Формирование предпринимателя нового типа в начале XX в. как социокультурный феномен (на примере г. Томска) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404.

Формирование предпринимателя нового типа в начале XX в. как социокультурный феномен (на примере г. Томска)

Рассматривается проблема формирования предпринимателей нового типа начала XX в., их основные черты, численность и социальный состав. Отдельное внимание уделено взаимоотношениям между предпринимателями из разных сословий и местной администрацией. Впервые в нашей статье представлены данные о месте проживания предпринимателей по районам г. Томска.

The formation of a new type of businessman at the beginning of the 20th century as a social and cultural phenomenon (on .pdf События, происходящие в современном мире, оказывают большое влияние на все стороны жизнедеятельности общества, в том числе и на экономику. Необходим постоянный поиск новых решений, чтобы найти выход из кризиса и поддержать стабильную ситуацию роста отечественных показателей на мировом рынке. Движущей силой экономики, как известно, является предпринимательство, трансформация которого происходит постоянно. Цель данной статьи - показать на примере сибирского губернского г. Томска образ предпринимателя начала XX в., выявить численность, социальный состав и менталитет этого нового социального слоя общества. Термин «предприниматель» стали активно использовать в нашей стране только после реформ 1985 г., провозгласивших курс на перестройку системы государственного управления и демократизацию общественной жизни. В исследуемый период в обиходе использовали слова-синонимы: купец, торговец и коммерсант. Купечество считалось обособленным торговым сословием, и каждая торговая операция, совершенная предпринимателем с целью получения прибыли для выгоды, называлась торговой сделкой. Торговые сделки делились на две категории: первая подразделялась на шесть видов, основанных на торговле по принципу «продавец - покупатель»; вторая состояла из двух видов - сделки между членами торгового дома или товарищества, а также сделки предпринимателем с приказчиками и с представителями торговца [1. С. 32]. До начала XX в. предпринимателями считали купцов, потому как именно купцы вели торговую деятельность и заключали сделки от своего имени. Законодательная база конца XIX - начала XX в. значительно расширилась и коренным образом изменила ситуацию в отечественном бизнесе. Торговый устав 1887 г. и его дополнение в 1903, 1906, 1908 гг. [2. Т. 11] способствовали зарождению торгового права, урегулированию торговых отношений, а в случае споров в дело вступал Устав торгового судопроизводства [3]. Был разработан и введен в действие Устав о прямых налогах [4. Т. 5-9] и Устав кредитный [5. Т. XI]; промышленную деятельность регулировал Устав 1892 г. с дополнениями 1908 г. [6. Т. 11]. Закон о промысловом налоге 1898 г. способствовал развитию предпринимательства среди разных слоев населения, предоставив экономическую свободу как купцам, так и крестьянам, тем самым позволил каждому человеку, независимо от сословия и социального положения, стать предпринимателем, открыть свое собственное дело. Согласно закону предприниматель обязан был приобрести промысловое свидетельство для каждого торгового и промышленного заведения. Приобретение гильдейских свидетельств стало делом добровольным, купеческие привилегии были отменены. Чтобы вступить в купеческое сословие первой гильдии, необходимо было оплатить основной промысловый налог в размере 500 руб., второй гильдии - от 50 до 500 руб. в год [7. С. 489]. Гильдейские свидетельства предприниматели стали выкупать намного реже, только те, кому они были необходимы. Например, крестьяне приобретали свидетельства для улучшения своего материального и социального положения в обществе. В центральной части России, несмотря на реформирование и изменения в составе предпринимателей, по-прежнему ведущим сословием было дворянство, которое держало в своих руках основные