Основные направления исследования русского национального самосознания в ХХ-ХХ1 вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.

Основные направления исследования русского национального самосознания в ХХ-ХХ1 вв.

В статье выявляются основные направления исследования понятия «национальное самосознание» в современной России. Показываются как вариативность подходов к изучению проблемы, так и размытость терминологии, использование разных терминов, затрагивающих единое поле исследования. Полученные результаты дополняют существующие теоретические представления об исторических, культурных, психологических аспектах российской государственности.

The study of Russian national consciousness: basic approaches in the 20th and 21st centuries.pdf Истоки размышлений о русском самосознании относятся ещё к XI в., к «Слову о Законе и Благодати» митрополита Иллариона, однако концептуальное оформление осмысление места и роли России получило в XIX в., в спорах славянофилов и западников, главным вектором которых стала оппозиция «Россия - Европа». Тема России, которая была центральной в русской философии истории вплоть до революции 1917 г., получила затем развитие в трудах мыслителей русской эмиграции. Эту эстафету принимают современные исследования, посвященные рассматриваемому вопросу. Не случайно в попытках «саморазгадывания» прослеживается апелляция к наследию дореволюционной и эмигрантской мысли. С 90-х гг. XX в. публикуются работы, замалчиваемые или запрещённые в советский период, среди которых труды мыслителей «русского зарубежья» - Н.А. Бердяева, С.Л. Франка, С.Н. Булгакова, Л.П. Карсавина, И. А. Ильина и др. Интерес к наследию русской эмиграции объясняется тем фактом, что она явилась продолжателем традиции русской религиозной философии, сложившейся в XIX в. и прерванной в России после революции. Кроме того, революционные события способствовали актуализации проблемы преемственности и разрыва, что не удивительно - «на переломе культура всегда испытывает потребность в самопознании и занимается им» [1. С. 9], а также обострили идейные споры между основными направлениями философской мысли и способствовали появлению новых учений и движений, в частности таких, как евразийство и сменовеховство. В последнее время появилось большое количество работ, посвящённых проблеме русского национального характера, сознания, особого характера русской культуры. Условно их можно разделить на серьёзные научные исследования, базирующиеся на реальном знании истории России, и популяризаторскую литературу, характеризующуюся поверхностными рассуждениями. В указанную схему укладываются работы, освещающие различные аспекты рассматриваемой проблемы. В частности, в изучении вопроса, посвященного русскому народному сознанию, его истокам, наблюдается «процесс демифологизации представлений о "русском народе" и тотальная его мифологизация, оперирование понятиями "народ - богоносец", "народ - святой чудотворец"» [2. С. 64]. Миф является результатом фиксации общественного опыта, негативного или позитивного - «кодируется посредством эмоционально убедительных для народа символических знаков "богоугодности" или "проклятости"» [3. С. 26], - интерпретации культуры её носителями либо представителями другой культуры. Достаточное количество стереотипов о России создано не только русскими, но и иностранцами, издавна обращающими внимание на «загадочную русскую душу». Бесспорность идеи о своеобразии русского национального характера, умонастроения, склада верований, делающим как русского человека, так и Россию чем-то таинственным не только для европейца, но и русского, воспитанного на западных понятиях, отмечалась, в частности, С.Л. Франком [4. С. 121]. Вопрос «загадочности» заключается скорее в антино-мичности русского национального характера. Н. А. Бердяев писал: «Подойти к разгадке тайны, сокрытой в душе России, можно, сразу же признав ан-тиномичность России, жуткую её противоречивость» [5. С. 44]. Эта черта определилась историческим развитием страны, столкновением восточного и западного элементов. Необходимо отметить, что мифотворчество свойственно всем народам и является «зеркалом его собственной же национальной идентичности» [3. С. 31] и, соответственно, является скрепляющим началом народа. Однако мифы могут представлять собой не только соответствие архетипам, заложенным в нравственном идеале народа, но и лжемифы, т.е. созданные искусственно мифы, не имеющие под собой реальной основы. Об этом писал А.Б. Горянин, который целью своей работы «Мифы о России и дух нации» поставил разрушение злонамеренных мифов о России и акцентировал интерес на тех мифах, которые «подрывают дух нации» [6. С. 5-8]. Формирование достаточного количества мифологем о России, по сути, является продолжением отечественной традиции. Так, «русская идея», получившая систематизированное философское обоснование в трудах В. С. Соловьёва, рассматривается рядом современных учёных как миф о России, даже как самый высокий уровень мифотворчества [7. С. 272; 8. С. 73]. В попытках выявления сущности русской идеи исследователями не раз отмечалось отсутствие полноценного раскрытия её содержания даже в трудах тех мыслителей, которые непосредственно занимались её изложением. В. С. Соловьёв писал, что «идея нации есть не то, что она думает о себе во времени, но что Бог думает о ней в вечности» [9. С. 220]. Н.А. Бердяев обозначил её как «вопрос о том, что замыслил Творец о России, умопостигаемый образ русского народа» [5. С. 43]. И.