Статистические данные результатов выборов в рейхстаг Германии 1928-1932 гг.: к проблеме интерпретации источников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 427. DOI: 10.17223/15617793/427/24

Статистические данные результатов выборов в рейхстаг Германии 1928-1932 гг.: к проблеме интерпретации источников

Рассматривается вопрос об источниках статистических данных по выборам 1928-1932 гг. в рейхстаг Веймарской республики, разночтениях и неточностях различных интерпретаций этих данных. Выявлены четыре группы данных и их интерпретаций, неточности в данных, используемых отечественными исследователями, внесен ряд дополняющих выводов к существующим расчетам. В частности, пересмотру подверглись данные по проценту явки избирателей, количеству не пришедших на выборы избирателей в сумме с недействительными бюллетенями, процентные данные по голосованию за основные партии Веймарской республики.

Statistical data of the Weimar Reichstag 1928-1932 elections results: on the interpretation of the sources.pdf Если обратиться к данным результатов выборов в рейхстаг Веймарской республики, то обращает на себя внимание тот факт, что используемые исследователями числа часто сильно различаются. Анализ источников этих данных показывает, что в них изначально заложены некоторые неточности, которые при интерпретации начинают давать серьезные расхождения в исследовательских работах. Это определяет актуальность рассмотрения данной проблемы и необходимость пересмотра ряда положений. Сводная таблица данных в Советской исторической энциклопедии (СИЭ) стала основной для советских исследователей [1. С. 324]. В самом крупном исследовании советского времени, посвященном приходу нацистов к власти, А. А. Галкин оперировал данными этой таблицы, но по ряду позиций сделал корректировку, основываясь на работах западногерманских авторов 1950-1960-х гг. Так, за национал-социалистов (НСДАП), по мнению автора, проголосовало на выборах 1930-1932 гг. не 18,3 и 37,4%, а 18,5 и 37,1% соответственно [2. С. 162, 171-172]. (Следует учитывать явную описку при публикации на стр. 165, где процент голосов, поданных за нацистскую партию, указывается как 31% для июля и 26,4% для ноября 1932 г.) Пересмотрел А.А. Галкин и данные по проценту избирателей, пришедших к избирательным участкам на выборах в рейхстаг 19281932 гг.: 1928 г. - 74,5%, 1930 г. - 81,4%, июль 1932 г. -83,5% [Там же]. В дальнейшем советские исследователи и из так называемого социалистического лагеря, а за ними и российские ученые использовали данные СИЭ или данные с корректировками Галкина [3. С. 68-69; 4. С. 123; 5. С. 335; 6. С. 246]. Новый пересмотр данных о выборах в рейхстаг Веймарской республики в отечественной историографии произошел уже в начале XXI в. Основной методологический подход - заимствование данных из различных исследований. Одна из таких работ выполнена коллективом авторов из Ставрополья (А. А. Аникеев, Г.И. Кольга, Н.Е. Пуховская) [7]. Главный недостаток труда с источниковедческой точки зрения - это то, что источник используемых данных не всегда возможно установить. Так, например, указана явка избирателей на выборах в рейхстаг 1928 г. как 75,5%, с отсылкой на издание «Немецкая история. 1933-1945: документы по внутренней и внешней политике» под ред. В. Михалки (Deutsche Geschichte. 1933-1945) [1. С. 92], однако в самом издании указан иной процент -75,6 [8. S. 342]; 83,4% явки избирателей на выборы в рейхстаг в июле 1932 г. дается со ссылкой на работу Манштайна, но там нет таких данных [9. S. 125-126]. Процент голосов избирателей, отданных на выборах 31 июля 1932 г. за Компартию Германии (КПГ), указывается как 14,3, а для НСДАП - 37,3 [7. С. 95], но, к сожалению, отсутствуют ссылки на источник. Общая ссылка на весь блок рассуждений дается на работу Манштайна, где этих данных нет [7. С. 95; 9. S. 125126]. Следует отметить и ряд мелких неточностей. Так, например, для данных по выборам 6 ноября 1932 г. идет отсылка к изданию «Документы к немецкой истории» (Dokumente zur Deutschen Geschichte. 