рычаги власти и с подозрением относилось к представителям нового сословия предпринимателей. Взаимоотношения между предпринимателями из разных сословий носили преимущественно экономический характер. В Сибири дворянство уступало по численности купечеству, а купцы довольно спокойно приняли вхождение в состав предпринимателей из крестьян и представителей интеллигенции. Взаимоотношения между представителями торгового и промышленного мира стали строиться не на сословных регалиях, а на деловых качествах, умении зарекомендовать себя и проявить все свои навыки в ведении деловых переговоров, в управлении компанией или ведении торговли. Ярким примером является горный инженер В. С. Реутовский, который смог уговорить крупных томских купцов (Кухтериных, Ф.Х. Пушникова, И.Г. Гадалова) вложить свои капиталы в совершенно новое дело и открыть товарищество «Технико-промышленное бюро для устройства электрического освещения в г. Томске». Одновременно с этим он вел переговоры с городской Управой на право строительства электростанции в Томске и установке электроосветительных приборов в городе, склонив на свою сторону и одержав верх над конкурентами. Товарищество достаточно быстро развивалось и осуществляло намеченные планы, став в начале XX в. ведущей компанией по распространению электричества в Томске [8. C. 32]. Происходило объединение капиталов предпринимателей из разных сословий и социального положения, создавались совместные предприятия, товарищества и фирмы. Справочные издания начала XX в. позволяют узнать число торговых и промышленных предприятий в Томске, выявить основные виды производств, определить количество и сословный состав предпринимателей. В 1912 г. вышел в свет справочник под редакцией В.Е. Варзара, в котором представлены все фабрики и заводы страны по официальным сведениям Отдела промышленности Министерства торговли и промышленности. Предприятия в справочнике разделены на 14 групп производств, в каждой группе в алфавитном порядке представлены промышленные заведения с основными обязательными сведениями: 1) наименование заведения, фирмы или владельца; 2) местонахождение (адрес, телефон и др.); 3) число рабочих; 4) род механических двигателей и мощность; 5) годовая производительность фабрики [9. С. 3]. Сведения в справочнике представлены по данным на начало 1909 г. По данным справочника В. Е. Варзара, в Томске действовали 53 предприятия, владельцами которых были 92 человека, из них 29% составляли мещанство и 27% - купечество. Дворянство в среде предпринимателей встречается в составе торговых домов и товариществ. Например, наследники потомственного дворянина И.И. Андроновского после его смерти создали в 1905 г. торговый дом «И.И. Андроновский и сыновья». Андроновскому принадлежал винокуренный завод в Томске, пиво-медоваренный завод в Барнауле и ряд торговых заведений. В 1913 г. обороты пивоваренного завода составили 110 тыс. руб., а 21 торгового заведения - 51,1 тыс. руб. [10. С. 43]. Всего на томском рынке было представлено в 1910-1911 гг. 50 товариществ и торговых домов [11. Л. 55-56]. Среди владельцев предприятий появляются представители других сословий и разных профессий: крестьяне, сельские обыватели, инженеры, профессора. Представители разных национальностей также владели промышленными заведениями в городе: евреи С.Б. Кацнельсон и П.С. Пейсахов открыли завод искусственных и фруктовых вод с годовым производством 5 500 руб. и 8 рабочими, другим заводом подобной направленности с годовой выручкой 2 000 руб. и 5 рабочими руководил Х.А. Пейсахов. Прусский подданный Р.