Американо-китайское экономическое сотрудничество во время войны с Японией (1942-1944 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/21

Американо-китайское экономическое сотрудничество во время войны с Японией (1942-1944 гг.)

Рассматривается вопрос об оказании экономической и военной помощи правительству Чан Кайши со стороны США в разгаре антияпонской войны, его влиянии на различные аспекты американо-китайских отношений. Отмечается рост значимости данного вопроса по мере приближения разгрома Японии, обусловленный ролью сотрудничества двух стран в планах Ф. Рузвельта по поводу мирного переустройства на Дальнем Востоке. Выявлено наличие острых разногласий по проблеме оказания помощи между США и Китаем, а также внутри американского руководства, проанализированы способы их преодоления.

US-China economic cooperation during the war against Japan (1942-44).pdf Захват основной части территории Бирмы японскими войсками в первой половине 1942 г. фактически привел к установлению блокады подконтрольных правительству Чан Кайши районов Китая, создав почти непреодолимые барьеры для доставки американской экономической и военной помощи в существенных объемах. Результатом явилось неуклонное сокращение американских поставок в Китай, наблюдавшееся в течение всего 1942 г., что привело к известному охлаждению отношений между двумя странами. В частности, по проложенному весной того же года над Гималаями авиационному пути, получившему от американских военных прозвище «Горб», в мае 1942 г. удалось перевезти лишь 80 т грузов для правительства Чан Кайши, в июне -только 106 т, а в июле - всего 73 т. При этом в порту Ньюпорт-Ньюс (США) скопилось около 149 тыс. т грузов, предназначенных для Китая, а на индийских складах союзников - еще примерно 45 тыс. т грузов, которые не удавалось доставить в Китай. В итоге союзный Комитет по распределению вооружений в мае принял решение об изъятии в пользу Соединенных Штатов находившихся в Ньюпорт-Ньюс и предназначенных для китайцев грузов ввиду проблем с их доставкой, что стало причиной негодования лидеров Китая. На данную проблему обратил внимание американской стороны министр иностранных дел правительства Чан Кайши Сун Цзывэнь в ноте от 20 июня, указав на невыполнение Вашингтоном ранее взятых на себя обязательств в сфере оказания помощи Китаю. Сун заявил о необходимости довести объем поставок не менее чем до 3 500 т в месяц, угрожая в противном случае возможностью полного развала китайского фронта. Руководство Китая просило направить в Чунцин (В Чунцине в 1937-1945 гг. размещалось возглавляемое Чан Кайши правительство Китая) ближайшего советника президента США Г. Гопкинса для урегулирования вопросов, касавшихся экономического сотрудничества двух стран. Находившийся в это время в США Сун Цзывэнь поддерживал с Гопкинсом регулярные контакты, информируя советника американского президента о сложном положении Китая, о необходимости увеличения военно-экономической помощи, требуя допуска представителей правительства Чан Кайши в руководящие органы межсоюзнических организаций, ведавших распределением поставок, в том числе по ленд-лизу [1. P. 94; 2. P. 159-160, 167-168]. Добиваясь усиления поддержки Китая со стороны союзников, китайское руководство стремилось воспользоваться назначением в феврале 1942 г. американского генерала Дж. Стилуэлла командующим подразделениями Вооруженных сил США на китайском фронте для увеличения оказываемой Вашингтоном экономической и военной помощи Китаю. Например, 17 июня 1942 г. Сун Цзывэнь направил Стилуэллу радиограмму, в которой указывал: «Министерство обороны США работает над нашими запросами, но дело не движется без вашего участия; вы не учитываете масштабы вашего влияния, в том числе на президента, государственного секретаря, начальников штабов и т. п., как и то, что любое ваше требование не останется без внимания» [2. P. 168]. Нежелание Сти-луэлла отстаивать китайские требования к США рассматривались в Чунцине как неисполнение генералом своих обязанностей, а также как свидетельство недостаточного аппаратного веса в американском руководстве [3. P. 220-221]. Стилуэлл сомневался в правильности линии администрации Рузвельта на фактически ничем не ограниченную поддержку Чан Кайши как единственного законного лидера Китая, власть которого он считал «прогнившей», и что, в конечном счете, это приведет к краху всей китайской политики США. Для предотвращения такого финала генерал настаивал на необходимости ужесточения тона по отношению к Чунци-ну. В частности, он предлагал воспользоваться американской экономической и военной помощью как средством давления на китайские верхи. Стилуэлл указывал на необходимость обусловить эту помощь конкретными шагами руководства Китая по реформированию политических институтов и армии, выделению войск для отвоевания Бирмы, т. е. своего рода торговле помощью США [3. P. 130, 184-185; 4. P. 585-586; 5. P. 466, 502]. В целях ослабления позиций Стилуэлла Чан Кай-ши старался лишить генерала возможности контролировать распределение американской помощи, указывая в качестве примера на Великобританию и СССР, самостоятельно решавших все вопросы, связанные с использованием американских поставок. Учитывая, что распределение помощи США было одним из немногих по-настоящему эффективных средств, с помощью которых Стилуэлл мог влиять на китайские верхи, Рузвельт не без участия начальника штаба американской армии Дж. Маршалла составил ответ на соответствующую