Создание Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и позиция Японии и других партнеров США в АТР | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 409. DOI: 10.17223/15617793/409/16

Создание Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и позиция Японии и других партнеров США в АТР

Рассматривается реакция основных партнеров США в Азиатско-Тихоокеанском регионе - Японии, Южной Кореи и Австралии, а также Новой Зеландии и некоторых стран Юго-Восточной Азии - на создание Китаем в 2015 г. Азиатского банка инфраструктурных инвестиций. Деятельность этой структуры направлена на вовлечение как можно большего количества стран региона в орбиту экономического влияния КНР и формирование противовеса контролируемым Западом Международному валютному фонду, Всемирному банку и Азиатскому банку развития. Автор прослеживает, как менялась позиция стран и с какими факторами это было связано. Исследование опирается на привлечение большого количества источников, в том числе учредительных документов АБИИ и актуальных материалов китайских, японских, южнокорейских, австралийских, российских и западных СМИ.

The launch of the China-initiated Asian Infrastructure Investment Bank and the reaction of Japan and other US allies in .pdf Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) - новая международная экономическая организация, создание которой было инициировано Китайской Народной Республикой. Формирование организации шло в течение 2013-2015 гг. В нем можно выделить несколько этапов. Впервые идея учреждения нового банка была озвучена председателем КНР Си Цзиньпином в октябре 2013 г. [1]. Далее началась детальная проработка концепции новой структуры. Уже тогда китайская сторона давала понять, что основной задачей банка будет являться, с одной стороны, «оспаривание» доминирования в международных экономических организациях США и их союзников [2] и создание своего собственного инструмента в системе глобального финансового регулирования [3], а с другой - инвестиционная поддержка проектов Пекина в рамках инициативы «Один пояс - один путь». По мнению властей КНР, такая структура необходима Азии для «развития реального сектора экономики» [4]. По сути, была заложена основа для того, чтобы «замкнуть» инвестиционные проекты в области инфраструктуры на новой посреднической структуре, что отвечало долгосрочным интересам Китая. Центральные СМИ КНР писали о «беспредельном очаровании инициативы создания АБИИ» для Азии, «концентрации совместных усилий Азии и сотрудничестве со всем миром» [5], а видные китайские эксперты-экономисты заявляли, что «многим странам Азии не хватает финансирования строительства объектов инфраструктуры, в настоящее время это является реальной проблемой... Вслед за формированием и развитием деятельности банка обязательно ускорится строительство инфраструктурных объектов в слаборазвитых районах, а расширение транспортно-ком-муникационной взаимосвязанности Азии также будет способствовать выходу за границу китайских предприятий» [6]. В течение года по инициативе Пекина с целью обсуждения процесса создания организации были проведены пять многосторонних совещаний и встреча на уровне министров. В итоге в октябре 2014 г. в Пекине представителями 21 страны (КНР, Казахстан, Бангладеш, Бруней, Камбоджа, Индия, Кувейт, Лаос, Малайзия, Монголия, Мьянма, Непал, Оман, Пакистан, Филиппины, Катар, Сингапур, Шри-Ланка, Таиланд, Узбекистан и Вьетнам) был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию АБИИ [7]. Следующей вехой в создании новой организации стал Боаоский международный экономический форум 2015 г. Этот форум проводится Китаем ежегодно и часто называется «азиатский Давос». В течение нескольких дней работы форума велось активное обсуждение новой структуры, а количество стран, выразивших желание вхождения в АБИИ в качестве соучредителей, достигло 42. Финальным сроком подачи заявки Министерство финансов КНР определило 31 марта 2015 г., а сроком, до которого заявки должны были быть рассмотрены, - 12 апреля 2015 г. [8]. Тогда же китайское руководство озвучило заверения в том, что будет «способствовать расширению взаимодополняемости и координации работы АБИИ и других многосторонних финансовых институтов, таких как Азиатский банк развития и Всемирный банк» [9]. Нужно отметить, что руководство международных финансовых институтов воздержалось от открытой конфронтации с