19291932), но их происхождение из другого источника -«Немецкая история. 1933-1945» (Deutsche Geschichte. 1933-1945: Dokumente zur Innen und Aussenpolitik) [8. S. 342; 10. S. 110-111]. Противоречия в приводимых данных встречаются и внутри самого текста исследования: так, данные по явке для сентябрьских выборов 1930 г. даются то 81,4%, то 82% [7. С. 92-93]. При этом обращает на себя внимание, что приводимые цифры сходны с теми, что использовал А. А. Галкин. Еще один пример публикации отличных данных по выборам в рейхстаг Германии 1928-1932 гг. - это современное учебное пособие по истории Германии под общей редакцией Б. Бонвеча, где приводятся данные из исследования Хорста Мёллера [1. С. 324; 11. С. 369; 12. S. 265]. Сводные таблицы из СИЭ, «Deutsche Geschichte. 1933-1945» и исследования Хорста Мёллера основывались на первоисточнике - «Статистическом ежегоднике Немецкого государства» («Statistisches Jahr-buch fur das Deutsche Reich», StJDR), выпускавшемся статистическим управлением Германии. Х. Мёллер фактически приводит данные ежегодников 19281935 гг., но вместо абсолютных чисел дает пересчет в процентах. СИЭ и «Deutsche Geschichte» предоставляют переработанные данные, дополненные и исправленные на основании работ различных исследователей. СИЭ, «Dokumente zur Deutschen Geschichte 19291932», «Deutsche Geschichte 1933-1945», таблица из которого основывается на «Dokumente zur deutschen Verfassunggsgeschichte» под редакцией Эрнста Хубера (Huber), назовем первой группой данных по выборам в рейхстаг Германии 1928-1932 гг. [1. С. 324; 8. S. 342; 13. S. 98; 14. S. 669; 15. S. 16-26]. При общей принципиальной схожести, следует отметить, что внутри группы существуют разночтения. Так, в сводной таблице в «Deutsche Geschichte 1933-1945» встречаются два разночтения с данными СИЭ: 1) 11,9% вместо 11,7% голосов избирателей у Zentrum (партия Центра) на ноябрьских выборах 1932 г., 2) и для тех же выборов 16,9% у КПГ вместо 16,8% [8. S. 342]. (Упомянем и еще одно, выходящее за рамки данной работы: в результате выборов в рейхстаг в марте 1933 г. одно парламентское место Баварской народной партии (БНП) отдается партии Центра - 18 вместо 19 и 74 вместо 73 соответственно [Ibid. S. 342]). Вторую группу представляет исследование Хорста Мёллера [16. S. 539]. Результаты голосования по партиям, а также явка избирателей в процентном выражении отличаются у Мёллера по большинству позиций [17. S. 265] (табл. 2). В третью группу мы отнесли современные немецкие сводные данные, представленные на электронном ресурсе gonschior.de/weimar/Deutschland (gonschior.de, или электронный ресурс) [12]. Представленные здесь данные в основном соответствуют первой группе, с оговоркой, что цифры даются по сотые после запятой, а группе 1 происходит округление до десятых. Однако существуют три разночтения с первой группой. Для партии Центра на июльских 1932 г. выборах 12,44%, что равно при округлении 12,4%, а не 12,5%, как в группе 1; 2) 11,93% вместо 11,7% для партии Центра на ноябрьских выборах 1932 г.; 3) 16,86% у КПГ вместо 16,8% на тех же ноябрьских. Что касается второго и третьего разночтения, то они имеют мест только с СИЭ, но не со всей первой группой [Там же]. Четвертую группу, на наш взгляд, составили данные из «Выборы и голосование в Веймарской республике» (Wahlen und Abstimmungen in der Weimarer Re-publik: Materialien zum Wahlverhalten, 1919-1933; далее - Выборы и голосование) Ю. Фальтера, Т. Лин-денбергера и С. Шуманна [12. S. 41, 44]. Данные по количеству избирателей разнятся в изданиях «Статистический ежегодник» и «Выборы и голосование» для выборов 1932 г., с электронным ресурсом - и для выборов 1930 г. Данные электронного ресурса в этом вопросе следуют изданию Фальтера, Линденбергера и Шуманна, различаясь только в выборах 1930 г. (табл. 2). Данные первой группы (Strief-ler, Huber, Deutsche Geschichte 1933-1945), учитывая принцип округления до сотен тысяч человек, не противоречат ни одной, ни другой группе. Сходная картина представляется и по явке избирателей на участки для голосования. Данные в «Выборы и голосование» вместе с электронным ресурсом незначительно отличаются от «Статистического ежегодника» по ноябрьским выборам 1932 г., а между собой разнятся почти на 1,3 млн избирателей в данных явки на выборы 1930 г., при этом данные «Статистического ежегодника» и «Выборы и голосование» здесь совпадают (с учетом округления). Округленные цифры первой группы и здесь не противоречат ни одной из групп. По действительным бюллетеням «Статистический ежегодник» и первая группа, учитывая округление чисел, совпадают почти во всех значениях со всеми источниками данных. Существенная разница проявляется на ноябрьских выборах 1932 г., где в «Статистическом ежегоднике» почти на 1 тыс. действительных бюллетеней больше. Количество действительных бюллетеней, приводимых электронным ресурсом, существенно отличается для выборов 1930 г. - на 14 тыс. бюллетеней. Количество недействительных бюллетеней избирателей, приведенное в «Статистическом ежегоднике», сильно разнится с первой группой и незначительно расходится с данными в «Выборы и голосование» (расхождения в данных по ноябрьским 1932 г. выборам и мартовским 1933 г.) (см. табл. 3). В количестве бюллетеней, признанных недействительными, электронный ресурс явно представляет промежуточный вариант между «Статистическим ежегодником» и «Выборы и голосование». «Статистический ежегодник» и «Выборы и голосование» различаются по количеству недействительных бюллетеней для выборов ноября 1932 г. и марта 1933 г. С данными «Статистического ежегодника», «Выборы и голосование» и электронный ресурс расходятся в количестве бюллетеней, признанных недействительными на ноябрьских выборах 1932 г.; данные «Статистического ежегодника» и «Выборы и голосование» отличаются от электронного ресурса по недействительным бюллетеням для выборов 1930 г., где последний дает на 13 тыс. больше недействительных бюллетеней, чем в указанных двух изданиях. Эти расхождения имеют прослеживаемую корреляцию с различным определением количества избирателей, явки на избирательные участки и числа действительных бюллетеней (табл. 2, 3). С учетом всех замечаний данные первой группы в общем совпадают в округленном виде с данными «Статистического ежегодника» и «Выборы и голосование» по общей явке и действительных бюллетеней (количеству проголосовавших), расходятся с электронным ресурсом вместе с ними в данных действительных бюллетеней для выборов 1930 г., однако значительно отличаются от всех по количеству недействительных бюллетеней. Следует признать, что служащие германского статистического управления 1930-х гг. определяли процент недействительных бюллетеней от общего числа избирателей вместо общего числа пришедших на выборы. Эта же ошибка расчётов перешла и в сводные данные Мёллера. Верный подсчет недействительных бюллетеней произведен для каждой группы в строке 10 табл. 3 (так же неверно производить подсчет из числа действительных бюллетеней, как приведено в строке 6 табл. 3 для сравнения). Подытоживая проблему недействительных бюллетеней и проблемы расчета явки избирателей, для разных групп определенных источников отметим следующее. По версии первой группы, на выборах 19281933 