Бригантины российского флота | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404.

Бригантины российского флота

Рассмотрены появление и развитие класса бригантин в составе российского флота, уточнена классификация его корабельного состава. Выделены пять типов бригантин. Итальянские бригантины - малые галеры, бригантины русского типа, трофейные шведские двухмачтовые бригантины с прямыми парусами и гафельным гротом, бригантины с вооружением галиота и бригантины с вооружением брига. В состав рангоута бригантин входили гафель и гик. Суда с парусной оснасткой шхуна-бриг стали называть бригантинами в конце XIX в.

Brigantines of the Russian fleet.pdf С созданием в конце XVII в. регулярного российского военно-морского флота появилась необходимость в классификации его корабельного состава. Деление кораблей на классы, типы и ранги позволяло управлять флотом, строить нужное число кораблей, эффективно их использовать. В зависимости от оперативно-тактического назначения, архитектурно-конструктивного типа, парусного вооружения корабли делились на классы; в зависимости от боевой мощи, числа и калибра орудий - на ранги. Вместе с развитием флота изменялась и классификация кораблей. В течение XVIII - первой трети XIX в. в составе Российского военного флота имелись бригантины. Термин «бригантина» происходит от итальянского brigantino, в свою очередь, производное от итальянского brigand - пират, разбойник. Первоначально, в XV-XVI вв., бригантинами назывались малые галеры, имеющие 10-12 весел и две мачты с треугольными латинскими парусами. Позднее этот термин также применялся к судам других типов. Официально бригантины были предусмотрены в штатах Российского флота 1764-1798 гг. Рассмотрение вопроса о появлении и развитии класса бригантин в составе отечественного флота позволит уточнить классификацию его корабельного состава. В начале XVIII в. для русского гребного флота на Балтике строили итальянские бригантины - малые суда галерного типа, имеющие весла и одну-две мачты с треугольными латинскими парусами. В отличие от галер и скампавей, бригантины не имели куршейного помоста между скамьями для гребцов. В 1706 г. Петр I разработал для гребного флота проект бригантины русского типа с экипажем 50 человек, вооруженной четырьмя 3-фн. пушками на лафетах, длиной по палубе 51 фут 10 дюйм (15,8 м), с гафельным гротом на одно-деревой мачте, стакселем и кливером на бушприте. Русские бригантины были лучше приспособлены к морским переходам, чем итальянские бригантины галерного типа. В 1717 г. П. Пикарт по распоряжению Петра I изобразил боевой порядок Балтийского флота в мае 1710 г. во время похода к Выборгу [1. С. 58-61]. Боевые корабли и транспортные суда изображены на ходу под парусами. В отряде транспортных судов показаны русские бригантины с гафельным гротом без гика, стакселем и кливером и итальянские бригантины с двумя латинскими парусами (рис. 1). В 1711 г. Петр I усовершенствовал тип русских бригантин, увеличив длину по палубе до 60 футов (18,3 м) и сделав обводы более плоскодонными. В указе Сената от 9 ноября 1711 г. было велено к имеющимся при Адмиралтействе в готовности 15 бригантинам построить еще 150 русских бригантин [2. С. 754]. В Российском государственном архиве военно-морского флота (РГАВМФ) сохранился чертеж бригантины, сделанный с половинчатой модели корабельного мастера Г.А. Меньшикова [3]. Эти суда имели круглую корму. Строительство бригантин русского типа возобновилось в 1738 г. при создании Днепровской флотилии. Одна такая бригантина в 2004 г. поднята со дна реки Днепр на Украине и экспонируется в национальном заповеднике «Хортица» в г. Запорожье [4]. Английский моряк на русской службе Дж. Ден в 1724 г. писал, что русские бригантины были похожи на английские шлюпы [5. С. 31]. Для Камчатской экспедиции в 1736 г. в Охотске был спущен на воду бот по английской пропорции с транцевой кормой, известный, как бригантина «Архангел Михаил». В рапорте В.