Процесс признания русской этнической группы как одного из национальных меньшинств Китая | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 406.

Процесс признания русской этнической группы как одного из национальных меньшинств Китая

В статье ставится задача рассмотрения времени и причин появления на территории Китая русских переселенцев. История русских в Китае насчитывает столетия. В начале ХХ в. их потомки были признаны как этническая группа смешанного происхождения. В результате анализа статистических данных, исторических материалов, обзора исследований китайских ученых по данному вопросу автором дана полноценная характеристика трансформации разновременных русских поселенцев в особую этническая группу и исследован процесс ее официального признания в качестве одного из 55 национальных меньшинств КНР.

The process of recognition of the Russian ethnic group as a national minority in China.pdf На сегодняшний день русская этническая группа является одной из 56 национальных меньшинств Китайской Народной Республики. Согласно классификации китайских этнографов с момента официального признания по сегодняшний день русские относятся к этническим группам смешанного происхождения - так называемые /МЙЙЙ! - «хуньсюэ миньцзу», так как большинство представителей этой этнической группы имеют как русские, так и китайские корни. В отдельных регионах проживания русского национального меньшинства существуют и другие названия данной этнической группы - в городском уезде Аргунь на северо-западе городского округа Хулун-Буир, который находится на северо-востоке автономного района Внутренняя Монголия, власти дали официальное название китайским русским - - «хуаэхоушань», что в переводе означает китайско-русские потомки [1. С. 4]. Процесс признания русской этнической группы и ее изменения начался в XIX в., однако первые русские поселенцы появились еще за долго до этого времени. Появление первых русских в Китае было связано с монголо-татарским игом на Руси, которое продлилось с 1243-1480 гг. В ходе завоевания Руси, а затем и в последующие годы было захвачено множество русских пленных, в основном молодых людей, которые вошли в состав войск монгольского хана Хубилая. В 1247 г. было сформирован русский полк [2. С. 8]. К 1271 г. Хубилай овладел большей частью Китая и решил основать свою династию, дав ей имя «Юань». В 1279 г. погиб последний император династии Сун и Китай был окончательно присоединен к Монголии. Русский полк в составе хань-ской гвардии был поселен к северу от Пекина, пленным дали землю и сельхозорудия, позволили охотиться, так как армия в Китае не всегда была в постоянном строю, а несла службу непостоянно, по необходимости. В истории династии Юань упоминается, что в 1332 г. в Пекин трижды доставлялись русские по 170, 2 500 и 30 человек, включая 103 подростка [3. С. 22]. Дальнейшая судьба русских воинов не известна, но после падения династии Юань в 1368 г. они, очевидно, вместе с монголами ушли на север и запад. Следующими русскими поселенцами, являющимися основателями русской миссии в Пекине, были албазинцы, захваченные китайскими войсками при взятии крепости Албазин на реке Амур в 1685 г. Албазинцы были переселены в Пекин, во Внутренний город, и наделены теми же правами, как и китайские военнослужащие. Русским во владение был передан буддийский храм для православных богослужений, который был освещен первым русским священником на китайской земле -Максимом Леонтьевым. С этого времени постоянно присутствовало небольшое русское поселение на территории Китая. Русские, потомки которых в дальнейшем были признаны русским национальным меньшинством, т. е. этнической группой смешанного типа -«хуньсюэ миньцзу», в основном проживали на территории нынешнего Синьцзяно-Уйгурского автономного округа и Внутренней Монголии. Заселение русскими этого приграничного района происходило постепенно и по разным причинам. Самыми ранними поселенцами в данных районах были старообрядцы, преследуемые на Руси с XVII в., когда была проведена церковная реформа. Староверы жили в Синьцзяне вплоть до окончания Второй мировой войны. С окончанием войны, когда Советский Союз ступил в войну против Японии на территории Китая, советскими войсками были найдены деревни старообрядцев на северо-западе Китая. Часть старообрядцев была депортирована в СССР, другая часть покинула Китай и, при помощи организаций Красного Креста и Всемирного Совета церквей, переехала в Гонконг, откуда уже дальше расселялась по миру - в Бразилию, Аргентину, Австралию, США, небольшая часть осталась в КНР. Кроме старообрядцев территорию заселяли русские крестьяне со времен выхода Российской империи на берега Амура - образовались постоянные русские крестьянские поселения в Маньчжурии. Они занимались земледелием, применяли новые для этих мест способы обработки земли. На протяжении XVII-XIX вв. активно развивалась нелегальная торговля между русскими купцами и местным населением. Со временем власти пришли к выводу, что торговлю необходимо легализовать - в 1853 г. был подписан Кульджинский договор с целью урегулирования приграничной торговли между двумя государствами. В дальнейшем все больше русских стало приезжать в приграничные районы Китая и осваиваться там. В Кульдже и Чугучаке, где была разрешена официальная торговля, были открыты русские консульства, занимавшиеся вопросами русско-китайской торговли. В конце XIX - начале XX в. миграция русских в Поднебесную шла по различным направлениям. Была активная миграция русских в Северную Маньчжурию, что было связано с проектом строительства КВЖД. Русские, приезжавшие в Шанхай, Гонконг и Гуаньчжоу, были моряками, купцами, торговцами. В Пекине приезжие из России были представителями духовной миссии, дипломатического корпуса, политики, исследователи и т. д. Количество русского населения значительно возросло после распада Российской империи, с приездом русских эмигрантов и солдат Белой армии. В это время значительно выросло русское население крупных городов Китая, в основном Шанхая и Харбина. В периоды японской оккупации и последующие годы русское население в Китае снизилось в разы из-за миграции в страны Европы, Америки, Австралию и т.