Отношения Китая и Шри-Ланки как часть стратегии «Нитка жемчуга» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.

Отношения Китая и Шри-Ланки как часть стратегии «Нитка жемчуга»

Статья посвящена развитию китайско-ланкийских отношений, в особенности их энергетической и дипломатической составляющим. Прослеживается и анализируется современное состояние китайско-ланкийских отношений и проектов, связанных с энергетической политикой КНР в регионе. Проводится анализ энергетической политики и дипломатии Китая на Шри-Ланке. Рассматривается значение китайско-ланкийского сотрудничества для каждой из стран. Описывается общая экономико-политическая ситуация на Шри-Ланке, которая исследуется как часть энергетической стратегии Китая «Нитка жемчуга». Рассматривается значение вклада КНР в инфраструктурное и экономическое развитие Шри-Ланки.

The relationship between China and Sri Lanka as a part of the String of Pearls strategy.pdf Спрос на энергоресурсы в Китае более чем удвоился за последние 20 лет, и это обстоятельство значительно повысило его интерес к зарубежным энергоресурсам. Дипломатическую деятельность Китая в странах Индийского океана всё чаще называют стратегией «Нитка жемчуга». Термин «Нитка жемчуга» стал весьма распространенным среди исследователей ситуации в Индийском океане, он помогает объяснить поведение Китая в данном регионе. Сущностью стратегии являются строительство различных объектов инфраструктуры и укрепление межгосударственных связей с целью расширения экономического и политического присутствия Китая. Для Китая важно диверсифицировать и обеспечить безопасность импорта нефти, получить доступ к основным ресурсам и усилить безопасность транспортировок нефти с Ближнего Востока. Соображения энергетической безопасности вынудили Пекин обратить внимание на стратегические пути сообщения (SLOCs). Китай постепенно формирует стратегическую инфраструктуру, которая послужит экономическим и политическим перспективам, предоставляя КНР доступ в Индийский океан. Половина объёма контейнерных грузов и две трети нефтепродуктов, транспортируемых по воде, перемещаются через Индийский океан. Этот путь является одной из главных мировых торговых артерий, по которой перевозится сырьё с Ближнего Востока в Азию, откуда, в свою очередь, в Европу идёт множество готовой продукции. К числу «жемчужин» стратегии можно отнести порты Читтагонг в Бангладеш, Ситуэ и Кьяукпью в Мьянме, а также Хамбантота в Шри-Ланке и Гвадар в Пакистане. Эти страны обеспечивают Китаю альтернативные пути доставки энергоресурсов в обход Малак-кского пролива. Известно, что через пролив проходит почти вся нефть, идущая из Персидского залива, что составляет 15 млн баррелей в день, что и делает пролив вторым по объёму проходящей нефти морским путем в мире. Бурно развивающийся Китай не может позволить себе такую уязвимость в вопросе энергоносителей, какую несут опасности транспортировки по Индийскому океану. Это не только проблемы геополитически важного Малаккского пролива, но и подавляющего индийского и американского присутствия. Несмотря на мнение ряда специалистов о том, что китайский инфраструктурный потенциал в Индийском океане пока недостаточен, чтобы противостоять США и их союзникам, Китай наращивает своё присутствие в регионе и «китайские военные суда стали чаще использовать коммуникации океана. В октябре 2013 г. руководство Пекина впервые приоткрыло информацию о том, что китайские ядерные подводные лодки приступили на ротационной основе к патрулированию индоокеанской акватории» [1]. Стоит отметить, что современная ситуация подтверждает написанное автором данной статьи ранее [2], ведь положение военного флота Китая является необходимой частью стратегии «Нитка жемчуга», так как обеспечение энергетической безопасности КНР невозможно без сохранения безопасности инфраструктурных проектов в регионе Индийского океана. Уникальное геополитическое положение Шри-Ланки - острова в Индийском океане, в непосредственной близости от Индии, между странами Персидского залива и Малаккским проливом, странами Юго-Восточной Азии - делает это государство важным стратегическим партнером Китая. Политика невмешательства во внутренние дела других государств и декларирование принципа единства страны положительно сказываются на многих двусторонних отношениях Китая. Так и в случае с тамильским националистическим движением в Шри-Ланке Китай заявляет о поддержке курса Коломбо, обеспечивая доверительность дипломатических связей двух стран. Шри-Ланка, в свою очередь, четко придерживается принципа одного Китая. Инициатива развития Хамбантоты изначально исходила от правительства Шри-Ланки. Осуществление проекта стало возможно благодаря удачному визиту в Китай 26 февраля - 4 марта 2007 г., посвящённому 50-летней годовщине установления дипломатических отношений между странами, президента Шри-Ланки Махинда Раджапакса. Считается, что на окончательное решение об осуществлении проекта повлияло также то, что президент Шри-Ланки родился в районе Хамбантота. Во время встречи с президентом Шри-Ланки Ху Цзиньтао отметил, что дружба между их странами стала хорошим примером