История становления и развития учреждений для подготовки сотрудников полиции (милиции) (на примере Забайкальского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/24

История становления и развития учреждений для подготовки сотрудников полиции (милиции) (на примере Забайкальского края)

Статья посвящена проблеме профессиональной подготовки кадров органов внутренних дел. Выделены некоторые документы, подтверждающие актуальность изучаемой темы. Анализ документов позволил обобщить опыт становления и развития учреждений для подготовки сотрудников полиции (милиции). Автор представил региональный опыт по становлению и развитию данных учреждений. Определено, что, независимо от юридического статуса данных учреждений, их цель едина -осуществление специально-профессиональной подготовки сотрудников органов внутренних дел.

The history of the formation and development of institutions for the training of police officers (militia) (on the examp.pdf В истории нашей страны на каждом этапе ее развития уделялось внимание вопросам кадровой политики. Проводимые реформы затрагивали все сферы общественной и государственной жизни. Решение таких задач, как развитие системы государственных органов, подбор и обучение лиц, призванных осуществлять государственные функции, способствовало развитию института государственной службы. По мере развития органов государственной власти Российского государства были выработаны принципы деятельности правоохранительных органов, их комплектования. Переломным этапом в истории нашей страны является период правления Петра I. Именно XVIII в. - период развития системы государственной службы, в том числе формирования специализированных государственных органов, выполняющих полицейские функции. Следующим переломным этапом в истории нашей страны является 1917 г. После Февральской революции царская полиция была ликвидирована и создана народная милиция. События тех лет привели к разрушению ранее существовавших правоохранительных органов. Идея самоорганизации трудящихся, направленная на обеспечение государственного и общественного порядка силами вооруженного народа, оказалась не эффективной в борьбе с преступностью. Поэтому в 1918 г. в инструкции НКВД от 12 октября 1918 г. «Об организации советской рабоче-крестьянской милиции» были отражены критерии подбора в ряды советской милиции. Реформирование органов внутренних дел на современном этапе было начато после издания Указа Президента России от 24 декабря 2009 г. № 1468 «О мерах по совершенствованию деятельности органов внутренних дел Российской Федерации». Данным и последующими нормативными документами была определена программа мер совершенствования деятельности органов внутренних дел, в том числе кадровое развитие органов внутренних дел РФ. В ходе реформы милиция преобразована в полицию. Говоря об истории становления и развития полиции (милиции) как института государственной власти, особое внимание, на наш взгляд, следует обратить на подготовку полицейских (милиционеров). Для развития и совершенствования профессиональных компетенций необходимы специальные учебные заведения. А так как обеспечение общественной и государственной безопасности являются приоритетными направлениями национальной политики, мы постарались разобраться с историко-правовыми основами становления и развития учреждений для подготовки сотрудников ОВД. Первые шаги по созданию высших учебных заведений отмечены в конце XVII - начале XVIII в. Например, подготовленный, но нереализованный проект 1682 г. об открытии «храмов чинов академии», «Проект об учреждении в России академии политики для пользы государственных канцелярий» 1715 г. [1. С. 22]. Стоит упомянуть Указ Петра I от 28.02.1714 г. «Об обучения дворян приказного чина, дьячих и подьяческих детей арифметике и геометрии, о посылке для того в губернии учеников из математических школ и об учреждении училищ при архиерейских домах и монастырях» [2]. Учебные программы, включающие такие предметы, как грамматика, арифметика, геометрия, являлись основанием для определения не только на гражданскую службу, но и на службу в полиции. В период развития института государственной службы с момента утверждения «Табели о рангах всех чинов воинских, статских и придворных» государственную службу в соответствии с делением чинов можно разделить на военную, гражданскую и придворную. Именно военная служба, которую отбывало дворянское сословие, осуществляла полицейские функции. А для дворян была обязательной школьная подготовка к службе с детства. Следует отметить, что «Табель о рангах», определяя иерархию государственных чинов, способствовала талантливым людям из низших слоев поступать на службу и давала право на потомственное дворянство. На основе «Правил определения недорослей к приказным делам» 1737 г. осуществлялся отбор наиболее грамотных юношей для овладения ими юридическими знаниями и управленческими навыками в объеме, позволяющем назначать их на