Факторы развития сетевых образовательных программ между вузами России и Кыргызстана | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 411. DOI: 10.17223/15617793/411/27

Факторы развития сетевых образовательных программ между вузами России и Кыргызстана

Анализируются условия, содействующие или препятствующие развитию связей российских вузов с вузами Кыргызстана в форме совместных образовательных программ. В частности, рассматриваются параметры двухуровневой системы высшего образования Кыргызстана, включая требования государственных образовательных стандартов; проблема финансирования образования и стоимость обучения в Кыргызстане; рейтинг кыргызских вузов на основе среднего балла зачисленных студентов. Формулируются соответствующие рекомендации российским вузам.

Factors influencing the development of network educational programs between Russian and Kyrgyz universities.pdf Развитие интеграции в рамках Евразийского экономического сотрудничества (ЕАЭС) требует интенсификации сотрудничества стран объединения в сфере образования. Совместная подготовка квалифицированных кадров в соответствии с запросами единого рынка, формирование круга специалистов в новой области евразийской интеграции как для институтов ЕАЭС, так и для широкого круга государственных органов и организаций, обеспечение признания компетенций граждан, получивших образование в странах ЕАЭС, являются важнейшими условиями повышения мобильности и качества рабочей силы и, соответственно, эффективности экономической интеграции в рамках ЕАЭС. В силу сохраняющихся разногласий между странами сфера образования не вошла в компетенцию ЕАЭС. Инициатива российского руководства создать механизм сотрудничества за рамками Договора о ЕАЭС - через подписание 13 апреля 2016 г. Меморандума о сотрудничестве по вопросам образовательного и научно-технологического сотрудничества на евразийском пространстве - пока носит рамочный характер. Кроме того, к меморандуму не присоединился Казахстан. Поэтому определяющей в формировании единого образовательного пространства стран ЕАЭС остается роль образовательных организаций. Показательно в этом смысле решение Евразийской ассоциации университетов учредить Евразийский сетевой университет как консорциум вузов, в том числе для подготовки кадров для ЕАЭС на сетевой основе (меморандум был подписан ректорами вузов-участников ассоциации 12 апреля 2016 г. в Москве). Среди стран ЕАЭС сотрудничество с вузами Кыргызстана является перспективным в силу разных факторов. Во-первых, в постбакиевский период развития страны сложился более благоприятный политический климат в двусторонних отношениях. Бишкек, продолжая декларировать принцип многовекторности, сделал выбор в пользу более тесных связей с Россией. Во-вторых, в Кыргызстане русский язык сохраняет прочные позиции. Его статус официального языка закреплен в конституции страны. Он широко используется в разных сферах, включая образование. В сфере высшего образования он абсолютно доминирует: так, по данным Национального статистического комитета Кыргызской Республики за 2013/14 уч. г., из 223 тыс. студентов кыргызских вузов 162 тыс. обучались на русском языке [1. C. 293]. Важным также является тот факт, что при реформировании высшего образования власти Кыргызстана в целом ориентируются на содержание и ход реформ в России. Как и Россия, Кыргызстан перешел на двухуровневую структуру высшего образования, состоящую из бакалавриата (требование к сроку освоения программы - не менее 4 лет обучения по очной форме) и магистратуры (не менее 2 лет обучения по очной форме). Последний массовый выпуск специалистов состоялся в 2016 г. Пятилетний специалитет остался по ограниченному количеству направлений подготовки, а послевузовское профессиональное образование по-прежнему предполагает реализацию программ подготовки научных и научно-педагогических кадров с учеными степенями кандидата и доктора наук [2]. Требования макетов государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования, утвержденных правительством Кыргызстана в 2011 г., близки к российским: учебный год составляет не менее 60 зачетных единиц; 1 зачетная единица для очной формы обучения - 30 часов всей учебной работы студента; максимальное количество учебной нагрузки студента в неделю - 45 часов; объём аудиторных