Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 425. DOI: 10.17223/15617793/425/22

Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности

Статья посвящена культурно-историческому анализу потенциала конфуцианских воспитательных принципов, имеющих и в настоящее время важнейшее значение для развития гармоничного социального общества современного Китая. Авторами выявляются базовые категории конфуцианской теории воспитания и образования, дается обоснование функциональной целостности и системности взглядов Конфуция, оказавших сильнейшее влияние на формирование социальных и личностных установок людей китайского традиционного общества. Через переосмысление отношения к сути конфуцианской идеологии определяются точки пересечения и возможности взаимодействия традиций/традиционной культуры и западных новаций в современном Китае.

Confucian principles of moral education and their significance for the present.pdf Конфуций впервые определил и концептуально/идейно оформил систему принципов традиционного нравственного воспитания в Китае. Сформировавшись в глубокой древности и эволюционируя в процессе исторического развития, конфуцианские принципы прочно вошли в жизнь и культуры современных китайцев и стали драгоценной культурной сокровищницей китайской цивилизации. Данная статья актуальна с теоретической и практической точек зрения, особенно для восполнения исследовательских пробелов. Систематично излагая нравственное содержание конфуцианского воспитания, обобщая его доктрину, включающих в себя цель, содержание, принципы и способы, раскрывается их значимость для современного общества. Все базовые категории конфуцианских принципов, такие как: «ли» (^L, «правила поведения»), «вэнь» ([[ «носитель культуры», «культура», «письменность», «цивилизованность»), «жэнь» (С, «человеколюбие», «гуманность»), «дэ» (Ш «нравственность», «верность», «долг»), были и остаются ядром нравственного воспитания китайского народа в современных условиях, несмотря на прогресс жизни и модернизацию культурного и цивилизационного опыта людей. В условиях роста процесса глобализации и быстрой интенсификации рыночной экономики в современном мире выявились многочисленные проблемы и кризисные ситуации, сопровождающие процесс прогрессивного развития общества. В частности, остро встают проблемы нравственного воспитания молодого поколения и сохранения традиционного культурного наследия, которое может восприниматься двойственно: с одной стороны, как своеобразный пережиток прошлого, с другой - как мощный фундамент построения будущего общества, как основа этнической идентичности. Данное исследование посвящено системному анализу социокультурного значения конфуцианских воспитательных принципов в современном китайском обществе. На наш взгляд, такой подход необходим для выбора оптимальной стратегии общественного развития, ведь ориентированные на социальные реалии и транслированные в нашу жизнь конфуцианские воспитательные принципы оказались востребованными для строительства гармоничного общества современного Китая. Можно без преувеличения сказать о том, что работа по исследованию потенциала нравственного воспитания, содержащаяся в конфуцианстве, не останавливается, она остается актуальной как в древние времена, так и в настоящее время и вызывает большой интерес не только в Китае, но и за рубежом. Даже во время китайской культурной революции более 200 статей было посвящено изучению наследия конфуцианства, и одновременно появилось большое количество монографий и рефератов по данной теме. В 1980-е гг. в Китае была развернута в полной мере работа по изучению нравственного воспитания в учении Конфуция. Личность Конфуция и само конфуцианство, как тип мировоззрения и стиль мышления, занимает значительное место в истории образования, идеологии и общей культуры Китая. Созданное мудрецом Кун Фу Цзы учение - конфуцианство - играет чрезвычайно важную роль как в Китае, так и во всем восточноазиат-ском мире. Существует особое понятие «конфуцианский тип культуры», наряду с «мусульманским» или «христианским» типами. Конфуций внес большой вклад в развитие системы профессионального образования, а его воззрения на нравственное воспитание имеют важное значение в образовательной идеологии и практике всего учения. Конфуций впервые выявил и представил обществу систему нравственного воспитания, что оказало глубокое влияние на теорию и практику традиционного нравственного воспитания китайского народа, сложившегося 2500 лет тому назад. «Лунь Юй» (Шд «Беседы и суждения) - это главная книга