А. Ильин видел смысл русской идеи в осуществлении следующей задачи - творение русской самобытной культуры - «из русского сердца, русским созерцанием, в русской свободе, раскрывая русскую предметность» [10. С. 328]. Сегодня «русская идея» приобрела второе дыхание - активизировались поиски особенного, национального. Так, Е.В. Барабанов отмечает проявление в философии «застарелого невроза своеобразия», симптомами которого являются ксенофобия, страх и нетерпимость к инакомыслию, «бред национального величия» [11. С. 116]. Это, однако, чревато ростом национализма. Соответственно, как замечает другой исследователь - А. Валицкий, освоение своего прошлого должно отталкиваться не только от своеобразия русской культуры, отличия её от культур Запада, но и рассмотрения того общего, что «делает ее своеобразной разновидностью общеевропейской культурной системы» [12. С. 72]. Таким образом, предмет «русской идеи» должен быть определен как выявление своеобразия русской истории в контексте истории мировой. Как уже было отмечено, наряду с мифологизацией русского характера осознается необходимость «выйти из тумана мифов о русском народе и русской истории - выйти при свете досконального знания фактов, фактической истории, не затемненной туманом ложных обобщений» [13. С. 5]. То есть национальные мифы становятся предметом рефлексии. Разрешение проблемы видится в доскональном изучении истории страны. В связи с этим необходимо отметить появление не только художественно-публицистических по своему характеру работ [14, 15], но и научных исследований, посвященных изучению русского национального характера в философском, психологическом, культурном и прочих аспектах [13, 16-18]. Национальный характер в целом является предметом этнопсихологии и этносоциологии, где идет основательная проработка проблемы, исследуются вопросы национальной идентификации, самосознания [19-21]. Отметим появление достаточного количества диссертаций, посвященных изучению отдельных аспектов интересующего нас вопроса [22-24]. В последнее десятилетие XX в. в России наблюдается рост национального самосознания, а поскольку Россия является многонациональным государством, то вполне естественным является появление работ, характеризующихся изучением сознания отдельных этносов, идентичности отдельных регионов, входящих в состав России [25-27]. Сегодня вопрос ставится не о мифологичности или реальности национального характера (И. С. Кон в статье, выпущенной в 1968 г., сделал вывод, что национальный характер есть определённая историческая реальность, если рассматривается как «общность выработанных и усвоенных в ходе совместного исторического развития психических черт и способов действия, закреплённых групповым самосознанием») [28. С. 228], но о выявлении той неповторимой, уникальной совокупности общенациональных черт, которая присуща определённому народу. Нередко категория «национальный характер» отождествляется со следующими терминами: «национальный менталитет», «дух народа», «душа народа» (Е.А. Ануфриев, Л.В. Лесная); часть авторов, напротив, разводит названные выше понятия (Н. В. Солма-нидина). А.Ю. Большакова заметила, что в исследованиях разных лет, посвященных изучению русского национального характера, в основном перечисляются его основные черты (дается своего рода портрети-стика), тогда как суть заключается в углубленном исследовании главных ментальных составляющих с точки зрения ценностно-личностных ориентаций» [29. С. 114]. Однако существуют работы, изучающие эту категорию с использованием западных методов исследования. Имеется в виду работа К. Касьяновой «О русском национальном характере», которая посвящена рассмотрению культурных и психологических особенностей русского народа. К. Касьянова предприняла попытку изучить этнический характер, архетипы поведения с помощью использования теста MMPI - Minnesota Multiphasic Personality Inventory (Миннесотский многомерный личностный опросник). Он представляет собой набор шкал, реализующих разнообразные подходы. В конкретном случае подобраны шкалы, позволяющие выявить влияние культурных детерминант личности. К. Касьянова, отмечая преимущество теста в возможности выявления иерархической системы ценностей, всё же констатирует, что современная наука не может на данном этапе ответить на такие вопросы, как возникновение личностных характеристик и соотношение внутри них генотипических и культурных составляющих [16. С. 93]. Осмысление проблемы национальной идентификации концентрируется не только в культурной сфере, но и в государственной - на прагматически-политическом уровне. Так, современные политические споры сосредоточиваются вокруг вопроса о будущей модели развития России. Содержание их можно выразить как «идеологические качели... "от империи к нации", от эсхатологии и теологии к антропологии и биологии, от "великой миссии Третьего Рима" к "материальному благополучию белой расы"» [30]. По сути, актуализация проблемы привела к возрождению полемики начала XX в. Её участниками все также являются православные консерваторы (Д. Володи-хин), приверженцы русского этнонационализма (А. Елисеев), евразийцы (А.Г. Дугин), национал-либералы (П. Святенков). Актуальность проблемы русского национального самосознания подтверждается достаточным количеством литературы, посвященной данной теме. Ее междисциплинарный характер обусловил как вариативность подходов, как и размытость терминологии, использования разных понятий, таких как национальные самосознание, идентичность, характер, затрагивающих единое поле исследования.

