Вклад предприятий ВПК Удмуртии в развитие социальной сферы и инфраструктуры республики в 1945-1956 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/12

Вклад предприятий ВПК Удмуртии в развитие социальной сферы и инфраструктуры республики в 1945-1956 гг.

На основе впервые вводимых в научный оборот архивных источников определяется место заводов военно-промышленного комплекса (ВПК) Удмуртской АССР в создании, развитии, реконструкции и модернизации объектов социальной сферы и инфраструктуры в первое послевоенное десятилетие. Показаны механизмы финансирования социальных расходов. Раскрывается роль местных партийных органов в лоббировании разработки и принятия социальных проектов в республике. Освещены общесоюзные и республиканские программы.

The contribution of the Udmurt military-industrial complex to the development of the social sphere and the infrastructur.pdf В рамках реализации четвертого пятилетнего плана восстановления и развития народного хозяйства СССР на 1946-1950 гг. ставились амбициозные задачи в области социальной политики, которая охватывала широкие слои населения, поскольку затрагивала важнейшие сферы жизни общества: здравоохранение, образование, коммунальное хозяйство, спорт. В условиях нехватки ресурсов, лимитирования средств центром, Удмуртской АССР удалось привлечь инвестиции в создание объектов социальной сферы и инфраструктуры на территории республики. Основным донором стало Министерство Вооружения СССР, на предприятия которого легла существенная доля расходов. К концу войны на территории Удмуртской АССР функционировали семь оборонных предприятий Наркомата Вооружения СССР. В Ижевске располагались: металлургический завод № 71, машиностроительный завод № 74, мотозавод № 524, механический завод № 622; в Воткинске - машиностроительный завод № 235; в Глазове - Чепецкий машиностроительный завод № 544; в Сарапуле находился завод им. Орджоникидзе № 203. Оборонные предприятия Удмуртии, являясь составной частью советского ВПК, принимали активное участие в создании, обеспечении и развитии социальной сферы и инфраструктуры республики. Данная статья посвящена анализу данного малоизученного вопроса. Историография проблемы имеет ограниченный характер. Развитие социальной сферы и инфраструктуры Удмуртской АССР в послевоенный период рассматривалось в основном в контексте изучения истории рабочего класса. Советский период представлен сборником статей «Тридцать лет Советской Удмуртии» [1] и публикациями А.И. Суханова [2, 3]. Современный этап отмечен обобщающим трудом «История Удмуртии: XX век» [4] и монографией О.В. Ветошки-ной «Рабочие оборонной промышленности Удмуртии: от войны к миру (1945-1950)» [5]. Источниковую базу исследования составили фонды Центрального государственного архива Удмуртской Республики (ЦГА УР), в частности, фонд Р-551 «Совет Министров Удмуртской Республики». Документы органов местной партийной организации представлены фондами Центра документации новейшей истории Удмуртской Республики (ЦДНИ УР): 16 «Удмуртский областной комитет ВКП(б)», 54 «Ижевский горком ВКП(б)», 724 «Воткинский горком ВКП(б)», 1147 «Глазовский горком ВКП(б). Также в ходе исследования были использованы опубликованные материалы, например статистический сборник «Удмуртская АССР за 40 лет». Территория Удмуртской АССР не пострадала в ходе Великой Отечественной войны. Однако война оказала огромное влияние на развитие городского и сельского хозяйства республики. Эвакуация оборонных предприятий, рабочих и служащих из западных регионов страны повлекла за собой увеличение нагрузки на социальную сферу и объекты инфраструктуры. К концу войны вопросы обеспечения жильем, питьевой водой, общественным транспортом, больницами, школами, детскими садами стояли очень остро. Одними из самых злободневных социальных проблем послевоенного времени в республике стали устройство и реабилитация детей-сирот. 