Деятельность лаборатории почтовой связи Томской области в 1983-1991 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 408.

Деятельность лаборатории почтовой связи Томской области в 1983-1991 гг.

Исследуется уровень организации производственных процессов Томского производственно-технического управления связи в 1983-1991 гг. Анализируется деятельность лаборатории почтовой связи Томской области по совершенствованию обработки и перевозки почты в условиях реформирования общественно-экономических основ государства. Выявляется вклад лаборатории в развитие почтовой отрасли региона. Сравнивается степень автоматизации сортировочных операций предприятий связи Томской области, России и США. Делается вывод о состоянии системы доставки почтовых отправлений.

The functioning of the postal laboratory in Tomsk Oblast in 1983-1991.pdf Почта - государственный институт, обеспечивающий взаимодействие экономических, политических и социальных отношений в стране. Почтовая отрасль и государственная система оказывают друг на друга непосредственное влияние. С одной стороны, нестабильность политической ситуации и сложные экономические условия приводят к сбоям в работе, кризису почтовой отрасли. С другой стороны, быстрая, надёжная и постоянно развивающаяся почтовая связь является показателем уровня развития государства. К середине 1980-х гг. нарастание кризиса в разных сферах общества СССР стало наблюдаться отчетливее: элементы стагнации в экономике, низкая ротация партийных кадров, слабеющая мотивация к труду и падение трудовой дисциплины. В целях преодоления сложившейся ситуации сначала были предприняты попытки трансформации экономической системы, а затем запущен процесс изменения политических основ государства. Реформирование общественно-экономического строя страны повлияло на функционирование почтовой связи. Принятый в 1987 г. Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» предоставил отрасли связи право самостоятельно распоряжаться фондом заработной платы, устанавливать ставки и оклады, формировать собственный фонд материального поощрения [1; 2. С. 724]. Однако сохранение социальной функции почты в условиях самоокупаемости и самофинансирования ставилось под вопрос. Социальной функцией почты является обеспечение эффективной коммуникации между людьми посредством предоставления качественных почтовых услуг. Одним из показателей качества услуг является скорость прохождения почтовых отправлений, т. е. время, в течение которого отправление доставляется от отправителя к адресату [3. С. 186]. Процесс доставки почтовых отравлений является многосоставным. Он включает не только процесс перевозки, но также процесс сортировки и обработки почтовой корреспонденции. Совершенствование методов организации труда, внедрение современных средств механизации позволяет снизить трудоемкость выполняемых операций и повысить скорость доставки почтовых отправлений. Для облегчения труда работников связи и повышения качества почтовых услуг в конце 1970-х -начале 1980-х гг. в составе управлений связи СССР стали создаваться производственные лаборатории почтовой связи (ЛПС). В Томской области такая лаборатория начала работу в 1983 г. В отчёте об итогах работы отрасли связи в 1981-1985 гг. отмечались две основные проблемы, которые тормозили производственно-техническое развитие средств почтовой связи [4. Л. 7-8]. Во-первых, недооценка руководителями всех уровней необходимости внедрения передовых методов и средств труда. Во-вторых, неудовлетворительное состояние помещений отделений связи: ветхие здания и малые производственные площади. Поэтому одними из основных функций лаборатории являлись: 1) внедрение передовой техники, механизация и автоматизация производственных процессов на предприятиях почтовой связи Томской области; 2) капитальный ремонт помещений отделений связи и строительство новых зданий; 3) проведение систематической работы по внедрению шестизначной почтовой индексации; 4) дальнейший перевод на моторизованный способ доставки почты в сельской местности [5. Л. 1]. Следовательно, Лаборатории почтовой связи отводилась ключевая роль в развитии отрасли. В публикациях ряда отечественных авторов уже освещались отдельные аспекты совершенствования производственных процессов связи. В частности, теоретическое осмысление вопросов организации и эксплуатации почтовой отрасли представлено в учебных пособиях Б.П. Бутенко [6, 7], Н.Н. Шныревой [3], С.М. Хлытчиева [8] и И.П. Шаманаева [9]. Развитие технических средств связи Западной Сибири в XIX-70-х гг. XX в. отражено в работах В.В. Миркина [1012] и В.