И. Берингу от 2 августа 1735 г. М.П. Шпанберг доложил, что «июля 4 дня заложен и строитца бот аглинской, а не галанской препорции длиною и шириною как показано от Коллегии. Для того оной препорции бот в морском плавании будет весьма способен, понеже море везде имеет места глубокие, а плоскодонные галанские боты строятца для проходу чрез мелкие места» [6. С. 313]. Бригантина «Архангел Михаил» имела длину между штевнями 60 футов (18,29 м), по килю 53 фута (16,15 м). Бригантина «Архангел Михаил» была флагманским судном отряда М. П. Шпанберга, исследовавшего Курильские и Японские острова. В судовом журнале упомянуты следующие паруса: кливер, стаксель, фок, грот, топсель, брамсель, бизань - парусное вооружение галиота с грот и бизань-мачтами [7]. В начале XVIII в. в российском флоте также служили трофейные шведские бригантины. В шведском военном флоте в конце XVII - начале XVIII в. бригантинами назывались малые двухмачтовые суда с прямыми парусами и гафельным гротом. В устье р. Невы 6 мая 1703 г. русские солдаты под командованием Петра I и А. Д. Меньшикова атаковали и взяли на абордаж 8-пуш. шняву «Астрильд» длиной «по штевням» 69 футов (21 м) и 10-пуш. галиот (бот) «Гедан». В списках шведского флота «Астрильд» числится бригантиной [8. P. 38]. Судно в 1701 г. было куплено для военных нужд. Благодаря гравюре П. Пикарта 1703 г. сохранился облик Между мачтами поднят на штаге треугольный грот-стаксель. Однодеревый бушприт несет кливер. Возможно, разница в русской (шнява) и шведской классификации вызвана наличием гика у гафельного паруса «Астрильда». В засаду, устроенную 3 мая 1704 г. на р. Амовже отрядом генерал-майора Н.Г. фон Вердена, попала шведская дерптская флотилия в числе 13 судов, в том числе пять бригантин. В военно-походном журнале генерал-фельдмаршала Б.П. Шереметева приведено описание имущества 12 захваченных судов [10]. Фотокопия чертежа трофейной бригантины «Ульрика» (Ulrica) в 2007 г. опубликована в Таллине и в 2014 г. Д. А. Сидоровым в Санкт-Петербурге [11. С. 210, 217]. Чертеж бригантины «Ульрика» длиной между штевнями 55 шв. футов (16,34 м) выполнен в 1702 г. корабельным мастером Ю. Фальком на момент установки рангоута, хранится в Военном архиве в Стокгольме. Бригантина имеет бушприт с утлегарем, фок-мачту с прямыми фоком и марселем, грот-мачту с марселем и гафельным гротом с гиком. Парусное вооружение аналогично шняве «Астрильд» с гравюры П. Пикарта (рис. 2). В мае 1709 г. шведы задержали русскую шняву «Фалк», посланную к шведскому флоту с письмами. В переписке между командующими о возврате приза шведский адмирал Анкерштерн называл «Фалк» бригантиной, вице-адмирал К. Крюйс - шнявой [12. С. 187-192]. Наличие гиков у русских шняв подтверждается донесением Фангета из Ревеля от 29 января 1715 г. с резолюциями Петра I. На вопрос об увеличении у шняв длины гиков царь указал, что мачт-макер гики может переделать [13. С. 591]. В европейских флотах второй половины XVIII в. термины «бриг» и «бригантина» были синонимами. Традиционно считается, что бриги появились в середине XVIII в. на основе эволюции шняв. Парусное вооружение шняв соответствовало бушприту, фок- и грот-мачтам трехмачтовых судов. Один из отличительных признаков шнявы - кормовой парус на гафеле, который не мешает постановке прямого грота. В русском издании конца XVIII в. отмечено, что шнявы несут фок- и грот-мачты, имеют позади грот-мачты тонкую мачту, параллельную ей, которая вершиной упирается в марс, и «носит парус, подобный бизани, выключая что оный привязывается к гафелю а не рю. Прочие паруса походят на корабельные» [14. С. 194]. Шняв-мачта, вероятно, появилась в середине XVIII в. Такая мачта изображена у шнявы из альбома Ф.