовали 240 человек, каждому был предложен бланк для ответов с условием, что супруги независимо друг от друга отвечают на вопросы анкеты. Мы обращались с просьбой ответить на вопросы анкеты к одному из супругов, далее отдавали бланки на дом и договаривались, когда именно лучше их будет забрать. В ходе исследования от ответов отказалась только одна семья, сославшись на то, что вопросы в анкете весьма личностно-интимного плана. Многие обращались за анкетой даже через знакомых и расстраивались, если не подходили для данного исследования. На бланке нужно было указать свои инициалы и возраст. С возрастом проблем не было: некоторые указывали год рождения, другие возраст. А вот с инициалами возникали небольшие трудности, не оказавшие влияния на ход исследования. Вопроса о национальности не было, так как мы до предоставления методик компетентным образом узнавали о национальной принадлежности членов семьи. Большинство обращались за консультацией, которую мы непременно предоставляли, если это занятой человек, то в письменной форме, если нет, то проводили беседу. Характеристика стратегий поведения в конфликтных ситуациях в русских, татарских и смешанных семьях. В исследовании по методике А. Томаса, целью которого было дать характеристику стратегий поведения в конфликтной ситуации в межнациональных и однонациональных русских и татарских семьях, мы получили средние значения, которые можно представить в сводной таблице (табл. 1). Т а б л и ц а 1 Стратегии поведения при конфликтах в татарских семьях и л н и н ч у и 5 о 6 с S 6,53 6,56 5,36 4,748 6,4 3,06 7,03 6,86 6,76 6,5 S3 £ О Муж Жена * Обозначены статистически значимые коэффициенты t-критерия Стьюдента. По результатам в табл. 1 тестирования мужчин можно отметить, что максимальное количество баллов набрала стратегия избегания конфликта - это прием, когда развязка лишь оттягивается, а конфликт остается; минимальное - тактика противоборства. Взглянув на результаты женщин-татарок, обращает на себя внимание факт максимального значения (7,03 балла) по тактике сотрудничества, когда участники ситуации приходят к альтернативе. Этот стиль требует более продолжительных затрат времени, чем другие, так как сначала выдвигаются нужды, заботы и интересы обеих сторон, а затем идет их обсуждение. Это хороший способ удовлетворения интересов обеих сторон, который требует понимания причин конфликта и совместного поиска новых альтернатив его решения. Наименьшие показатели у супругов во взаимодействии в конфликтной ситуации мы наблюдаем по стилю противоборство. В нашем исследовании выявились различия в следующем факторе: у мужчин противоборство выше, чем у женщин (t = 2,08; p < 0,05). Это выражается в стремлении добиться удовлетворения своих интересов в ущерб другому. Предположительно такая картина складывается, потому что вероисповедание татар, т. е. мусульманство, указывает на второстепенное значение женщины, но при этом мужчины длительно избегают ситуацию конфликта и совершают попытки поиска компромисса (согласно максимальному показателю, 6,56 и 6,53 балла соответственно) и далее прибегают к стратегии противоборства. Аналогичным образом рассматриваем результаты, полученные в ходе анализа ответов супругов из однонациональных русских семей (табл. 2). Т а б л и ц а 2 Стратегии поведения при конфликтах в русских семьях к и л ф н и н д у та рт С р С 6,93 Муж 4,03 5,73 5,4 Жена 4,23 6,06 6,77 5,63 7,53 По проведенным подсчетам можно отметить, что статистически значимых различий в результатах между женщинами и мужчинами не выявлено. Однако анализ на уровне средних значений показал, что у мужчин и у женщин максимальное количество баллов по тактике компромиссность. При использовании стиля компромисса обе стороны немного уступают в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто в главном. Это делается путем торга и обмена, уступок. В отличие от сотрудничества, компромисс достигается на более поверхностном уровне: один уступает в чем-то, другой тоже, в результате появляется возможность прийти к общему решению. При компромиссе отсутствует поиск скрытых интересов, рассматривается только то, что каждый говорит о своих желаниях. При этом причины конфликта не затрагиваются. Идет не поиск их устранения, а нахождение решения, удовлетворяющего сиюминутные интересы обеих сторон. Минимальные значения у супругов русской национальности получены по стратегии противоборства, что указывает на неприемлемость соперничества во взаимоотношениях и ущемления прав своего партнера. Проводя анализ стратегий поведения по половому признаку, мы обнаружили следующее: у русских женщин по отношению к татаркам выявились различия в тактике компромисса (t = 2,97; p > 0,01). У русских мужчин также обнаружилась связь в стратегии поведения компромисс, т. е. открытый поиск наиболее удобного и