Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/16

Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН

Рассматриваются создание и изменение подходов в Японии к официальной помощи развитию на современном этапе, а также новые возможности и механизмы, которые предоставляются непосредственно для стран АСЕАН. Исследуются ресурсы официальных источников, представленных в Японии и странах Юго-Восточной Азии, приводятся необходимые примеры и статистические данные. Раскрыта суть ОПР Японии в региональном срезе.

Japan's ODA cooperation with ASEAN countries.pdf Япония в течение долго периода времени находилась в состоянии внешнеполитической изоляции, что мешало ей вступить на путь модернизации, нарастить свой экономический и военно-технический потенциал. Но в последнее столетие Япония является одной из самых развитых стран Востока. Сделав акцент на экономическом развитии, Япония решила выйти на новый уровень и во внешней политике. Таким образом, было создано одно из направлений сотрудничества Японии с АСЕАН. Японская официальная помощь развитию (ОПР) была создана на базе «Плана Маршалла», который представлял собой американскую помощь для восстановления Европы после Второй мировой войны. Для Японии появляются новые возможности развития уже в период Корейской войны (1950-1953 гг.), когда промышленность получила новые заказы и начался период восстановления. Впоследствии Страна восходящего солнца начала наращивать объем экономического сотрудничества с развивающимися странами, в частности странами Азии. В результате такой деятельности размер бюджета, выделяемого Японией на ОПР ежегодно, возрастал, и в 1989 г. Япония стала крупнейшим в мире донором ОПР, постоянно оставаясь таковым и до настоящего момента [1. С. 31]. Уже в 1992 г. была создана Хартия ОПР, включившая в себя следующие пункты: 1) необходимость в гуманитарном сотрудничестве; 2) признание взаимосвязанных отношений среди членов международного сообщества; 3) признание в заботе об окружающей среде; 4) необходимость в кооперации с развивающимися странами [2]. Создание ОПР также можно охарактеризовать наличием идеи паназианизма, т. е. расширения и укрепления позиций Японии в Восточной и Юго-Восточной Азии, превращение этого региона в главный фокус японских экономических и политических усилий [3]. В августе 2003 г. Кабинетом министров была принята новая редакция Национальной хартии ОПР. Изменение общемировых процессов заставило пересмотреть Хартию в сторону соответствия современным тенденциям глобализации, потребностям развивающихся стран и укрепления национальной политики ОПР, а также в соответствии с принципами Устава Организации Объединенных Наций: 1. Сохранение окружающей среды и развитие технологий должны осуществляться в тандеме. 2. Следует избегать любого использования ОПР в военных целях или в случае обострения международных конфликтов. 3. Следует уделять пристальное внимание тенденциям в военных расходах стран-получателей, в разработке и производстве оружия массового уничтожения и т.д. 4. Необходимо уделять пристальное внимание деятельности по содействию развития демократизации и внедрению рыночной экономики, а также по обеспечению основных прав и свобод человека в принимающей стране [4]. Безусловно, сотрудничество со странами АСЕАН является одной из самых приоритетных задач в японской ОПР. Примерно около 30% двусторонней ОПР предоставляется Японии странами АСЕАН и примерно 60% двусторонней ОПР, которую получают страны АСЕАН, поступает из Японии. Япония работает над тем, чтобы использовать ОПР для укрепления отношений и уменьшения регионального неравенства при достаточном учете таких вопросов, как укрепление экономического партнерства с регионом. 11 декабря и 12 декабря 2003 г. в Токио прошел торжественный саммит между Японией и АСЕАН. Первая встреча на высшем уровне АСЕАН, проведенная за пределами региона АСЕАН, и исторически значимая встреча на высшем уровне, она показала зрелость отношений между Японией и АСЕАН среди людей в стране и за рубежом. Япония объявила три приоритетные области сотрудничества Японии и АСЕАН (сотрудничество в целях усиления интеграции АСЕАН, сотрудничество в целях повышения экономической конкурентоспособности стран АСЕАН, включая поощрение инвестиций, сотрудничество в борьбе с терроризмом, пиратством и другими транснациональными проблемами). Ожидается, что масштабы помощи превысят 1,5 млрд долл. США в течение следующих трех лет. Кроме того, запланированы программы обмена людьми с участием примерно 40 тыс. человек на тот же период [5]. В качестве примера расширения сотрудничества можно привести развитие связей Японии с Вьетнамом. Для Вьетнама Япония важна прежде всего как партнер по торгово-экономическому и инвестиционному сотрудничеству, необходимый для реализации программ индустриализации и модернизации страны; главный источник помощи на ОПР, поставщик высоких технологий. Япония стабильно занимает первое место среди других стран по объему ОПР во Вьетнам, второе место - как торговый партнер, являясь объемным рынком для вьетнамских товаров, и третье -четвертое место - по инвестициям [6. C. 147]. Таким образом, общая сумма японской ОПР Вьетнаму в 2009 финансовом году являлась рекордной и составила 145 613 млрд йен, т.