инициативой Пекина, хотя американские эксперты и предрекали возможность развития таковой [10]. Директор-распорядитель МВФ К. Ла-гард выразила готовность сотрудничать с АБИИ [11]; такую же позицию, что с большим удовлетворением отмечалось китайскими СМИ, озвучил и президент ВБ Джим Ен Ким [12]. Президент АБР Такэхико Накао в своих оценках был более сдержанным и отметил, что, «учитывая растущий спрос на кредиты, образование новой финансовой структуры - естественный процесс», но в то же время (с учетом, надо полагать, конкуренции со стороны АБИИ в перспективе) пообещал, что АБР увеличит объемы кредитования своих азиатских партнеров [13]. Итоговый учредительный документ АБИИ - Соглашение о создании банка [14] - был подписан 29 июня 2015 г. в Пекине. Соучредителями новой организации стали 57 государств. Крупнейшим по объему вложений участником и, как следствие, крупнейшим акционером банка, имеющим, согласно учредительному документу, наибольшие полномочия в принятии решений, стала КНР [14]. После этого началась процедура ратификации соглашения в органах законодательной власти стран-соучредителей, и, наконец, 16 января 2016 г. банк официально начал работу. Его штаб-квартира расположилась в Пекине, президентом был назначен бывший заместитель министра финансов КНР Цзинь Лицзюнь, а председателем совета управляющих - министр финансов КНР Лоу Цзивэй [15]. По сути, новая организация оказалась практически полностью подконтрольной КНР. Более того, заместитель министра финансов КНР Ши Яобинь на инаугурационной сессии банка сделал достаточно странное заявление о том, что «в начальный период работы АБИИ Китай не будет подавать заявки на получение кредитов» [16]. То есть, надо думать, в дополнение к посреднической выгоде от получения процента с кредитов другим странам, продвижения юаня как мировой валюты и лоббирования финансовой поддержки для интересных в первую очередь именно китайской стороне проектов в перспективе Пекин может рассматривать и такой способ получения выгоды с помощью новой структуры, как «прокручивание» через нее собственных займов. Создание новой многосторонней финансовой структуры, да еще подконтрольной КНР, несомненно, стало определенным вызовом интересам США в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Штаты сразу дистанцировались от АБИИ и с самого начала придерживались политики неприсоединения к этой инициативе Пекина. Тем не менее, учитывая интенсивное развитие китайско-американских экономических связей на современном этапе, определенная связь и мониторинг проекта имеют место. А некоторые крупные деятели американского бизнеса и вовсе обвиняют свое государство в «медлительности» в оценке возможностей АБИИ и необходимости считаться с новой структурой [17]. Глава АБИИ Цзинь Лицюнь осенью 2015 г. посетил Вашингтон, где в том числе выступил в Институте Брукингса с программной речью, посвященной новой организации [18]. Определенное осуждение было выражено США в связи со вступлением в АБИИ их европейских союзников, прежде всего Великобритании. В Китае же данный факт был воспринят с особым удовлетворением [19]. Что касается азиатских и тихоокеанских союзников США, то их реакция на создание новой структуры существенно различалась. Главный союзник США в АТР - Япония - заняла по отношению к АБИИ категоричную позицию и отказалась от членства в новой организации. Японские аналитики назвали АБИИ всего лишь «внутренним банком Китая»; кроме того, высказывалось сомнение в том, что он вообще может при нынешних пропорциях стран в уставном капитале, соотношении голосов, контроле китайской стороны над штаб-квартирой и руководящими постами считаться действительно международной организацией [20]. Акцентировался тот факт, что банк задуман как инструмент Китая в его прагматичной стратегии получения доступа к рынкам сбыта и ресурсам Центральной Азии и Ближнего Востока, которых требует его построенная на перепроизводстве различных товаров экономика [21]. Встречались и такие оценки: «АБИИ - стратегический вызов для японской нации, ее сотрудничества с другими странами Азии и участия в строительстве регионального миропорядка» [22]. Одними наблюдателями отмечалось, что интересы Японии, находящейся за бортом АБИИ, могут пострадать в связи с усилением благодаря новому банку сотрудничества Китая с государствами «Экономического пояса Шелкового пути» [23], другие же, наоборот, выражали сомнение