справедливого для обеих сторон решения. На следующем этапе рассматриваем межнациональные браки, где мужчина русский, а женщина татарка (табл. 3). Можем отметить, что в смешанных парах согласованность в поведении в конфликтной ситуации значительно ниже, чем в однонациональных русских и татарских парах, что свидетельствует об определенном уровне недопонимания поведения своего партнера по браку. Т а б л и ц а 3 Стратегии поведения при конфликтах в смешанных семьях: муж русский, жена татарка читаемой - избегание конфликта. Можем отметить противоположные тенденции в поведении супругов, когда для одного партнера тактика избегания конфликта является неприемлемой, а для другого относится к числу предпочитаемых При использовании t-критерия Стьюдента выявились значимые различия в тактике избегания конфликтов: мужчины-русские в данном виде смешанного брака чаще предпочитают стиль избегания конфликта, нежели их супруги татарки. Это означает, что индивид не отстаивает свои права, ни с кем не сотрудничает для выработки решения или уклоняется от решения конфликта. Для этого используется уход от проблемы, игнорирование ее, перекладывание ответственности за решение на другого, отсрочка решения и т.п. (t = 2,36; p < 0,05). Мы можем предположить, что высокотребовательные женщины-татарки, зная об отношениях мужчин-татар к женщинам, выходят замуж за представителей другой национальности, в частности за русских, тем самым подавляют мужчин, которым остается тактика избегания конфликта. Данный факт не исключает возможности скрытого протекания конфликта. Хотя высокие показатели обоих супругов в стратегии компромисса указывают на стремление в ситуации обострения конфликта немного уступить в своих интересах, чтобы удовлетворить их в остальном, часто в наиболее важном. Стратегия компромисса состоит в желании оппонентов завершить конфликт частичными уступками. Он характеризуется отказом от части требований, которые ранее выдвигались, готовностью признать претензии другой стороны частично обоснованными и что не менее важно, готовностью простить. Далее рассмотрим смешанные браки, где мужчина татарин, а женщина русская (табл. 4). Т а б л и ц а 4 Стратегии поведения при конфликтах в смешанных семьях: муж татарин, жена русская к и л ф н £ О Муж Жена * Обозначены статистически значимые коэффициенты t-критерия Стьюдента. Анализируя полученные данные на уровне средних значений, мы видим, что у мужчин максимальное количество баллов по тактике избегание (уход), для которого характерно как отсутствие стремления к кооперации, так и отсутствие тенденции к достижению собственных целей; минимальное - по тактике противоборство. У женщин основной тактикой является стремление к компромиссу, а наименее предпо-р и л н и н Ч у 8,73* 3,71 5,67 7,33 4,4 4,51 7,23 8,13 4,42 5,66 С 6,06 Муж 8,75 7,13 4,11 3,91 Жена 5,62 6,5 6,36 4,1 ных ситуаций. Данные результаты на уровне средних показателей подтверждаются и с помощью t-критерия Стьюдента, т.е. женщины-русские не заинтересованы в сотрудничестве с мужьями и достигают поставленных целей, применяя свои волевые качества. Они стараются в первую очередь удовлетворить собственные интересы в ущерб интересам других, вынуждая их принимать нужное им решение проблемы (t = 2,55; p < 0,05). Необходимо отметить, что уступчивость также не их кредо, данный стиль занимает последнее место по системе К. Томаса. Вероятно, это объясняется тем, что они подвержены воздействию европейского стиля - равноправия между мужчиной и женщиной, поэтому у русских женщин в смешанных браках проявление агрессии достаточно велико. Возможно, проявление противоборства наблюдается из-за большего давления со стороны мужчин-татар, так как ислам указывает на второстепенное значение женщины. В связи с этим в семейных отношениях высока вероятность возникновения конфликтных ситуаций. В ходе проведения исследования, помимо методики К. Томаса, нами была использована эксперементально-психологическую методика УСК (в адаптации Е.Ф. Бажина, С.А. Голынкиной, А.М. Эткинда), позволяющая быстро и эффективно оценить сформирован-ность у супругов уровня субъективного контроля над разнообразными жизненными ситуациями. Методика разработана в НИИ им. Бехтерева. Опросник разработан на основе шкалы локус контроля Дж. Роттера и опубликован Е.