Деятельность региональных печатных изданий в 1985-1993 гг.: правовое регулирование и административное воздействие (на материалах Европейского Севера России) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.

Деятельность региональных печатных изданий в 1985-1993 гг.: правовое регулирование и административное воздействие (на материалах Европейского Севера России)

Рассматриваются законодательное и административное регулирование деятельности периодических изданий, взаимоотношения органов власти и печатных СМИ, выделяются основные проблемы, существующие в области печатных СМИ, и пути их решения.

Development of regional print media in 1985-1993: legal regulation and administrative influence (based on the materials .pdf Характер, содержание, сферы взаимоотношения государства и СМИ определяет прежде всего законодательная база, которая регулирует положение и роль средств массовой информации в обществе. Это в равной мере касается как специальных законов о СМИ, так и других нормативно-правовых актов. Правовое регулирование печатных средств массовой информации в 1980-х - начале 1990-х гг. - малоисследованная тема как на общероссийском, так и на региональном уровнях. В статье анализируются содержание и особенности законов о СМИ 1990 и 1991 гг., нормативно-правовые документы региональных властей начала 1990-х гг. (всего более 30 документов). Автором была поставлена задача проследить, как менялись взаимоотношения органов центральной и местной властей и печатных СМИ на протяжении рассматриваемого периода. Территориальные рамки исследования ограничены той частью Европейского Севера России, которая охватывает Архангельскую и Вологодскую области. В СССР до июня 1990 г. не существовало специального закона о средствах массовой информации. Деятельность СМИ регулировалась, с одной стороны, основным законом государства (Конституцией), с другой - партийными комитетами всех уровней. Конституция СССР 1977 г. «в соответствии с интересами народа» гарантировала свободу слова и печати, широкое распространение информации (статья 50), но юридическое содержание понятия «свобода слова и печати» в ней не определялось [1. С. 53]. Поэтому СМИ в период с 1985 г. и до принятия закона «О печати и других средствах массовой информации» 1990 г. руководствовались в своей деятельности партийными постановлениями и циркулярами всех уровней: от ЦК КПСС до районного комитета КПСС. Закон «О печати и других средствах массовой информации» был принят Верховным Советом СССР 12 июня 1990 г. и вступил в силу 1 августа 1990 г. [2. С. 10]. По ряду положений этот законодательный акт выглядел прогрессивным, принятым в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах 1976 г. Это касалось, в частности, недопустимости цензуры и монополии государства на издательскую деятельность, а также обеспечения гарантий профессиональной самостоятельности редакционных коллективов и права журналистов на получение информации, свободу творчества. По новому Закону средства массовой информации получили возможность не допускать вмешательство в свою деятельность со стороны различных инстанций. Демократичными являлись положения о свободном поиске, получении и распространении информации, о соблюдении авторского права, уважения журналистской конфиденциальности. Основной недостаток принятого документа был в том, что он носил «разрешительный» характер, не сумев по-настоящему гарантировать право каждого публиковать свое мнение, так и не предоставив журналистам подлинной свободы творчества и не оградив деятельность СМИ от вторжения государства. Так, первая статья Закона отмечала, что «печать и другие средства массовой информации свободны». При этом предложенная «свобода» вовсе не гарантировала каждому журналисту или автору высказаться без каких-либо ограничений. Пятая статья с целью «недопустимости злоупотреблением свободой печати» запрещала использовать прессу для разглашения государственной тайны «или иной специально охраняемой законом тайны». В августе 1990 г. появился секретный «Перечень сведений, запрещенных к публикованию», в котором был указан реестр сведений, недопустимых к разглашению. Таким образом, будучи декларирован демократически, этот Закон не предусматривал реализацию многих демократических идей на практике [1; 3. С. 247-248]. Вследствие принятия Закона СССР «О печати и других СМИ» в системе периодической печати как в центре, так и на местах происходят количественные и качественные изменения: появляются новые типы изданий, увеличивается количество газет. В Архангельской области в 1990 г. вышло 13 новых периодических изданий, в Вологодской области - 25, в Красноярском крае - 32. Вслед за принятием Закона о печати, а также под влиянием демократических настроений Верховный Совет РСФСР, выбранный в марте 1990 г., принимает Постановление от 22 сентября 1990 г. «О газетах и журналах Верховного Совета РСФСР и газетах местных Советов народных депутатов» [4]. Согласно данному постановлению Верховный Совет РСФСР и местные Советы народных депутатов должны были решить вопрос о самостоятельном издании своих печатных органов с 1 января 1991 г. Вследствие этого осенью 1990 