Харьковский исследователь древностей Казахстана (о Семене Анатольевиче Семенове-Зусере) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/5

Харьковский исследователь древностей Казахстана (о Семене Анатольевиче Семенове-Зусере)

Впервые прослежена судьба научного наследия харьковского ученого С.А. Семенова-Зусера, посвященная древней истории Казахстана. Научный труд «Древний Казахстан» был написан в эвакуации в г. Кзыл-Орде, куда волею судьбы попал ученый в годы Великой Отечественной войны. Он высказал ряд положений по истории этногенеза казахского народа, которые были доказаны значительно позднее. В силу идеологических причин книга не была опубликована и до сих пор хранится в музе археологии Харьковского университета.

The Kharkov researcher of Kazakhstan antiquities: Semen Semenov-Zuser.pdf Первые дни и месяцы Великой Отечественной войны стали серьезным испытанием для советского народа. Под жестоким натиском врага отступали красноармейские военные части, в спешном порядке шла эвакуация населения, промышленных предприятий, образовательных, научных и культурных организаций на восток страны. Одним из основных районов размещения эвакуированных предприятий и учреждений науки и культуры был Казахстан. В конце 1941 г. в г. Кзыл-Орду стали прибывать эвакуированные коллективы университетов и институтов Украины. В докладной записке ректора Харьковского государственного университета им. Горького А.В. Сазонова на имя председателя Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР Королева сообщалось: «Настоящим ставлю Вас в известность, что 10 декабря я вместе с группой научных работников, вышедших последними из гор. Харькова, прибыл в г. Кзыл-Орда Каз.ССР, куда согласно постановления правительства переведен Харьковский Госуниверситет им. Горького... Здесь в настоящее время находятся основные кадры профессорско-преподавательского состава в количестве 70 человек» [1. Л. 40]. В числе прибывших профессоров значился и известный ученый-историк, специалист по античному миру Семен Анатольевич Семенов-Зусер. В Кзыл-Орду он приехал с супругой Галиной Яковлевной. Из вещей взятых наспех из города, куда входили вражеские войска, были только книги и рукописи. Чтобы полнее представить научный круг интересов ученого, обратимся к его трудам и к его личности. Один из основателей Академии наук Казахской ССР, академик И. Мещанинов в своем отзыве от 28 февраля 1943 г. справедливо отмечал: «Имя С.А. Семенова-Зусера хорошо известно в кругах специалистов, изучающих древние периоды истории СССР. Первые, известные мне его работы относятся к периоду возобновления исследовательских полевых по изучению причерноморских колоний классического мира... В 1923 г. им издаются материалы по исследованию древнегреческих колоний /"Ольвия"/... В этом направлении написаны "Торговля в древности" и "Причерноморье" /1924 г./, "Торговые пути по западному побережью Черного моря" /1941 г./. Прослеживая причины колонизационного движения греков на юг Украины и в Крым, автору этих работ неминуемо пришлось столкнуться с вопросом о взаимоотношениях колонизатора с местным населением, что расширило научно-исследовательские интересы С. А. в сторону скифов... С. А. Семенов-Зусер издает ряд исследований: "Родовая организация у скифов Геродота" /1931 г./; "Скифы-кочевники на территории Причерноморья" /1939 г./. Расширение исследовательской проблематики с охватом греческих колоний; скифов, киммерийцев и Боспорского царства дало вполне законное основание затронуть также и другие культурные периоды древнейшего населения СССР, углубляя их в древнейшие периоды истории человечества вообще. Хорошее знакомство с памятниками древности и с научной литературой дали С. А. основание использовать свое временное пребывание в Казахстане уже в дни Великой Отечественной войны на изучение исторических памятников древнейших периодов истории Каз.