в том, что банку есть что предложить японской стороне в плане перспективных проектов и экономического сотрудничества [24]. В Китае некоторые сомнения японской стороны и разногласия в среде японского бизнеса и СМИ по поводу вероятной выгоды от возможного присоединения страны к АБИИ были восприняты не без одобрения [25]. Однако официальная линия японского правительства пока остается в фарватере США. При этом, как заявил министр финансов Таро Асо, Япония намерена «следить за развитием банка» [26]. Другая страна - союзник США в Азии, Республика Корея, также не входила в число учредителей банка на предварительном этапе [7]. Как отмечалось в китайских СМИ, от сближения с новой организацией РК долгое время удерживали США [27]. Однако за пять дней до истечения срока подачи заявок Пекин был официально уведомлен о желании РК стать одним из учредителей банка. Как следовало из заявления южнокорейского Министерства финансов, от новой структуры ожидается привлечение большего количества инвестиций в регион и взаимодополняемость с функциями других уже имеющихся международных финансовых организаций [28]. Пожалуй, среди всех партнеров США в АТР Южная Корея начала демонстрировать в ходе торгово-экономического взаимодействия с Китаем в последние годы наибольшую лояльность Пекину даже тогда, когда это наносило открытый и серьезный ущерб ее собственным национальным интересам, как, например, в случае с соглашением о свободной торговле, против ратификации которого проводились масштабные демонстрации корейских граждан, особенно представителей профсоюзов и фермеров [29]. Как одно из последствий подобной лояльности можно рассматривать назначение президента Банка развития Кореи на пост заместителя председателя АБИИ [30]. Кроме того, после официального начала работы банка в январе 2016 г. буквально через месяц корейские СМИ сообщили о планах создания правительственными структурами и ведущими корпорациями РК специального консультативного органа, который будет вести сбор информации и работу по вовлечению корейских предприятий в возможные выгодные проекты АБИИ [31]. Страна заняла пятое место по объему вложений в капитал банка и количеству акций, а министр финансов РК заявил, что АБИИ будет играть «важнейшую роль» в экономическом росте стран Азии и борьбе с вызовами их экономической безопасности и выразил уверенность в возможной выгоде для южнокорейских компаний от членства страны в организации, хоть и оговорился, что «пока подробности не обнародуются» [32]. Третий союзник США в АТР - Австралия - на начальном этапе формирования АБИИ дистанцировалась от организационной работы [7] и заявила о присоединении к числу учредителей АБИИ лишь за три дня до истечения срока подачи заявок на вступление [33]. Премьер-министр Т. Абботт отметил, что, по его мнению, «Азиатский банк инфраструктурных инвестиций, работая вместе с другими ключевыми международными финансовыми институтами - Всемирным банком и Азиатским банком развития, способен играть важную роль в решении инфраструктурных проблем и стимулировании экономического роста в регионе, что может принести пользу Австралии. В последние месяцы был достигнут прогресс в определении структуры АБИИ, решении вопросов транспарентности его работы. Тем не менее у Австралии все еще остается ряд вопросов, связанных с деятельностью этого банка, и мы будем ставить их в ходе предстоящих консультаций» [34]. Отчасти свою роль сыграло вхождение в число учредителей АБИИ таких ведущих западных государств, как Великобритания, Германия и Франция. По сути, австралийское правительство поддержало этот тренд [35]. Австралийские эксперты, однако, отмечали, что присоединение их страны к АБИИ наряду с европейскими партнерами США, прежде всего Великобританией, можно считать «победой КНР в стратегическом соперничестве с США», эта организация подконтрольна именно КНР, и решения в ней, в отличие, например, от Банка БРИКС, Китай будет принимать, по сути, единолично [36]. Что касается других, не столь крупных партнеров США в АТР, то Новая Зеландия включилась в процесс формирования новой структуры еще в январе 2015 г. и рассчитывала получить в качестве «первой развитой страны среди учредителей АБИИ» как можно больше бонусов [37], а союзники США в Юго-Восточной Азии - Сингапур, Малайзия, Филиппины и Таиланд - с самого начала занимали лояльную позицию к инициативе Пекина. Все четыре государства вошли в