Взаимодействие общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав человека | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 405.

Взаимодействие общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав человека

Определяются правовые основы и обосновываются необходимость, направления и формы взаимодействия общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Перед общественными советами и помощниками начальников по правам человека территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний стоят общие цели. Несмотря на это правовая основа взаимодействия этих субъектов практически отсутствует и должна быть создана. Необходимо расширить полномочия общественных советов за счет участия членов общественных советов в деятельности помощников начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах.

Cooperation of public councils with assistants of principals of local offices of the Federal Penal Service over the prot.pdf В науке управления принято рассматривать взаимодействие каких-либо управленческих субъектов с точки зрения правовых основ, необходимости и обусловленности, направлений, форм и методов их взаимодействия. Правовые основы. Определение правовых основ взаимодействия общественных советов с помощниками начальников по правам человека территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний (далее - ФСИН России) по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, невозможно без определения правовых основ деятельности каждого из этих субъектов. Деятельность Общественного совета при ФСИН России регламентируется только на подзаконном уровне, если не считать Федерального закона от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации», устанавливающего правовые основы участия членов Общественной палаты в работе общественных советов при федеральных органах исполнительной власти [1]. Основным иным нормативным правовым актом, определяющим правовые основы деятельности Общественного совета при ФСИН России, является Указ Президента Российской Федерации от 4.08.2006 г. «О порядке образования общественных советов при федеральных министерствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» [2]. ФСИН России относится к федеральной службе, руководство деятельностью которой осуществляет Президент Российской Федерации. Поэтому на основании пункта 4 Указа Положение об общественном совете и его состав утверждаются правовым актом соответствующего федерального органа исполнительной власти об образовании общественного совета. Таким правовым актом в настоящее время является Приказ ФСИН России от 01.10.2013 г. № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» [3]. Что касается правовых основ деятельности общественных советов при территориальных органах ФСИН России, то единственным правовым актом, не имеющим нормативного характера и только упоминающим общественные советы при территориальных органах ФСИН России, является распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р, которое внесло изменения в Концепцию развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г. [4]. Таким образом, деятельность общественных советов при территориальных органах ФСИН России регламентируется в настоящее время только соответствующими приказами начальников территориальных органов ФСИН России, которые не относятся к правовым актам. Деятельность помощника начальника территориального органа по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, регламентируется также на подзаконном уровне. Приказом Минюста России от 25.10.2001 г. № 1650-к «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Российской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» в структуре Главного управления Минюста России было создано специальное подразделение, а в территориальных органах уголовно-исполнительной системы (УИС) учрежден институт помощников начальников по правам человека [5]. В 2002 г. Приказом Минюста России от 22 февраля № 45 утверждается «Типовая должностная инструкция помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в УИС Минюста России», где закрепляются его должностные обязанности [6]. На этих сотрудников возложены обязанности обобщения поступающей информации о соблюдении прав человека, рассмотрения предложений и заявлений осужденных и иных граждан по вопросам соблюдения прав человека, личного участия в инспектировании учреждений и органов, исполняющих наказания. Усиление ведомственного контроля за соблюдением законности в УИС обусловило принятие Положения об организации контроля за соблюдением законодательных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденного приказом Минюста России № 140 от 10 июня 2003 г., где определяются основные цели и задачи контроля, объекты контроля, направления осуществления контроля, полномочия субъектов контроля и порядок их взаимоотношений, а также формы подведения контроля [7]. В соответствии с этим Положением к субъектам контроля в пределах своей компетенции отнесены управление по контролю за соблюдением законности и прав человека в деятельности учреждений и органов УИС Минюста России; отделы по контролю за соблюдением законодательства и прав человека в учреждениях и органах УИС в федеральных управлениях Минюста России по федеральным округам; отдел по соблюдению прав человека в УИС организационно-инспекторского управления ГУИН Минюста России; помощники начальников территориальных органов по соблюдению прав человека в УИС Минюста России. В настоящее время должностные обязанности помощника начальника территориального органа ФСИН России по правам человека (далее - помощник) определяются должностными инструкциями, разработанными на основании поручения ФСИН России от 07.11.2012 г. [8]. Помощник осуществляет свою деятельность в целях контроля за созданием необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, а также сотрудников и работников учреждений и органов УИС. Ни в одном из перечисленных нормативных правовых актах не предусмотрена обязанность взаимодействия общественных советов с помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах. Обоснованность и необходимость, направления, формы и методы взаимодействия. Обоснованность и необходимость взаимодействия общественных советов при территориальных органах ФСИН России с помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по правам человека обусловлены несколькими обстоятельствами. Связано это с тем, что перед