ССР.» [2. П. 30. Д. 5. Л. 1]. Несмотря на тяготы военного времени и житейские проблемы эвакуации, Семен Анатольевич с головой уходит в новую работу. Помимо преподавательской деятельности в Объединенном Украинском университете он берется за освещение проблем изучения древнего Казахстана от палеолита до арабского завоевания за 25 лет советской власти. Ученый видит колоссальный исторический пласт у древнего Казахстана и задается целью «дать глубокое правдивое освещение героического прошлого народов Советского Союза, создавших с самых древнейших времен свою независимую, своеобразную, высокую культуру, входившую в круг великих древневосточных культур, показать наши огромные научные достижения и богатства - должно было служить в свою очередь ударом по врагу» [3. П. 18. Л. 166]. В тот период ученым-историкам древняя история Казахстана представлялась наиболее трудной и малоизученной областью исследования. Хронически не хватало квалифицированных кадров, к тому же репрессии 30-х гг. уничтожили цвет исторической науки Казахстана. Авторы книг по древнейшей истории Казахстана - Мухамеджан Тынышпаев (в прошлом депутат II Государственной Думы, основатель Коканд-ской и Казахской автономии), Санжар Асфендияров (казахский дворянин, царский полковник, герой Бру-силовского прорыва, директор Института востоковедения в Москве (1926 г.), позже нарком Казахстана) -были расстреляны, их труды были признаны буржуазными и вредными. Задача была не из легких. В 1944 г., ученый A. Машанов отмечал: «Перед исследователями древней истории Казахстана стоят довольно большие проблемы, касающиеся вопросов этногенезов древних племен, обитавших на территории Казахстана и сопредельных с ним стран. Не менее важными являются вопросы периодизации по уточнению и дальнейшему развитию, утверждению автохтонного зарождения и развития культуры, связанной с историей аборигенов края, по воссозданию палеогеографической среды окружавшей древнейшего человека на территории Казахстана и пр.» [4. П. 30. Д. 6. Л. 1]. Семенов-Зусер в процессе изучения вопроса по крупицам собирает все имеющиеся опубликованные труды, полевые археологические материалы и исследования по древней истории Казахстана. Во главу угла он ставит классические труды академика B.В. Бартольда. «Прекрасный знаток археологии и восточных источников, - говорится в предисловии учебника истории Казахской ССР (1943 г.), - B.В. Бартольд в своих работах "Очерк истории Семиречья", "Туркестан в эпоху монгольского нашествия", "О христианстве в Туркестане в домонгольский период" и других, построенных на огромном фактическом материале, показал, что народы восточных областей империи, которые в официальной литературе пренебрежительно трактовались как неисторические народы, на самом деле имели свою богатую, свою многообразную и высокую культуру.» [5. C. 24]. В своем исследовании С.А. Семенов-Зусер придерживается исторической концепции В. В. Бар-тольда, который выдвинул тезис о влиянии древне-иранской цивилизации на культурное прошлое тюркских народов Средней Азии, а также как специалист обращает особое внимание на греческую колонизацию этого края в эпоху Александра Македонского. За время пребывания в Кзыл-Орде, а позже в Харькове Семен Анатольевич готовит к печати две рукописи. Первая рукопись датируется февралем 1943 г. и состоит из 174 страниц. Это «Древний Казахстан (материалы по изучению истории древнего за 25 лет существования КазССР)». Вторая рукопись, 235 страниц, под названием «Древний Казахстан (материалы по изучению древнего Казахстана за советский период, от палеолита до арабского завоевания)» датируется 1946 г. В своей научной работе ученый обозначает главные темы, требующие изучения: физико-географическая среда древнего Казахстана; древнейший человек на территории Казахстана (палеолит); новокаменный век (неолит) в Казахстане; бронзовый век в Казахстане; железный век (исседоны); аримаспы; массагеты; саки; проблема народов юе-чжи (юе-ши) и тохары; усуни и кангюй (канглы); эпоха «переселения народов»; согдийская колонизация в Казахстане и др. В преамбуле своей монографии С.А. Семенов-Зусер заостряет внимание на необходимости изучения этого интересного в историческом отношении края: «Исследование страны Казахстана, как одной из угнетенных бесправных царских колоний, было в пренебрежении у буржуазной науки. Историей ее занимались чрезвычайно мало и в лучшем случае ограничивались изучением в части этнографии и антропологии, подменяя порой поздней археологией. Между тем история Казахстана на протяжении всей его жизни исключительно богата и разнообразна. Здесь весьма рано создавались пестрые и сложные оседлые культуры, сочетавшиеся, как правило, со своеобразными и амальгамными культурами кочевых народностей, двигавшихся с востока и севера через горные массивы и голые песчаные пустыни. Географическое положение Казахстана способствовало тому, что он с глубокой древности служил уже ареной мощных передвижений народов и узлом исторических событий. Богатые травянистые степи и плодоносные долины многоводных рек Сыр-Дарьи и Аму-Дарьи, обильные камышом и густыми зарослями крутые берега глубоких пресных и соленых озер вместе с быстрыми