Х. Чапмана 1768 г. «Architectura navalis mercatoria» [15]. Различие оснастки шнявы и брига (бригантины) показано в 1768 г. в альбоме Ф. Х. Чапмана: у брига нет прямого грота, а гафельный парус имеет гик (рис. 3). шнявы «Астрильд» и ее парусного вооружения [9]. мачте поднят гафельный грот с гиком, выше него -Однодеревая фок-мачта несет два прямых паруса, прямой грот-топсель, у которого изображен только имеет марсовую площадку. На однодеревой грот- верхний рей (рис. 2). Рис. 2. а - шнява «Астрильд» (П. Пикарт, 1703 г.); б - бригантина «Ульрика» (Ю. Фальк, 1702 г.) Рис. 3. Шнява (№ 2), бриг (бригантина) (№ 4). Ф.Х. Чапман, 1768 г. В 1769 г. У. Фалконер привел другое описание парусности брига: «Грот и грот-топсель брига, как у шхуны, а фок-мачта оснащена парусами также как у корабля и шнявы» [16]. Здесь отражен взгляд на происхождение брига в результате синтеза прямого корабельного и косого шхунного вооружения. Нижняя часть мачты у шхуны значительно длиннее, а несущая прямой топсель стеньга короче, чем у судна с прямым вооружением. В русских изданиях конца XVIII - начала XIX в. отмечено, что «вооружение бригантин или бриг тем только от шняв отличается, что у них стрелы с бизанью не бывает, а вместо того грот-мачта кроме прямого грота носит еще большой гафельный с гиком парус» [17. С. 234-235], «...бригантины разнятся с шнявами токмо в том, что у них нет сей малой мачты, и что задний парус их, привязывается также к гафелю, внизу - гик» [14. С. 194]. Бригантины были предусмотрены штатами флота второй половины XVIII в.: одна - штатом 1764 г., по две - штатами 1777 и 1782 гг., восемь и четыре - штатами черноморского флота 1794 и 1798 гг. соответственно. Штатом 1796 г. две бригантины были предусмотрены в Каспийской флотилии. Во время войны с Турцией 1768-1874 гг. русские войска захватили на Дунае несколько судов, ставших основой Дунайской флотилии. Эти суда в переписке именовались двух- и трехмачтовыми галиотами. Осенью 1771 г. капитан 2-го ранга А.Ф. Чеменцов поставил корабельному мастеру Г. Корчебникову задачу -«входя в здешнее построение судов не можно ль мачты переменить против нашей пропорции как на бре-гантинах делается с марсами». В рапорте Г. Корчебникова от 18 декабря 1771 г. приведены пропорции существующего рангоута трехмачтовых галиотов, и «как на брегантинах быть надлежит» [18. Л. 19-20 об.]. В рапорте указано, что «хотя по поло-женой пропорции надлежит быть гик да гафель, только оно у судов по высоте мачт быть неспособно». Следовательно, в российском флоте существовали особенные бригантинные пропорции рангоута, и в его состав входили гафель и гик. Хранящиеся в РГАВМФ чертежи позволяют выделить два типа бригантин, отличающихся по расположению мачт и вооружению. Бригантины имели фок- и грот-мачту и вооружение брига либо грот- и бизань-мачту и вооружение галиота (прямые паруса на грот-мачте и гафельная бизань). Следовательно, термин «бригантина» во второй половине XVIII в. обозначал класс, а не тип судна. На чертеже бригантины А.С. Катасанова длиной между штевнями 73 фута 10 дюйм (22,52 м) от 16 апреля 1779 г. отмечено положение фок- и грот-мачты [19]. На чертежах 12-пуш. бригантины И.И. Афанасьева длиной 77 фут (23,47 м) [20] от 1760 г. и 14-пуш. бригантины для Каспийского моря С.И. Афанасьева длиной 75 футов (22,86 м) от 1791 г. [21] показаны грот- и бизань-мачты. В фондах Центрального военно-морского музея хранится судовой журнал бригантины «Св. Екатерина», доставившей в 1792 г. посольство в Японию. Упомянутые в журнале паруса - кливер, топсель, брифок, грот, бизань соответствуют вооружению галиота с грот- и бизань-мачтами. Изображение бригантины «Св. Екатерина», сделанное японцами в период нахождения судна в гаванях о-ва Хоккайдо, демонстрирует этот тип вооружения [22]. Кормовой парус бизань поднимался гафелем и растягивался по гику (рис. 4). В английском флоте на рубеже 1770-1780-х гг. бригантины с острыми обводами пришли на смену двухмачтовым шлюпам с полными обводами и вооружением шнявы. В 1778-1784 гг. были построены шесть бригантин типа «Childers», имевшие длину по палубе 79 футов (24,08 м), артиллерию из 10 4-фн. пушек, впоследствии - 14 12-фн. карронад. Две бригантины типа «Speedy», построенные в 1781 г. Т. Кингом из Дувра, длиной по палубе 78 футов 3 дюйма (23,85 м), с артиллерией из 14 4-фн. пушек. Эти суда впоследствии классифицировались как бриг-шлюпы. Часть судов была приобретена у частных владельцев, имели размерения и конструкцию одномачтовых катеров, но двухмачтовое вооружение брига. Рис. 4. Изображения бригантины «Св. Екатерина», сделанные японцами. 