Контуры биографии издателя И.С. Лапина по материалам французской периодической печати первой трети XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 423. DOI: 10.17223/15617793/423/8

Контуры биографии издателя И.С. Лапина по материалам французской периодической печати первой трети XX в.

Осуществлена попытка составить представление о биографии русско-французского издателя И.С. Лапина по публикациям во французской прессе начала XX в. Прослежены основные этапы жизни и деятельности персоны во Франции, перечислены наиболее существенные и представляющие интерес события, связанные с указанным издателем и членами его семьи. Каталогизированы ключевые франкоязычные источники, отражающие работу издательства И.С. Лапина в Париже, которая слабо изучена на данный момент.

Outline of the biography of the editor I.S. Lapin based on the materials of French printed media of the first third of t.pdf Фигура российско-французского издателя И. С. Лапина, основавшего в начале XX в. издательство в Париже и выпускавшего многочисленные образцы книг класса люкс и почтовых открыток, может служить примером парадоксального сочетания популярности и неизвестности. С одной стороны, И. С. Лапин был удостоен высоких званий и наград как в России, так и во Франции, в современных ему газетах его имя часто сопровождалось эпитетами наподобие «известный», «уважаемый» и «выдающийся», и вплоть до настоящего времени выпущенные его издательством почтовые открытки являются предметом интереса коллекционеров и музейных работников. С другой стороны, в открытом доступе чрезвычайно затруднительно обнаружить какие-либо надежные вторичные источники, которые содержали бы обобщение подробностей биографии И. С. Лапина: объем таких данных сводится к нескольким небольшим статьям, появляющимся со значительными временными разрывами, что создает информационный вакуум, не соответствующий статусу и значимости этой персоны. Кроме того, большинство открытых источников не может предоставить даже корректных сведений об имени, отчестве и датах рождения и смерти И. С. Лапина, в результате чего «предполагаемые» личные данные издателя (т.е., говоря упрощенно, догадки о том, какими могли бы быть его имя и отчество, исходя из инициалов) проникают в библиографические описания и картотеки вплоть до уровня Президентской библиотеки им. Б.Н. Ельцина. В течение довольно продолжительного периода времени фактически единственным объемным источником данных об И. С. Лапине, находящимся в режиме открытого доступа, оставалась статья М. Забоченя «Открытки парижского издательства И. С. Лапина», опубликованная в газете «Правда» в 1997 г. и начинающаяся со слов «Издательство выходца из России художника-литографа И. С. Лапина известно каждому филокартисту, но публикации о нем автору этой статьи не встречались» [1]. Более близкие к современности проявления интереса к рассматриваемой нами личности прошли через несколько стадий в виде статей в профильной прессе [2] и в итоге получили воплощение в нескольких статьях каталога «Издательство И. С. Лапина в Париже», выпущенного издательским домом «Крепостнов» в 2013 г. [3]. Эти информационные материалы представляют довольно большой объем сведений о деловых проектах и связях И.С. Лапина в России, однако информация биографического характера, и в первую очередь - касающаяся французской стороны жизни издателя, изложена в сравнительно небольшом количестве. Каталог ИД «Крепостнов» мы будем рассматривать как наиболее актуальную и полную на данный момент попытку собрать сведения об И. С. Лапине и его издательстве; других, более новых, вторичных источников подобного рода нам обнаружить не удалось. В будущем 2018 г. исполняется 150 лет с момента рождения И. С. Лапина. Слабая изученность биографии издателя вкупе с его значимостью для истории отечественного книгоиздания и с названной памятной датой представляются нам подходящими основаниями для попытки актуализировать и дополнить данные о нем. Источником данных для контуров биографии И. С. Лапина, представленных в настоящем исследовании, послужило интернет-подразделение Национальной библиотеки Франции - Gallica (http://gallica.bnf.fr). «Галлика» содержит чрезвычайно значительное количество оцифрованных копий французской периодики последних столетий и предоставляет возможности полнотекстового поиска по этому архиву, поддержанные программным обеспечением распознавания текстов (OCR). Хотя в архиве подобного рода неизбежны лакуны и ошибки распознавания, он остается достаточно надежным и богатым источником информации для нашей работы: в ходе исследования мы собрали 468 вырезок, в которых тем или иным образом отражена деятельность И. С. Лапина и членов его семьи во Франции. Мы полагаем необходимым заблаговременно оговориться, что в интересах сохранения приемлемого размера статьи мы намеренно не рассматриваем в этом материале два объемных вопроса: личные данные И. С. Лапина вкупе с началом его жизненного пути, а также его издательский репертуар. Эти вопросы будут нами изложены в отдельных публикациях. Кроме того, мы не затрагивали деятельность издателя в России, поскольку она уже описывалась, к примеру, В.В. Крепостновым и Н.А. Мозохиной. Для нужд этого исследования заметим кратко, что издатель Илья Лапин родился в г. Гродно 26 марта 1868 г. и скончался 28 октября 1931 г. в Париже. Отметим также, что настоящее исследование имело именно биографический характер, т. е. издательская работа И. С. Лапина, библиография изданных им книг, проблемы каталогизации открыток его предприятия и другие подобные вопросы не находились в центре нашего внимания и будут упомянуты постольку, поскольку это будет целесообразно для решения жизнеописательных задач этой статьи. Во французских источниках издатель неизменно фигурирует под фамилией Lapirn. Переводя заметки из французской периодической печати, мы будем сохранять эту фамилию и передавать ее как «Лапина» (ударение, в соответствии с правилами французского языка, падает на последний слог). В качестве начального представляется уместным назвать эпизод, описанный в газетах Figaro и Journal, который относится к январю 1898 г. Русская община в Париже организовала прощальный ужин в честь барона А.П. Моренгейма, бывшего ранее послом России во Франции и завершавшего свою дипломатическую миссию [4]. Помимо многочисленных аристократов, на мероприятии присутствовали члены общества русских художников, проживающих в Париже, в связи с тем что А. П. Моренгейм являлся почетным председателем этого общества [5]. Члены общества во главе со своим президентом г-ном Харламовым презентовали послу акварельный рисунок, в аллегорической форме изображающий союз России и Франции (коль скоро А.