просьбу правительства Китая. По мнению Маршалла, передача китайцам права распоряжения поставками из США могла привести к их использованию не столько для борьбы с японской агрессией, сколько для уничтожения внутриполитических противников Чан Кайши, например КПК, как и в целях наживы членов китайского руководства. В результате право распоряжения американской помощью осталось в ведении Стилуэлла [6. P. 314]. Ввиду возникновения реальной угрозы позициям союзников в Индии и на Цейлоне со стороны военно-морских сил Японии, появившихся в Бенгальском заливе в апреле 1942 г., командование Вооруженных сил США перебросило туда часть базировавшейся в Китае 10-й американской воздушной армии, не поставив в известность китайское руководство вопреки сделанным ранее заверениям, что находящиеся в Китае самолёты ВВС США не будут перебрасываться в другие районы без одобрения Чунцина. В Вашингтоне проигнорировали предупреждения Стилуэлла, что данная мера может вызвать острую реакцию Чан Кайши. Маршалл мотивировал это решение возможностью потери последних коммуникаций с Китаем в результате дальнейших успехов Японии [2. P. 114; 7. С. 237]. Реакция официального Чунцина оказалась предсказуемо негативной. Супруга Чан Кайши и родная сестра Сун Цзывэня Сун Мэйлин, будучи едва ли не важнейшим советником своего мужа по внешнеполитическим вопросам, составила на имя Рузвельта письмо, содержащее резкую критику сокращения более чем скромной помощи Китаю. Резкость тона послания китайской первой леди вынудила Соединенные Штаты еще раз пообещать воздерживаться от односторонних решений, означавших снижение объемов экономической и военной помощи [2. P. 114-115]. Неприемлемая, по мнению лидеров Китая, ситуация с оказанием помощи вызвала дальнейшее охлаждение в американо-китайских отношениях в июне 1942 г. под влиянием неудач союзников на начальном этапе Североафриканской кампании. Падение Тобрука и вторжение германо-итальянских войск в Египет создали угрозу потери коммуникаций, позволявших доставлять грузы в СССР и Китай. Острый недостаток союзной бомбардировочной авиации в Северной Африке вынудил американское командование перебросить туда десять тяжелых бомбардировщиков из состава 10-й воздушной армии. Туда же, а не в Китай направились эскадрилья легких бомбардировщиков и еще одно подразделение тяжелой бомбардировочной авиации, которые ранее планировалось направить на китайский фронт. Данные меры были также приняты без согласования с китайской стороной [2. P. 157, 169; 8. С. 376]. И снова официальный Чунцин не скрывал своего возмущения, даже невзирая на то, что американское руководство охарактеризовало этот шаг как временный. Чан Кайши воспринял такой подход как открытое пренебрежение потребностями Китая и поставил вопрос: действительно ли Вашингтон воспринимает китайцев как достойного оказания помощи партнера по антияпонской коалиции. Чан не скрывал, что без поддержки извне Китай может потерпеть поражение. Китайское руководство даже намекало на возможность заключения сепаратного мира с Японией ввиду активизации капитулянтских и откровенно про-японских элементов внутри страны. В итоге Чунцин запросил компенсацию в виде отправки на китайский фронт трех американских сухопутных дивизий, пятисот военных самолетов, а также увеличения объема доставляемой помощи не менее чем 5 тыс. т ежемесячно. Сун Мэйлин отметила, что невыполнение данных требований может привести к прекращению военных действий Китаем и его фактическому выходу из антияпонской коалиции [1. P. 92, 109-114; 3. P. 118-119, 121; 9. P. 272]. В период с 21 июля по 7 августа 1942 г. Чунцин посетил советник президента США по экономическим вопросам Л. Кэрри, чей визит в числе прочего преследовал цель урегулирования споров между двумя государствами по проблемам экономического сотрудничества. В ходе переговоров Кэрри с Чан Кайши и другими членами руководства Китая одной из главных тем стало осуществлявшееся генералом Ситлуэллом распределение американской помощи. Гость довел до китайского лидера официальную позицию администрации Рузвельта, предусматривавшую всемерную поддержку усилий Стилуэлла по активизации китайского фактора в войне, прежде всего через отвоевание у японцев Бирмы и возобновление наземного пути для снабжения Китая через ее территорию. Кэрри также указал на необходимость сохранения за генералом полномочий, связанных с контролем над распределением американской помощи в Китае [10. P. 77-78; 11. С. 15]. В официальном ответе на июньские требования Чан Кайши США отказались направить на китайский фронт запрошенные три пехотных дивизии, пообещали увеличить количество самолетов в составе американских ВВС в Китае на 265 единиц, а не на 500, как того требовали в Чунцине. Рузвельт дал обещание возвратить на китайский фронт все переброшенные в другие районы военные самолеты, а также увеличить до ста число транспортных самолетов, доставлявших американскую помощь в Китай по авиалинии над Гималаями («Горб»), доведя благодаря этому ежемесячный тоннаж поставок в Китай до пяти тысяч. Следует отметить, что к концу 1942 г. в Китае проходило службу приблизительно 17 тыс. американских военных, из них 10 тыс. - в ВВС и 5 тыс. - во вспомогательных подразделениях [1. P. 96; 3. P. 152; 7. С. 411, 430; 12. С. 227]. В январе 1943 г. в Касабланке (Марокко) состоялась конференция, на которой присутствовало высшее руководство США и Великобритании и где в числе прочего обсуждались стратегические