число тех, кто подписал в 2014 г. меморандум о создании АБИИ [6]. Сингапур тогда же и вовсе выразил свою поддержку китайской инициативе создания зоны свободной торговли. Китайское руководство в лице председателя Си Цзиньпина подчеркнуло, что планирует вместе с АСЕАН, в том числе посредством АБИИ, «создавать сообщество с общей судьбой, тем самым стимулируя региональный мир, стабильность и процветание» [38]. Впоследствии все эти государства подписали Соглашение о создании банка в 2015 г. и начали процедуру его ратификации в своих органах законодательной власти. Таким образом, реакция партнеров США в АТР на создание Китаем такой структуры, как АБИИ, существенно различалась и напрямую зависела от уровня лояльности в их отношениях с Пекином: от полного отторжения новой структуры, как это произошло в случае с Японией, до безоговорочного принятия ее условий (в случае со странами Юго-Восточной Азии). Можно предположить, что причины заинтересованности той же Южной Кореи кроются не только в надежде и желании получить доступ к распределению финансовых резервов, накопленных КНР и вложенных в большом объеме в АБИИ, но и в планах корейских транснациональных корпораций лоббировать свое участие в крупных инфраструктурных проектах, для финансирования которых официально и создан АБИИ. Однако трудно поверить в то, что Китай станет делиться с кем-либо достаточным объемом выгоды, учитывая, что технология «тройного» зарабатывания бонусов на подобных проектах отработана КНР во многих развивающихся странах, когда типичная схема выглядит так: китайская сторона выделяет своему зарубежному партнеру «связанный» кредит, зарабатывая на процентах, а также на заказе (на сумму этого кредита) китайского же оборудования и работы китайских подрядчиков. Однако ожидания политических и бизнес-элит многих стран от участия в АБИИ остаются завышенными. В то же время, например, японская сторона отнеслась к итоговому вступлению в АБИИ Южной Кореи «спокойно», что, скорее всего, было связано именно с оценкой низкой вероятности получения масштабных выгод в конечном счете [39]. Можно отчасти согласиться с западными экспертами в том, что отсутствие в АБИИ США и Японии отнюдь не добавляет банку легитимности и веса в мировых экономических рейтингах [40], однако своих целей Пекин, в принципе, добился: все крупнейшие экономики АТР, кроме Японии, присоединились к АБИИ, что было для китайской стороны крайне важно в имиджевых целях. Кроме того, все эти государства внесли, пусть и в разной мере, свой вклад в капитал банка, хотя и не все, скорее всего, смогут обеспечить хоть сколько-нибудь весомое привлечение своих компаний к работе собственно в инфраструктурных проектах, которые будут финансироваться АБИИ. Наконец, стоит особо отметить присоединение к новой организации Сингапура как крупнейшего азиатского финансового центра. В то же время нельзя не сделать вывод о чрезмерном завышении ожиданий многих стран от участия в новой структуре и о том, что реальная эффективность участия той или иной экономики в работе АБИИ может быть оценена только после достижения полной ясности в вопросах отбора проектов для финансирования и первых результатов работы банка.

Ключевые слова

economic rivalry, USA, Asia-Pacific, Japan, China, Asian Infrastructure Investment Bank, экономическое соперничество, США, Азиатско-Тихоокеанский регион, Китай, Япония, Азиатский банк инфраструктурных инвестиций

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Муратшина Ксения ГеннадьевнаУральский федеральный университет им. первого Президента России Б.Н. Ельцинаканд. ист. наук, ассистент кафедры теории и истории международных отношенийksenia-kgm@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Japan reacts calmly to South Korean decision to join China-led AIIB // The Japan Times. 27.03.2015. URL: http://www.japantimes.co.jp/news/2015/03/27/world/japan-takes-south-koreas-decision-join-china-led-aiib-calmly/#.Vv6oxi59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
China's AIIB and OBOR: Ambitions and Challenges // The Diplomat. 9.10.2015. URL: http://thediplomat.com/2015/10/chinas-aiib-and-obor-ambitions-and-challenges/, free (reference date: 24.10.2015).
China-led bank 'shouldn't be hostage to history': expert // China Daily. 28.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/2015-03/28/content_19939022.htm, free (reference date: 20.03.2016).