конфуцианства, составленная учениками Конфуция из кратких заметок, фиксирующих высказывания, поступки учителя, а также диалоги с его комментариями. Она является основным, базовым источником для изучения идеологии нравственного воспитания в конфуцианском учении. В последние годы стал активно ощущаться заметный рост интереса к изучению традиционного нравственного воспитания. Конфуцианство вновь стало важным идеологическим ресурсом для укрепления нравственности и силой, формирующей личности, необходимой для успешного развития общества. Как нам известно, нравственное воспитание представляло и представляет собой особую практическую образовательную деятельность, имеющую свою специфику и правила. Несмотря на то что уже прошло две тысячи лет, мы всегда найдем общие универсалии в конфуцианском учении о нравственном воспитании и в современных концепциях нравственного воспитания и социализации. В каждой стране и у каждого народа есть свое уникальное достояние - исторический опыт. Есть основание полагать, что на основе пересмотра ценностей классического конфуцианства найдется способ решения важнейших общественных проблем современности. На происхождении концепции нравственного воспитания в конфуцианстве у исследователей имеются разные точки зрения. Лю Чжоу хэ( х'ЙЙО в книге «Исследование нравственного воспитания конфуцианства» писал о том, что причины возникновения нравственного воспитания в конфуцианстве заключаются, во-первых, в понимании того, что семья оказывала и оказывает большое влияние на психологическую составляющую нравственного воспитания, во-вторых, Конфуций жил в сложнейшее время, тем не менее именно он впервые открыл профессиональные частные школы и изложил свои нравственно-политические взгляды. Это позволяло ему глубоко обдумать и сформулировать основные принципы своей системы нравственного воспитания [1]. Чэн Кэхуа( в монографии «Исследование идеологии Конфуция» высказал мысль о том, что эпоха, общество и семейная обстановка являются макроскопическим (колоссальным), средним и микроскопическим фоном возникновения идеологии Конфуция [2]. Кроме того, Ши Лэй ( Й5и)) в работе «Актуальность нравственного воспитания Конфуция» указал, что система нравственного воспитания Конфуция исходит из жизненной практики и исторических традиций [3]. Таким образом, можно сделать вывод о том, что двумя главными предпосылками, оказавшими значительное влияние на формирование принципов нравственного воспитания в конфуцианстве, являются исторический фон эпохи, в которую жил Конфуций, и традиционная культура того времени. В 8-9 вв. до н.э., а значит, более 2800 л. н., устойчивый общественный порядок был нарушен, Чжоу Ли-ван (ЩЩ1, правитель династии Чжоу, имя при рождении) был тираном, люди бунтовали и государство оказалось ввергнуто в период распада. В 771 г. до. н.э. Западное Чжоу 1027 до н.э. - 770 до н. э.) пришло к гибели и было создано Восточное Чжоу (^Щ 770-256 гг. до н.э.). В этот период чжухоу (ЩШ местный вассальный князь) становились могучими, а император управлял государством при поддержке чжухоу. Гармоничный и аккуратный порядок иерархии китайского общества, сложившийся при управлении Чжоу, полностью разрушился. Неравнодушный Конфуций, живший в то время, был вынужден взять на себя большую ответственность. Он начал открывать школы и распространять свои идеи. До времен Чуньцю (^fc период «Весны и осени» 770-476 до н.э.) вся земля принадлежала государству «■ШЙ.Т, ;ШН±; Ш&Ё» («по всей Под небесной неужели земля государства, вплоть до самого края земли, неужели все они были подданными») [4], а во времени Чуньцю между землевладельцами и крепостными крестьянами возникли острые противоречия - Государственные поля были заброшены, но при этом оказались увеличены частные земли. По мере того, как появилась железная утварь и использовалась пахота на волах, сельское хозяйство быстро развивалось. Это значительно способствовало широкому распространению торговли и ремесла, в это время стали процветать города. Реформа экономики привела к колебанию политической структуры и идеологии. В политике во времени Чуньцю разные чжухоу начали бороться за свое господство. Сначала в Западном Чжоу были наделены 7 чжухоу. Чжоуские ритуалы исчезли. Неустойчивость общества заставила Конфуция размышлять над проблемой восстановления стабильности общества и гармонизации социальных отношений. И он пришел к выводу о том, что это возможно путем нравственного воспитания. В идеологии Конфуция концепция «Мандата Неба» превращалась в элемент демократической идеологии. Во времена Чуньцю по