А. Морева [10, 13]. Опыт внедрения передовых методов труда в 1970-х гг. в Новосибирской, Омской областях, Красноярском и Приморском краях кратко охарактеризован в брошюре С.Г. Вултаха и Л.Я. Ривина [14]. Отдельные проблемы механизации процессов почты Томской и Новосибирской областей в советский период затрагивались в книге Я. А. Яковлева и Ю.К. Рассамахина [2], а также в сборнике материалов под редакцией В.Г. Барова [15]. Однако вопрос о роли лаборатории почтовой связи в развитии системы обработки и перевозки почты в Томской области практически не изучен. Целью данной статьи является оценка вклада ЛПС в совершенствование уровня организации производственных процессов почты в 1983-1991 гг. Источники исследования представлены документами Государственного архива Томской области 1980-1991 гг., статистическими данными Федеральной службы государственной статистики и интервью с Ф.М. Астаховым - начальником Томской автобазы связи (1963-1985 гг.), заместителем начальника Томского производственно-технического управления связи (ПТУС) (1985-1993 гг.). Основной функцией ЛПС являлось выполнение работ по внедрению средств механизации и автоматизации. Механизация и автоматизация производственных процессов представляют собой комплекс мероприятий, предусматривающих широкую замену ручных операций машинами и механизмами, внедрение автоматических станков, отдельных линий и производств [16. С. 53]. Почтовая связь, для которой присущ высокий уровень ручного физического труда в общем объёме выполняемых работ, нуждалась в переходе к более производительным и менее трудозатрат-ным способам организации труда. Этапу оснащения средствами механизации цехов, участков и отделений связи предшествовал анализ их технологических потребностей в зависимости от суточного объёма обрабатываемой почты. Наибольшее количество почтовой корреспонденции проходит через прижелезнодорожный почтамт (ПЖДП) или через отделение перевозки почты (ОПП). ПЖДП и ОПП -специализированные почтовые предприятия, задачей которых являются обеспечение своевременной и высококачественной обработки всех видов почтовых отправлений, периодических изданий и их перевозка [9. С. 58]. В Томской области в 1970-х гг. на вокзале Томск-II было создано ОПП [17]. Однако уровень его механизации был неудовлетворительным. По итогам 1981-1985 гг. при суточном обмене письменной корреспонденции в 235 тыс. единиц работа по её сортировке в ОПП выполнялась вручную. Немаловажным фактором, определяющим возможность внедрения средств механизации и автоматизации, являлось наличие необходимых площадей, поскольку новая техника была достаточно громоздкой. Лаборатория почтовой связи Томского ПТУС проводила анализ состояния помещений предприятий связи, выявляла отделения связи, требовавшие капитального ремонта. Кроме того, ЛПС оценивала целесообразность строительства новых помещений, а также принимала участие в их планировке. В Томской области к 1985 г. 35 отделениям связи были предоставлены новые площади [4. Л. 1], дополнительно открыто 14 отделений связи, а в с. Александровском, с. Мельниково и в г. Стрежевом введены в эксплуатацию типовые районные узлы связи [Там же. Л. 7]. В 1988 г. в составе Томского ПТУС появились 15 отделений связи, а 8 были капитально отремонтированы [18. Л. 7]. Всего за 1985-1990 гг. количество предприятий связи Томской области выросло с 366 до 390 [2. С. 639]. С момента создания ЛПС Томской области в 1983 г. был запущен процесс модернизации старого почтового оборудования и освоения новых образцов техники - почтообрабатывающих и подъемно-транспортных машин, средств малой механизации и почтового инвентаря. В 1984 г. в цехе исходящей посылочной почты Томского ОПП была смонтирована полуавтоматическая установка для сортировки бандеролей и посылок [5. Л. 9]. Она представляла собой конвейер с автоматическим направлением почтовых отправлений по накопителям. Корреспонденцию загружали на транспортирующее устройство сразу с двух рабочих мест, операторы распределяли бандероли по соответствующим адресным накопителям, где они хранились до отправки по назначению [9. C. 60]' По состоянию на 1991 г. в отделениях связи функционировали три установки для сортировки пачек газет, журналов и посылок, а также один механизированный склад для хранения и выдачи посылок [19. Л. 6]. Такие средства почтовой механизации позволяли ускорить и облегчить сортировку объёмных и тяжёлых видов почтовых отправлений. На предприятиях связи Томской области в 1980-х гг. шло внедрение лицовочно-штемпелевальных и штемпелевальных машин. К 1991 г. их число составило 57 единиц [Там же]. Если штемпелевальные аппараты позволяли механизировать только одну операцию, то машины для автоматической лицовки выполняли сразу несколько