И. Крюгер является основателем пивоваренного завода с годовым производством в 160 580 руб. при 48 рабочих. Другой томский купец еврейского происхождения М. М. Рейхзелигман владел пивоваренным заводом «Вена», на котором был занят 31 рабочий и годовое производство составляло 84 660 руб. [9. С. 114, 249-250]. В 1902 г. в Томске насчитывалось 35 фабрик и заводов, которыми владели 24 единоличных хозяина, 3 торговых дома и 2 товарищества, и по одному заведению (типографии) принадлежало государству и церкви. Разница между числом предприятий и суммарным числом владельцев объясняется одной из характерных черт томских предпринимателей - занятие разными видами деятельности одновременно: И. М. Иваницкий владел лесопильным заводом и мельницей, А. В. Пермитина - мыловаренным и кожевенным заводами [9. С. 2870-2873]. В 1910 г. в городе действовали 1 114 торгово-промышленных предприятий: из них 65 фабрик и заводов, более 600 торговых организаций (магазинов), более 350 - организации, предоставляющие различные услуги населению. Следует отметить, что эти цифры нельзя считать точными, потому как в справочнике все организации разделены по производствам и продаваемым товарам. При этом в магазинах был широкий ассортимент товаров. В Пассаже товарищества «А.Ф. Второв с сыновьями» по ул. Почтамтской можно было приобрести дамские шляпы, чай, галантерею, ювелирные украшения; рядом, на Базарной площади, можно было приобрести швейные машины, предлагаемые компанией А. Ф. Второва. По данным торгово-промышленного справочника 1910 г., жители Томска приобретали бакалейные товары в 59 магазинах. Мануфактуры и шляпы продавались в 25, торговля обувью осуществлялась в 21, а железные изделия - в 19 магазинах. Интересным фактом остается то, что торговля рыбой велась в 33 магазинах и лавках, а хлебные изделия продавались только в 18. Что касается чая, то этот продукт был доступен в 12 лавках города. В сфере услуг преобладали портняжные мастерские по пошиву мужского и женского платья. Томичи предпочитали шить наряды на заказ, обращаясь в одну из 66 модных мастерских, также можно было приобрести готовое платье в одном из 16 магазинов. В промышленности лидирующие позиции по числу производств занимали мыловаренные заводы, численность которых доходила до 12. В городе действовало много мастерских разной направленности: пряничные, часовые, скорняжные, чулочные, ювелирные и др. Также в Томске работали 5 пивоваренных и 5 свечных заводов, 4 винокуренных, одна спичечная фабрика, а также маслотопенные и стекольные заводы. Получило широкое распространение страховое дело, увеличилось и число агентурно-комиссионных контор. По мнению составителей справочника, в Томске слабо развита заводская и фабричная промышленность, плохое качество производимого товара, при этом город остается крупным торговым центром Сибири [12. С. 119-134]. В 1912 г. при проведении переписи населения в Томске была предпринята попытка посчитать предпринимателей. Для удобства проведения переписи город поделили на 20 районов, в основу были положены топографические условия местности и имущественное состояние домовладельцев. Деление на районы позволяет сделать вывод о концентрации место-проживания владельцев торговых и промышленных заведений Томска. Большинство владельцев торговых и промышленных предприятий проживало в районе Заисточье (525 чел.), примерно равное количество предпринимателей проживало в районах Воскресенская гора и Болото (196 и 192 чел.), Пески 2 уч. и Заозерье (188 и 187 чел.); немногим более 100 чел. -Уржатка, Юрточная гора, Верхняя Елань, Монастырское место, Мухин Бугор, Слободка. По данным переписи населения на 2 декабря 1915 г., в Томске проживали 95 873 чел., предприниматели составляли 2,3% от общего числа жителей [13. С. 6]. Известный исследователь купечества Б. В. Перхав-ко отмечает увеличение числа купцов-промышленников в Центральной части России, которые отодвинули на второе место купцов-коммерсантов, а также процесс выхода представителей купечества из сословия и выбор профессии, далекой от торговли. Например, выходцы из купеческого сословия В. В. Кандинский, И.И. Шишкин, К.