1792 г. Первым бригом в «Списке...» Ф.Ф. Веселаго назван купленный в 1789 г. «Нептун». В выписке из журнала Адмиралтейств-коллегии от 12 февраля 1789 г. указано, что в Ревеле куплена 18-пуш. бригантина «Непту-нус» длиной между штевнями 79 футов (24,08 м), построенная в Англии, вооружена 18-фн. карронадами, подводная часть обшита медью [23. С. 648]. В российском флоте в конце XVIII в. бригантинами называли малые бриги. В ордерах князя Г. А. Потемкина от 15 марта 1790 г. контр-адмиралу Ф.Ф. Ушакову и обер-интенданту С.И. Афанасьеву указывалось оснастить «по бригантинному» кирлан-гичи «Климент Папа Римский» и «Благовещение», ду-бель-шлюпки «Петр», «Алексей», «Иона», «Филипп», впредь для флотилии строить бригантины длиной 80 футов (24,38 м) [24. С. 559]. В расписании черноморского флота от 9 июня 1791 г. упомянуты бриг «Климент Папа Римский», пять легких бригов, бомбардирский и турецкий пленный бриги [25. С. 579580]. В начале XIX в. одни и те же суда черноморского флота назывались бригами, если они были приписаны к корабельному флоту, или бригантинами, если к гребному флоту [26. Л. 27-30, 48-51, 110-114]. В Положении балтийскому и черноморскому корабельному и гребному флотам и каспийской флотилии от 14 ноября 1803 г. класса бригантин не было. Все суда с прямым двухмачтовым вооружением именовались бригами. Малые бриги, имевшие длину менее 75 футов (22,86 м), как правило, несли три яруса прямых парусов. В РГАВМФ хранится чертеж мачтовым мерам бригантины, на котором изображен малый бриг длиной 60 футов (18,29 м) в масштабе чертежа [27]. Двухмачтовое судно имеет четыре яруса прямых парусов на обеих мачтах и гафельный грот с гиком, прямой грот не показан. Подпись на чертеже - драфцман Попов. Ф.Ф. Веселаго в 1872 г. привел сведения, что в 1801-1810 гг. на верфи Охотска были построены четыре бригантины. Строителями первой бригантины «Св. Феодосий», спущенной на воду в 1804 г., указаны мастера Вашуткин и Попов [28. С. 716-717]. В 1824 и 1829 гг. в Севастополе были построены 10-пуш. бригантины «Елизавета» и «Нарцисс» длиной по палубе 77,7 фута (23,99 м) и 81,8 фута (24,9 м) соответственно [29]. Бригантина «Елизавета» во время Русско-турецкой войны 1828-1829 гг. выполняла функции посыльного судна, участвовала в крейсерских операциях флота. Для черноморских 10-пуш. бригантин Ф.Ф. Веселаго указывает артиллерию из 18-фн. карронад и 8-фн. пушек. В конце XIX в. бригантинами стали называть суда, имеющие фок-мачту с прямыми парусами, и грот-мачту с гафельным парусом. Суда с такой оснасткой ранее именовали шхуна-бриг. М.П. Лазарев ввел вооружение шхуна-бриг и барк на черноморских транспортах. Позднее этот тип вооружения был принят на Балтике. Единственное военное судно с такой оснасткой, 14-пуш. шхуна-бриг «Вестник», была построена в 1841 г. в Николаеве. Заканчивая краткий обзор развития судов российского парусного флота, именовавшихся бригантинами, следует отметить, что начиная с петровского периода развития флота отечественные кораблестроители создавали новые образцы судов, не уступающие иностранным стандартам.

Ключевые слова

бот, бриг, бригантина, шнява, парусное вооружение, boat, brig, brigantine, snow, sail rigging

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Глебов Александр МихайловичГорно-Алтайский государственный университет аспирант кафедры истории Россииgimsra@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Раздолгин А.А., Фатеев М.А. На румбах морской славы. Л., 1988. С. 58-61.