занятий по программам бакалавриата и магистратуры определяется в пределах 50% от общей нагрузки студента [3]. За образец при выработке образовательных стандартов по конкретным направлениям обучения берутся российские аналоги, что должно облегчить согласование совместных программ кыргызских и российских вузов. Тексты государственных стандартов отсутствуют в открытом доступе в Интернете, их можно получить по запросу у вуза-партнера. Кыргызстан - одно из беднейших государств постсоветского пространства. Практика копирования российских образовательных стандартов - лишь еще одно следствие проблемы недостаточного государственного финансирования образования в Кыргызстане. Размер заработной платы в вузах до сих пор очень низкий (150-200 долл. США у преподавателей со степенью в ведущих вузах, за исключением международных университетов), как следствие, преподаватели берут большую учебную нагрузку и не могут полноценно заниматься наукой, распространены взятки за положительную оценку по учебным курсам. В случае реализации совместных программ с кыргызскими вузами это может потребовать от российских вузов усилий по выравниванию уровня подготовки кыргызских студентов. Платное обучение в вузах Кыргызстана, за редким исключением, значительно дешевле, чем в России: вузы демпингуют в борьбе за абитуриентов, и средняя стоимость обучения составляет 26 тыс. сомов (около 25 тыс. российских рублей) [4]. Стоимость обучения также контролируется государством через антимонопольное ведомство. С учетом уровня доходов населения прием кыргызских студентов на платной основе носит ограниченный характер. Таким образом, требуются те или иные решения для выделения вузами России дополнительных бюджетных мест под совместные программы с кыргызскими вузами. Кроме того, в Кыргызстане действуют несколько сильных международных вузов с приемом на бюджетной основе или со скидками по оплате обучения, а также многочисленные государственные и частные организации, фонды, программы третьих стран (прежде всего США, Турции, стран ЕС), нацеленные на кыргызских школьников и студентов. Один из возможных вариантов действий российских вузов в этой конкурентной среде - «правильная» информационно-разъяснительная работа в отношении кыргызских студентов, подразумевающая очень конкретное, «на пальцах», объяснение всех возможностей и стимулов, которые существуют для студентов-бюджетников в России. В структуре направлений подготовки высшей школы Кыргызстана абсолютно преобладают гуманитарные специальности, что не соответствует потребностям экономики страны. Имеется большой дефицит кадров в технических и естественнонаучных областях. Помимо традиционно важных для экономики сельского хозяйства и горнодобывающей отрасли, ожидается рост потребностей в кадрах для гидроэнергетики, добычи и транспортировки газа, что следует учитывать российским техническим вузам. Вузы Кыргызстана отсутствуют в основных, глобальных списках международных рейтингов QS, Times Higher Education или шанхайского ARWU. Из региональных рейтингов кыргызские вузы представлены только в рейтинге QS «Emerging Europe and Central Asia» (бывшие социалистические страны, включая бывшие советские республики, и Турция). В версии рейтинга 2015 г. это были Американский университет Центральной Азии (101-110-е место) и Кыргызский государственный технический университет (без места в рейтинге), в версии 2016 г. остался только Американский университет Центральной Азии (111-120-е место) [5]. Из других стран постсоветской Центральной Азии в этом рейтинге присутствуют, достаточно широко, только вузы Казахстана. Выпускники кыргызских школ проходят «общереспубликанское тестирование» (ОРТ) - аналог российского ЕГЭ. ОРТ организуется негосударственной организацией, его результаты считаются в целом объективными. По итогам поступления выпускников школ в вузы ежегодно публикуются статистические данные о среднем балле зачисленных студентов на бюджетные и платные места в разрезе вузов и направлений подготовки [6]. Эти данные, полученные на основе общереспубликанского тестирования 2015 г., позволяют составить неофициальный внутренний рейтинг вузов Кыргызстана, подтверждаемый оценками опрошенных представителей системы высшего образования страны (табл. 1, 2). Т а б л и ц а 1 Рейтинг вузов Кыргызской Республики, составленный по результатам конкурса на зачисление на грантовые (бюджетные) места (по среднему значению баллов зачисленных абитуриентов) [6] Название вуза Число зачисленных на грантовые места Среднее значение тестовых баллов Кыргызская государственная медицинская академия им. И.