вопросы войны с Японией. Между Рузвельтом и Черчиллем была достигнута договоренность об оказании поддержки Китаю в основном с помощью активизации действий ВВС США в районе Китай-Бирма-Индия. Американский президент заявил о готовности направить в Китай дополнительно 250 боевых самолётов, в том числе новейшие бомбардировщики Б-24, довести до 137 число летавших через «Горб» самолётов военно-транспортной авиации. Было решено послать в Чун-цин объединенную американо-британскую делегацию, возглавляемую генералом ВВС США Г. Арнольдом, для информирования руководства Китая о достигнутых на конференции договоренностях [13. Р. 200-201; 14. С. 607; 15. Р. 272]. По прибытии в столицу Китая делегация во главе с генералом Арнольдом имела серию встреч с высшим руководством страны, включая Чан Кайши, в которых принимал участие генерал Стилуэлл. Оскорбленный тем, что его, лидера одной из крупнейших союзных держав, не пригласили участвовать в Касабланкской конференции, Чан потребовал от союзников дальнейшего увеличения военно-экономической помощи Чунцину. Так, было объявлено, что наступление китайской армии в Бирме потребует увеличения объема американской помощи до не менее чем 10 тыс. т ежемесячно, а также доведения числа находившихся в Китае самолетов ВВС США до пятисот не позднее ноября 1943 г. [3. P. 196; 13. P. 201; 16. P. 418-427]. Гости проинформировали принимающую сторону о трудностях, к которым могла привести попытка выполнить новые требования Чан Кайши, например, на недостаток возможностей военно-транспортной авиации для удвоения объема поставок воздушным путем, нехватку горюче-смазочных материалов и запасных частей для ВВС, а также на недостаточное количество авиабаз по обе стороны Гималаев. Однако китайский лидер остался глух к этим доводам и потребовал довести его новое требование до американской администрации в возможно более сжатые сроки [13. P. 201; 16. P. 418-427]. В октябре 1942 г. в Чунцине побывал с визитом У. Уилки, один из лидеров республиканцев и претендент на президентский пост в ходе выборов 1940 г., который потерпел поражение от Рузвельта, оставшись, тем не менее, весьма заметной политической фигурой в США. Придерживаясь в основном тех же взглядов на проблемы американской внешней политики, что и Рузвельт, Уилки согласился исполнять роль представителя президента на международной арене. В этих обстоятельствах руководство Китая решило извлечь максимально возможную выгоду из его визита, воспользовавшись высоким положением и связями гостя в Вашингтоне, чтобы добиться увеличения экономической помощи и военных поставок [17. P. 418; 18. P. 256]. В ходе переговоров Уилки с Чаном и другими лидерами Китая вопросы экономического и военного взаимодействия двух стран оказались среди приоритетных. Гость был проинформирован о недостаточности объемов поступавших из Америки поставок. Чан Кайши попытался через Уилки повлиять на Рузвельта, чтобы добиться превращения действовавших на китайском фронте ВВС США в основную ударную силу в антияпонских операциях. Командующий подразделениями американской авиации в Китае К. Ченнолт направил через Уилки послание президенту, содержавшее обещание разгромить Японию силами преимущественно авиации во временном диапазоне от шести месяцев до одного года. При этом Ченнолт гарантировал как разгром Японии в весьма сжатые сроки, так и превращение Китая в перспективный рынок для американских товаров на десятилетия вперед. Для этого он запросил 42 бомбардировщика и 105 истребителей в дополнение к уже имевшимся в его распоряжении, придать снабжению ВВС приоритетный статуса, передать ему (Ченнолту) пост командующего всеми дислоцированными на китайском фронте частями Вооруженных сил США, т. е. фактически сместить с этой должности Стилуэлла. Нетрудно заметить, что данные предложения отводили сухопутным войскам лишь вспомогательную роль [3. P. 156; 12. С. 274; 19. P. 212-216; 20. P. 34-35]. Значимым пунктом в повестке дня двусторонних контактов стала поездка в Соединенные Штаты Сун Мэйлин, продлившаяся с ноября 1942 г. до мая 1943 г. и преследовавшая цель склонить Вашингтон к существенному увеличению помощи Китаю. Во время пребывания в Америке первая леди Поднебесной встречалась как с важнейшими представителями политического истэблишмента США, так и с ключевыми фигурами в американском бизнесе. В ходе одной из бесед с Г. Гопкинсом Сун Мэйлин прямо заявила о том, что Китай не нуждается в пустых обещаниях, потребовав незамедлительного исполнения решений, принятых на конференции в Касабланке [12. С. 308, 372]. Визит супруги Чан Кайши в Америку привел к активизации в этой стране так называемого китайского лобби, в военный период находившегося под особо тщательной опекой китайских верхов. В частности, ряд американских СМИ, например близкий лидерам республиканцев журнал «Тайм Мэгэзин», принадлежавший Генри Люсу, одному из воротил американского медиа-рынка, организовал информационную поддержку визита, опубликовав серию материалов, содержавших негативные оценки деятельности генерала Стилуэлла в Китае и преподносивших в максимально выгодном свете достижения К. Ченнолта и ведомых им подразделений ВВС США. Владевший наряду с «Тайм» журналами «Форчун» и «Лайф» Г. Люс, являвшийся, таким образом, одним из важнейших лоббистов Чана и его политики за пределами Китая, создал широко известную в годы войны организацию «Объединённая помощь Китаю», ставшую своего рода рупором правительства Чан Кайши в Соединенных Штатах [18. P. 262-263; 21. P. 98, 105]. Результатом вышеупомянутых усилий стало согласие президента Рузвельта предпринять некоторые шаги навстречу китайскому руководству по вопросам оказания военно-экономической помощи. Американская администрация также сочла возможным внести определенные коррективы в стратегические планы относительно района Китай-Бирма-Индия, согласившись перенести акцент на войну в воздухе и довести численность военных самолетов до уровня, согласованного на Касабланкской конференции. 