г. областные и Архангельский и Вологодский городские Советы народных депутатов Архангельской и Вологодской областей принимают решения об учреждении, а затем деятельности новых изданий: «Волна», «Архангельск», «Русский Север», «Вологодские новости», которые начали издаваться с 1 января 1991 г. Подобные ситуации в рассматриваемый период складываются и в других регионах страны. Следующим нормативным актом, касающимся деятельности периодических средств массовой информации, являлось Постановление № 2 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР «О выпуске центральных, московских городских и областных газет», принятое 19 августа 1991 г. Данным постановлением временно ограничивался перечень выпускаемых центральных, московских городских и областных и общественно-политических изданий шестью газетами КПСС, а также газетами «Труд», «Известия» и «Красная звезда» [5]. Вслед за постановлением ГКЧП в ряде регионов были приняты решения о приостановке изданий. Так, исполкомом Архангельского областного Совета народных депутатов 19 августа было принято решение о приостановлении выпуска всех газет на территории области на один номер, которое так и осталось невыполненным [6]. Вологодским областным, городскими и районными Советами народных депутатов действия ГКЧП в дни кризиса были признаны неконституционными и была заявлена поддержка Президенту РСФСР. В дни кризиса исполкомом Вологодского областного Совета народных депутатов было принято решение «О мерах по обеспечению нормальной жизнедеятельности области», в котором на руководителей средств массовой информации и печати возлагалась персональная ответственность за объективность и достоверность информации [7]. В период с 19 по 21 августа ни одно из вологодских изданий не было приостановлено. В общественно-политических газетах оперативно печатались указы Президента РСФСР и акты местных Советов в их поддержку, хотя в ряде районных газет в дни путча вообще отсутствовала информация о перевороте [8]. Вслед за ГКЧП Президент РСФСР Б. Ельцин 21 августа 1991 г. издал указ «О средствах массовой информации в РСФСР», который отменил Постановление № 2 ГКЧП как не имеющее юридической силы [9]. После неудачной попытки государственного переворота 23 августа 1991 г. Указом Президента России Б.Н. Ельцина «О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР» деятельность КП РСФСР, а фактически КПСС, на территории России была прекращена [10]. В соответствии с указом был временно приостановлен выпуск газет «Правда», «Советская Россия» и ряда других как изданий КПСС. В Вологодской области Решением президиума и исполкома областного Совета народных депутатов от 26 августа был приостановлен выпуск областной газеты «Красный Север» - органа обкома КП РСФСР [11]. Осенью 1991 г. все издания, имевшие статус партийных, прошли перерегистрацию, учредителями большинства изданий остались Советы народных депутатов, к которым присоединились коллективы редакций. Таким образом, система партийного руководства печатными изданиями осталась в прошлом. Изменение политического строя в стране предопределило характер изменений в законодательстве о СМИ, по сравнению с бывшим Союзным. Союзный Закон просуществовал с 1 августа 1990 г. по 27 декабря 1991 г., когда был принят российский Закон «О средствах массовой информации» [12], в котором свобода печати не просто декларировалась, но и получила конкретное смысловое наполнение: были установлены правила учреждения и регистрации СМИ, недопустимость цензуры, право граждан на свободу слова и СМИ. Прежде всего, в Законе «О средствах массовой информации» содержится требование о недопустимости предварительной цензуры со стороны должностных лиц, государственных органов, организаций, учреждений или общественных объединений и злоупотребления свободой массовой информации. Также в Законе оговорены взаимоотношения между учредителем, которым может выступать гражданин, объединение граждан, организация, государственный орган, и редакционным коллективом, введены понятия «статус редакции» и «устав редакции». Согласно Закону РФ «О СМИ» учредитель утверждает устав редакции и заключает договор с редакцией средства массовой информации. Кроме того, учредитель не вправе вмешиваться в деятельность средства массовой информации за исключением случаев, предусмотренных настоящим Законом, уставом редакции, договором между учредителем и редакцией (Статья 18). Редакция осуществляет свою деятельность на основе профессиональной самостоятельности (Статья 19). Таким образом, в Законе «О средствах массовой информации» говорится о независимости СМИ от государственного контроля и вмешательства. Закон РФ следовал нормам международного права и, в частности, Европейской конвенции о защите прав человека, решениям Парламентской Ассамблеи Совета Европы, предусматривающим свободу личности на выражение своего мнения, а также поиск, получение и распространение информации. В этих международных документах говорится о независимости средств массовой информации от государственного контроля. Ряд положений закона «О средствах массовой информации» в более концентрированном и масштабном виде нашел отражение в