П. Моренгейм непосредственно участвовал в заключении такового союза несколькими г. ми ранее); по этому поводу Journal пишет, что «г-н де Моренгейм попросил своего соотечественника, чертежника Лапина, воспроизвести это произведение» [6]. Здесь мы впервые встречаем один из традиционных ярлыков И. С. Лапина - dessinateur, который приходится не очень удачно переводить как «чертежник». Более близким эквивалентом было бы нечто вроде «технический художник», однако нам необходимо отличать dessinateur от artiste, которое также переводится как «художник». Сам И. С. Лапина, согласно его собственным изданиям, называл себя dessinateur, im-primeur-editeur (чертежник, печатник-издатель) [3. С. 160]. В этом эпизоде речь идет о том, что И.С. Лапина, будучи художником-литографом, создал клише для печати изображения, которое было вскоре воспроизведено в журнале Illustration. Заметим также, что в числе гостей мероприятия был скульптор М. М. Антокольский, который будет впоследствии упоминаться в связи с женитьбой И.С. Лапина. В марте 1898 г. газета Aurore сообщила в краткой заметке, что «ассоциация русских студентов-евреев дала свой седьмой ежегодный бал» [7]. В этом тексте говорится о том, что «симпатичный художник Лапина управлял балом с большим чувством такта». Нам не удалось обнаружить ответа на вопрос, обучался ли И.С. Лапина во Франции и имел ли непосредственное отношение к упомянутой ассоциации. Сопутствующие данные (такие, например, как предыдущая заметка о приеме в честь А.П. Моренгейма) косвенно свидетельствуют о том, что на тот момент И.С. Лапина можно было уже считать состоявшимся художником; мы вернемся к этому несколько позднее, при рассмотрении Всемирной Парижской выставки 1900 г. Представляется допустимым предположить, что именно в 1898 г. издатель уже не являлся студентом, однако мог поддерживать связи с ассоциацией, возникшие в прошлом, либо просто иметь к ней отношение по этническому принципу. В сентябре 1898 г. в периодике впервые появляется имя «Ilya Lapina» Оно упомянуто в газете Aurore в контексте сбора денег по подписке, насколько можно судить по заглавию - в пользу бастующих рабочих [8]. В январе 1899 г. газета Figaro сообщает, что «г-н Илья Лапина, уважаемый русский чертежник, вскорости женится на мадемуазель Марте Гольдшмидт, дочери хорошо известного антиквара» [9]. В номере Figaro от 23 января 1899 г. помещено сообщение о том, что «вчера, в храме на улице Нотр-Дам-де-Назарет, справлялось бракосочетание г-на Илья Лапина с мадемуазель Мартой Гольдшмидт» [10]. Указано, что свидетелями со стороны жениха выступали «хорошо известный скульптор» М.М. Антокольский, а также некий «г-н Л. Лапина». Со стороны невесты в качестве свидетелей были приглашены «доктор Перли» (Perlis) и г-н Жюль Блок (Bloch). В числе гостей названы, к примеру, некоторые представители аристократии («барон Э. Бейен, маркиз де Би-рон»), жена и дочь М. М. Антокольского, а также упоминавшийся ранее «художник Харламов». Личность Л. Лапина нам определить не удалось; в архиве «Гал-лики» более нет подобных упоминаний. Г-н Жюль Блок с высокой степенью вероятности является родственником невесты: его фамилия совпадает с девичьей фамилией ее матери, которая указана на общей для Гольдшмидтов и Лапина надгробной плите [11]. Та же плита свидетельствует, что «мадам И. Лапина, урожденная Марта Гольдшмидт» родилась 14 мая 1878 г. Дата смерти повреждена, однако можно прочитать ее как 14 октября 1951 г. Мемориал на кладбище Монпарнас предоставляет также сведения о сыне И.С. Лапина. Указано: «Серж Лапина. Военный крест 1914-1918 - 1939-1945. 8 ноября 1899 - 27 февраля 1953». Французские военные кресты двух указанных диапазонов являются разными наградами, из чего можно сделать вывод, что Серж Лапина был награжден ими обоими и, следовательно, успел тем или иным образом поучаствовать как в Первой, так и во Второй мировых войнах. В каталоге Всемирной универсальной Парижской выставки 1900 г., том III, группа 3 («Общие инструменты и средства литературы, науки и искусства»), в описании русского отдела по классу 11 (типография и печать) имеется запись: «Lapina (J.), a Petersbourg. -Chromolithographies» («Лапина (Ж.), Петербург. -Хромолитографии») [12. С. 72]. Эта запись образует неоднозначность, так как инициал J не соответствует имени «Илья» (возможны только два варианта: с начальной I (Ilya / Ilia / etc) и с начальной Y (Ylia)), ни в одном справочнике или адрес-календаре Российской Империи 1900 г. и ближайших лет мы не обнаружили никаких промышленников и предпринимателей, которые подходили бы под это имя, и в отечественном каталоге русского отдела на рассматриваемой выставке такой записи нет [13. С. 84], однако за исключением еще одного экспонента («Golicheff, a Moscou») все остальные участники выставки совпадают. Неоднозначность разрешается следующим образом: сверка участников показывает, что все русские экспоненты 11-го класса, чье имя начинается с буквы «И», во французском каталоге имеют инициал «J» (например, Исидор Гольдберг - Goldberg (J.)) и, помимо каталога выставки, существует также серия документов под общим названием «Rapports du jury international» (т.е. отчеты международного жюри, судившего выставку); в отчете о русском отделе 11-го класса 3-й группы имеется запись: «M. Lapina, a Paris. - Dessinateur» («Г-н Лапина, Париж. - Чертежник»). В кратком пояснении указано, что именно экспонировал участник: «... образцы акварелей и рисунков, исполненных им от имени русских домов» [14. С. 129]. Мы считаем допустимым утверждать, что И. С. Лапина участвовал в выставке как резидент Парижа, однако по подданству был отнесен организаторами в русский отдел (впоследствии будет показано, что издатель считался русским подданным как минимум до 1914 г). Вероятно, что именно по этой причине он не попал в отечественный каталог. Кроме того, запись жюри вкупе с предыдущими заметками создает основу для утверждения, что изначально И. С. Лапина был известен не как типограф или печатник, а как художник (либо, точнее, художник-литограф). Впоследствии к этому утверждению будут приведены дополнительные основания. Под «русскими домами», вероятно, имеются в виду дома аристократические, что сопрягается с кругом общения издателя, изображаемым в газетных публикациях. Заметим также, что отсутствие И. С. Лапина