дружеского сосуществования и взаимовыгодного сотрудничества между большим и малым государствами. Стороны подписали восемь соглашений, в том числе соглашение по экономическому и технологическому сотрудничеству, которое должно активизироваться при деятельном участии Совместной комиссии по торговому и экономическому сотрудничеству. Ху Цзиньтао выдвинул предложения по активизации дипломатических и политических связей между странами, культурных обменов и расширения сотрудничества в сфере торговли, энергетики, инфраструктуры и эффективной работы по завершению совместных проектов и объектов, сооружаемых с помощью Китая [3]. Таким образом, была достигнута договорённость по продвижению проекта порта Хамбантота (также известного как порт Магампура). Ланкийская сторона поблагодарила китайскую за финансовую помощь и техническую поддержку главных инфраструктурных проектов Шри-Ланки, включая угольную электростанцию в районе Путталам, работы над которой уже начались, и Зону развития Хамбантоты: сам порт и резервуарный парк. Также Раджапакса поблагодарил Пекин за поддержку социально-экономического развития Шри-Ланки и щедрую помощь в борьбе против последствий цунами. Стороны договорились о совместной борьбе и проведении консультаций и координировании действий против трёх «сил зла»: терроризма, сепаратизма и экстремизма [4]. 31 октября 2007 г. президент Махинда Раджапакса присутствовал на торжественной церемонии начала строительства порта Хамбантота. КНР предоставила правительству Шри-Ланки кредит на проект развития порта в Хамбантоте на льготных условиях в размере 360 млн долл. Также, по дополнительному соглашению, Китай финансирует нефтеперерабатывающий завод стоимостью в 1 млрд долл. [5]. Существенно, что проект включает в себя не только пристань и мол, но и нефтеперерабатывающий завод, перевалочный склад нефтепродуктов, контейнерный склад, пассажирский терминал и другое оборудование. Стоимость первой фазы проекта по развитию порта и прибрежных сооружений в Хамбантоте составила 372 млн долл., на 85% проект финансируется правительством КНР. Порт стоимостью в 1,5 млрд долл. назван «мега-инфраструктурным проектом, который произведёт трансформацию экономики Шри-Ланки». Хамбантота находится вблизи самого перегруженного морского пути мира, по которому проходит более 200 крупных судов, и этот порт специально сконструирован так, чтобы быть в состоянии принимать суда водоизмещением более 100 тыс. т. Это даёт возможность работать с крупнотоннажными танкерами и судами, которые транспортируют крупнейшие контейнерные грузы. Министр по инвестиционному развитию Шри-Ланки доктор Сарат Амунугама пояснил, что проект развития порта нацелен на становление Хамбантоты как центра экономического развития всей страны [6]. Цель проекта - синхронизировать разные виды развития, такие как судоходство, трансферт грузов, кораблестроение, заправка кораблей, хранение большого объёма нефтепродуктов и обслуживание значительного объёма экспорта и импорта, так как в Коломбо уже недостаточно места и оборудования [7]. На юге страны Китай финансирует и строит железную дорогу Матара - Катарагама. Сооружение первой фазы Ма-тара - Белиатта началось в 2010 г., во время второй фазы предстоит соединить Белиатту с Хамбантотой [8]. Данный проект является частью развития инфраструктуры юга страны, соединяя крайние южные районы с центральными, одновременно обеспечивая порт в Хамбантоте удобным железнодорожным сообщением. Сооружение порта Хамбантота является главным проектом Национальной программы развития инфраструктуры Шри-Ланки. Считается, что при объединении усилий и реорганизации Коломбо эти два порта смогут успешно конкурировать с Сингапуром и Ду-баи. Для успешного и конкурентоспособного развития Хамбантота получила статус свободного беспошлинного порта. С развитием инфраструктуры Хамбанто-ты, экономико-социальное развитие продвигается с юга до всех восточных районов страны. Развитие здесь ранее было заторможено из-за постоянной повстанческой деятельности тамилов. В итоге развитие Хамбантоты положительно сказывается на прогрессе в различных сферах жизни всего государства. Китай финансирует и осуществляет строительство угольной Нороччолаи в северо-западном районе Путталам. После завершения трёх фаз она станет крупнейшей электростанцией в стране. Сооружение первой фазы электростанции официально началось в мае 2006 г. и завершилось 22 марта 2011 г. Окончание строительства международного порта Хамбантота планировалось на 2011 г., но, как и многие китайские проекты, порт был построен раньше срока. 