Конституции РФ [1. С. 7; 3. С. 250]. Конституция Российской Федерации, принятая на референдуме 12 декабря 1993 г., закрепила свободу массовой информации в части 5 статьи 29, использовав при этом краткую, но емкую формулу: «Гарантируется свобода массовой информации. Цензура запрещается». В этой же статье Конституции каждому гарантируется «свобода мысли и слова» (часть 1), право «свободно искать, получать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом» (часть 4), недопустимость принуждения человека «к выражению своих мнений и убеждений или отказу от них» (часть 3). Несмотря на очевидные плюсы, Закон «О СМИ» не предоставил журналистам долгожданной свободы печати, а защищенность редакционных коллективов от давления извне, и в первую очередь со стороны различных органов власти, по существу, осталась только на бумаге. Объясняется это тем, что Закон вновь обошел стороной важнейшую тему - обеспечение экономических условий существования СМИ, тем самым практически сведя на нет и политические гарантии редакционных коллективов. В условиях экономической нестабильности цены на бумагу, типографские услуги и доставку периодических изданий увеличились в несколько раз. Попытка редакций поднять цены на свои издания привела к тому, что читатели перестали покупать и выписывать ставшую дороже периодику. Вследствие этого как центральные, так и региональные периодические издания оказались в очень сложном финансовом положении. Не получив законодательных гарантий экономической независимости средств информации, журналисты рассчитывали, что российское правительство предоставит редакциям налоговые льготы. Однако правительство посчитало возможным дотировать только свои органы информации. В результате растущие цены на бумагу, услуги связи и жесткий налоговый прессинг обеспечили зависимость печатных изданий от государственных, общественных и частных структур, так как доходы редакций от подписки и рекламы не покрывали расходов на выпуск изданий. Особенно в сложной ситуации оказались региональные издания, так как рынок рекламы в регионах складывался намного дольше, чем в центре [3. С. 253]. Таким образом, в начале 1990-х гг. главной задачей, требующей решения, для редакций изданий стал выход из финансового кризиса. Законодательство о средствах массовой информации развивалось как через изменение Закона «О средствах массовой информации», так и через издание дополняющих его нормативно-правовых актов. Помимо законов статус СМИ определялся также многочисленными указами Президента РФ, постановлениями Правительства РФ, Верховного Совета РФ, а иногда и ведомственными инструкциями. За период с 1992 по 1993 г. центральными органами власти было принято более 20 нормативно-правовых актов, имеющих непосредственное отношение к деятельности средств массовой информации. Прежде всего это ряд постановлений и указов об экономической поддержке и защите деятельности СМИ, устанавливающих размер дотаций государственным средствам массовой информации из республиканского бюджета [13, 14]. С принятием основополагающих федеральных нормативно-правовых актов в регионах России в начале 1990-х гг. началась законотворческая деятельность. Получив значительную свободу и самостоятельность, каждый из регионов имел возможность регулировать свою законодательную базу. Среди нормативно-правовых документов, касающихся деятельности печатных средств массовой информации, принятых местными органами власти Архангельской и Вологодской областей в 1992-1993 гг., необходимо выделить следующие. Прежде всего это нормативно-правовые акты, направленные на оказание организационной и финансовой поддержки местным изданиям и журналистам. Так, в январе 1992 г. администрация Вологодской области для исполнения постановления Правительства РСФСР [15] принимает Постановление «О мерах защиты печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям» [16]. Согласно данному постановлению при формировании бюджета на 1992 г. и последующие годы определялось, что расходы на периодические издания, учредителями которых выступали местные органы государственной власти и управления, а также управление печати и массовой информации администрации области, являлись расходами соответственно областного и местного значения. Сумма ассигнований, выделяемая управлению печати и массовой информации администрации области на эти цели, утверждалась отдельной строкой в областном бюджете, в бюджетах районов и городов. Кроме того, в управлении печати и массовой информации администрации области на договорной основе создавался внебюджетный фонд поддержки печати и средств массовой информации. Также данное постановление предоставляло управлению печати и массовой информации, объединениям, предприятиям и издательствам системы Министерства печати и массовой информации право разрабатывать и утверждать положения и сметы расходования средств в пределах источников внебюджетного финансирования на проведение конкурсов, выставок газет, проведения дней печати и других мероприятий, связанных с деятельностью управления печати и массовой информации. Таким образом, согласно данному постановлению, местные органы власти стремились оказать