8 марта 1943 г. Рузвельт отдал распоряжение о создании на базе возглавляемого К. Ченнолтом авиаполка 14-й авиационной армии. И хотя последняя находилась в формальном подчинении генералу Стилуэллу, ее доля в поставках из США устанавливалась на уровне 1 500 т из ежемесячного объема поставок в 4 тыс. т плюс весь тоннаж, поступавший в Китай сверх данного объема. При этом максимальная доля ВВС не должна была превышать 2 500 т. Ченнолт был произведен в генерал-майоры. Президент отметил, что теперь все помехи для «воздушного наступления» на японские позиции в материковом Китае были устранены, выразив, однако, уверенность, что китайские запросы в сфере экономической и военной помощи не могут быть удовлетворены исключительно за счет авиаперевозок, в силу чего вопрос о восстановлении наземного пути снабжения через Бирму сохранял актуальность [3. P. 202-203; 6. Р. 350; 22. С. 247; 23. P. 215, 218]. Вопросы, касавшиеся военно-экономической помощи правительству Чан Кайши, обсуждались в ходе конференции, состоявшейся 11-25 мая 1943 г. в Вашингтоне с участием лидеров США и Великобритании. В ее работе принимал участие генерал Стилуэлл, считавший, что поскольку не оккупированной японцами части Китая грозит экономический коллапс, то вопрос об освобождении Бирмы в течение 1943 г. стоит как никогда остро. К. Ченнолт, который был также приглашен в Вашингтон, предложил вниманию членов союзного командования разработанный его штабом план, предусматривавший захват авиацией союзников полного господства в небе Китая, нанесение ударов по вражеским коммуникациям и, в конечном счете, бомбардировки японских островов непосредственно. План был рассчитан на полгода; его реализация требовала передачи американским ВВС на китайском фронте львиной доли поступавших из США грузов в мае-июне 1943 г., 4 770 т - в течение июля-сентября, а в дальнейшем - не менее 7 тыс. т поставок ежемесячно. Ченнолт взял обязательство каждый месяц выводить из строя военно-морские и транспортные суда противника с общим водоизмещением не менее 1 млн т при условии удовлетворения его запросов относительно доли ВВС в поставках. Однако Министерство обороны США и ОКНШ разделяли точку зрения Стилуэлла, рассматривая внесенный Ченнолтом план как нереалистичный ввиду отсутствия достаточных сил для обороны американских авиабаз в Китае [18. P. 264-265; 24. P. 157]. Еще до начала Вашингтонской конференции, 29 апреля 1943 г., Сун Цзывэнь передал Рузвельту письмо Чан Кайши, содержавшее требование организовать воздушное наступление на китайском фронте. А 17 мая министр иностранных дел Китая пригрозил Вашингтону возможностью сепаратной сделки с Токио, фактически означавшей полное прекращение активного сопротивление врагу в случае невыполнения обязательств в отношении Чунцина, взятых на себя союзниками на Касабланкской конференции. Чан требовал передать подразделениям ВВС США в Китае большую часть американских поставок за май, июнь и июль 1943 г. Китайское руководство также усомнилось в целесообразности прокладки наземных коммуникационных линий через территорию Бирмы при отсутствии активных действий британских военно-морских сил в Бенгальском заливе, поскольку иначе враг смог бы беспрепятственно перебрасывать резервы в Бирму и использовать их более эффективно в сравнении с союзниками. В итоге, реагируя на регулярно поступавшие из Поднебесной призывы о помощи, а также на опасения китайцев по поводу возможного наступления японских войск непосредственно на Чунцин, президент США заверил лидеров Китая в готовности американцев выполнить свои обещания по отношению к ним. В частности, Рузвельт поддержал предложенный Ченнолтом план воздушного наступления, не считая возможным игнорировать позицию официального Чунцина, и отдал приказ о передаче ВВС 4 750 т военных грузов из общего объема в 7 тыс. т, поступавшего в то время в Китай. На реализацию разработанного штабом Ситлуэлла плана подготовки в тренировочном центре в Куньмине ударной силы в составе тридцати верных правительству Чан Кайши китайских дивизий для освобождения Бирмы было выделено только 2 250 т поставок, что существенно сужало возможность успешной реализации данного проекта. Было объявлено об увеличении общего объема авиаперевозок в Китай по авиалинии над Гималаями до 10 тыс. т ежемесячно начиная с сентября 1943 г. и что их большая часть будет передаваться действовавшим на китайском фронте американским ВВС. Тем не менее проблема снабжения Китая не утратила остроты и в последующем, невзирая на заметный рост общего объема поставок, составившего в августе 1943 г. 4 380 т, в сентябре - 6 740 т, а в ноябре - 13 тыс. т [3. P. 205-207, 212; 4. P. 675-677]. Добившись удовлетворения своих запросов, Чен-нолт попытался реализовать предложенный им план воздушного наступления в оставшиеся месяцы 1943 г. В частности, были нанесены удары по наземным и морским коммуникациям японцев, их аэродромам, военным складам, а также местам сосредоточения