О сборе мастеровых людей и заготовлении припасов для Санктпетербургскаго Адмиралтейства. Сенатский указ от 9 ноября 1711 г. // Полное собрание законов Российской империи. СПб., 1830. Т. XLIV. Ч. 1: Книга штатов. Отд. 2. С. 754.
Чертеж бригантины c полумодели корабельного мастера Гаврилы Меньшикова. М1:30 // Российский государственный архив военноморского флота (РГАВМФ). Ф. 327. Оп. 1. Д. 3999.
Кобалия Д.Р. Первичная консервация бригантины русского манира 1738 года // Academia.edu. URL: http://www.academia.edu/3465794/ _._1738_VI_-_._1_._27-30_2008_._._222-227
Ден Д. История Российского флота в царствование Петра Великого. СПб., 1997.
Рапорт Шпанберга Берингу о заготовке леса для строительства судов и о закладке бота английской пропорции (2 августа 1735 г.) // Вто рая Камчатская экспедиция: Документы 1734-1736. Морские отряды. СПб., 2009.
1739 г. мая 22 - августа 13. Из вахтенного журнала бригантины «Архангел Михаил» о плавании к берегам Японии (докум. № 116) // Рус ские экспедиции по изучению Северной части Тихого океана в первой половине XVIII в. М., 1984.
List of Swedish Warships 1521-1721 // Glete J. Swedish Naval Administration, 1521-1721. Resource Flows and Organisational Capabilities. BRILL, 2010.
Шведская шнява «Астрильд», захваченная в устье Невы 6 мая 1703 года. ГМИИ им. А.С. Пушкина. URL: http://www.russianprints.rU/printmakers/p/picart_pieter/schnyava_astrild.shtml
Военно-походный журнал (с 3 июня 1701 года по 12 сентября 1705 года) генерал-фельдмаршала Бориса Петровича Шереметева. URL: http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty/Russ/XVIII/1700-1720/VPZh_Seremetev/text2.htm
Сидоров Д. А. Шведская дерптская флотилия 1701-1704 г. // Меншиковские чтения. СПб., 2014. Вып. 12.
Переписка адмирала Анкерштерна и вице-адмирала К. Крюйса. Июль-август 1709 г. // Материалы для истории русского флота. СПб., 1865. Ч. I.
Донесение Фангета Государю из Ревеля от 29.01.1715 г. // Материалы для истории русского флота. СПб., 1865. Ч. I.
Ромм Ш. Морское искусство или главныя начала и правила, научающия искуству строения, вооружения, правления и вождения кораблей. СПб., 1793.
Chapman F.H. Architecture navalis mercatoria. 1768. Rostock, 1972. Pl. LXII.
Falconer W. An universal dictionary of the marine. London, 1769. Pl. XII.
Гамалея П.Я. Опыт морской практики. СПб., 1804. Ч. I.
Рапорт мастера ластовых судов Корчебникова от 18 декабря 1771 г. // РГАВМФ. Ф. 212. Оп. 4. Д. 119.
Чертеж 36 брегантинов // РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 3986.
Чертеж брегантины // РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 3975.
Бригантина для Каспийского моря // РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 3985.
Бригантина «Святая Екатерина». Реплика. Картина. Сахалинский областной краеведческий музей. КП-8471. Г-733. URL: http://sakhalinmuseum.ru/eimg/80fdb2c0e08b5e50c3c2cce458ade82b.jpg
Выписка из журнала Адмиралтейств-коллегии от 12 февраля 1789 г. // Материалы для истории русского флота. СПб., 1890. Ч. XIII.
Ордер князя Г.А. Потемкина обер-интенданту С.И. Афанасьеву от 15 марта 1790 г. // Материалы для истории русского флота. СПб., 1894. Ч. XV.
Расписание императорского черноморского флота от 9 июня 1791 г. // Материалы для истории русского флота. СПб., 1894. Ч. XV.
Ведомости судов Черноморского флота за 1804-1807 гг. // РГАВМФ. Ф. 243. Оп. 1. Д. 584.
Чертеж мачтовым мерам бригантины // РГАВМФ. Ф. 327. Оп. 1. Д. 4003.
Веселаго Ф.Ф. Список русских военных судов с 1668 по 1860 год. СПб., 1872.
О судах черноморского флота, построенных со времени вступления на престол государя императора Николая Павловича. СПб., 1844. 185 с.
 Бригантины российского флота | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404.

Бригантины российского флота | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404.