А. Коровин выбрали другой путь в жизни и стали известными художниками, С. П. Боткин - сын основателя крупнейшей в России фирмы по продаже чая, прославился как врач, ученый и общественный деятель [14. С. 463]. В Томске, напротив, сохранилось преобладание торговых предприятий над промышленными, что подтверждают вышеуказанные сведения из справочника 1910 г. Сохранилась и преемственность в купеческих семьях, дело отцов продолжили многие предприниматели. Например, братья Кухтерины по очереди руководили созданной отцом компанией «Е. Кухтерин и сыновья»: при Алексее капиталы торгового дома увеличились в 10 раз и в 1911 г. составляли 3 млн руб., при Александре капитал увеличился в 5 раз и достиг 5 млн руб., им же была создана паровая мельница на берегу р. Томи; сын Иннокентий вел торговлю крупчаткой и вином. Старший сын купца И. Г. Гадалова, Иннокентий, владел 14 магазинами в разных городах Сибири, в том числе в Томске двумя бакалейными магазинами, магазином готового платья и обуви. Сын купца В. А. Горохова, Сергей, после смерти отца стал главным распорядителем торгового дома «В.А. Горохов», занимался торговлей мукой в Томске, а также заведовал мукомольным производством в с. Бердском. Другой купец, Иван Некрасов, сын М. И. Некрасова, владел двумя лавками, магазином, специализировался на торговле железными изделиями, скобяными и москательными товарами [15. C. 58, 71, 147, 186]. Все вышеперечисленные купцы представляли купный бизнес в Томске, они принимали активное участие в общественной жизни города, были удостоены почетных званий и наград, а также входили в состав Томской городской думы, нередко занимая высокие посты. Сосредоточение власти в руках предпринимателей способствовало активному развитию торговли и промышленности. Немаловажное значение в формировании нового типа предпринимателя сыграли строительство железной дороги и экономические реформы, способствовавшие проникновению на томский рынок большого числа предпринимателей как из центральной части России, так и из-за границы, что привело к изменению сознания и поведения местных торговцев. Рост числа предпринимателей всегда ведет к росту конкуренции, чтобы идти в ногу со временем и быть конкурентоспособным, необходимо пользоваться нововведениями в сфере торговли и промышленности, а значит, необходимо учиться и обучать рабочих новым правилам торговли, ведению документооборота, работе с новыми двигателями и пр. Одним из ярких примеров заботы коммерсантов о работниках являлось финансирование первыми Общества приказчиков и поощрение проведения курсов по бухгалтерии, а также открытие и содействие в развитии коммерческого училища в Томске, где любой желающий мог овладеть основами коммерческого знания и в дальнейшем применять в работе. Образованный работник будет лучше работать и может принести больше прибыли, нежели неграмотный. А образованный владелец предприятия более приспособлен к новым условиям жизни, способен лучше выявить потребности населения, использовать новые методы в работе, направленные на повышение производительности труда и увеличения прибыли в несколько раз. Взаимодействие с «новыми» предпринимателями на томском рынке вынудили местных предпринимателей больше внимания уделять документообороту и бухгалтерии, обучать торговых работников этикету общения с покупателями и пр. Становится обязательным ведение документооборота, потому как доброе и честное слово предпринимателя уже не действовало. Чтобы приобрести товар у компании, например, из Москвы, Варшавы или Риги, необходимо было сделку совершить юридически верно, имея на руках все необходимые бумаги. Предприниматели активно участвовали в жизни города, жертвуя денежные средства на различные нужды: на строительство общественных зданий, религиозных сооружений (церквей), учебные заведения. Современный исторический центр Томска был сформирован именно предпринимателями, когда на рубеже XIX-XX вв. начинается активное строительство торговых и доходных домов из камня (кирпича). В отличие от Запада, в России по-прежнему вся власть над торговлей и промышленностью была в руках правительства. Предприниматели стремились наладить отношения с администрацией города и активно отзывались на просьбы властей. Например, сохранившееся в Томске здание суда на пл. Соляной было построено в 1904 