Си Цзиньпин встретился с премьером Сингапура // Жэньминь жибао онлайн. 10.11.2014. URL: http://russian.people.com.cn//n/2014/1110/c31521-8806919.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
Earl G., Murray L. Asian Infrastructure Investment Bank a challenge for China // The Australian Financial Review Magazine. March 2015. URL: http://www.afr.com/news/world/asia/asian-infrastructure-investment-bank-a-challenge-for-china-20150319-1m2yfk, free (reference date: 24.01.2016).
Австралия присоединится к Азиатскому банку инфраструктурных инвестиций - премьер-министр // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 29 марта.
Australia ready to negotiate to join AIIB // NSNBC. 27.03.2015. URL: http://nsnbc.me/2015/03/27/australia-ready-to-negotiate-to-join-aiib/, free (reference date: 24.11.2015).
Australia announces it will join China-proposed bank // China Daily. 28.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/world/2015-03/28/content_19939018.htm, free (reference date: 20.03.2016).
S. Korea to launch consultative body for AIIB projects // Yonhap News. 25.02.2016. URL: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/ 2603000000.html?cid=AEN20160225007700320, free (reference date: 20.03.2016).
S. Korean minister sees AIIB's 'critical role' in Asia's growth // Yonhap News. 16.01.2016. URL: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/ 2603000000.html?cid=AEN20160116002300315, free (reference date: 20.03.2016).
Около 30 тысяч демонстрантов в центре Сеула требуют отставки президента Южной Кореи // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 5 дек.
KDB chief tapped as AIIB vice president // Yonhap News. 3.02.2016. URL: http://english.yonhapnews.co.kr/search1/2603000000.html?cid= AEN20160203003500320, free (reference date: 20.03.2016).
South Korea seeks to be AIIB founding member // China Daily. 27.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2015-03/27/content_19925554.htm, free (reference date: 20.03.2016).
Япония пока не намерена присоединяться к АБИИ, заявил глава Минфина // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 31 марта.
Мэйго цзунао Ханго цзяжу Ячжоу цзичу шэши тоуцзы инхан / на кит. яз. (США тормозят присоединение Южной Кореи к АБИИ) // Жэньминь жибао. 30.06.2014. URL: http://finance.people.com.cn/money/n/2014/0630/c42877-25218774.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
The AIIB has little to offer Japan and the U.S. // The Japan Times. 20.05.2015. URL: http://www.japantimes.co.jp/opinion/ 2015/05/20/commentary/japan-commentary/aiib-little-offer-japan-u-s/#.Vv6ozS59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
Жибэнь дуй Я тоусин ды фанчжэнь и цзибэнь цюэдин хо сян цзяжу май цзиньибу / на кит. яз. (Япония пока определяет свой курс в отношении Азиатского банка инфраструктурных инвестиций или уже сделала шаг в направлении вступления?) // News 163.com. 10.04.2015. URL: http://news.163.com/15/0410/20/AMS9C38800014JB5.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
Goju ka sanka de AIIB sousetsu keizai sonshitsu ureu keizaikai, NichiBei sanka wa byouyomi ka? / на яп. яз. (50 стран уже в АБИИ. США и Япония много теряют экономически: не пора ли и нам готовиться к вступлению?) // Nikkei Business. 1.07.2015. URL: http://www.nikkeibp.co.jp/atcl/matome/15/346919/063000004/?rt=nocnt, свободный (дата обращения: 24.11.2015).
The case for joining the AIIB // The Japan Times. 25.06.2015. Available at: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/06/25/commentary/japan-commentary/case-joining-aiib/#.Vv6ouy59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
Puro kara mireba AIIB wa kokusai kikan dewanai / на яп. яз. (С профессиональной точки зрения, АБИИ - не международная организация) // Toyou Keizai. 1.08.2015. URL: http://toyokeizai.net/articles/-/78842, свободный (дата обращения: 24.11.2015).
Why Japan won't join the AIIB // The Japan Times. 20.04.2015. URL: http://www.japantimes.co.jp/opinion/2015/04/20/commentary/japan-commentary/japan-wont-join-aiib/#.Vv6osS59qpp, free (reference date: 20.03.2016).