в отечественных справочниках и адрес-календарях заставляет полагать, что до своего появления во Франции издатель не имел собственного предприятия в России. В сентябре 1901 г. издание Gaulois публикует объявление о том, что подписчики газеты могут воспользоваться эксклюзивным для них предложением о приобретении «крупной неопубликованной фотогравюры г-на И. Лапина, русского художника-литографа, проживающего в Париже» [15]. Сообщается, что данная работа репродуцирует картину живописца Анри Жер-ве, изображающую «коронацию Царя в Москве». Речь идет, очевидно, о коронации Николая II; оригинальная картина была написана в 1896 г. В описании продукта говорится, что это - экземпляры класса люкс, отпечатанные специально для подписчиков газеты на японской бумаге большого формата, нумерованные и удостоверенные личной подписью А. Жерве. В январе 1908 г. в еженедельнике Archives commerciales de la France опубликовано извещение о создании «товарищества на вере "Илья Лапина и компания"» [16]. В качестве направления деятельности новой организации указаны «художественные издания и печать». Предприятие зарегистрировано в доме № 83 по улице Томб-Иссуар и имеет уставной капитал 315 000 франков, из которых 100 000 внесены товарищами-вкладчиками (коммандитистами). Улица Томб-Иссуар соответствует XIV округу Парижа. Именно в этом округе И. С. Лапин жил, работал, скончался и был похоронен (кладбище Монпарнас также относится к этому округу). Список товарищей нам не известен; можно лишь утверждать, что это предприятие И. С. Лапина открыл не сам, а с чьей-то помощью (это ясно из наличия товарищей-коммандитистов). В 1909 г. товарищество появляется в «Ежегоднике французской и зарубежной печати и мира политики», где «Илья Лапина и компания» фигурирует в списке французских печатников [17]. В мае и июле 1910 г. в газете Matin встречаются объявления о наборе вспомогательного персонала. И. С. Лапина ищет рассыльного 25-35 лет, «очень серьезного» и «с отличными рекомендациями» [18]. Объявления содержат просьбу «не являться [лично]» и вместо этого сообщать о своем желании заполнить вакансию в письменном виде. Эти объявления примечательны тем, что в них впервые появляется традиционный адрес И. С. Лапина в Париже - улица Данфер-Рошеро, д. 75. В январе 1911 г. в газете Journal опубликована заметка о том, что «русская торговая палата Парижа чествовала... своего нового почетного председателя г-на Извольского» [19], который сменил А.И. Нелидова на посту посла России во Франции. Сообщается, что эта церемония, которая «собрала... элиту представителей французской и русской промышленности и коммерции», «вдохновила в изысканной манере карандаш чертежника Ильи Лапина». Последняя метафорическая фраза не вполне ясна, но можно предполагать, что И. С. Лапина создал некий карандашный рисунок, в том или ином смысле отражающий это событие. В феврале 1912 г. в издании Univers впервые упоминается о том, что И. С. Лапина печатал работы художника Яна Стыка [20]. В июне 1913 г. в газете Journal помещено объявление о найме торгового представителя, на которого будут возложены обязательства по «продаже цветных художественных почтовых карточек» [21]. В архиве «Галлики» это первое упоминание о такой важной стороне бизнеса И. С. Лапина, как выпуск открыток. В августе 1913 г. еженедельник Archives commerciales de la France фиксирует факт ликвидации общества «Илья Лапина и компания» [22]. В этой публикации впервые указан «двойной» адрес, который традиционно ассоциируется с издательством И. С. Лапина: ул. Данфер-Рошеро, дома 75 и 77. Признаков создания новой организации в 1913 г. нам обнаружить не удалось; в объявлениях и заметках прежнее наименование «Илья Лапина и компания» сменилось на простое «Илья Лапина». Представляется допустимым предположить, что в этом периоде своей деятельности во Франции издатель перешел в режим работы, который можно было бы определить термином «предприниматель без образования юридического лица». В январе 1914 г. И.С. Лапина становится кавалером ордена Почетного легиона. В соответствующем декрете сказано следующее: «Г-н Лапина (Илья), русский подданный, чертежник, печатник, издатель; заслуги в области французской промышленности и искусства; 25 лет промышленной практики» [23]. Замечание sujet russe, т.е. «русский подданный», связано с тем, что И. С. Лапина был представлен к награде Министерством иностранных дел. Указание на длительность деятельности позволяет определить, что «промышленная практика» издателя началась в 1888 (если представление было оформлено еще в конце 1913 г.) или в 1889 г. В общей сложности упоминание об этом событии содержится в 20 разных изданиях из архива «Галлики». К примеру, Figaro пишет, что «г-н Илья Лапина, чрезвычайно выдающийся чертежник-печатник, известный столь замечательными произведениями, был произведен в кавалеры [ордена] Почетного легиона» [24]. В заметке газеты Journal по этому информационному поводу сообщается, в частности, что И. С. Лапина был художником перед тем, как стать печатником, а также указывается, что он издал альбомы с хромолитографическими репродукциями шедевров Лувра и Люксембургского музея. Кроме того, газета отмечает, что он «взял на себя заботу увековечить альбомом того же жанра 250-летие Санкт-Петербургской Академии художеств, где представлено столь много шедевров французского искусства» [25]. Можно также упомянуть краткую заметку в газете Matin, где сказано, что «г-н Илья Лапина получает крест Почетного легиона за его прекрасные издания произведений о современном французском искусстве» [26]. В периодическом издании «Отчет о работе Общества французских художников» за 1914 г. зафиксированы сведения о фактах сотрудничества «Л. Гранже-рара [Grandgerard], живописца, и И. Лапина» [27]. Говорится о «панно и картинах маслом, которые были заказаны и исполнены до войны». В этом же документе упоминаются деловые отношения И. С. Лапина с художником по фамилии Кретьен (Chretien), которому было поручено исполнить изображения для почтовых карточек [28]. В феврале 1914 г. журнал Mercure de France пишет о том, что «русский чертежник, ставший издателем, г-н И. Лапина, опубликовал превосходную книгу о шедеврах Люксембургского музея... которая представляет собой не только красивый подарочный том, но и ценный документальный труд» [29]. В марте 1914 г. И.