г. ТД «Е. Кухтерин и С-я». Идея строительства относится к 1896 г., но у казны не оказалось достаточно средств, строительство было отложено на неопределенный срок. Закладка фундамента здания Окружного суда состоялась в мае 1902 г. в присутствии губернатора Томской губернии князя Сергея Александровича Вяземского. Предварительная смета расходов на строительство составляла около 150 тыс. руб. В новое здание суд окончательно переехал только в конце августа 1904 г. Украшением здания стала расположенная на крыше, прямо над входом в здание, статуя богини возмездия Немезиды. Построенное здание Кухтерины по заключенному с Томской городской Думой контракту с 1904 по 1916 г. сдавали в аренду Томскому окружному суду. Содержание здания, ремонт, отопление и освещение осуществлялись на средства купцов Кухтериных. В 1915 г. Кухтерины продали здание министерству юстиции за 235 тыс. руб. [16. С. 59]. В данном случае прослеживается желание не только расположить к себе власти Томска, но и получить прибыль со сдачи в аренду, а впоследствии и продажи здания. Под нужды города на денежные средства Кухтериных было построено здание Коммерческого училища на пл. Соляной. Купцы Кухтерины активно помогали малоимущим, построили школу им. Кухтериных, содержали Татьянинский приют для детей-сирот крестьян-переселенцев, а также родильный дом [17. С. 26]. Предприниматели помогали при проведении и организации городских праздников, мероприятий, устраиваемых томскими обществами и школами. В ежедневных газетах встречаются слова благодарности в адрес благотворителей и меценатов. В январе 1909 г. Общество содействия физическому развитию выразило благодарность лицам, сделавшим пожертвования на устройство 29 и 30 декабря елки в школе-манеже общества для учащихся в низших школах, посещавших зимнюю и летние площадки общества. Пожертвования деньгами поступили от следующих лиц: И.М. и Д.Д. Акуловых - 25 руб., В.З. Красовско-го - 10 руб., Е.А. Шафровой - 5 руб., А.Ф. Фуксман, Р.И. Крюгер - 5 руб., С.Б. Рыжаковой - 2 руб., М. Д. Колпакова - 2 руб., В.С. Пирусского, А. А. Филь-берт, И.И. Свинцова, В.В. Щекина, М.И. Хотимского и А. И. Осипова - по 1 руб. Помогали не только деньгами, но и продуктами: И.Г. Тихонов предоставил пряников и орехов на 6 руб. 25 коп., А.А. Фильберт -7 ф. колбасы на 1 руб. 50 коп., М.К. Сибирцева - 1 ф. чаю на 1 руб. 60 коп. и Е.М. Колпаков - 2 коробки елочных украшений. Кроме того, скидку от 10 до 20% сделали в кондитерской Бронислава, в кондитерской Кузьмина и колбасной Фильберт [18. С. 3]. В начале XX в. за благотворительностью предпринимателей все чаще скрывалось желание создать положительную репутацию и удовлетворить свое тщеславие. Благотворительность поощрялась властями, которая наиболее отличившихся предпринимателей удостаивала звания почетного гражданина города или награждала орденом. Личные интересы и выгода вытесняют реальное желание помогать неимущим и родному городу, благотворительность купцов в данном случае была мнимой, потому как доходы предпринимателей не сравнятся с расходами на городские праздники. Деятельность предпринимателей регулировало государство, как и прежде губернские власти решали давать добро или нет на открытие предприятия, ведение торговли, определяли размер налога, который должен заплатить предприниматель, и может ли он установить на фабрике паровую машину. Это касалось как крупных, так и мелких предпринимателей. В 1910 г. томский купец Ф.Ф. Пичугин обратился в Томское губернское управление с просьбой разрешить построить здание для кольцевой печи с отделением для парового котла на принадлежащем ему заводе по производству кирпичей. Завод располагался на окраине города, около ипподрома (ныне территория Дворца зрелищ и спорта). Купец предоставил четыре свидетельства на право производства в Томское губернское правление: кирпичеделательное, терракотовое, изразцовое и гончарное. Разрешение было получено [19. Л. 2]. Для выдачи разрешения на ведение торговой или промышленной деятельности личность предпринимателя проверяли на благонадежность, в том числе политическую. Крестьянин Симбирской губернии М.