16 ноября 1945 г. было принято постановление Совнаркома Удмуртской АССР «Об организации детских домов при промышленных предприятиях» [6. Ф. Р-551. Оп. 2. Д. 603. Л. 193]. Согласно данному документу детские дома финансировались и находились в ведении наркоматов, в которые входили предприятия. Детские учреждения принимали детей, родители которых трудились на данном предприятии и погибли в годы Великой Отечественной войны, а также детей из многодетных малообеспеченных семей рабочих оборонных заводов. Другой незащищенной социальной группой после окончания войны стали демобилизованные из Советской армии. Постановлением Совнаркома Удмуртской АССР от 21 декабря 1945 г. директоров оборонных предприятий обязали рассматривать и удовлетворять заявления демобилизованных, предоставляя им жилье из фондов заводов [Там же. Л. 292]. Развитие городского транспорта столицы республики было невозможным без участия оборонных предприятий. Заводы № 71 и 74 осуществляли ремонт подвижного состава [Там же. Л. 100], заводы № 71, 74, 524 и 622 изготавливали запасные части и оборудование и передавали их Управлению Ижевского трамвая [Там же. Л. 101-101 об.]. 19 февраля 1949 г. Совет министров СССР принял Постановление «О мероприятиях по улучшению городского хозяйства города Ижевска», согласно которому Министерство вооружения СССР обязывалось выделить 300 тыс. руб. на строительство трамвайной линии [Там же. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 78. Л. 83-84]. В 1950 г. из фондов Министерства на расширение трамвайного хозяйства г. Ижевска было отпущено 2,2 млн руб. [7. Ф. 54. Оп. 1. Д. 427. Л. 5-7]. Однако развитие городского транспорта столицы стало не самой большой статьей расходов Министерства вооружения СССР: в 1949 г. на реконструкцию питьевого водопровода было направлено 1,1 млн руб. [Там же. Ф. 16. Оп. 1. Д. 5374. Л. 38], в 1950 г. - 1,5 млн руб. [Там же. Ф. 54. Оп. 1. Д. 427. Л. 5-7]. Данные работы осуществлялись строительным трестом № 51. Кроме того, в 1946 г. завод № 71 принимал участие в прокладке новой телеграфно-телефонной линии, соединившей Ижевск с Сарапулом. На предприятии было изготовлено 15 т стальной проволоки. В послевоенные годы Удмуртская АССР столкнулась с острым дефицитом электроэнергии. Недостаточное электроснабжение стало причиной введения лимитов на электричество для предприятий союзной (оборонной) и местной промышленности. Обычной практикой были отключения социальных объектов. Первостепенное решение данной проблемы способствовало развитию производства и коммунального обслуживания населения. Заводы Министерства Вооружений Союза ССР играли ключевую роль в обеспечении промышленности и коммунального хозяйства электроэнергией. Предприятия, социальные объекты и жилой фонд г. Ижевска обслуживались электроэнергией с ТЭЦ завода № 71. Сарапул обеспечивался электроэнергией с дизельной электростанции завода № 203 и ЦЭС завода № 284. Воткинск получал электроэнергию с ТЭЦ завода № 235. Источником электроэнергии для Глазова была электростанция завода № 544 [Там же. Ф. 16. Оп. 1. Д. 4414. Л. 8-8 об.]. Предприятия ВПК республики занимались развитием энергохозяйства постоянно. Так, с 1943 по 1950 г. завод № 235 реконструировал ТЭЦ. Ввод новой очереди позволил предприятию работать без перебоев и сэкономить большие объемы топлива. 1949 г. ознаменовался реконструкцией ТЭЦ Ижевского металлургического завода (завод № 71). Функционируя изолированно от каких-либо энергосистем, данная теплоэлектроцентраль обеспечивала электроэнергией все предприятия, жилищный фонд заводов и культурно-бытовые учреждения столицы республики. В связи с ростом жилфонда, улучшением работы коммунальных предприятий города, необходимостью обеспечить освещением построенные и строящиеся дома для рабочих заводов Министерства Вооружения СССР, для улучшения освещения окраин города, при поддержке министерства была предпринята реконструкция данного инфраструктурного объекта, заключавшаяся в строительстве и монтаже 21 трансформаторной подстанции [Там же. Д. 5374. Л. 42-42 об.]