финансовую поддержку периодическим изданиям Вологодской области, учредителями которых они являлись, что, с одной стороны, помогало изданиям выйти из экономического кризиса, с другой стороны, ставило редакции государственных газет в зависимость от государственных структур. Кроме того, местные органы власти оказывали финансовую поддержку журналистам региональных изданий. Так, малым областным Советом Архангельской области в июне 1993 г. было принято решение о выделении 250 тысяч рублей Архангельской областной организации Союза журналистов России для проведения организационных мероприятий, связанных с созданием профессиональной журналистской организации [17]. Также одним из способов оказания помощи областным, городским и районным газетам являлось продление сроков подписки на издания и организация подписных кампаний. Подобные ситуации в рассматриваемый период складываются и в других регионах России. Например, в начале 1990-х гг. администрация Воронежской области неоднократно выпускала постановления о поддержке сети районных газет. Способы оказания подобной помощи в регионах были различными: от прямого дотирования, выделения денежных средств в экстренном порядке редакциям, находящимся в критической ситуации, установления льготного налогового режима до организации подписных кампаний, что позволило сохранить сеть местных изданий [18. С. 90-92]. В 1992-1993 гг. местными органами власти Архангельской и Вологодской областей также был принят ряд нормативно-правовых актов, касающихся деятельности отдельных изданий, среди которых постановления, регистрирующие печатные средства массовой информации, и решения об аккредитации представителей региональных СМИ в органах власти [19, 20]. Особого внимания заслуживают постановления, принятые региональными исполнительными органами власти в октябре 1993 г. вслед за Постановлением Совета министров - Правительства РФ от 23 сентября 1993 г. «О правопреемстве полномочий Верховного Совета РФ в отношении СМИ», касающимся средств массовой информации, учредителями которых являлся Верховный Совет Российской Федерации [21]. Так, в Вологодской области Постановлением администрации области «О городских и районных газетах, учредителями которых являлись Советы народных депутатов», главам администраций городов и районов, в связи с приостановлением деятельности городских и районных Советов народных депутатов, предписывалось обеспечить выход городских и районных газет, учредителями которых являлись городские и районные Советы, до начала работы новых органов местного самоуправления [22]. Следовательно, данное постановление имело целью сохранение сети районных изданий региона. В целом законотворческая деятельность региональных властей в начале 1990-х гг. в сфере печатных средств массовой информации, безусловно, оказала непосредственное влияние на становление новой системы печати на Европейском Севере России. Большинство нормативно-правовых документов, касающихся деятельности печатных СМИ Архангельской и Вологодской областей, были приняты местными органами власти вслед за постановлениями Правительства и Верховного Совета Российской Федерации. Анализ документов позволяет сделать вывод, что основное внимание в 1992-1993 гг. местные власти уделяли финансовой поддержке региональных общественно-политических изданий, учредителями которых они сами являлись. Причиной тому был финансовый кризис, в котором оказалось большинство редакций, вызванный рыночными реформами. Без материальной поддержки со стороны государства некоммерческие общественно-политические областные, городские и районные издания, большинство из которых по самооценке уже в 1990-1991 гг. являлись нерентабельными, с началом радикальных экономических преобразований прекратили бы свой выход. С другой стороны, материальная зависимость приводит к тому, что издания становятся проводниками политики региональных властей. Подводя итог всему вышесказанному, следует отметить, что за период с 1985 по 1993 г. произошли значительные изменения в области законодательного и административного регулирования деятельности печатных средств массовой информации. В СССР монопольное право на издание газет принадлежало партийно-советским органам власти, которые всесторонне регламентировали деятельность редакций периодических изданий от подбора журналистских кадров до определения тем публикаций. Соответственно, финансирование печатных изданий осуществлялось из государственного бюджета. Политические и экономические реформы, а также организационные изменения, происходившие в самой системе СМИ, привели в конце 1980-х гг. к необходимости разработки специального закона, регулирующего взаимоотношения органов власти, средств массовой информации и общества. За период с 1990 по 1993 г. включительно центральными органами власти было принято 2 закона и более 20 нормативно-правовых актов, среди которых указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и Верховного Совета РФ, затрагивающих деятельность СМИ. Большинство региональных нормативно-правовых актов принималось во исполнение федеральных документов либо касалось деятельности отдельных периодических изданий региона.