горными реченками и притоками, широкие низменности Аральского и Каспийского морей являлись областями устремления многочисленных народов, а впоследствии центрами крупных государственных образований. Племена и народы, привлекаемые естественными богатствами территорий с роскошными пастбищами, плодороднейшей почвой и природными оросительными каналами - арнами и каризами, оседали одни в удобных для развития скотоводческого и земледельческого хозяйства районах, смешиваясь тогда с исконным населением, другие, находя себе временные пристанища, направлялись затем уже далее, в поисках новых кормовых пространств. Находясь между востоком и западом, Казахстан служил крепким звеном великих частей света и в то же время представлял собою обширный коридор для продвижения многочисленных и разнообразных племен и народов» [6. П. 19. Л. 1-2]. Главной и сложной задачей, с которой столкнулся С. А. Зусер, была проблема происхождения казахского народа. Основная масса собранных археологических материалов указывала на то, что в эпоху бронзы на большей территории Казахстана проживали представители так называемой андроновской и карасукской культур. В антропологическом значении андроновцы были европеоидами и относились к индоиранским племенам, а карасукцы отражали смешение европеоидного памиро-ферганского и монгольского типов. Позже, в послевоенное время, ученые доказали, что помимо вышеназванных культур в Казахстане существовали Алакульская, Бегазы-Дандыбаевская, Отрар-Карата-уские культуры. На стыке этих культур на протяжении трех тысяч лет формировалась южносибирская, или туранская, раса [7. С. 66-67]. В дореволюционный период по древней истории Казахстана было опубликовано немалое количество исследовании и литературы. Отметим некоторые. Первым фундаментальным трудом стало исследование выдающегося русского ученого А. И. Левшина (1797-1879) «Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей» (СПб., 1832). В нем автор детально описал природу и географическое положение казахских степей, а также историю казахского народа с древнейших времен до конца XVIII в. Чокан Валиханов по праву назвал Левшина «Геродотом казахского народа» [8, 9]. Вторым фундаментальным трудом является энциклопедия о Казахстане, изданная Императорским Русским географическим обществом в начале XX в. (Россия. Полное географическое описание. Т. XVIII: Киргизский край. Санкт-Петербург, 1903. 480 с.). Это глобальное исследование проводилось под руководством известного русского ученого П. П. Се-менова-Тян-Шанского [10]. Третьим фундаментальным трудом можно назвать сборник «Прошлое Казахстана в источниках и материалах» (Казакское краевое издательство. Алма-Ата -Москва, 1935 г.) под редакцией известного казахского государственного деятеля, профессора Санжара Асфендиярова. В сборнике собраны по хронологии и тематике отрывки из трудов греческих, арабских, персидских, китайских, немецких, итальянских, французских, английских, шведских, голандских и русских географов и путешественников с V в. до н. э. по XVIII в. н.э. [11]. Перед началом работы Семен Анатольевич Зусер ознакомился с вышеназванными трудами, а позже приступил к анализу полевых археологических материалов, разбору неизвестных и запутанных страниц древней истории Казахстана. Результатом его плодотворной работы в эвакуации стала монография «Древний Казахстан: от палеолита до арабского завоевания». Первый вариант исследования составил 174 страницы, окончательный - 235 страниц. Безосновательный спор вызвал у некоторых критиков уже доказанный факт о влиянии Греции и Персии на казахскую культуру и быт в период господства Александра Македонского и персидских императоров. Во второй рукописи не хватает страниц с 52-й по 126-ю, описывающих данный период. Возможно, поэтому автор убрал 74 страницы для дальнейшей редакции, хотя ничего существенного он не изменил. Крупный специалист по греческой колонизации Крыма С. Зусер опирается на сочинения Геродота и Страбона. В этих трудах есть утверждение о семи городах на Сыр-Дарье, которые пали под ударами Александра Македонского. Опираясь на современные данные археологических раскопок, ученый приводит примеры борьбы народов Средней Азии и Казахстана. В частности, он пишет: «Необходимо отметить, что нигде за время своих походов на восток великий Ма-кедонский-полководец не встретил такого отчаянного сопротивления со стороны туземного населения, как в Средней Азии, в частности в областях современного Казахстана» [3. П. 18. Л. 80]. Исторические события тех времен нашли