е. около 1,56 млрд долл. [Там же. C. 163]. Япония, таким образом, являлась гарантом стабильного развития важных для нее стран Восточной и Юго-Восточной Азии. Взаимозависимость выражалась в том числе в дальнейшем формировании общего пространства (Япония подписала соглашения о зонах свободной торговли практически со всеми странами АСЕАН и с самой организацией). После Азиатского финансового кризиса 1997-1998 гг. помощь со стороны Японии (которая сама находилась в состоянии рецессии) региону возросла на 71% по сравнению с предыдущим годом. Пострадавшая от кризиса Индонезия в 1999 г. получила в общей сложности примерно 2,4 млрд долл., что составляет абсолютный рекорд для одной страны в истории японской ОПР. Таиланду были выделены 1,9 млрд долл., Малайзии - 2,2 млрд долл., Филиппинам - 1,6 млрд долл. Отдельно можно выделить Республику Корея как страну с гораздо большей экономикой, чем страны - члены АСЕАН, которая получила около 5 млрд. долл. помощи [7. С. 56-57]. В развитии валютно-финансового сотрудничества по линии АСЕАН+3 отражена в новом формате «совместного предприятия» - Чиангмайской многосторонней инициативы (ЧММИ), которая призвана минимизировать негативные последствия кризисных явлений в мировой и региональной экономике. Если ранее в двусторонние своп-соглашения вступали лишь восемь стран из 13, охватываемых форматом АСЕАН+3, то теперь к ним присоединились «новые» члены АСЕАН: Бруней, Вьетнам, Камбоджа, Лаос и Мьянма. По 4,77 млрд долл. предоставляют страны -основатели АСЕАН: Индонезия, Малайзия, Сингапур, Таиланд и Филиппины. При необходимости любой участник пула может рассчитывать на сумму, равную своему взносу, умноженному на индивидуальный мультипликатор. К примеру, согласно этой схеме каждая страна из «первой пятерки» АСЕАН вправе претендовать примерно на 11 млрд долл. Таким образом, страны Восточной Азии - и в их числе вся «десятка» АСЕАН - последовательно объединяют усилия для защиты региона от валютно-финансовых потрясений, идущих извне. Важный мотив реализации ЧММИ - снижение финансовой зависимости от глобальных институтов и лидеров (МВФ, США) [8]. В августе 2015 г. основные договоренности были подтверждены в Куала-Лумпуре на министерской встрече АСЕАН-Япония [9]. Японская сторона подчеркнула, что будет продолжать оказывать помощь в строительстве общности АСЕАН, а также развивать сотрудничество в экономической сфере. Отмечался большой вклад японской ОПР в развитие двухсторонних отношений. Две основные программы предусматривают в ближайшие годы японские инвестиции в проекты «Япония-Меконг» и «Партнерство для качественной инфраструктуры» (около 750 млн йен) [10]. Профессор Национального института политических исследований Оцуки Кайдзиро отмечает, что благодаря ОПР Япония смогла обеспечить продовольствием население своей страны (например, производство автомобилей в Таиланде), так как ей удалось задействовать ресурсы развивающихся стран. Важным значением для Японии стало появление Международного института риса (IRRI), расположенного на Филиппинах, разработавшего высокоурожайные сорта риса; были сделаны инвестиции в развитие ирригационных систем. Но само существование и дальнейшее развитие ОПР в этом направлении будут возможны только если удастся обучить агентов, новые технологии начнут распространяться, вместе с ростом инвестиций в ирригацию и развитием маркетинга повысится прибыльность капиталовложений в перевозку и коммуникации [11]. Таким образом, можно смело сказать, что ОПР -это иностранная помощь развивающимся странам [12]. Ее рост сопровождается целым рядом метаморфоз, включая нарастающее участие в ней частных агентов в роли доноров, превращение неправительственных организаций в каналы передачи бюджетных государственных ресурсов из развитых в развивающиеся страны, возникновение государственно-частных альянсов и партнёрств с целью финансирования целевых программ, направленных на решение конкретных проблем в развивающихся странах, превращение бывших реципиентов помощи в доноров, рост целевых фондов в ресурсах межправительственных многосторонних организаций на фоне сокращения многосторонней помощи и т. д.