Ключевые слова

периодическая печать, перестройка, правовое регулирование, Европейский Север России, print media, perestroika, legal regulation, European North of Russia

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Соколова Татьяна ЛеонидовнаВологодский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры отечественной историиtaniavol@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Комаровский В.С. Государственная служба и средства массовой информации. Воронеж, 2003. 105 с.
Законодательство о средствах массовой информации : учеб.-практ. материалы / под ред. А.Г. Рихтера. М., 1999. 431 с.
Стровский Д. История отечественной журналистики новейшего периода. Лекции. Екатеринбург, 1998. 271 с.
«О газетах и журналах Верховного Совета РСФСР и газетах местных Советов народных депутатов»: Постановление Верховного Совета РСФСР от 22 сентября 1990 г. // Советская Россия. 1990. 25 сент.
«О выпуске центральных, московских городских и областных газет»: Постановление № 2 Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР от 19 августа 1991 г. // Советская Россия. 1991. 21 авг.
История одного решения // Волна. 1991. 29 авг.
«О мерах по обеспечению нормальной жизнедеятельности области»: Решение исполкома областного Совета народных депутатов Воло годской области от 20 августа 1991 г. // Русский Север. 1991. 22 авг.
«О деятельности должностных лиц и органов областного Совета, местных Советов, хозяйственных руководителей в период государ ственного переворота»: Доклад председателя Областного Совета народных депутатов Г.В. Судакова // Русский Север. 1991. 7 сент.
«О средствах массовой информации в РСФСР»: Указ Президента РСФСР от 21 августа 1991 г. № 69 // Ведомости Съезда народных депу татов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 35.
«О приостановлении деятельности Коммунистической партии РСФСР»: Указ Президента РСФСР от 23 августа 1991 г. // Ведомости Съезда народных депутатов РСФСР и Верховного Совета РСФСР. 1991. № 35. С. 1149.
«О приостановлении выпуска областной газеты «Красный Север»: Решение президиума и исполкома областного Совета народных депутатов от 26 августа 1991 г. // Русский Север. 1991. 29 авг.
«О средствах массовой информации»: Закон РФ от 27.12.1991, № 2124-1 // Ведомости Верховного Совета Российской Федерации. 1992. № 7.
«Об экономической поддержке и правовом обеспечении деятельности СМИ»: Постановление Верховного Совета Российской Федерации от 17 июля 1992 г. № 3335-1 // Российские вести. 1992. 15 августа.
«О защите свободы массовой информации»: Указ Президента РФ № 376 от 20 марта 1993 // Российская газета. 1993. 27 марта.
«О мерах защиты печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям»: Постановление Правительства РСФСР от 27 ноября 1991 г. № 24 // Правовая система «Консультант».
«О мерах защиты печати и средств массовой информации на период перехода к рыночным отношениям»: Постановление администра ции Вологодской области от 17.01.92. № 36 // Русский Север. 1992. 21 января.
«О выделении средств Архангельской организации Союза журналистов России»: Решение малого областного Совета народных депутатов от 18.06.1993 г. // Волна. 1993. 19 июня.
Кажихин А. А Типология отечественной региональной прессы рубежа XX-XXI вв. (на примере печатной периодики Воронежской области) : дис.. канд. филол. наук. Воронеж, 2004. 223 с.
«О регистрации средств массовой информации»: Постановление администрации Вологодской области от 10.02.1992 № 88 // Русский Север. 1992. 15 февраля.
«Об аккредитации представителей средств массовой информации области в областном Совете народных депутатов и администрации области»: Решение Вологодского областного совета народных депутатов от 07.07.1992 г. № 223/347 // Русский Север. 1992. 13 июля.
«О правопреемстве полномочий Верховного совета РФ в отношении СМИ»: Постановление Совета Министров - Правительства РФ от 23 сентября 1993 г. № 963 // Российская газета. 1993. 5 октября.
«О городских и районных газетах, учредителями которых являлись советы народных депутатов»: Постановление администрации области // Русский Север. 1993. 15 октября.
 Деятельность региональных печатных изданий в 1985-1993 гг.: правовое регулирование и административное воздействие (на материалах Европейского Севера России) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.

Деятельность региональных печатных изданий в 1985-1993 гг.: правовое регулирование и административное воздействие (на материалах Европейского Севера России) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.