отражение в среднеазиатских и казахских легендах о защитниках родной земли Спитамене и Шираке. С. Семе-нов-Зусер утверждает: «В половине III в. до н. э. на востоке возникло греко-бактрийское государство. несомненно, что часть территории Казахстана входила в состав Бактрийского государства; это доказывается находками древностей на территории Казахстана, относимых к культуре и искусству Бактрии. Такова известная находка в Казахстане... - серебряной чаши с изображением на ней свадебных обрядов. Найдены серебряные вещи: чашка с рельефными в медальонах головами греческого типа, круглые плоские блюда и грушевидной формы кувшин, все вместе относимые к греко-бактрийскому искусству II-I вв. до н. э. Неоднократные находки монет гемм, терракот, предметов текстильного и стеклянного производства, особых ящиков-гробов /оссуариев/ с костями покойника - все вместе может служить лишним подтверждением о важном влиянии греческой культуры на пестрое население Средней Азии начиная с IV-III вв. до н.э. [3. П. 18. Л. 81]. Второе, за что критиковали ученого, - это аргумент о персидском и согдийском влиянии на Казахстан. Сейчас это признанный факт истории казахского народа. Корифеи казахской археологической науки Алькей Маргулан, Кемаль Акишев и Карла Байпаков в своих трудах особо отмечают культурное влияние Ирана на Казахстан. Даже главный персидский праздник, идущий от зороастрийцев и шумеров, - Наурыз - ныне является главным государственным праздником Республики Казахстан, красным днем календаря -¥лыстьщ¥лы куш (Главный день народа). Семенов-Зусер отмечает, что «ахемениды, проникая в Среднюю Азию, в частности, Семиречье, стремились всеми средствами приблизить к себе наиболее могущественные племена Средней Азии, каковыми являлись саки, объединить, таким образом, вокруг Ирана кочевые и полукочевые народы. Иран был крайне заинтересован в установлении определенных связей со своими соседями и всемерном распространении среди них своего влияния. Благодаря этому саки как господствующие народы в Семиречье впервые в истории вышли на арену международных отношений того времени. Влияние Ирана на Семиречье сказалось, прежде всего, в воздействии и распространении среди туземных народов религии зороастризма. Саки становятся огнепоклонниками, о чем свидетельствуют древние авторы, а также археологические памятники, как, например, Красноречен-ские оссуарии, "Большой Семиреченский алтарь и Малый Алма-Атинский алтарь" [3. П. 18. Л. 67]. Харьковский ученый по ходу своего исследования пророчески указывает на археологические раскопки, на которые нужно обратить пристальное внимание. «В процессе работы на новостройках в 1932-1933 гг. Академией Истории Материальной Культуры были произведены разведки и раскопки древних памятников в области совхоза "Гигант", а также по берегам р.р. Нуры, Черубай-Нуры, Джаксы и Джаман-Сары-Су, с разведками в местности Ойян, в окрестностях села Долинского и Центрального Хутора. Все эти места, по мнению начальника раскопок Г.П. Сосновско-го, представляют собой "важнейший археологический пункт, откуда идут пути в долину реки Чу и оз. Балхаш". В результате работ вскрыто 32 кургана с 43 погребениями и обследовано 2 древних поселения, с которыми связывается древнейшая микролитическая культура» [6. П. 19. Л. 48]. Далее автор утверждает, что «особый интерес представляют памятники Карасукской культуры, открытые Нуринской экспедицией ГАИМК в том же совхозе "Гигант" /Караганда/, в ауле Дандыбай на р. Чурубай-Нура, где высится курган с двойной кре-пидой и могилой, сложенной из камней и бревенчатой крышей. На подстилке, покрытой красной краской, лежал костяк в скорченном положении. Инвентарь состоял из 12 орнаментированных сосудов, причем некоторые из них в форме чаши с ножкой имели на себе родовые знаки /тамги/ в виде буквы "У". Там же найдены бронзовые стрелки, иглы, костяная застежка с орнаментами на ней» [6. П. 19. Л. 50]. Действительно, на этой территории научной экспедицией академика А. Маргулана была открыта дан-дыбай-бегазинская культура, повлекшая за собой пересмотр целого ряда устоявшихся представлений о древних корнях казахского народа. В частности, в учебнике истории Казахстана говорится: «Население дандыбай-бегазинского времени с его самобытной культурой послужило одним из компонентов новых этнокультурных образований, сложившихся в степях Казахстана в эпоху раннего железа» [12. С. 128]. Ярким научным предвидением Семенова-Зусера можно назвать его доводы о богатых сакских курганах на территории Алма-Атинской области. Он пишет: «В 1938 году археологом Назаренко была совершена замечательная находка в Алма-Атинской области, близ урочища Мынг-Ошакты, на р. Карага-линке, в правой части Карагалинского ущелья. Здесь было открыто мужское погребение с богатейшим набором золотых предметов в количестве 300 штук, относимых к I в. до н.