С. Лапина ищет по объявлению представителя для распространения «почтовых карточек и гравюр» в Париже и пригородах [30]. В апреле 1914 г. газета Journal сообщает о судебном противостоянии между И. С. Лапина и немецким обществом Photographische Gesellschaft. В заметке сказано, что в 1897 г. общество приобрело у русского художника В.В. Верещагина «эксклюзивное право на воспроизведение 14 его полотен, изображающих эпизоды кампании Наполеона I в России» [31]. Впоследствии общество обнаружило, что «русский издатель Лапина, которого французское правительство недавно наградило орденом Почетного легиона, воспроизвел эти полотна» на почтовых карточках и в изданной им к 100-летию упомянутой выше кампании (т.е. в 1912 г.) книге Ф. де Сегюра о Наполеоне. Организация требовала возместить ей убытки в размере 10 000 франков. Из заметки следует, что суд отклонил иск немецкого общества по нескольким различным юридическим основаниям. Подробно данное разбирательство описано в выпуске официального печатного органа Бюро Международного союза защиты литературных и художественных произведений «Droit d'auteur» за 1914 г. В нем назван «Илья Лапина, русский художник, обосновавшийся в Париже» [32], а также обозначено, что другими ответчиками по иску были его партнеры Фламмарион (Flammarion) и Хей-манн (Heymann). Первый указан как «издатель томов», второй - как распространитель открыток. В выпуске того же издания за 1915 г. приведено полное решение суда, из которого, в частности, следует, что И. С. Лапин подал встречный иск и отсудил у немецкого общества 5 000 франков [33]. В мае 1914 г. в газете Radical появляется объявление о 72 по счету ежемесячном ужине республиканского кружка XIV округа Парижа. В нем говорится, что собрание будет организовано, помимо прочего, «в честь г-на Ильи Лапина, одного из наиболее выдающихся художников-литографов, который недавно стал кавалером ордена Почетного легиона» [34]. Отчет об этом мероприятии опубликован в той же газете в июне; из него известно, в частности, что на собрании председательствовал помощник мэра округа г-н Марку, который от имени кружка поздравил И. С. Лапина с наградой. Автор заметки пишет, что «г-н Лапина выразил благодарность в нескольких любезных словах и подарил каждому из гостей [мероприятия] художественную гравюру самого прекрасного исполнения» [35]. В октябре 1914 г. И.С. Лапина ищет по объявлению коммерческих агентов для работы «в Париже и провинции», связанной с «актуальными патриотическими открытками, черно-белыми и цветными» [36]. В том же месяце в периодическом издании «Annales politiques et litteraires» помещено изображение почтовой открытки «La lettre du Pape» («Письмо Папы [Римского]»). Иллюстрация сопровождается надписью «Одна из самых успешных почтовых карточек военного времени. Композиция С. Соломко. И. Лапина, издатель, Париж» [37]. Среди собранных нами материалов «Галлики» это хронологически первое упоминание об отечественном художнике С.С. Соломко, чье сотрудничество с И. С. Лапиным - одна из наиболее известных в отечественной филокартии сторон деятельности издателя. В декабре 1914 г. в газете Matin появляется реклама, предлагающая «прекраснейшую коллекцию патриотических почтовых карточек» [38]. В нашей базе данных из архива «Галлики» это первая газетная реклама И.С. Лапина после предложения «коронационной» гравюры в Gaulois 1901 г. Вызывает определенное любопытство фраза «Опасайтесь подделок», находящаяся в заключительной части объявления: наличие контрафакта - традиционный индикатор популярности какого-либо производителя. В январе 1915 г. Matin публикует более развернутое объявление, в котором рекламируются уже типографские услуги, в том числе лито- и хромолитография, а также гелиогравюра. Сообщается, что предприятие специализируется на «тщательно выполняемых» работах, которые могут быть выполнены на заказ «у И. Лапина, печатника-издателя, 75 и 77, ул. Данфер-Рошеро, Париж, который сохранил часть своего прежнего персонала» [39]. Поскольку это рекламное объявление стоимостью в 3 франка за строку, то представляется вполне очевидным, что фраза о персонале не является случайной и вставлена И. С. Лапиным намеренно. Мы не имеем данных, которые могли бы ее прояснить, однако нам кажется вероятным, что она введена в объявление из репутационных соображений и отражает желание подчеркнуть, что качество услуг издательства не пострадало от распада товарищества «Илья Лапина и компания». На основании предыдущих заметок можно осторожно предполагать, что И. С. Лапина расширял производство, а не сокращал его; следовательно, явных причин для увольнения сотрудников он не имел, и потери кадров могли быть связаны, к примеру, с тем, что кто-либо из полных товарищей покинул прежнюю организацию с целью начать собственное дело и забрал часть работников с собой. В марте 1915 г. И. С. Лапина вновь ищет представителя для работы по открыткам, однако в данном случае требует наличия опыта в соответствующей области деятельности [40]. В апреле того же года издатель повторно предлагает эту должность, но выдвигает иное требование: претендент должен быть свободен от воинской обязанности [41]. В том же месяце в газете Petit Parisien размещено объявление, в котором содержится «просьба раненым, возвращающимся из Германии, способным предоставить сведения о Гольдшмидте Луи, сержанте, 28-й пехотный [полк], пропавшем при Гюизе 28 августа [1914], обратиться к Лапина, 75, ул. Данфер-Рошеро, Париж. Издержки будут возмещены» [42]. Значительно позже, в 1930 г., в издании Univers israelite обнаруживается упоминание о благотворительном взносе в 500 франков, который был совершен «г-жой Мартой Лапина и г-ном Шарлем Гольдшмидтом в память об их брате, сержанте Луи Гольдшмидте, пропавшем без вести 28 августа 1914 г. в битве при Гюизе» [43]. В январе 1916 г. имя И. С. Лапина обнаруживается в списке участников «Лиги защиты угнетенных евреев», который помещен в приложении к изданию «Emancipation juive» [44]. В феврале 1916 г. газета Rappel сообщает о банкете, устроенном во дворце д'Орсе в честь «великого художника и друга Франции Луи Ремекерса» [45]. «Илья Лапина, чертежник» указан в числе гостей. В июне 1916 г. в газете Matin помещена небольшая реклама, озаглавленная «Для наших фронтовиков» [46]. Объектами предложения являются «Chansons de France de Maurice Boukay» («Песни Франции Мориса Буке») и «открытки, иллюстрированные нашими лучшими художниками, с марками Красного Креста, портретами наших генералов». В ноябре 1917 г. газета Croix публикует своеобразный дайджест из некоторых публикаций в других изданиях, озаглавленный «Всегда кстати о "Дне фронтовика": вопросы без ответов». Заметка начинается следующим образом: «Париж, 19 ноября. -11 октября "Soleil du Midi" впервые потребовала у г-на Секкальди [Ceccaldi], председателя комитета "Дня фронтовика", предать гласности сведения о том, на что именно были употреблены 1 561 028 франков 80 сантимов, которые в бухгалтерском балансе упомянутого "Дня" фигурируют в графе расходов» [47]. Несколько далее в тексте статьи газета ссылается на еженедельник On Dit, который «сопроводил свои комментарии следующими вопросами»: «Мы только что упоминали имя г-на Лапина как поставщика печатной продукции для "Дня фронтовика". Кто же такой этот г-н Лапина? Не был ли он перед войной особенно известен в русских революционных кругах? Не был ли он, под властью полицейского Азефа, осведомителем русского посольства "Николая царствующего"? Не на короткой ли он ноге с г-дами Секкальди и Куиба?». «Полицейский Азеф» - это, очевидно, Е.