д. Однако были и те, кто остался в Китае и затем были признаны одним из 56 национальных меньшинств. К этой категории относятся не только этнические русские, но и потомки смешанных семей. Процесс признания русской этнической группы в Китае начался в Синьцзяне. Во время правления Ян Цзэнсиня, губернатора, а затем и независимого правителя Синьцзяна до 1928 г. русские поселенцы были подразделены на три категории: первая категория - подвергающиеся процессу натурализации - так называемые «гуихуажэнь» - они заполняли специальные бланки и писали волонтерские заявления. Согласно этим документам русские добровольно присоединялись к китайской нации. Вторая часть русских вступала в советское гражданство, третья часть не присоединялась ни к одной из сторон и оставалась без гражданства. В 1928 г. на смену Ян Цзэнсиня был назначен Цзинь Шужэнь, который являлся главой Синьцзяна вплоть до 1933 г. В период его управления был усилен контроль над русскими - им были запрещены свобода передвижения и право на свободную торговлю. Все русские, оставшиеся на территории Синьцзяна, должны были подвергнуться процедуре «гуихуа», т. е. натурализации -они получали китайское гражданство и уравнивались в правах с китайцами. Согласно данным доклада правительства Синьцзяна в 1930-1931 гг. 207 русских прошли через процедуру «гуихуа» в Урумчи, 288 - в Тачэне и в Или около 500 человек. На втором народном конгрессе в 1935 г. «гуихуа-жэнь» были официально признаны как одно из национальных меньшинств Синцзяна [4. С. 20]. В политическом и социально-экономическом плане русские были полностью приравнены к местному населению. Так, во время Кумульского восстания в 1931-1934 гг. в Синьцзяне, в ответ на политику китаизации Цзинь Шужэня, русские поселенцы были вовлечены в вооруженную борьбу между восставшими мусульманами и властями Синьцзяна. Армия Цзинь Шужэня была небоеспособной, и усилить боеспособность армейских частей можно было только мобилизацией русских эмигрантов. Мобилизации подлежали не только те русские, которые проживал в Синьцзяне, но и те, кто бежал от коллективизации и голода в СССР. Три сотни человек, сформированные в Илийском крае, были включены в торгоутскую кавалерийскую бригаду, перешедшую под управление русских офицеров. В 1937 г. армия была расформирована. В ноябре 1945 г. Президиумом Верховного Совета СССР был опубликован приказ «Об восстановлении советского гражданство русских граждан, находящихся (потерянных) на территории Синьцзяна и Шанхая» [5. С. 163]. 20 января 1946 г. был опубликован повторный указ, согласно которому работа по восстановлению гражданства была продлена вплоть до конца 1946. Согласно двум этим указам ответственным за восстановление гражданства назначался генеральный консул СССР в Урумчи. Всем «гуихуа-жэнь» давалась советское гражданство. Часть русских, проживающих в Синьцзяне, приняли советское гражданство, однако некоторые семьи отказались от советского гражданства в пользу китайского. Начиная с 1953 г. правительство нового Китая, дабы осуществить политику равенства народностей в КНР, стало утверждать национальные меньшинства. Сначала выделили 38 национальных меньшинств, среди которых были и русские. Утверждалось, что до образования нового Китая русские подверглись унизительной процедуре «натурализации» - новое правительство обеспечивало политику равенства и запрещало всякую дискриминацию по отношению к русским. После 1953 г. из «гуихуажэнь» русские переименовались в Ш0Ш&- «элуосицзу» и официально стали проживать на территории образовавшегося в 1955 г. Синьцзяно-Уйгурского автономного округа, в провинции Хейлунцзян и во внутренней Монголии. Во времена культурной революции и вследствие ухудшения советско-китайских отношений ассимиляция русского национального меньшинства усилилась и процент этнических русских понизился в разы. Некоторые представители сознательно меняли свою национальную принадлежность с русской на китайскую, дабы избежать гонений и возникающих проблем. Доходило до того, что даже скрывали свои национальные признаки во внешнем облике, так как всех русских приписывали к советским ревизионистам. Культурная революция привела к тому, что не только во внешнем облике, но и в эстетике русских произошли изменения. Во время культурной революции не велась перепись населения, известно, что при Всекитайской переписи 1964 г. численность русского национального меньшинства составила 1 640 чел., в то время как в 1953 г. их насчитывалось 22 650 чел. [6. С. 148]. С началом реформ открытости, изменением внутренней политики КНР и нормализацией отношений с СССР, с целью защиты прав национальных меньшинств, в 1982 г. группа руководителей Государственного Совета по переписи населения, Министерство общественной безопасности и Государственный комитет