Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве классического университета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 425. DOI: 10.17223/15617793/425/24

Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве классического университета

Теоретически обосновываются этапы развития социально-предпринимательской компетентности в образовательном пространстве классического университета (на примере Томского государственного университета). Комплекс теоретических исследований позволяет выявить сущностные аспекты феномена социального предпринимательства, определяет компонентный состав социально-предпринимательской компетентности.

Development of social and entrepreneurial competency of students within the educational process of a classical universit.pdf Постоянное реформирование университетского образования в контексте концепции открытости обостряет социальную функцию, наделяет универсальной особой третьей миссией. Современные университеты становятся институтами развития общества. Стратегическое планирование и практическая реализация третьей миссии университета, в свою очередь, приводит к выполнению функции, обеспечивающей инновационное развитие регионов. В Европе и России третья миссия понимается по-разному, но в общем смысле обозначает стратегию, в рамках которой обеспечивается реализация трех направлений: непрерывное образование; трансфер технологий и развитие инноваций, вовлеченность университетов в социальную жизнь [1]. Участие классического университета в жизни сообщества дает возможность реализовать ему исторически заложенную миссию общественного служения. Университет формирует запас доверия к себе, что ведет к обогащению качества социального партнерства вуза с государством, бизнесом и некоммерческим сектором. Обучающиеся такого университета приобретают возможность развивать профессионально-полезные навыки и вне стен университета. Интенсивно развиваясь, развивая свою профессиональную сферу и выходя за ее границы, они определяют себя как трансфессионалы [2]. Рассмотрение с данных позиций уникальности Национального исследовательского Томского государственного университета (НИ ТГУ) как классического привело исследователей к фокусировке на сфере повышения качества жизни человека и общества. Процессы взаимодействия НИ ТГУ с сообществами закреплены в Стратегической инициативе № 6 Программы повышения конкурентоспособности, удерживающей функцию системного повышения роли университета в развитии региона и его сообществ через развитие инициативных, в том числе социально-предпринимательских проектов обучающихся. Таким образом, развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся раскрывается как одна из актуальных образовательных задач. С целью обоснования содержания социально-предпринимательской компетентности обучающихся мы обращаемся к исследованиям характеристик социального предпринимательства. В разное время к теме социального предпринимательства обращались зарубежные и отечественные исследователи Ю. Арай, Д. Браун, Г. Диз, К. Леттс, А. Московская, Дж. Мэйр, Дж. Робинсон, С. Элворд и др. Во-первых, в качестве конструирующего признака социального предпринимательства выделяют ориентацию на создание ценности, в составе которой приоритетное значение имеет производимый социальный эффект. Во-вторых, социальное предпринимательство - инновационный тип деятельности, ориентированный на поиск новых возможностей решения социальной проблемы. В-третьих, социально-предпринимательская деятельность ведет к получению особого продукта - социального капитала, который выступает как образовательный результат и ресурс, особенно важный для классического университета, позволяющий развивать партнерское взаимодействие с социальными предпринимателями - выпускниками. Опираясь на исследования Ч. Лидбитера, Дж. Мэйр, Э. Нобо, Дж. Робинсона, Д. Томпсона, Л. Шубиной, мы определили сущностные черты субъекта социального предпринимательства. Таким образом, социальный предприниматель характеризуется инновационным типом мышления, особой эффективностью в коммуникации и обладанием «прошлого» опыта разрешения социальных проблем. Характеристики социального предпринимательства и его субъекта помогают нам обратиться к обоснованию содержания социально-предпринимательской компетентности. Сегодня компетентностный подход характеризуется совокупностью общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса и оценки образовательных результатов. Данный подход способствует обоснованию содержания социально-предпринимательской компетентности обучающихся, уточнению ведущих компетенций, входящих в состав компетентности; определению содержания деятельности по развитию социально-предпринимательской компетентности обучающихся. Компетентностный подход, актуализирующий деятельностные основания образования (что обусловлено феноменом социального предпринимательства как вида деятельности), обостренный личностно-ориентированной парадигмой, по мнению Е.В. Бондаревской, содержит набор компетенций, ориентированных на смысловую составляющую любого вида деятельности [3. С. 182]. Опираясь на сущностные характеристики социального предпринимательства, мы полагаем, что в содержание социально-предпринимательской компетентности входят следующие компоненты: социально-коммуникативная и инновационно-предпринимательская компетенции. Социально-коммуникативная отражает уровень потребности обучающегося в решении социальных проблем города и региона и показывает отношение обучающегося к коммуникации как к важному ресурсу реализации социально-предпринимательской деятельности. Инновационно-предпринимательская компетенция отражает уровень потребности обучающегося в приобретении предпринимательских навыков, развитии инновационного мышления и показывает готовность обучающегося осуществлять социально-предпринимательские пробы. Особое значение для нашего исследования представляет тот факт, что в концепциях философско-педагогической антропологии отражено понимание образования как пространства человеческого существования, реальности человека. По мнению В.И. Слободчикова, «в науках, ориентированных на образование, все более укореняется антропологический подход, который в сфере гуманитарного знания определяет, в первую очередь, ориентацию на человеческую реальность во всей ее полноте; поиск средств и условий становления полного человека; человека как субъекта собственной жизни» [4, 5]. В контексте антропологического подхода В.Е. Клочко [6. С. 17] предлагает понимание образования как действительности человека, которая «содержит в себе его собственную субъективность, "осевшую" на объектах и превратившую их в предметы, имеющие для человека значение, смысл, ценность». При этом, рассматривая гуманитарный потенциал образования как психологическую реальность, В.