мере изменения политики и экономики в области идеологии сложились новые идейные течения. Эти течения сильно повлияли на формирование концепции нравственного воспитания Конфуция. Люди начали сомневаться в существовании и силе богов, кроме того, произошла девальвация веры в мощь и совершенство / справедливость власти императора. Сильно изменилось понимание ценностей, прогрессивные деятели больше всего заботились об отношениях между людьми, некоторые из них даже думали, что воля Неба зависит от самого народа. ^f^TS («Небо милосердно к народу, глас народа - глас божий») [5]. Люди научились пользоваться своим разумом, и они перестали ощущать зависимость от таинственных сил. Можно без преувеличения говорить о том, что нравственное воспитание опирается на широкие и глубокие культурные корни. Чиен Му ( ^Щ) в предисловии своей книги «Биографии Конфуция» (( [6] писал о том, что до Конфуция китайская культура уже имела двухтысячелетнюю историю, а Конфуций только лишь придал ей законченный вид и стал представителем традиционной элитарной культуры [7]. Гэ Чжаогуан в своей книге «История философ ской мысли» проанализировал культурные корни эпохи Конфуция. Он писал о том, что, во-первых, в условиях изменения устойчивого общественного порядка непоколебимые знания и идеология потеряли свой характер безусловного авторитета, и в Китае сложилась тенденция логично толковать состояние мира на основе установленной концепции - «знания» и «идеология». Во-вторых, новые идеи, знания и культура попадали в разные чжухоу («княжества»), и в них появлялись новые интеллигенты, их положение часто менялось, поэтому их идеи и знания находились в состоянии постоянной трансформации. В-третьих, в китайской системе «знание» и «идеология» разные деятели культуры интерпретировали индивидуально, акцентируя внимание на определенных контекстах и смыслах их функционирования в системе культуры, в результате чего появились разные направления идеологии [8]. Идеологические течения во время Западного Чжоу являлась главным источником происхождения системы нравственного воспитания Конфуция, они и заложили основу нравственного воспитания в традиционном Китае. Конфуций придал большое значение чжоуским ритуалам. Он писал: ЩЩ^Я ШВДлб ШЫЩо («Чжоуские ритуалы следовали примеру Династии Ся (2017 г. до н.э. - 1600 г. до н.э. - В.Г.) и Династии Шан (1600 г. до н.э. - 1046 г. до. н.э.) и стали богатыми [люди]») [9]. Конфуций резко выделялся своим высокими устремлениями и прогрессивными социально-политическими и нравственными воззрениями. Нестабильная обстановка общества заставила его обдумать происходящее, что и способствовало появлению его теории нравственного воспитания. Можно без преувеличения сказать о том, что нравственное воспитание у Конфуция наследовало принципы существующей традиционной идеологии и их значительно развивало. Можно полагать, что система нравственного воспитания, сформулированная Конфуцием, неслучайно возникла в сложной исторической обстановке периода Чуньцю. Преподавая, Конфуций накопил богатый практический опыт в вопросах воспитания и построил свою идеологическую систему воспитания нравственности. Он поставил цель «создать» «благородного мужа» ( Wf) на базе нравственного воспитания. Основой (сердцевиной) его поисков стала концепция «Жэнь» (t «человеколюбие», «гуманность»), которая включила в себя категории «Ли» (^L «правила поведения») и «Дэ» (Ш «нравственность», «верность», «долг»). Конфуций выступал за сохранение принципов нравственного воспитания, ориентируясь на сознательность постановки цели распространения нравственности вне утилитарного целеполагания, на процесс поучительности и воспитательные методы «на основе изучения знаний, понимание в них мудрости и поиск истины в жизни». Это является до сих пор самым хорошим рычагом нравственного воспитания китайской нации. В конфуцианской системе обозначена основная жизненная установка человеческого бытия: стать «благородным мужем» (ЩА), которая определяется в качестве ключевой цели нравственного воспитания человека. Конфуций очень ценил благородную личность, как «совершенного мудреца», «святого» (^А), как «добродетельного (достойного, просвещённого человека, как «принципиального человека) (^А); как гуманиста (Jfe±), человека высших моральных качеств (АА). Все эти характеристики были необходимыми нравственными качествами «благородного мужа, человека» (ЩА). Стать «святым» представляло собой самую высокую цель, стандарт поведения «святого»: «широко благодетельствовать народу и помогать людям» [10]. Затем он объяснил, что мало кто может стать «святым», особенно в неустойчивые времена Чуньцю. В связи с этим он считал, что воспитание человека как «благородного мужа» является целью обучения элиты общества. Учитель сказал, что «святого» я не смог увидеть, а достаточно увидеть «благородного мужа» ^н: ^гегейе тж?