15 августа 2010 г. состоялась церемония открытия порта. Присутствующий на открытии президент М. Раджапакса произнёс речь, в которой заявил, что порт Хамбантота послужит процветанию Шри-Ланки [9]. Функционирование порта в Хамбантоте началось в ноябре 2010 г. В дальнейшем предполагается, что порт в Хамбантоте должен стать самым крупным портом в Южной Азии. Хамбантота стала отправным пунктом осуществления проекта модернизации страны. О значимости Хамбантоты для Шри-Ланки говорят большое количество публикаций по поводу этого порта, стратегии развития инфраструктуры страны и влияния Хамбантоты на развитие экономики государства во всех официальных источниках, сайтах правительства и президента, основных газетах Шри-Ланки, широкое обсуждении в интернет-сообществе страны и т. д. В Хамбантоте был построен международный стадион, в результате чего в 2011 г. она смогла стать страной, принимающей Первые пляжные игры Южной Азии и Международный кубок по крикету. Это стало большим прорывом как для недавно опустошенной цунами южной области страны, так и для всей Шри-Ланки. Шри-Ланка участвовала в борьбе за проведение Игр Содружества в 2018 г. [10]. Очевидно, что любые спортивные мероприятия международного уровня повышают престиж и предают большую значимость принимающей стране на международной арене. Кроме того, Шри-Ланка нацелена на активное развитие туризма, что стало актуальным после завершения гражданской войны. Участие в конкурсе на проведение международных состязаний позволило заявить о себе в новом качестве как о безопасной стране, стремящейся к международному сотрудничеству и развитию. Кроме того, в целях продвижения туристической отрасли и создания авиационного центра, связанного с портом, 18 марта 2013 г. в Хамбан-тоте открылся второй международный аэропорт Шри-Ланки, финансирование строительства которого также осуществлялось Китаем. Проект преследует цель становления Шри-Ланки в качестве мирового авиационного центра страны, способной ответить на любые региональные вызовы и привлечь международные инвестиции [11]. Присутствие в Хамбантоте позволяет Китаю основать точку наблюдения за ядерными, морскими и космическими объектами в Южной Индии. Кроме того, Индия располагает военно-воздушной базой на территории Шри-Ланки, что не может не волновать Китай и особенно Пакистан, так как в подобной ситуации северо-западный и юго-западный Пакистан оказывается под военно-воздушным контролем Индии. Здесь важно учитывать, что Индия имеет две базы: кроме базы в Шри-Ланке есть ещё одна - в Таджикистане. Китай вынужден заботиться о своей безопасности, безопасности своих объектов в сопредельных странах и поддерживать своего союзника Пакистан, который не располагает возможностью выдерживать любой вид конкуренции с Индией без Китая. Со своей близостью к морским путям Шри-Ланка уже стала перевалочным пунктом для перегрузки контейнеров из Европы в Азию и обратно. Сооружение порта в крайней южной точке Шри-Ланки является самым эффективным и продуманным решением, превращающим Хамбантоту в ключевой транзитный и трансфертный пункт Азии. Несмотря на изменения во внутриполитической жизни Шри-Ланки, взаимодействие между Пекином и Коломбо продолжается и развивается. В январе 2015 г. на досрочных президентских выборах в Шри-Ланке победил оппозиционер Майтрипала Сирисена. Экс-президент Махинда Раджапакса ушёл в отставку, не дожидаясь оглашения результатов. 25 марта 2015 г. новый президент совершил четырёхдневный визит в Пекин. На двусторонних переговорах с президентом КНР Си Цзиньпином и премьер-министром КНР Ли Кэцяном в дополнение к Ланкийско-китайскому соглашению о свободной торговле обсуждалось сотрудничество в таких сферах, как наука, культура, региональные и международные отношения [12]. О планомерном применении Китаем «мягкой силы» говорит расширение двустороннего сотрудничества практически во всех областях жизни страны. 26 марта было подписано соглашение между КНР и Шри-Ланкой о сотрудничестве в рамках развития здравоохранения, образования, экономики, социальной сферы. Китай предоставил Шри-Ланке современный, полностью оснащённый госпиталь для диагностики и лечения почечных заболеваний [13]. Взаимодействие между странами идёт очень активно, китайская дипломатия прикладывает все усилия, чтобы Шри-Ланка почувствовала себя важнейшим партнёром Поднебесной. Постоянно идут обмены визитами на различных уровнях и встречи президентов, Китаем осуществляются финансовая помощь и политическая поддержка, расширяются инфраструктурные проекты, развиваются различные гуманитарные программы. Учитывая амбициозные планы развития страны, которые озвучивал бывший глава государства М. Раджапакса, а также нынешний президент Майтрипала Сирисена, становится очевидным, что укрепление сотрудничества с Китаем позволило Шри-Ланке так стремительно развиваться, поддерживая попытки встать в один ряд с самыми успешными странами региона. Считается, что Хамбантота не станет жизненно важным элементом для энергетической безопасности и торгово-экономического развития Китая. В то же время значимо само присутствие Китая вблизи южной границы Индии и посередине Индийского океана, так как оно обеспечивает контроль над стратегическими морскими маршрутами. В геополитическом плане Китай не может оставить без внимания действия Индии и вынужден, для обеспечения собственной безопасности, создавать точки влияния в стратегически важных районах, что и обретает форму стратегии «Нитка жемчуга». Естественно, что это трудоёмкий и длительный процесс, так как необходимы большое количество финансовых ресурсов, преодоление внутренних проблем в странах региона, а также тщательное планирование, направленное на сокращение рисков.