общественными советами и помощниками стоят хотя и разноуровневые, но все-таки общие цели. Помощники действуют в целях контроля за созданием необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, а также сотрудников и работников учреждений и органов УИС. Основной целью Общественного совета при ФСИН России является привлечение общественности к участию в решении задач, стоящих перед уголовно-исполнительной системой, защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Как представляется, привлечение общественности к защите прав невозможно без контроля за созданием необходимых условий для соблюдения прав подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, осужденных, а также сотрудников и работников учреждений и органов УИС. Взаимодействие рассматриваемых субъектов должно осуществляться по разным направлениям деятельности и зависит от их уровня и содержания решаемых ими задач. Этих вопросов достаточно много, поэтому считаем целесообразным рассматривать их по направлениям работы общественного совета и помощника начальника территориального органа по правам человека. Общественный Совет при ФСИН России вправе: - информировать общественность и средства массовой информации о деятельности ФСИН России для формирования у населения объективного представления об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания; - содействовать в получении образования осужденными, а также несовершеннолетними, содержащимися под стражей, социальной реабилитации лиц, освободившихся из мест лишения свободы; - содействовать в налаживании взаимоотношений ФСИН России с руководством производственных объединений, корпораций, фирм для получения заказов в целях развития производства в учреждениях ФСИН России и, тем самым, совершенствования трудовой адаптации осужденных и их профессиональной подготовки; - участвовать в обсуждении с органами государственной власти вопросов совершенствования нормативной правовой базы по соблюдению прав и законных интересов работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; - участвовать в разработке и реализации программ по актуальным проблемам деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России в области улучшения условий отбывания наказаний осужденными, содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений; - участвовать в публичном обсуждении нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых ФСИН России; - распространять положительный опыт работы учреждений и органов УИС в решении вопросов по защите прав и законных интересов работников УИС, осужденных, лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Наряду с этим Положение предусмотрело формы и методы работы Совета. К ним относится: а) проведение заседаний Совета; б) создание по вопросам, отнесенным к компетенции Совета, комиссий и рабочих групп, в состав которых могут входить по согласованию с руководством ФСИН России государственные гражданские служащие, представители общественных объединений и организаций. При этом члены Совета могут возглавлять комиссии и рабочие группы, формируемые Советом; в) ознакомление с документами, касающимися рассматриваемых проблем; г) высказывание своего мнения по существу обсуждаемых вопросов, замечаний и предложений по проектам принимаемых решений и протоколу заседания Совета; д) внесение предложений руководству ФСИН России по совершенствованию взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с международными неправительственными и российскими общественными организациями (объединениями), религиозными конфессиями в решении вопросов, касающихся дальнейшей гуманизации условий отбывания наказаний, социальной защиты работников и ветеранов УИС; е) информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; ж) запрос сведений о деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека. Сопоставление предусмотренных Положением направлений работы Совета с целью его работы показывает их несоответствие. В Положении отсутствует направление работы Совета, заключающееся в привлечении общественности к защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. В то же время Положение предусмотрело формы и методы реализации этого направления работы: запрос сведений о деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека; информирование руководства ФСИН России о нарушениях прав и законных интересов осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах; внесение предложений руководству ФСИН России по совершенствованию взаимодействия учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания, с международными неправительственными и российскими общественными организациями (объединениями), религиозными конфессиями в решении вопросов, касающихся дальнейшей гуманизации условий отбывания наказаний, социальной защиты работников и ветеранов УИС. Следует отметить и то, что перечисленные формы и методы работы членов Совета явно недостаточны для защиты прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах. Запрос сведений о деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России о соблюдении прав человека позволяет получить информацию о состоянии работы по соблюдению прав человека только с позиции ведомства. Положение не предусматривает даже такой формы работы Совета, как посещение членами Совета учреждений и территориальных органов ФСИН России, хотя в практике работы Общественного Совета при ФСИН России и общественных советов при территориальных органах эта форма работы широко используется, позволяет посмотреть на состояние этой работы со стороны и сформулировать предложения по ее совершенствованию. Таким образом, очевидным является закрепление в Положении о Совете такого направления работы Совета, как «привлечение общественности к защите прав и законных интересов сотрудников, работников и ветеранов УИС, а также осужденных и лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, содержащихся в следственных изоляторах». Следовательно, формы и методы работы Общественного совета при ФСИН России и общественных советов при ее территориальных органах должны быть расширены. Как представляется, такое расширение полномочий общественных советов можно осуществить за счет участия членов общественных советов в деятельности помощников начальников территориальных органов ФСИН России по соблюдению прав человека. Во-первых, участие членов общественных советов в публичном обсуждении нормативных правовых актов и