Ш; да^ [11]. Отсюда мы можем сделать вывод о том, что Конфуций уделял большое внимание воспитанию «благородного мужа», ка «образцового человека». По мнению Конфуция, в первую очередь, «благородный муж» должен обладать качеством «жэнь» (t «человеколюбие», «гуманность») и считать жэнь своей ответственностью (t^ASiS) [9]. Во-вторых, «благородный муж» должен еще иметь всесторонние высокие нравственные качества: человек только совершенный во всех отношениях или благовоспитанный; умеющий держаться вежливо, вести себя прилично, впоследствии может стать благородным мужем (хтш, штъ [12]. Кроме того, он определил девять образцов, определяющих поведение благородного человека: ясное зрение, четкий слух, почтительная манера, внимательная служба (AS), и пять великолепных вещей: «Когда человек во власти является благородный, без больших расходов, и когда он возлагает на людей большие задачи и не преследует то, что он желает, без сребролюбия, когда утверждает достойную простоту жизни и без гордости, тогда он является величественным и без ожесточений (А^). Благородный муж знает три запрета: отказ от женщин в молодости, отказ от борьбы в зрелости и от стяжательства в старости Его волнуют три беспокойства, три заботы -не узнать, не овладеть, не провести в жизнь (^Ш) и пять видов стыда (АЩ)». Конфуций не раз предупреждал своих учеников о том, что сложение и становление характера «благородного мужа» требует усердной работы, совершенствования своего нравственного воспитания и духовного усердия, чтобы во всем обществе сложилось общее гармоничное устройство. Итак, основной силой (ядром) нравственного воспитания следует ставить «жэнь» (t «человеколюбие», «гуманность»), включающее в себя «ли» (^L, «правила поведения») и «и» (А, «справедливость»). Конфуций поставил образ «благородного мужа» целью нравственного воспитания человека. Его высокой мечтой являлось то, чтобы чувство народа сводилось к «жэнь» (t «человеколюбие», «гуманность»). Представление о «жэнь» было упомянуто в «Цзо-чжунь» (ffi^s «Комментарии к хронике Чуньцю» ( ) еще до Конфуция. Там написано, что «жэнь» отражает дух человеколюбия. К сожалению, тогда еще не сложилась единая теоретическая система. Именно Конфуцием «жэнь» было выдвинуто как готовая идеологическая система. Когда ученик Конфуция спрашивал его о том, что значит «жэнь», тот не задумался и сказал: «жэнь - это любить человека». Этот принцип считается большим вкладом Конфуция в нравственное воспитание человека. Кроме того, Конфуций уделял большое внимание «ли» (^L, «правила поведения»): «Человек станет человеком именно и потому, что он знает "ли" и "и". "Ли"» (^L, «правила поведения») являются знаком отличия человека от животных. Они включают в себя разные ритуалы, жизненные и нравственные нормы и правила. «Ли», который актуализировал Конфуций, впервые соединили внутреннюю нравственность личности с внешним нравственным духом социума. «Жэнь» является сутью человека и сознательного самовосполнения, самореализации и человеколюбия, а «ли» отражает правила внешнего социального поведения человека в обществе с сохранением установки на человеколюбие. Таким образом, «ли» представляет собой отражение «жэнь» в системе социальных взаимодействий. «Ли» играет очень важную роль в обществе: «...если человек не знает "ли", то он не поддерживает отношения с окружающими» [13]. Иными словами, человек должен научиться «ли», знать и соблюдать их в обществе. Поведения человека ограничивается объективными нормами общества. Хотя Конфуций поставил «и» «справедливость») на второстепенное место, отдав первенство «жэнь» и «ли», он также обращал большое внимание на «и». В «Ли-Цзи» (Ли-Цзи, «Учение о Середине» -«Записи о совершенном порядке вещей, правления и обрядов») он объяснял, что «и» - это значит, что любое дело должно соответствовать нормам. Человек не должен делать то, что нельзя делать. Конфуций требовал от своих учеников придавать «и» большое значение: «Человек должен уделять внимание справедливости (^ТГЭД» [14]. Считать «и» своим руководством к своим действиям. Конфуций считал, чтобы стать «благородным мужем», нужно иметь правильное представление о «и» и «выгоде» (^ф: не пренебрегать своим долгом ради выгоды [15]. Он считал, что если чело век соблюдает