Ф. Азеф, еврейский «двойной агент», занимавший высокое положение в партии эсеров и одновременно с этим сотрудничавший с департаментом полиции. Примечательно, что он родился и некоторое время жил в Гродненской губернии [48]. В связи с этим возникает вопрос о возможном наличии связи между И. С. Лапина и Эстер Лапиной, которая «вступила в боевую организацию партии социалистов-революционеров под руководством Е.Ф. Азефа» [49] и впоследствии, после его разоблачения, покончила с собой в Париже в 1909 г. В «Галлике» есть несколько заметок о ее смерти, из которых, в частности, следует, что Э. Лапина - уроженка Гродно [50]. Если И. С. Лапина действительно имел какое-то отношение к эсерам или царской полиции, то это сможет послужить объяснением того, почему персона издателя не имеет никаких заметных следов изучения в советском периоде нашей истории. Названный в конце цитаты «г-н Куиба» с высокой степенью вероятности является Шарлем-Морисом Куи-ба (Couyba), французским политическим деятелем, который занимался также литературной работой под псевдонимом «Морис Буке»; это имя фигурирует в рекламе из газеты Matin 1916 г., описанной нами выше. В мае 1919 г. в еженедельнике L'Afrique du Nord illustree сообщается о том, что бельгийский поэт Т. Дронша (Dronchat) написал, а «г-н Илья Лапина, русский печатник» издал произведение под названием «Гимн Свободе». Сказано также, что «этот русско-бельгийский шедевр» был предназначен для того, чтобы официально вручаться в дипломатических и политических кругах Парижа. «[Г-н] Бабук, из [газеты] Opinion, сильно возмущен этой авантюрой», -добавляет издание [51]. В июле 1919 г. в очередном выпуске «Отчета о работе Общества французских художников» сообщается о сотрудничестве И. С. Лапина с Э. Обеном (Aubain), живописцем [52]. Несколько позже, в начале 1920 г., это же издание упоминает в аналогичном контексте еще двух живописцев - г-жу Ловерне-Птижан (Lauvernay-Petitjean) и Ф. Майо (Maillaud) [53]. В сентябре 1920 г. в «Официальном муниципальном бюллетене города Парижа» под заголовком «Открытие кредитов для оплаты расходов по публикации двух официальных реляций» имеется запись «Счет Лапина, 15 000 франков» [54]. Насколько можно судить по тексту, речь идет о тиражировании реляции о приеме президента США В. Вильсона в Отель-де-Виль. В сентябре 1921 г. в газете Temps появляется объявление, согласно которому «сдается меблированный дом, 7 спален, 2 столовых, гостиная, бильярдная, 2 ванные комнаты, 3 комнаты для прислуги, кухня, большой и красивый сад с садовником, гараж для автомобиля, в Бельвю, 15 минут до Парижа. Превосходное местоположение. Обращаться с 2 до 3 часов, Лапина, ул. Данфер-Рошеро, 75» [55]. Происхождение данного дома нам не известно; каких-либо событий, которые могли бы привести, к примеру, к его получению в наследство, в архиве «Галлики» нет. Возможно, что, как и в случае с розыском Луи Гольдшмидта, И. С. Лапина выступал посредником, а дом принадлежал кому-либо из его родственников со стороны жены. В аналогичном объявлении в той же газете от октября 1921 г. содержатся дополнительные сведения: применительно к саду указано число «4 000 метров» (вероятно, квадратных), а также названа стоимость аренды - 1 000 франков в месяц [56]. Заметим также, что в марте 1922 г. И. С. Лапина ищет по объявлению садовника [57], что сопрягается с предыдущими данными. Впоследствии аналогичные объявления появляются в июле 1922 г. [58], а также марте [59] и апреле 1923 г. [60]. В феврале 1925 г. информация о соответствующей вакансии появляется вновь, однако, в отличие от предыдущих публикаций на эту тему, она содержит требование, согласно которому садовник непременно должен быть женат [61]. В мае 1922 г. в издании Gaulois предвосхищается «бал Гран-при». Сообщается, в частности, что участники события смогут получить «великолепную программу-альбом, содержащую двадцать акварелей наших самых популярных художников, изданную г-ном Лапина» [62]. В июне та же газета размещает еще несколько упоминаний об этом собрании. Опубликован, в частности, репортаж, подготовленный за день до бала, в котором журналист рассказывает о том, как был свидетелем разговора между г-ном Дефреном, владельцем «Галери Лафайет», и представителем И. С. Лапина, ответственным за программу. Цитируемая журналистом беседа начинается следующими репликами: «- Похоже, вы готовите для нас шедевр. - Будет хорошо, увидите. Не ложились пять ночей, чтобы всё подготовить. Но теперь работа завершена» [63]. Кроме того, в августе 1922 г. известный модный журнал Vogue приводит несколько изображений, иллюстрирующих костюмы и детали костюмов участников бала. В числе прочих показан головной убор с высоким плюмажем г-жи Лапиной [64]. Годом позже, в июне 1923 г., Gaulois сообщает об аналогичном собрании. Согласно этой заметке, гости бала могли приобрести «альбом, с бесконечной тщательностью и утонченным мастерством исполненный гном Лапина, который превзошел всех в этом деле» [65]. В октябре 1922 г. Petit Parisien кратко сообщает, что «вчера вечером [27 октября], около 11 часов 40 минут, в ателье типографии Ильи Лапина, 75 и 77, ул. Данфер-Рошеро, произошло возгорание. Пожарные справились с угрозой после часа работы. О пострадавших не сообщалось» [66]. В газете Radical дополнительно указано, что ущерб составил около 50 000 франков [67]. В апреле 1923 г. «Лапина (г-жа)», «Лапина (Илья), издатель» и «Лапина (Серж), издатель» участвовали в Международном конгрессе библиотекарей и библиофилов в Париже, о чем имеется запись в материалах конгресса, изданных в 1925 г. [68]. Это - первый документ в нашей выборке из архива «Галлики», в котором сын И. С. Лапина прямо назван издателем. Все трое имеют один и тот же адрес (улица Данфер-Рошеро), из чего можно предположить, что на этот момент Серж Лапина еще не ведет собственного дела. В декабре 1923 г. фамилия «Лапина» указана среди людей, присутствовавших на похоронах художника Т.