. Большим инфраструктурным проектом послевоенного периода стало обеспечение электроэнергией села. 17 июня 1948 г. Совет министров СССР в целях электрификации сельского хозяйства УАССР распорядился передать из фондов завода № 622 Министерства вооружения СССР Удмуртской конторе «Сель-электро» 30 электромоторов [6. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 76. Л. 82]. Другим своим распоряжением от 20 октября того же года Совет Министров СССР обязал Министерство вооружения изготовить на заводе № 71 в IV квартале 1948 г. и I квартале 1949 г. сверх плана по 100 т железной катанки также для электрификации сельского хозяйства [Там же. Л. 150]. Предприятия Министерства вооружения СССР оказывали помощь в развитии инфраструктуры другим министерствам и ведомствам. Своим распоряжением от 25 августа 1951 г. Совет министров СССР обязал Министерство вооружения передать Министерству лесной промышленности СССР Мужвай-скую узкоколейную железную дорогу со всеми производственными, служебными и жилыми зданиями. Тем же распоряжением была оформлена передача лесопильной рамы жилищно-коммунального отдела завода № 71 Министерству лесной промышленности СССР [Там же. Д. 94. Л. 194]. В послевоенный период оборонные предприятия приступили к созданию сети медицинских и санаторных объектов на территории республики. Постановлением Совета министров Удмуртской АССР от 27 февраля 1948 г. был организован туберкулезный санаторий закрытой формы ЦК Союза рабочих промышленности вооружения Союза ССР [Там же. Д. 80. Л. 27]. Распоряжением от 26 апреля 1951 г. Совет министров СССР передал 4 га под дом отдыха Чепецко-го механического завода, расположенного в г. Глазове [Там же. Д. 93. Л. 13]. Ранее, в 1950 г., секретарь Гла-зовского городского комитета П. П. Сысоев в письме секретарю Удмуртского областного комитета П. Н. Лысову просил содействия в постройке больницы на 500 мест и возбуждении ходатайства перед союзным правительством о постройке в том же году двух школ по 500 мест каждая [Там же. Оп. 2. Д. 603. Л. 9-12]. Предприятия ВПК Удмуртской АССР оказывали содействие в развитии образовательных учреждений различного уровня - от детских яслей до высших учебных заведений. Помимо постройки яслей, детских садов и школ, большое внимание уделялось кузницам кадров для оборонных предприятий республики - ремесленным училищам, а после 1952 г. - Ижевскому механическому институту. Заводы выделяли средства на ремонт учебных корпусов, предоставляли здания и оборудование. Отдельно стоит отметить политику по передаче социальных объектов на баланс оборонных предприятий республики. 13 ноября 1950 г. Совет министров СССР своим распоряжением безвозмездно передал Дворец культуры в г. Ижевске с баланса ЦК профсоюза рабочих машиностроительной промышленности на баланс завода № 74 Министерства вооружения СССР [Там же. Оп. 1. Д. 83. Л. 321]. Передача здания Воткинского городского Дома культуры заводу № 235 Министерства вооружения СССР с целью реконструкции была оформлена распоряжением Совета Министров СССР от 20 апреля 1951 г. [Там же. Д. 94. Л. 90]. Город Сарапул 24 апреля 1952 г. получил от завода № 284 Министерства авиационной промышленности СССР водопроводные сооружения [Там же. Оп. 1. Д. 95. Л. 126]. Во время второй послевоенной пятилетки темп социального и инфраструктурного строительства нарастал. Совет Министров СССР 18 января 1952 г. принял Постановление «О мероприятиях по дальнейшему развитию хозяйства Удмуртской АССР» [6. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 95. Л. 33-34], обязывавшее Министерство Вооружения СССР выделить в 1952 г. 1,8 млн руб. на строительство в Ижевске коммунальных объектов: водопровода, канализации, путепровода, трамвайных путей, реконструкцию теплосетей. Трубы для прокладки канализации изготавливал строительный трест № 51 Министерства вооружения СССР. Список социальных объектов включал в себя: родильный дом и детский сад на 125 мест в Ижевске (при заводе № 71), школу на 440 мест в Ижевске (при заводе № 622), две школы на 80 мест каждая в районах республики (за счет Ижевского торфотреста Министерства), школу на 440 мест и детский сад на 125 мест в Воткинске (за счет завода № 235), детские ясли на 110 мест (при заводе № 524). В 1953 г. завод № 71 должен был приступить к строительству поликлиники со стационаром на 200 коек, здания клуба на 300 мест, детского сада на 125 мест и яслей на 110 мест. За период 19521954 гг. завод № 74 обязывался построить стадион на 12 тыс. мест с затратами 1 млн руб., кинотеатр и библиотеку [7. Ф. 54. Оп. 1. Д. 638. Л. 204]. Все объекты были введены в эксплуатацию. Одной из самых масштабных инфраструктурных строек, потребовавших консолидации усилий многих оборонных предприятий Удмуртской АССР, стали сооружение и оснащение Ижевского телевизионного центра, начатое в апреле 1955 г. [Там же Д. 765. Л. 20]. Всего лишь за один год была простроена телевизионная башня высотой 124 м и изготовлено сложнейшее оборудование. Война, переселение рабочих и служащих из западных регионов страны обострили проблему обеспечения населения республики жильем. Имевшийся жилой фонд оборонных предприятий стремительно приходил в негодность. В 1950 г. Ижевский горком, обращаясь в Центральный Комитет ВКП(б) за помощью в решении ряда вопросов на заводе № 71, охарактеризовал сложившуюся ситуацию как исключительно тяжелую. Построенные в 1931 г. бараки разрушались и не подлежали ремонту, в одной комнате проживали 2-3 семьи, не было возможности предоставить отдельную жилплощадь молодоженам из числа рабочих и служащих [Там же. Д. 426. Л. 80]. На государственном уровне была сделана попытка решить данную проблему. В соответствии с пятилетним планом восстановления и развития народного хозяйства 1946-1950 гг. в сфере жилищного строительства предусматривалось строительство индивидуальных жилых домов для рабочих хозяйственным способом. Однако индивидуальное строительство не получило широкого распространения. В Удмуртской АССР данную политику осуществляли только два предприятия ВПК - заводы № 71 и № 235 [7. Ф. 16. Оп. 1. Д. 4557. Л. 64]. За период после окончания Великой Отечественной войны до декабря 1946 г. завод № 235, располагавшийся в Воткинске, ввел в эксплуатацию 11 530 кв. м. жилья [Там же. Ф. 724. Оп. 1. Д. 351. Л. 3], за 1948 г. - 2895 кв. м. [Там же. Оп. 1. Д. 617. Л. 1]. В первые послевоенные годы планы по жилищному строительству не выполнялись. Более того, заводы были вынуждены сносить ветхое жилье, что обостряло жилищную проблему. Например, в период с 1946 по 1948 г. заводом № 74 было построено 2,5 тыс. кв. м. жилой площади, а снесено 5,3 тыс. кв. м. [5. С. 114]. Несмотря на существовавшие трудности, уже к концу первой пятилетки государственная политика в области жилищного строительства принесла свои плоды. В 1949 г. силами оборонных предприятий в республике было построено 24 тыс. кв. м. жилой площади, а в период второй послевоенной пятилетки (1951-1955) - 400 тыс. кв. м. [4. С. 318]. Заводы Министерства вооружений СССР занимались возведением как отдельных домов, так и застраивали целые кварталы, беря на себя обязательства по созданию инфраструктуры и обеспечению ее функционирования пропорционально объемам жилого фонда каждого из заводов. Подобный проект был реализован в 19501951 гг. в Гольянском поселке заводами № 71, 74, 524 и 622 [7. Ф. 54. Оп. 1. Д. 427. Л. 65]. Особое внимание уделялось столице республики. Совет министров Удмуртской АССР в своем Постановлении от 26 августа 1952 г. «О проекте планировки и застройки города Ижевска» [6. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 98. Л. 143] наметил амбициозные планы развития столичной инфраструктуры и жилищного фонда. В частности, за десять лет планировалось ввести в строй 300 тыс. кв. м жилья только за счет заводов Министерства вооружений СССР. Заводу № 74 на 1953 г. по статье жилищное строительство выделялось 5,5 млн руб., предполагалось ввести в эксплуатацию 3 тыс. кв. м жилья; заводу № 622 - 1,3 млн руб. при расчетной жилплощади 1 500 кв. м; заводу № 524 -3,4 млн руб. на строительство 1 700 кв. м жилья; наибольшее финансирование получил завод № 71 -10 млн руб. на 4,5 тыс. кв. м [7. Ф. 54. Оп. 1. Д. 638. Л. 144-147 об.]. Растущую потребность в снабжении нового жилищного фонда теплом планировалось удовлетворить за счет реконструкции и расширения ТЭЦ металлургического завода (завод № 71). Уже в октябре 1954 г. на XXVI Ижевской городской партийной конференции секретарь Ижевского горкома рапортовал об успехах осуществления программы по жилищному строительству в столице республики. За 1953 г. было построено 15 тыс. кв. м., а за 9 месяцев 1954 г. - 12 тыс., до конца года планировалось сдать еще 7 тыс. кв. м [Там же. Д. 705. Л. 26]. Наряду с достижениями, на партийной конференции также отмечались недостатки реализации социальных и инфраструктурных проектов. Основными пробле-ами были низкое качество подготовительных работ, включавших в себя несвоевременное предоставление технической документации и затягивание со сносом ветхих строений, недостаток строительных материалов и рабочей силы. Вместе со строительством осуществлялась программа по облагораживанию улиц городов республики. Более того, на оборонные предприятия столицы Постановлением Ижевского городского исполнительного комитета «О благоустройстве и санитарном состоянии города» была возложена обязанность очистки прилегающих к заводам улиц от снега и льда [7. Ф. 54. Оп. 1. Д. 427. Л. 30]. Помимо постройки новых зданий, строительные организации, подведомственные Наркомату, а позже Министерству вооружений СССР, занимались модернизацией инфраструктурных и социальных объектов и реставрацией памятников культуры. Так, трестом № 51 было восстановлено здание музея им. П.И. Чайковского в Воткинске [7. Ф. 16. Оп. 1. Д. 4557. Л. 58]. Им же проводился ремонт сгоревшего в феврале 1948 г. гаража Удмуртского областного комитета ВКП(б) [Там же. Д. 5204. Л. 1]. Принадлежавший заводу № 74 клуб в Ижевске после проведенной за счет ассигнований средств на капитальные работы заводам № 71 и 74 реконструкции и переоборудования стал Дворцом культуры [Там же. Л. 129-129 об.]. Строительством социальных и инфраструктурных объектов занимались подведомственные Министерству вооружения СССР строительные тресты № 51 и «Ижстрой». Его грандиозный размах прослеживается по «Ориентировочному перечню работ, подлежащих выполнению трестом № 51 на 1953 г.» [7. Ф. 54. Оп. 1. Д. 586. Л. 48-50]. Согласно данному документу предполагаемая стоимость работ варьировалась от 60 до 80 млн руб. (в зависимости от оценки заказчика и исполнителя соответственно). Список включал: по заводу № 71 - пять многоквартирных жилых домов, студенческое общежитие на 800 мест, поликлинику со стационаром на 200 мест, родильный дом на 60 коек, детские ясли на 110 мест, детский сад на 125 мест; по заводу № 74 - строительство двух и закладка фундамента одного многоквартирного дома; по заводу № 622 - четыре многоквартирных жилых дома и школу на 440 мест; по заводу № 524 - два многоквартирных жилых дома, водопровод и канализацию в Гольянском поселке и учебный корпус ремесленного училища. Директор завода № 622 Н. И. Палладин в письме министру Д.Ф. Устинову просил выделить заводу на 1954 г. средства для начала строительства клуба на 800 мест, столовой на 500 мест и общежития на 800 человек [Там же. Л. 63-63 об.]