нормы и его поведение соответствует «и», то он чувствует себя счастливым, несмотря на отсутствие материальных благ. Конфуций соединил «жэнь», «ли» и «и», которые были положены им в основу системы нравственного воспитания. Очевидно, что содержание нравственного воспитания Конфуция очень богатое и имеет в своей основе целостную систему принципов. «Жэнь» стало основным ядром нравственного воспитания конфуцианцев, а «ли» и «и» представляют собой категории нравственного воспитания человека. Все исходит из «жэнь», проходит сквозь «ли» и «и» и вновь возвращается к «жэнь», образуя целостную систему воспитания. Характерные черты нравственного воспитания Конфуция. В годы потрясений Чуньцю 770 476 до. н.э.) Конфуций пришёл к пониманию значимости системы нравственного воспитания. Он создал совершенно новую систему нравственного воспитания и самосовершенствования. Мы считаем, что характерные черты нравственного воспитания включают в себя три аспекта: учиться, размышлять и практиковать. Эти три фактора зависимы друг от друга и соединены в единую целостную систему. Конфуций всесторонне раскрыл процесс учебы и осмыслил культурную суть образования. Он считал, что обучение представляет собой предварительное условие существования человека в обществе. Конфуций уделял большое внимание учебе, так как считал, что с помощью учебы и обучения человек может получить практические и теоретические знания и социальное воспитание. Он подчеркнул мысль о том, что многие приобретают знания в процессе учебы. Кроме того, Конфуций отметил, что очень важно овладевать обширными знаниями в ходе самого процессе учебы/обучения. Конфуций полагал, что «совершенный человек» не бывает односторонне развитым [16], т.е. «благородный муж» обладает не только высоким нравственным духом, устойчивой уверенностью, но и обширными знаниями. Последнее, по его мнению, заключается в знании: «Шестикнижия»: «Шицзин» («Книга песен»), Шуцзин, Ицзин, Лицзи, Чуньцю и музыка ( Ш ^t ^L ^ W Ш^), а также в понимании искусства, куда входили этикет, музыка, стрельба из лука, управление лошадьми, каллиграфия, математика (Л2: М, Ш ^ Ш ). Кроме того, Конфуций отмечал важность обучения и самостоятельного старания/усердия, чтобы добиться хорошего эффекта, человек должен сознательно учиться: любить и стремиться получать новые знания. Учеба может считаться проведением досуга или хобби для человека даже в том случае, если человеку необходимо учиться до конца жизни. Конфуций сам осуществил в своей собственной жизни важный принцип: век живи, век учись. Если мы говорим о том, что учеба - это накопление и продолжение / дальнейшее развитие и использование знаний, то значение размышления является уже новацией. Размышление считается второй важной чертой нравственного воспитания в учении Конфуция. Учиться и не размышлять означает ничему не научиться, размышлять и не учиться, значит идти по опасному пути ( ЗШИИ [Там же]. Конфуций высоко оценивал важность размышления. Учиться - это научиться у других, уметь прилагать собственные усилия к размышлению, а размышлять -это умение на основе уже имеющихся знаний создать собственные знания и наполнить ими свой ум. Он считал, что надо соединить учебу и размышление, эти два аспекта обусловливают друг друга. Как известно, цель нравственного воспитания осуществляется с помощью практики. Несмотря на то что человек получает много знаний, если он не умеет их применять в жизни, то эти знания не имеют никакого значения для развития человека и общества. Знания, которые содержатся в книгах, могут стать настоящими знаниями при условиях решения с их помощью реальных жизненных вопросов и проблем. Знания и практика представляют собой диалектическое единство. Знания - это осознание (восприятие), практика (действие) - это возможности и модель применения знаний. Практика нравственного воспитания может повысить свою эффективность с помощью руководства теоретическими знаниями. Конфуций считал, что цель учебы заключается в деятельности и осуществлении знаний на практике. Если человек в процессе практики соблюдает нравственные правила, это значит, он уже ближе к «жэнь». И наоборот, ловкая речь и слишком приятная внешность редко сочетаются с подлинной добротой и гуманностью (^Жт^, ШШЁ) [17]. Конфуций требовал от своих учеников, чтобы их действия соответствовали их словам, чтобы осознание значимости нравственного воспитания воплощало в жизни важные культурные и моральные принципы. Как известно, за несколько тысяч лет нравственное воспитание Конфуция закрепилось в жизни китайцев и пустило глубокие