по вопросам национальностей совместно опубликовали извещение «О восстановлении и решении основных проблем национальных меньшинств» [7. С. 93]. В 1985 г. во Внутренней Монголии был опубликован доклад «О проблемах рождаемости и проживания русских в Монголии». В докладе подчеркивалось, что национальная идентичность русских была потеряна, и считалось необходимым приложить все усилия по ее восстановлению и улучшению положения русских в Китае. Согласно докладу потомкам русских можно было ходатайствовать о возвращении принадлежности к русской этнической группе и менять свою национальность с китайской на русскую. Начиная с 1985 г. местные власти стали принимать заявления по изменению этнической принадлежности. Однако уже в 1989 г. Комитет по вопросам национальностей, Госсовет КНР и Министерство общественной безопасности совместно издали документ «О приостановлении изменения статуса этнической принадлежности». В 1990 г. вышеуказанными органами было издано постановление № 217 «О твердо установленной этнической принадлежности граждан КНР» [8. С. 94]. В 8-й статье 3-го параграфа было прописано, что если даже один из родителей китаец или один из родителей принял китайское гражданство, то гражданин может ходатайствовать на изменение этнической принадлежности в паспорте с китайского на другое. Согласно переписи населения 1990 г. многие ханьцы по паспорту написали ходатайство и вступили в русское национальное меньшинство. Если сравнивать статистические данные переписи населения 1982 и 1990 гг., то при переписи 1982 г. численность русского нацменьшинства официально составляла 2 910 чел. [8], а в 1990 г. - уже 13 500 чел. [9]. Такой резкий рост численности русских в Китае за восемь лет обусловливался не только новой внутренней политикой государства, но и выгодными условиями для национальных меньшинств - представителям этнических групп можно было иметь более двух детей в семье и предоставлялись другие льготы, например льготные поступление в высшие учебные заведения и т. д. В дальнейшем китайское правительство больше не делало таких заявлений. До образования нового Китая и во времена Культурной революции русские записывались как ханьцы и отдельно не учитывались в переписи населения. Китайцы и их русские жены, этнические русские, дети от смешанных браков - никто не учитывался как отдельная этническая группа и приравнивалась к ханьцам как к титульной нации Китая. Русское нацменьшинство в Китае имеет принадлежность и к китайцам и к русским, но в зависимости от места и времени меняет этническую принадлежность. Согласно последний переписи населения 2010 г. в КНР численность русского национального меньшинства составляет 15 393 чел. [10]. В Китае русское население присутствует в Синьцзяно-Уйгурском автономном районе - в городах Чугучак, Кульджа, Урумчи, на севере провинции Хэйлунцзян, в автономном районе Внутренняя Монголия - в городском округе Хулун-Буир - в городском уезде Аргунь и в волости Эньхэ - единственной волости в Китае, где титульным этносом является русское национальное меньшинство. В большинстве случаев это этническая группа смешанного происхождения, внешне схожая с ханьцами, но сохранившая некоторые черты европейской внешности. Все представители русской этнической группы в Китае билингвы. В основном в жизни используется китайский язык (русский мало). Китайские русские в своих промыслах, средствах существования, пище, одежде, проживании, образовании придерживаются национальной специфики. Во внутренней Монголии в Аргуне русские до сих пор придерживаются традиционного образа жизни. Они повсеместно выращивают крупный рогатый скот, в летней сезон выгоняя его на пастбища. На осень заготавливают корм; для покоса травы используют традиционный русский инструментарий; питание включает в себя такие типичные для русской кухни продукты, как молоко, хлеб, варенья, повидло, черный чай и другие блюда русской кухни. В одежде пожилые люди до сих пор предпочитают традиционные костюмы. В Аргуне русские проживают сообща, их село находится на правом берегу одноименной реки. Русские в этом селе живут в традиционных деревянных домах, построенных в русском стиле. В окрестностях их деревни у подножья горы находиться изолированное кладбище. Культурная революция нанесла большой ущерб православной вере, и многие русские, родившиеся в ее период, либо не крещены, либо неофициально исповедуют православие. Однако после начала реформ открытости, особенно в начале XXI в., православие в Китае стало стремительно возрождаться. На протяжении последнего столетия русская этническая группа в Китае прошла через непростой процесс этнических изменений и признания как одного из национальных меньшинств. Китайскими этнологами данная группа изначально квалифицировалась как группа смешанного типа. Однако в ней были и представители восточнославянского этноса. Во второй половине XX в. процесс ассимиляции усилился, что привело к значительному сокращению представителей «чистых» русских. Начиная с 1980-х гг. властями Китая стало больше уделяться внимания национальным меньшинствам, стал развиваться этнический туризм, что привело к возрождению традиционной культуры среди русского меньшинства, укреплению социально-экономического положения русских внутри Китая. Так, в июле 1994 г. была образована единственная национальная волость русских в Китае «Эньхэ» В настоящее время продолжается политика по укреплению положения русского национального меньшинства Китайской Народной Республики.