К. Ахунбаева 409 185,4 Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики 54 183,7 Кыргызско-Турецкий университет Манас 106 174,2 Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина 188 162,9 Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова 535 162,5 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева 184 153,0 Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына 462 148,4 Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Исанова 375 143,9 Ошский государственный университет 386 143,4 Иссык-Кульский государственный университет имени К. Тыныстанова 114 137,8 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева 275 135,9 Жалал-Абадский государственный университет 182 134,0 Кыргызский аграрный университет им. К.И. Скрябина 208 132,7 Кыргызско-Узбекский университет 101 132,3 Академия МВД им. Э.А. Алиева 116 131,5 Таласский государственный университет 59 128,2 Нарынский государственный университет им. С. Нааматова 69 127,7 Военный институт Вооруженных сил Кыргызской Республики имени К. Усенбекова 71 126,9 Баткенский государственный университет 93 125,0 По данным за 2013/14 уч. г., в Кыргызстане действовало 55 высших учебных заведений. Из них 34 государственных и 21 частный вуз, при этом по численности студентов государственные вузы доминируют - 196 тыс. студентов против 27 тыс. (12%) в частных вузах [1. С. 174]. Ведущие вузы находятся в столице страны г. Бишкек. Среди вузов широкого профиля наибольшей популярностью пользуются университеты с международным участием. Во-первых, это Американский университет в Центральной Азии (АУЦА), работающий при финансовой поддержке Агентства США по международному развитию и американских частных фондов. В нем обучение ведется только на английском языке и только на платной основе. Стоимость обучения очень высокая по местным меркам, например 5 750 долл. США в год по программам бакалавриата, однако оказывается различная финансовая поддержка. По оценкам АУЦА, более 90% студентов вуза из Кыргызстана и других стран СНГ получали финансовую помощь в 2015/16 уч. г. [7]. Средний балл ОРТ поступивших в АУЦА, по итогам 2015 г., по всем специальностям - 181,8, число зачисленных на первый курс - 234 чел. В структуре обучения большинство - гуманитарные направления подготовки. По итогам обучения выдаются два диплома: американский через партнерство с Бард Колледжем США и кыргызский диплом государственного образца. Во-вторых, популярны вузы с турецким участием: прежде всего Кыргызско-Турецкий университет Ма-нас (К-ТУ Манас), а также Международный университет Ата-Тюрк Алатоо. К-ТУ Манас действует на основе межправительственного соглашения и является государственным вузом, финансируемым в основном за счет турецкого правительства. Обучение ведется только на бюджетной основе, средний балл поступивших в 2015 г. на основе ОРТ граждан Кыргызстана - 174,2 (106 мест). Общее количество студентов в вузе - около 5 тыс. чел. [8]. Видимо, во много раз большая часть студентов поступают в К-ТУ Манас на бюджетные места, финансируемые Турцией. По ним зачисление проводится на основе не результатов ОРТ, а отдельно организуемых вступительных экзаменов. Т а б л и ц а 2 Рейтинг вузов Кыргызской Республики, составленный по результатам конкурса на зачисление на контрактные места (по среднему значению баллов зачисленных абитуриентов) [6] Число зачисленных Среднее значение тестовых баллов Название вуза на контрактные места Американский университет в Центральной Азии 234 181,8 Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева 483 169,5 Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина 1084 160,0 Международный университет Ата-Тюрк Алатоо 524 158,0 Институт интеграции международных образовательных программ Кыргызского национально 394 148,1 го университета им. Ж. Баласагына Дипакадемия МИД КР 29 146,4 Академия государственного управления при Президенте Кыргызской Республики 191 141,7 Бишкекская финансово-экономическая академия 61 139,5 Кыргызская государственная юридическая академия 