корни в их ментальность, став основой их традиционной культуры. Когда общество вступило в новую эпоху, вместе с этим возникло разочарование в общественных ценностях, которые отразились в проблеме сохранения нравственности. В данном случае концепция нравственного воспитания Конфуция представляла собой оптимальную платформу решения возникающих социокультурных и личностных проблем. Перестроить китайские культурные традиции для того, чтобы они соответствовали современным изменениям общества, и одновременно сохранить их как основу китайской культурной идентичности. Иными словами, встала проблема соединения традиционных принципов нравственного воспитания Конфуция с развитием современного общества. Не требует подтверждения тот факт, что идеология нравственного воспитания Конфуция является важным духовным ресурсом, имеет актуальное значение для создания современного гармоничного общества. Воспитание характера и формирование личности представляет собой самый глубокий, самый основной и ключевой фактор нравственного состояния народа. Конфуций выдвинул концепцию «идеальной личности», много раз говорил о «благородном муже». Он считал, что воспитание человека является сутью решения проблем установления гармоничных социальных отношений и общественного порядка. С помощью благотворного примера он стремился вызвать в сознании человека нравственное чувство для того, чтобы способствовать трансляции гуманистической идеологии и традиционных правил поведения человека. В «Программе осуществления нравственного строительства граждан», принятой в 2001 г. С^йМ&^ШШ^), указано, что в Китае существует много проблем в нравственном «строительстве», что в некоторых общественных сферах не отличают правды от лжи, добра от зла, красоты от уродства, растут меркантилизм, гедонизм, крайний индивидуализм. В результате идет разложение и нравственный упадок современного общества, некоторые чиновники используют служебное положение в корыстных целях. Если не своевременно решить эти проблемы, то будет разрушена система взаимодействия устойчивого экономического и общественного порядка, а значит, начнется дисбаланс в развитии и стабильности реформ [18]. Некоторые ученые считают, что отдельные китайские национальные меньшинства, находясь на переходе от традиционного общества к современности, переживают столкновение культурных ценностей. В условиях мультикультурности и общественной модернизации следует воспитать «идеальный» характер человека, но этот вывод был сделан еще Конфуцием. Оказалось, что оно сохраняет свое актуальное значение и в начале XXI в. - нужно объединить нравственное воспитание в современном обществе с продолжением лучших китайских традиций и придать ему новое направление. В целом, Конфуций в своей практике обучения выдвинул целую систему теоретических принципов и практических способов нравственного воспитания, что имеет большое значение для создания теории нравственного воспитания и в современном Китае. Конфуцианская гармония понимаются как согласие в мире и координация действий при решении каких-то проблем, т. е. люди достигают единства, координации и гармонии при определенных условиях [19. С. 65]. Это касается отношений между людьми, между обществом и природой. По мере того, как быстро развивается модернизация Китая, построение гармоничных отношений имеет большое значение для решения разных общественных проблем и социальных противоречий. Во время «Чуньцю» для сохранения общественного порядка Конфуций выдвинул принцип «жэнь», являющийся главным содержанием и важным знаком нравственного воспитания китайского народа. Идея «жэнь» представляет собой коренные правила для урегулирования разных сфер нравственных отношений и интересов. В настоящее время быстро развиваются производительные силы, наука и техника, что неизбежно может повлечь за собой усиление конкуренции, осложнение противоположных интересов, существуют конфликты и противоречия в межличностных отношениях. Стремление к гармоничному развитию, во-первых, имеет в виду всестороннее развитие психики человека, во-вторых, всестороннее развитие физических и душевных качеств, в-третьих -соотнесенности в развитии личности и общества. Таким образом, в современном мире и обществе для того, чтобы осуществить идею гармоничного развития человека и общества, необходимо актуализировать рациональные моменты и идеи Конфуция -«жэнь», установить гармоничные отношения между людьми, между человеком и природой, между человеком и обществом. Возможно, что эти принципы окажутся привлекательными и для других народов мира.