гг. в рейхстаг Веймарской республики процент недействительных бюллетеней составлял от 0,64 до 1,43, для третьей и четвертой группы - от 0,72 до 1,32 (gonschior.de, «Выборы и голосование») (табл. 3). Расчеты третьей и четвертой групп более точны в этом вопросе. Средний показатель процента недействительных бюллетеней для парламентских выборов Германии в 1930-1933 гг. составлял 0,88 для данных третьей и четвертой или 0,9 - для первой группы, что значительно больше, чем на президентских выборах марта-апреля 1932 г. (табл. 3). Наши подсчеты общего количества «неопределившихся избирателей» (тех, кто не пришел на избирательные участки для голосования или чей бюллетень был признан недействительным) несколько разнятся с расчетами Генриха Штрифлера [17. S. 23] (см. табл. 4). Так, между выборами 1928 и 1930 гг. немецкий исследователь устанавливает разницу в -2,9 млн голосов, а по нашим подсчетам получается -2,5 млн голосов, что на 0,4 млн больше (т.е. количество избирателей, чьи голоса никому не достались, уменьшилось на 2,5 млн). В 0,9 млн избирателей Штрифлер устанавливает разницу между выборами 1930 г. и июля 1932 г., а у нас получается -0,6 млн. Что касается разницы между июльскими и ноябрьскими выборами 1932 г., то данные наших подсчетов действительных бюллетеней почти совпадают с расчетом немецкого исследователя с разницей в 40 тыс. бюллетеней: по мнению Штрифлера, стало на 1,6 млн меньше, в наших подсчетах эта цифра составляет 1,56 млн. Как уже указывалось, неверность подсчета процента явки избирателей на выборы в «Статистическом ежегоднике» и у Мёллера заключается в том, что явка высчитывается из действительных бюллетеней, а не из общего числа пришедших на выборы. В связи с этим происходят расхождения в данных второй группы (StJDR, Мёллер) с данными первой группы (СИЭ, Hu-ber, Deutsche Geschichte), третьей (gonschior.de) и четвертой («Выборы и голосование»). Такой подсчет неправомерен, так как явка должна определяться по общему количеству пришедших на избирательные участки избирателей. Таким образом процент явки избирателей более точен в группах 1, 3 и 4 и неверен в «Статистическом ежегоднике» и у Мёллера. Так же некорректны вносимые исследователями поправки к данным первой группы, указанные выше и в таблице в конце (табл. 2). Данные по абсолютным числом голосов, отданных избирателями за Социал-демократов (СД1II ), Компартию (КПГ) и НСДАП, в группе 1 и 2 (StJDR) совпадают (разница в степени округления) (табл. 1, 2). В «Выборы и голосование» приводимые абсолютные значения для данных партий расходятся с группами 1 и 2 в показателях выборов 1924 и 1932 гг. - различия в количестве избирателей, общей явке и действительных бюллетенях естественным образом влекут эти расхождения. Однако приведенные данные в процентах у них почти не различаются и зависят от степени округления. Самое серьезное разночтение имеет отношение к июльским выборам 1932 г., где издания группы 1 указывают 14,56% голосов за КПГ, группы 3 - 14,56%, а группы 4 - 14,5%. Процентные доли, рассчитанные Х. Мёлле-ром на основании абсолютных чисел «Статистического ежегодника», являются неточными. Таким образом, общая явка избирателей в процентном выражении наиболее точна в первой (Huber, Deutsche Geschichte 1933-1945, СИЭ [1. С. 324; 8. S. 342; 14. S. 669]), третьей (gonschior.de) и четвертой («Выборы и голосование») [12. S. 41, 44]) группах. В них же (для первой группы - с указанными в статье поправками и уточнениями) верно указан процент голосов избирателей, поданных за партии. Данные по бюллетеням, признанными действительными и недействительными, верно отражены в третьей и четвертой группах. Т а б л и ц а 1 Процент голосов избирателей, отданных за основные п в рейхстаг, по раз, ии Веймарской