иных документов, включая программные, разрабатываемых ФСИН России, должно предполагать следующие права члена общественного совета: - вносить начальнику территориального органа ФСИН России предложения о приостановлении (отмене), изменении нормативных правовых актов, регламентирующих деятельность УИС, в случае выявления в них противоречий с международными нормативными правовыми актами по правам человека, ратифицированными Российской Федерацией; - вносить начальнику территориального органа ФСИН России предложения по совершенствованию порядка соблюдения прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС по повышению эффективности работы учреждений УИС до уровня европейских стандартов обращения с осужденными и потребностей общественного развития с учетом требований международных нормативных правовых актов по правам человека, ратифицированных Российской Федерацией, Европейских пенитенциарных правил (Рекомендация Rec (2006) 2 Комитета министров Совета Европы государствам - участникам Совета Европы о Европейских тюремных правилах, принята 11.01.2006), решений ЕСПЧ, рекомендаций Европейского комитета по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (далее - ЕКПП) с установлением сроков исполнения запланированных мероприятий и должностных лиц, ответственных за их исполнение. Во-вторых, участие членов общественных советов в разработке и реализации программ по актуальным проблемам деятельности учреждений и территориальных органов ФСИН России в области улучшения условий отбывания наказаний осужденными, содержания под стражей лиц, подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, будет гораздо продуктивней, если закрепить в Положениях об общественном Совете при ФСИН России и положениях об общественных советах ее территориальных органов следующие права их членов: 1) участие в работе группы по соблюдению прав человека в УИС; 2) участие в рассмотрении в соответствии с требованиями действующего законодательства поступающих на исполнение (в соответствии с указанием начальника территориального органа ФСИН России) обращений осужденных, лиц, содержащихся под стражей, работников УИС, уполномоченного по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссии, иных граждан и правозащитных организаций, а также сообщений средств массовой информации и актов прокурорского реагирования, содержащих информацию о нарушениях прав человека в УИС; 3) проведение в установленном порядке приемов по личным вопросам осужденных и лиц, содержащихся под стражей, работников УИС, а также иных граждан; 4) осуществление выездов в учреждения УИС (плановых, внеплановых) в целях контроля за соблюдением прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, работников УИС с предоставлением начальнику территориального органа ФСИН России заключений о выявленных нарушениях прав человека в УИС, а также предложений по установлению лиц, виновных в указанных нарушениях, привлечению их к ответственности и восстановлению нарушенных прав граждан; 5) участие в инспектировании учреждений УИС подведомственных территориальному органу ФСИН России, по итогам которых члены общественных советов могут участвовать в разработке предложений в раздел, касающийся соблюдения прав осужденных, лиц, заключенных под стражу, а также работников УИС, плана реализации предложений по устранению недостатков, выявленных в ходе инспектирования, контролируют их реализацию. По поручениям руководства Федеральной службы исполнения наказаний члены общественных советов могли бы участвовать в инспектировании других территориальных органов ФСИН России в составе комиссий ФСИН России по инспектированию; 6) участие в работе комиссий территориального органа ФСИН России по проведению служебных проверок по фактам нарушения служебной дисциплины в сфере соблюдения прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС; 7) участие в организации посещения учреждений УИС Уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации; 8) осуществление общественного контроля за соблюдением в учреждениях УИС требований Европейских пенитенциарных правил, Конвенции о защите прав человека и основных свобод, заключенной 04.11.1950 в г. Риме, и других международных стандартов в сфере обращения с заключенными, а также за устранением в деятельности подведомственных территориальному органу ФСИН России учреждений УИС нарушений прав человека, выявленных ЕСПЧ и ЕКПП; 9) осуществление контроля за выполнением должностными лицами территориального органа ФСИН России и подведомственных ему учреждений УИС должностных обязанностей по обеспечению прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС. При необходимости члены общественных советов могут вносить предложения начальнику территориального органа ФСИН России о закреплении в установленном порядке за указанными лицами дополнительных обязанностей, необходимых для соблюдения общепризнанных принципов и норм международного права, а также международных договоров Российской Федерации в сфере обеспечения прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей; 10) участие в ведомственном контроле за полным и своевременным устранением нарушений прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся под стражей, выявленных органами прокуратуры, уполномоченным по правам человека в Российской Федерации, уполномоченным по правам человека в субъекте Российской Федерации, общественной наблюдательной комиссией и правозащитными организациями; 11) участие в проведении занятий с работниками территориального органа ФСИН России, осуществление проверки знаний норм российского и международного законодательства, регулирующего права и свободы человека и гражданина; 12) внесение предложений о поощрении работников УИС, добившихся высоких результатов в работе по обеспечению прав и законных интересов осужденных, лиц, содержащихся под стражей, а также работников УИС. Закрепление этих направлений взаимодействия общественных советов с помощниками начальников территориальных органов ФСИН России по защите прав и законных интересов осужденных и лиц, содержащихся в следственных изоляторах, способствовало бы выполнению одной из задач Концепции развития уголовно-исполнительной системы до 2020 г., действующей в редакции распоряжения Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 г. № 1877-р, - обеспечение прозрачности уголовно-исполнительной системы, расширение сотрудничества с гражданским обществом.