процессов: определение положения почтовой марки на конверте, поворот письма и гашение знаков почтовой оплаты [9. С. 61]. Большое количество различных подъемно-транспортных машин было установлено в цехах и на участках предприятий почты Томской области. В 1983 г. в Томском ОПП был смонтирован пространственный сортировочный конвейер. Он представлял собой поточную механизированную линию транспортирования посылок и других штучных почтовых грузов на второй этаж отделения [5. Л. 5]. Конвейер был оборудован устройством автоматического адресования почтовых отправлений, что позволяло распределять грузы по накопителям для последующей отправки [9. С. 59]. В 1983 г. в различных узлах связи города и области было установлено также 6 транспортеров [5. Л. 5], а в следующем году к ним добавилось ещё 10 [5. Л. 9]. Конвейеры позволяли загружать посылки или мешки с почтой на ленты, осуществлять их равномерную подачу и распределять по сортировочным ячейкам [9. С. 59]. К 1991 г. количество используемых транспортеров и конвейеров в отделениях почты Томской области достигло 135 штук [19. Л. 6]. Кроме того, для работы отделений связи закупались средства малой механизации и почтового инвентаря ввиду своей компактности, не требующие больших производственных площадей: нумераторы, устройства для сварки полиэтиленовой упаковки бандеролей, станки для резки шпагата, почтовые весы и тележки. В оконных проёмах отделений связи устанавливались люковые транспортеры для обмена почты с почтовым транспортом [9. С. 65]. Помимо различных средств механизации часть процессов в отделениях связи стала автоматизироваться. В начале 1980-х гг. руководство Томского ПТУС заказало письмосортировочную машину [20], которая самостоятельно производила обработку писем стандартного размера и почтовых карточек, считывая индекс, определяя место назначения и распределяя почту по соответствующим ячейкам [9. С. 62]. Для поддержания бесперебойной работы устройства требовались постоянные денежные вложения: замена деталей и механизмов, оплата работы мастеров. К концу 1980-х гг. в условиях перехода к самоокупаемости отрасли связи и минимизации выделяемых средств Министерством связи на содержание почтовой техники от письмосортировочной машины пришлось отказаться [21]. Ручная сортировка почтовой корреспонденции оказалась менее затратной, чем содержание автоматизированного комплекса [17]. В 1983 г. был открыт автоматизированный пункт связи «Почта-автомат». Он представлял собой совокупность машин, механизмов и устройств для предоставления почтовых услуг населению без участия работников связи. В отделении связи производился приём телеграмм, бандеролей и осуществлялся перевод денежных средств [5. Л. 2]. Во второй половине 1980-х гг. продолжилось внедрение устройств «Онега», предназначенных для механизации и автоматизации почтовых денежно-кассовых операций. Машина позволяла упростить выполнение различных работ: приём посылок, бандеролей и ценных писем, оплату денежных переводов, выплату пенсий и пособий [9. С. 66]. К 1991 г. на предприятиях связи Томской области было установлено 165 почтово-кассовых машин [19. Л. 6]. В результате внедрения различных средств механизации и автоматизации количество сотрудников, выполнявших операции вручную, сокращалось: в 1983 г. - на 30 человек [5. Л. 4], в 1985 г. - на 14 [Там же. Л. 13], в 1988 г.- на 64 [22. Л. 2]. Однако из общего количества работников почтовой отрасли в 1989 г. только около 37,3% трудились с использованием машин и механизмов или были заняты их обслуживанием [23. Л. 4]. Для последующего перехода от средств механизации к автоматизированным сортировочным комплексам необходимо было ускорить процесс внедрения системы кодирования адресов получателя - почтового индекса. Ещё в 1971 г. Министерство связи СССР разработало систему шестизначной индексации для предприятий связи, однако переход на новую систему затягивался. Лабораториям почтовой связи было поручено ускорить процесс по почтовой индексации. ЛПС Томской области два раза в год определяла процентное соотношение проиндексированных и не проиндексированных почтовых отправлений на предприятиях связи, давала рекомендации руководству районных и городских узлов связи по методам обучения населения написанию индексов стилизованным шрифтом. В частности, по областному радио транслировалась театрализованная передача, а в кинотеатрах города и области демонстрировались фильмы о значении шестизначного индекса: «Сообщите об этом всем», «Внимание, шестизначный индекс»; проводились семинары о важности правильного написания индекса с работниками учреждений, организаций, предприятий г. Томска, занимавшихся отправкой