республики на выборах в 1928-1932 гг. тым источникам Партии 20 мая 1928 г. 14 сентября 1930 г. 31 июля 1932 г. 6 ноября 1932 г. Источник СДПГ 29,8 24,5 21,6 20,4 СИЭ [1. С. 324] 28 24,5 21,5 20,4 Moller [17. S. 265] 29,8 24,5 21,6 20,4 Falter, Lindenberger, Schumann [12. S. 44] 29,76 24,53 21,58 20,44 gonschior.de/weimar КПГ 10,6 13,1 14,6 16,8* СИЭ 10,6 13,1 14,2 16,8 Moller 10,6 13,1 14,5 16,9 Фальтер 10,62 13,13 14,56 16,86 gonschior.de/weimar НСДАП 2,6 18,3 37,4 33,1 СИЭ 2,6 18,3 37,2 33,0 Moller 2,6 18,3 37,4 33,1 Falter, Lindenberger, Schumann 2,63 18,33 37,36 33,09 gonschior.de/weimar * 16,9% в «Huber» и «Deutsche Geschichte 1933-1945». Т а б л и ц а 2 Общее количество и процент явки избирателей на выборах 1928-1932 гг. в рейхстаг Германии по различным источникам Год 1928 1930 1932, VII 1932, XI Источник Кол-во избирателей 41 224,7 42 957,7 44 226,8 44 373,7 Статистический ежегодник (StJDR), Moller [16. S. 539; 17. S. 265] 41 224 678 42 957 675 44 211 216 44 374 085 Falter, Lindenberger, Schumann [12. S. 41] 41 224 678 42 982 912 44 211 216 44 374 085 gonschior.de/weimar/ 41,2 43,0 44,2 44,4 Striefler, Huber, Deutsche Geschichte 1933-1945 [8. S. 342; 14. S. 669; 15. S. 16] StJDR (сумма действитель 31 165,8 35 225,8 37 162,1 35 759,1 ных и недействительных бюллетеней) [16. S. 539] 31 165 789 35 225 758 37 162 081 35 758 259 Falter, Lindenberger, Schumann [12. S. 41] 31 165 789 35 224 499 37 162 081 35 758 259 gonschior.de/weimar/ Huber, Deutsche Geschichte Явка 31,2 35,2 37,2 35,7 1933-1945 [8. S. 342; 14. S. 669] 27 080 120 34 972 000 36 832 000 35 472 000 СИЭ [1. С. 324] (если сложить данные) Dokumente zur Deutschen G 1929-1932 [13. S. 97] 27 080 120 34 972 000 36 832 000 35 472 000 (если посчитать сумму всех голосов за различные партии) 30 753,3 34 970,9 36 882,4 35 471,8 StJDR [16. S. 539] 30 753 247 34 970 857 36 882 354 35 470 788 Falter, Lindenberger, Schumann [12. S. 41] Действ. 30 753 247 34 956 471 36 882 354 35 470 788 gonschior.de/weimar/ бюллетеней 30 753 247 34 970 857 36 882 394 35 470 788 Moller [17. S. 265] 34,971* Huber, Deutsche Geschichte 30,753 36,882 35,471 1933-1945 [8. S. 342; 14. S. 669] 74,60 81,41 83,39 79,93 StJDR, Moller [16. S. 539; 17. S. 265;] СИЭ, Huber, Deutsche Ge- 75,6 82 84 80,6 schichte 1933-1945 [1. С. 324; Явка, % 8. S. 342; 14. S. 669] 75,6 82 84,1 80,6 Falter, Lindenberger, Schumann [12. S. 44] 75,6 81,95 84,06 80,58 www.gonschior.de/weimar [12] 74,5 81,4 83,5 - Галкин [2. С. 162, 171-172] 75,5 81,4 или 82 83,4 - Аникеев [7. С. 92, 95] * В «Deutsche Geschichte 1933-1945» ошибочно стоит «34,571», в СИЭ - 34,971. Т а б л и ц а 3 Количество недействительных бюллетеней на выборах 1928-1933 гг. в рейхстаг по группам данных Данные Год выборов 1928 1930 1932, VII 1932, XI 1933 1 Избирателей, тыс. 41 224,7 42 957,7 44 226,8 44 373,7 44 685,8 2 Проголосовавших 30 753,3 34 970,9 36 882,4 35 471,8 39 343,3 StJDR, Moller 3 Недейств. бюллетеней, тыс. 412,5 254,9 279,7 287,3 311,7 [16. S. 539; 17. S. 265] 4 Процент недейств. 1,00 0,59 0,63 0,64 0,69 5 Соотношение рядов 3-1 1,00 0,59 0,63 0,65 0,7 6 Соотношение рядов 3-2 1,34 0,73 0,76 0,81 0,79 Falter, Lindenberger, Schumann [12. S. 44] 7 Явка на выборах, тыс. 31 165 789 35 225 758 37 162 081 35 758 085 39 658 310 8 Проголосовавших, тыс. 30 753 247 34 970 857 36 882 354 35 470 788 39 343 302 9 Недейств. бюллетеней, тыс. 412 542 254 901 279 727 287 471 315 008 10 Недейств. бюллетеней, % 1,32 0,72 0,75 0,8 0,79 7 Явка на выборах, тыс. 31 165 789 35 224 499 37 162 081 35 758 259 39 655 029 www.gonschior.de/weimar 8 Проголосовавших, тыс. 30 753 247 34 956 471 36 882 354 35 470 788 39 343 311 9 Недейств. бюллетеней, тыс. 412 542 268 028 279 727 287 471 311 698 10 