Е. Ти-мешкин в 1911 г. обратился к властям с прошением на ведение торговли книгами в Томске и Томском уезде и открытие книжной лавки. Проведенная проверка выявила благонадежность Тимешкина, он получил разрешение на ведение торговой деятельности [20. Л. 1, 7]. В неблагонадежности был замечен крестьянин Владимирской губернии И. Я. Якимов, который в том же 1911 г. подал прошение на открытие киосков для торговли книгами. За общение с «неблагонадежными личностями» получил отказ [21. Л. 1]. Проверку на благонадежность проходили все предприниматели независимо от сословия и положения в обществе. С проведением железной дороги мимо губернского центра томские предприниматели потеряли часть своего дохода, но с открытием университета город встал на новые рельсы и стал развиваться в качестве образовательного центра. Тем не менее число предпринимателей не уменьшилось, а наоборот, увеличилось за счет появившихся новых промышленников и торговцев, представителей иностранных фирм. Для начала XX в. характерна совместная работа предпринимателей из разных сословий и социальных групп, создаются тандемы в виде товариществ и обществ по интересам. Преемственность томских предпринимателей позволила укрепить позиции компаний на рынке, развивать торгово-промышленную деятельность, открывая новые предприятия, увеличить прибыль. По мнению известного исследователя А. Н. Боха-нова, «...предпринимателя предпринимателем делает лишь целенаправленное и последовательное хозяйственное созидание... Деловой мир - жестокая гонка и борьба, но обязательно нацеленная на успех» [22. С. 18; 23]. Идет постоянный поиск новых видов деятельности, востребованных услуг для населения и способов привлечь покупателя в свой магазин, пользоваться товарами своей мастерской или фабрики. Увеличение числа экономических связей привело предпринимателей к осознанию необходимости совместной деятельности, улучшению условий производства товара, повышение качества продаваемого товара и улучшение организации торговли, что повлияло и на благоустройство города. Предприниматели активно участвовали в жизни города, жертвую денежные средства на развитие образования, благоустройство города и проведение праздничных мероприятий. Приведенные в статье примеры благотворительной деятельности купцов показывают стремление удовлетворить личные интересы, создать благоприятную репутацию, «выслужиться» перед властями Томска и только отчасти связаны с их набожностью и возможностью заслужить прощение за грехи свои «благими делами». Несмотря на двойственность ситуации, в начале XX в. складывается новый тип предпринимателя, который обладал деловой хваткой, был открыт для всего нового, повышал свой образовательный уровень и заботился о повышении качества работы своих работ- и появляется новый - демонстрирующий деловые ников. Стирается негативный образ предпринимателя качества, интерес и желание развиваться.

Ключевые слова

предприниматель, торговля, купечество, промышленность, торговый дом, business, trade, merchants, economy, Tomsk

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Дворцова Ольга ВикторовнаМузей истории Томскаорганизатор экскурсийdvortsovaolia@gmail.com
Всего: 1

Ссылки

Сибирский торгово-промышленный ежегодник 1914-1915: с приложением шести планов городов, портретов общественных деятелей и многих рисунков. Пг. : Издание Д.Р. Юнг, 1914.
Гессен Я.М. Устав торговый. Т. 11, ч. 2, изд. 1903 г., по сводному продолжению 1912 года, с разъяснениями и приложениями. 2-е изд., пересмотр. и доп. СПб., 1914.
Устав торговый. С разъяснениями. 4-е изд., испр. и доп. / сост. А. А. Добровольский, П.С. Цыпкин. СПб., 1914.
Свод законов Российской империи. Кн. 2, Т. 5-9: Все 16 томов, исправленные по Продолжениям 1906 и 1908 годов и дополненные позд нейшими узаконениями, в четырех книгах / сост. и издал А.М. Нюренберг. М. : Тип. Г. Лисснера и Д. Собко, 1910.