Ключевые слова

энергокоридоры, энергетическая дипломатия, Шри-Ланка, Южная Азия, Китай, energy corridors, energy diplomacy, Sri Lanka, South Asia, China

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Хрисанфова Дарья ВладимировнаТомский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры востоковеденияAgataDM@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Лебедева Н. «Второе дыхание» китайской стратегии «Нить жемчуга». Ч. 1 // Новое Восточное Обозрение. 15.04.2014. URL: http://ru.journal-neo.org/2014/04/15/rus-vtoroe-dy-hanie-kitajskoj-strategii-nit-zhemchuga-chast-1 (дата обращения: 30.03.2015).
Хрисанфова (Матвеева) Д.В. Энергетическая безопасность Китая в начале XXI в. // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 350. С. 97-99.
Chinese President Hu Jintao Holds Talks with Sri Lankan President Rajapakse // Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 27.02.2007. Beijing, 2011. URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/wjb/zzjg/yzs/gjlb/2782/2784/t300387.htm (access date: 15.11.2011).
Joint press communique of the People's Republic of China and the Democratic Socialist Republic of Sri Lanka // Ministry of Foreign Affairs, the People's Republic of China. 10.03.2007. Beijing, 2011. URL: http://www.fmprc.gov.cn/eng/zxxx/t303108.htm (access date: 20.11.2011).
Ports development speeds up // The official website of the government of Sri Lanka. 14.12.2009. URL: http://www.priu.gov.lk/ Developmentstories/dev200912/20091214ports_development.htm (access date: 30.03.2015).
Hambantota - the new hub of development // The official website of the government of Sri Lanka. 12.03.2007. URL: http://www.priu.gov.lk/ news_update/Current_Affairs/ca200703/20070312hambantota_new_hub_development.htm (access date: 30.03.2015).
China, Sri Lanka sign loan pact on port project // The official web portal of the Central People's Government of the PRC. 31.10.2007. URL: http://www.gov.cn/misc/2007-10/31/content_790805.htm (access date: 30.03.2015).
Matara-Kataragama railway construction begins // The official website of the government of Sri Lanka. 5.04.2010. URL: http://www.priu.gov.lk/ news_update/Current_Affairs/ca201004/20100405matara_kataragama_railway_construction.htm (access date: 30.13.2015).
What fills this port is the future prosperity of our nation - President at Hambantota Port ceremony // The official website of the president Mahinda Rajapakse. 15.08.2010. URL: http://www.president.gov.lk/speech_New.php?Id=95 (access date: 8.11.2011).
Bid Achieved Global Platform for Sri Lanka // Hambantota 2018 Commonwealth Games Candidate City web-site URL: http://www.hambantota2018.com/press-releases/bid-achieved-global-platform-for-sri-lanka (access date: 19.07.2011).
Warm welcome for President Sirisena in Beijing // The official website of the government of Sri Lanka. 26.03.2015. URL: http://www.priu.gov.lk/news_update/Current_Affairs/ca201503/20150326warm_welcome_for_president_sirisena_in_beijing.htm (access date: 30.03.2015).
China, Sri Lanka sign agreements to enhance bilateral cooperation // The official website of the government of Sri Lanka. 26.03.2015. URL: http://www.priu.gov.lk/news_update/Current_Affairs/ca201503/20150326china_sl_sign_agreements_enhance_bilateral_cooperation.htm (access date: 30.03.2015).
Sri Lanka's Second International Airport opens at Mattala // The official website of the government of Sri Lanka. 18.03.2013. URL: http://www.priu.gov.lk/news_update/Current_Affairs/ca201303/20130318sl_second_international_airport_opens.htm (access date: 30.03.2015).
 Отношения Китая и Шри-Ланки как часть стратегии «Нитка жемчуга» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.

Отношения Китая и Шри-Ланки как часть стратегии «Нитка жемчуга» | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 403.