главных сил врага, что позволило американской авиации достичь известных успехов. Например, бомбардировки японских коммуникаций на реке Янцзы позволили вдвое сократить количество поставлявшейся в Японию из Китая железной руды. Общее водоизмещение уничтоженных ведомой Ченнолтом 14-й воздушной армией транспортных судов противника составило 2 500 т; удалось потопить всего 44 военных судна и 13 тыс. речных кораблей с водоизмещением до 100 т. Летчики американских ВВС в Китае сумели сбить около 2 600 японских самолетов. И все же активизация действий 14-й армии происходила не настолько успешно, как ожидалось изначально, и запланированные Чан Кайши и Ченнолтом результаты не были достигнуты в полной мере. Ввиду того что американские пилоты избегали крупных боев с авиацией Японии и действовали в основном небольшими группами и отдельными самолетами, уже упоминавшийся выше генерал ВВС США Арнольд назвал эту кампанию «партизанской войной в воздухе». В итоге американские авиационные части в Китае не сумели ни перерезать транспортное сообщение японцев в Восточной Азии, ни получить абсолютное господство в воздухе [16. P. 380; 18. P. 290; 25. P. 218]. Вопросы, связанные с оказанием военно-экономической помощи правительству Чан Кайши, обсуждались на Первой квебекской конференции союзников, прошедшей 17-24 августа 1943 г. с участием Рузвельта и Черчилля. Перечень затрагиваемых проблем практически совпадал с тем, который поднимался на касабланкской и вашингтонской встречах. Руководство Китая было представлено Сун Цзывэнем, сделавшим ряд критических заявлений в отношении США и Великобритании ввиду игнорирования союзниками нужд правительства Чан Кайши. Сун потребовал увеличить помощь Китаю и ввести его представителей в союзные органы, отвечавшие за общие стратегические планы. Итоговые документы конференции подтвердили значимость китайского фронта, отведя ему роль «главного пункта совместного плана разгрома Японии» и выразив готовность довести месячный объем поставок в Китай к середине 1944 г. до 20 тыс. т [5. P. 97; 26. С. 387; 27. P. 61]. Обсуждение проблем антияпонской стратегии продолжалось на Каирской конференции лидеров союзных держав (23 ноября - 6 декабря 1943 г.), в которой впервые с момента начала Тихоокеанской войны приняла полноценное участие делегация правительства Чан Кайши. В связи с этим ситуация на китайском фронте оказалась в числе главных пунктов повестки дня конференции. Необходимо отметить, что серьезное обсуждение стратегических вопросов войны с Японией не входило в планы представителей Китая в Каире, для которых проблема экономической и военной помощи со стороны западных союзников имела неизмеримо большее значение. Кроме того, Чан рассчитывал заручиться согласием американской администрации на освобождение оккупированных врагом районов Китая при решающей роли Вооруженных сил США; на это, в частности, было ориентировано предложение китайского правительства выбить совместными усилиями японцев из Гуаньчжоу (Кантона), Ханькоу и Шанхая, а также, возможно, с Тайваня (Формозы). С этой целью предполагалось заручиться согласием американского командования на отправку в указанные районы десяти пехотных и трех бронетанковых дивизий армии США, причем Чан выразил готовность взять на себя командование данными подразделениями. Помимо этого Чунцин настаивал на предоставлении китайской стороне не менее пятисот военных самолетов различных категорий. По мнению Чан Кайши, самым эффективным способом решения проблем доставки военно-экономической помощи в Китай могло стать восстановление проходивших по территории Бирмы наземных коммуникаций наряду с возобновлением связи с внешним миром по морю через рангунский порт. В результате китайская сторона не скрывала заинтересованности в самом активном участии своей армии в освобождении Бирмы. В качестве условия представители Китая требовали доведения ежемесячного уровня поставок не менее чем до 12 тыс. т, приведя этим в недоумение Дж. Маршалла, который в ответ довольно резко заявил: «Вы неизменно заявляете о своих правах, забывая при этом, что дело касается произведенных американцами самолетов, военных материалов и американского персонала. Я не понимаю, почему вы указываете нам, что мы должны и что не должны делать» [3. P. 255]. Маршалл считал, что количество военных самолетов, в том числе транспортных, уже переданных на тот момент Китаю, было и без того завышенным, препятствуя активизации усилий союзников на других фронтах [3. P. 255; 12. С. 461; 28. P. 159]. Однако в совместном заявлении участников конференции по итогам ее первого раунда, завершившегося 26 ноября в связи с отъездом делегаций США и Великобритании в Тегеран на встречу с представителями СССР, присутствовал пункт о решимости Вашингтона и Чунцина совместными усилиями очистить от японцев Бирму. В ходе переговоров между Рузвельтом и Чаном в Каире активно обсуждались проблемы американо-китайского сотрудничества в экономической сфере в период после окончания Тихоокеанской войны. Связанные с этим вопросы весьма тщательно изучались правительством Китая, планировавшим проведение масштабного восстановления экономики в послевоенные годы и нуждавшимся в широком привлечении зарубежного, в первую очередь американского, бизнеса. При этом китайское руководство рассчитывало на заинтересованность деловых кругов США в извлечении сверхприбылей из экономического сотрудничества с Китаем. Так, в 1942 г. правительство Чан Кай-ши создало