Ключевые слова

народ, национальное самосознание, культура, духовность, Россия, государственность, история, психология, социология, nation, national consciousness, culture, spirituality, Russia, history

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гумерова Жанна АнатольевнаТомский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры истории древнего мира, средних веков и методологии историиjanet80@inbox.ru
Шелехов Игорь ЛьвовичТомский государственный педагогический университетканд. психол. наук, доцент кафедры психологии развития личностиbrief@sibmail.com
Всего: 2

Ссылки

Панченко А.М. Русская культура в канун петровских реформ // Панченко А.М. Русская история и культура: Работы разных лет. СПб., 1999.
Климова С.М. Феноменология святости и страстности в русской философии культуры. СПб., 2004.
Полосин В.С. Миф, религия, государство. М., 1999.
Франк С.Л. Религиозно-исторический смысл русской революции // Франк С.Л. Русское мировоззрение. СПб., 1996.
Бердяев Н.А. Русская идея // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М., 1990.
Горянин А.Б. Мифы о России и дух нации. М., 2001.
Волкогонова О.Д. Образ России в философии русского зарубежья. М., 1998.
Барабанов Е.В. «Русская идея» в эсхатологической перспективе // Вопросы философии. 1990. № 8.
Соловьёв В.С. Русская идея // Соловьев В.С. Сочинения : в 2 т. М., 1989. Т. 2.
Ильин И.А. О русской идее // Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее России. Статьи 1948-1954 годов : в 2 т. М., 1992. Т. 1.
Барабанов Е.В. Русская философия и кризис идентичности // Вопросы философии. 1991. № 8.
Валицкий А. По поводу «русской идеи» в русской философии // Вопросы философии. 1994. № 1.
Лихачёв Д.С. О национальном характере русских // Вопросы философии. 1990. № 4.
Горянин А.Б. Мифы о России и дух нации. М., 2001.
Сергеева А.В. Русские: Стереотипы поведения, традиции, ментальность. М., 2005.
Касьянова К. О русском национальном характере. М., 1994.
Брюшинкин Н.В. Феноменология русской души // Вопросы философии. 2005. № 1.
Шелехов И.Л., Постоева В. А., Пахомов В.П. Этнические стереотипы современных женщин // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2007. Сер. Педагогика и психология. Вып. 10 (73).
Стефаненко Т. Этнопсихология. М., 1999.
Хотинец В.Ю. Этническое самосознание. СПб., 2000.
Шелехов И.Л., Гумерова Ж. А. Основы этнологии и этнопсихологии : учеб. пособие. Томск, 2013.
Трофимов В.К. Истоки и сущность русского национального менталитета (социально-философский аспект) : автореф. дис.. д-ра филос. наук. Екатеринбург, 2001.
Мурунова А.В. Социокультурные детерминанты русского менталитета : автореф. дис.. канд. филос. наук. Н. Новгород, 2005.
Гумерова Ж. А. Проблема русского национального сознания в творчестве Г.П. Федотова : автореф. дис.. канд. ист. наук. Томск, 2009.
Дутчак Е.Е., Львова Э.Л., Нам И.В. Сибирская религиозная идентичность - фактор конфликта или ресурс формирования общероссийской идентичности? // Известия Иркутского государственного университета. Сер. История. 2012. № 2 (3), ч. 1.
Бочаров А.В. Методологические и эмпирические аспекты изучения региональной сибирской идентичности в информационном поле региональных СМИ // Вестник Томского государственного университета. История. 2012. № 2 (18).
Бойко И.И. Локальная, региональная и общероссийская идентичности в Чувашской республике // Опыт подготовки социокультурных портретов регионов России : материалы III Всерос. науч.-практ. конф. Курск, 25-27 сентября 2007 г. Курск, 2008.
Кон И.С. Национальный характер - миф или реальность // Иностранная литература. 1968. № 9.
Большакова А.Ю. Феномен русского менталитета: основные направления и методы исследования // Российская ментальность: методы и проблемы изучения. Вып. 3 : Мировосприятие и самосознание русского общества. М., 1999.
Межуев Б. Антиимперская мобилизация // Агентство политических новостей. URL: http://www.apn.ru, свободный.
 Основные направления исследования русского национального самосознания в ХХ-ХХ1 вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.

Основные направления исследования русского национального самосознания в ХХ-ХХ1 вв. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.