1079 139,5 Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбекова 485 138,1 Академия туризма 187 137,9 Международный университет Кыргызстана 325 136,5 Юридический институт при КНУ им. Ж. Баласагына 207 135,5 Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова 1105 135,3 Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева 1169 134,7 Институт экономики и финансов при КНУ им. Ж. Баласагына 326 134,5 Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры 644 133,4 им. Н. Исанова Восточный университет им. М. Кашгари-Барскани 163 133,1 Кыргызско-Российская академия образования 130 132,7 Международный университет инновационных технологий 50 132,2 Ошский государственный университет 1930 131,3 Кыргызско-Китайский институт при КНУ им. Ж. Баласагына 169 131,1 Международная академия управления, права, финансов и бизнеса 30 130,9 Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына 898 129,7 Иссык-Кульский государственный университет им. К. Тыныстанова 148 127,9 Университет экономики и предпринимательства г. Жалал-Абада 88 127,4 Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева 423 126,4 Кыргызский аграрный университет им. К.И. Скрябина 113 126,3 Ошский государственный юридический институт 126 126,2 Жалал-Абадский государственный университет 304 126,1 Академия МВД им. Э.А. Алиева 45 126,0 Ошский технологический университет им. М.М. Адышева 254 124,5 Институт целевой подготовки педагогических кадров при КНУ им. Ж. Баласагына 38 124,0 Нарынский государственный университет им. С. Нааматова 75 123,8 Таласский государственный университет 38 123,4 Кыргызско-Узбекский университет 102 122,5 Ошский государственный педагогический институт 82 121,6 Баткенский государственный университет 110 120,3 Направления подготовки - в основном гуманитарные специальности, языки обучения - турецкий и кыргызский. Выдаются два диплома о высшем образовании -турецкий и кыргызский. Международный университет Ата-Тюрк Алатоо -частный вуз, принимающий студентов только на платной основе. Студентам, показавшим высокие результаты ОРТ на олимпиадах и вступительных испытаниях, предоставляются скидки на обучение. Количество поступивших на основе результатов ОРТ в 2015 г. - 524, средний балл - 158. Подготовка также осуществляется в основном по гуманитарным специальностям, основной язык обучения - английский. Оба вуза опираются на систему турецких лицеев «Себат», действующих в качестве учебных заведений среднего образования в разных городах Кыргызстана. АУЦА, К-ТУ Манас и Международный университет Ата-Тюрк Алатоо в своей деятельности ориентированы на развитие связей с вузами соответственно США и Турции и являются проводниками доминирующих в этих странах подходов и идеологий. Даже без учета текущей международно-политической ситуации они не могут рассматриваться как перспективные партнеры российских вузов в Кыргызстане. В-третьих, также популярным, особенно среди русскоязычного населения Кыргызстана, является Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина (КРСУ). Средний балл поступивших в КРСУ в 2015 г., по результатам ОРТ, на бюджетные места - 162,9 (188 мест), на платные места - 160 (1084 места). КРСУ действует на основе межправительственного соглашения и насчитывает больше 11 тыс. студентов. Как и в случае с К-ТУ Манас, большая часть студентов поступают на бюджетные места на основе не результатов ОРТ, а отдельно организуемых вступительных экзаменов (эти места финансируются из российского бюджета). Преподавание ведется на русском языке в соответствии с образовательными стандартами России и Кыргызстана, по итогам обучения выдаются кыргызский и российский дипломы государственного образца. Университет участвует в проектах Сетевого университета СНГ и Университета ШОС. По данным официального сайта КРСУ, на базе университета действуют учебно-методические объединения вузов Кыргызстана по следующим специальностям и направлениям: механика, физика, астрономия, метеорология, психология, менеджмент [9]. Среди других ведущих широкопрофильных университетов Кыргызстана, расположенных в г. Бишкеке, - Кыргызский государственный технический университет им. И. Раззакова (КГТУ). Средний балл поступивших в КГТУ в 2015 г., по результатам ОРТ, на бюджетные места близок к показателю КРСУ- 162,5 (535 мест), на платные места заметно ниже - 135,3 (1105 мест). КГТУ является координатором и ключевым участником с кыргызской стороны в Российско-Кыргызском консорциуме технических университетов, созданном в 2013 г. По данным, озвученным доцентом НИУ МЭИ С.