специальную комиссию, скрупулезно проанализировавшую перспективы восстановления и развития промышленности, инфраструктуры, аграрного сектора, а также возможные выгоды от эксплуатации природных ресурсов страны. Акцент в подготовленном комиссией отчете делался на невозможности послевоенной экономической реконструкции без участия западного капитала, использования передового зарубежного опыта и технологий. В сентябре 1943 г. Чунцин отменил практически все ранее действовавшие ограничения на иностранные инвестиции [3. P. 251-252; 29. P. 177; 30. С. 408; 31. С. 194]. Считая послевоенную экономическую реконструкцию Китая отвечающей национальным интересам США, Рузвельт дал Чан Кайши обещание внимательно отнестись к его пожеланиям. Установление американским бизнесом контроля над чрезвычайно перспективным и потенциально очень емким китайским рынком имело для Вашингтона первостепенное значение. Широкое проникновение деловых кругов США в китайскую экономику началось задолго до Второй мировой войны с их превращением в крупнейшего внешнеторгового партнера Поднебесной. С 1942 г. американские корпорации владели фактически монопольным правом на вывоз из Китая добывавшихся там редких и цветных металлов, прежде почти безраздельно принадлежавших компаниям из Великобритании. Рузвельт рассчитывал упрочить позиции американского капитала в китайской экономике за счет закупок национальной денежной единицы Китая - юаня - на сумму от 50 до 100 млн долларов США в целях преодоления наблюдавшейся в тот период в Китае гиперинфляции, что планировалось за счет кредита на 500 млн долларов, предоставленного правительству Чан Кайши в 1942 г. Более успешного продвижения экономических интересов США в Китае предполагалось добиться через создание в октябре 1943 г. консорциума с участием таких всемирно известных компаний, как «Стандарт Ойл», «Дженерал Электрик», «Ремингтон Рэнд», «Интернэшнл Харвестер Компани», «Кока-Кола», «Чейз Манхэттен Бэнк», «Тайм Инкорпорэй-тэд» и др. [Там же]. Китайская делегация отбыла из Каира 28 ноября 1943 г. после завершения первого раунда конференции. Отправляясь на родину, Чан не скрывал своей радости по поводу готовности американской стороны удовлетворить главные запросы Китая. «Президент не откажет мне ни в чем. Он даст мне все, что я захочу», - заявил он Л. Маунтбэттену [3. P. 251-252; 29. P. 177; 30. С. 408; 31. С. 194]. «Моё сердце переполнено восхищением и благодарностью за всё, что вы сделали», - не скрывала своих чувств в разговоре с Рузвельтом накануне отъезда из Каира Сун Мэйлин [32. С. 376]. По возвращении в Чунцин Чан Кайши на пленуме ЦИК партии Гоминьдан очень высоко оценил итоги Каирской конференции, особо отметив поддержку Китая Соединенными Штатами и лично Рузвельтом, который «словом и делом помогает Китаю стать независимым и полноправным государством» [11. С. 42]. Во время Тегеранской конференции, состоявшейся 29 ноября - 1 декабря 1943 г., делегация СССР вновь заявила о готовности присоединиться к антияпонской коалиции некоторое время спустя после разгрома Германии, о чем советская сторона уже информировала союзников в ходе московской встречи министров иностранных дел союзных держав в октябре 1943 г. [33. С. 95]. Имея в активе обещание СССР вступить в войну на Дальнем Востоке, представители США и Великобритании вернулись из Тегерана в Каир, где 3 декабря возобновили обсуждение стратегических планов войны с Японией, однако теперь в отсутствие китайцев. Члены американской делегации продолжали доказывать целесообразность осуществления плана «Бака-нир», указывая, что в противном случае Чунцин может выйти из войны. Тем не менее возглавлявший британскую делегацию У. Черчилль полагал, что советское обязательство присоединиться к войне на Дальнем Востоке делает необходимым глубокий пересмотр антияпонской стратегии. Премьер-министр стал добиваться отказа от плана «Баканир», поскольку Лондон не желал появления китайских войск в Бирме, а также был недоволен тем, что львиную долю военно-морских сил для операции по освобождению этой страны должна была обеспечить Великобритания. Участвовавший в Каирской конференции адмирал ВМС США У. Леги позднее отмечал, что «ни на одной из предшествовавших конференций англичане не выступали против американских предложений с большей решительностью» [24. P. 213]. В результате 5 декабря Рузвельт был вынужден отказаться от реализации плана «Баканир» ради прекращения дальнейших споров вокруг проблемы, все более терявшей актуальность [28. P. 676, 687-688, 701-703, 705]. Отмена операции «Баканир» была встречена в Чунцине требованиями о предоставлении кредита в размере 1 млрд долл. США, удвоении числа действовавших на китайском фронте военных самолетов и увеличении ежемесячного объема американских поставок до 20 тыс. т. Однако официальный ответ из Вашингтона содержал отказ выделить Китаю миллиардный кредит, поскольку вероятность того, что американские парламентарии одобрят данное решение, была невелика. Соединенные Штаты согласились довести ежемесячный объем поставок лишь до 12 тыс. т, выразив уверенность, что восстановление наземных коммуникаций между западными союзниками и Китаем являлось в сложившихся на тот момент обстоятельствах лучшей разновидностью помощи Чунцину. В ответе президента фактически устанавливалась зависимость между достижением этой цели и дальнейшим увеличением числа самолетов ВВС США в Китае [3. P. 255-256; 34. P. 128]. Для усиления нажима на американцев