Ключевые слова

АСЕАН, Азия, Национальная хартия ОПР, ОПР, Япония, ASEAN, Asia, ODA National Charter, GDA, Japan

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Конопьянова Любовь ОскаровнаНовосибирский государственный университет экономики и управления «НИНХ»аспирант кафедры мировой экономики, международных отношений и праваsheliaziaka@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Мухаметрахимова А.Т. За и против японской ОПР: присутствие в ЦА // Вестник КазНУ. Серия востоковедения. 2011. № 1 (54). С. 31-35.
Ministry of Foreign Affairs of Japan. The ODA Charter. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/summary/1997/09.html (дата обращения: 13.03.2017).
Мосяков Д.В. «Большая Игра» в Юго-Восточной Азии. URL: http://ru.apircenter.org/archives/181 (дата обращения: 13.03.2017).
Japan's ODA White paper 2003. (1) The ASEAN Countries. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2003/part1_2_1_4.html#sh_4 (дата обращения: 14.03.2017).
Japan's ODA White paper 2003 Section 2. Principle of ODA Implementation. URL: http://www.mofa.go.jp/policy/oda/white/2003/ part1_2_2.html#sh_1 (дата обращения: 14.03.2017).
Мурашева Г.Ф. Вьетнамо-японские отношения в формате стратегического партнёрства // Политическое и экономическое развитие от дельных стран. С. 145-165. URL: http://cyberleninka.ru/article/n/vietnamo-yaponskie-otnosheniya-v-formate-strategicheskogo-partnyorstva.pdf. (дата обращения: 15.03.2017).
Ковригин Е.Б. Япония-АСЕАН: эволюция официальной помощи развитию // Пространственная экономика. 2014. № 2. С. 40-74.
Амиров В. Истоки и эволюция Чиангмайской инициативы. URL: https://interaffairs.ru/jauthor/material/324 (дата обращения: 13.03.2017).
Japan-ASEAN Ministerial Meeting. URL: http://www.mofa.go.jp/a_o/rp/page3e_000360.html (дата обращения: 17.03.2017).
New Tokyo Strategy 2015 for Mekong-Japan Cooperation (MJC2015). URL: http://www.mofa.go.jp/files/000088538.pdf (дата обращения: 17.03.2017).
Nippon.com Оцука Кэйдзиро Япония: история помощи в целях развития. URL: http://www.nippon.com/ru/in-depth/a03402/ (дата обращения: 13.03.2017).
Университет МГИМО. ОПР Японии. URL: http://mgimo.ru/library/publications/1006085/ (дата обращения: 13.03.2017).
 Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/16

Официальная помощь развитию Японии в странах АСЕАН | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/16