Устав кредитный (Св. Зак. т. XI, ч. 2, изд. 1903 г. и по прод. 1912 г.), комментированный законодательными мотивами, разъяснениями Правительствующего Сената, правилами, инструкциями и другими распоряжениями, последовавшими в порядке управления. Вып. 2, разд. 5-6 / Ю.В. Александровский. СПб. : Закон и право, 1914.
Устав о промышленности (фабричной, заводской и ремесленной и устав пробирный) (Т. 11, ч. 2, изд. 1893 г.): с узаконениями, обнародо ванными по 15 ноября 1908 г., законодательными мотивами, решениями Правительствующего Сената, циркулярами Министерства внутренних дел, финансов, торговли и промышленности и решениями главного по фабричным и горнозаводским делам присутствия / сост. М.П. Шрамченко, В.Е. Афанасьевым. СПб. : Издание Н.К. Мартынова, 1909.
Высочайше утвержденное Положение о государственном промысловом налоге (.№ 15601) // Полное собрание законов Российской импе рии. Собр. 3-е. СПб., 1901. Т. XVIII. Отд. 1-е.
Дворцова О.В. Деятельность технико-промышленного бюро в г. Томске (конец XIX - начало XX века) // Хозяйственное и культурное развитие Урала и Сибири в XIX-XXI вв. Томск : Изд-во Том. гос. архит. строит. ун-та, 2015. Вып. 6 : сб. науч. тр. / под ред. К.В. Фадеева.
Список фабрик и заводов Российской Империи / под ред. В.Е. Варзара. СПб., 1912.
Скубневский В. А. Деятельность томских предпринимателей на Алтае // Судьба регионального центра в России (к 400-летию г. Томска) : Труды Томского государственного университета. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2005. Т. 267. Сер. Историческая.
Российский государственный исторический архив. Ф. 1290. Оп. 2. Д. 733.
Вся Россия. Адрес-календарь Российской империи. СПб. : Тип. А.С. Суворина, 1903.
Сибирь : спутник и адресно-справочная торгово-промышленная книга : указатель торгово-промышленных фирм, фабрик, заводов, мастерских, золотопромышленников и селений Сибири и Манчжурии / под. ред. И.Е. Чураева. М., 1910.
Мультановский П.М. Население Томска по данным переписи 2-го декабря 1912 г. Томск : Типо-литография Сиб. Т-ва Печатного Дела, 1915.
Перхавко Б.В. История русского купечества. М. : Вече, 2008.
Дмитриенко Н.М. Томские купцы: библиографический словарь (вторая половина XVIII - начало XX в.). Томск : Изд-во Том. ун-та, 2014.
Интернет-портал «Земля томская». Историческая справка. Здание окружного суда / сост. : Т.И. Ширко, К.Н. Ширко. URL: http://kraeved.lib.tomsk.ru/page/59
Архитектура городов Томской губернии и сибирское купечество (XVII - начало XX века) : Томск, Бийск, Барнаул, Кузнецк, Колывань, Камень-на-Оби, Нарым, Мариинск, Новониколаевск / В.П. Бойко, Е.В. Ситникова, Н.В. Шагов, О.В. Богданова, В.Г. Залесов, Т.Н. Манонина ; под ред. В.П. Бойко. Томск : Изд-во Том. гос. архит.-строит. ун-та, 2011.
Сибирские отголоски. Политическая, общественная и литературная газета (Томск). 1909. 11 янв. (№ 8).
Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. 3. Оп. 4. Д. 2665.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2832.
ГАТО. Ф. 3. Оп. 4. Д. 2820.
Боханов А.Н. Деловая элита России. М., 1994.
 Формирование предпринимателя нового типа в начале XX в. как социокультурный феномен (на примере г. Томска) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404.

Формирование предпринимателя нового типа в начале XX в. как социокультурный феномен (на примере г. Томска) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 404.