правительство Чан Кайши потребовало установить обменный курс юаня к доллару США на уровне двадцать к одному при расчетах между властями Китая и находившимися там частями американской армии под угрозой полного прекращения снабжения последних с 1 марта 1944 г., при том что на черном рынке за один доллар давали до двухсот юаней. Это требование вызвало нескрываемое возмущение в Вашингтоне, так как в случае его выполнения американцы были вынуждены приобретать нужные им товары и услуги по цене, пятикратно превышающей их стоимость на китайском рынке, причем весь «навар» достался бы близким к Чану и его окружению банкирам. Данная проблема была полностью урегулирована только в сентябре 1944 г., причем Соединенные Штаты фактически были вынуждены принять китайские условия и выплатить Чунцину 210 млн долл. по финансовым обязательствам американских вооруженных сил, что содействовало, помимо прочего, некоторой стабилизации курса юаня [18. P. 296-297; 35. P. 399]. Успех предпринятого в Бирме наступления союзных войск в 1943-1944 гг., освобождение от врага Мьиткьины - одной из важнейших авиабаз в масштабах всей Юго-Восточной Азии, привели к фактическому прорыву блокады подконтрольных правительству Чан Кайши районов Китая. В результате американская военно-транспортная авиация получила возможность организовать воздушное сообщение с Китаем по более короткому и безопасному маршруту, что привело к увеличению тоннажа доставляемых туда грузов до 18 тыс. т в июне 1944 г. и до 39 тыс. т - в ноябре, позволив существенно улучшить снабжение верных Чану армий, а так называемый «Горб», через который в течение всего времени его использования удалось перевезти 736 374 т грузов, по сути, прекратил существование [36. Р. 1430; 37. Р. 4688]. В изменившихся условиях китайское руководство снова предприняло попытку взять под свой контроль распределение американской военно-экономической помощи. Устами Сун Цзывэня было объявлено, что сохранение контроля над распределением поставок из США в руках генерала Стилуэлла «оскорбляет национальное достоинство китайцев». При этом сам Сти-луэлл по-прежнему настаивал на том, что отвечать за распределение всех поступавших из Америки грузов должен исключительно американский персонал [3. P. 327-328, 331; 38. P. 47]. Летом и осенью 1944 г. происходило непрерывное ухудшение ситуации на китайском фронте, что увеличило вероятность полного краха китайского сопротивления и привело к резкому снижению стратегической значимости Китая. Возглавляемая К. Ченнолтом 14-я воздушная армия не справилась с задачей сдерживания наступления японцев, лишившись семи собственных авиабаз в материковом Китае. Не помогло и то, что американские ВВС на китайском фронте получили в три раза больше самолетов, чем было запрошено их командованием при поддержке правительства Чан Кайши во второй половине 1942 г., а объем поставок для их нужд вдвое превысил изначально запрашивавшийся. Таким образом, стали очевидными правота генерала Стилуэлла и ошибочность разработанных Ченнолтом планов. Тем не менее, отказавшись признать очевидное, Ченнолт потребовал еще больше увеличить долю выделявшихся для нужд ВВС американских военных поставок, доведя ее до 10 тыс. т ежемесячно. Так, в июне 1944 г., во время решающей фазы операции на севере Бирмы, Чан призвал от Стилуэлла немедленно прибыть в Чунцин, где потребовал от генерала незамедлительно добиться увеличения числа самолетов в составе американских ВВС в Китае, а также поставок для их нужд. Стилуэлл согласился дополнительно выделить для авиации не более 1 500 т грузов, и то при условии, что данная мера получит одобрение Министерства обороны США. Однако ответ Вашингтона оказался отрицательным, поскольку дальнейшее увеличение поставок для 14-й воздушной армии требовало и увеличения числа транспортных самолетов для их перевозки, что, в свою очередь, могло вызвать нехватку таких самолетов в Европе и сорвать там наступательные действия союзников. Министр обороны США Г. Стимсон указывал, что средства, вложенные в «Горб», буквально «обескровили парк транспортных самолетов союзников», ввиду недостатка которых они «увязли в районе устья Шельды и в Голландии». По словам Стимсона, «то же обстоятельство парализовало наши действия на севере Италии; средства, ушедшие на авиаперевозки над бирманскими горами, вполне могут задержать нас на основном театре ещё на одну зиму» [39. P. 538]. Дж. Маршалл считал дальнейший рост активности ВВС США на китайском фронте бессмысленным, так как это требовало улучшения их снабжения и увеличения числа военно-транспортных самолетов. По мнению Маршалла, если бы рекомендации Стилуэлла были учтены раньше, то раньше был бы открыт и наземный путь через Бирму, а ки

Ключевые слова

World War II, US military aid to China, US-China relations, ground communications, Chiang Kai-shek government, military and economic co-operation, наземные коммуникации, правительство Чан Кайши, военно-экономическое сотрудничество, Вторая мировая война, военная помощь США Китаю, американо-китайские отношения

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Рагозин Дмитрий Валерьевич Томский политехнический университет канд. ист. наук, ст. преподаватель кафедры истории и философии науки и техникиdvr@tpu.ru
Всего: 1

Ссылки

Lohbeck D. Patrick J. Hurley. Chi. : Henry Regnery, 1956. 513 p.
Romanus Ch., Sunderland R. Stilwell's Command Problems. Wash. : Office ofthe Chief of Military History, 1956. XVII, 518 p.