Инго мэйти: Я тусин бэйхоу ди Мэй Чжун цзяолян / на кит. яз. (Британские СМИ: АБИИ - площадка для соперничества Китая и США) // Sina.com. 17.03.2015. URL: http://finance.sina.com.cn/world/20150317/082121737396.shtml, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
Цзинь Лицюнь шо Я тоусин цзян цзяньли фухэ 21 шицзи яоцю ды гао бяочжунь чжили тиси / на кит. яз. (Цзинь Лицюнь: АБИИ будет следовать высоким стандартам управления XXI в.) // Синьхуа. 22.10.2015. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2015-10/22/c_1116909345.htm, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
Financial futures founder: US too slow in accepting AIIB // China Daily. 27.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/boao2015/ 2015-03/27/content_19930125.htm, free (reference date: 20.03.2016).
Цзинь Лицзюнь назначен президентом АБИИ // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2016. 16 янв.
На первых порах Китай не будет обращаться в АБИИ за кредитами - Минфин КНР // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2016. 16 янв.
Азиатский банк развития увеличит объемы кредитования до 20 млрд долларов // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 2 мая.
Articles of Agreement // The Asian Infrastructure Investment Bank official website. URL: http://www.aiib.org/uploadfile/2015/0814/ 20150814022158430.pdf, free (reference date: 23.11.2015).
МВФ приветствует создание АБИИ, подтвердила Кристин Лагард // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 16 апр.
Ши син хуаньин Чжунго чоуцзянь ячжоу цзичу шэши тоуцзы инхан чаньи / на кит. яз. (Всемирный банк приветствует создание Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций) // Синьхуа. 28.06.2014. URL: http://news.xinhuanet.com/world/2014-06/28/c_1111361994.htm, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
China-backed investment bank welcomes all countries: Xi // China Daily. 28.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/2015- 03/28/content_19936479.htm, free (reference date: 30.11.2015).
Schuman M. Whose Money Will the World Follow? // Bloomberg. 15.05.2015. URL: http://www.bloomberg.com/news/articles/2015-05-14/u-s-china-rivalry-whose-money-will-the-world-follow-,free (reference date: 20.03.2016).
Countries rushing to join AIIB // China Daily. 30.03.2015. URL: http://www.chinadaily.com.cn/business/boao2015/2015- 03/30/content_19947316.htm, free (reference date: 30.11.2015).
Азиатские страны приветствуют формирование Азиатского банка инфраструктурных инвестиций // Жэньминь жибао онлайн. 25.11.2014. URL:http://russian.people.com.cn//n/2014/1125/c31520-8813489.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
Создан Азиатский банк инфраструктурных инвестиций // Центразия.ру. 30.10.2014. URL: http://www.centrasia.ru/news2.php?st= 1414655100, свободный (дата обращения: 23.11.2015).
Финансовое сотрудничество будет способствовать росту реального сектора экономики Азии - Цзэн Пэйянь // Жэньминь жибао онлайн. 25.11.2014. URL: http://russian.people.com.cn//n/2014/1125/c31520-8813501.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
АБИИ сыграет своеобразную роль в концентрации совместных усилий Азии и содействии сотрудничеству со всем миром // Жэньминь жибао онлайн. 2.04.2015. URL: http://russian.people.com.en/n/2015/0402/c31518-8872875.html, свободный (дата обращения: 2.01.2016).
Си Цзиньпин встретился с представителями стран, прибывшими для участия в церемонии подписания Меморандума о подготовке к со зданию Азиатского банка инфраструктурных инвестиций // Жэньминь жибао онлайн. 24.10.2014. URL: http://russian.people.com.cn/n/ 2014/1024/c31521-8799662.html, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
Китай может получить право вето в АБИИ - СМИ // Пульс планеты-Азия ИТАР-ТАСС. 2015. 16 июня.
Чжунго цзян чжудао чэнли Ячжоу цзичу шэши тоуцзы инхан / на кит. яз. (Китай станет лидером Азиатского банка инфраструктурных инвестиций) // Sina.com. 23.10.2014. URL: http://finance.sina.com.en/stock/usstock/c/20141023/074220617382.shtml, свободный (дата обращения: 20.03.2016).
 Создание Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и позиция Японии и других партнеров США в АТР | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 409. DOI: 10.17223/15617793/409/16

Создание Китаем Азиатского банка инфраструктурных инвестиций и позиция Японии и других партнеров США в АТР | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 409. DOI: 10.17223/15617793/409/16