. За 10 месяцев 1955 г. в Ижевске было возведено 10 тыс. кв. м. жилья, до конца года планировалось сдать еще 5,4 тыс.; были простроены кинотеатр, школа, учебный корпус индустриального техникума, баня и больница на 100 мест [Там же. Д. 779. Л. 26]. Помимо расходов на строительство социальных и инфраструктурных объектов, предприятия ВПК республики несли расходы по проектным работам. В 1951 г. сумма составила 160 тыс. руб. [6. Ф. Р-551. Оп. 1. Д. 94. Л. 298], в 1952 г. - 300 тыс. руб. [Там же. Д. 95. Л. 42], в 1954 г. - 200 тыс. руб. [7. Ф. 16. Оп. 1. Д. 7004. Л. 9], в 1955 г. - 580 тыс. руб. (Подсчитано по: [7. Ф. 16. Оп. 1. Д. 7239]). В случае нехватки ресурсов или занятости профильных строительных предприятий, Министерство вооружения СССР ограничивало инфраструктурные и социальные проекты. Однако данная практика была крайне редким явлением. В подавляющем большинстве случаев Министерство шло навстречу местному руководству, перенося строительство тех или иных объектов на следующие годы. Показателен пример 1953 г.: из-за одновременного строительства прокатного стана на заводе № 71, линии электропередачи Воткинск - Ижевск, жилых домов общей площадью 11 400 кв. м, студенческого общежития на 800 человек, родильного дома на 60 мест, детского сада и школы, строительство поликлиники на 200 мест было включено в проект плана капитальных работ на 1954 г. [7. Ф. 16. Оп. 1. Д. 6395. Л. 106]. Важную роль в продвижении и реализации социальных проектов республики играл Министр вооружения СССР Д.Ф. Устинов. К нему обращались по широкому кругу вопросов, например с просьбой выделить 200 тыс. руб. заводу № 74 для освещения ул. Орджоникидзе (г. Ижевск) [Там же. Д. 7239. Л. 213], 300 тыс. руб. на сооружение водопровода в поселке Машиностроительного завода (№ 622) [Там же. Л. 214], 1,5 млн руб. на строительство новых корпусов и оснащение Ижевского механического института в 1955-1956 гг. [Там же. Л. 239]. Директора оборонных заводов и руководители местных органов ВКП(б)-КПСС ходатайствовали перед Д.Ф. Устиновым о пересмотре выделяемых фондов на капитальное строительство в сторону их увеличения, нередко в связи с приближавшимися круглыми датами. Например, 4 ноября 1949 г. секретарь Удмуртского областного комитета ВКП(б) П.Н. Лысов в письме Министру вооружения СССР Д.Ф. Устинову просил выделить средства заводу № 235 на строительство второй очереди ТЭЦ, канализации, теплофикации, жилья и культурно-бытовых объектов в Воткинске в 19501956 гг. в связи с 200-летием завода в 1959 г. [Там же. Д. 5375. Л. 46]. Ответным письмом от 23 ноября 1949 г. министр уведомил о том, что в титульный список капитальных работ завода № 235 на 1950 г. были включены ТЭЦ, баня, строительство 2 тыс. кв. м жилья на общую сумму 4,4 млн руб. [Там же. Д. 5484. Л. 104]. Таким образом, инфраструктурные и социальные проекты на территории УАССР с участием оборонных предприятий осуществлялись непрерывно на протяжении всего рассматриваемого периода. За 1950-1955 гг. объем строительства вырос более чем в 4 раза. Если в 1950 г. на капитальное строительство было израсходовано 35 млн руб., то в 1955 г. капиталовложения в социальную сферу и инфраструктуру составили 140 млн руб. [Там же. Д. 779. Л. 26]. Однако еще многое предстояло сделать. На 1956 г. оставалось сложным положение с обеспечением рабочих и их семей жильем и медицинской помощью. Жилой фонд Ижевска в 1955 г. составлял 226 тыс. кв. м и стремительно приходил в негодность [7. Ф. 16. Оп. 1. Д. 7239. Л. 219]. А.