Е. Клочко подчеркивает, что образование - это действительность, т. е. пространство, в котором человек может действовать. Настоящая деятельность совершается тогда, когда человек понимает смысл и ценность своих действий. Ценности превращают жизненный мир личности в действительность - устойчивое, переживаемое как реальность, т. е. существующее «здесь и сейчас» пространство. Перечисленные исследования в области образования указывают на то, что в период социальной реформации, инновационного развития особое значение приобретает способность человека «держать» и конструировать формы социальной практики [8]. Такая способность характеризует человека как субъекта социальной практики и деятельности (Е.И. Исаев, М.К. Мамар-дашвили, В.И. Слободчиков, М. Фуко, Г.П. Щедровиц-кий и др.), а в контексте нашего исследования - субъекта социального предпринимательства. В педагогической науке, посвященной инновационному образованию, естьт исследования открытого пространства образования, основными существенными признаками которого являются: «место» человека в образовании, возможность (невозможность) влиять, участвовать в своем образовании, создавать свои, реальные образовательные формы; «движущие» силы изменения образования; развитие «человеческого ресурса» (Г.Н. Прозументова) [7]. Базовыми признаками открытого образовательного пространства является включенность обучающихся в его проектирование, создание образовательного сообщества как субъекта образования (И.Ю. Малкова) [8]. В рамках деятельностного подхода построение образовательного пространства субъекта социально-предпринимательской деятельности предполагает «сохранение целостности структуры деятельности (по A.Н. Леонтьеву) через последовательную актуализацию ее компонентов (потребности, мотивы, цели, условия), что создает предпосылки для органичного включения образовательной деятельности субъекта в целостный контекст его жизнедеятельности». Мы ставим особый акцент на использовании таких образовательных программ и технологий для построения современного образовательного пространства классического университета, которые, по мнению B.Е. Клочко и Э.В. Галажинского, «определяют «личное присутствие» субъекта в своем образовании с возможностью влияния на него; обеспечивают подготовку к инновационной деятельности; формируют компетенции эффективного группового взаимодействия, коммуникации и совместной деятельности, необходимые для жизни человека в открытом образовательном пространстве», в том числе и для развития социально-предпринимательской компетентности [9. С. 146]. Таким образом, опираясь на труды В. Е. Клочко, Э. В. Галажинского, И. Ю. Малковой, мы обращаем внимание, прежде всего, на особую роль гуманитарных технологий в построении образовательного пространства университета для развития социально-предпринимательской компетентности. Это обусловлено тем, что «гуманитарные технологии, находящиеся на разных стадиях разработки, ориентируются на проектирование таких образовательных сред, которые позволяют человеку выстраивать траектории жизне-осуществления, максимально реализуя жизненные ресурсы» [9. С. 146]. В итоге актуальность гуманитарных технологий обосновывается приоритетом образования в обучении субъектов новым способам мышления и формам деятельностей. Рассматривая дискурс социального предпринимательства, базирующийся на идеологии общественного участия, мы выявили, что основой формирования подобной идеологии у социального предпринимателя является наличие опыта решения социальных проблем, актуализирующийся во взаимодействии с социальной средой. Таким образом, можно предположить, что в образовательном пространстве классического университета должны существовать такие «места», где обучающиеся получают опыт решения социальных проблем, что является основой развития социально-коммуникативной компетенции, входящей в состав социально-предпринимательской компетентности; развить инновационно-предпринимательскую компетенцию и сформировать навык рефлексии эффективности результатов социально-предпринимательской деятельности. Таким образом, содержание социального предпринимательства как вида деятельности и структура социально-предпринимательской компетентности позволяют нам определить основные этапы ее развития в образовательном пространстве классического университета: - появление опыта решения социальных проблем (происходит во взаимодействии с социальным сектором в различных социальных практиках), что составляет основу развития социально-коммуникативной компетенции; - становление у обучающегося опыта разработки социально-предпринимательских проектов (способствует развитию знаниевого компонента социально-коммуникативной и инновационно-предпринимательской компетенций); - организация включения обучающегося в реализацию реальных социально-предпринимательских проектов (позволяет проявить социально-коммуникативную и инновационно-предпринимательскую компетенции в деятельности); - организация рефлексии (позволяет проявить дефициты и перейти к их устранению и переводит обучающегося в статус действующего субъекта социально-предпринимательской деятельности). Обобщая, мы можем сделать вывод, что образовательное пространство учреждения должно обеспечивать возможности для прохождения обучающимися всех этапов в рамках развития социально-предпринимательской компетентности. Однако, как показывает опыт ведущих отечественных университетов (Университет ИТМО, НИУ Высшая школа экономики, НИ ТГУ и др.), наиболее эффективно развивать социально-предпринимательскую компетентность обучающихся помогают специально организованные центры. Такие центры, встроенные в образовательное пространство университета, помогают им системно и эффективно пройти все этапы развития социально-предпринимательской компетентности, поскольку специально разрабатывают систему содействия подготовки социальных предпринимателей, привлекая структурные подразделения университета и внешних партнеров из числа государственных учреждений, социально-ориентированных организаций и представителей бизнес-структур. В связи с этим центры выполняют координационную функцию между обучающимися, желающими развивать социально-предпринимательскую компетентность, организациями коммерческой и некоммерческой сферы, сообществами социальных предпринимателей и самим университетом, представляющим в рамках открытого образовательного пространства многочисленные ресурсы для профессионального развития (кампусные курсы, открытые лекции, дистанционное обучение и т.п.).