-А. Стейнлена [69]. Можно отметить упоминание «г-на Куиба, бывшего министра», о котором шла речь выше. В том же месяце в газете Figaro опубликовано относительно крупное объявление, в котором к новогодним праздникам предлагается «подарок полезный и роскошный». По цене в 100 франков за экземпляр рекламируются четыре книги: «Le Louvre» г-д Лафе-нестра и Бенедита, «Le Luxembourg» Л. Бенедита, «La beaute de la femme dans l'art» («Женская красота в искусстве») А. Дайо (Dayot) и «Napoleon» генерала де Сегюра. Объявление завершается фразой «художественные издания Лапина» [70]. В этой рекламе впервые фигурирует конструкция «Editions d'art Lapina», перевод которой дан в предыдущем предложении. Впоследствии, вплоть до 1928 г., краткий вариант этой фразы («Editions Lapina») часто встречается в рекламе и библиографических описаниях в качестве названия издательства. Тем не менее указаний на какие-либо юридические перемены в бизнесе И. С. Лапина в архиве «Галлики» не обнаруживается, поэтому мы предполагаем, что издатель просто подобрал себе более внушительное неофициальное наименование. Как видно по нескольким предыдущим заметкам, он также предпринимал попытки называть себя «Дом Лапина» («Maison Lapina»), но это название, похоже, не устоялось. Также в декабре 1923 г. в ежемесячнике Correspondant помещена реклама «Стихов о Франции и Италии» П. де Нольяка, открывающих «новую роскошную коллекцию "Знаменитые книги"» [71], и других изданий И. С. Лапина размером в полную страницу. В 1924 г. И. С. Лапина указан в ежегодном бюллетене «Общества Фрагонара в Грассе» в качестве одного из учредителей организации. Из того же бюллетеня следует, что общество было основано «по инициативе группы ученых, художников и любителей региона... с целью изучения и сохранения художественного и исторического наследия Нижнего Прованса» [72]. Известно также, что общество создало музей Фрагонара в Грассе, который впоследствии был расширен и превращен в музей искусства и истории Прованса [73. С. 111], существующий по сей день. В апреле 1924 г. в газете Temps помещено объявление о смерти г-на Симона Гольдшмидта, антиквара. Указывается, что погребение произойдет на кладбище Монпарнас. Информация подписана «от лица его вдовы г-жи Симон Гольдшмидт, г-на и г-жи Шарль Голь-дшмидт и их детей, г-на и г-жи Лапина и г-на Сержа Лапина, его детей и внуков» [74]. Речь, очевидно, идет об отце жены И. С. Лапина; дата смерти по периодике соответствует указанию на семейном надгробии, упоминавшемся выше. В декабре 1924 г. в Temps обнаруживается объявление, в котором читатели приглашаются «по случаю новогодних праздников посетить недавно открывшийся магазин предметов искусства и роскошных изданий Лапина, 43, ул. Лафит» [75]. Заметим вскользь, что издательство И. С. Лапина осталось на прежнем месте, и новый адрес свидетельствует об открытии отдельного магазина, а не о переезде. В 1925 г. И.С. Лапина фигурирует в ежегоднике «Общий справочник французского производства». Относительно рода занятий указано: «чертежник, печатник-издатель, художественные и коммерческие репродукции в технике хромолитографии, гелиогравюры и трехцветной печати» [76]. Имеются сведения об участии И. С. Лапина в «Международной выставке декоративных искусств и современной промышленности», которая проходила в Париже в 1925 г. В отчете о выставке, подготовленном Министерством коммерции и промышленности, представлено издание L'ile des pingouins («Остров пингвинов») А. Франса с иллюстрациями Л. Жу (Jou) [77. С. 202]. В том же месяце в Gaulois опубликована заметка, где «г-н Лапина» упомянут в числе гостей посольского торжества в Каннах [78]. В апреле 1925 г. в Mercure de France опубликовано рекламное объявление в полную страницу, в котором примечательна заключительная фраза: «Изданиям Лапина удостоверено эксклюзивное право, сроком на 10 лет, на публикацию роскошными иллюстрированными тиражами законченных произведений, которые уже появились или появятся в будущем, великих писателей Ж. и Ж. Таро» [79]. В мае 1925 г. «г-н Лапина» назван в числе гостей торжественного ужина при «Выставке декоративных искусств» [80]. В том же месяце Figaro сообщает о мессе в память о художнике Яне Стыка, о котором нам уже доводилось упоминать. Среди посетителей мероприятия указан «Илья Лапина» [81]. Там же встречается имя партнера И. С. Лапина Эрнеста Фламмариона. В декабре 1925 г. «отец и сын Лапина» фигурируют в числе гостей банкета в честь награждения орденом Почетного легиона г-на Л. Брезийона (Brezillon) [82]. В марте 1926 г. газета Intransigeant сообщает, что «издатель, г-н Лапина, заключил в мае 1923 г. контракт с чертежником Стейнленом, согласно которому художник обязался передать рисунки для иллюстрации "Острова пингвинов" А. Франса» [83]. Сказано также, что издатель выплатил художнику аванс в 12 000 франков. Однако в декабре 1923 г. Стейнлен скончался, о чем упоминалось выше. Согласно этой же заметке И. С. Лапина, не получив рисунков, обратился в суд с требованием взыскать аванс и компенсацию понесенного им ущерба с наследников художника. В апреле 1926 г. газета Comoedia сообщает о «новой коллекции еще не изданных произведений современных авторов: "Les Panathenees" ["Панафинеи"], которая будет выпущена в издательстве Лапина» [84]. В июне 1926 г. в газете Petit Parisien опубликована заметка, согласно которой «шофер парижского издателя Лапина, г-н Селе, был приговорен судом Осера к месяцу тюрьмы условно и штрафу в размере 600 франко

Ключевые слова

издательство И.С. Лапина, биография, книгоиздание, филокартия, первая треть XX в, деятели русской эмиграции в Париже, I.S. Lapin's publishing house, biography, book printing, philocartism, first third of 20th century, personalities of Russian emigration in Paris

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Головко Николай ВячеславовичСеверо-Кавказский федеральный университет канд. филол. наук, доцент кафедры культуры русской речиnvgolovko@inbox.ru
Всего: 1

Ссылки

Забочень М. Открытки парижского издательства И.С. Лапина // Правда. № 3 (176). 24-31 января 1997. URL: http://www.philocartist.su/ articles/articles4.html (дата обращения: 23.03.2017).