В. Ширинским на Пятой российско-киргизской межрегиональной конференции в Уфе 2 июня 2016 г., в 2015/16 уч. г. мобильность студентов по совместным образовательным программам консорциума составила 122 чел. КГТУ интересен прежде всего техническим вузам России, тогда как для классических вузов намного больший интерес представляет один из самых больших и старейший в стране Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына (КНУ). Численность студентов, по данным сайта КНУ, на 29.03.2016 составляла 23,3 тыс. чел. [10]. Средний балл поступивших в КНУ в 2015 г. по результатам ОРТ, на бюджетные места ниже, чем у вышеуказанных вузов: 148,4 баллов (462 места). Результаты зачисления на платные места приведены по ряду институтов вуза, а также в целом по вузу (видимо, по всем остальным институтам или факультетам вместе). Например, у находящегося в самой верхней строчке Института интеграции международных образовательных программ (объединял несколько факультетов КНУ) показатель 2015 г. - 148,1 балла (394 места), у следующего за ним Юридического института - 135,5 балла (207 мест). КНУ также является участником Сетевого университета СНГ и Университета ШОС. Обучение в КНУ по программам бакалавриата осуществляется в рамках двух отделений: на кыргызском и русском языках. В магистратуре чаще используется русский язык: например, по направлениям «Международные отношения» и «Регионоведение» обучение идет только на русском. Другие университеты Бишкека могут представлять интерес для отраслевых вузов или отдельных факультетов российских вузов. Например, Бишкекский гуманитарный университет им. К. Карасаева (БГУ), у которого средний балл поступивших в 2015 г. по результатам ОРТ на бюджетные места - 153 (184 места), на платные места - 134,7 (1169 мест). В БГУ девять гуманитарных факультетов, среди которых - факультет славяноведения, факультет журналистики и информационных систем, факультет экологии и менеджмента и др. Для российских гуманитарных вузов и факультетов также могут быть интересны Кыргызский экономический университет им. М. Рыскулбеко-ва (КЭУ), Кыргызская государственная юридическая академия (КГЮА), Кыргызский государственный университет им. И. Арабаева (КГУ, бывший педагогический институт), для других вузов - Кыргызская государственная медицинская академия им. И. К. Ахунбаева (имеет самый высокий средний балл поступивших на бюджетные места среди всех вузов Кыргызстана -185,4), Кыргызский государственный университет строительства, транспорта и архитектуры им. Н. Иса-нова (КГУСТА), Кыргызский национальный аграрный университет им. К.И. Скрябина (КНАУ) и др. Что касается вузов, расположенных в столицах регионов Кыргызстана, то в силу объективных причин они не могут быть приоритетными направлениями для российских вузов. Так, в г. Ош, неофициальной, южной столице Кыргызстана, находится один из крупнейших в стране Ошский государственный университет (численность студентов около 30 тыс. человек [11]), однако преподавание в нем ведется преимущественно на кыргызском языке и большинство студентов не владеют русским языком на хорошем уровне. В остальных региональных вузах уровень подготовки принятых абитуриентов значительно ниже, чем в ведущих столичных университетах, о чем свидетельствуют средние баллы зачисленных по результатам ОРТ (см. табл. 1, 2). В целом следует отметить, что высшее образование в Кыргызстане является перспективным для российских вузов. Благоприятные политические условия, тесная связь и интеграция России и Кыргызстана, реформирование высшего образования Кыргызстана по российским образцам, знание русского языка значительной частью населения и его широкое использование в вузах, опыт работы ряда кыргызских университетов в сетевых проектах с участием российских вузов определяют благоприятные рамки для развития связей между вузами России и Кыргызстана. В то же время имеются осложняющие факторы: низкие доходы населения, слабое государственное финансирование, перекос в сторону гуманитарных специальностей, конкуренция со стороны международных вузов и зарубежных фондов.