Недейств. бюллетеней, % 1,32 0,76 0,75 0,8 0,79 7 Явка на выборах, тыс. 31 200 35 200 37 200 35 700 39 700 Группа 1 8 Проголосовавших, тыс. 30 753 34 971 36 882 35 471 39 343 [8. S. 342; 14. S. 669] 9 Недейств. бюллетеней, тыс. 447 229 318 229 357 10 Недейств. бюллетеней, % 1,43 0,65 0,86 0,64 0,9 Т а б л и ц а 4 Количество не принявших участие в выборах в сумме с бюллетенями, признанными недействительными, для выборов 1928-1933 гг. в рейхстаг Германии, тыс. Год выборов 1928 1930 1932-1 1932-2 1933 1 Избирателей, тыс. 41 224,7 42 957,7 44 226,8 44 373,7 44 685,8 2 Действительных бюллетеней 30 753,3 34 970,9 36 882,4 35 471,8 39 343,3 3 Не проголосовавшие (разница между кол-вом избирателей и действительными бюллетене-ями) 10 471,40 7 986,80 7 344,40 8 901,90 5 342,50 4 Разница в кол-ве не проголосовавших с предыдущими выборами -2 484,60 -642,40 1 557,50 -3 559,40 5 Разница в кол-ве не проголосовавших + с предыдущими выборами у Штрифлера [15. S. 23] -2 900 -900 1 600 -3 500

Ключевые слова

Рейхстаг 1928-1932, выборы в Германии, Веймарская республика, источники по электоральной истории Германии, Reichstag 1928-1932, elections in Germany, Weimar Republic, sources on electoral history of Germany

Авторы

ФИООрганизацияДополнительноE-mail
Шульц Эдуард ЭдуардовичЦентр политических и социальных технологийканд. ист. наук, директорnuap1@yandex.ru
Всего: 1

Ссылки

Советская историческая энциклопедия. М. : Сов. энциклопедия, 1963. Т. 4.
Галкин А. А. Германский фашизм. 2-е изд., доп. М. : Наука, 1989.
Ватлин А.Ю. Германия в XX веке. М. : РОССПЭН, 2002.
Гинцберг Л.И. Фракционная борьба в КПГ в канун прихода Гитлера к власти. Новые материалы // Вопросы истории. 2001. № 6. С. 116-125.
Кульбакин В.Д. Очерки Новейшей истории Германии. М. : Изд-во соц.-экон. лит., 1962.
Руге В. Как Гитлер пришел к власти: германский фашизм и монополии / пер. с нем. М. : Мысль, 1985.
Аникеев А. А., Кольга Г.И., Пуховская Н.Е. НСДАП: идеология, структура и функции. Ставрополь : Изд-во СГУ, 2001.
Deutsche Geschichte 1933 - 1945: Dokumente zur Innen und Aussenpolitik / hrsg. von W. Michalka. Frankfurt a/M. : Fischer-Taschenbuch- Verlag, 1993.
Manstein P. Die Mitglieder und Wahler der NSDAP. 1919-1933: Unters zu ihrer schichtmassigen Zusammensetzung. 2 Uberarb. Aufl. Frankfurt a/M., 1989.
Dokumente zur Deutschen Geschichte. 1929-1932. Berlin : VEB Deutscher Verlag der Wissenschaften, 1975.
Результаты выборов в германский рейхстаг (1928-1932 гг.) // История Германии : учеб. пособие : в 3 т. / под общ. ред. Б. Бонвеча. Т. 3: Документы и материалы. М. : КДУ, 2008.
Reichstagswahlen 1919-1933. Das Deutsche Reich. URL: http://www.gonschior.de/weimar/Deutschland/Uebersicht_RTW.html
Falter J.W., Lindenberger T., Schumann S. Wahlen und Abstimmungen in der Weimarer Republik: Materialien zum Wahlverhalten, 1919-1933. MUnchen : Beck, 1986.
Dokumente zur deutschen Verfassunggsgeschichte / hrsg. von Ernst Rudolf Huber. Stuttgart : Verlag W. Kohlhammer, 1992. Bd. 4.
Striefler H. Deutsche Wahlen in Bildern und Zahlen. DUsseldorf : Wende-Verlag W. Hagemann, 1946.
Statistisches Jahrbuch fur das Deutsche Reich. Herausgegeben vom Statistischen Reichsamt. Zweiundfunfzigster Jahrgang. 1933. Berlin : Verlag von Reimar Hobbing in Berlin SW 61, 1933.
Moller H. Weimar: die unvollendete Demokratie. MUnchen : Deutscher Taschenbuch Verlag, 1990.
 Статистические данные результатов выборов в рейхстаг Германии 1928-1932 гг.: к проблеме интерпретации источников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 427. DOI: 10.17223/15617793/427/24

Статистические данные результатов выборов в рейхстаг Германии 1928-1932 гг.: к проблеме интерпретации источников | Вестн. Том. гос. ун-та. 2018. № 427. DOI: 10.17223/15617793/427/24