должность секретаря (14-й класс «Табели о рангах») [3]. В 1752 г. Сенат издал Указ «О коллежских юнкерах, их рангах, звании, жаловании, производстве и обучении» [4], в соответствии с которым по завершению учебы юнкера были действительно способны профессионально выполнять управленческие функции. Они усваивали знания по грамматике, арифметике, географии, латыни, геодезии, юриспруденции и другим наукам. Но получаемый объем знаний был недостаточен, поэтому в 1755 г. последовал Указ Сената от 03 апреля, который предполагал обучение коммерции, истории, географии, французскому и немецкому языкам [5]. В результате сформировалась необходимость в расширении и модернизации системы образования, в открытии новых учебных заведений. В январе 1755 г. императрицей Романовой Елизаветой Петровной был подписан Указ об учреждении Московского университета, выпускники которого в своем большинстве пополняли корпус государственных служащих [6]. В начале 1764 г. в соответствии с Планом государственных гимназий предусматривалось создание не только гимназий, но и профессиональных школ для подготовки государственных служащих [1. С. 84-86, 93, 95]. В «Предварительных правилах народного просвещения» от 24 января 1803 г., являвшихся программой образовательной реформы, одной из целей ставилась профессиональная подготовка просвещенных государственных служащих. Как следовало из этих правил, «ни в какой губернии спустя пять лет. никто не будет определен к государственной должности, требующих юридических и других познаний, не окончив учения в общественном или частном училище» [7]. Документальным источником, свидетельствующим о принятии мер по созданию системы подготовки персонала для государственной службы, открывая университеты, лицеи, институты, курсы, является Указ Александра I от 12 августа 1810 г. «Высочайше утвержденное постановление о лицее». «Учреждение лицея имеет целью образование юношества, особенно предназначенного к важным частям службы Государственной» [8]. Ориентировочно с 1835 г. стали создаваться учебные заведения правоохранительного порядка. Одним из первых было Училище правоведения, созданное Николаем I. В 1867 г. в Санкт-Петербурге создана школа городовых и околоточных надзирателей. Городовым назывался рядовой полиции, служивший в городах по вольному найму. Обучались они в течение 2-3 недель, изучая права и обязанности городового. Околоточный надзиратель - это полицейский, ведавший околотком, подчинялся участковому приставу, а в своем подчинении имел городовых. Их подготовка велась более 1 месяца. Школа городовых и околоточных надзирателей считалась полицейским университетом. Околоточные надзиратели изучали законы, нормативные акты МВД, распоряжения местных властей. В последствие время и программа низших полицейских чинов были увеличены, вводился выпускной экзамен. Не прошедшие итоговых испытаний не имели права поступать в полицию. Министерство внутренних дел к образованию полицейских относилось с большим вниманием. Еще при Николае I введена аттестация для тех, кто хотел сделать карьеру в правоохранительных органах. Позднее полицейских стали не только экзаменовать, но и обучать. Общая и специальная подготовка проводилась в крупных городах. С 1880 г. открываются школы для полицейских урядников, являющихся нижним чином уездной полиции, подчиненных становому приставу и осуществляющих надзор за полицейскими стражниками, сотскими и десятскими. Появление урядников значительно усилило сельскую полицию. Урядником можно было стать только пройдя курс специальной подготовки. Каждый из претендентов на эту должность изучал «Справочную книгу для полицейского урядника». В ней было сказано, что исполнение закона или полицейского распоряжения нужно требовать настоятельно и твердо, а не грубым или обидным образом. Срок обучения урядников составлял три месяца. Они изучали законы, уставы, наставления по производству дознания и организации расследования преступлений. Занятия в школе проводили старшие чины уездного полицейского управления, служащие губернских учреждений, преподаватели учебных заведений, привлекались представители прокуратуры и суда. Учебные программы создавались на местах (в губерниях) и менялись в зависимости от степени подготовки слушателей и особенностей каждой губернии. Лишь в 1913 г. была утверждена единая программа для школ, осуществляющих подготовку полицейских урядников. В программу включено изучение особенной части уголовного и уголовно-процессуального права. В 1895 г. в Санкт-Петербурге организуется регулярная учеба околоточных надзирателей и городовых. Особое внимание уделялось не только изучению нормативных документов, определяющих права и обязанности полицейских, но и ознакомлению их с правилами вежливости и этикета в общении с лицами разных сословий. С начала XX в. (ориентировочно 1903 г.) организованы краткосрочные курсы (1-3 месяца) для полицейских стражников. Их знакомили с нормативными документами, регламентирующими