Stimson H. and Bundy McGeorge. On Active Service in Peace and War. N.Y. : Harper, 1948. XXII, 692 p.
U.S. Congress. Senate. Committee on the Judiciary. Institute of Pacific Relations. Hearings before the Subcommittee to Investigate the Internal Security Act and Other Internal Security Laws. 82nd Congress. First Session. Wash. : GPO, 1951. Pt. 5. 470 p.
U.S. Congress. Senate. Committee on the Judiciary. Institute of Pacific Relations. Hearings before the Subcommittee to Investigate the Internal Security Act and Other Internal Security Laws. 82nd Congress. First Session. Wash. : GPO, 1952. Pt. 13. 550 p.
Feis H. The China Tangle. The American Effort in China. Princeton : Princeton University Press, 1953. X, 445 p.
Peck G. Two Kinds of Time. Boston : Houghton Mifflin, 1950. VIII, 725 p.
Тегеранская конференция руководителей трёх союзных держав - СССР, США и Великобритании : сб. док. М. : ИПЛ, 1978. 197 с.
FRUS. Diplomatic Papers. 1943. China. Wash. : GPO, 1957. 908 p.
Севостьянов Г.Н. Дипломатическая история войны на Тихом океане. От Пирл-Харбора до Каира. М. : Наука, 1969. 648 с.
Болдырев Б.Г. Займы как орудие закабаления Китая империалистическими державами (1840-1948 гг.). М. : Госфиниздат, 1962. 222 с.
Уткин А.И. Дипломатия Франклина Рузвельта. Свердловск : Изд-во Урал. ун-та, 1990. 544 с.
История дипломатии. М. : Политиздат, 1975. Т. 4. 752 с.
Tsou Tang. America's Failure in China, 1941-1950. Chi. : University of Chicago Press, 1963. XVIII, 614 p.
FRUS. Diplomatic Papers. 1943. Conferences at Cairo and Tehran. Wash. : GPO, 1961. 932 p.
Davies J. Dragon by the Tail. American, British, Japanese, and Russian Encounters with China and One Another. N.Y. : Norton, 1972. 448 p.
Chennault С. Way of a Fighter. N.Y. : Putnam, 1949. XXII, 375 p.
Dorn F. Walkout with Stilwell in Burma. N.Y. : Thomas Y. Crowell Company, 1971. VIII, 258 p.
Jespersen C. American Images of China 1931-1949. Stanford : Stanford University Press, 1996. XX, 254 p.
Рузвельт Э. Его глазами. М. : Иностранная литература, 1947. 255 с.
Bradley J. The Second World War: Asia and the Pacific. Wayne : Avery, 1984. 350 p.
Leahy W. I Was There. N.Y., 1950. 527 p.
Liu F. A Military History of Modern China 1924-1949. N.Y. : Kennikat Press, 1972. 312 p.
Amerasia. A Review of America and the Far East / ed. by Ph.J. Jaffe. N.Y. : Amerasia, 1942. Vol. VI, № 10. 574 p.
Arnold H. Global Mission. N.Y. : Harper & Brothers, 1949. XII, 626 p.
Young A. China and the Helping Hand, 1937-1945. Cambridge : Harvard University Press, 1963. XX, 502 p.
Черчилль У. Вторая мировая война. М. : Воениздат, 1991. Кн. 2. 671 с.
Wedemeyer A. Wedemeyer Reports! N.Y. : Henry Holt, 1958. 497 p.
Chin-tung Liang. General Stilwell in China, 1942-1944: The Full Story. N.Y. : St. John's University Press, 1972. XVIII, 321p.
Ледовский А.М. Китайская политика США и советская дипломатия 1942-1954. М. : Наука, 1985. 288 с.
Шервуд Р. Рузвельт и Гопкинс. Глазами очевидца. М. : Иностранная литература, 1958. Т. 2. 679 c.
История Второй мировой войны 1939-1945. М. : Воениздат, 1975. Т. 5. 510 с.
Ferrel R. American Diplomacy. The Twentieth Century. N.Y. : Norton, 1988. XVI, 427 p.
The Papers of George Catlett Marshall. Larry J. Bland, Sharon Ritenour Stevens. Baltimore : JHU Press, 1991. Vol. 3. 840 p.
The Papers of George Catlett Marshall. Larry J. Bland, Sharon Ritenour Stevens. Baltimore : JHU Press, 1996. Vol. 4. 773 p.
Tuchman B. Stilwell and the American Experience in China, 1911-1945. N.Y. : Macmillan, 1971. XV, 621 p.
Мэтлофф М., Снелл Э. Стратегическое планирование в коалиционной войне 1941-1942 гг. М. : Воениздат, 1955. 496 с.
Stilwell G. The Stilwell Papers. N.Y. : William Sloane, 1948. XVI, 357 p.
U.S. Department of State. Foreign Relations ofthe United States. Diplomatic Papers (далее - FRUS) 1942. China. Wash., 1956. 782 p.
Romanus Ch., Sunderland R. Stilwell's Mission to China. Wash. : Office ofthe Chief of Military History, 1953. XIX, 441 p.
 Американо-китайское экономическое сотрудничество во время войны с Японией (1942-1944 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/21

Американо-китайское экономическое сотрудничество во время войны с Японией (1942-1944 гг.) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 416. DOI: 10.17223/15617793/416/21