корреспонденции; среди учащихся школ, училищ и студентов вузов проводилась соответствующая разъяснительная работа [5. Л. 3]. В итоге лаборатории почтовой связи удалось увеличить в Томской области процент писем со стилизованно написанным индексом с 77,4% в 1983 г. [Там же. Л. 3] до 93,3% в 1985 г. [Там же. Л. 11]. Несмотря на то что мероприятия по созданию и внедрению индексной системы проводились в целях последующей автоматизации производственных процессов, использование индексов на данном этапе позволяло облегчить и ручную обработку почтовых отправлений. Для быстрой и безошибочной работы сотрудник сортировочного участка должен был хорошо знать географию страны, административно-территориальное деление, схемы движения поездов и планы направления корреспонденции. Индексация почтовых отправлений позволила снизить требования, предъявляемые к сортировщикам, поскольку теперь вся информация была закодирована, необходимо было только соотнести цифры на конверте с кодом на накопителе почтовой корреспонденции. В условиях дефицита почтовых кадров внедрение системы индексов сыграло положительную роль. Итак, в 1980-х гг. в Томском ПТУС происходила постепенная механизация производственных процессов, а также закладывалась основа для последующего внедрения автоматизированной техники. Рост количества средств механизации почтовых операций на предприятиях связи Томской области соответствовал общероссийской тенденции. В России число почтооб-рабатывающих машин с 1975 по 1990 г. увеличилось с 8,1 до 9,4 тыс. единиц, а число погрузочно-разгрузочных и транспортных средств - с 34,1 до 76,9 тыс. единиц [24. С. 161]. Тем временем в странах Запада в 1980-1990 гг. предприятия связи уже перешли от механизации почтовых процессов к внедрению автоматизированных сортировочных комплексов. Развитие современных способов обработки почты активнее всего происходило в Соединенных Штатах Америки. С середины 1950-х и до конца 1970-х гг. в США шло внедрение и совершенствование средств механизации. Так, в середине 1950-х гг. в США заработала первая сортировочная машина «Transorma», а в 1965 г. была опробована технология оптического распознавания символов. Сочетание такой технологии и возможностей усовершенствованных сортировочных машин позволяло, считывая индекс, разделять почту на 277 различных отсеков [25. С. 42]. За один час обрабатывалось около 1 750 писем [Там же. С. 43]. Однако на следующем этапе почту необходимо было перебирать вручную. В 1982-1984 гг. в США началось внедрение двухступенчатой автоматизированной системы обработки почтовой корреспонденции. В отправляющем почтовом отделении с помощью технологии оптического распознавания символов специальное оборудование сканировало и распознавало адрес письма, а затем распечатывало эту информацию на конверт в виде штрих-кода. При последующей сортировке в принимающем почтовом отделении применялось уже более простое оборудование, которое, считывая штрих-код, распределяло почту по ячейкам для последующей доставки. К середине 1980-х гг. скорость обработки почтовой корреспонденции достигла 6 200 писем в час [25. С. 43]. Последующее совершенствование сортировочной техники, закрепленное в Программе корпоративной автоматизации, позволило к 2000 г. обрабатывать 92% всех почтовых отправлений с помощью автоматизированной техники [Там же. С. 45]. На этом фоне, как в РСФСР в целом, так и в Томской области, в середине 1980-х - начале 1990-х гг. развитие современных средств обработки почтовой корреспонденции шло медленными темпами, наблюдалось научно-техническое отставание от стран Запада. Сложности в обработке большого количества почтовой корреспонденции сохранялись. В частности, с 1988 г. на участке обработки письменной корреспонденции Томского ОПП пришлось даже ввести ночную смену. К 1989 г. в отделениях и на предприятиях почты Томской области сохранялся преимущественно ручной труд: из 5 135 работников около половины (2 204 человека) продолжали работать вручную [23. Л. 4]. Помимо сортировки почтовой корреспонденции, компонентом, влияющим на скорость прохождения почтовых отправлений, является система доставки почты. Организация перевозки почтовой корреспонденции выстраивается через разделение территории региона на доставочные участки, за каждым из которых закрепляется свой почтальон. Для облегчения труда и повышения скорости доставки почты на до-ставочных участках устанавливались опорные пунк-ты1 и абонентские шкафы2, подвоз корреспонденции к которым осуществлялся автотранспортом. Томская область также была разделена на доста-вочные участки. Их количество в середине 1980-начале 1990-х гг. варьировалось, составляя в среднем около 1 050 