э. - I в. н.э. кочевнической культуры» [6. П. 19. Л. 180]. В 1969 г. научная экспедиция известного казахского археолога Кемаля Акишева обнаружила уникальный комплекс - курган сакского царевича рядом с городом Иссык, в 50 километрах восточнее г. Алматы. Могильник состоит из 40 больших царских курганов. В погребальной камере археологи нашли свыше 4 тысяч золотых предметов, железные меч и кинжал, бронзовое зеркало, глиняные, металлические и деревянные сосуды и др. Также здесь были обнаружены более четырёх тысяч украшений, выполненных из листового золота, искусно нашитых на одежду, обувь и головной убор, а также золотые перстни, статуэтки, бронзовое и золотое оружие, различные сосуды. Захоронение в кургане Иссык датируется концом IV-III в. до н.э. [12. С. 173]. Несмотря на тяжелые годы эвакуации, Семен Анатольевич провел большую работу по изучению «белых пятен» древней истории Казахстана. По окончании исследования он представил свою монографию на рецензию директору Института языка, литературы и истории Казахского филиала АН СССР Б. Сулейменову, академикам А.М. Панкратовой, И. Мещанинову, профессору М. П. Вяткину, канд. геол.-минер. наук А. Машанову. Военное осадное положение, борьба с Германией за освобождение Советской страны наложили свой отпечаток на исторические науки и научные концепции. Захватчик причислял себя к арийской нации, а народы Советского Союза - к второсортным нациям. Казахстанские историки, исходя из советской идеологии того времени, считали, что все арийское чуждо, с опаской смотрели на связь с иранской цивилизацией. О чем могла идти речь, если даже официальная наука Казахстана пыталась отрицать личность Ходжа Ахмеда Яссави, главного святого у казахов, потомка персидских святых, похороненного в древнем городе Туркестане в мавзолее, построенном Тамерланом в 1396 г. Исходя из этих соображений, в офи-циальном письме Института языка, литературы и истории Казахского филиала АН СССР за подписью заместителя директора Бека Сулейменова последовал ответ профессору С.А. Семенову-Зусеру: «Институт языка, литературы и истории КазФАН СССР возвращает вашу рукопись "Древний Казахстан" с рецензией на нее, написанной нашим археологом, кандидатом геолого-минералогических наук тов. Машановым А. Как видно из рецензии... ваша рукопись не свободна от ряда принципиальных ошибок, особенно по вопросам этногенезиса древнеказахстанских племен, по вопросам автохтонного развития древней культуры на территории Казахстана, которую вы, к сожалению, толкуете как результат культурного влияния иранцев и т.д. .Если вы найдете возможность, лучше было бы на одну неделю приехать в Алма-Ату и согласовать с нами принципы переработки рукописи» [13. П. 37. Д. 6. Л. 1]. И все же данная монография получила высокую оценку у маститых ученых, специалистов по древней истории Средней Азии и Казахстана. Руководитель авторского коллектива учебника «Истории Казахской ССР» (1943) академик А.М. Панкратова и профессор М.П. Вяткин в письме от 26 февраля 1943 г. ходатайствовали перед Академией наук СССР: «Рекомендуем к печати работу тов. С.А. Семенова-Зусер "Древний Казахстан", представляющую собой небольшое, но серьезное исследование одного из самых трудных и малоизученных периодов в истории Казахстана (от палеолита до арабского завоевания). Издание такой работы будет особенно ценным продолжением подготовленной общей "Истории Казахской ССР", после которой должен последовать выход ряда исследований, посвященных наименее разработанным и наиболее важным периодам и отдельным проблемам в истории Казахской ССР» [14. П. 16. Д. 2. Л. 1]. Исследование «Древний Казахстан» С.А. Се-менова-Зусера так и не было напечатано. Более 70 лет рукописи двух вариантов этой книги хранятся в запасниках архива Музея археологии и этнографии Харьковского национального университета имени В. Н. Каразина. Они ждут свого исследователя, внимательного изучения. Работа ученого, выполненная в грозные годы войны, затронула важные стороны истории Казахстана, когда его территория находилась под активным влиянием межэтнических контактов восточной и западной цивилизаций. Им были высказаны идеи, нашедшие позднее свое подтверждение в исторических исследованиях.