Ф. Бажиным с соавторами в 1984 г. Субъективным контролем называется склонность человека брать на себя и возлагать на других людей ответственность за то, что с ними происходит. В отличие от субъективного может существовать так называемый объективный контроль событий, при котором они происходят по воле обстоятельств, случая, независимо от желания человека. Методика позволяет оценить, в какой степени человек готов брать на себя ответственность за то, что происходит с ним и вокруг него. Данная методика включает в себя 7 шкал, но для раскрытия гипотезы нашего исследования мы рассматривали шкалу, измеряющую экстернальность-интернальность в семейных отношениях, тем самым исключая шкалу общей интернальности, экстерналь-ность - интернальность в области межличностных, производственных отношений, в сфере достижений и неудач, также в отношении здоровья и болезни. Анализируя полученные данные на уровне средних значений, мы получаем следующую картину (табл. 5). Т а б л и ц а 5 Показатели уровня субъективного контроля в сфере семейных отношений Семья Одно-национальная татарская семья Одно-национальная русская семья Смешанная семья: муж русский, жена татарка Смешанная семья: муж татарин, жена русская Муж 8,6*(э) 4,2 (и) 7,05 3,06 Жена 2,7(и) 7,6*(э) 7,86 6,88 * Обозначены статистически значимые коэффициенты t-критерия Стьюдента. (э) - экстернальность; (и) - интернальность. Показатели экстернальности - интернальности в сфере семейных отношений в однонациональных русских и татарских семьях противоположны. В татарской семье у мужчин достаточно высокие результаты (8,6 балла), это указывает на то, что они видят свою главенствующую роль в тех отношениях, которые у них складываются с близкими. У женщин показатели очень низкие и в среднем составляют 2,7 баллов. Данные показатели рисуют портрет человека, зависимого от других и не способного изменить характер своего общения с близкими. С помощью t-критерия Стьюден-та мы выявили, что полученные показатели являются статистически значимыми, что указывает на экстер-нальность в сфере семейных отношений у мужчин-татар, в отличие от женщин-татарок (t = 2,79; p < 0,01). В русских семьях складывается противоположная картина: у женщин показатели равны 7,6 баллов, а у мужчин несколько ниже - 4,2 балла. Это указывает на то, что именно женщины считают себя ответственными за события, происходящие в семейной жизни, а мужчины, в свою очередь, считают партнеров причиной значимых ситуаций, возникающих в семье (t = 2,153; p < 0,05). Данную противоположную картину можно объяснить тем, что культура обоих национальностей различна. Далее рассматриваем смешанные браки. В семьях, где муж русский, а жена татарка, различия на уровне средних значений незначительны, а показатели занимают высокие позиции. Это означает, что каждый из супругов считает себя ответственным за события, происходящие в его семейной жизни, и не считает партнера причиной значимых событий. Результаты у женщин равны 7,86, у мужчин - 7,05 балла. В семьях, где муж татарин, а жена русская, ситуация такова: у женщин показатели занимают высокие позиции (6,88 балла), у мужчин же, напротив, низкие - 3,06 балла. Статистическая значимость в данном виде смешанного брака не проявляется, но необходимо отметить, что уровень субъективного контроля у женщин намного выше по сравнению с мужчинами. Мы приходим к выводу, что именно женщины чувствуют за собой ответственность за события, происходящие в семейной жизни. Таким образом, межэтнические браки являются объектом повышенного интереса социальных наук, поскольку их изучение затрагивает два аспекта, имеющих огромную значимость в современном обществе. Во-первых, на том этапе социального развития, который переживает наша страна в настоящий момент, возрастает актуальность исследований семьи как таковой, поскольку она играет исключительную роль в жизни общества, его стабилизации, преодолении социальной напряженности. По своей сути она является индикатором благополучия общества в самых различных сферах: утверждении нравственных устоев, социализации детей, развитии культуры и экономики и т. д. Семья как социальная общность во всех цивилизациях выступала важнейшим элементом глобального развития. Во-вторых, одним из первоочередных вопросов не только в стране, но и во всем мире является этнопсихологический и кросскультур-ный аспект общественных отношений. В условиях, когда, с одной стороны, во всем мире идут процессы глобализации и укрепления кросс-культурных связей, а с другой - остро стоит вопрос межэтнической напряженности и межнациональных конфликтов, к проблеме взаимоотношений между народами обращены многие науки, в том числе, конечно, психология. Татары и русские живут бок о бок уже многие столетия, и это многовековое проживание на одной территории, давние экономические, культурные связи, тесное общение в быту, в трудовой деятельности не могли не наложить отпечаток на характер межэтнических контактов. В республике Татарстан, по данным переписи населения 2010 г., количество браков между татарами и русскими составляет приблизительно 1/3 от общего числа браков, а из числа ориентированных на межнациональные браки русских предпочтение отдают бракам с татарами 34,9%, а татары с русскими - 42,5%. Показателен в связи с этим тот факт, что многие супруги в русско-татарских семьях в бытовом общении не