К. Протозанов, секретарь Удмуртского обкома КПСС, с сожалением отмечал, что темпы вводимого жилья не обеспечивают потребностей и даже не способны покрыть убыль по ветхости. Например, на 1 июля 1952 г. в жилищном фонде завода № 71 было 220 домов общей площадью 67 413 кв. м, тогда как потребность данного предприятия в пятилетней перспективе оценивалась в 49 780 кв. м нового жилья [Там же. Ф. 54. Оп. 1. Д. 638. Л. 21], при сохранении расходов на содержание уже имеющегося. Еще острее складывалась ситуация с учреждениями здравоохранения. У заводов № 524, 622 и треста № 51 своих больниц не было, тогда как имевшиеся в распоряжении других оборонных предприятий медицинские учреждения не могли полностью удовлетворить потребности в медицинском обслуживании. Не хватало школ, детских садов и объектов культуры. Проходившая в декабре 1956 г. VIII Глазовская городская партийная конференция подвела итоги развития объектов инфраструктуры и социальной сферы в городе [7. Ф. 1147. Оп. 10. Д. 923. Л. 9-10]. Основной вклад был сделан единственным оборонным предприятием города - Чепецким механическим заводом, который выстроил два поселка для своих рабочих, проложил водопровод. Силами завода был построен и оборудован медицинский городок. С его участием построена дорога, имевшая местное значение. Однако Глазовский горком КПСС отмечал, что в рабочих поселках не было возведено ни одного детского учреждения. Среди инфраструктурных проектов, требовавших незамедлительного воплощения и имевших определяющее значение для развития промышленности города и логистики северных районов Удмуртской АССР, было сооружение моста через реку Чепцу. Уже в I квартале 1957 г. было начато строительство этого важнейшего объекта силами Че-пецкого механического завода г. Глазова. XV Воткинская городская партийная конференция, проходившая 8 декабря 1956 г., также не обошла вниманием вопросы жилищно-коммунального строительства и благоустройства города. Среди достижений отмечалось строительство 4 тыс. кв. м. нового жилья; ввод в эксплуатацию 5,1 тыс. кв. м. жилья за счет индивидуального строительства. Была окончена прокладка водопровода и первой очереди канализации. В числе невыполненных проектов значился срыв сдачи детских яслей [7. Ф. 724. Оп. 10. Д. 1. Л. 54]. Одним словом, предприятиями оборонной промышленности Удмуртской АССР в 1945-1956 гг., несмотря на ряд трудностей, был сделан значительный вклад в развитие социальной сферы и инфраструктуры, осуществлены значительные проекты в сфере электрификации городов и районов республики, транспорта, жилищного и культурного строительства, развития сети медицинских учреждений, благоустройства и инфраструктуры городов и рабочих поселков.

Ключевые слова

ВПК, УАССР, инфраструктура, социальная сфера, military-industrial complex, Udmurt Republic, infrastructure, social sphere

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Ефремов Алексей ВикторовичУдмуртский институт истории, языка и литературы Уральского отделения Российской академии наукаспирант отдела исторических исследованийmr-alex-efremov@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Тридцать лет Советской Удмуртии / под ред. Н.Г. Луковникова. Ижевск, 1950. 163 с
Суханов А.И. Рабочий класс Удмуртии (1917-1970 гг.). Ижевск : Удмуртия, 1979. 178 с
Суханов А.И. Труд и талант: (К некоторым вопросам истории рабочего класса Удмуртии). Ижевск : Удмуртия, 1973. 128 с
История Удмуртии: XX век / под ред. К.И. Куликова ; введение О.И. Васильевой, Л.Н. Бехтеревой, Н.А. Родионова. Ижевск : УИИЯЛ УрО РАН, 2005. 544 с
Ветошкина О.В. Рабочие оборонной промышленности Удмуртии: от войны к миру (1945-1950). Ижевск : Удмурт. ун-т, 2013. 189 с
Центральный государственный архив Удмуртской Республики
Центр документации новейшей истории Удмуртской Республики
 Вклад предприятий ВПК Удмуртии в развитие социальной сферы и инфраструктуры республики в 1945-1956 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/12

Вклад предприятий ВПК Удмуртии в развитие социальной сферы и инфраструктуры республики в 1945-1956 гг. | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/12