Ключевые слова

компетентностный подход, образовательное пространство, социальное предпринимательство, социально-предпринимательская компетентность, competence approach, educational space, social entrepreneurship, social and entrepreneurial competence

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ливенцова Евгения Юрьевна Томский государственный университет аспирант кафедры управления образованием, ст. преподаватель кафедры общей и педагогической психологииevg.liv@mail.ru
Малкова Ирина Юрьевна Томский государственный университет д-р пед. наук, доцент кафедры управления образованиемmalkovoi@yandex.ru
Всего: 2

Ссылки

Вузы и местные сообщества - инструмент инновационного развития регионов. Аналитический обзор Вячеслава Бахмина // Комитет гражданских инициатив. URL: https://komitetgi.ru/analytics/3402/ (дата обращения: 03.10.2017)
Программа повышения конкурентосбоности ТГУ. URL: http://viu.tsu.ru/documents/ (дата обращения: 10.10.2017)
Малкова И.Ю., Абакумова Н.Н. Компетентностный подход в образовании: организация и диагностика. Томск : ТГУ, 2007. 368 с
Слободчиков В.И. Очерки психологии образования. [2-е изд., перераб. и доп.]. Биробиджан : Изд-во БГПИ, 2005. 270 с
Козлова Н.В., Малкова И.Ю. Образовательное проектирование и его роль в совершенствовании высшего профессионального образования. Томск : ТГУ, 2011. 122 с
Клочко В.Е. Самоорганизация в психологических системах: проблемы становления ментального пространства личности (введение в трансспективный анализ). Томск: Том. гос. ун-т, 2005. 174 с
Прозументова Г.Н. Переход к Открытому образовательному пространству: стратегия субъективации // Переход к Открытому образовательному пространству: стратегии инновационного управления. Томск, 2003
Малкова И.Ю. Концепция и практика организации образовательного проектирования в инновационной школе : автореф. дис. ... д-ра пед. наук. Томск : Том. гос. ун-т, 2008. 42 с
Клочко В.Е., Галажинский Э.В. Инновационный потенциал личности : системно-антропологический контекст // Вестник Томского государственного университета. 2009. № 325. С. 146-151
 Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве классического университета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 425. DOI: 10.17223/15617793/425/24

Развитие социально-предпринимательской компетентности обучающихся в образовательном пространстве классического университета | Вестн. Том. гос. ун-та. 2017. № 425. DOI: 10.17223/15617793/425/24