полицейскую службу, с приемами стрельбы и самообороны. Таким образом, к 1914 г. в России созданы школы, разработаны программы обучения отдельных категорий полицейских кадров. Советская государственная служба утратила ряд признаков государственной службы как социально-правового института: нормативно-правовая база, регулировавшая формирование и деятельность персонала государственной службы, была отменена Декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10 ноября 1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов» [9]. В 1918-1920 гг. процесс создания учебных заведений носил бессистемный характер. К 1921 г. в систему учебных заведений входили школы-резервы для первоначальной подготовки, губернские школы для обучения младшего начальствующего состава, школы среднего начальствующего состава. В 20-х гг. XX столетия в городе Чите была открыта милицейско-инструкторская школа милиции Дальневосточной республики. Преподавалось в нем четыре дисциплины: русский язык, строевая подготовка, стрелковое дело и уголовный закон. После двух выпусков школа была переведена в город Хабаровск, где в дальнейшем была преобразована в Дальневосточный юридический институт МВД РФ. К марту 1941 г. система учебных заведений представляла институты, техникумы, школы, военные училища, курсы. В годы Великой Отечественной войны многие учебные заведения были упразднены и реорганизованы. В послевоенные годы проблемы кадрового обеспечения милицейской службы приобретают свою остроту. Со 2-й половины 1960 гг. отмечается развитие системы высшего образования в МВД. В целях развития профессиональной подготовки сотрудников милиции были созданы межреспубликанские и межобластные школы подготовки младшего и среднего начальствующего состава. Срок первоначальной подготовки составлял 2-3 месяца в зависимости от должностной категории. Под первоначальной подготовкой подразумевалось первичное обучение работников, впервые принятых на службы в органы внутренних дел на должности рядового, младшего и среднего начальствующего состава. Первоначальная подготовка осуществлялась в 3 этапа: обучение по месту службы, курсовое обучение, стажировка по месту службы. В городе Чите в ноябре 1969 г. было введено в эксплуатацию трехэтажное здание Учебного пункта УВД Читинского облисполкома. В постройке этого здания принимали участие все сотрудники милиции Читинского гарнизона. В него переехал Учебный пункт, ранее расположенный на территории отдельного дивизиона милиции. На третьем этаже здания располагались жилые комнаты, на втором - учебные классы и кабинеты, на первом был актовый зал, преподавательская и помещения хозяйственного назначения. Штат Учебного пункта состоял из начальника, двух преподавателей, заведующей канцелярией. В августе 1970 г. Учебный пункт был реорганизован в Межобластную школу подготовки младшего и среднего начальствующего состава, которая специализировалась на подготовке инспекторов дорожного движения ГАИ для регионов Сибири, Забайкалья и Дальнего востока. В 1975 г. был сформирован Учебный центр УВД Читинской области. Коллектив Учебного центра стал заниматься подготовкой всех сотрудников, вновь принятых на работу в органы внутренних дел Читинской области. После ликвидации в 2009 г. Учебного центра УВД по Забайкальскому краю на его базе создан Центр профессиональной подготовки УВД по Забайкальскому краю. На современном этапе по итогам начавшегося в 2009 г. реформирования МВД РФ полномочия по подготовке сотрудников полиции переданы образовательным учреждениям МВД России. Создание учебных курсов, открытие школ, учебных пунктов способствовали развитию государственной службы как профессионального ядра Российского государства. Как видим, становление учебных заведение в целом носило системный характер, поскольку одной из приоритетных целей проводимых реформ являлось повышение эффективности деятельности правоохранительных органов. Нельзя не согласиться с тем, что образованность полицейских (милиционеров) - один из факторов, оказывающих влияние на состояние и уровень преступности. Однако изменение статуса учебного заведения, корректировка программ для подготовки сотрудников полиции (милиции), на наш взгляд, не вносило существенных изменений в процесс развития полицейской (милицейской) службы. Например, от изменения наименований дисциплины «Первая доврачебная помощь», или «Медицина», или «Первая медицинская помощь», или «Первая помощь» суть и назначение данной дисциплины особо не менялись. Кроме этого, в одной из наших работ дан анализ нормативно-правовых документов, регламентирующих подготовку сотрудников полиции (милиции). Определено, что независимо от названия процесса подготовки (первоначальное, специальное, профессиональное) цель подготовки едина - обеспечить комплектование подразделений МВД РФ сотрудниками, имеющими базовые теоретические знания, практические умения, навыки, необходимые для осуществления профессиональной деятельности.