участков. В 1986 г. в г. Северске и г. Стрежевом было открыто два укрупненных доста-вочных отделения связи (УДОС) [20]. Почта, направляемая в эти города, упаковывалась вместе и доставлялась сначала в УДОС, где осуществлялась более точечная сортировка. План по созданию двух дополнительных УДОС в Томской области в 1980-х гг. не был реализован по причине увеличения сроков строительства зданий, предназначенных для этих отделений [26. Л. 7]. Задачей ЛПС было увеличение количества до-ставочных участков, переведенных на моторизованную доставку. Переход на систему доставки почты автотранспортом требовал определенной подготовки - установки на доставочных участках сети опорных пунктов и абонентских шкафов, приобретения автомобилей. Однако в отчётах о состоянии почтовой связи в Томской области отмечалось, что заявки Томского ПТУС на установку опорных пунктов удовлетворялись Министерством связи только на 50%, количество выделяемых автомобилей не соотносилось с объёмом выполняемых работ [5. Л. 12]. Кроме того, допускался ввод в эксплуатацию жилых домов без оборудования их абонентскими шкафами, а ремонт поврежденных шкафов производился с нарушением сроков [Там же. Л. 13]. Тем не менее, несмотря на возникавшие трудности, к 1988 г. 93,5% доставочных участков в городах и районных центрах области были переведены на моторизованную доставку, т. е. подвоз почты к опорным пунктам и абонентским шкафам на этих участках осуществлялся автотранспортом [27. Л. 4]. В г. Томске к 1988 г. все доставочные участки обслуживались автотранспортом [28. Л. 25]. В сельской местности процент доставочных участков, переведенных на моторизованный способ доставки, с 1986 по 1989 г. вырос с 17,9 до 28,9 %, но оставался по-прежнему низким. Общий уровень моторизации в 1989 г. в Томской области и в целом по России был практически одинаковым: 56,01 и 56,08 % соответственно [Там же. Л. 24]. В итоге в середине 1980-х - начале 1990-х гг. Томская область включилась в процесс совершенствования системы доставки почтовых отправлений. Однако количество опорных пунктов, абонентских шкафов и автомобильной техники оставалось недостаточным. Если в городах и районных центрах задача по переходу на моторизованный способ доставки была практически выполнена, то в сельской местности нагрузка на почтальонов сохранялась прежней. Таким образом, в 1983-1991 гг. в СССР проводились мероприятия, направленные на повышение качества доставки почтовых отправлений. Создаваемые в регионах страны лаборатории почтовой связи решали задачи совершенствования процессов обработки и перевозки почты. Деятельность ЛПС в Томской области позволила повысить уровень организации производственных процессов и снизить трудозатратность выполняемых работ, внедрив средства механизации труда и закрепив использование индексной системы, необходимой для последующей автоматизации операций по обработке почтовой корреспонденции. До-ставочные участки в городах и районных центрах практически полностью были переведены на обслуживание автотранспортом. Однако реформирование общественно-экономических основ государства и ориентация на самоокупаемость предприятий страны оказали негативное влияние на дальнейшее развитие отрасли связи, сохранив высокую долю ручного труда при сортировке почтовой корреспонденции, низкий процент моторизации сельских доставочных участков, научно-техническое отставание от стран Запада. Нестабильность государственной системы и новые условия формирования бюджета управлений связи выдвинули на первый план задачу обеспечения бесперебойной работы почтовой отрасли, а переход к использованию дорогостоящих в содержании автоматизированных сортировочных комплексов и закупка автотранспорта были отложены. 1 Опорным пунктом называют место на доставочном участке, где установлен специальный шкаф, предназначенный для временного хранения почты. На одном доставочном участке может располагаться несколько опорных пунктов [9. С. 93]. 2 Абонентским шкафом называют специальный шкаф с ящиками, устанавливаемый в подъезде многоэтажного жилого дома. Абонентские шкафы могут быть сгруппированы и устанавливаться на доставочных участках вне подъездов домов [9. С. 94].

Ключевые слова

Tomsk region, mechanization and automation, postal laboratory, Post service, Томская область, механизация и автоматизация, лаборатория почтовой связи, почтовая связь

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Гашкова Ольга СергеевнаТомский государственный университетаспирант кафедры истории и документоведенияolga-gashkova@rambler.ru
Всего: 1

Ссылки

Анализ состояния связи в области за 1989 г. // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1495.