Мозохина Н.А. Новое об издательстве И.С. Лапина по материалам Петербургских архивов // Филокартия. 2008. № 1 (7).
Сергей Соломко: иллюстрированный каталог почтовых открыток. Издательство Ильи Лапина в Париже: альбом / рук. проекта: В. Крепостнов ; авт. рус. текста: В. Крепостнов, Н. Мозохина ; пер. на фр. яз. Ж. Пияр. Киров : Крепостновь, 2013. 400 с.
Figaro. 1898-01-04 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k284248f/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1898-01-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2842595/f3 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1898-01-16 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7618161n/f1 (дата обращения: 23.03.2017).
Aurore. 1898-03-23 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7015232/f3 (дата обращения: 23.03.2017).
Aurore. 1898-09-20 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k701704c/f1 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1899-01-08 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2846191/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1899-01-23 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k284634t/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Details on the monument for grave number 273075 // Gravestone Photographic Resource. URL: http://www.gravestonephotos.com/ reques-tee/gravephoto.php?scrwidth=1200&grave=273075&requestee=66727 (дата обращения: 23.03.2017).
Exposition internationale universelle de 1900. Catalogue general officiel / CNAM. URL: http://cnum.cnam.fr/redir?12XAE54.3 (дата обращения: 23.03.2017).
Каталог Русского отдела на Всемирной Парижской выставке 1900 г. СПб., [1900]. 485 с.
Exposition universelle internationale de 1900 a Paris. Rapports du jury international / CNAM. URL: http://cnum.cnam.fr/redir?8XAE567 (дата обращения: 23.03.2017).
Gaulois. 1901-09-30 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k531530k/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1908-02-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5795477n/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Annuaire de la presse franjaise et etrangere et du monde politique. 1909 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5796997f/f208 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1910-05-09 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5694230/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1911-01-29 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7626848v/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Univers. 1912-02-21 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7147121/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1913-06-07 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7624637r/f7 (дата обращения: 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1913-08-16 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5597091p/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal officiel de la Republique franjaise. 1914-01-17 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6394111s/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1914-01-16 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k290197m/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1914-01-16 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7598813z/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1914-01-17 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k570769b/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Compte-rendu des travaux de la Societe des artistes franjais. 1914-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5744167j/f478 (дата обращения: 23.03.2017).
Compte-rendu des travaux de la Societe des artistes franjais. 1914-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5744167j/f481 (дата обращения: 23.03.2017).
Mercure de France. 1914-02-16 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k201741k/f196 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1914-03-21 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7598877w/f9 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1914-04-10 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7598897n/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Droit d'auteur. 1914-11-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5497856r/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Droit d'auteur. 1915-04-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5497874p/f7 (дата обращения: 23.03.2017).
Radical. 1914-05-28 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k76034554/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Radical. 1914-06-14 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7603472n/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1914-10-31 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k571061d/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Annales politiques et litteraires. 1914-10 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57470214/f13 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1914-12-06 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k571097q/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1915-01-13 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5711356/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1915-03-25 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k571215t/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1915-04-19 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k571240z/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Petit Parisien. 1915-03-24 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5653841/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Univers israelite. 1930-06-27 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6244693r/f19 (дата обращения: 23.03.2017).
Emancipation juive. 1916-01-25 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6558019c/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Rappel. 1916-02-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k75500141/f1 (дата обращения: 23.03.2017).
Matin. 1916-06-07 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k571658k/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Croix. 1917-11-27 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2598733/f7 (дата обращения: 23.03.2017).
Азеф Евно / Электронная еврейская энциклопедия. URL: http://www.eleven.co.il/article/10099 (дата обращения: 23.03.2017).
Лапина (Бэла), Эстер Лея Менделевна / Партия социалистов-революционеров. URL: https://socialist-revolutionist.ru/component/content/ article/34-people/1057-lapina-bela-ester-leya-mendelevna (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1909-05-19 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7628110m/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
L'Afrique du Nord illustree. 1919-05-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55857612/f21 (дата обращения: 23.03.2017).
Compte-rendu des travaux de la Societe des artistes franjais. 1919-06 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57441753/f35 (дата обращения: 23.03.2017).
Compte-rendu des travaux de la Societe des artistes franjais. 1920-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5744183n/f83 (дата обращения: 23.03.2017).
Bulletin municipal officiel de la Ville de Paris. 1920-09-24 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6350773m/f8 (дата обращения: 23.03.2017).
Temps. 1921-09-19 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k244502r/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Temps. 1921-10-02 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2445157/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1922-03-28 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7608097n/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Petit Parisien. 1922-07-06 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k605071c/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Petit Parisien. 1923-03-18 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k605326g/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Petit Parisien. 1923-04-28 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6053677/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Petit Parisien. 1925-02-06 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6060187/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Gaulois. 1922-05-24 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5390689/f1 (дата обращения: 23.03.2017).