Ключевые слова

Кыргызстан, Россия, высшее образование, сетевые образовательные программы, рейтинг университетов, Kyrgyzstan, Russia, higher education, network educational programs, university rankings

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Юн Сергей МироновичТомский государственный университетканд. ист. наук, доцент кафедры мировой политикиyun@dir.tsu.ru
Всего: 1

Ссылки

Образование и наука в Кыргызской Республике, 2009-2013 : стат. сб. Бишкек : Национальный статистический комитет Кыргызской Рес публики, 2014. 311 с.
Закон Кыргызской Республики «Об образовании» от 30 апреля 2003 г. // Министерство юстиции Кыргызской Республики. Централизо ванный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/1216 (дата обращения: 16.07.2016).
Постановление Правительства Кыргызстана «Об установлении двухуровневой структуры высшего профессионального образования в Кыргызской Республике» от 23 августа 2011 г. // Министерство юстиции Кыргызской Республики. Централизованный банк данных правовой информации Кыргызской Республики. URL: http://cbd.minjust.gov.kg/act/view/ru-ru/92802?cl=ru-ru#p3 (дата обращения: 16.07.2016).
Министр образования: В Кыргызстане цены на обучение занижены искусственно. 10.05.2016 // Информационное агентство K-News. URL: http://knews.kg/2016/05/10/ministr-obrazovaniya-v-kyrgyzstane-tseny-na-obuchenie-zanizheny-iskusstvenno/ (дата обращения: 29.07.2016).
QS University Rankings: Eastern Europe & Central Asia 2016 // QS World University Rankings. URL: http://www.topuniversities.com/universityrankings/eeca-rankings/2016#sorting=rank+region=+country=+faculty=+stars=false+search= (access date: 15.07.2016)
Результаты Общереспубликанского тестирования и зачисления на грантовые и контрактные места вузов Кыргызской Республики в 2015 году // Центр оценки в образовании и методов обучения. Бишкек, 2015. URL: http://testing.kg/media/uploads/files/result%20test% 20PDF%202002-2015/reportR2015.pdf (дата обращения: 15.07.2016).
Оплата за обучение // Американский университет в Центральной Азии. URL: https://auca.kg/ru/costs_scholarships_and_financial_aid/ (дата обращения: 15.07.2016).
О Манасе // Кыргызско-Турецкий университет Манас. URL: http://www.manas.edu.kg/index.php/ru/университет/общая-информация (дата обращения: 15.07.2016).
Общая информация // Кыргызско-Российский славянский университет им. Б.Н. Ельцина. URL: http://www.krsu.edu.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=846&Itemid=125&lang=ru (дата обращения: 15.07.2016).
Общая характеристика КНУ (обновлен 29.03.2016) // Кыргызский национальный университет им. Ж. Баласагына. URL: http://www.university.kg/index.php?option=com_content&view=article&id=200:2010-03-12-16-06-01&catid=46:cat-obshiesvedeniya&Itemid= 74 (дата обращения: 15.07.2016).
Поступающим // Ошский государственный университет. URL: http://www.oshsu.kg/univer/?lg=1&id_parent=6 (дата обращения: 16.07.2016).
 Факторы развития сетевых образовательных программ между вузами России и Кыргызстана | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 411. DOI: 10.17223/15617793/411/27

Факторы развития сетевых образовательных программ между вузами России и Кыргызстана | Вестн. Том. гос. ун-та. 2016. № 411. DOI: 10.17223/15617793/411/27