Ключевые слова

профессиональная подготовка, сотрудник полиции, срок обучения, учебное заведение, учебные программы, professional training, police officer, duration of training, educational institution, training programmes

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шацкая Екатерина АлександровнаВосточно-Сибирский институт Министерства внутренних дел Россииканд. социол. наук, доцент кафедры общеправовой подготовкиKaterina_shat@mail.ru
Всего: 1

Ссылки

Ключевский В.О. Неопубликованные произведения / сост. А. А. Зимин, Р. А. Киреева. М. : Наука, 1983.
Полное собрание законодательства Российской империи : в 3 собр. Собр. 1 : в 45 т. Т. 5, № 2778. URL: http://www.nlr.ru/eres/law_r/search.php
Полное собрание законодательства Российской империи : в 3 собр. Собр. 1 : в 45 т. Т. 10, № 7201. URL: http://www.nlr.ru/eres/law_r/search.php
Полное собрание законодательства Российской империи : в 3 собр. Собр. 1 : в 45 т. Т. 13, № 9928. URL: http://www.nlr.ru/eres/law_r/search.php
Полное собрание законодательства Российской империи : в 3 собр. Собр. 1 : в 45 т. Т. 14, № 10389. URL: http://www.nlr.ru/eres/law_r/search.php
Андреев А.Ю. Российские университеты XVIII - первой половины XIX века в контексте университетской истории Европы. URL: http://lib.rus. ec/b/191022/read
Магарил С. Бюрократия как отражение качества образования // Международный интернет-журнал «Русский глобус». 2008. № 6. URL: http://www.russian-globe.com/N76/Magaril.ByurokratiaKakOtrazhenieKachestvaObrazovania.htm
Полное собрание законодательства Российской империи : в 3 собр. Собр. 1 : в 45 т. Т. 31, № 24325. URL: http://www.nlr.ru/eres/law_r/search.php.
Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 10.11.1917 г. «Об уничтожении сословий и гражданских чинов». URL: http://www.zaki.ru/pagesnew.php?id=2119
 История становления и развития учреждений для подготовки сотрудников полиции (милиции) (на примере Забайкальского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/24

История становления и развития учреждений для подготовки сотрудников полиции (милиции) (на примере Забайкальского края) | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 426. DOI: 10.17223/15617793/426/24