Gaulois. 1922-06-24 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k539099q/f1 (дата обращения: 23.03.2017).
Vogue. 1922-08-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k65378769/f25 (дата обращения: 23.03.2017).
Gaulois. 1923-06-23 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k539463n/f1 (дата обращения: 23.03.2017).
Petit Parisien. 1922-10-28 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k605185j/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Radical. 1922-10-29 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7612759s/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Congres international des bibliothecaires et des bibliophiles tenu a Paris du 3 au 9 avril 1923 : proces-verbaux et memoires. 1925 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5652851h/f43 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1923-12-17 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7647216p/f1 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1923-12-23 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2938030/f7 (дата обращения: 23.03.2017).
Correspondant. 1923-12-10 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k4151840/f810 (дата обращения: 23.03.2017).
Bulletin annuel de Societe Fragonard. 1924 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k61060788/f14 (дата обращения: 23.03.2017).
Peck A. Period Rooms in the Metropolitan Museum of Art. New York : Yale University Press, 2004. 312 c.
Temps. 1924-04-10 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k245435w/f7 (дата обращения: 23.03.2017).
Temps. 1924-12-29 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k245702n/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Annuaire industriel. Repertoire general de la production franjaise. 1925. / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k62664099/f644 (дата обращения: 23.03.2017).
Exposition internationale des arts decoratifs et industriels modernes. 1925. Paris / CNAM. URL: http://cnum.cnam.fr/redir?4XAE94.7 (дата обращения: 23.03.2017).
Gaulois. 1925-01-29 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k540049r/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Mercure de France. 1925-04-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2019764/f306 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1925-05-20 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7652837n/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1925-05-29 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2943870/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1925-12-07 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7649950r/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Intransigeant. 1926-03-19 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k791406c/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1926-04-07 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7653959w/f3 (дата обращения: 23.03.2017).
Petit Parisien. 1926-06-03 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k606500d/f3 (дата обращения: 23.03.2017).
Droit ouvrier. 1927-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63155593/f14 (дата обращения: 23.03.2017).
Droit ouvrier. 1927-01 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k63155593/f16 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1927-03-27 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7629093v/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Intransigeant. 1928-02-20 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k792108g/f8 (дата обращения: 23.03.2017).
Intransigeant. 1928-09-09 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k792310d/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Temps. 1929-08-03 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k247546g/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1927-05-18 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7651849j/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1927-11-22 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7651944t/f3 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1927-06-13 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7651874m/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Action franjaise. 1927-07-26 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7631170/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1927-09-06 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2952508/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1928-02-16 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k76248917/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1928-04-06 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1257547b/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1928-04-20 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k12575428/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Bulletin municipal officiel de la Ville de Paris. 1928-07-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6497497h/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Expansion commerciale de la France. 1928-09 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k57034193/f42 (дата обращения: 23.03.2017).
Expansion commerciale de la France. 1931-11 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5706139r/f36 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1929-03-04 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7632748j/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1929-05-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7632822n/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Bulletin municipal officiel de la Ville de Paris. 1929-08-15 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6236757k/f4 (дата обращения: 23.03.2017).
Revue du Touring-club de France. 1929-11 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6506721v/f30 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1930-04-17 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7648256h/f3 (дата обращения: 23.03.2017).
Comoedia. 1930-03-18 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k76487908/f3 (дата обращения: 23.03.2017).
Paris-soir. 1930-03-19 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7641908p/f5 (дата обращения: 23.03.2017).
Annuaire general des lettres. 1932 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5516461d/f53 (дата обращения: 23.03.2017).
Choix de superbes livres. 1931 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5747811h/f210 (дата обращения: 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1930-07-04 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55917613/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1930-08-22 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5855897x/f52 (дата обращения: 23.03.2017).
Bulletin de l'Union des physiciens. 1930-10 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1241350/f387 (дата обращения: 23.03.2017).
Annuaire general des lettres. 1931 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55163026/f354 (дата обращения: 23.03.2017).
Catalogue du Salon international du Livre d'art. 1931 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5789246c/f92 (дата обращения: 23.03.2017).
Intransigeant. 1931-01-30 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k793183m/f9 (дата обращения: 23.03.2017).
Annuaire general des lettres. 1932 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k5516461d/f521 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal officiel de la Republique franjaise. 1931-09-04 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6544256t/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal. 1931-10-31 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k76315155/f2 (дата обращения: 23.03.2017).
Serie 10 - Lot LAPINA / GeneaService. URL: http://www.geneaservice.com/recherche/ preview.php?nom=LAPINA&ref_lot=10L016-00-100-162 (дата обращения: 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1931-11-09 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k55762332/f3 (дата 23.03.2017).
Archives commerciales de la France. 1931-12-14 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k6145564r/f24 (дата 23.03.2017).
Journal. 1932-01-13 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7629843q/f6 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal des debats politiques et litteraires. 1932-02-21 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k506876t/f8 (дата 23.03.2017).
Intransigeant. 1932-02-25 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k793574w/f10 (дата обращения: 23.03.2017).
Figaro. 1932-03-06 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k2968949/f7 (дата обращения: 23.03.2017).
Intransigeant. 1932-04-05 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k7936144/f12 (дата обращения: 23.03.2017).
Journal des finances. 1935-03-08 / Gallica. URL: http://gallica.bnf.fr/ark:/12148/bpt6k1253302t/f16 (дата обращения: 23.03.2017).
Serge Lapina / Ancestry.com. URL: http://search.ancestry.com/cgi-bin/sse.dll?gl=allgs&gss=sfs28_ms_r_f-2_s&new=1&rank=1&gsfn= serge&gsfn_x= 1 &gsln=lapina&gsln_x= 1 &MSAV= 1 &cp=0&catbucket=rstp&uidh=egk (дата обращения: 23.03.2017).
 Контуры биографии издателя И.С. Лапина по материалам французской периодической печати первой трети XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 423. DOI: 10.17223/15617793/423/8

Контуры биографии издателя И.С. Лапина по материалам французской периодической печати первой трети XX в. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 423. DOI: 10.17223/15617793/423/8