Ключевые слова

права человека, уголовно-исполнительное право, общественный контроль, общественные советы, помощники по правам человека, human rights, criminal and penal law, social control, public councils, human rights assistants

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ольховик Николай ВладимировичТомский государственный университет канд. юрид. наук, доцент кафедры уголовного праваlawtsu@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Федеральный закон от 4 апреля 2005 г. № 32-ФЗ «Об Общественной палате Российской Федерации» // ИПС Консультант Плюс.
Указ Президента Российской Федерации от 4.08.2006 года «О порядке образования общественных советов при федеральных министер ствах, федеральных службах и федеральных агентствах, руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации, при федеральных службах и федеральных агентствах, подведомственных этим федеральным министерствам» // ИПС Консультант Плюс.
Распоряжение Правительства Российской Федерации от 23 сентября 2015 года № 1877-р, которое внесло изменения в Концепцию разви тия уголовно-исполнительной системы до 2020 года // ИПС Консультант Плюс.
Приказ Минюста России от 25.10.2001 года № 1650-к «О введении в уголовно-исполнительной системе Министерства юстиции Россий ской Федерации должности помощника начальника территориального органа по соблюдению прав человека в уголовно-исполнительной системе» // ИПС Консультант Плюс.
Приказ Минюста России от 22 февраля 2002 г. № 45 утверждается «Типовая должностная инструкция помощника начальника территори ального органа по соблюдению прав человека в УИС Минюста России» // ИПС Консультант Плюс.
Приказ Минюста России № 140 от 10 июня 2003 г. «Об утверждении Положения об организации контроля за соблюдением законода тельных и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также прав человека в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации» // ИПС Консультант Плюс.
Приказ ФСИН России от 01.10.2013 года № 542 «О создании Общественного совета при Федеральной службе исполнения наказаний по проблемам деятельности уголовно-исполнительной системы и утверждении его состава» // ИПС Консультант Плюс.
Поручение ФСИН России от 07.11.2012 года «О соблюдении прав человека в УИС» // ИПС Консультант Плюс.
 Взаимодействие общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав человека | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 405.

Взаимодействие общественных советов с помощниками начальников территориальных органов Федеральной службы исполнения наказаний по защите прав человека | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 405.