Документы о внедрении моторизованной доставки периодической печати в районах области (приказы, планы, расчёты, схемы) // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1407.
Информация о проведении рейдов по проверке состояния доставки периодической печати и корреспонденции по г. Томску и области // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1405.
The Unites State Postal service. An American history 1775-2006. / Publication 100. 85 р. URL: https://about.usps.com/publications/pub100/welcome.htm (дата обращения: 07.12.2015).
Статистические отчёты об аттестации и рационализации рабочих мест ф 1-рм за 1980 г. (сводный и подведомственных предприятий) // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1504.
Транспорт и связь в России : стат. сб. Госкомстат России // Университетская информационная система «Россия». М., 1999.
Статистические отчёты об аттестации и рационализации рабочих мест ф 1-рм за 1988 г. (сводный и подведомственных предприятий) // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1464.
Интервью с Ф.М. Астаховым от 24.01.2016 // Личный архив автора.
Интервью с Ф.М. Астаховым от 26.07.2015 // Личный архив автора.
Статистические отчёты о работе почтовой связи ф 18-связь, 21-связь за 1991 г. (сводный и подведомственных организаций) // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1569.
Статистические отчеты о работе почтовой связи ф 1-сеть, 2 за 1988 г. (сводный и подведомственных предприятий) // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1470.
Интервью с Ф.М. Астаховым (в 1963-1985 гг. - начальник Томской автобазы связи; в 1985-1993 гг. - заместитель начальника по почтовой связи Томского ПТУС) от 14.11.2015 // Личный архив автора.
Сергеев И.В. Экономика предприятия : учеб. пособие. М. : Финансы и статистика, 2000. 179 с.
Вултах С.Г., Ривин Л.Я. Почта Сибири и Дальнего Востока. М. : Связь, 1980. 120 с.
По Сибирскому тракту к электронной почте / под ред. В.Г. Барова. Новосибирск: Редакционно-издательский центр правления Новосибирской областной общественной организации «Общество книголюбов», 2004. 402 с.
Морев В. А. Почтовая техника и особенности перевозки почты и товаров в Сибири в XIX - начале XX в. // Вестник Томского государственного университета. История. 2011. № 3 (15). С. 140-145.
Миркин В.В. Модернизация телефонной связи и первые автоматические телефонные станции Западной Сибири (1920-1940-е гг.) // Вестник Томского государственного университета. 2011. № 353. С. 104-106.
Миркин В.В. Техника и технологии советского радио в восьмой и девятой пятилетках // Вестник Томского государственного университета. 2013. № 370. С. 93-98.
Шаманаев И.П. Почта нужна всем. М. : Радио и связь, 1981. 112 с.
Миркин В.В., Морев В.А. История связи Западной Сибири в 1890-1940-е гг. Томск : Оптиум, 2008. 312 с.
Хлытчиев С.М. Теоретические основы почтовой связи : учеб. для вузов связи. М. : Радио и связь, 1990. 280 с.
Бутенко Б.П. Технологические процессы в почтовой связи. Кн. 2. Основы функционирования : учебник для студентов вузов связи. М.: Радио и связь, 1998. 128 с.
Бутенко Б.П. Технологические процессы в почтовой связи. Кн. 1. Основные характеристики и техническое обеспечение : учеб. для сту дентов вузов связи. М.: Радио и связь, 1998. 176 с.
Годовые отчёты о работе лаборатории почтовой связи за 1983-1985 гг. // ГАТО. Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1375.
Шнырева Н. Н. Организация и эксплуатация почтовой связи : учеб. для техникумов. М. : Радио и связь, 1986. 328 с.
Справка о работе и состоянии средств почтовой связи в области за 1981-1985 гг. // Государственный архив Томской области (ГАТО). Ф. Р-1134. Оп. 3. Д. 1394.
Яковлев Я. А., Рассамахин Ю.К. Рассказы о томской почте. Томск : Изд-во Том. ун-та, 2003. 780 с.
Закон СССР «О государственном предприятии (объединении)» от 30.06.1987 № 7285-XI / Электронный фонд правовой и научнотехнической документации «Консорциум «Кодекс». Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/9049736, свободный (дата обращения: 30.11.2015).
 Деятельность лаборатории почтовой связи Томской области в 1983-1991 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 408.

Деятельность лаборатории почтовой связи Томской области в 1983-1991 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 408.