Ключевые слова

Amu Darya, Syr Darya, Andronovo culture, Central Asia, Kazakhstan, Аму-Дарья, Сыр-Дарья, андроновская культура, Средняя Азия, Казахстан

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Абсеметов Марат Томский государственный университет канд. филол. наук, докторант кафедры отечественной историиm.absemetov@qmail.com
Всего: 1

Ссылки

О рекомендации к печати работы С.А. Семенова-Зусера «Древний Казахстан» (26.02.1943 г.). Архив Музея археологи и этнографии ХНУ им. В.Н. Каразина. Ф. 2. П. 16. Д. 2.
История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) : в 4 т. Алматы : Атамура, 1996. Т. 1.
Письмо Семенову-Зусеру С.А. от зам. директора Института языка, литературы и истории Казахского филиала АН СССР Б. Сулейменова (11.03., год не известен, 2 л.) // Архив Музея археологии и этнографии ХНУ им. В.Н. Каразина. Ф. 2. П. 37. Д. 6.
Россия. Полное географическое описание. Т. XVIII: Киргизский край / с 123 политипажами, 35 диаграммами, картограммами, схематическими профилями, 1 большой справочной и 9 малыми картами. СПб., 1903. 480 с.
Прошлое Казахстана в источниках и материалах. Казакское краевое издательство. Сборник 1 (V в. до н.э. - XVIII в. н.э.) / под ред. проф. С.Д. Асфендиярова, проф. П.А. Кунте. Алма-Ата ; Москва, 1935. 380 с.
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. Алматы : Санат, 1996. 656 с.
Абдакимов А. История Казахстана (с древнейших времен до наших дней) : учеб. пособие. Алматы : Казакстан, 2003.
Левшин А.И. Описание киргиз-казачьих, или киргиз-кайсацких, орд и степей. СПб., 1832.
История Казахской ССР с древнейших времен до наших дней / под ред. М. Абдыкалыкова, А. Панкратовой. Алма-Ата : Казогиз, 1943.
Семенов-Зусер С.А. Древний Казахстан (материалы по изучению древнего Казахстана за советский период, от палеолита до арабского завоевания) (Харьков, 1946, 235 л.) // Архив Музея археологии и этнографии ХНУ им. В.Н. Каразина. Ф. 2. П. 19.
Машанов А.Ж. Рецензия на очерк проф. С.А. Семенова-Зусера «Древний Казахстан», г. Алма-Ата (18.02.1944 г., 23 л.) // Архив Музея археологии и этнографии ХНУ им. В.Н. Каразина. Ф. 2. П. 30. Д. 6.
Семенов-Зусер С. А. Древний Казахстан (материалы по изучению истории древнего Казахстана за 25 лет существования КазССР) (Кзыл- Орда, 1943, 174 л.) // Архив Музея археологии и этнографии ХНУ им. В.Н. Каразина. Ф. 2. П. 18.
Мещанинов И. Отзыв о работах Семена Анатольевича Семенова-Зусера, г. Алма-Ата, 1943 // Архив Музея археологии и этнографии Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Ф. 2. П. 30. Д. 5.
Докладная записка ректора Харьковского университета им. Горького А.В. Сазонова Председателю Всесоюзного комитета по делам высшей школы при СНК СССР Королеву // Музей истории Харьковского национального университета им. В.Н. Каразина. Ф. 6. Оп. 5. П. 2.
 Харьковский исследователь древностей Казахстана (о Семене Анатольевиче Семенове-Зусере) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/5

Харьковский исследователь древностей Казахстана (о Семене Анатольевиче Семенове-Зусере) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/5