Ключевые слова

этническая группа, национальное меньшинство, русские, ханьцы, ассимиляция, Китай, ethnic group, national minority, Russian, Han Chinese, assimilation, China

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рябова Маргарита СергеевнаТомский государственный университет аспирант кафедры востоковеденияmargarita_sr@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

时 时春 , - 俄 俄混混 俄俄俄 罗 罗 以以 俄 俄混混 以 韦 罗 罗韦 . : . 2009. 170 北北中中混混中中 页 [Шичхунь Ли. Исследование по признанию русской этнической группы на примере русской национальной волости Шивэй. Пекин : Центральный университет национальностей, 2009. 170 с.]
邓波, . : , 1994. 94 俄 俄混 罗 北北混混民民民 页Дэн Бо. Русское национальное меньшинство. Пекин : Народное издательство, 1994. 94 с.]
Иванов А.И., Веселовский Н.И. Походы монголов на Россию по официальной китайской истории Юань Ши // Записки разряда военной археологии и археографии имп. Русского военно-исторического общества. СПб., 1914. Т. 3. 218 с.
李李李 俄 俄混 俄 , /” 罗 罗 俄 俄混 俄 罗 罗 ”编 编编 写 写. - 修 修订 . 北北:混混民民民. 2008. 152 页 [Лидэ Чжу. Исторический очерк - русское национальное меньшинство. Испр. изд. Пекин : Народное издательство, 2009. 152 с.]
薛 薛衔 , (1917-1949)( 混民 民中 民民俄 时 时 下 北北 中中中俄民民民 ). : , 2009. 320 页. [Сюэ Сияньтянь. История советско-китайских отношений в период республики. Пекин : Издательство коммунистической партии Китая, 2009. 320 с.]
Ставров И.В. Тенденции демографического развития неханьских национальностей Северо-Восточного Китая (начало XXI века) // Вестник Дальневосточного отделения Российской академии наук, 2013. № 4 (170). С. 146-151.
唐唐 中民俄 俄混中混中 俄中中 中 , // . 2015. 罗 罗罗 《 延 中中中 边 边: 民社社中民》 № 1. 92-97 页 [Тан Гэ. История развития русской этнической группы в Китае // Вестник Яньбяньского университета. 2015. № 1. С. 92-97].
China Academic Journal Electronic Publishing House: 中 划混中恩民民中 中 华 华华 -民关1982年划年年 年年年年中年 查 边 [Доклад Национального бюро статистики КНР о переписи населения 1982 г.]. URL: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTOTAL-ZGTJ198206000.htm (дата обращения: 27.01.2015 г.).
China Academic Journal Electronic Publishing House: 中 划混中恩民民中 中民关 华 华华 1990年划年年 年年年年中年 查 边 [Доклад Национального бюростатистики КНР о переписи населения 1990 г.]. URL: http://www.cnki.com.cn/Article/CJFDTotal-ZGTJ199102001.htm (дата обращения: 27.01.2015 г.).
National Bureau of Statistics of People’s Republic of China: 2010年年年年年民划年年 年年年年年 查 边 [Доклад Национального бюро статистики КНР о переписи населения 2010 г.]. URL:http://www.stats.gov.cn/tjsj/tjgb/rkpcgb/qgrkpcgb/201104/t20110429_30328.html (дата обращения: 30.01.2015 г.).
 Процесс признания русской этнической группы как одного из национальных меньшинств Китая | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 406.

Процесс признания русской этнической группы как одного из национальных меньшинств Китая | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 406.