делают различий, кто татарин, а кто русский, что можно объяснить длительностью совместного проживания, широким распространением межнациональных браков, культурной и языковой близостью, двойственностью самосознания. Необходимо отметить, что невозможно найти семью, где бы никогда не было ни одного конфликта. Дело в том, что в любом социальном явлении есть противоречивые стороны: новое и старое, прогрессивное и регрессивное, положительное и отрицательное. Это касается и современной семьи. Конфликт в семье - это серьезное разногласие между членами семьи, в основе которого несовместимость их взглядов, интересов или потребностей. Конфликты являются одним из средств развития семейных отношений. Главное не в том, каковы конфликты, а в том, как они разрешаются, владеют ли супруги умениями их преодолевать. Касаясь аспекта национальности, надо заметить, что представители разных культур и народов в психологическом плане могут очень сильно отличаться друг от друга. Главной отличительной особенностью нации является своеобразие материальной и духовной культуры, формирующейся на базе интенсивных экономических связей, объединившихся и ассимилированных в некое целостное образование. Тема нашего исследования - этнопсихологические особенности поведения в конфликтной ситуации в русских, татарских и смешанных семьях. С помощью проведенного нами исследования мы смогли доказать, что этнические особенности поведения действительно накладывают определенный отпечаток на семейные отношения в русских, татарских и смешанных семьях. В конфликтных ситуациях мужчины-татары чаще своих спутниц прибегают к тактике противоборства. В однонациональных русских семьях преобладающим стилем в ситуации конфликта является стратегия компромисса. В смешанных браках русские мужчины предпочитают избегать конфликты, а женщины-русские достигают цели, используя свои волевые качества, т. е. тактику соперничества. В смешанных браках рекомендуется знать культуру той нации, к которой принадлежит партнер по браку, так как непонимание различий друг друга может привести к серьезным разногласиям. Необходимо во взаимоотношениях учитывать этнопсихологические особенности поведения, что позволит сократить число возникающих конфликтных ситуаций в супружеских парах. Итак, изучая взаимоотношения супругов в этнопсихологическом аспекте, можно проанализировать ключевые проблемы не только отдельной семьи, но и общества в целом и проследить многие социальные тенденции, поскольку именно в семье проявляются социальные и этнические установки, ценности, привычки, а также первоначально складывается мировосприятие человека, формируются его социально-психологические качества и личностная (в том числе этническая) идентичность. и н д у та рт С

Ключевые слова

этнопсихологические особенности, однонациональные и межнациональные русские, стратегии поведения, конфликтная ситуация, сотрудничество, компромисс, ethnopsychological features, monoethnic and interethnic Russian and Tatar family, behavior strategies, conflict situation, cooperation, compromise, татарские семьи

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хуснутдинова Резида РустамовнаНабережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсовканд. психол. наук, ст. преподаватель кафедры педагогики и психологииrezida.81@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Дробижева Л.М. Интеллигенция и национализм. Опыт постсоветского пространства // Этничность и власть в полиэтничных государ ствах : сб. науч. ст. М. : Наука, 1994. С. 72.
Юсупов И.М. Этнические авто- и гетеростереотипы русских и татар в Татарстане // Перспективы развития в современном обществе : сб. науч. ст. Казань : АН РТ КГТУ (КАИ), 2002. Вып. 6. С. 85-92.
Додина Р.Р. Взаимные этнические образы русских, татар и чувашей Татарстана // Вестник Томского государственного университета. 2008. № 308. С. 154-156.
Алишев Б. С. Этинокультурные различия в ценностях татар и русских // Этническое самосознание и кросскультурное взаимодействие народов Поволжья. Казань, 2003. С. 13-16.
Анфертьев А.Н., Ганцкая О.А., Иванова Р. Брак у народов Центральной и Юго-Восточной Европы. М. : Наука, 1988. 98 с.
Минюшев Ф.И. Социальная антропология. М. : Мысль, 1997. 287 с.
Сатир В. Как строить себя и свою семью. М. : Педагогика-Пресс, 1992. 192 с.
Крысько В.Г. Этническая психология : учеб. пособие. М. : Академия, 2004. 320 с.
Немов Р.С. Психология : учебник : в 3 кн. 3-е изд. М. : Владос, 1999. 632 с.
 Этнопсихологические особенности поведения в конфликтной ситуации в однонациональных и межнациональных русских и татарских семьях | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 400.

Этнопсихологические особенности поведения в конфликтной ситуации в однонациональных и межнациональных русских и татарских семьях | Вестн. Том. гос. ун-та. 2015. № 400.