Ключевые слова

конфуцианство, жэнь, ли, и, воспитание, традиционная культура, современные новации, Confucianism, love, etiquette, justice, upbringing, traditional culture, modern innovations

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шерстова Людмила Ивановна Томский государственный университет д-р ист. наук, профессор кафедры отечественной историиsherstova58@mail.ru
Ван Гохун Томский государственный университет аспирант кафедры отечественной истории, директор Института Конфуцияwangguohong@mail.ru
Всего: 2

Ссылки

Лю Чжоухэ ( Jljft© Исследование нравственного воспитания конфуцианства. М. : Изд-во Высш. образования, 2003. 273 с.
Чэн Кэхуа ( Исследование идеологии Конфуция. Жэньминжибао, 2002. 266 c.
Ши Лэй. Дипломная работа «Актуальность нравственного воспитания Конфуция». 2005. 98 с.
Ши Цзин. Малые оды (второй из четырех разделов Шицзина). Северная гора. URL: https://baike.baidu.com/item/%E6%99%AE% E5%A4%A9%E4%B9%8B%E4%B8%8B%EF%BC%8C%E8%8E%AB%E9%9D%9E%E7%8E%8B%E5%9C%9F/1982032?fr=aladdin (дата обращения: 10.08.2017).
Книга истории. Тэйши. URL: https://baike.baidu.com/item/^™/8816179?fr=aladdin (дата обращения: 10.08.2017).
Чиен Му. Биографии Конфуция. Изд-во им. Санлянь «жизнь, чтение и новые знания», 2005. 158 с.
Гэй Чжаогуан. История философской мысли. Изд-во Футанского университета, 2004. 138 c.
Лунь Юй. Баюй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_21.aspx (дата обращения: 10.08.2017).
Лунь Юй. Юойе. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (дата обращения: 10.08.2017).
Лунь Юй. Шуэй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_25.aspx (дата обращения: 10.08.2017).
Лунь Юй. Тайво. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_26.aspx (дата обращения: 15.08.2017).
Лунь Юй. Янюань. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_30.aspx (дата обращения: 15.08.2017).
Лунь Юй. Жаоиюй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_38.aspx (дата обращения: 15.08.2017).
Лунь Юй. Лижэнь. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_22.aspx (дата обращения: 15.08.2017).
Лунь Юй. Сианмэн. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_32.aspx (дата обращения: 15.08.2017).
Лунь Юй. Вичэнь. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_20.aspx (дата обращения: 15.08.2017).
Лунь Юй. Сюйэй. URL: http://so.gushiwen.org/guwen/bookv_19.aspx (дата обращения: 15.08.2017).
Программа осуществления нравственного строительства гражданин. Пекин : Народ. изд-во, 2001. 19 с.
Диа Хуачьянь. Построение социалистического гармоничного общества. Пекин : Изд-во развития Китая, 2005. 243 с.
 Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 425. DOI: 10.17223/15617793/425/22

Конфуцианские принципы нравственного воспитания человека и их значения для современности | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 425. DOI: 10.17223/15617793/425/22